Размышлял недавно над тем, что такого должно произойти, чтобы наконец спала волна курсов «Стань джуном за 3 месяца». Да и вообще о судьбе Edtech в России. Если коротко: кажется, Edtech сам роет себе могилу.

Дисклеймер: к самой концепции онлайн‑обучения отношусь крайне положительно. Например, если нужно подтянуть английский или дополнительно подготовить ребёнка к ЕГЭ, а ходить к репетитору неудобно и некогда — не вижу ничего плохого в том, чтобы записаться на двухмесячный курс или взять несколько онлайн‑занятий.

Я много лет работал в крупной уральской IT‑компании СКБ‑Контур, разрабатывал бухгалтерский продукт Эльба. В 2013 году вместе с партнёрами основал сервис аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка». Иными словами, больше 20 лет кручусь в IT и побывал на сотнях собеседований за это время.

Вот что есть сказать:

Edtech уже несколько лет предлагает любой кассирше из Дикси пройти онлайн-курс тестировщика/разработчика/аналитика и начать зарабатывать от 200 000 ₽/мес. И рынок действительно активно развивался, хотя и раньше айтишники без опыта не пользовались большим успехом на рынке труда.

Но в феврале прошлого года случилось то, что случилось. Многие зарубежные компании ушли, а количество вакансий в айти не только не выросло — оно сократилось. Всё потому, что в условиях кризиса компании в первую очередь уменьшают количество стартовых вакансий и закрывают программы стажировок. Получается, вакансий всё меньше, а выпускников IT-курсов с каждым днём всё больше. Об этом постоянно пишут ForbesРБК и другие.

Есть такая фраза: «Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живётся хуже». Полностью согласен. Но не понимаю вот чего: вроде же очевидно, что толпы вчерашних студентов и выпускников экспресс-курсов сейчас никому не нужны. Так почему же Edtech упорно продолжает их плодить, гарантируя трудоустройство и высокий уровень дохода?

Разработчиков принято разделять по профессиональным навыкам на три уровня:

  • Джун — работает над простыми задачами под руководством опытных коллег;

  • Мидл — может решать сложные задачи или писать код самостоятельно, старшие коллеги проверяют только результаты;

  • Сеньор — всё делает сам: пишет код, занимается архитектурой, обучает младших коллег. Решает сложные задачи и отвечает за результаты.

Многие двух- и трехмесячные онлайн-курсы опрометчиво обещают научить разработке с нуля и до уровня уверенного джуна. Вот только «джун» — это уже давно не вчерашний студент без опыта работы.

Джун сегодня — это специалист с опытом коммерческой разработки не менее года. В крупных проектах планка ещё выше. Конечно, такому специалисту тоже потребуется помощь наставника, но многие задачи он уже умеет делать самостоятельно. Потому что джун — хоть и младший, но уже специалист.

Компании ищут джунов, способных довольно быстро вырасти в мидла. А выпускники онлайн-курсов частенько остаются вечными джунами.

Жаль, что в рекламе курсов не говорится о том, что:

  • Заканчивает такие курсы обычно не больше 25% учащихся.

Не всякий кассир из Дикси осилит. Разработка — штука не простая. Опыт показывает, что если человек не был склонен к программированию самостоятельно (не пытался изучить, не делал самостоятельных шагов), а пошёл, потому что модно или выгодно, то курсы не помогут начать думать нужным образом.

  • В большинстве компаний новичка с корочкой онлайн-курсов не пригласят даже на первичное собеседование.

На рынке труда очень много новичков и специалистов «широкого профиля», но не хватает людей с более глубокой экспертизой. И это касается не только айтишников, но и бухгалтеров, юристов, маркетологов.

  • Зарабатывать заявленные 200 000 ₽/месяц ты начнёшь ой как не скоро.

Уж точно не после двухмесячного курса, а в лучшем случае через 3-4 года. И только в случае успешного трудоустройства и усердной работы.

Смешно ещё и то, как некоторые платформы онлайн-образования используют инфоповоды, которыми нас щедро снабжает государство. Например, осенью прошлого года можно было наблюдать тонны статей и рекламных объявлений, гласящих:

«Отсрочка от мобилизации для айтишников. Войти в IT за 3 месяца».

«Успей освоить новую специальность. Льготная ипотека для айтишников».

Жаль тех, кто повёлся и купил курс. Мобилизация закончилась раньше, чем обучение. Да и вообще нет никаких гарантий, что при повторной волне мобилизации айтишники вновь будут освобождены.

А ещё, даже опытному айтишнику получить льготную ипотеку бывает непросто. Например, мне вот не удалось. Хотя «Кнопка» аккредитована в Минцифры, давно входит в IT-кластер Сколково и реестр отечественного ПО. Кстати, там довольно интересный кейс вышел. Когда я написал об этом в одной запрещенной соцсети, мне ответил Министр цифрового развития Максут Шадаев. Для любопытных подробности тут.

У меня есть несколько знакомых из сегмента Edtech. Они делились, что процент повторных продаж стремится к нулю. То есть, купив курс однажды, человек практически никогда не купит другой курс у этой же компании.

Кто-то с первого раза понимает, что освоить сложную профессию за несколько месяцев не вышло, и решает не тратить деньги на освоение чего-то ещё.

А кто-то думает: раз ничего не вышло, значит курс был плохим. Пойду куплю другой, у конкурентов.

В любом случае, при низком уровне повторных продаж и нарастающем недовольстве от «несбывшихся обещаний», рынок онлайн-образования рискует схлопнуться в ближайшие 5-10 лет. По крайней мере та его часть, которая обещает любому легкий и быстрый вход в айти, гарантирует трудоустройство и высокий доход.

Комментарии (6)


  1. vpert
    18.07.2023 13:42
    +1

    Кажется, что в статье просто написаны вещи, которые итак все понимают.

    Схлопнутся проекты инфоцыган, которые обещают много и быстро, обманывают покупателей. А проекты, которые длительно и методично чему-то учат останутся.

    И не поспоришь ведь.


  1. suurtoll
    18.07.2023 13:42
    +5

    Мобилизация закончилась

    Номер указа президента об окончании мобилизации не подскажете? Не подскажете. Потому что его не было.


  1. Wrench_IT
    18.07.2023 13:42
    +2

    Перечисленные в статье факторы я бы назвал сопутствующими. Камень преткновения, благодаря которому цветут и пахнут (неприятно) третьесортные курсы заключается в том, что ни один ВУЗ не выпускает профессионалов в том или ином направлении.

    Как сейчас: можно поступить на факультет с пространным названием "Информационные технологии", где научат фундаментальным вещам в лучшем случае и... предложат ворох ознакомительных дисциплин, ни одна из которых при этом не сделает из студента полноценного специалиста (не говоря уже о том, что во многом предложенная информация бывает устаревшей). В итоге студент тратит впустую уйму времени, после чего еще в обязательном порядке вынужден самообразовываться или же искать профильные курсы. По этой же причине, кстати, чуть ли не каждое собеседование превращается в мини-экзамен, поскольку даже диплом установленного образца не говорит о знаниях и навыках кандидата ровным счетом ничего. И даже у тех, кто решил осознанно свитчнуться, возникает резонный вопрос: "А зачем мне тратить время на второе высшее, если от него нет толку?" Не говоря уже о разного рода вайтишниках, которых влекут исключительно большие зарплаты и разного рода плюшки. Так и рождается спрос на курсы, качество которых новичку практически невозможно оценить, а в отсутствие контроля и ответственности Edtech нынче творит полную дичь, заманивая доверчивых слушателей обещаниями разной степени лживости.

    Как, по моему мнению, должно быть: четкая специализация и ничего лишнего (побочные предметы вроде философии и экономики вообще отправить в топку). На первых курсах тебе читают Computer Science, далее — специализация в выбранном направлении (фронтэнд, бэкэнд, мобильная разработка и т.д.), где уже изучаются профильные для направления технологии, паттерны проектирования, производственные циклы соответствующих приложений и т.д. На выходе мы получим уже не сферического в вакууме ITшника, которому еще необходимо с нуля учить нужный язык, фреймворки и прочее, а готового специалиста, который уже способен что-то самостоятельно делать. В идеале это все дополнить интернатурой, как в медицине, чтобы еще год было обучение на производстве.

    На выходе получим: дипломы вновь ценятся, необходимость в собеседованиях-экзаменах отпадает, повышается общий уровень новичков в IT, что благоприятно сказывается на отрасли, Edtech либо подтягивается, предлагая действительно ценные курсы, позволяющие всем заинтересованным расти, как специалисты, либо канет в Лету как явление. А пока этого не будет, имеем что имеем.


    1. hardtop
      18.07.2023 13:42
      +1

      Идея здравая (избавиться от лишней философии). Но институт - место довольно инерционное. Если бекенд ещё худо-бедно устаканился, то фронт - настоящие безумие: смена парадигм в реакте, вю тоже поменялся с КомпозишнАПИ. МодульФедерейшеном можно не только детей пугать, но и взрослых. ИТ довольно подвижный сектор - в юности нам давали паскаль и бейсик. Где они сейчас? Хорошо, если сейчас в институте дают ПХП и jQuery. За мою жизнь только Си и С++ более-менее остались в ходу.

      Это математику преподавали тучу лет - всё отточили в процессе. А тут разброд и шатание. Помните, когда все поголовно бросились в ООП? Джаву придумали (ненавижу её всеми фибрами души из-за web-apps). Потом решили, что можно и простых функций добавить - и вот есть Котлин. Перл взлетел на заре веба, и так же канул в лету.

      Я к тому, что не так просто выбрать стек технологий, чтобы было и устойчиво, и модерново.


  1. vitalist84
    18.07.2023 13:42

    Может конечно и число вакансий IT снизилось, но все равно пока еще остается кадровый в IT сфере. Кадровый голод, ставка госудстарства, финтеха на IT, бурное развитие индустрии, возможность удаленной работы сделали з/п в IT сильно выше средней. Чтобы научить человека до уровня мидла с нуля, в среднем нужен не менее одного года интенсивного обучения. Такое обучение будет дорого стоить, и окажется непривлекательным для вайтишников, edtech на нем много не заработает.

    Не нужно смотреть на эту проблему только с негативной стороны. Обучающиеся идут на риск, когда покупают такие курсы. Они за него платят, но даже если 1% из них сможет просочится и войдет в IT, то это будет в целом полезно для отрасли. Ну а для тех кто не осилит - они хотя бы поймут что это такое, скажут себе и другим "я попробовал, это не мое", узнают больше о себе и нашем сложном мире.


    1. Leetc0deMonkey
      18.07.2023 13:42

      Нет уже никакого кадрового голода в IT. И зарплаты вещь тоже довольно условная: если так же работать на износ, то и в других профессиях можно не хуже зарабатывать. Сейчас в айти вкатываться может либо фанат этого дела (тут всё понятно), либо просто не очень умный наивный человек.