Проект "Прорыв" известен многим, как попытка вырваться из тупика, в который зашли быстрые реакторы и замкнутый ядерный цикл. На примере свежей новости по испытаниям опытных топливных сборок в рамках этого проекта хочется показать, как вообще работают разработчики ядерного топлива, а точнее часть их работы.

Вчера появилась новость:Главный технолог проекта «Прорыв» Владимир Троянов сообщил о результатах послереакторных исследований первой комбинированной экспериментальной тепловыделяющей сборки (КЭТВС-1) со смешанным нитридным топливом.



Проектное изображение опытного центра с реактором БРЕСТ-300-ОД. МП — модуль переработки ОЯТ, МФР — модуль фабрикации/рефабрикации нового топлива производительностью 14,7 тонны топлива (по СНУП) в год.

Первые послереакторные исследования, проведенные в Государственном научном центре — НИИ атомных реакторов (ГНЦ-НИИАР), с точки зрения ученых дали феноменальные результаты.«Не обнаружены нарушения в целостности топливного столба, очень порадовала низкая деформация оболочек», — сообщил Владимир Троянов.Совокупность полученных экспериментальных данных показывает, что состояние твэлов с нитридным топливом удовлетворительное и их ресурс далеко не исчерпан.

Три года назад ГНЦ-НИИАР изготовил комбинированную экспериментальную ТВС, в состав которой вошли четыре экспериментальных твэла с нитридным топливом производства АО «ВНИИНМ им. академика А.А.Бочвара».  Сборка была загружена в реактор БН-600 на Белоярской АЭС. После того, как она отработала заданный ресурс, ее извлекли из реактора и на полгода поместили во внутриреакторное хранилище для снижения тепловыделения до допустимого уровня. Затем эта экспериментальная ТВС была возвращена в НИИАР для проведения послереакторных исследований. Первый цикл исследований был завершен в конце октября 2015 года. В целом, программа всех послереакторных исследований первой экспериментальной  тепловыделяющей сборки со смешанным нитридным топливом рассчитана до середины 2016 года. Она предусматривает различные, в том числе разрушающие исследования.

В настоящий момент шесть полностью изготовленных в АО «СХК» экспериментальных тепловыделяющих сборок со смешанным нитридным топливом находятся на испытании в реакторе БН-600. Кроме того, специалисты СХК приняли участие в изготовлении четырех комбинированных экспериментальных сборок.

Полученные результаты исследований лягут в основу лицензирования обоснования работоспособности нитридного топлива в быстрых реакторах. Результаты работ будут использованы при реализации проекта создания опытно-демонстрационного энергокомплекса в составе реакторной установки «БРЕСТ-ОД-300» и  пристанционных модулей по производству плотного топлива и переработке облученного плотного топлива на площадке АО «СХК».
==================================================================================================

О чем же здесь? Для начала надо напомнить, что одно из ключевых слов здесь — "нитридное": вместо стандартного диоксида урана UO2 тут планируется использовать нидрид урана UN и плутония PuN. Оксиды известны вдоль и поперек, наработав миллионы ТВС-лет в реакторе. Нитриды известны гораздо хуже, причем со всех сторон — как сделать порошок нитрида, топливную таблетку, как она ведет себя в реакторе, как взаимодействует с конструкционными материалами и теплоносителем и т.п. Почему они используются в "Прорыве"? Нитриды урана-плутония имеют большую плотность, а значит бОльшее удельное содержание делящихся материалов в активной зоне, меньше потери нейтронов и больший коэффициент воспроизводства плутония. С помощью нитридов Кв >1 можно получить для зоны без воспроизводящих экранов, что заметно упрощает эксплуатацию. Злые языки говорят кроме того, что нитриды выбраны потому, что оксиды всплывают в свинцовом теплоносителе, что не айс при разрушении твэла :)Итак, в рамках проекта прорыв планируются обширные исследования поведения нитридного топлива, в том числе путем изучения физико-химических характеристик облученного топлива.



Для чего планируется изготовить множество экспериментальных ТВС, какие-то из них будут нужны для определения поведения топлива "вообще", какие-то — для отличий в поведении топлива в будущих ТВС быстрых реакторов ПРОРЫВа от "вообще".

Верхняя строчка — и есть та ТВС, которая успешно была облучена в реакторе до 6% выгорания, потом "отлежалась" (ВРХ) и прошла послереакторные испытания (ПРИ). За ней следуют еще 4 совсем опытные КЭТВС, а затем и уже более приближенные к рабочим ТВС БРЕСТ-300 и БН-1200 на нитридном топливе ЭТВС-3...15

8% т.а. означает, что 8 процентов плутония в ТВС распадется (при этом из U238 наработается  примерно равное количество свежего плутония). Это весьма немало — вдвое больше, чем в современных реакторах с водой под давлением. В то же время, это всего половина от стартовой загрузки плутония в ТВС (17% тяжелого металла, остальное — U238) — и это одна из важнейших причин, почему быстрые реакторы нежизнеспособны без радиохимической переработки: уж слишком низкое топливоиспользование.

Как мы видим, выгорание на ЭТВС будет набираться постепенно, от ТВС к ТВС. Такие уровни дозовых повреждений достигаются непросто: распухает таблетки, охрупчивается и распухает материал оболочки, в твэле накапливаются газообразные продукты деления. Как исследуют эти воздействия на топливо, что происходит при загадочном ПРИ?

ТВС после облучения очень и очень радиоактивны. Поэтому все исследования ведутся дистанционно, в горячих камерах. Для начала ТВС разбирается или распиливается, что бы можно было достать отдельные твэлы. После этого начинается неразрушающее и разрушающее исследование твэлов.



Смотрим, нет ли деформации и повреждений.
Делаем рентгеновский снимок облученного топлива.


С помощью гамма-спектрометра выясняем распределение продуктов деления плутония вдоль твэла. Почему он имеет такую форму? Потому что интенсивность ядерной реакции неравномерна вдоль твэла:
Теперь нам нужно узнать следующий важный параметр — насколько ядерное топливо подвержено распуханию и растрескиванию. Прокалываем твэл и измеряем газовый состав внутри:
Отлично, всего 5% газообразных продуктов деления вышли в объем твэла, остальное заперто в матрице топлива. Режем твэл, фотографируем и измеряем формоизменение таблеток:
Топливо потрескалось… но насколько оно распухло? Измеряем геометрию
Видим, что изменение объема довольно прилично. Такое распухание не даст получить выгорание выше 4,5-5%. Однако оно имеет две природы — появление газовых пор внутри топлива и распухание кристаллической решетки за счет радиационного повреждения. Первое менее опасно, чем второе. После измерения объема образцов в жидкости, видим
Основной эффект привносит пористость, т.е. газообразные продукты. Что ж, возможно технологические изменения на этапе приготовления топливного порошка, прессования и спекания таблетки дадут лучшие результаты.

Примерно так, а порой и более хитрыми и сложными методами исследуют все новое топливо, сравнивая результаты с моделированием. Сложность, длительность, дороговизна таких исследований во многом определяет длительность и дороговизну любых разработок ядерной энергетики. Поэтому очень радует, когда видишь, что подобная работа в проекте Прорыв выполняется в соотвествии с графиком и результаты радуют создателей.

Комментарии (14)


  1. Mad__Max
    21.11.2015 15:11

    Делаем рентгеновский снимок облученного топлива.

    А что это за навитая проволока внутри ТВЭЛа? Имеется ввиду та, что внутри и похожа на пружину. Про навитую снаружи написано и более-менее понятно — как понимаю, просто чтобы ТВЭЛы при манипуляциях не прижимались вплотную к друг другу. А вот что за «пружина» внутри самого ТВЭЛа видная на рентген снимках?

    С помощью гамма-спектрометра выясняем распределение продуктов деления плутония вдоль твэла. Почему он имеет такую форму? Потому что интенсивность ядерной реакции неравномерна вдоль твэла:

    Хм, а почему Марганец-54 в средней части, где самые интенсивные реакции идут, наоборот имеет меньшую активность чем по краям ТВЭЛа?
    Он в нейтронном потоке как-то «дожигается» и превращается в какой-то другой изотоп, поэтому где реакции интенсивнее, там его меньше? Или куда иначе он девается?


    1. tnenergy
      21.11.2015 15:52
      +5

      навитая проволока внутри ТВЭЛа?

      Пружина, удерживающая топливный столб. Такие есть во всех твэлах. Кстати, твэл правильно писать маленькими буквами, это слоговое сокращение.

      >Хм, а почему Марганец-54 в средней части, где самые интенсивные реакции идут, наоборот имеет меньшую активность чем по краям ТВЭЛа?

      Марганец из стальной оболочки твэла — продукт активации. В концах твэла, понятное дело, конструкционной стали больше, чем в середине, а нейтронное поле определяет степень активации исходного Mn55 в реакциях ?,n или n,2n. Почему из всех изотопов марганца для контроля используется именно этот сложно сказать, но это измерительная селекция, там должен быть и Mn56, и другие изотопы.


      1. AlexanderG
        21.11.2015 16:19

        А пики рубидия и цезия внизу твэла — таблетки осыпались?


        1. tnenergy
          21.11.2015 16:45
          +1

          На рентгеновском снимке видно что там какая-то хитрая конструкция — внизу топливо, выше проставка, еще топливо. Вот от нижней таблетки и пики.


          1. AlexanderG
            24.11.2015 02:03

            Судя по неровному излому нижней кромки топливного столба, мне всё же кажется, что это может быть осыпавшееся топливо…


            1. tnenergy
              24.11.2015 21:05

              Ага, есть такое. Не все так радужно у разработчиков нитридного топлива, говорят :)


      1. Mad__Max
        21.11.2015 16:44
        +1

        Она там для компенсации расширения таблеток нужна? (как теплового, так и радиационного «распухания»)

        А откуда сталь? Я всегда думал, что оболочки из сплавов циркония и подобных металлов делают, как раз по причине того что железо из любых марок стали хорошо поглощает нейтроны (и за счет этого будет как большая потеря ценных нейтронов, так и дополнительный выход никому не нужных радиоактивных отходов)

        Или это экспериментальные твэлы зачем-то стальные делают?


        1. tnenergy
          21.11.2015 16:52
          +2

          >Она там для компенсации расширения таблеток нужна? (как теплового, так и радиационного «распухания»)

          Ага.

          >А откуда сталь? Я всегда думал, что оболочки из сплавов циркония и подобных металлов делают

          Для реакторов на тепловых нейтронах — да, цирконий. Для быстрых сталь имеет примерно такие же нейтронные характеристики и лучше — механические/коррозионные.


    1. AlexanderG
      21.11.2015 16:17

      А что это за навитая проволока внутри ТВЭЛа? Имеется ввиду та, что внутри и похожа на пружину.

      Это действительно пружина:
      image

      Полагаю, она необходима для компенсации температурного расширения топлива (а оно весьма значительно при рабочих температурах до 2000°C) и для правильного расположения топливных таблеток внутри твэла.


  1. tnenergy
    21.11.2015 15:51
    +1

    .


  1. xilix
    21.11.2015 17:55
    +1

    А что на первом изображении делает мечеть?


    1. tnenergy
      21.11.2015 18:12
      +20

      Это не мечеть, это храм бога быстрых нейтронов, их часто путают.


  1. alexhott
    21.11.2015 18:35

    да уж технология посложнее чем бензин из нефти сделать с присадками.
    но все же думаю что в наше время работа по разработке нового ЯТ идет куда легче и быстрее чем для первого реактора


    1. tnenergy
      21.11.2015 18:52
      +8

      Да как вам сказать. Требования к топливу для первого реактора были пониже, чем сейчас :)