image

Недостаток времени — одна из главных проблем современного человека. Особенно, если тот увлекается видеоиграми. Сейчас нам тяжело выделить минуту даже для новинок, что уж говорить о затёртых до дыр полюбившихся проектах из прошлого. Тем не менее, очередное перепрохождение «Космических Рейнджеров» почему-то не кажется чем-то зазорным.

Отставив хитросплетённый сюжет на второй план, разработчики из ныне упразднённой Elemental Games сделали упор на вариативном игровом процессе и проработанной вселенной, где каждый из элементов — не просто декорация или выдающий задания NPC-болванчик, а одна из единиц наполненного жизнью мира, в который хочется возвращаться всё снова и снова.

Рассуждать о теме будем по второй части дилогии, так как та, по мнению многих игроков, является улучшенными во всех аспектах первыми «Космическими Рейнджерами».

Свобода выбора и исследование мира


«Космические Рейнджеры 2» начинаются с того, что игроку дают выбрать расу, характер, начальные способности, оборудование и сложность. От сделанных решений зависит начальная экипировка, количество наличных на счету и отношение других к вашему персонажу. Ему вручают космический корабль, почётно называют «рейнджером» и произносят речь о том, как важна его роль в спасении галактики от нашествия невесть откуда взявшихся разумных роботов — доминаторов. Отличие космического рейнджера от какого-нибудь военного или дипломата заключается в том, что первый волен заниматься тем, чем хочет, подчиняясь лишь самому себе. Таким образом, с первых же минут разработчики намекают, что игрок ограничен только пределами карты и рамками внутриигрового закона, который, к слову, всё ещё можно нарушить.

Вылетев в открытое космическое пространство и выполнив пару начальных заданий, задаёмся вопросом: «А что дальше?» Подзаработать курьером? Посбивать астероиды и продать минералы на рынке? Начать угрожать пролетающему мимо транспорту, чтобы тот сбросил груз? Скупить медикаменты подешевле на Земле и сдать подороже в системе Бетельгейзе? Правильный ответ — всё вышеперечисленное. От вас требуется лишь представить себя в кабине пилота космического корабля и начать строить планы на ближайшее будущее.

Деньги и репутация — две вещи, которые в мире «Космических Рейнджеров» решают всё. Снаряжение для корабля из воздуха не появится, а Коалиция не начнет переговоры, если крушить каждый встречный мирный лайнер.

image

image

image

Но даже при деньгах расслабляться не стоит. Кругом снуют пираты, так и норовящие поживиться за ваш счёт. Однако, даже если не повезет наткнуться на такого, возможность выбора никуда не денется: можем попытаться сбежать, открыть по нему залп со всех орудий или отдать эти несчастные кредиты.

А что, если вы сами захотели стать пиратом? Ну, первое время, скорее всего, будете спокойно опустошать трюмы несильно защищённых лайнеров и транспортных судов, пока случайно не подорвёте, например, малокский корабль. Малоки такого отношения к себе не потерпят, и в своих звёздных системах сразу проведут вас в места не столь отдалённые.

В тюрьме жизнь несладка: каждый день — борьба за выживание. Но вместе с вами кулаку правосудия подвержены и другие пилоты, которые так же хотят побыстрее оказаться на свободе. По отбытии своего срока можем дать взятку за одного из товарищей по несчастью и использовать его помощь при грабеже караванов.

Если преступная жизнь вам не по душе, то можно приобрести исследовательские зонды и обследовать неизученные планеты на наличие полезных ископаемых или артефактов, выполнять секретные правительственные задания в виде текстовых квестов или стратегий в реальном времени и спускаться в чёрные дыры, внутри которых вас будут ждать аркадные бои в гиперспространстве.

А вот когда наберетесь сил, купите стойкий корпус корабля, крутые пушки и стимуляторы для улучшенной реакции, можно отправляться на освобождение систем от доминаторских или пиратских захватчиков.

Доминаторы — не дураки, и сидеть на месте не станут. В любое время и в почти любом месте появляются эти стальные тараканы, готовые уничтожать всё, что встанет у них на пути. С пиратским кланом дело обстоит примерно так же: неожиданно нападают и давят ослабленные силы Коалиции числом. Хотя с ним, в отличие от доминаторов, всё же возможно договориться.

image

«Космические Рейнджеры» предоставляют широчайший спектр разнообразных занятий. Пират, торгаш, воин — каждому свой стиль игры. Если захочется расслабиться за кружкой чая, то всегда можно взять у кого-нибудь текстовой квест и почитать. Настроение быстро и стратегически помыслить? Планетарные бои в вашем распоряжении.

image

image

image

Такое внушительное количество разнообразных целей и методов их выполнения подстёгивает людей возвращаться назад снова и снова. Гринд и прокачка персонажа, нередко использующиеся в других проектах, в «Космических Рейнджерах» являются далеко не первостепенными способами удержания игроков. Заниматься фармом ресурсов приходится либо крайне редко, либо не приходится в принципе, а покупка нового оборудования и корпусов не надоедает с каждым новым прохождением: корабли не требуется часто менять, а рутинность нахождения лучшего снаряжения сведена к минимуму. Летим сдавать квест на Марс или обмениваем ноды доминаторов в центр рейнджеров — неважно, на любой из планет или космических станций внезапно может обнаружиться плазменный резак по душе.

Как бы мы ни старались экипироваться только в самое технологичное и продвинутое, в конечном счёте всё равно придётся включать смекалку и хитрить в борьбе с врагом, а не бездумно палить по нему из всех орудий. Лёгкая сложность, конечно, является небольшим исключением, но и на ней порой вынуждают слегка подумать.

Игра подкупает исследованием, нахождением новых тактик ведения боя, широтой выбора и обновлениями (!). За одно прохождение мало кому удастся завершить все квесты, изучить каждую незаселённую планету, испробовать в бою все виды оружия, корпусов и стратегий. Велик шанс упустить массу деталей, какими наполнена игра.

Время разработки было потрачено не на сногсшибательную графику или полный твистов сюжет, а на наполненность мира. Изучение и вариативность стояли на первом месте. Из прохождения в прохождение открывается что-нибудь новое и интересное. Ощущение того, что что-то прошло мимо тебя, и заставляет становиться рейнджером раз за разом.

Влияние неигровых персонажей на восприятие игры


Неотъемлемой частью ощущения живого мира «Космических Рейнджеров» являются NPC. Разработчики всеми силами постарались сделать так, чтобы игрок считал себя частью вселенной, а не главным её элементом. Вы не единственный существующий рейнджер и далеко не самый особенный: топы рейтинговой таблицы уже давно заняты настоящими асами.

image

Транспортные и дипломатические корабли размеренно следуют в свои пункты назначения, военные охраняют родную систему и гражданские суда от нападок извне, рейнджеры путешествуют по галактике в поисках заработка, пираты грабят караваны, а доминаторы захватывают звёздные системы. Каждый отдельный корабль занимается исключительно своими делами. Любой подвержен риску заболеть и быть атакованным, все ищут способ заработать и поднять свою репутацию. Всякий по отдельности взятый персонаж, в том числе и вы, вносит свой вклад в изменение игрового мира — одного большого механизма, работающего за счёт юнитов-шестерёнок.

Временами даже не верится, что вокруг тебя NPC, а не живые люди. Это и есть одна из отличительных черт качественного открытого мира в «Космических Рейнджерах» — каждому игроку разработчики предоставили ощущение причастности к происходящему и позволили быть его непосредственным элементом. Вы сами должны сделать себя главным героем своей истории.

Неопределённость поведения ботов и их постоянный контакт между собой, равно как и исследование, возможность выбора и занятий, является важной составляющей реиграбельности «Космических Рейнджеров». Ведь именно NPC в большинстве своём создают различные нестандартные ситуации, задающие настроение игре. С ними можно и объединяться, и дружить, и враждовать. Будь игра наполнена бесцельно летающими и не реагирующими на контакт болванчиками, желание находиться в этом мире хотя бы пару часов в день заметно поубавилось бы.

В сухом остатке — NPC в Рейнджерах оживляют и без того полный интересностей мир, позволяя смотреть свежим взглядом на уже затертый до дыр проект.

image

Визуальный ряд и саундтрек как причины запускать игру


Визуальная и звуковая составляющая — важнейшая часть Рейнджеров. Эстетическое наслаждение от этих двух элементов получается колоссальное, особенно, если человек был неравнодушен к космической романтике ещё до знакомства с игрой. Шикарные пейзажи мотивируют путешествовать по миру и отпечатываются в памяти, а мелодичный саундтрек позволяет вспоминать об игре даже спустя десятки лет после её выхода.

В «Космических Рейнджерах» нет каких-то определённых мест с потрясным видом: любое место в космосе выглядит завораживающе. Кто-то может подумать, что это обычные задники в виде туманностей. Однако на самом деле вселенная ощущается не как 2D-фон, а как объёмная и до ужаса бесконечная разноцветная бездна.

Музыка в Рейнджерах также неописуемо притягательна. Это не эпический оркестровый саундтрек, а на удивление простой компьютерный бит. Однако именно он лучше всего и подошёл игре и своим футуристичным звучанием идеально дополнил то, что происходит на экране.

В самом же игровом процессе эти две детали наилучшим образом синергируют со всеми другими, влияющими на реиграбельность, услаждая слух и зрение во время геймплея. Невозможно устоять перед желанием снова зайти в игру и послушать композиции Григория Семёнова на фоне космических красот.

image

«Космические Рейнджеры» — яркий пример игры с детально проработанным открытым миром и высочайшей реиграбельностью на уровне Heroes of Might and Magic III. Она не даёт каких-то определённых целей кроме туманной «победы над доминаторскими захватчиками», не навязывает темп, род деятельности, последовательность выполнения заданий. Каждый сам себе капитан и волен делать то, что посчитает нужным. Elemental Games даёт лишь краткое обучение и вводит в курс дела, а затем выбрасывает в широко разинутую пасть космической пустоты.

Почему всё это чувствуется единым целым, а не разрозненной кучей бессмысленных действий и странных стреляющих самолётиков? Как бы шаблонно это не прозвучало: игру просто создавали с душой. Легче всего сделать хорошо тогда, когда мотивацией выступает не заработок, а желание сотворить что-то, что будет близко твоим единомышленникам.

Рейнджеры ощущаются так, будто создавались как игра чьей-то мечты, а не развлекательный товар на продажу. Красоты открытого космоса, живой мир и море возможностей — всё это лежит в основе невероятно притягательного открытого мира. Авторы сделали не компьютерную игру, а альтернативную реальность, где нужно управлять не прописанным заранее персонажем, а вашим вторым «Я». Порой приятно не просто вспомнить, как приходилось испытывать джампер или добиваться превращения в звезду Террона, но и пережить эти мгновения заново. Основная цель заключается не в победе над главным врагом, а в приобретении чувства того, что именно вы — космический рейнджер, бороздящий просторы галактики Млечный Путь в далёком 3300-ом году.



Автор: Илья Сибирский

???? У нас есть ламповый паблик в ВКонтакте — CatGeek называется. Пишем про игры, кино, музыку, настолки, комиксы… в общем, обо всём, что так или иначе связано с гик-культурой. Заглядывайте в гости (так же обитаем и в Телеграме). :)



Возможно, захочется почитать и это:


Комментарии (22)


  1. barloc
    23.07.2023 08:56
    +3

    Интересно. Я помню, когда вышла вторая часть, и если не ощибаюсь, то приняли ее довольно холодно, первой части она проигрывала :)


    1. BrDes
      23.07.2023 08:56
      +4

      Проигрывала в чём? Играл в обе на релизе, но возвращался неоднократно именно во вторую.

      Спасибо автору за статью!


      1. barloc
        23.07.2023 08:56
        +2

        Было слишком давно, чтобы вспомнить :)
        Сам прошел первых, во вторых наиграл часов 5-10 и бросил. Может потому, что первые в принципе воплотили почти все идеи.


      1. Goron_Dekar
        23.07.2023 08:56
        +2

        Проигрывала в новизне. Ощущение дежавю не покидало избалованных по тем временам игроков. Да и баланс на старте там вообще не работал, т.к. сбалансить 5 фракций немного сложнее, чем 2


        1. Kreastr
          23.07.2023 08:56
          +2

          Ну до некоторой степени вторые рейнджеры сами же активно пародировали первые. По-сути весь сюжет с доминаторами целиком основан на том, что после первой войны все расслабились и еще и сами начали устраивать эксперименты над захваченными Клисанами. Лично я прошел и первых и вторых с удовольствием, но новые механики во вторых реально расширили пространство кастомизации корабля, так что переигрывал только их после релиза.


      1. APXEOLOG
        23.07.2023 08:56
        +4

        Мне вторая на релизе понравилась меньше, чем первая:

        • Лимит на установку артефактов, в отличие от первой (причем лимит значительный)

        • Три врага вместо одного, но при этом никакого смысла от того что их три нет

        • Ничего прям нового по прогрессии оборудования не было, по сути просто первая часть в новой графике

        • Планетарные бои мне вообще не зашли, я считаю они там просто лишние. Я лучше пойду поиграю в РТС, если захочу

        • В целом многие изменения второй части просто добавляют больше гемора. Корпуса с залочеными слотами, болезни - в первой я развивался и играл, а во второй приходилось изгаляться и выживать

        Потом спустя несколько лет, когда вышли патчи и моды - стало интереснее


    1. ritorichesky_echpochmak
      23.07.2023 08:56

      Потому что глючила безбожно, особенно благодаря позорному старфорсу и требования были резко выше. Но появление планетарных боёв и бои в гиперпространстве порадовали. Ну и там какие-то фиксики-рюшечки до сих пор делаются, не забили на фанатов за столько лет


  1. MonkAlex
    23.07.2023 08:56

    Статью читать лень. В нынешних реалиях - КР это песочница с "живым миром", коих тогда с открытым миром я особо и не припомню. Сейчас аналогов уже хватает, любой выживач сгодится.


    1. wanomgn
      23.07.2023 08:56

      >Сейчас аналогов уже хватает, любой выживач сгодится.

      Подскажите пожалуйста названия.. Хочется чегой-то такого же но в свежей обертке.


      1. abaleilo
        23.07.2023 08:56
        +3

        Из космических симуляторов рекомендую Everspace 2, также можно попробовать No Man’s Sky. Ну и есть монструозный X4 Foundations, в котором есть вообще всё, но я его не осилил.


        1. 0x1A4
          23.07.2023 08:56

          Спасибо за наводку на Everspace 2, попробую. Еще есть интересная космическая песочница Avorion.


          А Х4F это нечто:

          Больше года в нее играю и пока не прошел. Не постоянно, время от времени захожу. Там и почиллить можно, и свою экономическую империю построить, и интереснейшие битвы любого уровня: от первого лица, тактические флот на флот, стратегические с блокадой противника в его секторах при участии множества флотов. А если разобраться с управлением, можно не в аркадном стиле летать, а используя инерцию, тогда совсем весело.


      1. MonkAlex
        23.07.2023 08:56

        Не 1в1 конечно, но сгодятся игры типа Don't Starve, RimWorld. В целом хвалят и Project Zomboid, The Long Dark.

        Конкретно сейчас играю в римворлд - на лёгком оно больше про собственное развитие. На нормале и выше - про преодолевание случайных событий.


    1. CBET_TbMbI
      23.07.2023 08:56
      +3

      КР ближе к пошаговой РПГ, чем к песочнице. С примесью тактики. В сочитании с открытым миром, который на самом деле живёт и развивается без игрока, уникальными текстовыми квестами, КР и сейчас является уникальной игрой.


      1. MonkAlex
        23.07.2023 08:56

        Согласен с точки зрения того как оно играется. Но реиграбельность почти всегда в механизме "песочницы", в КР так точно - в том что мир играет в себя сам, а ты делай что хочешь.

        Текстовые квесты забавные, возможность летать и стреляться - клёвая. Но при этом, на сегодняшний день я бы врядли в такое стал играть.

        Что текстовые квесты, что наземные сражения - миниигры в игре, ломающие погружение. Основная часть всё таки про полеты в космосе, про покупку\добычу снаряжения, про сражения с врагами. И в этом смысле игра во многом очень простая. Круче всего была часть с тем, что мир способен сам справиться с угрозой. Такого я до сих пор не встречал, хотя отдельно и не искал.

        Именно поэтому с моей точки зрения - игры про выживание в какой-то песочнице относительно рядом стоят с КР по геймплею и реиграбельности.


  1. egor_why
    23.07.2023 08:56

    КР - одна из лучших эпических игр прошлого. Я играл и в 1-ю и во 2-ю части. Особенно меня увлекали квесты, которые заставляли работать воображение - словно ты читаешь интересную книгу со своим участием. Конечно для современного мира графика КР уже несколько устарела, на мой взгляд ей не хватает 3-го измерения. Было бы круто, если бы разработчики КР объединились вместе с разработчиками SpaceEngine и сделали бы новую игру - получилось бы точно что-то крутое и интересное. ИМХО.


  1. abaleilo
    23.07.2023 08:56
    +10

    Забавный момент - на лёгкой сложности игра практически полностью проходит сама себя. Можно просто посидеть несколько лет на планете и обнаружить, что коалиция отвоевала все системы кроме одной, в которой находится главный босс.


    1. firs058
      23.07.2023 08:56
      +6

      А на 200% все наоборот - доминаторы отжимают все системы, кроме одной. И ты сидишь в ней 20-30 лет, пока технологии хоть как-то позволят давать им отпор. И радуешься, если в этой системе есть какие-нибудь целые базы.


    1. wayofpower
      23.07.2023 08:56
      -1

      Haдо онлайн сделать


  1. stantum
    23.07.2023 08:56
    +6

    Я не сразу обнаружил, что товары можно выгружать на планетах, и они там лежат в сохранности. Зато когда узнал - построил целую торговую империю со складами в разных системах, чтобы удобнее было возить туда, где лучше цены. Наняв пару других пилотов, почти полностью разоружил свой корабль для перевозки максимально большого объема грузов. Некоторое время этим способом зарабатывал попутно с квестами, пока технологии не позволили эффективно бороться с жуками. Зато мог себе позволить лучшее оборудование.


    1. CryptoFermer86
      23.07.2023 08:56

      В игре есть баг. Редко но встречается разница в цене на 1 планете. Покупаешь дешевле, продаешь дороже. Видел разницу в 20к максимум. С учетом колличества можно было перепродать на пару десятков миллионов. Чтобы наверняка хватило на все))


  1. cjbars
    23.07.2023 08:56
    +2

    Помню играл в нее в обратную сторону. Дошел почти до финального выстрела и повернулся против своих. Обратно играть оказалось сложнее и изобретательнее.


  1. ship2k
    23.07.2023 08:56

    КР2 - это старая добрая Elite с rts и квестами