Станислав Быков
Frontend разработчик в компании Usetech
Сегодня IT-сфера является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей и привлекает всё большее количество специалистов. Каждый IT-специалист когда-то приходит к моменту поиска первого места работы или смены работодателя.
Мы часто обращаем внимание на предлагаемую заработную плату, но не всегда изучаем, что из себя представляет компания, разместившая вакансию, насколько она надёжна и порядочна. А между тем, многие аспекты можно прояснить не только на первом этапе собеседования, но и до отправки резюме.
На мой взгляд, достаточную информацию о компании, в которую вы планируете устраиваться, можно найти в открытых источниках. В этой статье я расскажу о ключевых моментах, которые следует учитывать при выборе работодателя в сфере IT.
Описанные ниже выводы основаны на моём личном опыте и не претендуют на истину. Если у вас другое мнение или дополнительные советы, обязательно поделитесь ими в комментариях!
1. Наличие аккредитации
В последнее время ужесточились условия для получения и подтверждения аккредитации IT-компаний, поэтому само наличие этого статуса говорит, что не менее 30% дохода компании приходится на IT-деятельность и средняя зарплата работников не менее средней по стране или региону — т.е. велика вероятность, что нет «серых» выплат «в конвертах».
Проверить наличие аккредитации можно на портале Госуслуг, достаточно ввести название или ИНН компании.
Отсутствие аккредитации не означает, что работодатель ненадёжный и его не нужно рассматривать. Но вы должны понимать, что все «плюшки» для IT-специалистов, которые предоставило своим постановлением Правительство (льготная ипотека по ставке до 5% годовых, отсрочка от призыва на военную службу и др.), будут недоступны.
Важно знать, что несмотря на наличие аккредитации, оформление на неполный рабочий день, через договор ГПХ и сотрудничество с ИП также лишает вас возможности пользоваться льготами.
Если у работодателя группа компаний, то стоит уточнить, в какую из компаний планируется трудоустройство, т.к. не все организации из группы могут иметь аккредитацию.
2. Информация с портала ФНС
Перед тем, как принимать решение о подаче заявки на работу в организацию, необходимо изучить информацию, которая содержится в выписке из ЕГРЮЛ, на портале Федеральной налоговой службы. По ИНН или названию находим компанию и изучаем выписку. Особенно нас интересуют следующие данные:
Дата регистрации — как давно работает компания, есть ли у нее свой «бэкграунд»;
Руководитель компании — если руководитель является её единственным учредителем, то вполне вероятно, что все рабочие решения принимаются им единолично и политика компании зависит только от его решений;
Уставный капитал — минимальный уставный капитал для открытия общества с ограниченной ответственностью — 10 000 руб. Этой суммой организация рискует ведя свою предпринимательскую деятельность. Если величина капитала значительно выше, это может свидетельствовать о серьезности компании;
Учредители — учредителями могут быть другие юридические лица, такое часто бывает в группе компаний. Проверив их по этому чек-листу, можно составить представление о том, чем занимаются организации, есть ли среди них выделенная аккредитованная компания;
Сведения о видах экономической деятельности — по основному виду деятельности можно определить, является ли IT-направление главным в компании, либо «обслуживающим» основную деятельность, не относящуюся к IT;
Также необходимо изучить выписку на отсутствие стадий банкротства или ликвидации организации.
Дополнительно вы можете зайти на портал ФНС Прозрачный бизнес и ознакомиться со следующей информацией:
Сведения о недоимках и задолженностях — у порядочных компаний они отсутствуют;
Среднесписочная численность работников — позволяет представить, насколько большая организация. Однако, если численность сотрудников маленькая, а суммы доходов и расходов достаточно велики, возможно, рабочие отношения оформляются через договор ГПХ, либо сотрудничество с ИП. Насколько это приемлемо, решать только вам;
Суммы доходов и расходов – исходя из этой информации легко предположить об уровне компании и серьезности выполняемых проектов.
3. Участие в арбитражных судах
Еще одним важным источником информации может послужить сайт Картотеки арбитражных дел, где по названию организации, ИНН или ОГРН можно найти список судебных дел, в которых участвует (или участвовал) потенциальный работодатель.
Арбитражный суд – это орган государственной власти, занимающийся разрешением экономических споров между юридическими лицами и предпринимателями.
Любая деятельность компании, особенно, если она достаточно активна, связана с рисками возникновения споров, которые не всегда получается решить путем переговоров. Поэтому сам факт наличия дел не должен вас пугать — это нормально.
Но по количеству дел можно предположить, насколько часто организация конфликтует, а по их составу — как она выполняет свои обязательства перед партнёрами и имеет ли долги.
Если компания является ответчиком во многих делах и большинство из них было удовлетворено судом, захотите ли вы сотрудничать с ней?
4. Анализ сайта и социальных сетей
Официальный сайт компании — это её визитная карточка в интернете. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что он из себя представляет: скромный лендинг с минимальными данными или полноценный портал с блогом и лентой новостей.
Если вам важно профессиональное развитие и получение новых знаний, то ищите информацию о проведении обучения, митапов и выступлений для сотрудников.
Социальные сети расскажут вам о культуре компании, какие ценности она поддерживает. Подходит ли вам это или ожидаете совсем другого от будущего работодателя?
5. Формат работы
Сейчас работодатели придерживаются нескольких форматов работы, и удалённый набирает большую популярность среди них. Несмотря на это, некоторые компании до сих пор предпочитают, чтобы сотрудники выполняли свои задачи, находясь в офисе.
Многие IT-специалисты уже полюбили удалённый формат и не хотят возвращаться в офис. Но даже если работодатель предоставляет возможность работать из дома, стоит у него уточнить про возможные ограничения, т.к. здесь могут быть «подводные камни».
На данный момент я встречал следующие виды «удалёнки»:
Нет абсолютно никаких ограничений в вашем месторасположении — вы можете находиться в любой точке мира, главное выполнять задачи и присутствовать на ежедневных встречах;
Только в пределах страны, при этом сам регион не важен, хоть в городе-миллионнике, хоть в сельской местности. Главное, чтобы был стабильный интернет. Как правило, такой формат предлагают организации, сотрудники которых работают с персональными и другими «чувствительными» данными. К ним относятся банки, телекоммуникационные компании, социальные сети и подрядчики госструктур;
Возможность работы только из определенного города — да, такие организации тоже существуют, и работать удалённо можно только находясь в том же городе, где находится офис, в котором тебя трудоустраивают.
По некоторым причинам вам может не подходить удаленный формат работы — сложно сконцентрироваться над задачей или страдаете от отсутствия живого общения. Тогда необходимо уточнить о наличии гибридного формата — несколько дней в неделю работать из дома, а в остальное время из офиса.
6. Деятельность компании
Современные IT-компании можно разделить на несколько групп, и у каждой их них есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим некоторые из них:
Продуктовые. Из названия можно сделать вывод, что они разрабатывают свой продукт. Продуктом может быть все что угодно, но, как правило, им пользуется большое количество людей, принося прибыль компании.
Плюсы работы в такой компании: использование новых технологий (чтобы в полной мере удовлетворить пожелания пользователя), возможность профессионального роста и «полное погружение» (без необходимости переключаться между проектами, вы будете очень хорошо разбираться в своем).
К минусам отнесем отсутствие разносторонней деятельности — работая над одним и тем же продуктом долгое время у вас не будет возможности попробовать что-то новое;
Аутсорсинговые. Такие компании обычно не имеют своих проектов, а их основная деятельность заключается в предоставлении IT-услуг, либо специалистов для выполнения задач заказчика.
К плюсам можно отнести работу с разными технологиями (что дает возможность за короткий период стать разносторонним специалистом) и легкую смену проекта.
На мой взгляд, главным недостатком является отсутствие причастности к результату. Разработчик за год может поработать на десятке небольших проектов, но обычно не ощущает связи с любым из них.
7. Отзывы
Многие соискатели используют отзывы как главный источник информации о работодателях. Комментарии сотрудников помогают понять внутренние процессы компании, а также наличие негативных факторов — выполнение задач в постоянном авральном режиме или необходимость задерживаться после окончания трудового дня и работать в выходные.
Однако не все отзывы имеют одинаковую ценность. Полезными считаются те, которые содержат как достоинства, так и недостатки компании.
Кроме того, не стоит доверять эмоциональным откликам и злобным комментариям. Необходимо анализировать формулировки и звучание комментариев, чтобы отделить настоящую конструктивную критику от негатива, выраженного скорее из личных мотивов.
Итог
Важно понимать, что в сфере IT нет идеальных компаний, все они имеют свои преимущества и недостатки. И только в идеальном мире существуют организации, которые удовлетворяют всем вышеперечисленным критериям.
Однако, чтобы сделать правильный выбор, нужно понять, какие из «минусов» для вас несущественны, а с какими не готовы мириться, определить свои приоритеты и поставить перед собой задачи, которые хотите решить на новой работе.
Как итог, удачный выбор работодателя в сфере IT — это не только возможность получать достойную зарплату, но и возможность получать удовольствие от работы, обрести новые знания и навыки, и прожить интересную жизнь.
А на что вы обращаете внимание при выборе работодателя? Поделитесь своими критериями в комментариях.