30 лет славных побед олдфагов или ламповая цивилизация в космосе
30 лет славных побед олдфагов или ламповая цивилизация в космосе

В начале 1990-х годов на игровом рынке появилось множество уникальных игр, которые вскоре получили название 4X — жанра компьютерных игр, направленного на исследование, расширение, эксплуатацию и уничтожение (eXplore, eXpand, eXploit & eXterminate). Этот жанр стал одним из самых популярных и востребованных среди геймеров, и до сих пор остается актуальным и привлекательным.

В 1988 году Стив Барсия, инженер-электрик из Техаса вместе со своей женой Марсией и их приятелем Кеном Бердом основали Simtex — объединение студий SIMulation и TEXas. В течение почти пяти лет они усердно трудились над созданием уникальной игры под названием Star Lords.

Master of Orion - каким он был в обличии Star Lords
Master of Orion — каким он был в обличии Star Lords

В начале 1993 года Simtex Studios представила свою готовую игру компании MicroProse Software, не запрашивая заранее их согласия. Руководители MicroProse были немного удивлены, но все же решили ознакомиться с представленным материалом и рассмотреть возможность сотрудничества. Алан Эмрич и Том Хьюз, известные игровые журналисты, были приглашены для оценки игры. Первое впечатление Эмрича было не слишком восторженным — он сказал, что игра не является чем-то выдающимся. Однако по мере того, как он продолжал играть, она все больше и больше завораживала его.

В то же время компания MicroProse только что выпустила мега‑хит Сида Мейера — Civilization — и решила, что у нее, возможно, есть еще одна перспективная игра в виде Star Lords. Поэтому компания приобрела права на производство и публикацию этой игры. На проект было выделено всего 50 000 долларов, а команде дизайнеров дали всего четыре месяца на то, чтобы существенно переделать игру. В этот момент проект был официально переименован в Master of Orion.

Главная панель управления окончательной редакции Master of Orion
Главная панель управления окончательной редакции Master of Orion

Master of Orion — это пошаговая игра, в которой игроки могут соревноваться с искусственным интеллектом. В славные 90-е это позволяло любому желающему управлять колониями, развивать технологии, строить корабли, вести дипломатические переговоры и сражаться. Каждая игра начиналась с генерации случайной карты, хотя в настройках и можно было выбрать размер галактики и сложность противников.

В игре 10 игровых рас, каждая со своими уникальными особенностями. Например, люди владеют торговыми и дипломатическими навыками, булрати — сильны на земле, а силикоиды могут колонизировать даже самые враждебные планеты. Каждая раса имеет свои предпочтения и отношения с другими расами, а также свои преимущества и недостатки в различных областях исследований.

Окно дипломатии.
Окно дипломатии.

Игра начинается с одной родной планеты, одного корабля-колонии и двух кораблей-разведчиков, которые помогут вам исследовать окружающие звезды. В ходе игры могут происходить случайные события, которые могут быть как полезными, так и вредными. Одной из ключевых планет в игре является Орион, «тронный мир Древних» и самый важный исследовательский центр в галактике. Он защищен мощным военным кораблем «Страж». Чтобы победить, нужно было уничтожить всех врагов, либо достичь победы в голосовании о мирном объединении.

Master of Orion была выпущена для MS-DOS 6 сентября 1993 года и позже портирована на систему Macintosh. Большинство отзывов были положительными и восторженными. Журнал Computer Gaming World в декабре 1993 года объявил игру кандидатом на игру года. Однако наиболее заметным недостатком игры было отсутствие многопользовательского режима.

Обширный обзор Master of Orion в Computer Gaming World
Обширный обзор Master of Orion в Computer Gaming World

В 1996 году Computer Gaming World оценил Master of Orion как 33-ю лучшую игру всех времен. В 1998 году PC Gamer объявил ее 45-й лучшей компьютерной игрой, когда-либо выпущенной, а редакторы назвали ее «великой научно-фантастической космической эпопеей». В 2003 году IGN поставил ее на 98-е место в рейтинге лучших игр.

Master of Orion является членом Зала славы GameSpy (2001) и списка величайших игр всех времен по версии GameSpot. Gamer включил ее в свой список 10 лучших игр в жанре 4X.

В России эта игра доставила много удовольствия нынешним олдфагам, которые тогда были еще совсем детьми. А некоторые переигрывают в Master of Orion до сих пор.

PS: Вторая часть появилась через три года после первой. Были внесены серьезные изменения почти во всех тонкостях игры. Стало возможным колонизировать планету, на которой уже расположилась цивилизация аборигенов со всеми бонусами (и минусами) этих аборигенов. Дерево технологий было немного сокращено, но каждая из самих технологий теперь давала гораздо больший эффект своим появлением. Но об этом — в другой раз.

Комментарии (11)


  1. aik
    23.08.2023 10:40
    +4

    Вторая часть была всем круче.
    Знаю людей, которые до сих пор играю в первую Цивилизацию, но вот Орион — только второй.


    1. SergioPrieto Автор
      23.08.2023 10:40
      +2

      Первый Orion - больше стратегического характера. Второй - тактический, больше микроменеджмента (здания, ассимиляция рас и пр.). У каждой - свой шарм!


  1. neosapient
    23.08.2023 10:40

    Подскажите, есть ли opensource аналог тактических битв из Master of Orion?

    Играл в FreeOrion - там только стратегическая карта. Хочется на тактической карте космические корабли попередвигать.
    Спасибо.


    1. catana
      23.08.2023 10:40
      +1

      В МОО битвы как в героях, по 5 стеков с каждой стороны, если не ошибаюсь. Есть open-source ремейк этой игры "Remnants of the Precursors"


      1. vesper-bot
        23.08.2023 10:40

        По шесть, и строго нельзя одинаковые корабли в разных стеках держать. В Героях было можно, даже в первых (в КБ было нельзя). И в отличие от Героев, в МОО стек, походивший первым, встречал первый стек противника, вошедший в его радиус поражения, огнем из всех стволов, причем до того, как более медленный стек получит команду на атаку, что выгодно и очень заметно его отличало от геройской системы.


      1. axe_chita
        23.08.2023 10:40

        В МоО было 5 активных типов кораблей на расу/империю. Если нужно было сделать новый тип, то нужно было сначала разобрать старый тип. Т.к. при разборке старого типа 60% стоимости возвращалась в планетарный резерв, то имело смысл согнать этот тип на мир-верфь.
        В МоО2 базовых типов кораблей было тоже пять, но там за счет возможной модернизации можно было индивидуально проапгрейдить корабль.
        "Remnants of the Precursors" это МоО на максималках, галактики разного вида и размера (там можно заказать ну ооооочень большую галактику), у рас может быть множество империй, кардинально переделана дипломатия (альянс теперь не пустой звук) и многое многое другое. Очень рекомендую.


        1. SergioPrieto Автор
          23.08.2023 10:40

          В первом Орионе было не 5, а 6 дизайнов:


        1. vesper-bot
          23.08.2023 10:40
          +1

          Планетарный резерв в МоО это условная копилка, куда можно складывать излишнее производство, и которая тратится, если надо форсировать производство на конкретной планете — в этом случае каждый ход тратится столько же ВС, сколько мощь производства на планете, либо остаток вложенного, что меньше. Поэтому нет разницы, в какой момент и где именно разбирать старые корабли. (Кстати в моей версии 1.3 разборка кораблей возвращает 25%). Во втором Орионе корабль для получения профита должен находиться в системе с колонией, и (вроде как) звездной базой в ней, иначе тебе открытым текстом пишут "нет базы, вы не получите денег за разборку", вот там затрофеенные корабли надо перегонять для разборки. А старые, но свои, можно загнать в Refit, и получить "полный фарш" за сильно меньшие деньги, чем постройка нового, да ещё и опыт у команды останется, а в ней он местами решает.


  1. Metotron0
    23.08.2023 10:40
    +1

    В эту ни разу не играл, но первой моей самостоятельно купленной игрой для компьютера была Pax imperia. Она была на английском, я сперва не очень понимал, как в неё играть, но впоследствии наиграл прилично времени. Потом у меня был период, когда я немного играл в PBEM-игру Galaxy+, новичковые партии, два хода в неделю, играл два раза по году-полтора, но у меня был свой локальный сервер с ботами (до сих пор лежит), с которым я как-то играл целую ночь.

    А несколько лет назад у меня появилась настольная карточная Master of Orion, любим иногда в неё поиграть, она и недолгая, и компактная. А вот Сумерки империи сперва хотел купить, но потом понял, что не найду достаточно единомышленников, чтобы сидеть по 6-10 часов, да и стола такого большого нет. Потом ещё недешёвое дополнение вышло…


    1. dekeyro
      23.08.2023 10:40

      мы в Сумерки играли на полу. В среднем партия на 5х длилась 14 часов.


      1. Metotron0
        23.08.2023 10:40

        По-моему, у нас больше 3-4 часов никогда не получалось посидеть ни за одной игрой, даже в ролёвках.

        А пол слишком покрыт шерстью кошек. Впрочем, сейчас приехал Frostpunk, под него тоже аэродром нужно искать. Придётся что-то придумывать.