Как настроить коммуникацию с заказчиком, какие для этого использовать инструменты и приёмы, на что обратить внимание и чего точно нельзя делать, а самое главное – как сделать проект более успешным? Обобщила свой опыт в статье.
Привет! На связи Ирина Санарова, Head of PMO в Creonit. Занимаемся разработкой цифровых сервисов. Я накопила большой опыт в коммуникации с заказчиками и сегодня поделюсь конкретными инструментами и навыками, которые мне в этом помогают.
Зачем нужна коммуникация
Коммуникация — один из важных процессов, который обеспечивает успех проекта. Постоянными участниками будет неизменное трио:
Заказчик;
Руководитель проекта;
Команда.
Важно, чтобы качели коммуникации не были перекошены в сторону одного из участников. Для успешного результата должен быть соблюден баланс: для нас это не только финансовые показатели проекта (укладываемся в срок и бюджет проекта), но и соответствие качества проекта уровню компании, сохранение лояльности и степени удовлетворенности заказчика и команды. Ключевая роль и задача в управлении процессом коммуникации ложится на менеджера проекта.
Настраиваем коммуникацию с заказчиком
Самое главное при первом контакте — позиционирование и подача.
Мы теперь в одной лодке, у нас единая цель.
Именно так мы себя позиционируем с первого знакомства с заказчиком. Как правило, оно состоится еще на пресейле, либо при передаче проекта менеджеру после продажи.
Мы — специалисты и эксперты в разработке, а заказчик — эксперт в своей бизнес-нише.
Менеджер, как эксперт и лицо компании, участвует в презентации на знакомстве и рассказывает, как будет устроена наша совместная работа. Он должен уметь рассказывать о процессах и задачах, которые выполняются в ходе работ над проектом, как строится работа по этапам, их последовательность, состав и приоритетность, что приведет к общим целям проекта.
Выбираем тон коммуникации
Тон коммуникации с заказчиком или его представителем напрямую зависит от нескольких параметров:
Роль в компании/ бизнесе (разница в общении с генеральным директором или маркетологом очевидна);
Возраст;
Уровень в экспертности разработки (от этого зависит формат описания и углубления в процесс разработки);
Специфика личности, манера общения.
Тон коммуникации может быть построен по-разному. Менеджер проекта вырабатывает для себя манеру общения, в которую входят:
формат обращений (деловой / равноуровневый);
элементы общения (смайлы / знаки внимания / специфические формулировки);
характер обращений (сдержанный/ дружественный/ шутливый и т.д.).
Правильно подобранный тон коммуникации обеспечит вам будущее взаимопонимание и доверие, а также укрепит вашу позицию как представителя компании и компетентного собеседника.
Выделяем критериальные слова заказчика
Критериальные слова — важные слова-критерии (ориентиры, ценности), которые фигурируют в речи заказчика независимо от этапа работ. Это абстрактные слова с личностно насыщенным содержанием.
Те из них, которые люди часто используют в своей речи, отражают для них значимые ценности и ориентиры.
Это психологический момент: такие слова могут транслироваться как неосознанно, но отражать ключевое пожелание заказчика, так и целенаправленно. На них заказчик обращает внимание при принятии решения.
Важно уметь управлять критериальными словами:
При презентации работ. Учёт и трансляция подобных критериев, даже если они не были зафиксированы как требования, психологически заказчиком воспринимаются как нечто знакомое, а значит, его слышат и понимают его желания;
При защите своей позиции;
Для поддержки.
Пример:
На одном из проектов заказчик непроизвольно несколько раз сравнивал цвет, который ему хотелось увидеть, с драгоценным камнем малахит.
Психологически он хотел подчеркнуть необходимость использования насыщенности цвета, его природность и рисунок. Мы учли это при презентации и в дизайне, даже добавили рельеф малахита в фирменный стиль заказчика. При презентации мы использовали эти понятия, что было замечено заказчиком и послужило одним из успешных обоснований к положительной приемке результата работ.
Правильно выявляя и применяя критерии заказчика, можно усилить свою позицию в коммуникации, что положительно повлияет на принятие итогового решения.
Заказчик всегда должен быть в курсе того, что происходит в проекте
Ежедневная и еженедельная отчетность по задачам
Это очень важный инструмент — так мы говорим и показываем, что у нас все под контролем и идет по плану, а заказчик чувствует, что держит руку на пульсе.
Мы стремимся проводить презентации еженедельно. Это:
даёт ориентир проделанной работы и ее прогресса;
даёт дополнительную точку коммуникации;
позволяет держать команду в тонусе, двигаться чётко от точки к точке.
Важно обратить внимание на структуру и детали отчёта:
обращаемся к заказчикам по именам, персонализация всегда в плюс;
блок с комментариями должен быть выделен отдельно, добавляет акцент на информацию;
четкость и последовательность задач с датами — заказчику удобно ориентироваться;
не забываем здороваться, правило вежливости и воспитания;
пожелание «хорошего дня» всегда добавляет доброжелательности.
Настраиваем каналы коммуникации
Для коммуникация с заказчиком обычно используются несколько каналов:
email-почта (все договоренности, документы, отчеты — только сюда, потому что это официальный канал коммуникации);
рабочие чаты;
среда для проведения звонков.
Рабочие чаты:
Планируем себе контроль сообщений от заказчика в зависимости от нагрузки в общении по текущему этапу;
Если видим, что сообщение требует времени для ответа — ориентируем заказчика, когда сможем ответить. Нельзя оставлять сообщение прочитанным, но без ответа.
Письма
Письма и сообщения важно писать хорошо: как напишите — так вам и ответят.
У письма должна быть тема. Из темы должны быть сразу понятно, о чём пойдёт речь в письме.
В одном письме должна затрагиваться только одна важная тема. Иначе в переписке важные вопросы могут затеряться.
В начале письма стоит обозначить срочность задачи/вопроса, о котором идёт речь в письме.
Необходимо передавать суть письма в первом абзаце. Нужно для того, чтобы адресату не было необходимости вчитываться в письмо и пытаться понять, что от него хотят.
Если вы прикладываете объёмные материалы к письму, то в теле письма необходимо кратко описать, какая информация там находится, на какой странице искать нужную информацию. Лучше важную информацию указывать сразу в теле письма, чтобы не было необходимости скачивать большие файлы для получения небольшой информации.
Если вы пишите о чём-то сложно, то нужно это «разложить по полочкам», чтобы было проще это понять.
Как разложить по полочкам сложную тему:
Разделить письмо на разделы с подзаголовками.
Отметить цифрами темы разговора или вопросы адресату, чтобы было проще на них ссылаться.
Предложить готовый вариант решения адресату, чтобы ему было достаточно ответить «да» или «нет», а не придумать решение самому.
Иллюстрировать написанное ссылками или изображениями, чтобы адресат смог увидеть, а не догадываться, про что речь.
Правильная структура письма
Имя отправителя.
Тема письма.
Приветствие.
Суть разговора.
Вопрос или призыв.
Ваша подпись.
Как связаться, кроме почты.
Мы в переписке на почте всегда используем шаблон: [тема письма] || [название компании] || Договор №[x] ДС №[y]. В подписи к письму настраиваем свои контакты.
Как делать не надо
Не писать тему письма. Нужно, чтобы из темы адресат сразу понял, о чём пойдёт речь в письме. Кроме того, тема поможет в дальнейшем поиске необходимого письма.
Не приложить файл, если в письме указано, что он приложен. Необходимо проверять наличие всех нужных файлов до отправки письма, чтобы не вышло, как на картинке ниже.
Называть адресата не его именем.
Быть небрежным. Проверяйте перед отправкой письмо на предмет грамматических и пунктуационных ошибок.
Писать слова о чрезмерной срочности. Выполнить задачу: «срочно», «ASAP», «нужно было вчера», «это приоритетная задача». Вместо этого необходимо указать реальные сроки, когда это необходимо сделать и вежливо уточнить, сможет ли человек уложиться в сроки.
Панибратство. Если вы не близкие знакомые с адресатом, то не стоит писать ему «приветики», «хай», «эй, народ».
Использовать раздражающие фразы: «Девочки!», «Просьба принять к сведению», «Я вас услышал» и прочее.
Звонки и презентации
Встречу согласуем и назначаем заранее;
Включать при звонке камеру. Серые квадратики всегда отталкивают и обезличивают контакт;
НИКОГДА не опаздывайте. Если случаются непредвиденные обстоятельства, всегда лучше предупредить заранее и ориентировать, на сколько задержитесь. Если опоздание больше 15 минут — предлагайте перенести, но это крайний случай!
Любой звонок должен заканчиваться блоком договоренностей. Это может быть краткое резюме доработок и срок их готовности, или дата обратной связи от заказчика, либо следующий созвон. Без этого звонок был бесполезным.
Для звонков с заказчиком мы придерживаемся такой последовательности шагов:
Назначить звонок, согласовать время с заказчиком. Сразу в календарь себе создаем задачу на созвон, генерируем ссылку. Средний тайминг на брифы 1,5–2 часа, на демки 1–2 часа.
Менеджеру запланировать время на подготовку к звонку. Хорошо подходит текстовый формат в виде агенды: участники звонка, их роли, план обсуждения в порядке приоритетности и цели созвона/дальнейшие контрольные точки. Менеджер — модератор для серьезных встреч или для встреч по разбору конфликта.
За 10-15 минут до звонка написать заказчику, уточнить, всё ли в силе.
НИКОГДА НЕ ОПАЗДЫВАТЬ. Опаздывать может заказчик, но не менеджер. Если случаются непредвиденные обстоятельства, всегда предупреждать заранее и ориентировать, на сколько задержитесь.
В ходе звонка фиксируем основные тезисы. Если сложно писать и слушать — записываем разговор. Всегда нужно фиксировать ключевые пункты беседы на ходу. Абсолютно нормально сказать — «коллеги, минутку, я зафиксирую то, что мы только что обсудили».
Любой звонок должен заканчиваться блоком договоренностей. Это может быть краткое резюме доработок и срок их готовности, или дата обратной связи от заказчика, либо следующий созвон. Без этого звонок является бесполезным.
Обязательно планируем 10-30 минут на резюме звонка (зависит от объема обсуждаемого). Формат: важные тезисы + план дальнейших действий.
В календарь себе и сотрудникам расставить задачи и контроль договоренностей.
Слушаем и слышим
Важным инструментом коммуникации является техника активного слушания.
1. Согласие с высказыванием оппонента. Так собеседник понимает, что вы сосредоточены на нем и подчеркивает вашу внимательность к озвученной информации. Важно не переусердствовать :)
2. Задаем вопросы:
А. Открытые. Используются для получения более детальной и подробной информации. Сопровождаются дополнительными словами: когда, как, чем, что, почему, зачем и т.д.
Пример: когда вы планируете отправить нам информацию по доступам?
Б. Закрытые. Используются для получения конкретного ответа да/ нет.
Пример: Вы сегодня отправите нам информацию по доступам?
3. Уточняем услышанное. Суть приема – сформулировать одну и ту же мысль, но другими словами. Это позволяет говорящему понять, что его речь воспринимают верно. В противном случае он может вовремя исправить ситуацию. Перефразируя слова, необходимо опираться на суть информации и исключать эмоции, которые ее сопровождали. В этом помогут фразы: «верно ли я вас понял / услышал…?» или «вы хотите сказать что…?».
4. Резюме услышанного. Подведение итогов — важная часть, которая позволяет уточнить полученную информацию, а если что-то воспринято неверно — исправить в непредвзятой обстановке.
Обрабатываем возражения
Правила:
Никогда не спорим с заказчиком, аргументируем свою позицию исключительно прямыми фактами. Факт = экспертность;
Никогда не перебиваем заказчика;
Не подвергаем сомнению обоснованность возражений заказчика;
Сначала слушаем заказчика. Соглашаемся с его опасением и позицией, все имеет место быть. Задаем уточняющий вопрос. Транслируем и аргументируем свою позицию. Удостовериться, что возражение снято. Если нет, повторяем круг, доводя возражение до максимально понятного смысла высказывания, нужно выработать конкретику, что именно смущает и предложить решение или обоснование;
Важно вслушиваться в проблему искренне. Если вы не заинтересованы в решении проблемы — это очень хорошо считывается и может усугубить ситуацию.
Не обманываем
Нерушимое правило.
Какая бы ни была ситуация — никогда не врём.
Все тайное становиться явным, исправить восприятие и наладить коммуникацию в том же формате, что и было, невозможно.
Заказчик может вспомнить об этой ситуации в любой момент.
Решаем проблемы
На любую проблему приходим с решением: нет нерешаемых проблем, есть неправильные действия и реакция. Кризисные моменты бывают абсолютно у всех. Так же как и ошибки: это относится как к команде так и к заказчику.
Но какая ситуация бы не была 100% можно придумать несколько решений которые помогут ее исправить.
Важно:
Отключить эмоциональную составляющую и прийти к решению проблемы с «холодной головой». Это поможет избежать на эмоциях принятия неверного и скоропостижного решения;
Продумать внутри команды самое лучше решение в рамках ситуации;
Продумать альтернативное решение и его риски;
Ключевое правило: все проблемы и негативные моменты обсуждаем голосом лично.
Сообщение заказчику в формате «Добрый день. У нас есть проблема по…» будет с эффектом бомбы;
Согласовываем и утверждаем с заказчиком решение проблемы голосом.
Тюнинг процессов
Это один из важных процессов у нас, который менеджеры проектов организуют после важных точек проекта (принятия решений, переговоров или после завершения этапа).
Нет предела совершенству, но обратная связь всегда дает ориентиры: либо вы все делаете хорошо в рамках комфорта заказчика, либо что-то нужно подкорректировать.
Важный момент: заказчик может и не сказать о том, что его что-то не устраивает, но если вы это уточните — плюсик в вашу копилочку с повышением вовлеченности и клиентоориентированности явно упадет :)
Итого
Если кратко:
Если не слишком кратко:
Коммуникация с заказчиком — один из важных процессов, который обеспечивает успех проекта. Нужно быть с заказчиком на одной волне. Какие инструменты для этого можно использовать?
«Традиционные»:
Отчёты: чтобы заказчик всегда был в курсе ситуации;
Звонки и презентации;
Чаты и сообщения;
Сбор обратной связи.
«Эмоциональные»:
Тон и стиль коммуникации с заказчиком;
Критериальные слова;
Умение слушать и слышать;
Честность;
Правильные реакции на проблему.
Надеюсь, что эти приёмы будут полезны для вас и помогут улучшить работу. Если вам понравилась статья и после прочтения у вас возникли какие-то вопросы — пишите их в комментариях!
Saver_J
Хороший материал, спасибо! Несмотря на объем, читается легко