Rogue-like, или «рогалики», на русскоязычном геймерском сленге — это игры с процедурной генерацией. С помощью алгоритмов содержимое таких видеоигр создается случайно при каждом новом прохождении. Изначально нишевый жанр, он вскоре захватил не только бюджетные инди, но и крупные блокбастеры: процедурная генерация используется в видеоиграх всех жанров и масштабов. Делимся списком 15 лучших игр.

История «рогаликов»

Своим появлением жанр rogue-like обязан игре Rogue: Exploring the Dungeons of Doom 1980 года, в честь которой и назван. Rogue, по сути, была dungeon crawler — то есть симулятором исследований подземелий. От конкурентов в этом жанре Rogue отличается процедурной генерацией: каждое прохождение меняется само подземелье, свойства вещей, эффекты зелий. Отчего каждый новый рейд совершенно не похож на предыдущий.

Концепция для 1980 года была революционной. У вас одна жизнь, после которой вся игра начинается заново. Это заставляет продумывать каждый шаг и переживать за героя в опасные моменты, как за себя самого. После смерти вся игра пересоздается с нуля, отчего всегда сохраняется чувство новизны и исследования.

Это, пожалуй, два основных элемента жанра. Хотя последователи вроде NetHack, копировали вообще всё — от пошагового режима перемещения и боя до графики, состоящей из ASCII-символов: то есть вместо стен и деревьев у вас буквы, выполняющие роль графических элементов.

В итоге все основные фишки, определяющие жанр rogue-like, были составлены в одном списке — «Берлинской интерпретации» на Интернациональной Конференции Разработчиков Rogue-like игр (International Roguelike Development Conference). Восемь основных особенностей, определяющих «рогаликовость»:

  • Random environment generation. Процедурная «рандомная» генерация: всё в игре создается алгоритмом случайности, кроме каких-то отдельных вещей, которым эта случайность мешает. Например, дизайн монстров: алгоритм не меняет им внешность, а лишь определяет их месторасположение в свежесозданном подземелье.

  • Перманентная смерть. После первой же гибели героя игра заканчивается.

  • Turn-based. Пошаговый режим перемещения по карте и ведения боя. В игре всё происходящее поделено на ходы, из-за чего вы с противником ходите по очереди.

  • Grid-based. Пространство в игре — это сеть или поле, состоящее из клеток-«тайлов» для перемещения. И игрок, и монстры, вне зависимости от размера, занимают одну клетку.

  • Non-modal. Все механики игры проходят в одном пространстве. Чтобы выйти с чудищем на бой, игрок не перемещается с карты на отдельную арену, как в ранних Final Fantasy или в «Героях Меча и Магии».

  • Комплексность механик. Игра должна предоставлять несколько способов решения той или иной проблемы.

  • Resource management. Менеджмент ресурсов. Для победы вы должны следить за припасами и грамотно использовать всё, что имеется у вас в инвентаре.

  • Hack’n’slash. В «рогалике» должна быть возможность нарезать кучу врагов. Все монстры только против вас: у них не может быть конфликтов между собой или какой-либо дипломатии.

  • Exploration and discovery. Упор на исследования и открытия.

Позже ради инноваций и новых жанров разработчики начали менять те или иные обязательные пункты, сохраняя основную формулу. В итоге появились rogue-lite — игры, которые заимствуют лишь часть особенностей Rogue. Скажем, какая-то отказалась от пошаговых боев. Другая ввела мета-прогрессию: умерев в одном забеге, вы не теряете вообще всё и зарабатываете какой-то глобальный ресурс, который облегчает последующие попытки. Именно наличие глобальной прогрессии, привносящей смысл в каждый, даже неудачный, забег считается главным отличием rogue-like от rogue-lite.

Ярчайший пример такого подхода, появившегося еще до создания свода правил, — Diablo от студии Blizzard North. Первая часть планировалась как усовершенствованный клон Rouge, с перманентной смертью, пошаговым режимом боя и даже лимитом на время: по задумке, игрок мог просто не успеть добежать до Преисподней и победить главного босса Диабло.

Но в процессе тяжелой разработки и экспериментов с механиками Blizzard North создали свой жанр: Action RPG, или «диаблоид». Процедурная генерация окружения осталась на месте, но бои идут в реальном времени, есть фиксированные моменты: например, вы всегда встречаете определенных боссов и у вас есть город-хаб Тристрам, где можно отдохнуть от сражений, поговорить с персонажами, продать хлам торговцам и починить броню у кузнеца. А перманентная смерть существует только в хардкорном режиме игры в качестве опциональной настройки.

В итоге в геймерской среде создался парадокс касательно терминологии «рогаликов». Ввиду того, что массовый игрок с историей не очень знаком, правила все предпочитают игнорировать, отчего и прямые клоны Rogue, и меняющие формулу подражатели объединены под одним термином rogue-like. Вне зависимости от того, следуют ли они Берлинской интерпретации или в них есть только процедурная генерация локации и потеря прогресса при смерти (причем даже не всего).

Лучшие rogue-like

Теперь, когда мы наконец-то разобрались в перипетиях жанра и что от него ждать, стоит поговорить о его лучших современных представителях. Специально для этой темы мы отобрали 15 лучших, на наш взгляд, видеоигр, отражающих идеологию «новой эпохи» жанра.

Hand of Fate

Издатель: Defiant Development

Жанр: экшен от третьего лица

Платформы: Windows, Xbox, PlayStation, Linux, macOS

В Hand of Fate вы играете в волшебную настолку с таинственным незнакомцем в капюшоне. Весь мир — колода карт, а ваш герой — пешка, которая по этим картам ходит. Под рубашкой может прятаться как событие вроде прекрасной девы, что делится с вами припасами, так и коварные враги вроде бандитов или нежити.

Сильные стороны Hand of Fate: невероятная атмосфера классического фэнтези с монстрами, магией и подземельями. На это работает как великолепный дизайн, напоминающий Fable, так и прекрасная музыка и озвучка на английском языке. Геймплейно это экшен от третьего лица с боевой системой в духе игр про Бэтмена или Spider Man от Sony: удары, перекаты, уклонения от сигнализируемых врагом атак. От «рогалика» игре досталась процедурная генерация приключения, которая объясняется перетасовыванием колоды карт-событий в случайном порядке. А также большое разнообразие возможностей, локаций, режимов и предметов, особенно со всеми дополнениями.

У Hand of Fate также есть сиквел, где появилась кастомизация персонажа, больше геймплейных возможностей, напарники и более проработанный сюжетный режим. Обе части серии — великолепный пример того, как формулу «рогаликов» можно подружить с классическим и привычным массовому игроку геймплеем относительно бюджетного АА-экшена.

The Binding of Isaac

Издатель: Edmund McMillen

Жанр: экшен с видом сверху

Платформы: Windows, macOS, Linux, PlayStation, Xbox, Nintendo Switch

Пожалуй, самый популярный, хотя и стилистически отталкивающий «рогалик». Маленький мальчик Исаак жил со своей религиозной мамой в тихом домике. Но однажды мать услышала «голос свыше», который сказал, что ее сын грешен — и его нужно «очистить». Поэтому она отобрала у него все игрушки, всю одежду и перестала куда-либо выпускать. А потом «бог» потребовал убить мальчика. И тогда женщина взялась за нож. Бедный Исаак в слезах бежал через таинственный люк в полу, который вел в адское подземелье.

Стиль The Binding of Isaac уникален. С одной стороны, мир игры отвратителен: там всюду грязь, реки крови, горы экскрементов, рвотные массы, гниющие ходячие трупы и прочие мерзкие создания. С другой, всё это нарисовано в милом мультяшном стиле в духе первых частей The Legend of Zelda. Даже местного окровавленного зомби, болтающего головой на частично вытащенном позвоночнике, можно легко представить в качестве плюшевой игрушки (правда, ее всё же лучше не давать детям). И это странное сочетание смотрится гармонично: когда главный герой стреляет слезами из своих глаз и оставляет от очередного мрачно-потешного врага кровавое месиво, такое зрелище не кажется неправильным.

Как rogue-like The Binding of Isaac — один из эталонов. В суть геймплея вникаешь очень быстро: есть подземелье, которое поделено на комнаты, где можно встретить всяческие улучшения и разных врагов. В конце каждого уровня — босс. Умрешь — начнешь сначала. Ресурсов всего несколько штук: деньги, ключи для сундуков и дверей, а также бомбы, чтобы взрывать монстров и шаткие стены, за которыми прячутся секретные локации. И всегда огромное разнообразие: сочетания улучшений, меняющих облик героя, и то, как он мечет свои слезы, кажутся бесконечными.

Spelunky

Издатель: Mossmouth

Жанр: 2D-платформер

Платформы: Windows, PlayStation, PlayStation Vita, Xbox, Nintendo Switch

Дерек Ю в 2007 году работал над двумя играми: платформером, стилизованным под эпоху NES, и классическим «рогаликом». В первом ему нравилось ощущение от того, что успех прохождения постоянно зависит от правильных реакций игрока на препятствия — но его удручала репетитивность от того, когда из раза в раз умираешь на одном и том же месте. В rogue-like Ю привлекало разнообразие из-за случайной генерации уровней и то, что приходится действовать вдумчиво, потому что опасность может быть где угодно. Но такие игры работали по слишком сложным правилам и требовали запоминать огромную кучу информации. А потому он решил попросту объединить лучшее от обоих жанров в своем проекте.

Благодаря такому решению в 2008 году появилась бесплатная игра Spelunky. В ней приходилось играть за искателя приключений, что спускался в подземелье за сокровищами — а по пути, скорее всего, умирал. Игровой процесс был очень простым: главный герой в самом начале мог только прыгать, цепляться за уступы, бить хлыстом и использовать бомбы с веревками из своего инвентаря. Если игрок не успевал пройти уровень за определенное время, его начинал преследовать бессмертный призрак. Но со временем открывалась огромная глубина геймплея: появлялись новые типы врагов и биомы, давали новые гаджеты вроде джетпака. Приходилось учиться, например, пробамбливать локации насквозь, чтобы проходить их быстрее и собирать золото в залежах земли. И всё с огромной сложностью, как в NES-овской классике, в которой после очередной смерти хочешь разбить контроллер, но всё равно продолжаешь играть.

В свое время Spelunky настолько поражала всех своим новаторским подходом и выверенным геймплеем, что по сути именно она создала последовавшую за ней волну rogue-lite. При этом она до сих пор остается одним из золотых стандартов по тому, как вообще нужно делать подобные игры. А HD-ремейк и сиквел 2020 года лишь улучшили графику и добавили еще больше разных фич.

Rogue Legacy

Издатель: Cellar Door Games

Жанр: 2D-платформер

Платформы: Windows, macOS, Linux, PlayStation, PlayStation Vita, Xbox, Nintendo Switch

Авантюристы из одной семьи поколениями ходят в мрачный таинственный замок Хамсон в поисках сокровищ и славы, а также пытаются вернуть некогда потерянную родовую честь. Но каждого из них там ждет смерть, пока игрок не научится нормально проходить всю крепость, что перестраивается перед каждым новым воителем.

Rogue Legacy во многом напоминает Castlevania: Symphony of the Night. Вам предстоит путешествовать по готическому замку и его окрестностям, которые поделены на разные биомы. Много платформинга с риском напороться на напольные шипы. Враги во многом схожи: от скелетов и рыцарей до летающих голов. Похоже даже то, как нужно добывать золото, ломая светильники.

Главное отличие Rogue Legacy — после смерти героя выбираешь, за кого из трех его наследников нужно играть. Они отличаются классами (маг, воин и вор, например) и некоторыми особенностями. Например, один — гигант, другой страдает от дальтонизма, отчего игра принудительно переходит в чёрно-белый режим. У третьего из-за боязни кур из мебели будет вылетать не еда, которой можно лечиться, а наносящие урон птицы. После смерти своего предшественника авантюристы наследуют всё его снаряжение, навыки и золото, что тот успел добыть. Так что смерть каждого члена семьи в крепости делает жизнь следующему поколению чуточку проще.

Rogue Legacy — еще одна игра помимо Spelunky, которой инди-игры обязаны за всплеск именно rogue-lite жанра. Так создатели сами впервые окрестили свою игру. Именно она популяризировала идею глобального прогресса между перезапусками, чем хотела улучшить формулу знаменитой Rogue. Не зря же она называется «Наследие Rogue».

Cult of the Lamb

Издатель: Devolver Digital

Жанр: экшен с видом сверху и симулятор поселения

Платформы: Windows, macOS, PlayStation, Xbox, Nintendo Switch

Игра про ягненка, который волей темного бога становится лидером его же культа. Теперь с помощью новообретенной оккультной силы он собирает вокруг себя сторонников и пытается свергнуть четырех жрецов, устроивших религиозную диктатуру в лесах смешных мультяшных зверушек.

Cult of the Lamb — это необычное сочетания «комнатного» rogue-like в духе Binding of Isaac и симулятора собственной деревушки. В рейдах в лес вы можете наткнуться на плененных зверей, которые в благодарность за свободу вступят в ваш культ. Последователям нужно обеспечивать еду и кров, а взамен они будут делать разную работу. Поклоняться вам и вашему богу, давая энергию на прокачку, строить здания, работать в огороде, ходить на религиозные служения в храм. Каждый зверек-сектант уникален, со своим характером, именем и внешностью. С ними даже можно завести роман и обручиться. Причем с несколькими сразу.

Cult of the Lamb делает ставку на строительно-социальной части. Ваш хаб — это не просто мета-прогрессия, а живущий своей жизнью дом. Пока вы бегаете резать монстров мечом и добывать сокровища, ваши последователи живут, спят, едят (и гадят мимо туалета). Полчаса сражаетесь, полчаса занимаетесь делами в огороде. Благодаря такой динамике игра почти никогда не надоедает, если, конечно, вам нравится заниматься управленческой деятельностью и делать перерывы от сражений с боссами.

Loop Hero

Издатель: Devolver Digital

Жанр: автобатлер

Платформы: Windows, Xbox, macOS, Linux, Nintendo Switch

Вы — герой в забытом мире. Вселенная исчезла, и никто ее не помнит. Не осталось ничего, кроме костра и небольшой зацикленной дорожки, по которой персонаж ходит кругами без помощи игрока. Но, делая всё новые обходы оставшейся в реальности местности, он понемногу начинает вспоминать мир и собирать его по кусочкам заново.

Loop Hero — это «авторогалик». Персонаж ходит и сражается сам. Ваша роль как игрока — менять ему снаряжение и правильно строить локацию вокруг него, чтобы он качался и не погибал в боях. Поставить лес, где водятся волки, чтобы герой выбивал из них сокровища и опыт. Разместить сложную локацию сразу после целебного костра, чтобы герой не пришел раненым в кровопролитную битву. Или добавить горы на край мира, чтобы увеличить общее число очков здоровья персонажа. Однако если холмов будет слишком много, то на них заведутся опасные гарпии.

Loop Hero — уникальная игра и свежий взгляд как на rogue-like, так и на автобатлеры. К тому же у нее великолепный визуальный стиль, замечательная музыка и атмосфера мира, исчезнувшего из реальности.

Enter the Gungeon

Издатель: Devolver Digital

Жанр: экшен с видом сверху

Платформы: Windows, Nintendo Switch, PlayStation, Linux, macOS

Где-то в мире существует Оружелье — подземелье, полное оружия со всех уголков вселенной. По легенде, на самом его дне покоится пушка, способная застрелить прошлое. Узнав об этом, команда героев отправляется в опасное приключение, чтобы исправить ошибки ушедших лет.

Enter the Gungeon — эталонный «рогалик» по части геймплея. Приятный мувмент, великолепный баланс и динамика сложности и горы контента на сотни часов. Главная фишка игры — оружие. По ходу забегов в Оружелье вы будете находить как классические пистолеты и автоматы, знакомые по играм и кино, так и безумные вещи вроде дробины, стреляющей дробовиками, чугунной пушки Серьезного Сэма или головы демона с лазером из глаз.

Чем ближе вы будете подбираться к финальному боссу, тем богаче и безумнее будет ваш арсенал. Причем он отлично сбалансирован: эффективное оружие быстрее ест боезапас, тогда как слабое оружие прослужит дольше. А стандартный пистолет, с которым начинает каждый персонаж, и вовсе с бесконечными патронами, но по своей силе уступает практически любому стволу, который вы найдете по пути.

А ведь помимо колоссального арсенала в игре есть амулеты, разные персонажи, усиления, случайные события, по нескольку боссов на каждый этап, секретные уровни и даже секретная концовка с настоящим боссом игры. За годы обновлений и патчей Enter the Gungeon стала ультимативной rogue-like нового времени, на которую равняются и вспоминают при каждом разговоре о текущем положении жанра.

При этом на поверхности она всё еще остается очень простой для освоения игрой — хотя мастерства достигнуть будет тяжело. Хорошо, что ваш арсенал не так важен, как навык метко стрелять и вовремя перекатываться, но научиться последнему получится не за один десяток часов. Но в этом и прелесть Enter the Gungeon — когда понимаешь, что казавшиеся ранее невозможно трудными боссы после пары десятков часов становятся чуть ли не легче рядовых врагов. Потому что вы научились играть и готовы к куда более сложным испытаниям.

Hades

Издатель: Supergiant Games

Жанр: экшен с видом сверху

Платформы: Windows, macOS, Nintendo Switch, Playstation, Xbox

Hades — это, пожалуй, самый сюжетный «рогалик» на текущий момент. Игра основана на мифах Древней Греции и рассказывает о сыне Аида, Загрее, который из раза в раз пытается сбежать из загробного мира, чтобы найти свою мать. Игра великолепно встраивает повествование в концепт rogue-like и многократных переигрываний, раскрывая детали происходящего с каждой новой попыткой побега — успешной или не очень.

Как и Enter the Gungeon, Hades — прекрасный пример кривой сложности и баланса. Вначале игрок, не зная всех нюансов и еще не привыкнув к общему темпу геймплея, будет с трудом проходить первый этаж мира мертвых. Но со временем и опытом он приловчится, и вчерашнее невозможное испытание становится чуть ли не самой легкой частью прохождения. Более того, после пары десятков часов осознаешь, что всё царство Аида можно без особых проблем пробежать за полчаса. Благо игра не перестает подкидывать новый контент и сложности даже спустя сотню забегов, так что задержитесь вы в ней куда как на большее время.

Помогать с побегом вам будут боги Олимпа, посылающие свои дары. Зевс наградит молниями, Марс — усилениями урона и боевыми пилами, кружащими вокруг Загрея. Дионис усилит оружие отравлением, а Артемида — критическим уроном. При этом дары богов можно всячески комбинировать вместе с разнообразным оружием Загрея. Из-за чего получаются убийственные сочетания, способные побеждать боссов за пару ударов.

Помимо прекрасного сюжета и геймплея Hades выделяется великолепным дизайном, где каждая декорация, спрайт и персонаж выглядят как настоящие картины или работа профессионального комиксиста. И звучит игра прекрасно: великолепные голоса актеров озвучки придают харизмы и глубины персонажам, а геймплей сопровождается по-настоящему волшебной музыкой Даррена Корба, бессменного композитора Supergiant Games.

В общем, если у вас есть возможность поиграть всего в один rogue-like нового типа — выбирайте Hades, не ошибетесь.

Stoneshard

Издатель: HypeTrain Digital

Жанр: пошаговая RPG

Платформы: Windows

Хардкорная ролевая игра в сеттинге фэнтезийного Средневековья. Королевство в упадке, а по тропам слоняются бандиты и авантюристы. Вы играете за одного такого приключенца — следопыта, воина, волшебницу, женщину-рыцаря или дворфа-берсерка. Выбранный персонаж бродит по округе, выполняя задания по зачистке склепов и спасению крестьян от бандитов. Зарабатывает деньги на жилье и еду, репутацию для более сложных контрактов и опыт, полезный в любом случае.

Stoneshard — это развитие идей Rogue и куда больше rogue-like, чем rogue-lite. Пока глобальной прогрессии в игре нет (Stoneshard в Раннем Доступе и еще не вышла до конца) — ей должен стать караван, в котором живут все ваши смертные персонажи. Сейчас в игре есть лишь возможность играть за одного персонажа и проходить начальные задания и зоны. Но даже такого небольшого кусочка уже хватает, чтобы как следует насладиться тяжелым бытом средневекового наемника.

Stoneshard очень хардкорная. Урон получает не единая полоска здоровья персонажа, а каждая часть тела отдельно. Переломы надо лечить, раны перевязывать, боль — глушить травами или алкоголем. Любая схватка может стать последней, будь то сражение с латным рыцарем или дохлым бандитом. А к каждой вылазке нужно как следует готовиться: запасаться едой, лекарствами и стрелами, а также рассчитывать свободное место в рюкзаке под потенциальные трофеи. Помимо этого в игре замечательный pixel art и атмосферный саундтрек, некоторыми мотивами напоминающий The Witcher 3.

Noita

Издатель: Nolla Games

Жанр: двумерный Dungeon Crawler с полной разрушаемостью окружения

Платформы: Windows

Вы в роли ведьмы исследуете случайно сгенерированные подземелья в чудокаватом фэнтези-мире, полном секретов. Вполне обычная завязка для подобных игр. Особенность Noita в том, что вы играете не за воина или приключенца, а за волшебника. Кидаетесь во врага огнем, превращаете его в зверей, сами превращаетесь в монстров, засыпаете противников бомбами. Есть и более экзотические варианты вроде превращения в вампира или стрельбы из дробовика. Заклинаний очень много — и почти все могут убить как врага, так и вас самих.

Многообразие возможностей сочетается с тем, что каждый пиксель в Noita — физический объект. Поэтому всё ваше окружение разрушается ударами и взрывами, а жидкости вроде воды, лавы, алкоголя или вражеской крови стекают вниз под силой гравитации или разлетаются в стороны от взрывной волны.

Noita — это игра про безумное магическое веселье и поиск способов сломать игру. И не только для того, чтобы сразить финального босса и дожить до титров: в этом rogue-like полно тайн и секретных уровней. Например, можно даже не заходить в подземелье и пойти исследовать окружающий мир. Или вовсе попасть на Луну.

Slay the Spire

Издатель: Mega Crit Games

Жанр: карточная игра

Платформы: macOS, Windows, Linux, iOS, Nintendo Switch, Android, Xbox

Вы — один из героев, что пытаются достичь вершины загадочного Шпиля. Делать вы это будете, проходя процедурно-сгенерированные этажи, полные монстров, случайных событий, ловушек и других опасностей.

Для того чтобы пережить это приключение, вы собираете колоду способностей. Новые карты можно купить у торговца или выбить из врагов. Вместе с различными артефактами можно собирать мощнейшие комбинации, которые при должном везении позволяют пролететь весь Шпиль без всякого сопротивления.

Slay the Spire — пожалуй, главный популяризатор «карточных рогаликов». Геймплей с брожением по комнатам с видом сверху заменен пошаговой карточной дуэлью в духе Magic: The Gathering или Heartstone. Только вместо карточных существ — удары и заклинания. Кого-то может отпугнуть философия игры с большим упором на случайность, но у этого есть другая сторона. Slay the Spire — это игра про то, как имеющимися средствами сломать баланс быстрее, чем он сломает тебя. Удары с трехзначным уроном, розыгрыш шести карт за ход, убийственные яды, непробиваемая броня — сотни способов одолеть откровенно нечестных врагов.

Knock on the Coffin Lid

Издатель: RedBoon

Жанр: карточная игра

Платформы: Windows

Еще один «карточный рогалик» от разработчиков из Краснодара. Knock on the Coffin Lid во многом похожа на Slay the Spire: процедурно-сгенерированная карта, состоящая из развилок, случайных событий и драк с монстрами. Сбор колоды способностей в эффективный билд, которым можно сразить босса. Синергия предметов и способностей, разные герои и так далее. В чем отличия?

Knock on the Coffin Lid берет другим визуальным стилем: более гротескным и менее абстрактно-безумным, чем у своего вдохновителя. Элемента случайности куда меньше — больше решает тактика и навыки, нежели удачно упавшая в руку карта. К тому же у нее есть цельный сюжет про апокалипсис в фэнтези-мире и временные петли, который постепенно раскрывается с повторными прохождениями.

Knock on the Coffin Lid нельзя назвать особенной, а ее концепт — революционным. Скорее, это уверенное наследие идей игры, популяризировавшей поджанр, у которой к релизу (игра сейчас в Раннем Доступе) есть все шансы стать лучше своего предшественника.

SYNTHETIK

Издатель: Flow Fire Games, WhisperGames

Жанр: шутер с видом сверху

Платформы: Windows, Nintendo Switch, Xbox One

SYNTHETIK — игра про войну с армией роботов, управляемых злым искусственным интеллектом. Это попытка подружить процедурную генерацию и идею перманентной смерти с геймплеем top-down шутеров вроде Alien Shooter или Crimsonland. Вы управляете человечком с арсеналом огнестрельного оружия, который уничтожает роботов, перемещаясь от локации к локации.

Особенность SYNTHETIK, отличающая ее от других rogue-like и rogue-lite игр, — крутой ганплей. Стрелять приятно благодаря дизайну звука, ощущениям от отдачи и разброса оружия, а также богатому разнообразию огнестрела и улучшений для него. Убойные дробовики, винтовки, пистолеты-пулеметы, автоматы и крупнокалиберные пулеметы и даже взрывное оружие вроде ракетниц. По доброй традиции «рогаликов», все эти вещи не только хороши сами по себе, но и комбинируются с остальными механиками SYNTHETIK. Например, с разными классами, где танк за счет толстой брони лучше управляется с дробовиком, а быстрый разведчик будет полезнее, скажем, с пистолетами-пулеметами. Так что в бою против восставших машин вам помогут не только ваш навык и реакция, но и умение ломать баланс абсурдно мощным огнестрелом.

Dead Cells

Издатель: Motion Twin

Жанр: 2D-экшен-платформер

Платформы: Windows, macOS, Linux, PlayStation, Xbox, Nintendo Switch

С потолка на пол фэнтезийной тюремной камеры падает бесформенная масса, страдающая амнезией. Она вливается в тело ближайшего безголового трупа и берет контроль над ним. Жижа в новом теле пробует сбежать сквозь толпы врагов — но с каждым уничтожением своего носителя она вынуждена утекать обратно, чтобы начать всё сначала. Примерно так можно описать общую завязку сюжета.

По геймплею Dead Cells можно назвать помесью Castlevania и Dark Souls. От первой досталась 2D-перспектива и элементы метроидвании: нужно получать разные способности, чтобы проникать в ранее недоступные участки карты. От второй — боевая система с перекатами, блоками и парированиями. Правда, сражения куда динамичнее: блоки пропускают часть урона, в отличие от парирований. Главный герой, сам по себе довольно быстрый, еще и ненадолго ускоряется после убийства врагов. А из-за того, что игра — «рогалик», она постоянно подкидывает что-нибудь новенькое. Например, оружие, с которым можно телепортироваться за спины врагам.

Into The Breach

Издатель: Subset Games

Жанр: пошаговая тактика

Платформы: macOS, Microsoft Windows, Linux, Nintendo Switch

Мир будущего постоянно атакует раса гигантских насекомых Век. Единственная защита от них — это огромные боевые роботы, охраняющие оставшиеся клочки цивилизации. Into the Breach — это, по сути, пиксельная игровая адаптация сюжета «Тихоокеанского рубежа», где огромные динозавры-кайдзю заменены на насекомых.

Into the Breach считается одной из лучших инди-игр вообще. И дело не только в крутом сеттинге, изобретательных дизайнах и атмосферной музыке. Жемчужина игры — геймплей. Каждый бой с Век — это пошаговый тактический ребус на небольшом поле 8×8 клеток, сгенерированном случайно. При этом алгоритмы работают так, что у вас всегда будет победная опция вне зависимости от задачи или выбранного отряда огромных мехов. К тому же генерация интересно вписана в сюжет: каждая проваленная попытка — это лишь один из множества таймлайнов, где вы проиграли войну с инсектоидами. После поражения агенты просто прыгают в другое время, где сражение еще идет.

Порой на миссии надо не только убить всех жуков, а выполнить какую-то задачу: защитить особое здание или сопроводить поезд. И всё это с минимальными потерями среди гражданских. Into the Breach — игра не про победу над врагом, а про выход из сложной ситуации с минимальными потерями. Это добавляет игре совершенно другую динамику и атмосферу: вы не побеждаете. Вы пытаетесь выжить в войне, которую проигрываете. И первая настоящая победа над жуками — это лишь один спасенный таймлайн из множества, что еще ждут вашей помощи.

P.S. Делитесь в комментариях своими любимыми "рогаликами".

Комментарии (31)


  1. rSedoy
    22.09.2023 16:07
    +9

    почему тут нет ADOM, даже просто упоминания?


    1. mvideo Автор
      22.09.2023 16:07

      блестящая игра, виноваты)


      1. rSedoy
        22.09.2023 16:07
        +2

        Меня еще 20 лет назад поразил выбор рас, классов, вариантов концовок (ну эт мелочь;) относительно всего остального) и это не считая кучи всего другого.


    1. azTotMD
      22.09.2023 16:07
      +2

      ADOM бесподобен и вдохновил меня на свою разработку


    1. igorp1024
      22.09.2023 16:07
      +1

      Я вообще за чем-то попроще, вроде Brogue сюда зашёл. Его тоже нет.

      UPD: а ведь это Rogue на стероидах.


  1. myswordishatred
    22.09.2023 16:07
    +2

    Faster Than Light! От авторов Into the Breach, кстати.

    Inscryption, опять же. Хотя ближе к концу она мне начала казаться немного занудной, но начало просто шикарное.

    Ну и Darkest Dungeon было бы справедливо упомянуть.

    UPD: во, вспомнил ещё, что Void Bastards довольно интересная и весёлая.


    1. domix32
      22.09.2023 16:07

      Void bastards не слишком рогалик. Так и No Man's Sky бы попал.


  1. static_cast
    22.09.2023 16:07
    +4

    Практически не упомянут Nethack.

    Нету минималистично-бесподобной Pixel Dungeon с открытым исходным кодом, породившей кучу клонов и модификаций.


  1. Markscheider
    22.09.2023 16:07
    +1

    Играю в Dead Cells, пару раз чуть контроллером в телик не запустил.

    Хорошая игра, советую :)


  1. iiiytn1k
    22.09.2023 16:07

    Risk of Rain первая часть. Можно надолго залипнуть.


    1. domix32
      22.09.2023 16:07

      Да и вторая тоже отличная. А уж если до коопа добраться.


  1. ZhilkinSerg
    22.09.2023 16:07
    +6

    Процедурная генерация не делает игру рогаликом.


  1. anonym0use
    22.09.2023 16:07

    Shattered Pixel Dungeon заслуживает места в списке


  1. CBET_TbMbI
    22.09.2023 16:07
    +1

    Вспоминаю своё детство (лет 20-30 назад). И совершенно не помню никаких рогаликов и прочих хлебобулочных изделий в играх.
    Всю жизнь были гонки, стратегии (пошаговые и нет), драки/файтинги, стрелялки/шутеры, бродилки/рпг, спортивные, симуляторы, леталки, платформеры, экшены. Но слова "рогалик" в описании игр совершенно не помню.


    1. Zara6502
      22.09.2023 16:07

      как геймер начинавший свой опыт еще в 80-е скажу так - слово именно в том виде в обиходе разошлось по рунету не более чем лет 10 как, и оно связано собственно в новым толчком в появлении игр в этом жанре.


  1. Zara6502
    22.09.2023 16:07

    во вселенной ENDLESS есть игра Dungeon of ENDLESS, весьма затягивающая времяубивалка.


    1. domix32
      22.09.2023 16:07

      Это всё же больше Tower Defence чем рогалик.


  1. Zara6502
    22.09.2023 16:07
    +2

    Интересно было почитать что же конкретно подразумевается под "рогаликом", так как я не согласен со статьёй в некоторых моментах. Вот выдержка из английской вики, перевод яндексом, моё представление о рогаликах именно такое (к вопросу об игре Dead Cells):

    На Международной конференции по разработке Roguelike 2008, состоявшейся в Берлине, Германия, игроки и разработчики разработали определение для roguelike, известное как "Берлинская интерпретация".
    Берлинская интерпретация определила восемь факторов высокой ценности:

    • В игре используется случайная генерация подземелий для повышения реиграбельности. Игры могут включать предопределенные уровни, такие как уровень города, общий для семьи Мория, где игрок может покупать и продавать снаряжение, но считается, что они уменьшают случайность, установленную берлинской интерпретацией. Эта "случайная генерация" почти всегда основана на некотором процедурном подходе к генерации, а не на истинной случайности. Процедурная генерация использует набор правил, определенных разработчиками игры для начала генерации подземелья в целом, чтобы гарантировать, что каждый уровень подземелья может быть пройден игроком без специального снаряжения, а также может генерировать более эстетичные уровни.

    • В игре используется permadeath. Как только персонаж умирает, игрок должен начать новую игру, известную как "запуск", в которой уровни игры будут регенерированы заново благодаря процедурной генерации. Функция "сохранить игру" обеспечивает только приостановку игрового процесса, а не неограниченное восстановление состояния; сохраненный сеанс удаляется при возобновлении или смерти персонажа. Игроки могут обойти это, создав резервную копию сохраненных игровых данных ("save scumming"), действие, которое обычно считается мошенничеством; разработчики Rogue внедрили функцию permadeath после введения функции сохранения, обнаружив, что игроки неоднократно загружали сохраненные игры для достижения наилучших результатов. По словам Майкла Той из , они рассматривали свой подход к permadeath не как средство сделать игру болезненной или трудной, а как взвешивание каждого принятого игроком решения для создания более захватывающего опыта.

    • Игра пошаговая, дающая игроку столько времени, сколько необходимо для принятия решения. Игровой процесс обычно пошаговый, когда действия игрока выполняются последовательно и для их завершения требуется разное количество игрового времени. Игровые процессы (например, передвижение и взаимодействие монстров, прогрессивные эффекты, такие как отравление или голод) развиваются в зависимости от течения времени, продиктованного этими действиями.

    • Игра является немодальной, в том смысле, что каждое действие должно быть доступно игроку независимо от того, где он находится в игре. В интерпретации отмечается, что магазины, подобные тем, что есть в Ангбанде, нарушают эту немодальность.

    • Игра имеет определенную степень сложности из-за количества различных игровых систем, которые позволяют игроку достигать определенных целей несколькими способами, создавая нестандартный игровой процесс. Например, чтобы пройти через запертую дверь, игрок может попытаться взломать замок, выбить его, поджечь дверь или даже проложить туннель вокруг нее, в зависимости от их текущей ситуации и инвентаря. Распространенной фразой, связанной с NetHack, является "Команда разработчиков продумала все", поскольку разработчики, похоже, предусмотрели все возможные комбинации действий, которые игрок может попытаться применить в своей игровой стратегии, такие как использование перчаток для защиты своего персонажа и использование трупа василиска в качестве оружия для окаменения врагов одним прикосновением.

    • Игрок должен использовать управление ресурсами, чтобы выжить. Предметы, которые помогают поддерживать игрока, такие как еда и целебные средства, имеются в ограниченном количестве, и игрок должен выяснить, как использовать их наиболее выгодно, чтобы выжить в подземелье. usgamer'а далее рассматривает "снижение выносливости" как еще одну функцию, связанную с управлением ресурсами. Персонаж игрока постоянно нуждается в поиске пищи, чтобы избежать голодной смерти, что не позволяет игроку использовать регенерацию здоровья, просто проходя повороты в течение длительного периода времени или сражаясь с очень слабыми монстрами в подземельях низкого уровня. Рич Карлсон, один из создателей ранней игры в стиле roguelike Strange Adventures in Infinite Space, назвал этот аспект своего рода "часами", устанавливающими определенный срок или ограничение на то, сколько игрок может исследовать, и создающими напряженность в игре.

    • Игра ориентирована на геймплей, основанный на рубке и слеше, где целью является убийство множества монстров, и где других мирных вариантов не существует.

    • Игра требует, чтобы игрок исследовал карту и обнаружил назначение неопознанных предметов таким образом, чтобы каждое прохождение перезапускалось. Идентичность магических предметов, включая магически зачарованные предметы, варьируется от серии к серии. Недавно обнаруженные объекты предлагают лишь расплывчатое физическое описание, которое подбирается случайным образом в зависимости от игры, с неустановленными целями и возможностями. Например, "шипучее" зелье может залечивать раны в одной игре, а затем отравлять игрового персонажа в следующей. Предметы часто подвергаются изменениям, приобретая специфические черты, такие как проклятие или прямое изменение игрока.

    Малоценными факторами из берлинской интерпретации являются:

    • Игра основана на управлении только одним персонажем на протяжении одного прохождения.

    • Поведение монстров похоже на поведение персонажа игрока, например, способность подбирать предметы и использовать их или произносить заклинания.

    • Целью игры было предоставить тактический вызов, который может потребовать от игроков пройти несколько раз, чтобы выучить подходящую тактику выживания.

    • Игра представлена с использованием символов ASCII на плиточной карте.

    • Игра включает в себя исследование подземелий, которые состоят из комнат и взаимосвязанных коридоров. В некоторых играх могут присутствовать открытые местности или природные особенности, такие как реки, хотя это противоречит берлинской интерпретации.

    • Игра представляет статус игрока и саму игру с помощью цифр на экране / интерфейсе игры.


    1. Fhann
      22.09.2023 16:07
      +1

      Под это подходит cataclism:dda и elona. Класные игры на мой взгляд.


  1. tas
    22.09.2023 16:07
    +2

    1. Zara6502
      22.09.2023 16:07

      тоже про неё подумал, но это не рогалик.


  1. domix32
    22.09.2023 16:07
    +1

    Curse of the Dead God

    Immortal Redneck

    Cultist Simulator

    Darkest Dungeon

    Gunfire Reborn

    Heat Signature

    Moon Hunters

    Out There : Omega Edition

    Relic Hunter Zero

    Renowned Explorer


  1. iShrimp
    22.09.2023 16:07
    +1

    И ещё есть интересная игра для фриков - любителей неевклидовой геометрии: HyperRogue.


    1. Zara6502
      22.09.2023 16:07
      +1

      на первый взгляд это просто обычная евклидова геометрия с большим FOV для камеры.


      1. youngmysteriouslight
        22.09.2023 16:07

        Это модель Пуанкаре в круге. Геометрия определённо неевклидовая, о чём можно судить хотя бы по «догонялкам», когда два субъекта (игрок+монстр, монстр+монстр) бегут параллельно и от этого расходятся.

        Тем не менее, в этой игре, как и в Hyperbolica, мне представляется нечестным показывать игроку мир в виде круга (впрочем, это хороший выбор для слоя модели), а не экспоненциальную карту. В частности, в Hyperbolica меня раздражал батут: ну не может «житель» эвклидового мира видеть горизонт бытия.


        1. Zara6502
          22.09.2023 16:07
          +1

          Геометрия определённо неевклидовая, о чём можно судить хотя бы по «догонялкам», когда два субъекта (игрок+монстр, монстр+монстр) бегут параллельно и от этого расходятся.

          Не смог найти в видео такой пример, там обычная гексогональная сетка.


  1. Dozorengel
    22.09.2023 16:07
    +1

    Everspace первый, отличный рогалик


  1. DmitriyGordinskiy
    22.09.2023 16:07

    Ожидал увидеть хотя бы попсовые Dungeons of Dredmor или Tales of Maj'Eyal. А тут оказывается топ RogueLite-ов, из которых разве что Stoneshard действительно похож на рогалик.


  1. bottomling
    22.09.2023 16:07

    tales of maj'eyal тоже очень хороша


  1. seya_red
    22.09.2023 16:07

    А где Stone Soup? Desktop Dungeons? Hack, slash, loot?


  1. DrZlodberg
    22.09.2023 16:07

    Teleglitch из оружейных. Хотя ножиком там тоже можно. Не заслуженно мало известная игра imho