Сатья Наделла — CEO и председатель совета директоров Microsoft. Он подхватил управление компанией в 2014 году и ускорил темпы развития так, что стоимость акций выросла аж на 500%. Наделлу любят и уважают и айтишники, и инвесторы: подтверждено рейтингом Glassdoor. А еще он потрясающий рассказчик — в этом мы убедились сами, прочитав его книгу.

Это не мемуары: на страницах своего труда Сатья Наделла описывает жизнь компании лишь частично, а личную биографию подает сжато и скорее для того, чтобы читатель улавливал контекст: почему же Microsoft провернули такие качественные изменения и вышли на новый уровень, преодолев жесткую конкуренцию на рынке.

«Эта книга расскажет о трансформации, которая происходит сегодня внутри меня и в недрах компании под воздействием чувства сопереживания и желания помочь другим. Но что еще важнее — это книга о переменах, которые входят в жизнь каждого из нас, ибо нам посчастливилось стать свидетелями величайшего технологического прорыва всех времен, который ознаменовался развитием искусственного интеллекта, смешанной реальности и квантовых вычислений. И еще это книга о том, как люди, организации и сообщества могут и должны меняться — “обновлять страницу” — в вечном поиске новой энергии и новых идей, в попытках найти себе применение и возродиться», — пишет он. А еще добавляет: «По сути же это книга о нас, людях, и об уникальном качестве, которое мы именуем сопереживанием. Это качество будет все больше цениться в мире, который так быстро меняется под воздействием стремительного потока технологий, как никогда прежде. Австрийский поэт-мистик Райнер Мария Рильке однажды сказал: “Именно так вступает в нас будущее, чтобы стать нами еще задолго до того, как оно обретет жизнь”». Вот так сходу и глубоко. Вряд ли может кого-то не тронуть. Разве что истинного зануду.

В рецензии мы удержим фокус на лидерстве и духовных качествах, потому что именно две эти силы в лице Наделлы запустили для Microsoft маховик перемен. В книге много имен, топонимов, названий фирм и продуктов, поэтому мы намерено не пересказывали ее содержание — нужно читать внимательно каждую главу. 

Из каких смысловых частей состоит эта книга

Сатья Наделла раскрывает три сюжетных линии:

  • свою собственную, о том как перебрался из Индии в США и обрел новый дом в Кремниевой долине и в итоге — в Microsoft;

  • рабочую — о трансформации компании и ее корпоративной культуры;

  • общечеловеческую — рассуждая о том, что не за горами четвёртая промышленная революция.

Все это примерно на 300 страницах. Можно прочитать за один присест или за девять — если решите читать по одной главе в день.

Что вы сделаете, если встретите плачущего малыша

Это вопрос с подвохом, но он наглядно демонстрирует, откуда растут ноги у культа сопереживания в Microsoft. На собеседовании в компанию после целого дня инжиниринговых обсуждений и проверки профессиональных способностей Сатью спросили, что бы он сделал, увидев посреди улицы плачущего ребенка. Начинающий специалист ответил, что вызовет службу спасения. «Тебе недостает умения сопереживать, парень. Если малыш лежит на улице и плачет — подними его». Это были слова Ричарда Тейта — менеджера, создавшего популярную настольную игру Cranium.

Впоследствии, Сатья Наделла столкнется с испытанием, выпавшем ему в роли родителя, и это станет большой тренировкой и эмпатии, и смирения. Обойдемся без спойлеров. В чтении есть последовательность и хронология. Будет здорово, если вы проследите за авторской мыслью. 

Чему лидеры могут научиться в крикете

Крикет — вид спорта, напоминающий бейсбол. Это одно из ранних увлечений Сатьи, которое осталось с ним на всю жизнь. Через крикет, по его мнению, можно понять принципы бизнеса и лидерства. Обычно, мы не делаем саммари, но в этот раз не можем пройти мимо:

  • «Первый принцип — страстно и рьяно бороться до конца в ситуации неопределенности и страха». Однажды команда, в которой играл Сатья, встретилась с соперниками, вызывающими восхищение: настолько великолепно играли эти приезжие парни. Тренер заметил это и командовал, чтобы ребята проявили больше агрессии на поле, а вдобавок вывел Наделлу на линию нападения, хотя ему хотелось бы оставаться на периферии. Пришлось оставаться конкурентоспособным, чтобы не ударить в грязь лицом. «Эта история научила меня, что нужно всегда уважать соперника, но не трепетать перед ним. Просто иди и борись», — резюмирует глава Microsoft.

  • «Второй принцип — это просто-напросто необходимость ставить на первое место интересы команды, а уже потом — личную статистику и признание твоих персональных заслуг… Один блестящий игрок, который не думает о команде, может легко все разрушить».

  • «Третий приоритетный принцип — это ключевая роль лидерства. Суть его в том, чтобы выявить в каждом члене команды лучшие качества. Я вспоминаю один особенный матч, в котором соперник легко справлялся с моими кручеными подачами. Я подавал из рук вон плохо, и тут капитан нашей команды на своем примере показал мне, что такое настоящее лидерство. Когда мой овер окончился (то есть когда я бросил шесть мячей), капитан сам встал на мое место, хотя как бэтсмен я играл лучше, чем боулер. Он быстро взял калитку – бэтсмен из противоположной команды оказался в ауте. Обычно столь эффективное взятие калитки означало, что ему стоило и дальше играть за боулера. Но вместо этого он тут же перебросил мне мяч обратно, и я самостоятельно взял семь калиток. Почему он так поступил? Догадываюсь, что он хотел вернуть мне чувство уверенности … Это был урок тонкого, искусного лидерства от человека, знающего, когда следует взять игру на себя, а когда нужно подкрепить уверенность команды и отдельных ее членов в собственных силах», — делится Наделла.

«Невозможно быть лидером, способным на сопереживание, если целый день сидеть в кабинете и пялиться в монитор»

В своей книге Наделла напутствует разработчиков, словно склоняя сообщество идти по известному ему истинному пути: «Сопереживающий лидер должен выходить в мир, встречаться с людьми там, где они живут, и наблюдать, как технологии, которые мы создаем, влияют на их повседневную жизнь. Множество людей во всем мире сегодня зависят от мобильных и облачных технологий, сами того не ведая. Больницы, школы, предприятия, научные центры используют так называемую общедоступную облачную среду — систему универсальных компьютеров и сервисов обработки данных, имеющих защиту конфиденциальности и доступных через открытую сеть. Облачные вычисления дают возможность оперировать огромными массивами данных. Они позволяют производить аналитическую и интеллектуальную обработку информации и превращать догадки и гипотезы в обоснованные прогнозы. Облачные технологии способны менять судьбы людей, компаний и целых обществ». 

Вот какие аргументы он приводит в пользу мобильных и облачных технологий:

  • Разрабы в Кении созадли аккумулятор для солнечной энергии, который заменил опасные керосинки. Благодаря изобретению «люди, живущие на два доллара в день», могут взять в аренду безопасные и дешевые светильники и экономичные кухонные плиты;

  • Один университет в Греции сотрудничает с пожарными службами, прогнозируя и предотвращая разрушающие лесные пожары при помощи облачных данных; 

  • Ученые в Швеции используют инструменты облачных технологий для обследования детей на предмет дислексии — нарушения чтения, из-за которого страдают миллионы учеников по всему миру. Благодаря анализу движений глаз обследуемых родители и учителя знают о проблеме заранее и могут выстроить грамотный учебный процесс;

  • В Японии провели открытый мониторинг сведений о радиационном заражении после аварии на АЭС «Фукусима», благодаря чему можно снизить риски в отношении качества пищевых продуктов и их перевозки. А все благодаря сотням датчиков и данным с них, которые сформировали тепловую карту полей риса и определили районы, продукция которых может представлять угрозу здоровью человека;

  • Непальские исследовватели использовали общественное облако для сбора и анализа данных о домах, школах и больницах и домах после разрушительного землетрясения 2015 года. Это помогло оперативно оказывать помощь пострадавшим;

  • Оборудование для интенсивной терапии в одной из больниц США, которое ему пришлось посетить, работало на Windows и было подключено к облаку: это в прямом смысле спасало жизни.

Все завязано на благополучии людей: вот за что топит Наделла.

Сатья Наделла пишет и о «душе компании», и раскрывает результат команды Microsoft через историю облачной революции, гонку за лидерство и конкуренцию с Amazon, выпуск на рынок Nokia на Windows. Кстати, однажды автор этой статьи написал на Lumia целую научную работу — настолько это было удобно. Так что шлем привет разработчикам и желаем каждому из вас создавать продукты, за которые пользователи будут благодарны.

Полезное от Онлайн Патент:

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

 

Комментарии (7)


  1. ildarz
    22.09.2023 16:32
    +4

    Он подхватил управление компанией в 2014 году и ускорил темпы развития так, что стоимость акций выросла аж на 500%.

    Начинать текст с наивного передергивания - ну, такое. Если посмотреть на графики ведущих американских IT-компаний, то на траектории 2014-2023 они имеют крайне похожую форму и рост. Но, конечно же, в случае MS тут дело именно в гении Наделлы, а остальное - просто совпадение. :)


    1. sokolovps
      22.09.2023 16:32

      Тем не менее история с GPT хоть и была хайповой, оказалась вполне себе выигрышной. Цукеру и Куку еще догонять и догонять. Не все компании оказались прям успешными-успешными. Акции IBM вообще стали квазиоблигациями при типа адекватном менеджменте. А ситуация на рынке сейчас все более напоминает ту, что была перед крахом доткомов. Посмотрим, как Майкрософт себя поведет, когда все упадут. В тот кризис ее акции просели, но компания выжила и снова выбилась в лидеры. Но вряд ли ныненший CEO останется на своем посту к этому моменту.


      1. ildarz
        22.09.2023 16:32
        +1

        Да в общем-то бесспорно, что он вполне успешен как CEO. Но нет ощущения, что он прям какой-то визионер и новатор, заслуживающий дифирамбов и изучения истории успеха.


        1. grumbler70
          22.09.2023 16:32

          Рассказ о том, как стать сверх-успешным приспособленцем. Спойлер: работать придётся очень и очень много, нужно постоянно учиться + немного удачи.


  1. Magister-Ice
    22.09.2023 16:32
    +1

    • «Второй принцип — это просто-напросто необходимость ставить на первое место интересы команды ...».

    Именно поэтому они выставили на мороз десятки тысячь сотрудников.

    А целом, глядя на сегодняшнее состояние их продуктов (Windows, Office, Skype, Teams и т. д.) я бы поставил по сомнение компетентность конкретного руководителя и правильность подходов при разработке продуктов в компании.


    1. sokolovps
      22.09.2023 16:32
      +1

      Не только они. Почти все "голубые фишки" из индекса Наждак. И некоторые это начали делать по принципу: все побежали, и я побежал. И что значит на мороз? Хороший айтишник без работы не останется. Нам бы выходное пособие Майкрософт, на него год можно жить (при условии, что выработали на контору в развитой стране, а не в Уганде):)


  1. DikSoft
    22.09.2023 16:32
    +1

    Прочитал эту исповедь конформиста, когда она только вышла. Мотивация не рисковать и потакать мнениям "уважаемых людей" стала понятна. В общем, это действительно очень трудолюбивый, усердный и исполнительный топ-менеджер. Ни разу не революционер, не техногик и не визионер. Где зарабатывается - туда и вкладываем. На мнение пользователей, которые не приносят много денег, можно вообще не обращать внимания. На немодные темы - не тратить много ресурсов. На фидбек - тупо забивать.

    Только при таком конформисте, как Наделла, возможна дикая ситуация с нынешним "новым клиентом Teams".

    PS Суть вопроса: какой-то альтернативно одарённый манагер, который сам инструментом явно не пользуется, и представление о том, как должна выглядеть переписка с комментариями берёт исключительно по инстаграмму , твиттеру и други соц.сетям, выдал установку: новые сообщения в каналах должны пояляться сверху! Реализовали, выкатили. Получили кучу матов и "лестных" отзывов в трекере. Но вместо того, чтобы выгнать этого мудака на мороз с позором, и сделать по-человечески или хотя-бы (!) реализилвать настройку порядка показа, отзывы и треды на эту тему волшебным образом исчезают, реакции нет. Предполагаю, что виноват общий псевдо-толерантный настрой, никого в команде не обижать и лишних затратных движений не делать. Вероятно, что и разросшийся жирный плат "удобных" бестолковым манагеров тоже является следствием конформиста во главе корпорации.