Я тут 10 лет писал про Мосигру и обещал рассказать, чем кончилась история. Итак, после продажи Мосигры в мае 2019 действующая на тот момент команда слегка подразбежалась. Спецы по рознице остались в сети, я полгода выходил из операционки, плюс была куча ограничений на то, что не всем можно работать друг с другом — и чтобы мы не занимались настолками, консалтингом по настолкам и пропагандой настолок — это набор стандартных условий для того, чтобы мы не объединились за углом и не создали Мосигр~2, чтобы эффективно конкурировать с Мосигр~1. А, зная слабые места своей же конструкции, искушение могло бы быть велико.
Но мы бы не стали. Потому что второй раз в настольно-розничный бизнес уже не полезли бы. Разве что для развлечения на потребу чёрной душе. Правда, именно это было бы опаснее всего для конкуренции, потому что сеть в своё время так и начиналась. Чисто по приколу.
Дело вот в чём: в какой-то момент возникло ощущение такого огромного монолита, который проще выбросить и переписать с нуля, чем медленно рефакторить. Каждый день росло ощущение, что мы что-то делаем неправильно, но исправить это не можем, поэтому надо просто постараться жить в огне. Говорят, такое происходит с почти каждой компанией по мере роста. В биологии, говорят, именно это причина появления рестарта жизни, потому что чем это всё разгребать в текущем организме, дешевле заделать с десяток новых.
Мы примерно так и сделали.
Где было основное бутылочное горлышко
Главной нашей проблемой было то, что мы полезли в розницу и построили очень сложно масштабируемую систему. Примерно на третий год модель бизнеса выглядела хорошо: захват рынка подарков, основная компетенция компании в пиаре и мероприятиях, масштабирование через франчайзи-партнёров, эксклюзив через собственное издательство, оно же — ворота на Запад. Никаких привлечённых средств, реинвестирование, постепенный захват мира, все дела.
Мы просто рвали рынок и одновременно растили его: имеющихся пользователей настолок нам категорически не хватало, и мы постоянно привлекали новых. Так компания во многом стала про пиар. Очень приятно было то, что мы сразу стартовали с установкой «не делаем людям ничего такого, что не хотели бы получить сами», то есть с офигенного сервиса и здравого смысла.
Дальше был фан и драйв. Но вы в курсе, возможно.
Оглядываясь назад, могу сказать, что две самые сильные части истории — это наш настрой «ничего серьёзного» и нежелание фармить прибыль через форсированные методы. В смысле, мы поставили внутренний стандарт, что не делаем ничего, чего бы потом стыдились. И с гордостью скажу — мы построили лучший маркетинг в стране, потому что ни разу не сделали ничего плохого клиенту осознанно. Да, у нас было много косяков самого разного плана, но мы учились на каждом. И про всё рассказывали.
На второй год мы стали федеральной сетью за счёт партнёров в других городах. Опять же, оглядываясь назад, могу сказать, что прибыль от работы с франчайзи-партнёрами примерно совпадала с издержками на поддержание структуры. Да, это давало некоторый эффект масштаба, но в сетевом эффекте франчайзи занимали не больше 15% оборота. Пошли бы мы сейчас в эту историю — наверное, нет.
Увы, оказалось, что весь настольный бизнес — это не самая крупная история. Причём мы поначалу думали, что что-то не понимаем, и это особенность России. Оказалось, независимо от страны. Мы каждый раз оказывались на пороге большой возможности — и дальше порога не уходили. Проанализировав финансовые модели почти всех игроков рынка, до которых мы дотянулись (а дотянулись мы много до кого), стало понятно, что это не мы такие, а статистика такая. Больше всего расстраивало то, что где-то на седьмой год мы посчитали, что от наших усилий не очень-то многое зависит. Рынок сам по себе достаточно ограничен, хотя виделся нам как невероятно открытый океан.
То есть можно делать ту же работу хуже, но при этом системно мало что сдвинется. Рычажный эффект начиная с какого-то момента уже не тот, что в молодости ) Плюс уже в конце 2017 мы начали готовиться к продаже или крупному доинвестированию (это во многом похожие процессы по аудитам и структурированию юрлиц), что привнесло нехилые такие нотки бюрократизма и идиотизма. Иногда можно было закрыть глаза и представить, что ты находишься в банке. Правда, получалось на тот момент плохо, но к 2019 стало всё лучше и лучше. В смысле, что в нормальной крупной компании всё равно все с этим живут, но мы-то строили Мосигру как мечту, где всё будет просто, логично и красиво с точки зрения архитектуры.
Естественно, в следующих проектах хотелось всеми силами этого избежать. Этого — это обюрокрачивания и уменьшения рычажного эффекта от личного вклада людей, которые кое в чём уже начали разбираться.
Первый опыт с Метеором
По сути, это была первая попытка переосмыслить модель маржи, логистики и масштабирования. Жил-был такой литературный персонаж Тихон, у которого был опыт и игры джаза в огне (что нормально для любого производства) и футбола. Тихон был капитаном и менеджером (сначала одним, потом другим) нашей футбольной команды ММФ МГУ, играющей в ЛФЛ ЮЗАО. Несмотря на то, что это любительская лига, именно туда часто залетают профессиональные игроки попинать мячик. То есть уровень игры уже вполне зачётный, и круг общения футболистов тоже не ограничивается двором. Именно там Тихон начал смутно догадываться, что с обучением детей футболу в нашей стране кое-что не так.
Здесь нужно остановиться на арке нашего персонажа чуть подробнее. Тихон вышел из нашей команды за пару лет до продажи сети, потому что наступил тот самый момент, когда физиологические изменения в молодом организме заставляют его покинуть тёплое гнездо и отправиться в дальний перелёт. Конкретно он объехал Европу, почти основал модную марку, вернулся, занялся производством кухонь и женился. Только один из этих проектов был удачен, по крайней мере, пока.
В общем, до этого у Тихона всё получалось хорошо, а такие люди в бизнесе — самые опасные. Примерно как бесстрашные альпинисты в связке. В смысле, статистически выгодно поддерживать начинания таких окрылённых людей, потому что 9 из 10 проваливаются, а один окупает затраты с коэффициентом не x10, а x30 или x100. Это называется стартап-инкубаторами. Но когда проект ваш, выгодно не ставить выбор «расти на порядок или умирай», а стабильно развивать проект. На самом деле тоже нет, но для упрощённой модели подойдёт. Здоровый опыт провалов добавил Тихону осторожности и более точного понимания собственных сил. И уважения от всех окружающих, что оказалось в какой-то степени сюрпризом. Для него.
Остальные в команде в это время жестоко страдали в попытках хоть как-то внятно масштабироваться — это 2017-2019. Я искал возможности для роста на 30% и больше на российском рынке за счёт каких-то новых подходов или аудиторий. Розница пересобирала свою модель в очередной раз, чтобы быть эффективной на большем количестве узлов, потому что мы достигли пика по транзакционным издержкам. Забегая чуть вперёд, скажу, что в 2019 году мы выросли примерно на 40%, и в этом огромная заслуга всех в команде: мы смогли стратегически нащупать потолок модели и сделать близко к нему. Если серьёзно, наверное, это то, чем стоит очень сильно гордиться в узких кругах ограниченных лиц, потому что сделать такое с розничной сетью — где-то на грани фантастики.
Дальше самой правильной стратегией казалась инкапсуляция отдельных бизнес-объектов в независимые управляемые сервисы, а движком мы хотели видеть франчайзи-модель. Моей мечтой были микрофраншизы, которые можно было бы открывать почти без порога входа в любом городе от 50 тысяч жителей, а не от 300, как было на тот момент с нашими нормальными франшизами. Тогда виделось, что остальное уже в общих чертах сделали, и только это даст нормальный рост.
У меня были иллюзии, что это может работать. Возможно, правильные, но, как я сейчас думаю, скорее, нет. Сама по себе франчайзи-модель, внезапно, тоже мешала развитию. На начальном этапе, когда мы были молоды и дики, это была отличная история про то, что не нужно вкладывать свои деньги в новый магазин, и ещё за это приходил человек, который по качеству работы был куда лучше любого доступного управляющего. С учётом, что мы развивали Мосигру без привлечения стратегических инвестиций (то есть, по сути, на реинвестирование прибыли), ничего другого мы и не могли выбрать.
Нам очень быстро нужно было набрать статус федеральной сети, чтобы получать хорошие арендные места, торговаться за арендную ставку (а это очень сильно влияет) и иметь не только большие объёмы заказа у поставщика, но и влияние на рынок — чтобы поставщики знали, что их товар может как продаваться, попадая на наши полки, так и нет, не попадая. И это влияло бы на их годовой бонус и все KPI по стране. Стать сетью и привлекать инвестиции можно было только став сетью, а чтобы стать сетью, надо было стать сетью. Отсюда и франшизы как способ сделать это без своих денег.
На десятый год мы разрывались между идеей починить эту модель или же открывать только свои магазины. Потому что плюсы модели, на самом деле, кончились — обученные нами управляющие уже могли работать лучше окрылённых с горящими глазами, маркетинг более-менее устаканился, деньги тоже было понятно, где брать — инвестиции и крупные кредиты получать мы уже умели.
И при всех плюсах франчайзи-модель имела кучу недостатков. Во-первых, франчайзи-партнёр, в отличие от наёмного управляющего, может творить любую херню, и на него почти не повлиять. У нас в ДНК компании всегда был хороший уровень сервиса и очень крутое отношение к клиентам. «Не делай с клиентам то, чего не сделал бы с другом» — очень простая и понятная проверка, что можно, а что нельзя в магазине. На местах это могли как понять и поддерживать, так и нет, потому что надо впаривать товар, а не слушать этих московских хиппарей, попивающих свой смузи. «Какое, нахрен, выстроение репутации, вы о чём? У нас особенный регион!». У нас было порядка 40 особенных регионов, совершенно отличающихся от всей другой России, в которых действовали совершенно другие правила бизнеса, про которые мы в своей Москве вообще ничего не понимали.
Мы научились кое-как фиксить минимальный уровень сервиса проверками (что не вызвало радости у всех без исключения), но никак не могли подтянуть уровень бизнес-решений. Доходило до костылей в духе: «договор аренды помещения нужно обязательно согласовать с центральным отделением, место магазина нужно согласовать с центральным отделением» и так далее, потому что кроме просто неэффективности мы насмотрелись десятков творчески неповторимых вариантов выстрелить себе в ногу. Причём была подробнейшая инструкция, которая при прочтении застраховала бы от этого, но её либо не читали, либо в неё не верили. В конце концов, её же писали москвичи, а там не Москва, там особенный регион. Правда, появились ещё две категории крутых франчайзи-парнёров: уже опытные и те, кто пришёл из другого бизнеса. Вторых было меньше, потому что наша модель была чуть больше про мечту, а не максимальную эффективность на рубль. Это я к тому, что мы вошли в топ РБК, но не из-за финансовых показателей, а из-за романтики.
Были и неожиданные находки и удачи, которые давали прекрасные франчайзи-партнёры, конечно. Но тут в полный рост вставал и второй недостаток: франшиза делает вас созависимым от мнения партнёров. То есть франчайзи-партнёрам достаточно было объединиться в собственный союз (без центрального отделения), чтобы начать угрожать целостности сети. С одной стороны, вы как организация должны давать что-то, что удерживает их выгодой, а с другой — думать о том, что же мешает переключиться на другой канал поставок или что-то ещё. У нас основной силой был бренд, который давал от трети до двух третей заказов в регионах (проверено экспериментально). Плюс сладкие цены на товар для партнёров. Проблема в том, что чтобы это всё правильно оценить, нужно было сначала выйти из сети. Огня добавляли и закупки, потому что мало кто мог внятно спланировать свою финансовую модель и спрогнозировать объёмы поставок на полгода вперёд.
Мы попробовали гибридные модели с жёстким управлением (по сути, инвестирование в конкретный магазин и подключение управляющего из центрального отделения) и пришли к выводу, что оркестрирующий компонент для франчайзи-партнёрства стал отжирать ресурсов больше, чем давал пользы. Либо мы не умели это всё готовить, либо такова жизнь. Я склоняюсь ко второму, потому что не знаю ни одну нормальную франшизу в России (тут наш Слава, перешедший из эвентов в совет директоров Додо готов поспорить, но я не разбирал его франчайзи-бизнес последние года три). Часто франчайзи-партнёрство в РФ выглядит либо как обмен статуса владельца бизнеса на меньшую удельную прибыль (это лучший вариант), либо как способ проверить регион и присоединить точку к основной сети позже, либо как ещё какой-то костыль.
Таким образом мы пришли к тому, что отделения должны быть свои, и в основе проекта должна лежать какая-то очень чёткая вещь, которая создаёт системный эффект.
Именно в этот момент на пороге офиса появился Тихон с восклицательным знаком над головой. И с мячиком.
Быстрый старт
К этому моменту Тихон уже знал, что в школе есть проблема с футбольными секциями. Открывает их обычно учитель физкультуры и преподаёт как умеет, дети играют в отбор. Методологии особой нет, сервис на уровне учителя физкультуры ну и так далее. Это не звучит как проблема, если не поездить по Европе и не посмотреть, как устроено там. А там есть много прекрасных находок — начиная от сетей школ, которые дают как минимум городские турниры — ну и заканчивая просто подходом. Например, тем, что вместо того, чтобы воспитывать профессиональных футболистов, нужно прививать культуру социализации и спорта. И потом, внезапно, в про-спортсмены выходят те, кого в жизни бы туда не отобрали этапом назад: пухлые мальчики, которые в подростковом метаморфозе внезапно стали поджарыми и быстрыми. Только вот если им не поставили технику в детстве, догнать это уже не выйдет никогда. И так совпало, что в Испании и Португалии эта техника входит в базовые вещи по развитию тела, потому что вдруг да пригодится. И не обязательно в футболе.
Забегая вперёд — так мы стали брать всех детей, независимо от пола и комплекции.
В этот же момент стало понятно, что Метеор может стать именно тем, чего не хватало в рознице. Отделения можно открывать быстро, потому что нет привязки к логистике. Основная ценность лежит в области методологии и ИТ-решений. От платформенного эффекта зависит очень много. Есть возможность выходить с этим бизнесом на мир и просто масштабироваться, и более того, после первых же вопросов появились предварительные договорённости в 3 странах дальнего зарубежья. Почему они предварительные — можно догадаться по пандемии и закрытию школ. Спорт — это новый большой тренд общества, и нас всячески готовы поддержать много кто, включая производителей одежды. Например, Найк поставил всем нашим тренерам бесплатные комплекты одежды — а они даже профессиональным командам из телевизора их продают со скидкой. Потому что у них в пиаре кто-то очень быстро понял, что мы строим. Возможно.
Первые пять секций открывались тяжелее всего, месяц. Надо было убеждать школы, что мы адекватные. Через год у нас была 121 секция, причём после подписания знаковых школ всё шло как по маслу. Потом ударила пандемия, мы просели до нуля секций, а потом до 59.
Февраль-22, как это цинично не звучало бы, нам помог. Потому что везде по стране внезапно кончился ковид, и школы снова открылись. Метеор вырос до 182 отделений, открыл танцевальные секции, киберспорт, шахматы и прочие радости жизни. Провели с десяток спортивных сборов (лагерей) и вообще сделали кучу всего странного. Научились тренировать киборгов и просто разных людей с инвалидностью.
Что было приятно, мы опять сделали всё наоборот. Проблемой футбольных тренировок в Москве была недоступность мест для клубов. Около метро почти нет спортивных объектов, всё хорошее расположено далеко не на маршруте родителя и ребёнка, и поэтому нужно собирать большие группы, чтобы тренировать реально хорошо. Мы смогли сделать экономику рабочей при занятии стоимостью около 350-500 рублей (в 2019, сейчас дороже, 400 — дворовая площадка, 500 рублей — оборудованный зал), причём если в группе больше 7 человек, то это генерирует прибыль. Для этого мы перенесли занятия в школы и на футбольные площадки районов. Дети тренируются прямо рядом с домом или в школе. Двигаются по городу тренеры. А чтобы собрать достаточные группы — показали родителям, что именно мы делаем, и чем это отличается от того, что делает физрук. Бесплатные первые занятия и понятная методология этому очень поспособствовали.
В методологии одна из главных вещей — мы не готовим профессиональных спортсменов. Точнее, готовим, но в районных сборных, откуда их уже скаутят профессиональные молодёжные команды. А вот в локальных отделениях (которых большинство) мы за социализацию, потом физическую форму, и только потом за футбол. Как однажды сказал lance, самое главное, что можно сделать для образования ребёнка — чтобы он вошёл в банду. У него были стройотряды родителей, его полевые ролевые игры — у кого-то были секции дзюдо, олимпиадные сборные по математике или что-то ещё подобное. В общем, мы учим детей дружить, учим их работать в команде и даём конкретный навык не быть козлами. Что в жизни может пригодиться куда больше, чем пинание мячика. Но мячик тоже важен — через игрофикацию всего процесса дети набирают форму и получают занятие. Так же работает высшее образование: как цель в знаниях оно не очень нужно, а вот как постановка процесса мышления — очень даже работает.
Можно ли сказать, что эта модель эффективна?
Нет.
С Метеором мы наткнулись на следующие же грабли, которые испытывали и на настольном рынке — очень тяжело переносить оффлайновую модель через границы в другую юрисдикцию. Цифровая модель может быть реплицирована на другом рынке. С офлайном заметно сложнее.
Вторая важная вещь для репликации — это оценка бизнеса. Офлайновый бизнес чаще оценивается как дивидендный, то есть мультипликатором к годовой выручке. В том числе потому, что рост линейно связан с докидыванием денег. А вот цифровой может быть оценён как венчурный (по технологии, потенциалу роста и клиентской базе).
Соответственно, дальше мы ещё несколько раз переобъединились в кучу цифровых уже проектов. Дима сделал венчурную студию «Орбита», плюс рядом все стали обкатывать свои идеи, которые давно лежали.
Например, Тихон получил в своё время научный грант на разработку системы трекинга футболистов во время матчей и тренировок. enjoykaz (ещё один эпический персонаж, с которым мы познакомились во время матчей в CS — а, напомню, у нас в рознице в первый год из социальных гарантий были только серверы CS 1.6) сделал сервис привлечения крутых специалистов на короткие «оцените, что мы творим». Выросло ещё с десяток странных проектов.
Общее у них то, что мы находим проблему в реальности, вместо того, чтобы ворчать — исправляем её и получаем за это денег. Желательно выбирать проблемы, которые есть везде, чтобы получать деньги в каждой стране. Что из этого получится и как — расскажу, результаты пока переменные. Есть прям очень удачные, а есть такие, которые лучше не повторять дома.
Оглядываясь назад ещё раз
Мосигра — это было прекрасно. Мы узнали очень дофига вещей, которые иначе было бы просто не узнать. Кризисное управление, проектное управление — всё это было в таком виде, в каком корпорации редко видят в принципе. Но при этом мы были достаточно маленькими, чтобы оставаться гибкими. Получалось очень быстро придумывать, тестировать и вносить изменения. Соприкасаясь с миром корпораций, я прямо удивляюсь как то, что заняло бы 2 недели, может занимать полгода совершенно спокойно.
Но, наверное, самое главное всё-таки было то, что мы доказали своим примером, что можно делать бизнес, за который не стыдно. Весёлый, безумный и человечный. Важно научиться вызывать эмоцию. Наша эмоция была в том, что мы делали чуть лучше, чем ждали покупатели. И знаете, это работало )
Комментарии (62)
McKinseyBA
26.09.2023 07:21+4Орбита
Теперь, надеюсь, почаще писать будете :-) Удачи, Сергей!
PS: сам наемный сотрудник, обычно - из крупного бизнеса. Но посмотреть как вживую применяются в российской действительности не мейнстримовые бизнес-практики всегда было очень интересно
LoadRunner
26.09.2023 07:21+16Если говорить про Мосигру, то после её продажи желание там покупать сильно снизилось (может просто играть в настолки - это не моё). Телеграм-чат и рассылки уже не такие душевные. Нет уже былого азарта написать на no-reply и получить гарантированный ответ.
В общем, Мосигра уже не торт :( Во всяком случае, для меня.
Pashkevich
26.09.2023 07:21+5С самого начала рассылок, нравились еженедельные истории в письме.
Затем 1 января 2020 года пришло письмо, что теперь писать в рассылке будет Аня.
Два года Аня честно отработала и успешно присылала письма на почту каждую неделю.
И вот 29 декабря 2021 года пришло ее последнее письмо. И тишина.
Спустя полтора года Мосигра вспомнила обо мне и прислала шаблонное письмо по поводу продолжения присылать мне рассылку.
Соглашусь с вами, коллега, Мосигра уже не торт.
Johnneek
26.09.2023 07:21+1Раз уж это хабр, то к чему пришла ваша система с автоматическим распознаванием поведения юных футболистов на поле и соответствующей аналитикой?
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21+3Ага, скоро расскажу. Коротко — ночная лига Лондона внезапно ночная, и это внесло новый уровень сложности.
Kwisatz
26.09.2023 07:21Я дико извиняюсь, но мне очень интересно, почему вы подписали соглашение о неконкуренции?
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21+4Потому что это стандарт при продаже бизнеса. Другое дело, что внятно сформулировать это в российском праве почти без шансов, и обход можно найти, что почти обесценивает этот документ. Сейчас у нас в проектах есть кое-что похожее на настолки времён Великого Десятилетного карантина, тоже расскажу отдельно чуть позже (или уговорю разработку рассказать), там очень смешная UX-история.
LoadRunner
26.09.2023 07:21+1Это как-то связано с Дмитрием и недавней рассылкой промо-кодов?
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21+1Да, это PSTV, и это не одноимённый вирус картошки. И в письме была допущена драматическая ошибка, промо-код должен был быть SPAM, а не буквенно-цифровой. Стареем.
ilnuribat
26.09.2023 07:21Тоже продавал долю в бизнесе, поставили подобные условия. Сразу заявил, что ничто меня не удержит это соблюдать, и сразу сказал - я буду конкурировать.
К слову, долю заставили продать, наверное поэтому категорично высказался
И да, нашел изъяны в договоре и теперь открыто делаю такой же сервис, точь в точь) Благо, объем рынка это позволяет делать
andrewmatveev
26.09.2023 07:21+4Спасибо за статью! Мосигра получилась отличной, удачи в дальнейших начинаниях :)
andyblaster
26.09.2023 07:21+2Со всем уважением, просто ради контраста всем умным словам, которые вы написали) Ниже мнение представителя альтернативного настольно-игрового издательства (из личной переписки). Категоричный ответ на довод в споре, что вот Мосигра округляла цены с кратностью в 50 рублей и прекрасно себя чувствовала, а покупатели не бомбили от очередного "всего за 19999,99".
И интересно ваше мнение, чье кунг-фу сильнее в плане миссии? Положительная установка со скрина или двойное отрицание в девизе из статьи "Не делай с клиентами то, чего не сделал бы с другом"?
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21+15Во-первых, не до 50, а до 10 рублей. Это чтобы не искать сдачу монетами в первую очередь, тогда оплата картами и телефонами не была так распространена.
Во-вторых, очевидно, представителю алтернативного настольного-игрового издательства лучше знать в личной переписке. Заранее согласен со всеми его доводами!
В-третьих, специально, чтобы не было двойного отрицания, у нас формула была такая: "Клиент = друг". Но это обычно требует чуть больше пояснений. Ещё у нас была формула "Развивайся, пёс!", оставшаяся с первого релиза правил, и мы так до конца и не придумали, что с ней делать, потому что пса надо было убирать, а все другие формулировки про развитие были размыты и походили на пресс-релиз про аджайл. Поэтому в итоге длинные формулировки стали встречаться чаще.
avshkol
26.09.2023 07:21+1Вы вовремя вышли из бизнеса, учитывая, что в мае 2020 все уже сидели запертыми по домам... Интересно, как Мир Хобби прошёл этот период...
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21По разным странам были разные тренды. Сначала люди понимали, что вечера свободны, и сметали семейные настолки, в первый месяц карантинов онлайн-спрос с доставкой был 3-4 от нормы. А вот дальше в зависимости от страны либо падал, либо восстанавливался. Скорее всего, это связано с длиной карантина: если был короткий — была возможность быстрого восстановления. В длинный и сам спрос замораживался, и привычки после него менялись. Но тут я уже точно не скажу, смотрел поверхностно, переживал, что про настолки не из каждого утюга слышно в такой интересный момент.
Wesha
26.09.2023 07:21+2Скорее всего, это связано с длиной карантина: если был короткий — была возможность быстрого восстановления.
...а если длинный, то люди начинали задаваться вопросом "А чё, так можно было???". Вот например наша контора отправила 200+ человек по домам в карантин, а потом, когда небо на землю не обрушилось и прибыль в тартарары не рухнула, задалась вопросом — "а на фейхоа нам платить арендную плату за помещение на 200+ человек???" — и переехала в помещение на 30 человек, а остальные работают из дома.
Kanut
26.09.2023 07:21+2а остальные работают из дома.
И теперь платят за помещение из своего кармана? :)
MiraclePtr
26.09.2023 07:21Да они за него и так бы платили. Жить-то где-то же надо, не в офисе же.
Kanut
26.09.2023 07:21+4Ну я бы сказал что у кучи людей доме не было и даже до сих пор нет возможности нормально организовать рабочее место. И если бы им предложили в таких же условиях работать в офисе, то они бы на такое в жизни бы не согласились.
И так же куча людей переехали в большее по размеру жильё чтобы иметь дома нормальные условия для работы.
MiraclePtr
26.09.2023 07:21А куча людей работает из того же места где жили раньше и не парятся. А если даже и пришлось что-то докупить или потратиться на переезд, то отсутствие необходимости тратить каждый день по два часа на дорогу до офиса с лихвой это окупает, ибо личное время бесценно ;)
Kanut
26.09.2023 07:21+2А куча людей работает из того же места где жили раньше и не парятся.
И при этом как минимум платят больше за электричество, а то и отопление. Это как минимум. А как максимум ещё и здоровье и/или психику потихоньку гробят себе и окружающим.
А если даже и пришлось что-то докупить или потратиться на переезд, то отсутствие необходимости тратить каждый день по два часа на дорогу до офиса с лихвой это окупает, ибо личное время бесценно ;)
Это уже другой вопрос. Но при этом часть своих расходов работодатель на вас всё равно переложил.
CTPAHHblU
26.09.2023 07:21Тут еще дело "вкуса", я поработал на удаленке только в этом году. Пол года поработал и уволился, сейчас в офис свалил.
FatherYan
26.09.2023 07:21+2Несколько часов в общественном транспорте часто тоже не очень хорошо влияют на психику.
LoadRunner
26.09.2023 07:21+1Не знаю, как влияет количество часов, проведённых в квартире, на стоимость отопления...
Но на транспорт я тратил больше, чем на электричество. И да, здоровье и время трудно оценить, но электричество дорожает медленнее, чем лечение.
Kanut
26.09.2023 07:21Не знаю, как влияет количество часов, проведённых в квартире, на стоимость отопления...
Ну оно иногда регулируемое.
MiraclePtr
26.09.2023 07:21+2здоровье и психики
В плане здоровья и психики для меня хомофис однозначно вин. Экономия пары часов времени на дорогу, меньше вероятность сезонных вирусных заболеваний (из транспорта и офиса), возможность сходить в обед в тренажерку потягать железо с тренером, прогуляться вдоль озера в парке или подремать под любимым одеялом... :) никаких проблем с "слишком холодно/жарко/дует/душно"... спокойствие, никто не ходит мимо туда-сюда, не трындит в комнате, не подходит к столу тыкая в бок желая задать вопрос, короче говоря, все плюсы асинхронной коммуникации - просто небо и земля по сравнению с тем, что в офисе.
tommyangelo27
26.09.2023 07:21А у меня — равно наоборот. В офисе можно спокойно посидеть до 17-18 часов, а дома уже в 13-14 приходят дети из школы, уровень шума сразу растёт. Возле дома никаких тренажерок нет, только на машине ехать (или на транспорте 20 минут), а в офисе просто на другой этаж спуститься. В офисе уборщица пыль протирает каждый день, а дома надо самому это делать :-) Дома еду надо готовить или заказывать, а в офисе в радиусе 10 минут — кафешки на любой вкус с недорогими бизнес-ланчами.
В общем, для меня единственный минус — дорога (около 50 минут в одну сторону, остальное — сплошные плюсы).
Короче, я за то, чтобы сотрудник мог выбирать, когда ему приезжать, а когда работать из дому. Я вот уже больше двух лет как работаю исключительно из дому, и уже начинаю коворкинги подыскивать, а то можно сдуреть :-)
AlexanderS
26.09.2023 07:21+1Соприкасаясь с миром корпораций, я прямо удивляюсь как то, что заняло бы 2 недели, может занимать полгода совершенно спокойно.
2 недели это серьёзно. У корпов порой по полгода уходит вместо пары часов написания скрипта)
ReadOnlySadUser
26.09.2023 07:21Корпорация - норм тема, если "быть эффективным" не твоё главное кредо по жизни. Я вот как-то предпочитаю побольше в жизни делать нихрена, а не суету разводить)
AlexanderS
26.09.2023 07:21делать нихрена, а не суету разводить
Ну, если прямо вот так противопоставлять... :]
sshmakov
26.09.2023 07:21+2Доходило до костылей в духе: «договор аренды помещения нужно обязательно согласовать с центральным отделением, место магазина нужно согласовать с центральным отделением» и так далее, потому что кроме просто неэффективности мы насмотрелись десятков творчески неповторимых вариантов выстрелить себе в ногу. Причём была подробнейшая инструкция, которая при прочтении застраховала бы от этого, но её либо не читали, либо в неё не верили.
Анастасия Татулова, которая "АндерСон", рассказывала, что для открытия кафе нужно было пройти обязательный чек-лист, который со временем вырос до 300 пунктов.
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21+5Ага, а вырос он отчасти благодаря бывшей главе нашей тогдашней розницы, которая занялась этой темой как раз у них.
jaguard
26.09.2023 07:21+8Суровая правда жизни в том, что настолки реально очень нишевый продукт*. Более того, рынком доминирует Монополия, дефолтная настолка, которая настолько плоха, насколько это возможно. Эта вредительская хреновина, подозреваю, отвратила от мира настолок многие миллионы людей по всему миру.
Если же юзеру повезет не завязнуть в монополии, его следующее знакомство с вероятностью около 99% будет с чем-то вроде Алиаса, Имаджинариума, Клюедо или вечного Скраббла. И на этом все и закончится. Это примитивные массовые игры для пьяной или просто весёлой компании, они вполне неплохи в своем качестве, но они создают ровно ноль адептов-фанатов, потому что не цепляют, в них нет глубины. А один такой правильный фанат сможет кормить компанию годами, десятилетиями. Мне хватило поиграть в Power Grid один раз, чтобы понять, что это — мое. Теперь в моей коллекции три десятка игр из топа боардгеймгик.ком.
Мосигре мои деньги, впрочем, не достались. Не знаю что с ней было не так, но ни одна франчайза из 3х знакомых мне городов не выжила( это было еще до 2019). Каждый раз, когда я собирался там что-то купить, будучи в одном из этих городов, оказывалось что магазин мосигры закрыт уже полгода или типа того.
*когда-то очень давно, больше десятка лет назад, я интересовался перспективностью разработки собственной настольной игры. Оказалось что сложные евро настолки, с правилами на 20+ страницах могут висеть в десятке топа рейтинга на bgg, и иметь при этом.. скажем, 50 тысяч продаж за все время. А у менее популярных, но тоже хороших и вовсе 5000. И тиражи допечатывания в 300 копий для амазона. Сказать, что я был поражён - ничего не сказать. Косвенным доказательством является то, что самая лучшая по моему очень не скромному мнению в мире настолка — Through the Ages, имеет электронную версию на стиме. Там ее купили меньше 100 тысяч человек. Что как бы намекает, что проблема глобальна, люди массово жрут монополию, им не нравится, и до хороших настольных игр они не добираются никогда.
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21+2Мы как раз смогли переломить тренды про количество игр и продавать сначала эксклюзивы, а потом своё производство очень массово. Сначала поставили на Активити в первый год. 20-50 тысяч продаж за год — реально, это и делало Россию удивительным для Европы рынком. И, кстати, наша вторая важная особенность — через примитивные массовые игры, как вы назвали, мы конвертировали людей во всё более сложные. Это был основной способ развития рынка, а только за первые два года пришлось растить его в 8 раз, и дальше уже линейно по 20-30%. Но, повторюсь, это потому что мы хакнули модель: ставка на подарки, модель с патигеймами (тот же Power Grid очень плохо «размножается» через знакомство с новыми игроками) и связка с производством. Всё это я лет 10 тут описывал с внутрянкой.
jaguard
26.09.2023 07:21>Всё это я лет 10 тут описывал с внутрянкой.
Я помню, потому что читал. Но всегда скептически про себя проговаривал - это не сработает. Т.е. это уже круто, что у вас получилось даже так, но очевидно что у этой схемы тоже был критический лимит и вы его достигли довольно быстро.
Я не знаю как бы получилось, если бы вы изначально ставили на схему "это не развлекушка, это стиль жизни". Скорее всего не получилось бы и все умерло бы сразу, потому что это не получилось вообще нигде, рыночек такой. Но в то, что можно из монополии и активити рекрутироваться в серьезные настолки - не верю совсем. Т.е. я верю в идею(что надо заманивать постепенно, не смущая 100страничным рулбуком на старте), я просто не верю в конкретный подход. Активити - это не настолка в ее гиковском смысле, это скорее набор правил для "пати-активности". Люди не собираются специально чтобы поиграть в активити, они берут активити, когда уже все выпито и съедено на том мероприятии (день рождения, новый год и тд), ради которого они собрались.
Это в принципе антагоничные кейсы - собраться чтобы расслабиться и собраться чтобы подумать.
"Бриджевым" бордгеймом на мой взгляд стало бы что-нибудь вроде Wingspan, Race for the Galaxy, Puerto Rico. Может среди покеристов и шахматистов надо искать early adopters.Milfgard Автор
26.09.2023 07:21Там порог входа в том, чтобы собрать компанию, а не дать конкретную игру. Это начинается с пати-игр всегда, потом постепенно усложняется. Обратное не работает, гики не собирают пати и не распространяют игры. Ключевой показатель — количество контактов игры с новыми людьми.
Уже позже появились модели сообществ гиков, во многом благодаря Тимофею Бокарёву, когда они доросли до размера выкупа тиража, появился второй путь.
ReadOnlySadUser
26.09.2023 07:21+9Я конечно понимаю, что "миллионы мух не могут ошибаться", но если продукт нахрен никому не нужен, то может не так уж он и хорош?
Я вот играю иногда в "хорошие" настолки, но признаться честно не нахожу их прям увлекательными. В сложные механики, требующие 100500 жетонов и карточек проще играть на ПК. Гораздо проще. А вот всякие алиасы и имаджинариумы не требуют много усилий и при этом весело и хорошо вообще всем.
P.S.
Монополия топ игра, не знаю, чем она вам так не угодила)jaguard
26.09.2023 07:21+2Продукт никому не нужен != продукт неизвестен потому что о нем никто не знает. У 90% потенциальной аудитории настолок просто не было возможности их попробовать, либо они попробовали Монополию или Риск и сделали вывод, что это им неинтересно. Примерно как пользователи КПК в нулевых не покупали игры и приложения, потому что на КПК не было магазина игр. Или как в России почти никто не заказывал товары онлайн, пока не появился озон. Массовый потребитель чертовски пассивен, ему надо засунуть руку в рот по локоть, чтобы он ощутил глотательный рефлекс.
>В сложные механики, требующие 100500 жетонов и карточек проще играть на ПК.
Проще - да. Но "дух соперничества" можно ощутить только когда сидишь рядом, и удовольствие от физического манипулирования жетонами тоже не сравнится.
Кроме того, у большинства хороших настолок просто нет цифровых версий (или есть, но очень плохие, типа boardgamearena или Tabletop Simulator). Также как нет первоначально цифровых настолок того качества, как топовые настолки (разве что можно условно приравнять Civilization 4-5-6 и аналоги). В то же время, игры с механикой настолок вполне пользуются популярностью - Slay The Spire, Darkest Dungeon, Divinity: Original Sin, та же цивилизация, которая все больше и больше внедряет чисто настольных правил. Hearthstone вся построена на стиллизации под настолку.
>Монополия топ игра, не знаю, чем она вам так не угодила)Это не игра, это симулятор кубика. Все решения, которые вы принимаете, диктуются исключительно им. Более того, она чертовски затянута. Я не помню ни одной игры, которая бы завершилась чьей-то окончательной победой, только общим решением "нам надоело это дерьмо, мы хотим домой".
Резюме: Хорошая настолка сродни третьим героям. Третьи герои завоевали исключительную популярность в xUSSR, думаю у тяжелых настолок тоже были шансы. Но не срослось.
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21Проще — да. Но "дух соперничества" можно ощутить только когда сидишь рядом, и удовольствие от физического манипулирования жетонами тоже не сравнится.
Вот эту штуку Тимофей решал с нами с 2020-го, и есть что показать. Дальше расскажу )
LoadRunner
26.09.2023 07:21>Hearthstone вся построена на стиллизации под настолку.
Как это вы однако про целый жанр ККИ.>Я не помню ни одной игры, которая бы завершилась чьей-то окончательной победой, только общим решением "нам надоело это дерьмо, мы хотим домой".
Не хочу обижать, но в неё просто надо уметь играть.jaguard
26.09.2023 07:21>Как это вы однако про целый жанр ККИ.
Жанр тут при чем?
>Не хочу обижать, но в неё просто надо уметь играть.
Не надо. Надо уметь кидать кубик, на этом все. А там кому как повезет, просто скупаешь все, на что попадаешь. Через некоторое время RNG наградит тех, кому повезло на первых кругах, менее везучие постепенно распродадут свою недвижимость, конец.LoadRunner
26.09.2023 07:21>Жанр тут при чем?
Называть игру в жанре ККИ стилизацией под настолку - это как вообще?>Надо уметь кидать кубик, на этом все.
То есть вы всерьёз собирались с друзьями исключительно ради "побросать кубик"? Играли бы тогда в "Тысячу" или ещё какие игры исключительно на кубиках. Но даже там не всё от рандома зависит. А Монополия - это про общение, союзы, умение торговаться и договариваться.
То есть вы действительно играли каждый в соло? В голове не укладывается.jaguard
26.09.2023 07:21>Называть игру в жанре ККИ стилизацией под настолку - это как вообще?
Как-то примерно очень похоже на правду, например? Не знаю как еще. Другие цифровые CTG не пытаются быть похожими на механическую игрушку столь откровенно, вообще говоря там чаще скорее максимальная непохожесть.
> А Монополия - это про общение, союзы, умение торговаться и договариваться.
И зачем лидеру торговаться и договариваться? А лидер будет, т.к. у игры ярко выраженная прямая связь - чем больше территории под контролем, тем больше ее будет и тем больше она будет "прокачана".
Про торговлю и кубик - это Catan, но даже там весьма редко это проявляется.
1A1A1
26.09.2023 07:21+1самая лучшая по моему очень не скромному мнению в мире настолка — Through the Ages
Игра и вправду неплоха, но её продолжительность убивает возможность играть в неё в любой обычный год кроме коронавирусного.
Для себя пришел к выводу, что средняя продолжительность игровой сессии не должна превышать 20-30 минут, иначе теряется возможность доиграть в случае цейтнота. Плюс с самого начала игры должен быть доступен весь её функционал, а не 20-50 ходов для выхода на "проектную мощность".jaguard
26.09.2023 07:2120-30 минут это не для настолок, это максимум шахматы.. И то, играли мы как-то в шахматы формата 2х2, ставили таймер 15+0 на каждую команду, меньше не хватало.
Просто не заложишь в 20 минут достаточно сложности, в этот формат можно поместить только "филлер". Сложные игры не только потому играются 2-3 часа, что они сложные. Там еще и думать надо.
acordell
26.09.2023 07:21Имел в 2016 году дело с Мосигрой. Возникло желание поставить свою игру к ним на полку. Так уж они красочно рассказывали, что "поможем, поддержим, научим, только приходите". Встретились, показали игру, и было видно, что она им явно понравилась. Ничего аналогичного у них не было. По крайней мере тогда. Но предложены были откровенно кабальные условия со 100% наценкой, регулярными премиями для них непонятно за что и максимально растянутой постоплатой... И на попытки договориться о чем-то приемлемом в какой-то момент они просто перестали отвечать. Господин по фамилии Корж, помнится, с той стороны нами занимался. В общем, создалось крайне неприятное впечатление, что единственно что от нас было надо Мосигре, так это чтобы нас просто не было. Видимо, уже тогда не все было у них радужно.
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21+2На всякий случай — "кабальные" условия со 100% наценкой — это достаточно хорошая скидка в 2016. Судя по тому, как вы это до сих пор воспринимаете, я догадываюсь, что могло пойти не так. Экономика вот тут (пост 2013 года).
Второе, что у меня вызывает сомнения, это "аналогичного не было". Обычно это означает очень нишевый узкий продукт. Примерно как в ИТ-истории "аналогов нет", это повод задуматься, почему. Обычно аналоги есть, но на прошлом поколении технологий или с какими-то ещё особенностями. Ноу-хау обычно в решении одной проблемы, а не всех сразу.
Увы, что-то конкретное сказать не получится, я не понимаю про что речь. Но, если что, из примерно сотни игр только пара доезжает до полок.
toivo61
26.09.2023 07:21+1Так что? "Красные пики, черные червы" больше не будет? Хны... Не успел купить.
Milfgard Автор
26.09.2023 07:21Так они сразу ограниченный тираж были, 80% в первый день ушло, дальше по магазина остатки ещё где-то полгода болтались, за Уралом — до года. А так у меня ещё мой телеграм-канал называется )
Markscheider
Спасибо, познавательно
Что же вы так, про детей-то? Хотя, у некоторых индивидов я бы базовую комплектацию поменял :):):)
0mogol0
:)
хотя может в процессе социализации у них руки сами переползали в положенные им суставы из ягодичных мышц?
Milfgard Автор
Ну, изначально это была опечатка, но по факту вот ведь.