Практическое руководство по созданию образа компании.

Отличайся и выделяйся! Если стоишь на одной полке с конкурентами и похож на них — то в маркетинг нужно будет влить очень‑очень‑очень много денег.

Однажды сказал мне один очень опытный маркетолог

Это правило работает не только с физическими товарами. Для цифровых продуктов это не менее важно. Давайте разберёмся, как же создать запоминающийся образ компании и выделиться среди конкурентов.

Определяемся с целевой аудиторией

Без этого никуда! Разумеется, вам хочется, чтобы вашими клиентами были все: от кота Василия до олигарха Владислава. Но так не работает. Среди всего этого разнообразия «потенциальных» клиентов будет одна большая группа — ядро вашей целевой аудитории. И при этом это ядро может состоять из нескольких сегментов.

Например, магазин женского белья. Казалось бы, бельё женское, но и мужчины там частые клиенты, так как периодически желают прикрыть прелести своих дам красивой обёрткой.

Чтобы понять, кто ваша целевая аудитория, нужно «виртуально» пройти путь разных групп клиентов. Там, где путь прямой и понятный, вероятнее всего находится один из сегментов вашей целевой аудитории. А потом нужно протестировать ваши гипотезы.

Далее вам нужно понять какие яркие черты, привычки и мотивы присуще этим людям. Понимая всё это, вы сможете говорить с ними на одном языке и выглядеть так, чтобы они испытывали к вам максимум доверия. Как это сделать? Сейчас расскажу.

Выбираем цвет

Цвет это первое, что запоминают люди. Сейчас я вам это докажу. Красный мобильный оператор — это кто? А зеленый банк — это кто? С вероятностью в 99.9% вы ответили МТС и Сбер.

Поэтому алгоритм следующий: смотрим на своих прямых конкурентов и выбираем незанятый цвет. Но! Учитываем вкусы вашей целевой аудитории: если вы продаёте спецодежду для работяг, то, например, розовый цвет пацаны не поймут. Хотя вы гарантированно будете выделяться на фоне других продавцов!

Кстати, при выборе не стоит руководствоваться «устоявшимися» ассоциациями с тем или иным цветом. Например, чёрный считается премиальным и изысканным, но ещё и цветом траура и смерти. Или красный — еда и секс. Получается, что какой-нибудь Альфабанк должен быть борделем с закусками. Но сколько я не заходил в отделения — там не было ни первого, ни второго.

Разрабатываем логотип

Теперь разберёмся с логотипом. Тут правила те же: логотип должен отличаться от ваших прямых конкурентов, ассоциироваться с вашей компанией и находить правильный отклик в сердцах ваших клиентов.

Не гонитесь за глобальной уникальностью логотипа. Поверьте, все простые формы дизайнерами собраны во всех вариациях и ничего нового в простом плоском символе вам никто не придумает. Повторюсь: важно лишь отличаться от ваших конкурентов. Ну и быть уникальными настолько, чтобы Роспатент зарегистрировал ваш товарный знак.

Например, логотип Сбера похож на любой менеджер задач (картинка отсюда). А ещё со Сбером судился AllTime. Ну и что? Новый логотип живёт и здравствует и все к нему привыкли.
Например, логотип Сбера похож на любой менеджер задач (картинка отсюда). А ещё со Сбером судился AllTime. Ну и что? Новый логотип живёт и здравствует и все к нему привыкли.

Кстати, рекомендую сразу разрабатывать логотип во всех вариациях: только знак, знак и текст, горизонтальный и вертикальный, в цвете, в монохроме и чёрно-белый. Потом скажите мне спасибо.

Придумываем визуал

Вопрос: какая компания использует эту картинку?

По традиции, с вероятностью в 99.9% вы ответите — Билайн. Логотипа нет, зато есть фирменный полосатый визуал и вы всё поняли. Я считаю это гениально!

Если полистать брендбуки крупных компаний, то там как правило будет описание паттерна, описание стиля фотографий и иллюстраций. Это формально, скучно и однообразно. Очень мало компаний на российском рынке выдают запоминающийся визуал. А зря! Это мощный канал привлечения внимания. Найдите свой цепляющий визуал и вас будут узнавать все: от кота Василия до олигарха Владислава!

Ищем голос

Давайте немного отойдём от визуального образа вашей компании. Вы будете общаться со своими потенциальными клиентами через рекламу, через сайт, через приложение и так далее. Как вы будете это делать? На ты или на вы? Формально или неформально? Может, вы даже придумаете какое-то особое обращение. Есть же, например, линуксоиды или там «мако***ы». Маководы! А не то что вы подумали.

Вот ещё хороший пример. Если вы идёте по улице, к вам подходит незнакомец и начинает свою вступительную речь со слов «Брат, эээ…», то вы с вероятностью в 99.9% определите в нём выходца из народов Кавказа, а не своего давно потерянного брата.

Брат, резюмирую: определи правила общения со своими братьями и придерживайся их во всех коммуникациях. Идеально, когда вообще без какого-либо визуала, братья просто по тексту будут понимать что перед ними компания их брата.

Резюмирую для братьев-братьев и братьев-сестёр по-братски

Записываем звук

Это уже задание со звёздочкой. Для рекламы, для любых видео полезно будет записать какой-то короткий аудиокусочек чего-то эдакого, что будет очень въедливым и запоминающимся. Например, «Ммм, ***нон». Ну вы поняли, конечно же «Ммм, Данон».

Этот короткий аудиокусочек называется джинглом. Если слушаете радио, то там вы этих джинглов наслушались на всю жизнь. Разумеется, джингл должен быть уникальным. Ну и коротким. Остальное не важно.

Вместо заключения

По сути, всё что я описал выше — это брендинг на минималках. И этого более чем достаточно для малого и среднего бизнеса. Но если у вас заваляется много лишних миллионов и когда-нибудь вы обратитесь в брендинговое агентство, то на выходе вы получите трехсотстраничный брендбук с платформой бренда, описанием айдентики и прочим добром. Если вам интересно, что это и зачем оно нужно — пишите в комментариях. Будет много желающих — будет и статья. Или даже несколько статей!

У меня нет телеграм-канала, но если вам очень хочется подписаться — подписывайтесь на меня на Хабре. Я всё!

Комментарии (4)


  1. vontot-digital
    13.10.2023 05:55

    Брендинг, а в частности, дизайн - "вкусовщина", которая должна содержать в себе много-много данных и смыслов. Поэтому на этапе работы с целевой аудиторией, написанием брифа и ТЗ стоит провести пару-тройку исследований. Они помогут перенести абстрактные данные в цифры, ранжировать их, тогда выбор оформления будет легче и логичнее.

    При таком подходе дизайн будет выполнять задачи бизнеса куда эффективнее.


    1. evgeny_romanczenko Автор
      13.10.2023 05:55

      Неоднократно наблюдал, как крупный бизнес из-за размытия ответственности всех участников процесса выдает невнятный результат. Не всё можно оцифровать. Не всегда люди задумываются, почему такие цифры получились, но оперируют только ими, не включая критическое мышление. Например, много лет назад Яндекс делал редизайн Кинопоиска после покупки и словил столько хейта, что откатил всё назад за неделю. Так что не цифрами едины.


      1. vontot-digital
        13.10.2023 05:55

        Это как раз и есть пример "вкусовщины" - дизайнерам и топам Кинопоиска понравилось, а аудитории нет. Если бы исследования делали не только внутри, но и с опросами аудитории, то данных было бы больше и провал был бы менее вероятен.


        1. evgeny_romanczenko Автор
          13.10.2023 05:55

          В Яндексе тема с исследованиями отлично налажена. Мы уже не узнаем что именно там пошло не так, но факт остается фактом)