Каждый октябрь всемирная Сеть вместе с магазинами и кофейнями погружается в мир резных тыкв, летучих мышей, вампиров и прочих жизнерадостных мрачностей. Каждый же год Интернет заполняется яростными дискуссиями по поводу того, стоит или нет праздновать Хеллоуин. И сторонников, и противников у него множество: кто-то видит в нём вульгарную корпоративную коммерциализацию, кто-то — попрание родных традиций и тлетворное влияние Запада, кто-то полагает его «не тру» на фоне сурового языческого Самайна, а кто-то считает проявлением сатанизма и бесовства во славу Ктулху и ГМО. Пожалуй, по градусу хейта с Хеллоуином может сравниться разве что день святого Валентина, — и всё же тыквы с готичным антуражем стали привычной деталью осеннего пейзажа по миру в целом и в России в частности. Почему?
Откуда вообще взялся Хеллоуин? Этот праздник одновременно древний и юный. Как известно многим, его история уходит корнями в кельтский праздник, который чаще всего на русском и английском языке именуется Самайн. Первые упоминания о нём в письменных источниках приходятся на записи ирландских языческих легенд христианскими монахами в Х веке нашей эры. Именно от них мы знаем, что у ирландцев-язычников были четыре главных праздника, отмечаемых через три месяца: Имболк 1 февраля, Бельтайн 1 мая, Лугнасад 1 августа и Самайн 1 ноября.
Холм Тары — древняя столица Ирландии, истории о которой особенно часто связаны с Самайном
Это отличалось от более распространённой в континентальной Европе схемы древних праздников, привязанных к очевидным астрономическим «отсечкам»: четырём солнцестояниям, отмечающим либо самые долгие день и ночь в году, либо равноденствия, когда тёмное и светлое время суток оказываются одинаковыми. Разве что Вальпургиева ночь у древних германцев совпадала с кельтским Бельтайном. Современные западные неоязычники скрестили две системы и получили то, что ныне зовётся «Колесом года»: восемь примерно равноудалённых праздников, в которые полагается совершать различные ритуалы.
Один из вариантов графического изображения Колеса года
Древние язычники пользовались календарными датами не только в мистических, но и в сугубо практических целях. От них было удобно рассчитывать сроки земледельческих мероприятий: когда надо сажать урожай или когда его стоит поскорее убрать до наступления дождей и холодов. Почему у древних ирландцев график сместился от естественных астрономических точек, не вполне понятно. Большинство мегалитов ориентированы на отслеживание восхода Солнца в дни солнцестояний, обычно летнего или зимнего, в том числе в Ирландии. Когда и зачем на британских островах «перескочил» график — неясно.
Судя по расположению камней, Стоунхендж «отслеживал» зимнее солнцестояние, и именно к этой дате все окрестные племена устраивали в его окрестностях эпический пир с массовым забоем скота и ритуалами в честь предков
Как бы там ни было, у древних ирландцев самыми важными из праздников года были Самайн и Белтайн. Оба праздника считались периодами, когда истончается грань между мирами, и может случиться всякое: от встречи с духом дорогого прадеда до пожирания кем-то, некстати вылезшим из древнего кургана. Осенний Самайн считался гораздо более мрачным и опасным, чем весенний Бельтайн — хотя германцы с этим бы не согласились, они куда больше страшились Дикой охоты в канун первомая.
Walpurgishacht: «хороший праздник, и конкурсы интересные»
Практическим смыслом Самайна было завершение сбора урожая — на Британских островах климат значительно теплее, чем в Восточной Европе — сопутствующий отгон отар овец на зимние пастбища, и связанный со всем этим праздник: с ритуальным забоем части скота и пиром с употреблением огромного количества пива. К этому же времени приурочивалось поминовение предков. Вероятно, праздник буквально «съехал» с более древней традиции отмечания зимнего солнцестояния, чтобы лучше совпадать с практическими земледельческими ритмами. Однако у этого крестьянского корпоратива в честь завершения аврала были и весьма мрачные стороны. В Самайн полагалось не только почитать предков, но и бояться духов.
Кого же боялись ирландцы на Самайн? Прежде всего Ши, они же дети Дану. В их легендах считалось, что это своего рода дочеловеческое население Ирландии, которое проиграло войну за остров людям и укрылось в зачарованных дворцах под холмами и ином мире. Именно этой концепцией вдохновлялся Толкин, когда описывал своих эльфов-эльдар, причём как в их прекрасных, так и в мрачных чертах. Понятное дело, Ши не очень любили захватчиков-человеков, и часто делали им разные гадости, от злых шуток до массового смертоубийства. Особенно хорошо проникать в наш мир им и их свирепым домашним питомцам удавалось именно на Самайн.
Образ прекрасных, но загадочных и опасных королев эльфов тоже коренится в представлениях о Ши
Ирландские легенды о Самайне отличались умилительной простотой. К примеру, однажды на Самайн из горы Слиевенамон на равнине Маг Феймхин вылезло существо Кулдуб. И на свою беду спёрло жареного поросёнка — которого готовила дружина эпического героя Фингала Маккула. Фингал обиделся, погнался за пришельцем и пришиб его броском копья, когда тот уже забегал в один из холмов Ши. Ши с той стороны резко закрыла дверь перед носом у несущегося вслед за копьём в проём героя и прищемила Фингалу палец. Фингал стал сосать пострадавший палец, побывавший в мире сидов, и преисполнился великой мудрости
Впрочем, побеждал Фингал в основном всё равно грубой силой
В другой Самайн Фингал ухайдохал огнедышащего великана-Ши по имени Айллен мак Мидна. Он завёл привычку каждый Самайн сжигать королевский дворец Тары, что создавало королю Ирландии массу неудобств. Помешать ему не получалось, так как перед поджигательством Айллен пел красивую песню Ши под арфу и усыплял всех в окрестностях. Ну а Фингал не заснул, тыкая себя остриём копья, и затем двинул великану-пироману тем же копьём промеж глаз.
Один из памятников Фингалу Маккулу в Ирландии — в её культуре он играет роль, чем-то похожую на нашего Илью Муромца
Впрочем, далеко не все самайнские истории заканчивались так оптимистично и победно для людей. Нередко для задабривания Ши и ещё более древних фоморов ирландцы устраивали на Самайн человеческие жертвоприношения — причём под ритуальные ножи шли и новорождённые младенцы, и священные короли. Последних судя по находкам в болотах Ирландии, вообще умучивали настолько медленно, изобретательно и зверски, что стать королём язычником-ирландцев было идеей крайне сомнительной. По сравнению с этим сожжения людей в плетёных человеческих фигурах, практиковавшиеся кельтами на континенте, выглядели чуть ли не детской забавой.
«Пссст! Не хочешь стать нашим королём? Правда, есть нюанс...»
С приходом христианства человеческие жертвоприношения на Самайн понемногу прекратились, однако традиция отмечания этого дня не собиралась уходить из бытования кельтов британских островов. Гэлы, то есть ирландцы и шотландцы, называли его Самайн (на самом деле вариантов куча, а Самайн — очень неточное английское прочтение, но в русском языке закрепилось именно оно). Носители бриттских языков — валлийцы, концы и перебравшиеся на французский берег бретонцы — пользовались конструкциями наподобие Калан Гаэф. Но отмечали, так или иначе, его все, и всегда он был связан с представлениями об опасности прорыва потустороннего в наш мир.
Самайнский ритуал современных неоязычников
К примеру, в Уэльсе в ночь Калан Гаэф опасались перекрёстков и церковных дворов, веря, что там собираются опасные духи. Женщины и дети танцевали вокруг костров, а когда пламя гасло — бежали домой, чтобы не стать добычей всадницы без головы, скачущей на чёрной свинье. Костры и факелы вообще были обязательным элементом Самайна: считалось, что они отпугивают злых духов, и даже их пеплом стоило обсыпаться, чтобы обрести дополнительную магическую защиту. Ещё на Самайн было принято гадать на самые разные темы.
Естественно, церковь смотрела на подобные занятия косо — особенно на ритуалы вроде подношения рыбаками пива морским Ши на Самайн для обретения их благосклонности и хороших уловов (кстати, запретить этот почти лавкрафтовский обряд безуспешно пытались в конце XVII века). И как неоднократно делалось и с местами, и с датами, мрачноватый языческий праздник постарались наполнить христианским содержанием. Всё началось с того, что в начале VII века папа Бонифаций постановил праздновать День всех святых — дабы почтить память и тех святых и мучеников, которые могли оказаться незамеченными церковью, как духовных отцов всех христиан. Заодно полагалось почитать и память вполне земных предков христиан.
Празднование Дня всех святых на кладбище у французского католического храма
Правда, Бонифаций назначил датой 13 мая — чтобы она наложилась на принятый в римском язычестве праздник поминовения мёртвых предков, мрачные Лемурии, когда тоже было принято бояться опасных духов и обиженных предков. Как праздник «съехал» на 1 ноября — до сих пор не совсем понятно. Судя по всему, во всём виноваты всё те же ирландцы: в раннем средневековье ирландская церковь обладала сильнейшим влиянием далеко за пределами своего острова, ирландские проповедники массово отправлялись в языческие и полуязыческие земли нести христианскую веру, и несли вместе с ней традиции своей страны. А в ней жутковатый праздник поминовения предков приходился на рубеж октября и ноября. Их влияние оказалось настолько мощным, что уже в 835 году на территории континентальной империи Каролингов День всех святых был окончательно закреплён за 1 ноября.
Празднование Дня всех святых на кладбище у польского католического храма
Однако у континентальных католиков День всех святых, несмотря на посещение кладбищ и зажигание свечей на могилах, стал вполне христианским и весьма почтенным праздником — хтонь с козлорогим Крампусом и прочие радости на континенте по следам германских традиций празднования Йоля на зимнее солнцестояние привязалась к Рождеству. Совсем иначе получилось на островах, особенно в Ирландии и близкой ей по культуре и языку Шотландии. Конечно, ни о каких кровавых жертвах речи уже не шло, но в остальном кельты отмечали всё тот же Самайн под христианским соусом.
Правда, к древнему названию праздника добавилось новое. Слово Хеллоуин пришло из языка равнинных шотландцев, родственного не столько кельтскому гэльскому, сколько языку южных соседей. All Hallows' Eve, канун Дня всех святых, в шотландском исполнении превратился в Hallowe'en: (All) Hallow(s) E(v)en. И именно от шотландцев он понемногу распространился и на соседнюю Ирландию.
И вообще, шотландцы — потомки ирландцев, которые в раннем средневековье захватили земли севера Британии, перебив или ассимилировав местных пиктов
Ещё в XIX веке традиции празднования Самайна-Хеллоуина в Ирландии были довольно-таки суровыми. К примеру, никаких выпрашивающих конфеты детишек в образе привидений и вампиров не было. Вместо них по деревням бродили ватаги обсыпанных пеплом ритуальных костров парней в действительно страшных масках, а в руках у них обычно были боевые трости-шилейлы. И просили они не конфет, а пожрать и выпить. Отказывающийся рисковал не только проблемами мистического характера от несоблюдения обряда, а и огрести означенными шилейлами по разным частям тела. Либо же обнаружить утром разные безобразия со своим хозяйством, вроде овец на крыше сарая.
Маска ирландского ряженого на Хеллоуин конца XIX века
Где-то с XIX века в Ирландии и горной Шотландии отмечается традиция вырезания на выдолбленных овощах страшных черепообразных рожиц и вставления внутрь свечи. Правда, изначально ирландцы издевались подобным образом не над редкими у них тогда тыквами, а над репками. В 1837 году с этой традицией в одной из публикаций связали легенду о Джеке Фонаре, Jack-o'-lantern. Согласно статье, выдолбленные репки символизировали трикстера и мелкого воришку Джека, который дважды надул самого Сатану и выбил себе право не попасть во Ад. Вот только в Рай его тоже не взяли. Посему мёртвый бедолага Джек взял фонарь, поместил туда подаренный Сатаной вечно горящий адский уголёк, и отправился в бесконечное странствие по миру. На Хеллоуин этот образ использовали двояко: добропорядочные селяне ставили его у дома для отпугивания злых духов, а ряженые носили их с собой для пугания окружающих.
Ирландские хеллоуинские репки (кто сказал SCP-173?)
Однако в XIX веке ирландцы миллионами переселялись со своего тогда нищего и голодного острова в Америку. За океан они несли свои традиции. Именно ирландцы-переселенцы придумали использовать вместо маленьких репок огромные тыквы коннтектикутских сортов. Именно так они и вошли в американскую культуру, распространяясь вместе с ирландскими иммигрантами по всем штатам. Правда, некоторое время тыквы с рожицами пробовали использовать и на День благодарения в конце ноября, но эта традиция не прижилась.
Консервативные протестанты английского происхождения, правда, считали Хеллоуин ярким примеров «ирландского варварства и безбожного язычества» — да и в целом «WASP» относились к ирландцам почти так же скверно, как к чернокожим. Но к концу XIX века США впитали настолько много ирландского, что Хеллоуин — уже с тыквами вместо репок, и изрядно подрастеряв суровые привычки ирландских крестьян — стал отмечаться массово и примерно везде. В США на смену парням с дубинками в поисках еды и выпивки пришли детишки, выпрашивающие сладости. Сам же праздник из мероприятия нищих и необразованных «понаехавших» превратился в общенациональное явление, приличествующее даже в самых благопристойных и чопорных домах. Разве что, кроме совсем уж радикальных протестантов, ищущих безбожие примерно везде.
Американская хеллоуинская открытка начала ХХ века
Образ ведьмы в остроконечной шляпе с чёрным котом тоже приклеился к Хеллоуину в США на рубеже веков. А точнее — в Новой Англии, где вполне реальный пуританский страх перед колдовством XVII века успел переплавиться в популярный и весьма симпатичный образ ведьмы. Ничего удивительного, что больше всего этот образ прикипел именно к празднованиям Хеллоуина. Если в старой Ирландии в Самайн проявления злых духов боялись на полном серьёзе, то во всё более просвещённых и урбанизирующихся США речь всё больше шла о весёлой карнавальности. Американцы вырезали фонари из тыкв и переодевались в скелетов и ведьм не потому, что всерьёз хотели отпугнуть нечисть, а просто потому, что это было весело и прикольно.
В ХХ веке американская масс-культура наполнилась массой образов из кино, книг и комиксов, которые подходили к Хеллоуину не меньше традиционных уже ведьм, призраков и скелетов. Попутно происходила неизбежная для американского общества и экономики коммерциализация Хеллоуина: он не только хорошо продавался, но и удачно открывал сезон распродаж и скидок конца года, ранее начинавшийся позже, в День благодарения. К концу ХХ века Хеллоуин стал не только общенародной традицией вроде позднесоветского Нового года в наших краях, но и явлением массовой культуры, которая вместе с американским культурными влиянием распространилась далеко за пределами США.
Хеллоуин у Эйфелевой башни в Париже
Естественно, нравилось и нравится это далеко не всем — как в среде религиозных консерваторов в самих США, так и, тем более за их пределами. Хеллоуин, шедший по миру вместе с влиянием Голливуда, кока-колы и Макдональдса, оказался очень удачной мишенью для критиков американизации и культурной глобализации. С одной стороны, он воплощал тотальную коммерциализацию, с другой — бездуховность пополам с бесовщиной, с третьей — угрожал аутентичным местным традициям, привлекая детей и молодёжь возможностью поугорать в лихом демоническом виде куда больше, чем более консервативные празднования где-нибудь в Европе или Восточной Азии. Нелюбовь к Хеллоуину — столь же интернациональное и глобальное явление, как и его популярность.
Хеллоуин в Японии, как ни странно, привился очень быстро и легко — наложившись, как на местные традиции массовых праздников-карнавалов мацури, так и на современную популярность косплея всего и вся
Впрочем, до массового распространения всемирной Сети споры о Хеллоуине и призывы запретить его во избежание развращения и осатанения молодёжи в основном происходили на страницах прессы и в частных беседах. Зато с появлением Интернета они стали популярной темой оживлённых дискуссий с набрасыванием разных субстанций на вентилятор со стороны троллей. Этот же самый Интернет уже со времён старого ЖЖ ознакомил с Хеллоуином широкие массы жителей России — в том числе посредством статей в консервативных газетах с требованиями немедленно запретить этот американский разврат.
В Рунете нулевых годов Хеллоуин его противники прозвали «Холуином» — имея в виду «холуйское низкопоклонство перед загнивающим Западом». Склонные к конспирологии немедленно усмотрели в распространении в России Хеллоуина происки мирового сатанизма и план Даллеса. Естественно, сторонники Хеллоуина разных взглядов, от готов и идейных западников до откровенных троллей, имели ровно противоположное мнение и видели в движении против Хеллоуина дремучую ксенофобию и ретроградство. Обе стороны, ничтоже сумняшеся, видели и видят друг в друге мракобесов — только вкладывают в это определение разные смыслы.
Однако настолько ли чужд этот американский праздник с ирландскими корнями русской культуре? Ведь в России был (да и есть) почти точный аналог Хеллоуина. Только праздновался он в другие даты. И называется… Святки.
Да-да, многие ритуалы оригинального ирландского Самайна буквально дословно совпадают с принятыми в русской культуре Святками. Правда, Святки празднуются между православными Рождеством и Крещением, что приходится на период с 7 по 19 января. Но здесь мы видим практически те же самые представления о непременном разгуле «нечистой силы», ряженых в виде чертей и бесов, которые в страшных масках ходят по домам и требуют угощения. Причём, как и в старой Ирландии, деревенские ряженые могли и поколотить того, кто отнёсся к ним без должного гостеприимства, а их шутки часто носили мрачный и сомнительный характер, доходя до категорий 18+ и 21+.
Всё это «возмутительное и безнравственное бесовство» практиковалось нашими предками массово, веками, в рамках самой что ни на есть аутентичной и традиционной народной культуры. И нередко подвергалось критике со стороны строго относящихся к вере священнослужителей — но исчезло из постоянных социальных практик только вместе с урбанизацией и переселения большинства россиян в города. Где-то святки практикуют и по сей день, но в большинстве деревень в наши дни попросту нет многочисленной молодёжи — которая, собственно, обычно и пользовалась освящённой историей, традицией для карнавального нарушения норм обычной жизни.
Современная реконструкция костюмов русских ряженых
В отличие от не менее крестьянской и полуязыческой в анамнезе Масленицы, которую празднуют и многие современные горожане, традиция Святок не сумела пережить урбанизацию и стать частью быта жителей российских городов. Возможно, дело именно в её карнавальности, подчёркнутом нарушении социальных норм — что в советском обществе не поощрялось. Следы святочных традиций в советском городском обществе можно увидеть разве что в форме новогодних маскарадов, которые, как и отмечание Нового года как праздника, вошли в обыкновение советских граждан только с конца 1950-х. Однако ныне переодевание в кого-то на Новый год осталось традицией только для детских утренников, а взрослые перестали это делать где-то в 70-е.
В советском киномюзикле 1973 года Новый год в одном из НИИ Академгородка выглядит карнавалом, где все кого-то косплеят — но уже в «Чародеях» 1982-го Новый год в магическом НИИ отмечается как обычный новогодний корпоратив с танцами
Однако запрос на карнавальность, на место и время, где можно нарушать нормы обычной жизни, выдохнуть, чтобы потом с новыми силами вернуться к «нормальной» жизни с её правилами и приличиями, существует в любом обществе. И особенно в среде молодёжи. Знаменитый советский культуролог Михаил Бахтин убедительно показал, что он имманентно свойственен человеческому обществу — просто в разные эпохи воплощается в разные формы. Хеллоуин вырос из весьма мрачных и совсем не смешных ритуалов древности — но, по сути к нашему времени успел превратиться в наиболее выраженную форму современной карнавальности. В том числе в Рунете и России.
Можно предположить следующее. Поскольку в России собственные традиции подобного рода к моменту распада СССР, распространения американизированной глобальной культуры и интернетизации перестали существовать — Хеллоуин просто оказался подходящей формой для воплощения того, для чего в русских деревнях служили Святки, а в советском обществе времён Оттепели — новогодние маскарады. Именно поэтому, несмотря на сопротивление консерваторов и хейт многих обитателей сети, Хеллоуин успел прочно врасти в культурную ткань современной России. Более того, запреты хеллоуинских мероприятий в школах или замены их на псевдонародный «Тыквенный спас» скорее делают эту традицию только более привлекательной для подростков: запретный плод для них особенно сладок.
Что будет дальше с Хеллоуином в России и мире? История мировой культуры позволяет дать достаточно уверенный ответ. Чем дольше россияне будут отмечать Хеллоуин, спорить о Хеллоуине, даже ругать Хеллоуин, тем прочнее он будет врастать в ткань живой культуры современной России. И при этом он будет всё больше становиться не столько заимствованием американского праздника Halloween, сколько всё более традиционным российским праздником Хеллоуином, с характерными именно для России чертами, привычками и особенностями. Уже сейчас таких отличий и особенностей немало.
К примеру, выпрашивание детьми сладостей у соседей, у нас так и не прижилось — зато тыквы в конце октября можно увидеть почти в каждом ТЦ или кафе. Вот только они очень редко оказываются полыми с вырезанной рожицей, обычно это просто тыквы разного размера. Часто с ними соседствуют жёлтые и красные кленовые листья. Чем дальше, тем таких нюансов и особенностей именно российского варианта Хеллоуина будет больше — и спустя поколение-другое новая молодёжь будет удивляться тому, что ещё не так давно у нас этот праздник отсутствовал. Точно так же, как многим из нас трудно представить, что массовая традиция новогоднего семейного торжества оформилась в СССР только к 1970-м годам.
Впрочем, и хейтеров у Хеллоуина, и споров вокруг него — как и у почти любого культурного явления — тоже всегда будет хватать. И это нормально и, естественно, для любого явления культуры нашего биологического вида. Особенно в условиях возможности в пару кликов донести своё, безусловно, верное базированное мнение до случайного собеседника в сети)
Узнавайте о новых акциях и промокодах первыми из нашего Telegram-канала ????
Комментарии (50)
geher
28.10.2023 11:07-4Вместо них по деревням бродили ватаги обсыпанных пеплом ритуальных костров парней в действительно страшных масках, а в руках у них обычно были боевые трости-шилейлы. И просили они не конфет, а пожрать и выпить.
Ключевой момент всех подобных праздников. Ходить, побираться, разживаться мелкими житейскими вредными "ценностями" на халяву (кому вредные сласти без меры, а кому просто нажраться). Если не дают - мелко (или не очень) пакостить.
Наши колядки того же поля ягода.
А так, у нас колядки уже есть. Чужие сходные традиции сомнительного толка нам уже ни к чему.
adeshere
28.10.2023 11:07+3...во славу Ктулху и ГМО.
Дочитав до этой фразы, которая просто обязана стать мемом, уже понял, что поставлю статье жирный плюс. Отличный, легко читающийся ликбез на не IT-шную, но вполне уместную (по новым правилам) тему. Даже немного обидно, что в карме автора я уже один раз отметился (второй раз не положено).
Но
на правах восхищенного читателя, выскажу все же и пару пожеланий/вопросов:
1) Учитывая специфику площадки, в местном научпопе я все же хотел бы видеть больший акцент на на первом корне этого слова
2) Каждый же год Интернет заполняется яростными дискуссиями по поводу того, стоит или нет праздновать Хеллоуин (...) тлетворное влияние Запада
Из окончания фразы я понял, что речь тут идет о русскоязычном интернете, прежде всего? Или не только? Вообще, интересно было бы узнать больше подробностей про отношение к празднику в разных регионах мира, особенно не-христианских (если он там где-то прижился).
slv1976
28.10.2023 11:07-7GreeTings - сгниТ (ее рГ или гЁри)
Hallowe`en - ниволла ХТакая абракодабра по американски, по русски все понятно, чтобы думали тыквой, что тут ниволя X.
kovalensky
28.10.2023 11:07+2Люблю этот праздник, собираюсь печь тыквенный пирог (тыква выращена во дворе).
:)
myswordishatred
28.10.2023 11:07+3Прикола я не понимаю, честно говоря. На просторах СНГ попытки "отметить Хэллоуин" обычно выглядят как плохой косплей-фестиваль.
Впрочем, если кому-то сильно нравится, то пускай развлекается как может и хочет.
StraNNicK
28.10.2023 11:07+1Мне кажется тут, кроме всего прочего, играют роль две вещи:
1. откровенное коммерческое навязывание. Из той же серии, как новогодние ёлки, которые появятся в ТЦ уже через пару недель;
2. несовпадение климата. Весь антураж как бы прямо говорит, что это праздник урожая. Созревшие тыквы, жёлтые листья. В общем, ровно то, что у нас было месяц-полтора назад. В итоге получаем плачтиковые тыквы, пластиковые листья и такой же пластиковый праздник.Впрочем, как раз межсезонье, заняться особо нечем -- потому как косплей-фестиваль, вполне заходит.
Вопрос другой, что вместо семейного праздника получаем камерное развлечение для подростков постарше и кидалтов.dimitrii_z
28.10.2023 11:07Пластиковые тыквы в конце октября - сильно смотря где, южный регион/страна или Сибирь условная. Так что не надо так уравнивать..
ssj100
28.10.2023 11:07+2Прикола я не понимаю
Так это не для вас, а в основном для детей, а пугать дети очень любят других детей, в общем такая сходка для детей и подростков... Да, нам он немного чужд, так как б этом узнали где-то после 95, и в школе на английском проходили что в Англии и США есть такой праздник и они празднуют, ну а у нас нет, ака костюмированный новогодний карнавал, что еще для ребенка нужно чтоб быть Железным человеком, ангелом смерти и шреком - если это приветствуется... для ребят постарше повод чтоб под громкую музыку выпить и тд
Это для взрослых проблема: лишние траты и придумывания нарядов, а для детей праздник, как день рождение.
Просто это то что им и надо. А теперь у детей убрали новогодние карнавалы и оставили ни с чем. Так что тут хоть какоя-та отдушина.
Колядки тоже стали не в почете, да и не привлекает их(сладости и деньги родители и так купят) поэтому дети все реже ходят, и наряжаться перестали еще в моем детстве(помню дятя и тетя костюмы готовили когда ходили. Да с одной стороны размывается так как дергают старый/новый стиль + в городе больно не походишь.
На просторах СНГ попытки "отметить Хэллоуин" обычно выглядят как плохой косплей-фестиваль
вы просто не умеете их готовить. Так как никто не заставляет и у части нет желания а что для этого надо готовится заранее все забывают и тогда возникает вопрос, а зачем.
Так же надо понимать что раньше это делали для увесиления молодежи... + 1 повод, когда компов не было или телека и поэтму приходилось веселиться как можем. У нас есть традиция снимать ворота у семьи у кого дочь на выданье. И вот в определенный праздник парни 14-20 ходят по деревне и снимают ворота с петель, а потом еще неделю угорают с этого
geher
28.10.2023 11:07Так как никто не заставляет
Самое смешное, что иногда именно что заставляют. Детей в школах требуют наряжать на тематический утренник. У взрослых тематические корпоративы. Со мной к счастью не случалось. А люди жалуются. Особенно родители, которым в короткий срок приходится организовать костюмчик (прямо как в советские времена на околоновогодний маскарад в школе). Да и дети часто этим "маразмом школьным" недовольны.
ssj100
28.10.2023 11:07Особенно родители, которым в короткий срок приходится организовать костюмчик
Опять же .... вы не умеете их готовить... Haloween 1 раз в год и всем известна дата так что надо готовить за месяц а то и два. И все знают. А если "организовывать" как наши комунальщики для которых внезапно снегопад в середине января бывает, или говорят что дети завтра приходите в костюмах без подготовки, то да таким "маразмом школьным" недовольны. Но это чисто мое ИМХО
geher
28.10.2023 11:07Так родители (а иногда и школьники), как всегда, думают, что "ну в этом-то году этой дури казенной точно не будет", а оно раз - и опять.
Опять же, корпоратив тематический не всегда регулярно проходит. Иногда как снег на голову - директива сверху: "ассамблее быть, явка обязательна, всем быть в тематических костюмчиках". Готовиться на такой случай заранее - по меньшей мере странно.
DaneSoul
28.10.2023 11:07И вот в определенный праздник парни 14-20 ходят по деревне и снимают ворота с петель, а потом еще неделю угорают с этого
Толку от ворот, которые можно просто снять с петель?
Существует же копеечная защита - чуть выше петли приваривается большая гайка/кусок арматуры для блокировки снятия.ssj100
28.10.2023 11:07Замок это защита от порядочных людей (с)… Тай и в основном и сельские ворота тоже. Но да некоторые ставят что-то против съема но это последние веяния, а раньше просто закрытие на щеколду изнутри cчиталось достаточной защитой. И Виделось да и было как достаточное препятствие и никто не заморачивался, на большее
saboteur_kiev
28.10.2023 11:07Потому что на просторах СНГ косплей в принципе гораздо меньше развит, чем зарубежом. По естественным причинам.
Samodelkin333
28.10.2023 11:07Я припоминаю капустники на новый год. Сильно далёкие от театра специалисты собирались чтобы часа 2-3 вспоминать старый год. Сейчас решительное ФУ на Хэллоуин, интереснее в сезон совместные покатушки устроить. Мы электронщики этого не умели никогда, только механики так развлекались.
------------------
Для тех кто не знает, капустник - это спектакль для своих.
Boilerplate
28.10.2023 11:07Хэллоуин, колядование, сжигание масленицы можно или воспринимать как некий тематический ивент, или как языческое наследие в христианстве. В первом случае, они ничем не отличаются от любого другого ивента, во втором случае это в чистом виде язычество и вещь сомнительная. Ну а как кто к этому в итоге относится - его дело.
Vsevo10d
28.10.2023 11:07+9Я вот не проявляю ни рукозаломной религиозности, когда от любого поминания черта в обморок падают и видят бесовское в телевидении, Интернете и игральных картах; ни квасного патриотизма, шо мол эта молодежь, сегодня ставит тыкву, а завтра родину продаст; ни посконного национализма, мол, у нас есть Иван Купала, Масленица, Петр и Февронья, зачем нам эти заморские праздники.
Но Хэллоуин в России меня раздражает.
Почему? Да не потому, что он бездуховный. Он безыдейный. Это полностью скаргокульченный с американской традиции косплей на косплей. Последние лет 40 люди в единственном качественном массовом кино - американском - видели их традиции: Рождество, День Благодарения, Хэллоуин, так или иначе фигурирующие в большинстве фильмов. Ну Рождество у нас уже свое есть, да и у многих религия не в почете; День Благодарения - привязан к конкретному событию и дате в истории страны (4 июля - тем более); а вот канун Дня всех святых - это что-то оригинальное, да еще и оформление такое необычное. Часть зрителей захотела, а деловые люди поняли запрос и раскрутили его.
Поэтому Хэллоуин чуть менее, чем полностью форсится его выгодоприобретателями - продавцами мерча. Производителям килотонн бумажно-пластиковой ереси вторят всякие бары-рестораны, делающие тематические блюда, скидки. Большинство откровенно не въезжает в суть и не назовет даже 10% информации из этой статьи об истоках традиции, но им наплевать - прикольно же. По моим наблюдениям, интересно ровно людям возраста от 12 до 22 - который день вижу в ТЦ подростков с разрисованными лицами, катают друг друга в ашановских тележках, визжат, развлекаются, много поводов для этого им не надо.
Абсолютно такой же нишевой мерчевый праздник для продавцов атрибутики - ДСВ, условно "ирландские" бары еще ДСП форсят, примерно на том же уровне - ну там эта, все зеленое тип надо, да.
Вот эта искусственность и навязанность меня и бесит. А против самих праздников ничего не имею. Просто не понимаю, ни зачем мне это праздновать, ни день Советской армии, ни праздник весны и труда.
kinall
28.10.2023 11:07+3Согласен с тем, что сейчас этот праздник "пустой", форма без содержания. Но, как подмечает автор статьи, у него есть шансы это содержание обрести. Хорошее сравнение с Новым Годом: был ведь довольно долгий период, когда смену года у нас в стране никак не отмечали, так что всё наши новогодние привычки, приметы, гадания и всё остальное - всё это изобретено в последние 50-80 лет. В лучшем случае реконструировано и переосмыслено, вроде звезды на ёлке. А ритуальность, например, 23-го февраля вообще рождается у нас на глазах.
Так что, возможно, лет через ...дцать и Хеллоуин обретёт, простите за каламбур, плоть и кровь =)
PS Отличная статья, прочитал с огромным удовольствием. Спасибо её автору!
Vsevo10d
28.10.2023 11:07+3Новый год - это ведь тоже искусственный заместительный конструкт, чтобы в советской традиции искоренить Рождество, религия яд, все дела, а так конечно разрешим ставить ёлку зимой, а в апреле-мае продавать "кекс Весенний", чтобы народ не барагозил.
А Рождество празднуется не 1 января (хотя вроде как летосчисление с него ведется), потому что ранние папы точно так же проводили "заместительную терапию" с уже привычных народу сатурналий, если я не ошибаюсь. В любом случае суть одна.
PS: Ритуальность 23 февраля и зеркального 8 марта пытаюсь истребить в своем окружении, а то уже слышал про трехлеток в садах, которые танки рисуют (трупы, интересно, тоже?). А еще можно вспомнить 9 мая, когда в 90-е при общей разрухе у людей находились силы устраивать локальные районные праздники с маршем небольшого духового оркестра и настоящими ветеранами, а не 5-летними блокадниками и термоядерными фейковыми персонажами вроде Льва Гицевича. А вот когда изобрели георгиевскую ленточку, я понял, что память умерла и заместилась мерчем и идеологией.
Jianke
28.10.2023 11:07+18 марта пытаюсь истребить в своем окружении
Я правильно догадываюсь, что вы член Мужского Государства?
Vsevo10d
28.10.2023 11:07Я правильно догадываюсь, что вы не умеете выделять подлежащее и сказуемое?
Ритуальность 23 февраля и зеркального 8 марта пытаюсь истребить в своем окружении
Jianke
28.10.2023 11:07+1Новый год - это ведь тоже искусственный заместительный конструкт, чтобы в советской традиции искоренить Рождество, религия яд, все дела, а так конечно разрешим ставить ёлку зимой
Новый год празднуется не только вы бывшем Совке, но и в Турции и в прочих нехристианских странах, включая Японию.
Vsevo10d
28.10.2023 11:07-1Я не понимаю, вы тролль или считаете меня совсем клиническим идиотом? Я по-вашему не догадываюсь об отмечании Нового года во всем мире?
Я отвечаю на фразу из камента
Хорошее сравнение с Новым Годом: был ведь довольно долгий период, когда смену года у нас в стране никак не отмечали, так что всё наши новогодние привычки, приметы, гадания и всё остальное - всё это изобретено в последние 50-80 лет
Еще раз:
довольно долгий период, когда смену года у нас в стране никак не отмечали
И еще раз, раз вы меня считаете идиотом:
у нас в стране
Вы хоть потрудитесь тред с начала прочесть, раз уж вклиниваетесь.
Jianke
28.10.2023 11:07Просто не понимаю, ни зачем мне это праздновать... праздник весны и труда.
Статью, к которой пишете комментарии, вы явно не читали. :-)
у ирландцев-язычников были четыре главных праздника, отмечаемых через три месяца: Имболк 1 февраля, Бельтайн 1 мая, Лугнасад 1 августа и Самайн 1 ноября.
И праздновать Бельтайн правильно не с коммунистической символикой, а с кельтской символикой под гиннесс.
Xeldos
28.10.2023 11:07праздновать Бельтайн правильно не с коммунистической символикой, а с кельтской символикой под гиннес
Когда ты не кельт и даже не ирландец...
Zorrina
28.10.2023 11:07+2Хеллоуин - один из самых сильный по атмосфере праздник, который преобразовался сейчас со всей своей атрибутикой. И останется ещё надолго со всеми скелетами, тыквенными мордочками и привидениями. Т. к. нижний мир, ужасное и страшное, неизведанное также необходимы людям, как и светлые праздники. И очень глупо наблюдать отрицание "всего злого и бесовского" )) Но тем более притягательным становится праздник, особенно для молодёжи )
vbifkol
28.10.2023 11:07+2"— Эту идею нам подали замечательные родители наши. Сказали: а что это вы празднуете какие-то непонятные западные праздники? [...] Вот, например, Симеон-летопроводец, — рассказал Сергей Чернышов. — Мы им теперь отправим фото [...]: вот, мы делаем гробики для мух, очень мило. "
BARSRAB
28.10.2023 11:07и всё же тыквы с готичным антуражем стали привычной деталью осеннего пейзажа по миру в целом и в России в частности. Почему?
Да тут все очень просто, на самом деле. Идет обычная подмена культурных ценностей. Как было отмечено в статье, у нас есть свой аналогичный праздник. НО вот только если сравнить масштабы этих двух праздников, то колядки явно не в выигрыше, как по известности, так и по размаху. Что помешало сделать в РФ праздником именно наши колядки? Думаю, ответ известен. Ровно то же, что помешало, к примеру, гордиться нашей кухней, а не европейской, азиатской и американской. Да даже Деда Мороза уже не видно почти, везде реклама и атрибуика с Санта Клаусом. Да что там, 99% всяких шоу на ТВ - тупая копирка западных шоу. Наша культура просто планомерно уничтожается с еще незапамятных времен (да еще со времен царей, если не раньше), когда вдалбливалось, что наше плохое, а вот заграничное - самое лучшее. В итоге ту же американскую культуру можно увидеть в любой точке мира, а вот нашу не всегда можно увидеть даже в России.
Я не говорю, что надо вот прям запретить иностранные праздники, это глупо и невозможно в принципе. НО, наравне с ними надо возвышать и нашу культуру. Т.к. на данный момент свою культуру мы не чтим и не уважаем от слова совсем.
morokk
28.10.2023 11:07Колядки зимой, холодно. Даже на хэллоуин у нас уже холодно. Но, если посмотреть на календарь, то зимой у нас большой праздник, весной куча выходных, летом отпуск, а осенью пусто и грустно, лето кончилось, жди нового года. Поэтому народ и ищет повод повеселиться.
BARSRAB
28.10.2023 11:07Так новый год тоже зимой, это ж никого не останавливает. Как и рождество, собственно. И если у нас рождество празднуют постольку-поскольку, т.к. это больше религиозный праздник, то на Западе его празднуют очень даже, и холода никому не мешают. Да и, опять же, никто не мешает праздновать и забугорные праздники, но при этом не следует забывать свои. А к этому все и идет, нам стараются натащить как можно больше иностранщины и оставить как можно меньше нашего. В новогодней рекламе бегает Санта Клаус, новогодняя музыка сплошь иностранная, как и новогодняя атрибутика. А если спросить у людей на улице названия блюд русской кухни, то мало кто их вспомнит, особенно подрастающее поколение. Зато гамбургеры, хот-доги, суши, пиццу и прочую дребедень вспомнят не задумываясь. Вот и выходит, что мы, имея богатейшую культуру, дальше ровняемся на забугорщину. Отсюда и вся эта ненависть к тому же Хэллоуину. Людям просто надоело засилье западной культуры.
Jianke
28.10.2023 11:07вся эта ненависть к тому же Хэллоуину. Людям просто надоело засилье западной культуры
А вам не приходило в голову, вместо борьбы с западно-европейской культурой, просто, познакомить людей на Западе с вашей культурой, чтобы получить в результате мировую культуру?
Например, вы знаете, что "Carol of the Bells"
на самом деле имеет славянское происхождение?
BARSRAB
28.10.2023 11:07От того, что это придет мне в голову, ничего не изменится. Это должно приходить в голову кому-то повыше. На данный момент четко виден курс на "западнизацию" нашей культуры. В то время, как у тех же США курс на насаждение своей культуры по всему миру. Да даже посмотреть на отношение к стране и культуре у нас и за бугром. Там население считает, что их культура и страна 100% лучшие в мире, это прививается и в школах, и в кинематографе и т.п. Причем совсем не обязательно, что это будет реально хорошо, но население будет уверено, что хорошо. У нас же почему-то ситуация в корне иная, по умолчанию считается, что наше = плохое/хуже чем на Западе. И никаких попыток изменить это мнение не делается, скорее наоборот....
Jianke
28.10.2023 11:07Посмотрите на Японию и Корею! Они не борются с западной культурой, а распространяют свою культуру на Запад.
и не только свою
BARSRAB
28.10.2023 11:07Верно, а вот Россия такого не делает. Я же не говорю, что с чужой культурой надо бороться, я говорю лишь о том, что нашу культуру требуется развивать, чего не происходит. Должен быть баланс, люди должны чтить, в первую очередь, свою культуру. Но никто при этом не мешает смешивать ее с той же западной.
ifap
28.10.2023 11:07Вместо них по деревням бродили ватаги обсыпанных пеплом ритуальных костров парней в действительно страшных масках, а в руках у них обычно были боевые трости-шилейлы.
В XXI веке эта милая деревенская традиция преобразилась в полноценную Судную ночь ;)
begin_end
Между прочим, 13 января дети вполне себе наряжаются и вечером ходят щедровать (колядовать) по квартирам. Под это дело каждый раз закупаем конфет :).
До сих пор такая традиция осталась даже в городах, про это в статье забыли. Правда, возможно это в РФ не повсюдно - не знаю. Но в Беларуси вполне существует.
Xeldos
В РФ, я бы сказал, это почти нигде. Урбанизация очень изменила людей. Мама у меня в детстве колядовала, но она в деревне выросла. Отец формально жил в черте города, по факту это были жд бараки и это были особые дела. Про колядки не рассказывал, не вспоминал. И уж тем более ничего похожего не было в моём детстве, прошедшем в новом, спальном районе. То есть - вот мама в детстве колядовала, но рассказала мне об этом, когда я уже вырос. А в детстве даже не намекала на что-то похожее, и вообще вела себя как нормальная городская женщина.
geher
Да ладно. Повсеместная домофонизация несколько умерила прыть колядников, но все равно, иногда как-то пробираются.
MAXH0
Надо подумать о сервисе... Где колядуемые и колядующие могли объединяться. Чел подписывается на сервис - значит он не против что к нему придут (а то есть же и религиозные фанатики и просто занятые и скучные), а другая группа отправляется колядовать по адресам. С конкурсом масок, припевок и прочего... Кутья в ассортименте.
В общем как нишевый продукт имеет право на жизнь. А отбиваться за счет торговли всякой атрибутикой... По крайней мере есть не занятая ниша. Хеллуин вон замечательно живет за счет атрибутики.
BAMIIuP
Тоже в деревне лет до 13 колядовали. Но как правило не ходили по дворам попрошайничать, а брали с собой крупы и посевали ночами дворы, снег )). Хотя некоторые бабушки и угощали конфетами, но цель была просто ночью по деревне ватагой погонять, пошкодить. Году приблизительно в 95 этим уже никто не занимался, ни наше поколени, ни помладше.
geher
Это где как.
В некоторых местах дети ходят побираться трижды: в канун православного рождества (засевают), в канун нового года по юлианскому календарю (щидруют или щедруют в зависимости от местного говора) и еще отдельно колядуют (не помню, когда).
А где-то все в один день (канун нового года) и называют его кто колядками, кто щедровками.
Некоторые устраивают вообще беспредел (колядки в канун нового года по григорианскому календарю).
saboteur_kiev
Я бы сказал, что сейчас это зависит не от страны, и даже не от города.
А просто от конкретного подъезда. Причем даже не от количества этажей зависит.
Где-то консьержка знает кого пускать, или дети ходят свои, между своими знакомыми соседями.
В другом подъезде каждый живет в своей квартире, с соседями не здоровается, не знает, двери не открывает.
В третьем матюкливых деток прогонят трехэтажными матами.
Потом проходит лет 10, подрастает новое поколение, жильцы перезнакомились на встречах в садиках и школах, и может измениться. Потом опять проходит лет 10, опять все меняется.
rise3515
Ага, приходят..я обычно готовлю конфеты там мелочь какую в денежном эквиваленте. Но почти всегда разочаровывают. Вваливается компания молодежи их спрашиваешь дескать : "С чем пришли!?' А в ответ чуть ли ни молчание. , ни костюмов, ни веселья.. так зашли на пиво пострелять. Не знают ни зачем, ни для чего, ни что за праздник