Привет, Хабр! Меня зовут Роман Панин, я начал свой путь в ИТ с фронтенда около 10 лет назад. Затем я перешёл в кибербез и успел построить его в нескольких сферах – от нефтянки и финтеха до телекома. А ещё исследовал массу способов получения новых знаний и укрепления твердых навыков, чем и хочу поделиться с вами в этой статье. 

Наша цель — улучшить профессиональные навыки и выстроить личный бренд без ущерба для психического здоровья. Все методы были проверены лично мной, поэтому я ручаюсь за их безопасность и результативность. 

Зачем самообучаться в IT?

По статистике Минцифры РФ, к концу 2022 года в ИТ-отрасли работала 761 тыс. сотрудников. Это на 12% больше, чем годом ранее. Ежедневно в сфере появляются новые разработчики, кибербезопасники или тестировщики. 

Чтобы остаться на плаву при такой конкуренции, каждому айтишнику стоит развивать профессиональные навыки. 

Но любое обучение — это нагрузка, а нагрузка — это стресс. Нередки случаи, когда перегруз знаниями приводит к выгоранию. Если заглянуть в исследование hh.ru и heath tech из середины 2022 года, окажется, что более половины россиян (54%) в тот момент считали себя выгоревшими. 

Собственно, наша задача — научиться совмещать работу и обучение так, чтобы не выгореть за несколько месяцев.

Ставлю цель — иду к ней 

Метрик нет. Документации тоже. Да и чёткой цели не имеется. Идеального гайда по этой теме просто не существует — отрасль слишком быстро и часто меняется. 

Повышение своих компетенций и самообучение — это то, что нужно делать перманентно, подстраиваясь под запросы рынка и изучая вечные перемены в сфере. Но за прохождение всех описанных шагов у вас точно прокачаются не только профессиональные скиллы, но и личный бренд, а это уже хороший результат, который позже можно будет конвертировать во что-то более полезное. 

Используем популярные источники знаний

Чтобы поддерживать себя в тонусе, можно иногда обращаться к популярным источникам профильных знаний. Например, в кибербезе такими являются тренажеры по типу HackTheBox или различные CTF. 

Еще один метод — внешние курсы, но есть несколько важных нюансов. 

  • Во-первых, это дорого. Нет, реально дорого. За обучение в области кибербезопасности придётся отдать порой больше 100 тысяч, поэтому советую брать подобное обучение только в компании, в качестве корпоративных бонусов.

  • Во-вторых, экспертное обучение, которое научит действительно применимым практическим навыкам, не так уж и легко найти. И тут многое зависит не столько от провайдера этого обучения, сколько от человека, который будет вас образовывать.

  • В-третьих, согласно исследованию «Барометра онлайн-образования» только у 20% российских онлайн-школ до конца их курса или программы доходит больше 71% учеников. Шансы стать частью такой статистики высоки. Поэтому не тратим бюджет зря и проходим корпоративное обучение.

Другой (на этот раз бесплатный!) метод — профильный нетворкинг. Как я писал выше, ИТ-коммьюнити растет день за днём и синергия между профессионалами — это прекрасный драйвер для новых идей и знаний.

Ну и само собой, не забываем про мониторинг инфополя посредством различных СМИ, профильных чатов или того же нетворкинга. Всегда важно о каких-то актуальных угрозах или средствах защиты от них же.

Наводим порядок в знаниях

Перед структурированием информации важно найти и ликвидировать пробелы в знаниях, провести в них «инвентаризацию».

Формула успеха: Структурируем информацию → Формируем роадмап → Строим процесс
Формула успеха: Структурируем информацию → Формируем роадмап → Строим процесс

Наверняка бывало, что вы изучили какую-то тему не до конца. Например, чтобы помочь другу или решить какую-то задачу на работе. Так вот, можно вернуться немного назад и закончить начатое, чтобы полноценно разбираться в теме.

Хороший способ найти серые зоны в знаниях — посмотреть требования работодателей в актуальных вакансиях на рынке. Изучите, какие навыки и качества ищут чаще и на что нужно сделать упор.

После этого переходим к собеседованиям. Они нужны, чтобы найти «боль рынка» и понять, что именно рекрутеры и технические специалисты спрашивают чаще всего.

Параллельно просматриваем актуальную повестку ИТ-инфополя. Следим за всеми уходящими с рынка вендорами, новыми разработками и импортозамещаемыми программами. Это минимум, который нужен, чтобы у вас не появлялось новых пробелов. 

Все приобретенные знания стоит структурировать и визуализировать — так информацию легче запомнить. Я делаю это с помощью Xmind.

Затем составьте роадмап, чтобы не терять мотивацию изучать темы и иметь чёткие дедлайны. На базе этой дорожной карты будет строиться весь процесс. А ещё она помогает регулярно проводить ревью знаний. Чтобы немного упростить себе задачу, вы можете привлечь к процессу проверки ваших друзей из сферы, коллег или просто поговорить с эйчарами — наверняка они знают, какие знания сейчас востребованы на рынке.

Само собой, для того, чтобы разметить и структурировать всю эту информацию, нужно немало времени, времени и наработанной насмотренности. Чтобы все эти ресурсы сэкономить, можно подглядывать в уже готовые роадмапы, например, вот в этот.

Как стать гуру в IT? 

Итак, у нас есть некая стартовая точка и мы можем наблюдать за развитием прогресса. Теперь переходим непосредственно к самообучению.

Важный пункт: не забывайте себя мотивировать. Рисуйте прогресс-бары, ставьте звёздочки, назначайте личные награды — что угодно, главное, чтобы работало. Ведь мотивация изучать новое и прокачивать харды и софты — та база, без которой ничего не получится. 

Первый шаг — выступаем на митапах, конференциях и профильных мероприятиях. Это не только прокачивает медийность, но и побуждает к изучению нового, ведь до того, как преподнести публике информацию, её нужно тщательно изучить и структурировать. А развитый личный бренд идёт приятным бонусом.

Если вам сначала покажется, что рассказать не о чем – подумайте о том, какие последние сложные задачи вы пытались решить на своей работе. Наверняка вы делали какой-то ресерч для того, чтобы разобраться и решить вставшую перед вами проблему.

Вот это и есть та самая идеальная тема для предстоящего доклада. Для насмотренности и понимания того, как доклад должен выглядеть, можете походить по тем самым митапам, конференциям или просто посмотреть примеры в интернете.

Шаг второй — пишем статьи и колонки. Да, даже этот чек-лист — прокачка моих знаний. Складный текст — это сложный, кропотливый процесс, требующий множество доработок и правок. Но на выходе вы получите хорошо структурированный материал, в котором вы точно разбираетесь.

Публикации можно постить как с личного аккаунта, так и с помощью каналов компании — оба способа работают на личный бренд. Более того, во втором случае вы одним выстрелом убьете двух зайцев – и себя попиарите, и имя своей компании прославите, за что также можно получить какие-то бонусы от своего работодателя.

В роли площадки для размещения вам подойдут любые популярные айтишные СМИ. Ах да, ваш доклад, подготовленный для выступления на митапе (из прошлого пункта) можно легко преобразовать под формат статьи и наоборот.

Шаг третий — менторство. Получая своего менти, специалист получает и большую ответственность. Он может как направить человека на верный путь, так и подвести его из-за недостатка знаний.

Эта позиция сама собой подталкивает к саморазвитию и обновлению знаний. А если вы пока не уверены в своей экспертизе на сто процентов, приглядитесь к позиции «Buddy». Buddy — это человек, который знакомит нового сотрудника с рабочими процессами и стандартами компании. Намного меньше ответственности, однако soft skills точно прокачаете.

Шаг четвёртый выступаем судьёй на тематическом мероприятии. Не зря ведь в инфобезе говорят: «чтобы что-то защитить, надо понять, как это взломать». Судейство — это отличный метод для тех, кто хочет попробовать себя в смежной теме и получить новые знания. Также хорошо развивает собственную экспертизу и личный бренд.

​​

В случае ИБ – если вы, например, специалист из синей команды, то участие в судействе мероприятия, связанного с красной командой точно заставит прокачаться ваши нейронные связи. Бонусом у вас появится большая насмотренность благодаря изучению большого количества материалов, необходимых для оценки результатов участников соревнований.

Шаг пятый — становимся амбассадором своей компании. В МТС есть амбассадорская программа для сотрудников: нам дарят фирменный мерч, а мы в нём представляем компанию на мероприятиях и конференциях. В итоге сотрудники становятся известнее через выступления и нетворкинг, и получают за это компенсацию или сувениры. Наверняка подобная практика есть и у вас. А если вы о ней еще не знаете, то ваши коллеги из DevRel вам наверняка помогут.

Шаг шестой — становимся преподавателем. В онлайн-школах можно не только учиться, но и зарабатывать. Вы можете прийти к ним, сказать, что разбираетесь в своей теме и поучаствовать в создании профильного курса.

Платят там неплохо, но знайте, что создавать и записывать обучение — это очень сложное и ответственное занятие. Это также положительно скажется на вашем личном бренде. Например, когда вышел когда-то записанный мной образовательный курс, ко мне стали приходить рекрутеры, которые его видели или о нём слышали.

Шаг седьмой — заводим блог в соцсетях. Подойдёт любая площадка. Главное, чтобы на ней была ваша аудитория. Перед тем, как написать что-то на 1 000 человек, вам придётся тщательно разобраться в вопросе. Как это часто бывает, убиваете двух зайцев: первым узнаёте новости из своей сферы и прокачиваете личный бренд. Желательно всё это приправлять живой подачей в своей собственной стилистике, а не просто пересказывать актуальные инфоповоды.

Век учись

Lifelong learning — это не новая, но всё ещё актуальная концепция. Сегодня такой тип обучения становится не просто трендом, а средством выживания в быстро меняющейся ИТ-сфере.  

Лучший способ удержаться в таком темпе — сделать самообучение привычкой, бытовым действием, которое не будет вызывать отторжения. А если действовать по этому гайду, вы не будете только обучаться новому, но и развивать личный бренд, который тоже не повредит айтишнику.

На десерт скажу, что участие во всех вышеперечисленных активностях откроет для вас многие двери в плане карьеры или, например, поспособствует в получении визы талантов.

Комментарии (9)


  1. uuger
    02.11.2023 12:55
    +1

    А почему тут чистые "водопадные" этапы называются спринтами? Чтобы "стильно, модно, молодёжно"?


    1. romanpnn0 Автор
      02.11.2023 12:55
      -1

      Я правильно понял, что всё, что размечено пунктами на горизонтальной прямой, ты называешь "водопадами"?)
      Это ж просто роадмап, я бы не пытался тут натянуть сову типы методологий управления проектами на глобус визуализацию планирования.


      1. uuger
        02.11.2023 12:55

        я бы не пытался тут натянуть сову типы методологий управления проектами на глобус визуализацию планирования

        Тогда какую смысловую нагрузку несёт слово "Спринт"? Вы взяли конкретный глобус термин из конкретной методологии


        1. romanpnn0 Автор
          02.11.2023 12:55
          +1

          Тут согласен, да. Я просто для удобства группировки временных интервалов взял эту сущность


  1. alex_k777
    02.11.2023 12:55
    +1

    Самое главное в самообразовании - не отвлекаться и гнать всякие мысли пойти проверить почту/соц сеть/новости и тп


    1. romanpnn0 Автор
      02.11.2023 12:55

      Есть такое)


    1. Rive
      02.11.2023 12:55

      Или поискать использование изучаемой технологии на рынке и выкинуть её из плана самообразования, потому что она теперь бесполезна.


      1. romanpnn0 Автор
        02.11.2023 12:55

        А зачем выкидывать?)


  1. Tim_L
    02.11.2023 12:55

    По-моему субъективному мнению, надо изучать принципы, а не инструменты. Если ты нормальный ИБ-шник, то с принципами знаком давно, изучение инструмента дело не долгое. А просто зубрить инструменты, с которыми не работаешь, гиблое дело, так как через пол года уже и не вспомнишь, что там писали умные люди. Другое дело, если с инструментом работаешь, тут да, необходимо.

    Ну и базу надо иметь фундаментальную. Тут надо начинать впитывать со школы и далее техникум/университет. Смысл читать про использование нелинейного локатора, если не знаешь, что такое реактивное сопротивление и эффект Допплера.