Привет, Хабр! Меня зовут Роман Панин, я начал свой путь в ИТ с фронтенда около 10 лет назад. Затем я перешёл в кибербез и успел построить его в нескольких сферах – от нефтянки и финтеха до телекома. А ещё исследовал массу способов получения новых знаний и укрепления твердых навыков, чем и хочу поделиться с вами в этой статье.
Наша цель — улучшить профессиональные навыки и выстроить личный бренд без ущерба для психического здоровья. Все методы были проверены лично мной, поэтому я ручаюсь за их безопасность и результативность.
Зачем самообучаться в IT?
По статистике Минцифры РФ, к концу 2022 года в ИТ-отрасли работала 761 тыс. сотрудников. Это на 12% больше, чем годом ранее. Ежедневно в сфере появляются новые разработчики, кибербезопасники или тестировщики.
Чтобы остаться на плаву при такой конкуренции, каждому айтишнику стоит развивать профессиональные навыки.
Но любое обучение — это нагрузка, а нагрузка — это стресс. Нередки случаи, когда перегруз знаниями приводит к выгоранию. Если заглянуть в исследование hh.ru и heath tech из середины 2022 года, окажется, что более половины россиян (54%) в тот момент считали себя выгоревшими.
Собственно, наша задача — научиться совмещать работу и обучение так, чтобы не выгореть за несколько месяцев.
Ставлю цель — иду к ней
Метрик нет. Документации тоже. Да и чёткой цели не имеется. Идеального гайда по этой теме просто не существует — отрасль слишком быстро и часто меняется.
Повышение своих компетенций и самообучение — это то, что нужно делать перманентно, подстраиваясь под запросы рынка и изучая вечные перемены в сфере. Но за прохождение всех описанных шагов у вас точно прокачаются не только профессиональные скиллы, но и личный бренд, а это уже хороший результат, который позже можно будет конвертировать во что-то более полезное.
Используем популярные источники знаний
Чтобы поддерживать себя в тонусе, можно иногда обращаться к популярным источникам профильных знаний. Например, в кибербезе такими являются тренажеры по типу HackTheBox или различные CTF.
Еще один метод — внешние курсы, но есть несколько важных нюансов.
Во-первых, это дорого. Нет, реально дорого. За обучение в области кибербезопасности придётся отдать порой больше 100 тысяч, поэтому советую брать подобное обучение только в компании, в качестве корпоративных бонусов.
Во-вторых, экспертное обучение, которое научит действительно применимым практическим навыкам, не так уж и легко найти. И тут многое зависит не столько от провайдера этого обучения, сколько от человека, который будет вас образовывать.
В-третьих, согласно исследованию «Барометра онлайн-образования» только у 20% российских онлайн-школ до конца их курса или программы доходит больше 71% учеников. Шансы стать частью такой статистики высоки. Поэтому не тратим бюджет зря и проходим корпоративное обучение.
Другой (на этот раз бесплатный!) метод — профильный нетворкинг. Как я писал выше, ИТ-коммьюнити растет день за днём и синергия между профессионалами — это прекрасный драйвер для новых идей и знаний.
Ну и само собой, не забываем про мониторинг инфополя посредством различных СМИ, профильных чатов или того же нетворкинга. Всегда важно о каких-то актуальных угрозах или средствах защиты от них же.
Наводим порядок в знаниях
Перед структурированием информации важно найти и ликвидировать пробелы в знаниях, провести в них «инвентаризацию».
Наверняка бывало, что вы изучили какую-то тему не до конца. Например, чтобы помочь другу или решить какую-то задачу на работе. Так вот, можно вернуться немного назад и закончить начатое, чтобы полноценно разбираться в теме.
Хороший способ найти серые зоны в знаниях — посмотреть требования работодателей в актуальных вакансиях на рынке. Изучите, какие навыки и качества ищут чаще и на что нужно сделать упор.
После этого переходим к собеседованиям. Они нужны, чтобы найти «боль рынка» и понять, что именно рекрутеры и технические специалисты спрашивают чаще всего.
Параллельно просматриваем актуальную повестку ИТ-инфополя. Следим за всеми уходящими с рынка вендорами, новыми разработками и импортозамещаемыми программами. Это минимум, который нужен, чтобы у вас не появлялось новых пробелов.
Все приобретенные знания стоит структурировать и визуализировать — так информацию легче запомнить. Я делаю это с помощью Xmind.
Затем составьте роадмап, чтобы не терять мотивацию изучать темы и иметь чёткие дедлайны. На базе этой дорожной карты будет строиться весь процесс. А ещё она помогает регулярно проводить ревью знаний. Чтобы немного упростить себе задачу, вы можете привлечь к процессу проверки ваших друзей из сферы, коллег или просто поговорить с эйчарами — наверняка они знают, какие знания сейчас востребованы на рынке.
Само собой, для того, чтобы разметить и структурировать всю эту информацию, нужно немало времени, времени и наработанной насмотренности. Чтобы все эти ресурсы сэкономить, можно подглядывать в уже готовые роадмапы, например, вот в этот.
Как стать гуру в IT?
Итак, у нас есть некая стартовая точка и мы можем наблюдать за развитием прогресса. Теперь переходим непосредственно к самообучению.
Важный пункт: не забывайте себя мотивировать. Рисуйте прогресс-бары, ставьте звёздочки, назначайте личные награды — что угодно, главное, чтобы работало. Ведь мотивация изучать новое и прокачивать харды и софты — та база, без которой ничего не получится.
Первый шаг — выступаем на митапах, конференциях и профильных мероприятиях. Это не только прокачивает медийность, но и побуждает к изучению нового, ведь до того, как преподнести публике информацию, её нужно тщательно изучить и структурировать. А развитый личный бренд идёт приятным бонусом.
Если вам сначала покажется, что рассказать не о чем – подумайте о том, какие последние сложные задачи вы пытались решить на своей работе. Наверняка вы делали какой-то ресерч для того, чтобы разобраться и решить вставшую перед вами проблему.
Вот это и есть та самая идеальная тема для предстоящего доклада. Для насмотренности и понимания того, как доклад должен выглядеть, можете походить по тем самым митапам, конференциям или просто посмотреть примеры в интернете.
Шаг второй — пишем статьи и колонки. Да, даже этот чек-лист — прокачка моих знаний. Складный текст — это сложный, кропотливый процесс, требующий множество доработок и правок. Но на выходе вы получите хорошо структурированный материал, в котором вы точно разбираетесь.
Публикации можно постить как с личного аккаунта, так и с помощью каналов компании — оба способа работают на личный бренд. Более того, во втором случае вы одним выстрелом убьете двух зайцев – и себя попиарите, и имя своей компании прославите, за что также можно получить какие-то бонусы от своего работодателя.
В роли площадки для размещения вам подойдут любые популярные айтишные СМИ. Ах да, ваш доклад, подготовленный для выступления на митапе (из прошлого пункта) можно легко преобразовать под формат статьи и наоборот.
Шаг третий — менторство. Получая своего менти, специалист получает и большую ответственность. Он может как направить человека на верный путь, так и подвести его из-за недостатка знаний.
Эта позиция сама собой подталкивает к саморазвитию и обновлению знаний. А если вы пока не уверены в своей экспертизе на сто процентов, приглядитесь к позиции «Buddy». Buddy — это человек, который знакомит нового сотрудника с рабочими процессами и стандартами компании. Намного меньше ответственности, однако soft skills точно прокачаете.
Шаг четвёртый — выступаем судьёй на тематическом мероприятии. Не зря ведь в инфобезе говорят: «чтобы что-то защитить, надо понять, как это взломать». Судейство — это отличный метод для тех, кто хочет попробовать себя в смежной теме и получить новые знания. Также хорошо развивает собственную экспертизу и личный бренд.
В случае ИБ – если вы, например, специалист из синей команды, то участие в судействе мероприятия, связанного с красной командой точно заставит прокачаться ваши нейронные связи. Бонусом у вас появится большая насмотренность благодаря изучению большого количества материалов, необходимых для оценки результатов участников соревнований.
Шаг пятый — становимся амбассадором своей компании. В МТС есть амбассадорская программа для сотрудников: нам дарят фирменный мерч, а мы в нём представляем компанию на мероприятиях и конференциях. В итоге сотрудники становятся известнее через выступления и нетворкинг, и получают за это компенсацию или сувениры. Наверняка подобная практика есть и у вас. А если вы о ней еще не знаете, то ваши коллеги из DevRel вам наверняка помогут.
Шаг шестой — становимся преподавателем. В онлайн-школах можно не только учиться, но и зарабатывать. Вы можете прийти к ним, сказать, что разбираетесь в своей теме и поучаствовать в создании профильного курса.
Платят там неплохо, но знайте, что создавать и записывать обучение — это очень сложное и ответственное занятие. Это также положительно скажется на вашем личном бренде. Например, когда вышел когда-то записанный мной образовательный курс, ко мне стали приходить рекрутеры, которые его видели или о нём слышали.
Шаг седьмой — заводим блог в соцсетях. Подойдёт любая площадка. Главное, чтобы на ней была ваша аудитория. Перед тем, как написать что-то на 1 000 человек, вам придётся тщательно разобраться в вопросе. Как это часто бывает, убиваете двух зайцев: первым узнаёте новости из своей сферы и прокачиваете личный бренд. Желательно всё это приправлять живой подачей в своей собственной стилистике, а не просто пересказывать актуальные инфоповоды.
Век учись
Lifelong learning — это не новая, но всё ещё актуальная концепция. Сегодня такой тип обучения становится не просто трендом, а средством выживания в быстро меняющейся ИТ-сфере.
Лучший способ удержаться в таком темпе — сделать самообучение привычкой, бытовым действием, которое не будет вызывать отторжения. А если действовать по этому гайду, вы не будете только обучаться новому, но и развивать личный бренд, который тоже не повредит айтишнику.
На десерт скажу, что участие во всех вышеперечисленных активностях откроет для вас многие двери в плане карьеры или, например, поспособствует в получении визы талантов.
Комментарии (9)
alex_k777
02.11.2023 12:55+1Самое главное в самообразовании - не отвлекаться и гнать всякие мысли пойти проверить почту/соц сеть/новости и тп
Tim_L
02.11.2023 12:55По-моему субъективному мнению, надо изучать принципы, а не инструменты. Если ты нормальный ИБ-шник, то с принципами знаком давно, изучение инструмента дело не долгое. А просто зубрить инструменты, с которыми не работаешь, гиблое дело, так как через пол года уже и не вспомнишь, что там писали умные люди. Другое дело, если с инструментом работаешь, тут да, необходимо.
Ну и базу надо иметь фундаментальную. Тут надо начинать впитывать со школы и далее техникум/университет. Смысл читать про использование нелинейного локатора, если не знаешь, что такое реактивное сопротивление и эффект Допплера.
uuger
А почему тут чистые "водопадные" этапы называются спринтами? Чтобы "стильно, модно, молодёжно"?
romanpnn0 Автор
Я правильно понял, что всё, что размечено пунктами на горизонтальной прямой, ты называешь "водопадами"?)
Это ж просто роадмап, я бы не пытался тут натянуть
совутипы методологий управления проектами наглобусвизуализацию планирования.uuger
Тогда какую смысловую нагрузку несёт слово "Спринт"? Вы взяли конкретный
глобустермин из конкретной методологииromanpnn0 Автор
Тут согласен, да. Я просто для удобства группировки временных интервалов взял эту сущность