Привет, Хабр! Меня зовут Ира, я деврел в РСХБ‑Интех, технологическом подразделении Россельхозбанка. О том, что такое деврел, на Хабре периодически вспыхивают интересные споры. Полгода назад я нашла для себя формулировку, которую теперь всегда использую в нашем внутреннем дайджесте: «Мы делаем так, чтобы о наших разработчиках знало как можно больше людей за пределами компании».
В рамках этой миссии мы отправились этой осенью на 4 конференции от JUG.Ru Group — сентябрьские Flow и DevOops, о которых мы рассказывали чуть раньше, и октябрьские Joker и Heisenbug, о которых я расскажу сейчас.
Забегая вперед, могу сказать: было сложно, но весело. Этот пост — о том, как мы придумывали активности для конференции и какие от них остались впечатления. Если вы тоже делали стенд и после прочтения поймете, что что-нибудь сделали бы по-другому — заходите в комментарии, буду рада услышать ваше мнение.
Как мы придумывали стенд
Два показателя, на которые мы обращаем внимание в контексте работы деврел‑команды — это узнаваемость и привлекательность ИТ‑бренда. Исходя из этого, хотелось сделать стенд а) интересным, чтобы можно было «залипнуть», б) технически полезным, в) запоминающимся. О том, как мы старались этого достичь — по порядку:
Как сделать игру, которая затянет
В последний год на ИТ‑конференциях появилось много адаптированных под конкретный стенд настольных игр. В основном ребята кастомизируют игры с мемами и старую добрую «Найди пару», она же «Мемори».
Мы не стали исключением, и наша идея кастомизированного мемори родилась случайно и связана с агротехом. Пару лет назад были популярны мемы с «именными» диванами и салатами: люди вбивали в поисковик свои имена и слово «диван» или «салат» и сравнивали, чей результат получился более странным. Последними к волне поиска присоединились семена. Моим именем, например, названы томаты.
Получается своеобразное гадание. Моя любимая упаковка - вот эта, из-за подписи:
Оказалось, что упаковки семян — кладезь странностей: начиная с дизайна и заканчивая названиями сортов. Мы провели четыре незабываемых часа на сайте по продаже семян и отобрали тридцать финалистов, семнадцать из которых вошли в финальную колоду «Посевного мемори».
Уже в «полях» выяснилось, что странные названия сортов многим были знакомы. Кто‑то помогал в детстве бабушке, а кто‑то недавно приобрел землю и окунулся в мир сельского хозяйства осознанно. Так игра позволила перейти от простого развлечения к разговорам о том, зачем люди идут в сельское хозяйство, куда движется мир агротехнологий и причем тут Россельхозбанк.
Помимо «Посевного мемори» на стенде было еще две настольных игры: «Пентаго» и «Омига». В «Пентаго» надо собрать в ряд пять фишек, что кажется простым до тех пор, пока не начинает применяться главное правило игры: после того, как игрок выложил фишку на поле, он обязан повернуть на 90 градусов одно из полей, на котором лежит любая фишка. Таким образом расположение фишек на поле постоянно меняется, и, чтобы выиграть, необходимо просчитывать свою игру на несколько ходов вперед.
Главная прелесть «Пентаго» в том, что правила интуитивно понятны и быстро объясняются, что невероятно удобно для стендиста. Отдельный лично для нас плюс «Пентаго» — в наборе есть фишки в наших корпоративных цветах, зеленом и желтом. Таким образом, игру не пришлось кастомизировать.
«Омига» чуть сложнее: здесь нужно комбинировать карточки по двум признакам — цвету и форме — и успеть быстрее соперника дойти до противоположного края поля, выстраивая карточки одну за другой по принципу домино. Главная прелесть игры в том, что оба игрока ходят одновременно, решает внимание и скорость реакции, а средняя партия занимает около 30 секунд. При внешней аскетичности «Омига» чрезвычайно реиграбельна, каждая партия уникальна, а в комплекте вместе с основными правилами есть дополнения для дзен‑партии в одиночку или для игры с детьми.
По показателям «Интерес‑уровень входа» «Пентаго» значительно обгоняет «Омигу», поэтому, если вы ищете игру, которую можно поставить в офис — это отличный вариант.
«Быки и коровы»
Отдельным пунктом нашего квеста были «Быки и коровы». Это классическая логическая игра, в которой компьютер загадывает комбинацию из четырех цифр, задача игрока — угадать эту комбинацию по косвенным признакам, «быкам» и «коровам».
«Бык» означает, что цифра угадана правильно и стоит на своем месте, «корова» — что такая цифра есть, но стоит пока не в правильном месте. Где «быки», а где «коровы» компьютер не подсвечивает, но, меняя цифры и их положение, можно быстро выйти к правильному варианту.
Нашу вариацию мы реализовали на тач‑скрине, добавив на стартовую страницу робота‑быка и робота‑корову:
Игра «Быки и коровы» стара как мир. Есть вариация с цветами и с буквами, а пару лет назад появилась знаменитая «Wordle», основанная на той же механике. Кто‑то из участников конференции, изучая правила, проводил параллели именно с «Wordle», а кто‑то вспоминал, как в детстве играл в «Быков и коров» с мамой или с одноклассниками.
Так получилось, что к «Быкам и коровам» на нашем стенде выстроилась очередь. Что неудивительно, потому что, когда видишь, как другой угадал комбинацию всего за 6 ходов, а ты до этого успел только за 10 — хочется отыграться.
Что делать тем, кто любит посидеть в тишине
Для тех, кто не очень хотел бороться за главный приз, мы привезли кастомные IQ‑пазлы. Это головоломки, которые сперва выглядят очень просто: несколько пластиковых деталей должны собраться в определенную картинку. На деле оказывается, что углы, под которыми нужно соединять детали, крайне неочевидны и поиск решения может затянуться.
Взять с собой IQ‑пазлы мы решили, как это часто и бывает, случайно. Оказалось, что пазлы можно легко кастомизировать: компании‑изготовители могут с нуля создать для вас фигуру и отрисовать схему сборки того уровня сложности, который вам понадобится. В нашем случае самым простым был Бык, средней сложности — Жук, а самым зубодробительным мы сделали Колос.
Эта активность работала по принципу «Собери и забери». Тем, кто собрал один из пазлов, мы дарили любой другой на выбор. Жуков взяли с запасом, но они все равно закончились раньше остальных.
Все три пазла лежат в игровой комнате в нашем московском офисе. Вариант с колосом почему‑то периодически пропадает и возвращается назад через пару дней: видимо, кто‑то уносит его с собой, чтобы все‑таки собрать и потом вернуть на место.
Технические активности
За интеллектуальную часть квеста отвечали технические задачи и ИТ‑кроссворды. Кроссворды можно решить и сейчас, они лежат на нашем сайте. Сейчас у нас 26 кроссвордов на разные темы — от аналитики до Java и от больших данных до сельского хозяйства.
ИТ‑задачи мы реализовали в виде распечатанных карточек. Каждый желающий мог вытянуть задачу наугад, и, подумав несколько минут, рассказать стендисту свой ответ. Ответы на задачи принимали мои коллеги: разработчики на Joker и тестировщики на Heisenbug. Цели получить стопроцентно верный ответ с первого раза не было: мы хотели, чтобы задачи стали поводом для дискуссии, для стандартного на конференциях разговора «А мы делаем вот так, а как делаете вы?» и для обмена опытом.
Здесь хочу сказать огромное спасибо ребятам, которые работали со мной на стенде: много часов кряду разговаривать о технологиях может быть тяжело, но ребята отлично справлялись, подсказывали, где нужно, и вместе с участниками искали ответ.
По сути, все, что я писала выше, не так важно: какие бы активности и мерч вы не придумали, самое главное на стенде — это люди. Мы в РСХБ не так давно начали растить свой технический бренд и рассказывать о своей работе сообществу. Без активных и вовлеченных ребят, непосредственно работающих в командах, это сделать невозможно.
В программе конференций было два техтолка от наших спикеров: это доклад Андрея Околелова «Разработка средства генерации SQL‑запроса для упрощения задач по тестированию» на Joker и выступление Игоря Шестакова «Жизнь в контейнере, или Ветвистые пути импортозамещения» на Heisenbug.
Скоро расшифровки докладов появятся на Хабре.
Как узнать своих в толпе
Каждому, кто приходил к нам на стенд, мы предлагали пройти квест из семи заданий. Если участник выполнял минимум 5 из них, мы вручали ему мерч — фирменный шоппер с принтом, напоминающим окрас коровы, и закидывали в лототрон талончик на главный приз. А вот фото нашего шоппера:
В комплект к шопперу мы выпустили носки в такой же расцветке. Для тех, кто не настолько смел в плане стиля, был лаконичный вариант — белые носки с колоском из логотипа РСХБ.цифра.
Было очень приятно в перерыве проходить по площадке и видеть участников с нашими шопперами. Но самый приятный лично для меня момент случился на Ленинградском вокзале уже после окончания конференции, когда я увидела на площади молодого человека с нашим шоппером на плече.
Главный приз, который мы разыгрывали среди всех, кто выполнил минимум 5 заданий квеста — это LEGO John Deere 9620R 4WD Tractor, конструктор трактора в фирменных зеленом и желтом цветах. Каждый вечер мы разыгрывали по одному призу, и, судя по интересу участников, будем проводить такие розыгрыши еще на нескольких конференциях в будущем.
Помимо трактора, каждый день мы разыгрывали по 10 очень нужных в октябрьском Петербурге предметов — фирменных зонтов.
Моя любимая находка этого сезона — растущие карандаши. В случае с нами это было стопроцентное попадание: они небольшие, есть несколько разных видов и они выглядят ярче, чем стандартные карандаши с логотипом. Механика простая: в колпачке находятся семена, и после того, как карандаш будет исписан, этот колпачок можно посадить в землю. Вырастить из наших карандашей можно голубую ель, лаванду, гвоздику, перец, акацию или базилик.
Если у вас уже пророс один из карандашей — дайте знать в комментариях!
Как слушать доклады после нетворкинга
Вечером первого дня каждой из конференций был нетворкинг, он же — афтепати. Поэтому утром второго дня мы решили организовать на площадках смузи‑бар, чтобы немного взбодрить участников перед целым днем докладов. Выбрали 4 рецепта оранжевых и зеленых смузи: киви, шпинат‑огурец, манго‑ананас и тыква со специями.
Оба бара работали с утра и до последнего стаканчика, который случился в районе полудня. В следующий раз закупим больше ингредиентов, чтобы точно хватило всем.
Всего на стенде работало две команды по 10 стендистов. Кто‑то пробовал себя в этой роли в первый раз, кто‑то уже выезжал с нами на другие конференции раньше. Всем коллегам, кто читает этот текст, хочу еще раз сказать спасибо за энергию и поддержку!
Впереди у нашей команды в этом году — Хайлоад и два митапа на нашей московской площадке. А дальше — спокойное межсезонье и поиск новых идей для стендов.