Привет! Меня зовут Виолетта Шматкова, я 4 года работаю продуктовым редактором в Авито. Сейчас я пишу тексты для вертикали Авто, а до этого успела посотрудничать с командами монетизации, опыта продавцов и B2B-продуктов.

За это время мне удалось поработать с двумя десятками дизайнеров. Опыта накопилось много, поэтому хочу рассказать, как устроено наше взаимодействие.

Предыстория: 11 лет интерфейсные тексты на Авито писали дизайнеры, но потом появилась редакция 

У нас есть внутренняя шутка: вода покрывает 3/4 площади Земли и примерно столько же места занимают тексты в интерфейсе Авито. Поэтому если ими занимаются дизайнеры, продакты или разработчики, а не редактор, выйдет экономнее, но могут возникнуть проблемы:

Редактор стоит дополнительных денег, зато у него есть время глубоко подумать над текстами и выстроить в продукте однородную коммуникацию. В большой продуктовой команде, которая выпускает десятки фич в месяц, никто другой не сможет выделить на это ресурсы. А ещё редактор будет писать грамотно и без ошибок: для него это ключевой навык, а для других участников — побочный. 

До 2018 года текстами в Авито занимались дизайнеры: все писали криво и по-разному. В какой-то момент компания даже наняла консультанта, который учил дизайнеров писать. Это не помогло, тогда в Авито собрали редакцию. Сейчас в команде 74 продуктовых дизайнера и 25 редакторов — по 3 дизайнера на редактора. 

Мы работаем двухнедельными спринтами, цикл выглядит примерно так:

  • Ходим вместе с дизайнером на продуктовые встречи.

  • Созваниваемся: дизайнер показывает, чем займётся в спринте, и мы решаем, где нужна моя помощь. Наши синки менее формальные, чем продуктовые — это помогает держать человеческий контакт.

  • Дизайнер готовит первые макеты и показывает мне. Мы выясняем технические моменты: как работает логика, что будет, когда нажмёшь на кнопку. Иногда подключается продакт.

  • Я пишу тексты и отдаю дизайнеру.

  • Он показывает финальный макет. Если всё подходит, его передают разработчикам для дизайн-ревью.

Цикл работы дизайнера и редактора над продуктом. На созвоне слева сверху — я и дизайнеры Авито Авто, но только мы все на 40 лет старше, чем в реальности
Цикл работы дизайнера и редактора над продуктом. На созвоне слева сверху — я и дизайнеры Авито Авто, но только мы все на 40 лет старше, чем в реальности

Благодаря такому подходу у нас получается упорядочить работу над текстами. Ниже я поделюсь ещё несколькими советами, которые помогут дизайнеру слаженно работать в паре с редактором.

Редактор и дизайнер — напарники

Раз в полгода в Авито проходит ревью, на котором коллеги оценивают друг друга. На одном из них дизайнер написал мне, что очень ценит наше партнёрство: «Мы два копа, которые вместе выезжают на задание, а не работают по модели заказчик-исполнитель».

По-моему, это и есть ключевой тезис, который описывает наше взаимодействие — редактор и дизайнер должны быть партнёрами. У нас больше общего, чем у других членов продуктовой команды:

  • Мы делаем одну и ту же продуктовую работу, просто разными инструментами.

  • Мы должны учитывать интересы большого количества участников: от продактов до юристов.

Это партнёрство отражается в работе: мы с дизайнером вместе решаем, как сделать интерфейс понятнее. Поэтому дизайнер предлагает, как улучшить текст, а редактор — дизайн. Нет такого, что кто-то в одиночку пилит текст, а кто-то по-тихому расставляет компоненты на макете. 

Крутой дизайнер вряд ли будет против, если редактор предложит дельные советы по макетам — наоборот, у нас такому только рады
Крутой дизайнер вряд ли будет против, если редактор предложит дельные советы по макетам — наоборот, у нас такому только рады

А ещё у нас принято давать конструктивный фидбек: дизайнер относится ко мне как к напарнику. 

???? Наши дизайнеры так не говорят

✅ А так — вполне

Напиши «были выявлены» вместо «нашлись», так серьёзнее

Это работает иначе, сейчас расскажу

Текст звучит странно

Давай покрутим, чтобы лучше смотрелось в вёрстке

Давай сделаем повеселее

У продукта есть ещё такие преимущества, можем сделать акцент на них?

Я переписал сам — проверь, нет ли ошибок, и передам в разработку

Прокомментировал текст: если что-то непонятно, давай ещё созвонимся?

Тексты для интерфейса — дело не на 5 минут

Редакторы стараются подключаться к работе ещё на этапе продумывания идеи. Даже на одну-две строчки иногда может уйти много времени. Чтобы понятно рассказывать о продукте, важно хорошенько в него погрузиться: задать вопросы, изучить конкурентов, протестировать пользовательские сценарии, обработать информацию. 

Например, за двумя строчками названия сервиса Авито Оценка стоит примерно неделя труда. Мы собрали требования, отсмотрели похожие российские и зарубежные решения, искали формулировки, согласовывали варианты с командой и юристами. Лучше потратить время и всё выверить, чем выдать сырой продукт.

Поиск удачного варианта для сервиса Авито Оценка
Поиск удачного варианта для сервиса Авито Оценка

Задачи должны быть в таск-трекере, а не в мессенджере

В редакции мы стараемся все задачи заводить через Джиру. Сейчас у нас там уже больше 12 тысяч задач. Они разделены по разным тегам, срокам и статусам: это помогает лучше организовывать работу.

Многие дизайнеры предпочитают по-быстрому обсудить задачи в мессенджере, но тогда сообщения могут затеряться среди других диалогов. Приходится вспоминать, с кем ты общался, где последняя версия продукта. 

По задачам в Джире легко ориентироваться — если бы всё обсуждали в мессенджерах, разобраться в старых текстах было бы непросто
По задачам в Джире легко ориентироваться — если бы всё обсуждали в мессенджерах, разобраться в старых текстах было бы непросто

Задачи в Джире — это не от любви к бюрократии, а чтобы коллеги видели твою загрузку, а ты сам не утонул в потоке бесконечных «мне только спросить».

Редакторам нужен доступ в Фигму на редактирование и удобная навигация по макетам

Раньше мы работали так: дизайнер показывал макеты в Фигме, мы копировали их себе или делали скриншоты и писали для них тексты. В гуглдоках удобно работать с текстом, хоть каждую букву можно прокомментировать. Но когда нужно переключаться между текстовым файлом и макетом, становилось диком неудобно. Приходилось постоянно беспокоить дизайнера и простить проверить текст, перенести на макеты, исправить ошибки, и так по три-четыре круга.

Раньше с макетами работали так. Приходилось постоянно дёргать друг друга и заниматься довольно механической и утомительной работой 
Раньше с макетами работали так. Приходилось постоянно дёргать друг друга и заниматься довольно механической и утомительной работой 

Выход нашёлся — сейчас у редакторов есть доступ к Фигме, где они сами могут править тексты на макетах. Теперь я не хочу работать по-другому: процесс занимает меньше времени и помогает быстрее обмениваться идеями. Разница колоссальная, как между гугл-доком и вордовским документом. 

Ещё помогает навигация в макетах. Дизайнер называет страницы так, чтобы они были понятны всем, группирует и подписывает фреймы, убирает ненужные куски флоу, пользуется автолейаутами. Так ему будет легче ориентироваться, а поиск нужного макета не займёт много времени. 

Плохой и хороший пример навигации в макетах
Плохой и хороший пример навигации в макетах

Дизайнер показывает редактору макеты перед тем, как отдавать в разработку 

Если финально не показать интерфейс редактору, исправить ошибки на следующих этапах работы будет сложно. Ресурс разработчиков расписан на спринты вперёд, и выделить время на борьбу с мелкими погрешностями проблематично. 

Допустим, дизайнер случайно неправильно назвал кнопку, ошибся в слове или скопировал тексты из старого макета. Если это сразу уйдёт в разработку, то может надолго остаться в продукте. А если сначала показать макет редактору, он проверит механику, орфографию и пунктуацию, так что риск подобных проблем будет гораздо ниже. 

Кратко: 5 советов, которые помогут дизайнеру работать с редактором

  • Воспринимайте редактора как напарника, а не как исполнителя. Например, редакторы в Авито правят тексты прямо на макетах и помогают с идеями. А дизайнеры конструктивно и вдумчиво комментируют тексты. Такое сотрудничество помогает улучшить качество продукта.

  • Закладывайте время на тексты. Будьте готовы, что редактору нужно разобраться в механике продукта и макетах. Это трудоёмкий процесс, зато вы получите однородную и продуманную коммуникацию во всех частях продукта.

  • Используйте таск-трекеры. Они позволяют организовать работу и упростить работу над задачами — это гораздо удобнее, чем ставить задачи в мессенджерах. Редакция Авито работает в Джире.

  • Дайте редакторам доступ в Фигму. Это нужно, чтобы быстро примерять и править тексты или обсуждать идеи. Если редактору приходится копировать макеты себе или ориентироваться по скриншотам, он будет гораздо дольше готовить текст.

  • Показывайте финальные макеты редактору перед тем, как отдать всё в разработку. Редактор поможет заметить ошибки, которые будет трудно исправить на следующих этапах.

Предыдущая статья: Мультиплатформенные образы: что это такое и зачем они нужны

Комментарии (2)


  1. konst90
    10.11.2023 09:19

    О, у вас тут Аукцион на картинке.

    Как недавний (две недели назад) пользователь Аукциона скажу, что получилось плохо.

    Закидываю вечером объявление. "Ваш автомобиль выставлен на аукцион, результат будет через два рабочих часа". Алло, ребята, а рабочие часы у вас когда начинаются? И по какому часовому поясу, с учётом того, что я в Самаре, а предложения приходили из Казани? Спойлер - два рабочих часа закончились в 11 по Москве.

    Ладно, дождался, пошли предложения. Ну, то что они процентов на 15 ниже реальной стоимости машины (реальной я называю ту, за которую машину ушла через неделю) - это понятно, салонам тоже хочется кушать. Но то, что у четырёх разных предложений есть пометка "80% похожих автомобилей дилеры выкупают за такую же цену" - у вас там что, больше 320% похожих автомобилей в сумме продаётся?

    В общем, есть куда расти дизайнеру на пару с редактором.


    1. lethen Автор
      10.11.2023 09:19

      Спасибо за обратную связь, передам команде аукциона