
Всё началось с экологического эксперимента. В конце 1950-х Министерство сельского хозяйства США искало способы остановить распространение песчаных дюн в штате Орегон. Для этого необходимо было отыскать растение, способное выжить на песках и постепенно скреплять почву, делая её пригодной для других растений. Ну то есть задача буквально состояла в том, чтобы озеленить пустыню.
Писатель-фантаст Фрэнк Герберт ранее уже интересовался темой экологии и влияния человека на природу нашей планеты, поэтому он решил написать статью об этом эксперименте. Увы, но текст так и не был опубликован – редакция сочла его недостаточно конкретным, ему недоставало четкости, а Герберт не стал его дорабатывать.
Позднее, в 2005-ом году статья «Они остановили движение песков» всё-таки увидела свет. Она вошла в книгу «Путь к Дюне» наравне с другими наработками к роману.
Но мы забежали вперёд…
«Песчаный» эксперимент оказался удачным и произвёл впечатление на писателя. «Дюна» не была его первым романом, но стала его opus magnum. Её написанию предшествовали шесть лет исследований и полтора – конкретно работы над книгой. Сначала роман вышел в двух частях в журнале Analog Science Fiction and Fact, а затем был издан единой книгой. Было это в 1965-ом году, то есть почти шестьдесят лет назад.

Обложка журнала Analog Science Fiction and Fact, выпуск за декабрь 1963 г.
«Дюна» рассказывает нам о далёком будущем человеческой цивилизации. Потомки землян живут на различных планетах, объединённых властью межзвёздной империи. Здесь смешаны научная фантастика и философия, политика, экология и религия. Центром повествования стали вопросы, касающиеся мессианства и предвидения.
Дюна, или Арракис – это пустынная планета, где очень мало воды, зато полно пряности/меланжи/спайса – особого вещества, расширяющего сознание и необходимого для навигации при космических перелётах. И полно червей – огромных пустынных монстров. Кроме того, планету населяют племена аборигенов, фрименов, то есть свободных людей, не подчиняющихся императорской власти, которые за многие поколения приспособились к жизни в суровых маловодных условиях.
Добычу спайса на планете контролировали Харконнены, а теперь, по приказу императора, их место займут Атрейдесы. Две эти знатные семьи многие годы враждовали между собой, и вот – такое ценное сокровище (важнейшее вещество в современной Империи) вдруг ускользает у барона Харконнена из-под носа. Нетрудно представить, как у него полыхнуло – и, разумеется, он намерен вернуть власть, могущество и деньги.
Пол Атрейдес – ГГ, или местный Избранный – легко завладевает эмпатией читателя. Ведь он юн, ему всего пятнадцать, и он ничего не знает о Дюне, о местных порядках и правилах жизни на планете, где воды настолько мало, что людям приходится копить и перерабатывать влагу своих тел. Именно глазами Пола мы увидим Арракис и развернувшиеся среди песков события. Ему суждено стать для населения Дюны ожившей легендой, пророком, мессией…
Вот такая затравочка. Кто знает – тот знает, а кто не читал книгу и не смотрел фильмы – тому без спойлеров.
Помимо межзвездных перелетов, в книге есть и другие элементы, присущие жанру фантастики: это и «ведьмы» Бене Гессерит, которые владеют тайными практиками, позволяющими им контролировать сознание других людей. И ментаты, люди-компьютеры. И даже какое-никакое разнообразие космических рас.
Но достаточно и приземленного: Герберт наделяет персонажей вполне человеческими страстями, эмоциями и пороками. Здесь есть место интригам, заговорам, предательству и, конечно, любви.
Тогда, около шестидесяти лет назад, издатели, критики и читатели не сразу признали «Дюну». Кому-то книга показалась слишком тягомотной, кому-то не хватало типичных для жанра роботов, войнушек и бластеров. Что и говорить, если сам Герберт в своём романе выказывал неприязнь к компьютерам и прочим умным машинам – в его мире человечество отказалось от компьютеров и даже некогда объявило им войну, так называемый Батлерианский джихад.
То есть это была не та научная фантастика, к которой все привыкли. Однако в «Дюне» ценили глубину, а уже значительно позже, когда стали говорить об экологических катастрофах как о реальности, Герберта даже назвали первым экофутуристом. В год своего выхода книга была отмечена премией «Небьюла», еще через год – премией «Хьюго». Роман обрёл популярность у «думающего» населения Штатов: интеллектуальной элиты, молодежи, студентов и преподавателей университетов.
В СССР роман, однако, не издавался. И дошёл до русскоязычных любителей фантастики лишь в девяностых.
«Дюна» получила продолжение и впоследствии выросла в полноценную фантастическую вселенную. Романы по ней выходили и после смерти Герберта – его дело продолжил сын писателя Брайн Герберт совместно с Кевином Андерсоном.
И, конечно, этот сладкий кусочек пирога кто-то обязательно захочет экранизировать. Так на свет чуть не появился…
❯ Самый великий неснятый фильм
Сначала права на съёмку фильма получил голливудский продюсер Артур Джейкобс (франшиза «Планета обезьян»), а затем они перекочевали в руки Алехандро Ходоровски. И тот подошёл к делу несколько эксцентрично и крайне амбициозно: вознамерился «изнасиловать» Дюну, показать на экране психоделический наркотический приход, снять картину аж на 12 часов. Он планировал привлечь к производству Pink Floyd, Мика Джаггера, комиксиста Жана «Мёбиуса» Жиро, режиссёра Дэна О’Бэннона, художника Ханса Гигера (между прочим, «отец» знакомого нам облика «Чужого»), художника Криса Фосса и даже Сальвадора Дали, ведь, по мнению Алехандро, это должен был быть величайший фильм в истории.

Постер к фильму, который так и не был снят
В фильме Ходоровски Джессика забеременела бы от капли крови, превратив её в сперму, ведь герцог Лето был бы кастратом, а в конце фильма зрителей ждала смерть Пола – он умер бы физически, но его сознание стало бы сознанием каждого человека, а человечество достигло бы просветления. А Дюна, которая вдруг зазеленела и расцвела, отправилась бы в космос – просвещать… эээ… другие планеты.

Концепты персонажей в видении Мёбиуса: Пол Атрейдес, герцог Лето, леди Джессика

Концепты персонажей в видении Мёбиуса: барон Харконнен, Фейд-Раута, император Шаддам IV

Ханс Гигер и его концепты

Ханс Гигер – концепт замка Харконнена. Собственно, замок в форме самого барона

Ханс Гигер – концепт замка Харконнена

Концепт космического корабля Криса Фосса

Концепт космического корабля Криса Фосса

Концепт дворца на Арракисе
Думаю, очевидно, что о бережном отношении к оригиналу здесь не может быть и речи, что подтверждает сам Ходоровски: именно в этом контексте звучат его слова об изнасиловании «Дюны» в документалке 2013-го года. Мол, уважать первоисточник вовсе не обязательно, и всё такое.
В роли Пола должен был выступить сын Ходоровски – Бронтис. Чтобы подготовить ребёнка к роли, заботливый отец нанял учителя, который обучал его джиу-джитсу, японским техникам и смеси каратэ, дзюдо и айкидо. Мальчику было всего двенадцать, и на протяжении двух лет он занимался по шесть часов в день семь дней в неделю. О моральной стороне вопроса говорить не хочется, батя – «заботливый» человек.
До неснятой «Дюны» Ходоровски был известен благодаря авангардным (читай странным, скандальным, безумным) фильмам: «Фандо и Лис», «Крот», «Святая гора». Это немейнстримные картины, так называемое midnight movie, полуночное кино, у которого, однако, были ценители и даже подражатели. В целом, несложно объяснить недоверие представителей киноиндустрии…


Кадры из «Святой горы» (1973)
Так или иначе, ни одна студия не согласилась спонсировать и выпускать столь амбициозный проект. Кто-то посчитал, что авангардист Ходоровски с ним просто не справится, кого-то возмутил отказ режиссера снять ленту стандартного хронометража, а не на 12-20 часов. И следующим, кто попытался перенести роман Герберта на экран, хоть и не сразу, стал Дэвид Линч. Но и у него всё получилось не гладко.
❯ «Дюна» Линча
Съёмки стартовали весной 1983-го и протекали довольно бодро. Проблемой вновь стал хронометраж. Линч намеревался выпустить картину длиной около 177 минут – а тогда так было не принято, и студия Universal потребовала сократить это время до двух часов. Линч согласился, вырезал минут пятьдесят ленты, перемонтировал и даже переснял некоторые сцены – и… «обновлённый» фильм провалился, не смог окупить свой 40-миллионный бюджет.

Дэвид Линч и Фрэнк Герберт



Фото со съёмок фильма
В какой-то момент недовольный результатом Дэвид Линч даже убрал своё имя из титров.
Не в пользу ленты сыграли и отклонения от книги, поскольку тогда у вселенной Герберта уже была преданная фанбаза. Главный герой значительно старше своей «бумажной» версии. Вместо боевого искусства здесь – какой-то странный аналог особого умения, Голоса, доступного лишь Бене Гессерит и Полу. В фильме его могут использовать все последователи мессии, при этом это звуковое оружие теперь не только позволяет контролировать разум противника, но и наносит физический ущерб. И выглядит это, мягко говоря, странно. Да и вся картинка – для современного зрителя, настолько же избалованного возможностями графики, как я – не вызывает вау-эффекта. Ещё бы, «Дюне» Линча вот-вот стукнет 40 лет…
Роль Пола исполнил Кайл Маклахлен (позже он сыграет агента Купера в сериале Линча «Твин Пикс»), для него это был дебют, который поставил под вопрос дальнейшую карьеру – никто не хотел нанимать актёра из провального фильма. Среди других известных имён в касте – Стинг и Патрик Стюарт.

Кайл Маклахлен в роли Пола

Стинг в роли Фейд-Рауты

И снова Стинг

Кеннет Макмиллан в роли барона Харконнена
Ходоровски, который до этого пытался снять свою «Дюну», смотрел картину – и даже обрадовался тому, что она вышла неудачной.
«…И вот запустили фильм. Мало-помалу, потихонечку ко мне приходит радость, потому что фильм был ужасен. Это провал, – говорил в интервью Ходоровски. – Я сказал: не верю, что это Дэвид Линч снимал, он великий художник, это всё работа продюсера».
Критики также нелестно отозвались о картине, называя её отталкивающей, безобразной и трудной для восприятия, но визуальные эффекты всё же похвалили. Для самого Линча этот фильм до сих пор – кость в горле, «Дюна» стала для него большой неудачей.
❯ «Дюна» XXI века
Думаете, с «Дюной» до Вильнёва больше никто не заигрывал? Как бы не так.
Раз уж никак не получалось натянуть сову на глобус и впихнуть историю Герберта в стандартный по тем временам хронометраж, киноделы пошли другим путём. Так, в 2000 году на телеканале Sci Fi Channel вышел одноимённый трёхсерийный мини-сериал. Режиссёром и сценаристом выступил Джон Харрисон. В целом он довольно чётко следовал первоисточнику – и это принесло свои плоды. «Дюна» стала хитом и получила продолжение, «Дети Дюны», – в таком же формате, на три серии.

Постер к сериалу
Из явных минусов, которые буквально заметны глазу – малый бюджет. Сериал смотрится как театральная постановка, визуальные эффекты своим качеством отсылают скорее к второсортной кинофантастике 80–90-х. Всё дело в том, что съёмки проходили в павильонах, ведь погодные условия пустыни были слишком непредсказуемы, временные рамки слишком жёсткими, а бюджет, как говорилось выше, – ограниченным. Вот и вышло, что Арракис здесь – это присыпанная песочком комната, стены которой обклеены увеличенными фотографиями реальных пустынь… Сейчас это смотрится совсем неактуально.
Кадры из сериала:


Поэтому поговорим о более актуальном.
Мечта снять свою «Дюну» жила в сердце кинорежиссёра Дени Вильнёва с детства. Роман Герберта он прочёл в 13 лет, и эта непростая книга поразила его. Для него она многослойна (ага, прямо как Шрек) и сочетает в себе глобальные темы взросления и любви, критику капитализма и планетарную экологию, также в ней полно драмы и философии.
И так совпало, что давней мечте суждено было сбыться. В 2016-ом году права на экранизацию «Дюны» приобрела студия Legendary Pictures, представители которой были в курсе, что Вильнёв заинтересован вселенной Герберта. И именно его пригласили поработать над новой картиной.
Главную роль исполнил Тимоти Шаламе – в нём Вильнёв увидел сходство с Полом и никого другого на эту роль даже не рассматривал. Для актера это был пропуск в высокобюджетное кино. И он подошёл к делу ответственно: ещё за полгода до съёмок приступил к тренировкам, чтобы сделать всё возможное для самостоятельного исполнения трюков. Позже в интервью Вильнёв признался, что если бы Шаламе отказался, то, вероятнее всего, фильм бы так и не сняли. Мол, либо он – либо ничего.

Кадр со съемок, Вильнёв и Шаламе

Дени Вильнёв и Ребекка Фергюсон (в роли леди Джессики)

Зендея в роли Чани

Процесс гримирования барона Харконнена (сыграл Стеллан Скарсгард)
Режиссёр не хотел снимать «Дюну» с помощью зелёных экранов, поэтому пустыня и многие декорации – настоящие. Кстати, фанфакт. Вильнёв давненько заприметил пустыню Вади-Рам как идеальную локацию для воплощения Арракиса. Но оказалось, что местечко уже застолбили – в это же время здесь работала съёмочная команда «Звёздных войн», снимали «Скайуокер. Восход». Разрулили вопрос как полагается, в непринужденной обстановке бара отеля – и договорились не снимать фильмы в одних и тех же местах одновременно. В общем, покололи пустыню…

Собственно пустыня, кадр со съемок
Вместо долгих диалогов, свойственных повествованию Герберта, Вильнёв решил сместить внимание зрителя с интеллектуального на эмоциональное и упростил язык, кое-что списав на язык жестов. Помимо этого, он старался следовать оригиналу и при этом сделать кино понятным для каждого зрителя – не только для тех, кто знаком с книгой. Получилось ли у него? От себя скажу – не совсем. В первый раз я смотрела фильм ещё не будучи знакомой с романом, и тогда мне он показался затянутым, меланхоличным, медитативным. Медленность, статичность кадров либо усыпят, либо создадут некий гипнотический эффект. Не все не-фанаты способны сразу проникнуться тягучей атмосферой под величественные композиции Ханса Циммера. Это не боевик с пострелушками, не просто развлекательное кино, на нём необходимо сосредоточить внимание; гораздо проще это сделать, когда ты изначально знаешь, о чём и зачем лента.
Да, история Пола Атрейдеса вновь не вместилась в два часа экранного времени – но теперь, в эпоху длинных фильмов, это не стало проблемой. Вильнёв изначально намеревался разбить книгу на две части, чтобы охватить всю её многогранность. Внесла свои коррективы и пандемия – к счастью, положительные. Ковид разлучил съемочную команду, и каждый продолжил работу «на удалёнке». Но появилось и дополнительное время – месяцев двадцать сверху на редактирование фильма, это намного дольше, чем обычно. Монтажёр Джо Уокер признался, что, работая вне рамок офиса или студии, они с Дени разработали особый, эм, приём – «пропуск виски». Если какая-то сцена вдруг стопорилась, нужно было пропустить стаканчик виски… и повторять по необходимости.
И вот – в сентябре 2021-го года состоялась премьера 156-минутного фильма «Дюна: Часть первая».








В мировом прокате она собрала 300 миллионов долларов при бюджете в 165 миллионов и была выдвинута на премию «Оскар» в четырнадцати номинациях. В нескольких удостоилась награды – за звук, монтаж, операторскую работу и визуальные эффекты.
Критики отмечают актёрский состав и визуальное наполнение картины, но ругают сценарий и то, что развязки так и не произошло, фильм просто обрывается, хотя на протяжении двух с лишним часов зрителя старательно нагнетают. Действительно, это только половина истории – и от этого возникает ощущение, что ты посмотрел демо-версию или трейлер. Наверное, вторая часть пофиксит эту проблему и избавит от чувства незавершенности, а два фильма разом будут отлично дополнять друг друга.
Выход продолжения намечен на весну 2024-го года. В работе также спин-офф «Дюны», на этот раз в формате сериала – «Дюна: Сестричество». Дени Вильнёв задействован в проекте в качестве исполнительного продюсера.
Это мы ждём?
Возможно, захочется почитать и это:
- ➤ История создания Metal Gear Solid
- ➤ Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
- ➤ Как проклятие невидимой стены ждало меня 20 лет
- ➤ Ностальгические игры: Star Wars Knights of the Old Republic
- ➤ Как создавалась Call of Duty
 
Комментарии (46)
 - Vadziku20.11.2023 09:59+7- Мда уж. - Джессика в новом фильме глупа как пробка, хотя пытается сценарные "умные" фразы произносить. - Пол - изнеженное дитя, и никак не тянет на лидера населения целой планеты. Чтобы я поверил, что суровые дядьки-фримены пошли вот за этим одуванчиком - да ни в жисть.  - Tujh20.11.2023 09:59+8- Пол - изнеженное дитя - Он такой и был до прибытия на Арракис. Знаменитая сцена с Гурни и "я не в настроении для боя на ножах" как раз и призвана это продемонстировать. В минисериале Пол ещё более капризный чем у Вильнёва. - Джессика в новом фильме глупа как пробка - Не заметил особих отличий, разве что в книга на ней стандартная безэмоциональная маска Бене Гессерит, а в фильмах ой как сложно показать внутренние эмоции при полностью каменном лице, в экранизации Линча, кстати, это вполне удалось. - суровые дядьки-фримены пошли вот за этим одуванчиком - Религия ещё и не такие примеры знала.  - Vadziku20.11.2023 09:59- Приведи пример когда "религия еще и не такие примеры знала" :-) - Если в качестве знамени и использовался какой-нибудь не от жизни сей святой, то за ним всегда стоял циничный и неплохо соображающий серый кардинал. - В новом фильме кто этот серый кардинал в тени конфетного мальчика? :-) - Насчет Джессики в новом фильме - достаточно увидеть ее глаза. Глупа как пробка. - Насчет Пола - изнеженные мальчики в пустыне не выживают. А этот конфетный мальчик в новом фильме гораздо органичнее смотрелся бы с фразой "отстань, противный" :-)  - tbl20.11.2023 09:59+3- Приведи пример когда "религия еще и не такие примеры знала" :-) - Жанна Д'Арк. Водила армию за собой. Прискакала спасать Францию в 16 лет. Вряд ли можно назвать серым кардиналом принявшего ее дофина Карла, который был старше всего лишь на 9 лет. Под "серого кардинала" годится разве что его будущая теща Иоланда Арагонская, и то, с натяжкой.  - Vadziku20.11.2023 09:59- Ты с ума сбежал? - Какая же Жанна д`Арк конфетная девочка? - У нее сила воли была такая, как таким смазливым мальчикам и не снилась.  - Jianke20.11.2023 09:59+1- Да, Жанна - крестьянка, а не изнеженная аристократка. - Но, при этом у неё семья была очень зажиточная, и потому она могла себе позволить регулярно кататься на лошади, ещё до знакомства с королём. Странного же у неё то, что у неё вообще есть фамилия, когда у большинства крестьян никакой фамилии не было, ещё страннее, что у неё фамилия дворянская, но семья считается крестьянской (потомки разжалованного в виланны дворянина? то, что на Руси называлось "охолопить").  - Tippy-Tip20.11.2023 09:59- Странного же у неё то, что у неё вообще есть фамилия, когда у большинства крестьян никакой фамилии - Вот именно. Широкое использование фамилий для всех сословий в индоевропейских языках как раз начинается в XIII-XIV веках нашей эры - Жозэф Фабр полагает, что дед Жанны с отцовской стороны (его имя история не сохранила) был родом из небольшого городка Арк-ан-Барруа, откуда по неизвестной причине перебрался в Сеффон, в Шампани. По обычаям того времени, он получил фамилию д‘Арк по месту своего рождения. 
 
 
 
  - K0styan20.11.2023 09:59+5- За ним стояли тысячи лет работы Миссионарии Протектива - примеров тому в человеческой истории не было. - Ну и да. Он выжил. Это уже кой-чего стоит, безотносительно внешности.  - Vadziku20.11.2023 09:59-2- В книжке он выжил. И в фильме. Придумки режиссеров и писателей относительно людских характеров чаще всего не имеют отношения к действительности. - Я здесь про людские характеры, а не про фантастический антураж, который точно никогда не реализуется вследствие совершенной бредовости взаимосвязей. 
 
 
 
  - Jianke20.11.2023 09:59+2- Джессика в новом фильме глупа как пробка, хотя пытается сценарные "умные" фразы произносить. - Мне телесериал по Дюне очень не понравился тем, что там Джессика постоянно истерит и ведёт себя как простолюдинка, а не как аристократка прошедшая тренировки Бене Джессерит. - У Вильнёва, в сцене с испытанием Пола, Джессике - явно не хватает сдержанности и хладнокровия, но она хотя бы не впадает в истерики каждые две минуты как в сериале. - Плюсом же Вильнёвской Джессики, выгодно отличающей её и от телесериала и от Линча, то что у неё, как у актрисы боевиков, чувствуется наличие физподготовки.  - Jianke20.11.2023 09:59+1- Поясню насчёт Джессики, тем кто книги не читал: - 
Джессика и сама когда-то прошла через испытание с иглой - у Линча - это видно 
- Истерчика из сериала в этом испытании больше секунды не прожила бы 
- несдержанная Джессика у Вильнёва - тоже не прошла бы до конца это испытание 
 
- 
все Бене Джессерит, в том числе и Джессика получают и физические тренировки дающие сверхчеловеческую скорость реакции - у Вильнёва - явно видно что Джессика хорошо тренированная 
- ни в сериале, ни у Линча - этого не видно 
 
 
- 
 
  - ProFfeSsoRr20.11.2023 09:59+2- Пол - изнеженное дитя, и никак не тянет на лидера населения целой планеты - Ну так второй фильм он и будет становится кем-то подходящим. Ну, во всяком случае так кажется, я книг не читал. Классический герой, попавший в неожиданные для себя условия. 
 
 - Jianke20.11.2023 09:59+3- В статье не хватает орнитоптеров. - И вот этого Сказ о том, как махолетчики за старое взялись  - Vsevo10d20.11.2023 09:59- Кстати, переделать орнитоптеры из петушманов в стрекозлов - годная идея, особенно, когда видел хронику, имеешь инженерное образование и понимаешь, что биомеханика перьевого крыла практически невоспроизводима в металле. Стрекозлы неканон, но с точки зрения визуала им веришь (хотя бы потому, что раньше на экране такого не было).  - Jianke20.11.2023 09:59- Вроде, в каноне нет подробного описания требующего наличия перьев, а там просто "махолёты" без уточнения. - с точки зрения визуала им веришь (хотя бы потому, что раньше на экране такого не было). - Личн - вообще схитрил не показав крылья, а в сериале крылья - как полусложенные крылья у моли, которыми там не машут, потому что в крыльях дырки для банальных винтов в кольце. 
 
 
 - Lazytech20.11.2023 09:59+4- Из явных минусов, которые буквально заметны глазу – малый бюджет. Сериал смотрится как театральная постановка, визуальные эффекты своим качеством отсылают скорее к второсортной кинофантастике 80–90-х. - Как мне кажется, несмотря на небольшой бюджет и устаревшие спецэффекты, мини-сериал 2000 года во многом превосходит недавний фильм Вильнёва - и по визуалу, и по актерской игре, и, возможно, даже по режиссуре (при всём уважении к Вильнёву). Первая часть получила "Эмми" за "выдающиеся специальные визуальные эффекты" (Outstanding Special Visual Effects for a Miniseries, Movie or a Special), а вторая - за "выдающуюся кинематографию" (Outstanding Cinematography for a Miniseries or Movie).  - Jianke20.11.2023 09:59+4- Вы точно книги не читали! - Игра Джессики в сериале - это УЖАСНЫЙ ОТСТОЙНЫЙ ПЕСЕЦ! Джессика в сериале - постоянно ИСТЕРИТ и ведёт себя как простолюдинка. 
- Единственный плюс сериала - это колоритнейшие фримены. 
 - У Линча всё наоборот: - Джессика - ведёт себя как настоящая Бене Джессерит (но, физической тренированности ей не хватает, при том что с психическими тренировками Джессерит - у неё всё в порядке) 
- а фримены - у него ряженые жирные клоуны 
 - Что касается, Вильнёва, то у него - Джессика - имеет хорошую физическую форму и видно её физическую тренированность, но в сцене с испытанием Пола - она проявила позорнейшую для Джессерит несдержанность 
- ну и фримены - у него тоже лучше, чем у Линча 
  - Lazytech20.11.2023 09:59-1- Каюсь, много лет назад начал читать роман "Дюна", но вскоре бросил - и с тех пор так и не дочитал, не мое... Так что сужу о вышеупомянутых фильме и мини-сериале по-дилетантски, без опоры на литературный источник. Линчевский фильм тоже когда-то посмотрел, был не в восторге. 
 Добавлю, что также посмотрел мини-сериал "Дети Дюны" (Frank Herbert's Children of Dune), который мне крайне не понравился. Кстати, он тоже получил "Эмми" за "выдающиеся специальные визуальные эффекты".
  - Jianke20.11.2023 09:59- Поясню насчёт Джессики: - 
Джессика и сама когда-то прошла через испытание с иглой - у Линча это видно 
- Истерчика из сериала в этом испытании больше секунды не прожила бы 
- несдержанная Джессика у Вильнёва - тоже не прошла бы до конца это испытание 
 
- 
все Бене Джессерит, в том числе и Джессика получают и физические тренировки дающие сверхчеловеческую скорость реакции - у Вильнёва - явно видно что Джессика хорошо тренированная 
- ни в сериале, ни у Линча - этого не видно 
 
  - Vadziku20.11.2023 09:59- Ни разу не припомню у Герберта упоминаний по сверхчеловеческую скорость реакции. - Не напомнишь сцену? - И физическая тренировка Бене Джессерит ни разу не относилась к боевым искусствам или атлетизму, чисто к владению своим телом, так что "тренированность" Бене Джессерит ни разу и не должна быть заметна.  - Jianke20.11.2023 09:59- В поздних книгах Херберта-отца (не сына, который приквелы в соавторстве пишет), есть сцена, где Бене Джессерит подралась с Досточтимой Матроной(Преподобной Черницей в альтернативном переводе), и обе показали сверхчеловеческую скорость реакции. То есть, это согласно бэку самой Дюны. 
  - axe_chita20.11.2023 09:59+2- Вопрос был конечно не ко мне, но физические сверхспособности Джессики и Пола были показаны в сцене встречи их с фрименами Стилгара. Тогда Джессика легко взяла вверх над наибом (военным вождем) племени, а Пол вырвался из их кольца. Напомню, что это были те же самые фримены что пустили кровь сардуркарам, элите элит армии Падишаха-Императора, причем сделали это так походя. 
 
 
- 
 
 
 - LeToan20.11.2023 09:59+2- У Маклахлена всё было отлично, после второго своего фильма, у того же Линча, "Синий бархат" он стал звездой. 
 А сцены из Дюны Ходоровски растащили потом голливудские творцы (сценарий с с раскадровками долго там гулял) начиная со Звездных войн. Сами наработки пошли на культовый БД Инкал.
 - axe_chita20.11.2023 09:59+3- Раз пошла такая пьянка с пивом из пряности, предложу к вниманию фанатов и тех кто только хочет прикоснутся к Пряному Миру Дюны великолепный цикл разборов аспектов этой Вселенной от RocketMan-a - Очень рекомендую смотреть весь цикл с самого начала. Ментат раскрывающий тайны этого мира идеально органичен. Настоятельно рекомендую к просмотру! 
 - Iiej1320.11.2023 09:59+1- В целом многообещающий первый фильм, есть некоторые шероховатости, но сильна надежда, что в совокупности с другими частями станет, наконец, лучшей экранизацией - Мне, кстати, актерский состав очень понравилась 
 - TilekSamiev20.11.2023 09:59+1- Читал первые три романа Герберта: "Дюна", "Мессия Дюны" и "Дети Дюны". Полюбил только первую книгу. Второй и третий романы были разочарованием. Настолько хорошим и крутым является первый, что продолжения не дотягивают. 
 - k61n20.11.2023 09:59+1- После просмотра Дюны Вильнёва у меня было впечатление, что он старался снимать так, чтобы было не хуже, чем у Линча. Все эти гротескные костюмы и персонажи сильно похожи на мемы про если бы это была Баленсиага. Возьмите сами любой стоп кадр и никакая нейросеть не нарисует Баленсиагу в том кадре лучше, чем сам Вильнёв. - До сих пор не могу понять зачем нужна была такая пафосная сцена на Салусе со всеми этими рычащими и самобичующимися сардаукарами. Видимо за тем же, зачем и антагонисты в виде Харконненов выглядят так, чтобы типа сразу было понятно, кто тут плохие дядьки. Зомбарь Франкенштейна - Раббан, Фейд-Раута под химиотерапией (из трейлера ко второй части), ползающий по потолку Владимир. Про истеричку Джессику уже писали выше. Это было больно смотреть. Пока что сериал 2000х - самая лучшая экранизация.  - Vsevo10d20.11.2023 09:59- До сих пор не могу понять зачем нужна была такая пафосная сцена на Салусе со всеми этими рычащими и самобичующимися сардаукарами. Видимо за тем же, зачем и антагонисты в виде Харконненов выглядят так, чтобы типа сразу было понятно, кто тут плохие дядьки - Да. А знаете, почему на это идут? Для кассы. Нет государственного/дотационного/социалистического кино такого размаха, есть кино по извлечению прибыли из красивой картинки. - Я Дюну не читал, зато играл в WoW. Напомнить, чем закончилась экранизация Варкрафта? Фанаты сказали - оу щет, как круто, даже беззубый рейтинг 12+ обыграли тем, что можно показать орочью расчлененку, кровь-то у них зеленая. А 90% остальных зрителей сказали - ЯННП. - И это большая БОЛЬ экранизаций. Что вот делать? Заставлять зрителей перед просмотром курить лор? Выдавать как в опере буклеты с либретто и сюжетом? Вставлять в сам фильм титры про далекую галактику, унылый закадр или всратые диалоги по разжевыванию происходящего специальному "долгому" персонажу? - Если что, Дюну не читал, только играл на Сеге. Смотрел только Вильнева только ради визуала. Визуал на высоте, актеры все мои любимые, за исключением раздражающего Шаламе с прической модного российского десятиклассника.  - k61n20.11.2023 09:59- Однако Питер Джексон же снял как-то каноничный и кассово успешный Властин колец. 3 фильма, почти 12 часов хронометража в режиссёрской версии. Я принимаю ваши аргументы, но всё равно считаю Вильнёв мог справиться лучше.  - Vsevo10d20.11.2023 09:59- Возможно и мог. Я с самого начала догадывался, что фильм – клиффхэнгер, сюжета особо не ждал, смотрел чисто картинку. - Что до Питера Джексона, то следует понимать, что и фэндом у ВК гораздо обширнее дюновского - он повлиял на само существование фэнтезийного жанра. Да, он из длиннющего многотомника смог выкристаллизовать все важные сюжетные линии и повороты, убрав длинноты и побочные квесты в никуда вроде Тома Бомбадила, и вместить это в три полнометражки сильно дольше среднего. Тем смешнее, что до такого же трехсерийного хронометража он растянул тоненького "Хоббита", добавив несуществующих героев вроде - Кейт ОстинТауриэль и экшона, ну вот ни разу не ради прибыли. - k61n20.11.2023 09:59- Так я не апеллирую к тому что вот Питер Джексон няшка, а все другие злые капиталисты. Всё верно, картина должна быть не только каноничной, но и кассово успешной. ВК вообще снимался в другую эпоху, может быть поэтому таким и получился. И это несмотря на то, что не было Бомбадила и не было битвы за Хоббитанию: Саруман у Джексона просто с башни упал. И я рад что Джексон так сделал. - Хоббит у Джексона удался на 2/3. Битва 5 армий - получилась проходной. Лишние персонажи? Да, времена для кинематографа наступили уже совсем другие: дайвёрсити манагеры стоят аки заградотряды за спиной, вот мы и получили двух сильных и независимых женщин. Однако это всё же сильно лучше того, что мы видели в том году от Амазона с расово разнообразными хоббитами, эльфами и гномами. - А что касается фандома, то у Дюны уже целых 17 книг и все были доступны Вильнёву для годной экранизации, это в разы больше чем в ВК.  - Vsevo10d20.11.2023 09:59- А что касается фандома, то у Дюны уже целых 17 книг и все были доступны Вильнёву для годной экранизации, это в разы больше чем в ВК. - Ну тут я вернусь к тому, с чего начал. Почему кроме игроков никто ничего не понял в том же Варкрафте? Потому что они экранизировали сложный для понимания момент осквернения орков и вторжения Легиона. Я и сам этот кусок лора плохо знаю, а средний зритель что понял? Ну вот поехавший шаман, куча каких-то орочьих атаманов, какой-то портал... откуда ведет этот портал, что за козы там живут в плену, почему все эти черти на людей прут, че происходит в этом странном Даларане? Вот экранизировали бы историю Артаса, целостную, простую как штык и трагичную, а потом бы снимали приквелы про Саргераса, Килджедена, Тралла, а там и сериал чисто про Иллидана можно было бы намутить. - Вот поэтому Вильнев и снял то, что показалось всем эстетствующим занудством. Тупо "введение в тему". Я от других "Дюн" видел полуминутные фрагменты по телеку, но все узнал: вот это экспозиция главного героя, вот это экспозиция - ЩербиныХарконнена, вот сейчас покажут червя, жрущего харвестер. Вильнев этим сказал: "вы это все видели, но смотрите: я могу снять лучше, до скорой встречи". Впереди 17 книг, играет вдолгую.- Ну а про баланс каноничности... опять же, что писал Герберт (описано в статье): новый тип фантастики с серьезным социальным подтекстом, акцентами на непохожесть культур, эволюцию менталитетов. А что писал Толкиен? Британский древний эпос на пару с другом-создателем другого Генезиса и Борьбы добра со злом Клайвом Льюисом (кстати занятно, что Нарнию решили экранизировать с Платяного шкафа, а не собственно с генезиса). Во ВК все плоско: Злой злой потому, что он – злой; добрые – добрые, потому что слабые и угнетенные/изгнанные/истребленные/еще как-то обосранные. Поэтому вот вам плохие в черном и с заостренными желтыми зубами, а причесанные и аккуратно одетые в чистую одежду пастельных тонов - это хорошие. - Ну а если произведение сложнее, то надо просто низвести все до этой примитивной дуальности, и неважно, что в принципе речь не об абстрактном зле и добре, а о столкновении разных культурных кодов. Показываем, что и те, и другие - воины, но эти пафосные, начищенные и благородные, а эти - беснующиеся отморозки с мерзкими хлебальниками, и показываем их в сумерках. Да, таков кинематограф. Я по этому поводу еще другой простыней высказывался, помнится. 
 
 
 
 
  - Jianke20.11.2023 09:59- Вы книг совсем не читали? *фейспалм* - Истерчки именно в сериале: первое же появление Бене Джессерит сопровождается истериками самой главной из них, а затем Джессика - постоянно устраивает истерики, да ещё в качестве бонуса имеет манеры простолюдинки. По книге все Бене Джессерит, включая и Джессику, прошли испытание с иглой, это значит что все они имеют сверхчеловеческое самообладание. 
 
 - ogost20.11.2023 09:59- Помимо этого, он старался следовать оригиналу и при этом сделать кино понятным для каждого зрителя – не только для тех, кто знаком с книгой. Получилось ли у него? От себя скажу – не совсем. В первый раз я смотрела фильм ещё не будучи знакомой с романом, и тогда мне он показался затянутым, меланхоличным, медитативным. Медленность, статичность кадров либо усыпят, либо создадут некий гипнотический эффект. - До сих пор не знаком ни с другими экранизациями, ни с романом. Только играл в отрочестве какую-то стратегию, кажется DUNE 2000, но поскольку был мал и неразумен, в историю особо не вникал (сказывалось и отсутствие английского языка). Но фильм мне понравился, сразу и очень. Не смотря на затянутость фильм прошёл для меня быстро, и конец пришёл неожиданно. Да, после просмотра осталось ощущение недосказанности, как будто трейлер посмотрел, но это лишь первая часть и что-то такое ожидалось. - Поэтому я считаю, что всё у него получилось.  - Jianke20.11.2023 09:59- Кстати, недавно вышла игра - Ещё обещают Dune Awakening  - ogost20.11.2023 09:59- Да, анонсы видел, спасибо. Нужен комп соответствующий и время, по всей видимости не скоро дотянусь до них. 
  - Vsevo10d20.11.2023 09:59- От второго ролика прямо со стоп-кадра консольщиной запахло, с этими видами из-за правого плеча, желтой подсветкой лазательных приспособлений на стенах и продрачиванием кнопки для освобождения из захвата/завала, подтягивания и т.п. 
 
 
 
           
 


piuzziconezz
Ждем.