image

Всё началось с экологического эксперимента. В конце 1950-х Министерство сельского хозяйства США искало способы остановить распространение песчаных дюн в штате Орегон. Для этого необходимо было отыскать растение, способное выжить на песках и постепенно скреплять почву, делая её пригодной для других растений. Ну то есть задача буквально состояла в том, чтобы озеленить пустыню.

Писатель-фантаст Фрэнк Герберт ранее уже интересовался темой экологии и влияния человека на природу нашей планеты, поэтому он решил написать статью об этом эксперименте. Увы, но текст так и не был опубликован – редакция сочла его недостаточно конкретным, ему недоставало четкости, а Герберт не стал его дорабатывать.

Позднее, в 2005-ом году статья «Они остановили движение песков» всё-таки увидела свет. Она вошла в книгу «Путь к Дюне» наравне с другими наработками к роману.

Но мы забежали вперёд…

«Песчаный» эксперимент оказался удачным и произвёл впечатление на писателя. «Дюна» не была его первым романом, но стала его opus magnum. Её написанию предшествовали шесть лет исследований и полтора – конкретно работы над книгой. Сначала роман вышел в двух частях в журнале Analog Science Fiction and Fact, а затем был издан единой книгой. Было это в 1965-ом году, то есть почти шестьдесят лет назад.

image

Обложка журнала Analog Science Fiction and Fact, выпуск за декабрь 1963 г.

«Дюна» рассказывает нам о далёком будущем человеческой цивилизации. Потомки землян живут на различных планетах, объединённых властью межзвёздной империи. Здесь смешаны научная фантастика и философия, политика, экология и религия. Центром повествования стали вопросы, касающиеся мессианства и предвидения.

Дюна, или Арракис – это пустынная планета, где очень мало воды, зато полно пряности/меланжи/спайса – особого вещества, расширяющего сознание и необходимого для навигации при космических перелётах. И полно червей – огромных пустынных монстров. Кроме того, планету населяют племена аборигенов, фрименов, то есть свободных людей, не подчиняющихся императорской власти, которые за многие поколения приспособились к жизни в суровых маловодных условиях.

Добычу спайса на планете контролировали Харконнены, а теперь, по приказу императора, их место займут Атрейдесы. Две эти знатные семьи многие годы враждовали между собой, и вот – такое ценное сокровище (важнейшее вещество в современной Империи) вдруг ускользает у барона Харконнена из-под носа. Нетрудно представить, как у него полыхнуло – и, разумеется, он намерен вернуть власть, могущество и деньги.

Пол Атрейдес – ГГ, или местный Избранный – легко завладевает эмпатией читателя. Ведь он юн, ему всего пятнадцать, и он ничего не знает о Дюне, о местных порядках и правилах жизни на планете, где воды настолько мало, что людям приходится копить и перерабатывать влагу своих тел. Именно глазами Пола мы увидим Арракис и развернувшиеся среди песков события. Ему суждено стать для населения Дюны ожившей легендой, пророком, мессией…
Вот такая затравочка. Кто знает – тот знает, а кто не читал книгу и не смотрел фильмы – тому без спойлеров.

Помимо межзвездных перелетов, в книге есть и другие элементы, присущие жанру фантастики: это и «ведьмы» Бене Гессерит, которые владеют тайными практиками, позволяющими им контролировать сознание других людей. И ментаты, люди-компьютеры. И даже какое-никакое разнообразие космических рас.

Но достаточно и приземленного: Герберт наделяет персонажей вполне человеческими страстями, эмоциями и пороками. Здесь есть место интригам, заговорам, предательству и, конечно, любви.

Тогда, около шестидесяти лет назад, издатели, критики и читатели не сразу признали «Дюну». Кому-то книга показалась слишком тягомотной, кому-то не хватало типичных для жанра роботов, войнушек и бластеров. Что и говорить, если сам Герберт в своём романе выказывал неприязнь к компьютерам и прочим умным машинам – в его мире человечество отказалось от компьютеров и даже некогда объявило им войну, так называемый Батлерианский джихад.

То есть это была не та научная фантастика, к которой все привыкли. Однако в «Дюне» ценили глубину, а уже значительно позже, когда стали говорить об экологических катастрофах как о реальности, Герберта даже назвали первым экофутуристом. В год своего выхода книга была отмечена премией «Небьюла», еще через год – премией «Хьюго». Роман обрёл популярность у «думающего» населения Штатов: интеллектуальной элиты, молодежи, студентов и преподавателей университетов.

В СССР роман, однако, не издавался. И дошёл до русскоязычных любителей фантастики лишь в девяностых.

«Дюна» получила продолжение и впоследствии выросла в полноценную фантастическую вселенную. Романы по ней выходили и после смерти Герберта – его дело продолжил сын писателя Брайн Герберт совместно с Кевином Андерсоном.

И, конечно, этот сладкий кусочек пирога кто-то обязательно захочет экранизировать. Так на свет чуть не появился…

Самый великий неснятый фильм


Сначала права на съёмку фильма получил голливудский продюсер Артур Джейкобс (франшиза «Планета обезьян»), а затем они перекочевали в руки Алехандро Ходоровски. И тот подошёл к делу несколько эксцентрично и крайне амбициозно: вознамерился «изнасиловать» Дюну, показать на экране психоделический наркотический приход, снять картину аж на 12 часов. Он планировал привлечь к производству Pink Floyd, Мика Джаггера, комиксиста Жана «Мёбиуса» Жиро, режиссёра Дэна О’Бэннона, художника Ханса Гигера (между прочим, «отец» знакомого нам облика «Чужого»), художника Криса Фосса и даже Сальвадора Дали, ведь, по мнению Алехандро, это должен был быть величайший фильм в истории.

image

Постер к фильму, который так и не был снят

В фильме Ходоровски Джессика забеременела бы от капли крови, превратив её в сперму, ведь герцог Лето был бы кастратом, а в конце фильма зрителей ждала смерть Пола – он умер бы физически, но его сознание стало бы сознанием каждого человека, а человечество достигло бы просветления. А Дюна, которая вдруг зазеленела и расцвела, отправилась бы в космос – просвещать… эээ… другие планеты.

image

Концепты персонажей в видении Мёбиуса: Пол Атрейдес, герцог Лето, леди Джессика

image

Концепты персонажей в видении Мёбиуса: барон Харконнен, Фейд-Раута, император Шаддам IV

image

Ханс Гигер и его концепты

image

Ханс Гигер – концепт замка Харконнена. Собственно, замок в форме самого барона

image

Ханс Гигер – концепт замка Харконнена

image

Концепт космического корабля Криса Фосса

image

Концепт космического корабля Криса Фосса

image

Концепт дворца на Арракисе

Думаю, очевидно, что о бережном отношении к оригиналу здесь не может быть и речи, что подтверждает сам Ходоровски: именно в этом контексте звучат его слова об изнасиловании «Дюны» в документалке 2013-го года. Мол, уважать первоисточник вовсе не обязательно, и всё такое.

В роли Пола должен был выступить сын Ходоровски – Бронтис. Чтобы подготовить ребёнка к роли, заботливый отец нанял учителя, который обучал его джиу-джитсу, японским техникам и смеси каратэ, дзюдо и айкидо. Мальчику было всего двенадцать, и на протяжении двух лет он занимался по шесть часов в день семь дней в неделю. О моральной стороне вопроса говорить не хочется, батя – «заботливый» человек.

До неснятой «Дюны» Ходоровски был известен благодаря авангардным (читай странным, скандальным, безумным) фильмам: «Фандо и Лис», «Крот», «Святая гора». Это немейнстримные картины, так называемое midnight movie, полуночное кино, у которого, однако, были ценители и даже подражатели. В целом, несложно объяснить недоверие представителей киноиндустрии…

image

image

Кадры из «Святой горы» (1973)

Так или иначе, ни одна студия не согласилась спонсировать и выпускать столь амбициозный проект. Кто-то посчитал, что авангардист Ходоровски с ним просто не справится, кого-то возмутил отказ режиссера снять ленту стандартного хронометража, а не на 12-20 часов. И следующим, кто попытался перенести роман Герберта на экран, хоть и не сразу, стал Дэвид Линч. Но и у него всё получилось не гладко.

«Дюна» Линча


Съёмки стартовали весной 1983-го и протекали довольно бодро. Проблемой вновь стал хронометраж. Линч намеревался выпустить картину длиной около 177 минут – а тогда так было не принято, и студия Universal потребовала сократить это время до двух часов. Линч согласился, вырезал минут пятьдесят ленты, перемонтировал и даже переснял некоторые сцены – и… «обновлённый» фильм провалился, не смог окупить свой 40-миллионный бюджет.

image

Дэвид Линч и Фрэнк Герберт

image

image

image

Фото со съёмок фильма

В какой-то момент недовольный результатом Дэвид Линч даже убрал своё имя из титров.
Не в пользу ленты сыграли и отклонения от книги, поскольку тогда у вселенной Герберта уже была преданная фанбаза. Главный герой значительно старше своей «бумажной» версии. Вместо боевого искусства здесь – какой-то странный аналог особого умения, Голоса, доступного лишь Бене Гессерит и Полу. В фильме его могут использовать все последователи мессии, при этом это звуковое оружие теперь не только позволяет контролировать разум противника, но и наносит физический ущерб. И выглядит это, мягко говоря, странно. Да и вся картинка – для современного зрителя, настолько же избалованного возможностями графики, как я – не вызывает вау-эффекта. Ещё бы, «Дюне» Линча вот-вот стукнет 40 лет…

Роль Пола исполнил Кайл Маклахлен (позже он сыграет агента Купера в сериале Линча «Твин Пикс»), для него это был дебют, который поставил под вопрос дальнейшую карьеру – никто не хотел нанимать актёра из провального фильма. Среди других известных имён в касте – Стинг и Патрик Стюарт.

image

Кайл Маклахлен в роли Пола

image

Стинг в роли Фейд-Рауты

image

И снова Стинг

image

Кеннет Макмиллан в роли барона Харконнена

Ходоровски, который до этого пытался снять свою «Дюну», смотрел картину – и даже обрадовался тому, что она вышла неудачной.

«…И вот запустили фильм. Мало-помалу, потихонечку ко мне приходит радость, потому что фильм был ужасен. Это провал, – говорил в интервью Ходоровски. – Я сказал: не верю, что это Дэвид Линч снимал, он великий художник, это всё работа продюсера».

Критики также нелестно отозвались о картине, называя её отталкивающей, безобразной и трудной для восприятия, но визуальные эффекты всё же похвалили. Для самого Линча этот фильм до сих пор – кость в горле, «Дюна» стала для него большой неудачей.

«Дюна» XXI века


Думаете, с «Дюной» до Вильнёва больше никто не заигрывал? Как бы не так.
Раз уж никак не получалось натянуть сову на глобус и впихнуть историю Герберта в стандартный по тем временам хронометраж, киноделы пошли другим путём. Так, в 2000 году на телеканале Sci Fi Channel вышел одноимённый трёхсерийный мини-сериал. Режиссёром и сценаристом выступил Джон Харрисон. В целом он довольно чётко следовал первоисточнику – и это принесло свои плоды. «Дюна» стала хитом и получила продолжение, «Дети Дюны», – в таком же формате, на три серии.

image


Постер к сериалу

Из явных минусов, которые буквально заметны глазу – малый бюджет. Сериал смотрится как театральная постановка, визуальные эффекты своим качеством отсылают скорее к второсортной кинофантастике 80–90-х. Всё дело в том, что съёмки проходили в павильонах, ведь погодные условия пустыни были слишком непредсказуемы, временные рамки слишком жёсткими, а бюджет, как говорилось выше, – ограниченным. Вот и вышло, что Арракис здесь – это присыпанная песочком комната, стены которой обклеены увеличенными фотографиями реальных пустынь… Сейчас это смотрится совсем неактуально.

Кадры из сериала:

image

image

Поэтому поговорим о более актуальном.

Мечта снять свою «Дюну» жила в сердце кинорежиссёра Дени Вильнёва с детства. Роман Герберта он прочёл в 13 лет, и эта непростая книга поразила его. Для него она многослойна (ага, прямо как Шрек) и сочетает в себе глобальные темы взросления и любви, критику капитализма и планетарную экологию, также в ней полно драмы и философии.

И так совпало, что давней мечте суждено было сбыться. В 2016-ом году права на экранизацию «Дюны» приобрела студия Legendary Pictures, представители которой были в курсе, что Вильнёв заинтересован вселенной Герберта. И именно его пригласили поработать над новой картиной.
Главную роль исполнил Тимоти Шаламе – в нём Вильнёв увидел сходство с Полом и никого другого на эту роль даже не рассматривал. Для актера это был пропуск в высокобюджетное кино. И он подошёл к делу ответственно: ещё за полгода до съёмок приступил к тренировкам, чтобы сделать всё возможное для самостоятельного исполнения трюков. Позже в интервью Вильнёв признался, что если бы Шаламе отказался, то, вероятнее всего, фильм бы так и не сняли. Мол, либо он – либо ничего.

image

Кадр со съемок, Вильнёв и Шаламе

image

Дени Вильнёв и Ребекка Фергюсон (в роли леди Джессики)

image

Зендея в роли Чани

image

Процесс гримирования барона Харконнена (сыграл Стеллан Скарсгард)

Режиссёр не хотел снимать «Дюну» с помощью зелёных экранов, поэтому пустыня и многие декорации – настоящие. Кстати, фанфакт. Вильнёв давненько заприметил пустыню Вади-Рам как идеальную локацию для воплощения Арракиса. Но оказалось, что местечко уже застолбили – в это же время здесь работала съёмочная команда «Звёздных войн», снимали «Скайуокер. Восход». Разрулили вопрос как полагается, в непринужденной обстановке бара отеля – и договорились не снимать фильмы в одних и тех же местах одновременно. В общем, покололи пустыню…

image

Собственно пустыня, кадр со съемок

Вместо долгих диалогов, свойственных повествованию Герберта, Вильнёв решил сместить внимание зрителя с интеллектуального на эмоциональное и упростил язык, кое-что списав на язык жестов. Помимо этого, он старался следовать оригиналу и при этом сделать кино понятным для каждого зрителя – не только для тех, кто знаком с книгой. Получилось ли у него? От себя скажу – не совсем. В первый раз я смотрела фильм ещё не будучи знакомой с романом, и тогда мне он показался затянутым, меланхоличным, медитативным. Медленность, статичность кадров либо усыпят, либо создадут некий гипнотический эффект. Не все не-фанаты способны сразу проникнуться тягучей атмосферой под величественные композиции Ханса Циммера. Это не боевик с пострелушками, не просто развлекательное кино, на нём необходимо сосредоточить внимание; гораздо проще это сделать, когда ты изначально знаешь, о чём и зачем лента.

Да, история Пола Атрейдеса вновь не вместилась в два часа экранного времени – но теперь, в эпоху длинных фильмов, это не стало проблемой. Вильнёв изначально намеревался разбить книгу на две части, чтобы охватить всю её многогранность. Внесла свои коррективы и пандемия – к счастью, положительные. Ковид разлучил съемочную команду, и каждый продолжил работу «на удалёнке». Но появилось и дополнительное время – месяцев двадцать сверху на редактирование фильма, это намного дольше, чем обычно. Монтажёр Джо Уокер признался, что, работая вне рамок офиса или студии, они с Дени разработали особый, эм, приём – «пропуск виски». Если какая-то сцена вдруг стопорилась, нужно было пропустить стаканчик виски… и повторять по необходимости.

И вот – в сентябре 2021-го года состоялась премьера 156-минутного фильма «Дюна: Часть первая».

image

image

image

image

image

image

image

image

В мировом прокате она собрала 300 миллионов долларов при бюджете в 165 миллионов и была выдвинута на премию «Оскар» в четырнадцати номинациях. В нескольких удостоилась награды – за звук, монтаж, операторскую работу и визуальные эффекты.

Критики отмечают актёрский состав и визуальное наполнение картины, но ругают сценарий и то, что развязки так и не произошло, фильм просто обрывается, хотя на протяжении двух с лишним часов зрителя старательно нагнетают. Действительно, это только половина истории – и от этого возникает ощущение, что ты посмотрел демо-версию или трейлер. Наверное, вторая часть пофиксит эту проблему и избавит от чувства незавершенности, а два фильма разом будут отлично дополнять друг друга.

Выход продолжения намечен на весну 2024-го года. В работе также спин-офф «Дюны», на этот раз в формате сериала – «Дюна: Сестричество». Дени Вильнёв задействован в проекте в качестве исполнительного продюсера.

Это мы ждём?



Возможно, захочется почитать и это:


Комментарии (46)


  1. piuzziconezz
    20.11.2023 09:59
    +5

    Ждем.


  1. QirillK
    20.11.2023 09:59
    +4

    Сердечко.


    1. QirillK
      20.11.2023 09:59
      +3

      Кстати замок Харконнена можно увидеть в Прометее.


  1. Vadziku
    20.11.2023 09:59
    +7

    Мда уж.

    Джессика в новом фильме глупа как пробка, хотя пытается сценарные "умные" фразы произносить.

    Пол - изнеженное дитя, и никак не тянет на лидера населения целой планеты. Чтобы я поверил, что суровые дядьки-фримены пошли вот за этим одуванчиком - да ни в жисть.


    1. Tujh
      20.11.2023 09:59
      +8

      Пол - изнеженное дитя

      Он такой и был до прибытия на Арракис. Знаменитая сцена с Гурни и "я не в настроении для боя на ножах" как раз и призвана это продемонстировать. В минисериале Пол ещё более капризный чем у Вильнёва.

      Джессика в новом фильме глупа как пробка

      Не заметил особих отличий, разве что в книга на ней стандартная безэмоциональная маска Бене Гессерит, а в фильмах ой как сложно показать внутренние эмоции при полностью каменном лице, в экранизации Линча, кстати, это вполне удалось.

      суровые дядьки-фримены пошли вот за этим одуванчиком

      Религия ещё и не такие примеры знала.


      1. Vadziku
        20.11.2023 09:59

        Приведи пример когда "религия еще и не такие примеры знала" :-)

        Если в качестве знамени и использовался какой-нибудь не от жизни сей святой, то за ним всегда стоял циничный и неплохо соображающий серый кардинал.

        В новом фильме кто этот серый кардинал в тени конфетного мальчика? :-)

        Насчет Джессики в новом фильме - достаточно увидеть ее глаза. Глупа как пробка.

        Насчет Пола - изнеженные мальчики в пустыне не выживают. А этот конфетный мальчик в новом фильме гораздо органичнее смотрелся бы с фразой "отстань, противный" :-)


        1. tbl
          20.11.2023 09:59
          +3

          Приведи пример когда "религия еще и не такие примеры знала" :-)

          Жанна Д'Арк. Водила армию за собой. Прискакала спасать Францию в 16 лет. Вряд ли можно назвать серым кардиналом принявшего ее дофина Карла, который был старше всего лишь на 9 лет. Под "серого кардинала" годится разве что его будущая теща Иоланда Арагонская, и то, с натяжкой.


          1. Vadziku
            20.11.2023 09:59

            Ты с ума сбежал?

            Какая же Жанна д`Арк конфетная девочка?

            У нее сила воли была такая, как таким смазливым мальчикам и не снилась.


            1. Jianke
              20.11.2023 09:59
              +1

              Да, Жанна - крестьянка, а не изнеженная аристократка.

              Но, при этом у неё семья была очень зажиточная, и потому она могла себе позволить регулярно кататься на лошади, ещё до знакомства с королём. Странного же у неё то, что у неё вообще есть фамилия, когда у большинства крестьян никакой фамилии не было, ещё страннее, что у неё фамилия дворянская, но семья считается крестьянской (потомки разжалованного в виланны дворянина? то, что на Руси называлось "охолопить").


              1. Tippy-Tip
                20.11.2023 09:59

                Странного же у неё то, что у неё вообще есть фамилия, когда у большинства крестьян никакой фамилии

                Вот именно. Широкое использование фамилий для всех сословий в индоевропейских языках как раз начинается в XIII-XIV веках нашей эры

                Жозэф Фабр полагает, что дед Жанны с отцовской стороны (его имя история не сохранила) был родом из небольшого городка Арк-ан-Барруа, откуда по неизвестной причине перебрался в Сеффон, в Шампани. По обычаям того времени, он получил фамилию д‘Арк по месту своего рождения.


        1. K0styan
          20.11.2023 09:59
          +5

          За ним стояли тысячи лет работы Миссионарии Протектива - примеров тому в человеческой истории не было.

          Ну и да. Он выжил. Это уже кой-чего стоит, безотносительно внешности.


          1. Vadziku
            20.11.2023 09:59
            -2

            В книжке он выжил. И в фильме. Придумки режиссеров и писателей относительно людских характеров чаще всего не имеют отношения к действительности.

            Я здесь про людские характеры, а не про фантастический антураж, который точно никогда не реализуется вследствие совершенной бредовости взаимосвязей.


    1. Jianke
      20.11.2023 09:59
      +2

      Джессика в новом фильме глупа как пробка, хотя пытается сценарные "умные" фразы произносить.

      Мне телесериал по Дюне очень не понравился тем, что там Джессика постоянно истерит и ведёт себя как простолюдинка, а не как аристократка прошедшая тренировки Бене Джессерит.

      У Вильнёва, в сцене с испытанием Пола, Джессике - явно не хватает сдержанности и хладнокровия, но она хотя бы не впадает в истерики каждые две минуты как в сериале.

      Плюсом же Вильнёвской Джессики, выгодно отличающей её и от телесериала и от Линча, то что у неё, как у актрисы боевиков, чувствуется наличие физподготовки.


      1. Jianke
        20.11.2023 09:59
        +1

        Поясню насчёт Джессики, тем кто книги не читал:

        • Джессика и сама когда-то прошла через испытание с иглой

          • у Линча - это видно

          • Истерчика из сериала в этом испытании больше секунды не прожила бы

          • несдержанная Джессика у Вильнёва - тоже не прошла бы до конца это испытание

        • все Бене Джессерит, в том числе и Джессика получают и физические тренировки дающие сверхчеловеческую скорость реакции

          • у Вильнёва - явно видно что Джессика хорошо тренированная

          • ни в сериале, ни у Линча - этого не видно


    1. ProFfeSsoRr
      20.11.2023 09:59
      +2

      Пол - изнеженное дитя, и никак не тянет на лидера населения целой планеты

      Ну так второй фильм он и будет становится кем-то подходящим. Ну, во всяком случае так кажется, я книг не читал. Классический герой, попавший в неожиданные для себя условия.


  1. Jianke
    20.11.2023 09:59
    +3

    В статье не хватает орнитоптеров.

    И вот этого Сказ о том, как махолетчики за старое взялись


    1. Vsevo10d
      20.11.2023 09:59

      Кстати, переделать орнитоптеры из петушманов в стрекозлов - годная идея, особенно, когда видел хронику, имеешь инженерное образование и понимаешь, что биомеханика перьевого крыла практически невоспроизводима в металле. Стрекозлы неканон, но с точки зрения визуала им веришь (хотя бы потому, что раньше на экране такого не было).


      1. Jianke
        20.11.2023 09:59

        Вроде, в каноне нет подробного описания требующего наличия перьев, а там просто "махолёты" без уточнения.

        с точки зрения визуала им веришь (хотя бы потому, что раньше на экране такого не было).

        Личн - вообще схитрил не показав крылья, а в сериале крылья - как полусложенные крылья у моли, которыми там не машут, потому что в крыльях дырки для банальных винтов в кольце.


  1. Lazytech
    20.11.2023 09:59
    +4

    Из явных минусов, которые буквально заметны глазу – малый бюджет. Сериал смотрится как театральная постановка, визуальные эффекты своим качеством отсылают скорее к второсортной кинофантастике 80–90-х.

    Как мне кажется, несмотря на небольшой бюджет и устаревшие спецэффекты, мини-сериал 2000 года во многом превосходит недавний фильм Вильнёва - и по визуалу, и по актерской игре, и, возможно, даже по режиссуре (при всём уважении к Вильнёву). Первая часть получила "Эмми" за "выдающиеся специальные визуальные эффекты" (Outstanding Special Visual Effects for a Miniseries, Movie or a Special), а вторая - за "выдающуюся кинематографию" (Outstanding Cinematography for a Miniseries or Movie).


    1. Jianke
      20.11.2023 09:59
      +4

      Вы точно книги не читали!

      • Игра Джессики в сериале - это УЖАСНЫЙ ОТСТОЙНЫЙ ПЕСЕЦ! Джессика в сериале - постоянно ИСТЕРИТ и ведёт себя как простолюдинка.

      • Единственный плюс сериала - это колоритнейшие фримены.

      У Линча всё наоборот:

      • Джессика - ведёт себя как настоящая Бене Джессерит (но, физической тренированности ей не хватает, при том что с психическими тренировками Джессерит - у неё всё в порядке)

      • а фримены - у него ряженые жирные клоуны

      Что касается, Вильнёва, то у него

      • Джессика - имеет хорошую физическую форму и видно её физическую тренированность, но в сцене с испытанием Пола - она проявила позорнейшую для Джессерит несдержанность

      • ну и фримены - у него тоже лучше, чем у Линча


      1. Lazytech
        20.11.2023 09:59
        -1

        Каюсь, много лет назад начал читать роман "Дюна", но вскоре бросил - и с тех пор так и не дочитал, не мое... Так что сужу о вышеупомянутых фильме и мини-сериале по-дилетантски, без опоры на литературный источник. Линчевский фильм тоже когда-то посмотрел, был не в восторге.

        Добавлю, что также посмотрел мини-сериал "Дети Дюны" (Frank Herbert's Children of Dune), который мне крайне не понравился. Кстати, он тоже получил "Эмми" за "выдающиеся специальные визуальные эффекты".


      1. Jianke
        20.11.2023 09:59

        Поясню насчёт Джессики:

        • Джессика и сама когда-то прошла через испытание с иглой

          • у Линча это видно

          • Истерчика из сериала в этом испытании больше секунды не прожила бы

          • несдержанная Джессика у Вильнёва - тоже не прошла бы до конца это испытание

        • все Бене Джессерит, в том числе и Джессика получают и физические тренировки дающие сверхчеловеческую скорость реакции

          • у Вильнёва - явно видно что Джессика хорошо тренированная

          • ни в сериале, ни у Линча - этого не видно


        1. Vadziku
          20.11.2023 09:59

          Ни разу не припомню у Герберта упоминаний по сверхчеловеческую скорость реакции.

          Не напомнишь сцену?

          И физическая тренировка Бене Джессерит ни разу не относилась к боевым искусствам или атлетизму, чисто к владению своим телом, так что "тренированность" Бене Джессерит ни разу и не должна быть заметна.


          1. Jianke
            20.11.2023 09:59

            В поздних книгах Херберта-отца (не сына, который приквелы в соавторстве пишет), есть сцена, где Бене Джессерит подралась с Досточтимой Матроной(Преподобной Черницей в альтернативном переводе), и обе показали сверхчеловеческую скорость реакции. То есть, это согласно бэку самой Дюны.


          1. axe_chita
            20.11.2023 09:59
            +2

            Вопрос был конечно не ко мне, но физические сверхспособности Джессики и Пола были показаны в сцене встречи их с фрименами Стилгара. Тогда Джессика легко взяла вверх над наибом (военным вождем) племени, а Пол вырвался из их кольца. Напомню, что это были те же самые фримены что пустили кровь сардуркарам, элите элит армии Падишаха-Императора, причем сделали это так походя.


            1. Tippy-Tip
              20.11.2023 09:59
              +1

              Более того, Пол убил на дуэли Джэмиза – одного из самых опытных воинов Стилгара.


              1. axe_chita
                20.11.2023 09:59

                А Стилгар решил что Пол во время поединка играет с Джамисом.


    1. Metotron0
      20.11.2023 09:59

      Я встречал претензии к Вильнёву.

      https://www.youtube.com/watch?v=szzGwx-Fz4A


  1. LeToan
    20.11.2023 09:59
    +2

    У Маклахлена всё было отлично, после второго своего фильма, у того же Линча, "Синий бархат" он стал звездой.
    А сцены из Дюны Ходоровски растащили потом голливудские творцы (сценарий с с раскадровками долго там гулял) начиная со Звездных войн. Сами наработки пошли на культовый БД Инкал.


  1. axe_chita
    20.11.2023 09:59
    +3

    Раз пошла такая пьянка с пивом из пряности, предложу к вниманию фанатов и тех кто только хочет прикоснутся к Пряному Миру Дюны великолепный цикл разборов аспектов этой Вселенной от RocketMan-a

    Очень рекомендую смотреть весь цикл с самого начала. Ментат раскрывающий тайны этого мира идеально органичен. Настоятельно рекомендую к просмотру!


  1. Iiej13
    20.11.2023 09:59
    +1

    В целом многообещающий первый фильм, есть некоторые шероховатости, но сильна надежда, что в совокупности с другими частями станет, наконец, лучшей экранизацией

    Мне, кстати, актерский состав очень понравилась


  1. TilekSamiev
    20.11.2023 09:59
    +1

    Читал первые три романа Герберта: "Дюна", "Мессия Дюны" и "Дети Дюны". Полюбил только первую книгу. Второй и третий романы были разочарованием. Настолько хорошим и крутым является первый, что продолжения не дотягивают.


  1. k61n
    20.11.2023 09:59
    +1

    После просмотра Дюны Вильнёва у меня было впечатление, что он старался снимать так, чтобы было не хуже, чем у Линча. Все эти гротескные костюмы и персонажи сильно похожи на мемы про если бы это была Баленсиага. Возьмите сами любой стоп кадр и никакая нейросеть не нарисует Баленсиагу в том кадре лучше, чем сам Вильнёв.

    До сих пор не могу понять зачем нужна была такая пафосная сцена на Салусе со всеми этими рычащими и самобичующимися сардаукарами. Видимо за тем же, зачем и антагонисты в виде Харконненов выглядят так, чтобы типа сразу было понятно, кто тут плохие дядьки. Зомбарь Франкенштейна - Раббан, Фейд-Раута под химиотерапией (из трейлера ко второй части), ползающий по потолку Владимир. Про истеричку Джессику уже писали выше. Это было больно смотреть. Пока что сериал 2000х - самая лучшая экранизация.


    1. Vsevo10d
      20.11.2023 09:59

      До сих пор не могу понять зачем нужна была такая пафосная сцена на Салусе со всеми этими рычащими и самобичующимися сардаукарами. Видимо за тем же, зачем и антагонисты в виде Харконненов выглядят так, чтобы типа сразу было понятно, кто тут плохие дядьки

      Да. А знаете, почему на это идут? Для кассы. Нет государственного/дотационного/социалистического кино такого размаха, есть кино по извлечению прибыли из красивой картинки.

      Я Дюну не читал, зато играл в WoW. Напомнить, чем закончилась экранизация Варкрафта? Фанаты сказали - оу щет, как круто, даже беззубый рейтинг 12+ обыграли тем, что можно показать орочью расчлененку, кровь-то у них зеленая. А 90% остальных зрителей сказали - ЯННП.

      И это большая БОЛЬ экранизаций. Что вот делать? Заставлять зрителей перед просмотром курить лор? Выдавать как в опере буклеты с либретто и сюжетом? Вставлять в сам фильм титры про далекую галактику, унылый закадр или всратые диалоги по разжевыванию происходящего специальному "долгому" персонажу?

      Если что, Дюну не читал, только играл на Сеге. Смотрел только Вильнева только ради визуала. Визуал на высоте, актеры все мои любимые, за исключением раздражающего Шаламе с прической модного российского десятиклассника.


      1. k61n
        20.11.2023 09:59

        Однако Питер Джексон же снял как-то каноничный и кассово успешный Властин колец. 3 фильма, почти 12 часов хронометража в режиссёрской версии. Я принимаю ваши аргументы, но всё равно считаю Вильнёв мог справиться лучше.


        1. Vsevo10d
          20.11.2023 09:59

          Возможно и мог. Я с самого начала догадывался, что фильм – клиффхэнгер, сюжета особо не ждал, смотрел чисто картинку.

          Что до Питера Джексона, то следует понимать, что и фэндом у ВК гораздо обширнее дюновского - он повлиял на само существование фэнтезийного жанра. Да, он из длиннющего многотомника смог выкристаллизовать все важные сюжетные линии и повороты, убрав длинноты и побочные квесты в никуда вроде Тома Бомбадила, и вместить это в три полнометражки сильно дольше среднего. Тем смешнее, что до такого же трехсерийного хронометража он растянул тоненького "Хоббита", добавив несуществующих героев вроде Кейт Остин Тауриэль и экшона, ну вот ни разу не ради прибыли.


          1. k61n
            20.11.2023 09:59

            Так я не апеллирую к тому что вот Питер Джексон няшка, а все другие злые капиталисты. Всё верно, картина должна быть не только каноничной, но и кассово успешной. ВК вообще снимался в другую эпоху, может быть поэтому таким и получился. И это несмотря на то, что не было Бомбадила и не было битвы за Хоббитанию: Саруман у Джексона просто с башни упал. И я рад что Джексон так сделал.

            Хоббит у Джексона удался на 2/3. Битва 5 армий - получилась проходной. Лишние персонажи? Да, времена для кинематографа наступили уже совсем другие: дайвёрсити манагеры стоят аки заградотряды за спиной, вот мы и получили двух сильных и независимых женщин. Однако это всё же сильно лучше того, что мы видели в том году от Амазона с расово разнообразными хоббитами, эльфами и гномами.

            А что касается фандома, то у Дюны уже целых 17 книг и все были доступны Вильнёву для годной экранизации, это в разы больше чем в ВК.


            1. Vsevo10d
              20.11.2023 09:59

              А что касается фандома, то у Дюны уже целых 17 книг и все были доступны Вильнёву для годной экранизации, это в разы больше чем в ВК.

              Ну тут я вернусь к тому, с чего начал. Почему кроме игроков никто ничего не понял в том же Варкрафте? Потому что они экранизировали сложный для понимания момент осквернения орков и вторжения Легиона. Я и сам этот кусок лора плохо знаю, а средний зритель что понял? Ну вот поехавший шаман, куча каких-то орочьих атаманов, какой-то портал... откуда ведет этот портал, что за козы там живут в плену, почему все эти черти на людей прут, че происходит в этом странном Даларане? Вот экранизировали бы историю Артаса, целостную, простую как штык и трагичную, а потом бы снимали приквелы про Саргераса, Килджедена, Тралла, а там и сериал чисто про Иллидана можно было бы намутить.

              Вот поэтому Вильнев и снял то, что показалось всем эстетствующим занудством. Тупо "введение в тему". Я от других "Дюн" видел полуминутные фрагменты по телеку, но все узнал: вот это экспозиция главного героя, вот это экспозиция Щербины Харконнена, вот сейчас покажут червя, жрущего харвестер. Вильнев этим сказал: "вы это все видели, но смотрите: я могу снять лучше, до скорой встречи". Впереди 17 книг, играет вдолгую.

              Ну а про баланс каноничности... опять же, что писал Герберт (описано в статье): новый тип фантастики с серьезным социальным подтекстом, акцентами на непохожесть культур, эволюцию менталитетов. А что писал Толкиен? Британский древний эпос на пару с другом-создателем другого Генезиса и Борьбы добра со злом Клайвом Льюисом (кстати занятно, что Нарнию решили экранизировать с Платяного шкафа, а не собственно с генезиса). Во ВК все плоско: Злой злой потому, что он – злой; добрые – добрые, потому что слабые и угнетенные/изгнанные/истребленные/еще как-то обосранные. Поэтому вот вам плохие в черном и с заостренными желтыми зубами, а причесанные и аккуратно одетые в чистую одежду пастельных тонов - это хорошие.

              Ну а если произведение сложнее, то надо просто низвести все до этой примитивной дуальности, и неважно, что в принципе речь не об абстрактном зле и добре, а о столкновении разных культурных кодов. Показываем, что и те, и другие - воины, но эти пафосные, начищенные и благородные, а эти - беснующиеся отморозки с мерзкими хлебальниками, и показываем их в сумерках. Да, таков кинематограф. Я по этому поводу еще другой простыней высказывался, помнится.


    1. Jianke
      20.11.2023 09:59

      Вы книг совсем не читали? *фейспалм*

      Истерчки именно в сериале: первое же появление Бене Джессерит сопровождается истериками самой главной из них, а затем Джессика - постоянно устраивает истерики, да ещё в качестве бонуса имеет манеры простолюдинки. По книге все Бене Джессерит, включая и Джессику, прошли испытание с иглой, это значит что все они имеют сверхчеловеческое самообладание.


      1. k61n
        20.11.2023 09:59

        Вы неверно истолковали мои слова. Я не сказал, что в сериале не было истеричек, я сказал, что сериал это пока что лучшая экранизация.


        1. Jianke
          20.11.2023 09:59

          Аргументируйте! Единственный плюс сериала - это колоритные фримены, вместо ряженых у Линча.


  1. ogost
    20.11.2023 09:59

    Помимо этого, он старался следовать оригиналу и при этом сделать кино понятным для каждого зрителя – не только для тех, кто знаком с книгой. Получилось ли у него? От себя скажу – не совсем. В первый раз я смотрела фильм ещё не будучи знакомой с романом, и тогда мне он показался затянутым, меланхоличным, медитативным. Медленность, статичность кадров либо усыпят, либо создадут некий гипнотический эффект.

    До сих пор не знаком ни с другими экранизациями, ни с романом. Только играл в отрочестве какую-то стратегию, кажется DUNE 2000, но поскольку был мал и неразумен, в историю особо не вникал (сказывалось и отсутствие английского языка). Но фильм мне понравился, сразу и очень. Не смотря на затянутость фильм прошёл для меня быстро, и конец пришёл неожиданно. Да, после просмотра осталось ощущение недосказанности, как будто трейлер посмотрел, но это лишь первая часть и что-то такое ожидалось.

    Поэтому я считаю, что всё у него получилось.


    1. Jianke
      20.11.2023 09:59

      Кстати, недавно вышла игра

      Ещё обещают Dune Awakening


      1. ogost
        20.11.2023 09:59

        Да, анонсы видел, спасибо. Нужен комп соответствующий и время, по всей видимости не скоро дотянусь до них.


      1. Vsevo10d
        20.11.2023 09:59

        От второго ролика прямо со стоп-кадра консольщиной запахло, с этими видами из-за правого плеча, желтой подсветкой лазательных приспособлений на стенах и продрачиванием кнопки для освобождения из захвата/завала, подтягивания и т.п.


  1. ovn83
    20.11.2023 09:59
    +2

    Давайте наконец окончательно решим, Пол или Пауль.