При этом у всех таких героев есть свои артефакты: планирование, бэклог, роадмап, технические ограничения, дедлайны, лимит ресурсов, рутинные задачи. И когда, с одной стороны, поджимают сроки очередного релиза, а с другой, есть естественный лимит емкости разработки, то дизайнеру бывает непросто сфокусироваться и придумать ТУ САМУЮ идею.
В «Лаборатории Касперского» дизайн-мышление встроено на уровне ДНК компании, оно полноценно используется для решения различных рабочих задач. А началось это с того, что мы, Никита Черемисинов (nikitadizer), руководитель группы дизайна в команде KasperskyOS, и Федор Раклов (Raklov), старший UX-исследователь, и вся наша остальная команда попробовали нестандартно подойти к решению креативных задач и провели сессию по генерации идей Playing the Future. В этой статье раскроем закулисье этого ивента — как мы его готовили, какой был процесс и какой получили профит.
Сперва немного о нас, чтобы подводка об инновационности не выглядела пустым бахвальством, а созданные при помощи дизайн-мышления кейсы обрели бы в ваших глазах значимую ценность.
KasperskyOS for Mobile — это собственная микроядерная мобильная операционная система для профессиональных мобильных устройств, то есть смартфонов, планшетов и других гаджетов, предназначенных для использования на производствах или в так называемом корпоративном контуре, где есть потребность в максимально высоком уровне кибербезопасности. Ключевая особенность решений на нашей ОС — встроенная защищенность от подавляющего большинства кибератак.
Что касается нашей команды дизайнеров KasperskyOS, то самый свежий на данный момент релиз — это дизайн интерфейса приложения Factory Management 4.0 для KasperskyOS для мобильных устройств.
Чтобы продемонстрировать возможности мобильной операционной системы, мы придумали кейс, который максимально приблизит нас и заказчика к реальным условиям использования мобильного телефона в производстве. Мы продумали не только впечатляющий внешний вид приложения, но и удобный UX-сценарий, при котором пользователь запускает целое предприятие одной кнопкой и наблюдает за всеми производственными процессами со своего телефона.
Дизайн и удобство приложения по достоинству оценили потенциальные партнеры со всего мира — начиная с выставки «Иннопром» в Екатеринбурге и заканчивая GITEX в Дубае. Более подробно об этом можно прочитать здесь.
Но вернемся к истокам. Playing the Future — это метод генерации идей, который позволяет командам генерировать инновационные идеи, основанные на новейших технологиях и трендах.
Процесс может быть очень эффективным и принести вам максимальную пользу, если он правильно организован и при этом:
Вы проходите полный цикл по методологии дизайн-мышления. По сути эта сессия генерации идей и является третьим этапом цикла дизайн-мышления, после эмпатии и фокусировки. Т. е. для этого этапа у вас уже должны быть данные из исследований.
Вы создаете клиентоцентричные продукты. Если вы сфокусированы на своих пользователях, ставьте их проблемы в приоритет.
Как несложно догадаться, весь инструмент по генерации идей должен опираться на выявленные проблемы. Например, мы в «Лаборатории Касперского» проводим глубинные интервью, выезжаем на производство к нашим B2B-клиентам, наблюдаем, как пользователи взаимодействуют с нашими продуктами. То есть сами становимся пользователями и проходим их сценарии, выявляя проблемы.
Команда к этому готова — сотрудники могут уделить много времени поиску трендов, и им интересно попробовать новые методы генерации идей и взаимодействия.
Процесс, о котором мы говорим, довольно ресурсозатратный, и вы должны быть готовы, что некоторые члены команды могут ненадолго выпасть из других рабочих процессов. И конечно, нужно заинтересовать команду, объяснить ей ценность этого процесса.
Григорий Дэгтэр
Head of Design and Research Office в «Лаборатории Касперского»
Дизайн-мышление — гибкая методология, которая готова подстроиться под рельеф вашей компании и продукта. Она поможет не только определить дизайн-инновации и вынести их на первый план, но главное — повысить эмпатию внутри всей продуктовой команды, чтобы та почувствовала себя сердцем клиента и смогла предугадать его желания. В конце концов, успех продукта напрямую зависит именно от этого.
Шаг 1. Подготовка к сессии
Подготовка к сессии — это первый и один из самых важных шагов… ой, ну вы и так знаете, что планировать — это хорошо и правильно. Ну а чтобы хорошо спланировать, нужно знать, куда идти, т. е. определиться с целями.
Цели и ожидания от сессии должны быть четко сформулированы и понятны всем участникам. Это поможет команде сосредоточиться на генерации идей, которые помогут достичь поставленных целей.
В рамках первой экспериментальной сессии мы сформулировали наши цели следующим образом::
- Познакомиться с процессом дизайн-мышления.
- Проанализировать тренды на рынке (да, на этом месте можно немного позакатывать глаза).
- Сгенерировать ряд инновационных идей для функционала профессионального мобильного устройства на базе KasperskyOS for Mobile на основе трендов и потребностей пользователей.
- Продумать опыт взаимодействия пользователя и спроектировать интерфейс для выбранных идей.
- Взять в бэклог и запланировать разработку.
Шаг 2. Создание команды
Команда обязательно должна быть кросс-функциональная, то есть состоять из людей, которые обладают различными навыками и знаниями. Здесь очень точно звучит метафора планирования команды для похода: важно, чтобы хоть кто-то в вашем походе мог развести огонь, кто-то умел ставить палатки, охотиться на сурков и вкусно их готовить, а кто-то — ориентироваться на местности.
И, например, без разработчиков вам будет сложно понять, насколько идея реализуема или вообще технически возможна.
Так мы собрали команду людей разных ролей: дизайнеры, исследователи, менеджеры продукта и разработчики. Чтобы каждый смотрел на проблемы под углом своих компетенций и мы смогли бы прийти к максимальному разнообразию результатов.
Шаг 3. Изучение трендов и технологий
Прежде чем начать генерировать идеи, команде необходимо изучить тренды и технологии в своей области. Это поможет правильно настроиться и во время сессии думать и оперировать именно перспективами.
Для нас это был один из самых долгих и увлекательных этапов. Мы в прямом смысле погрузились в будущее, собрали и проанализировали 34 тренд-отчета таких компаний, как Gartner, IBM, CISCO, Adobe и другие.
При этом мы целились в технологии, которые будут актуальны на горизонте пяти лет, поэтому совсем космические тренды — такие как «Колонизация планет» и «Искусственное сознание» — мы отсеяли.
Так, из 500 трендов мы выбрали 33 и далее разделили их по типам и отраслям:
- Пользовательские (Инклюзивность, управление жестами и голосом, персонализация…)
- Технологические (Цифровой двойник, AI, NFC, дополненная реальность…)
- Кибербезопасность (Конфиденциальные браузеры, цифровая верификация личности…)
Шаг 4. Организация офлайн-сессии и погружение в проблематику
Игру желательно проводить именно в офлайн-формате. Так участники смогут выйти за пределы привычного рабочего окружения и свободней общаться со своими коллегами, что должно повлиять на их креативный потенциал.
Можно, конечно, проводить сессию и в онлайне, но тогда сложней будет проконтролировать, что все участники полностью задействованы в процессе, а не решили вздремнуть.
Мы заранее зафиксировали тайм-слоты для всех участников и забронировали самую большую переговорку. Вооружились маркерами, стикерами, пончиками и кофе.
А перед началом сессии дополнительно просветили всех собравшихся по следующим темам:
- Общая методология дизайн-мышления, и на каком этапе сейчас находятся участники.
- Результаты проведенных исследований: результаты интервью, персоны, CJM.
- Цели и задачи генерации идей.
На этом шаге очень важно раскрыть участникам сессии все, что известно о пользователях, чтобы сгенерированные идеи максимально точно решали именно проблемы тех самых пользователей. Ведь сами проблемы могут быть и не озвучены пользователями прямым текстом — например, пользователь мог упомянуть, что ему сложно передавать файлы с телефона на рабочий компьютер, но он «уже как-то наловчился».
Ставьте для себя цель не просто решить проблему, а сделать своего пользователя круче: чтобы он стал эффективней на работе, снять с него стресс из-за нарушения правил информационной безопасности и т. д.
Шаг 5. Фокусировка на проблеме пользователя
Итак, участники сконцентрировались на проблемах пользователей, которые будут решать. Теперь на основе глубинных интервью, анализа рынка и экспертизы команды мы формируем портреты пользователей и проблемы, с которыми они сталкиваются при использовании того, над чем мы работаем (в нашем случае — мобильного телефона).
Мы выделили два основных портрета наших пользователей:
Работник без офиса
Монтажник, использующий мобильный телефон для диагностики оборудования; курьер, который использует сервисы навигации для доставки заказа и пр.
Офисный работник
Делит телефон посменно с другими коллегами, использует мессенджеры для рабочей переписки, сканирует документы с помощью камеры и т. п.
С помощью фреймворка How might we сформировали ряд сценариев и проблем, связанных с конкретным пользователем.
Пример одного такого How Might We:
Кто: Иван, 26 лет, сотрудник банка
Проблема: Безопасно передавать рабочие документы, сфотографированные при помощи телефона, на свой рабочий ноутбук…
…чтобы что: Чтобы он не боялся кары со стороны работодателя за нарушение политик ИБ
В результате этого этапа мы погрузились в пользовательские сценарии и сформулировали ряд предполагаемых проблем, которые могут возникнуть у наших пользователей. Эти проблемы будут нашим «топливом» для генерации идей на следующем этапе.
Шаг 6. Генерация идей
Именно здесь происходит та самая «магия»: участники объединяют пользовательскую проблему с рандомным трендом, после чего в голову могут прийти феноменальные идеи.
Мы использовали игровую механику. Сначала подготовили специальное игровое поле, размеченное нашими ранее выбранными трендами, затем каждая из команд бросала кубик и делала свой ход на игровом поле, тем самым выбирая рандомный тренд. Да, мы могли просто перемешать карточки трендов и вытягивать их по очереди, но с игровым полем и кубиками все-таки повеселее.
После этого команда забирала карточку с трендом и уходила на пятиминутный брейншторм по генерации идеи. Каждой команде требовалось придумать идею для решения проблемы пользователя с помощью тренда, который им попался на игровом поле.
И естественно, при придумывании идеи важно придерживаться нескольких несложных, но очень важных правил:
- Генерируем даже самые смелые и сумасшедшие идеи
- Не критикуем идеи и вообще не спорим друг с другом
- Не перебиваем, когда кто-то говорит
И вот что у нас получилось:
Формула идеи
Проблема пользователя + Тренд = Идея ????
Например:
Проблема
Сотруднику «Норникеля», который трудится на открытом воздухе, сложно пользоваться телефоном в перчатках в рабочее время на улице зимой.
Тренд 1
Управление жестами — навигация и управление устройством с помощью жестов делают опыт пользователя более иммерсивным, устройство ощущается «безрамочным».
Идея 1
Движение самого телефона — как заложенная функция, выполняющая конкретные действия.
Потрясти телефон, чтобы разблокировать его или включить фонарик. С помощью определенного жеста элементы управления интерфейса становятся крупнее, что позволяет более удобно пользоваться телефоном в перчатках.
Тренд 2
Предикативность (AI) — устройство понимает, какие действия собирается выполнить пользователь.
Идея 2
Контекстные настройки или действия, инициируемые телефоном по геолокации / по времени суток / по календарю. Например, когда пользователь заходит в специализированный цех, устройство понимает это и перестраивает свою функциональность, исходя из задач, которые пользователь должен выполнить в этой точке локации.
Шаг 7. Выбор идей — диаграмма Венна
В целом мы генерировали идеи со скоростью примерно одна идея в секунду :) В результате чего две команды придумали 90 полноценных решений нового функционала продукта на стыке дизайна и технологий, а каждая идея при этом решала конкретную пользовательскую проблему.
Но результат нашего брейншторма, конечно, должен был выйти за рамки дизайнерской забавы, тимбилдинга и стратегической сессии и дойти до релиза. Но взять в бэклог все 90 идей нереально, поэтому нам требовалось провести отбор наиболее перспективных идей. Одним из самых распространенных инструментов для этого является диаграмма Венна (вы точно могли видеть ее в полушутливом формате «быстро», «дешево», «качественно»).
Необходимо нарисовать на доске/стене/флипчарте три пересекающихся круга:
- Ценность для пользователя
- Ценность для бизнеса
- Техническая реализуемость
Команды просматривают полученные идеи и пытаются разнести эти идеи по этим трем критериям, и те идеи, которые соответствуют сразу трем критериям, переносятся в центр диаграммы.
Кстати, помните, что мы упоминали выше про необходимость присутствия разработчиков? В этот момент они совершенно незаменимы, поскольку только они могут сказать, насколько идея технически реализуема.
Заключение: дизайн-патенты и итеративность
По результатам сессии мы выбрали несколько решений, которые лучше всего вписались в диаграмму Венна, а кроме того, соответствуют нашим целям и имеют возможность технической реализации в устраивающие нас сроки.
Частично мы уже рассказали о них — например, это управление действиями через определенные жесты в затрудненных погодных условиях, когда на улице минус 50 и использовать оголенные пальцы просто опасно; зато можно определенным образом потрясти или наклонить смартфон. Или автоматическое подстраивание интерфейса устройства под локацию, в которую зашел сотрудник, исходя из предикативности его действий. И отметим, что по этим и некоторым другим инновационным решениям мы даже отправили документацию в Роспатент для получения дизайн-патента промышленного образца. Далее — реализация выбранных идей по нашему привычному продуктовому фреймворку: погружение в задачу -> исследование -> дизайн-концепция -> разработка.
Кроме того, мероприятие позволило дизайнерам приблизиться к бизнесу и выступить в роли мини-СЕО продукта. Крайне ценный опыт для каждого из нас: это напоминает о том, что мы не просто решаем задачи из бэклога, а самостоятельно принимаем решение о развитии и обогащении продукта новой функциональностью, основываясь на рынке и проблематике пользователя.
И наконец, получился прекрасный тимбилдинг, где все члены команды смогли синхронизировать свои знания о пользователях, получше узнать друг друга, а также необычно провести время и повысить бодрость духа :)
Комментарии (15)
timiryazevec
14.12.2023 16:53Читая про Шаг 5. Фокусировка на проблеме пользователя, словил легкое недоумение, можете более подробно рассказать про то как именно сформировались эти 2 портрета клиента, какие там были критерии отбора? Потому что читая "боль" офисного работника про рабочий телефон который старый, медленно работает с плохой камерой, мне кажется это очень притянуто за уши. Неужели ни у кого в команде не возник вопрос: "сейчас бюджетка китайская современная и работает нормально и снимает при хорошем освещении нормально, смартфон на нашей оси будет стоить явно дороже этой бюджетки, это точно наш клиент?"
Raklov
14.12.2023 16:53Дело в том, что во многих учреждениях не выдают современных телефонов, даже китайских, а личными пользоваться в рабочее время запрещают.
timiryazevec
14.12.2023 16:53Это естественно. Но где про это написано в карточке портрета покупателя? Там ведь совсем другое написано
timiryazevec
14.12.2023 16:53@nikitadizer@RaklovИ еще один вопрос. Вижу что иконки вы решили сделать в более оригинальной форме, ок действительно выделяется, но при этом в интерфейсе звонилки и часов уже все квадратное. Разве это не выглядит аляповато? Чем руководствовались?
Raklov
14.12.2023 16:53ну мы прям всё, что узнали из интервью не могли впихнуть в одну карточку) но мы уделили много времени на сессии, чтобы поделиться и обсудить находки, многое просто проговаривалось устно
yeswolf
14.12.2023 16:53Бедный сотрудник Норникеля. Стоит он в -40 и пытается понять, за каким чёртом ему трясти кирпич весом под килограмм и почему нет отдельной кнопки для включения фонарика. А его друг, глядя на пролетающие мимо кирпичи, философски думает "опять поди освещение отключили".
zabanen2
14.12.2023 16:53перешел на кнопочный и опишу
больто, чего лично я ожидаю от телефона:
- контакты, телефон, смс, запись звонков
- сделать (быстро) фото/видео и куда-то его передать: мессенджер/облако/по кабелю
- сделать фото текста и куда-то его передать: мессенджер/облако/по кабелю
- включить фонарик (быстро)
- карты
- калькулятор, у которого есть кнопка +/- (negative)
- секундомер/будильник/таймер
- браузер файлов
- сенсорного ввода
- скриншот экрана
категория, без которой можно жить, но было бы приятнее:
- подключение блютус наушников
- мессенджер (они могут и в браузере работать)
- браузер
- возможность определять то, что будет на экране (ни рекламы, ни виджетов, ни поиска, оставить только ярлыки запуска приложений) и самое главное - делать фоном просто цвет. (черный) не знаю зачем повсеместно вырезают эту функцию.
- удалять мусорный софт, который не используется
- ручное управление камерой: выдержка, кроп, iso, диафрагма, отсутствие поганого ИИ
- все описанное без регистрации и смс
и прошу прощения, все эти дизайнерские красивые графики - говно, которым кормят всех. пожалуйста, если вы говорите про инженеров, делайте дизайн для них. если есть скорость, не обязательно делать его в таком красивом стиле. сделайте пожалуйста рядом график ускорения с настраиваемым алгритмом из скользящих окон. вот зачем делать 4 окна с атмосферным давлением, температурой и качеством воздуха в разных окнах? чтобы глядеть на ваш красивый дизайн? ок, но сделайте пожалуйста рядом в настройках "компактный дизайн", сделайте пожалуйста такую настройку в каждом приложении, когда весь UI содержит больше информации. а то опять же - делаете дизайн ради того, чтобы показать, что у вас не зря дизайнеры кушают.
сейчас меня закидают палками, но считаю windows 7/10 (проводник тоже) идеальным дизайном. я начал так считать после xfce/i3wm/kde и сотни часов настроек. дизайн виндовс незаметен, в него вложено миллионы человекочасов. никакая сборка васяна не сможет "улучшить" дизайн виндовс.
почему то я в вас верю, но боюсь, что вы скатитесь к ширпотребному дизайну
под компактным дизайном у меня ассоциируется вот такое чудо:все под рукой, сложно в начале, но разобравшись, переходя на простые (дизайны) приборы будет не хватать удоства пользования. поймает ли ваш UX раздражение от простого дизайна?
я инженер-технолог. я начал с малого и разрабатываю приложения так, (как могу хехе, опыта мало) как бы я хотел видеть данные. я в шоке с вашей кнопки "запуск производства" на пол экрана. верхний экран весь должен быть в показаниях от телеметрии, должен быть прогноз от того, что будет, если нажать кнопку. да и сама кнопка скорее всего не 1, а несколько, чтобы непосредственно нажать запуск. наверно вашу выставку посещали и похвалил какие-нибудь директора, которые не понимают тонкости работы непосредственно на оборудовании. я не знаю, НАВЕРНО У ВАС, ДИЗАЙНЕРОВ, ВЕСЬ ИНТЕРФЕЙС С КНОПКОЙ "СДЕЛАТЬ КРАСИВО",
> Например, когда пользователь заходит в специализированный цех, устройство понимает это и перестраивает свою функциональность, исходя из задач
чтоб у вас пользовательский интерфейс перестраивался в зависимости от настроения начальника, суток и погоды
sojail
14.12.2023 16:53Как мы перевернули подход к созданию интерфейсов ОС
Из статьи абсолютно непонятно в чем заключается "переворачивание подхода". Также, если вы "перевернули подход", то должны быть и зримые результаты такого "переворачивания". То есть новые, улучшенные, особенно удобные для пользователя варианты интерфейсов ОС. Где они? Например, новые визуальные интерфейсы (если они есть) можно было бы представить в следующем формате: три скриншота рядом: скриншот KasperskyOS, скриншот Android, скриншот iOS, внизу - описание, чем визуальный интерфейс KasperskyOS лучше, чем у конкурентов. И т.д. Где все это?
sojail
14.12.2023 16:53Вместо ответа на обоснованную критику (статья очень слабая и крайне сумбурно написанная), местные боты заминусовали мне карму. Куда смотрит Администрация Хабра?
Fantavinograd
14.12.2023 16:53Маловато множеств для Диаграммы Венна, как вам удалось избавиться от 90 с лишним идей при помощи всего 3 критериев, надо было использовать матрицу)
Raklov
14.12.2023 16:53Не увидели проблем по работе с диаграммой Венна, можно было использовать и матрицу или другой инструмент. От идей не избавлялись, даже те идеи, которые не соответствовали всем 3-м критериям, мы сохранили и задокументировали - будем еще к ним обращаться)
equeim
Т.е. очередной "это не форк AOSP мамой клянусь" по типу HarmonyOS?
EvgeniyIvanovhabr
Судя по информации на официальном сайте https://os.kaspersky.ru/faq-general/ (кое что там, правда, уже выглядит немного устаревшим) – это разработка «Лаборатории Касперского» с чистого листа, не основанная на сторонних решениях.
equeim
Huawei утверждали то же самое :)