Как‑то я проходил собес и мне задали вопрос:
— Доводилось ли тебе иметь дело с парадоксом Симпсона?
Я немного подумал и вспомнил пример из теста в моей практике.
О чём там был тест уже не вспомню, но это и не так важно. В этом тесте мы получили хорошие результаты и тестовый вариант выиграл по ключевой метрике.
Всё бы хорошо, но заказчик решил посмотреть его в разрезе платформ. Проблема была в том, что аудитории платформ (iOS vs Android) у нас были неравномерные, одной группы было сильно меньше.
Мы сгруппировали юзеров по платформам и пересчитали тест для каждой в отдельности. В обоих случая тестовый вариант не оправдался.
Этот явление и есть парадокс Симпсона.
По смыслу он немного похож на «Эффект чирлидерш» от Барни Стинсона из HIMYM (if you know — you know).
Я не очень часто с ним сталкивался, во многом потому, что сегментация по итогам теста не самое популярное развлечение.
Как его обойти?
???? Есть такая штука теорема «Принципа уверенности», которая утверждает, что, если действие увеличивает вероятность события в каждой группе в отдельности, оно также увеличивает вероятность события во всей популяции.
В соответствии с этой теоремой, я вывел для себя два правила, которых стараюсь придерживаться:
✅ Не сегментировать результаты теста. Этот вариант подходит чаще всего, когда сегментация не несет существенного значения для анализа.
✅ Сегментировать заранее. Если всё же сегментация нужна, то стоит убедиться что группы будут сбалансированы. В идеале равные размеры выборок, но это скорее пожелание, чем правило. Другое дело — размеры выборок минимального сегмента. Если они слишком малы (например, у нас почти нет Android‑юзеров), мы можем потерять в стат. мощности.
В таких ситуациях лучше лишний раз подумать над использованием первого правила и не сегментировать вообще.
Еще больше про аналитику и статистику коротко и по делу можно почитать в моем ТГ‑канале. Вэлкам)
TheGodfather
О чем статья вообще?
>О чём там был тест уже не вспомню, но это и не так важно. В этом тесте мы получили хорошие результаты и тестовый вариант выиграл по ключевой метрике.
>Мы сгруппировали юзеров по платформам и пересчитали тест для каждой в отдельности. В обоих случая тестовый вариант не оправдался.
>Есть такая штука теорема «Принципа уверенности», которая утверждает, что, если действие увеличивает вероятность события в каждой группе в отдельности, оно также увеличивает вероятность события во всей популяции.
И? Дальше то что? Оборвали статью на самом начале непонятно зачем.
Product_Analyst Автор
Сначала не понял а потом как понял. Спасибо, поправил превью