Возможно, вас посещают мысли: «В найме я уже достиг потолка, в задачах уже нет вызова, доход особо не растет. Что дальше? Ведь с возрастом все будет только хуже». Возникают мысли о собственных проектах, но как к ним подступиться — непонятно. Расскажу о неочевидных моментах, с которыми придется столкнуться, если вы решите работать на себя, и о том, как безболезненно уйти из найма.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dae/d7a/d44/daed7ad447bea7f29bc4f53a6209af53.jpg)
Почему вас тянет уйти из найма?
Это первый и ключевой вопрос, на который нужно себе честно ответить. Многим идея открыть бизнес кажется романтической. Ведь достаточно написать заявление на увольнение и положить под подушку, как ночью прискачет Аяз Шабутдинов на единороге и подарит миллион долларов. В реальности бизнес — это одновременно и достаточно муторная, и высокорисковая деятельность. Поэтому нужно отдавать себе отчет, что вы хотите от нее получить и чем готовы для этого пожертвовать.
Обычно люди руководствуются следующими мотивами, когда думают перейти из найма в бизнес.
Хочется больше зарабатывать или, как минимум, обеспечить себе стабильный и независимый от конкретной компании источник дохода. Мотив очень понятный. Особенно, если вы понимаете, что карьера развиваться не будет (а инфляция будет!) и дальше путь только вниз. А если уволят, то на аналогичную позицию точно не возьмут, и деградация и тлен наступят еще раньше.
Хочется больше свободы и саморазвития. Надоел круг задач, который приходится регулярно делать и делать по чужим правилам. Хочется самостоятельно принимать решения и брать интересные проекты. Да и вообще ощущение, что ваш потенциал не реализуется — грустное ощущение.
Надоела сама работа. Иногда открытие своего дела связано с надеждой обрести смысл и спастись от профессионального выгорания. Если работа задолбала так, что нет сил на нее смотреть, бизнес может казаться хорошим выходом (но не обязательно им является).
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ba2/d94/b29/ba2d94b29b3c7d18c8c7c29e8db84d11.jpg)
И хотя любой из этих мотивов абсолютно оправдан, далеко не всегда нужно уходить из привычного корпоративного мира. И вот почему.
Неявные убеждения
У каждого из нас есть неосознанные убеждения, которыми мы руководствуемся при достижении целей. Так вот самое проблемное неочевидное убеждение, которое мешает состояться в бизнесе звучит так: «Я хочу делать все то же самое, что делаю в найме, только теперь на своих условиях».
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d9a/476/4a9/d9a4764a9824000cfd5f818248fff2ed.jpg)
Проблема тут в том, что найм обеспечивает вам все необходимое, чтобы вы могли заниматься своей работой. Например, чтобы дизайнер мог рисовать макеты сайтов клиентам кто-то должен запустить рекламу, обработать заявки, привлечь клиента, купить дизайнеру стол и компьютер, арендовать помещение, посчитать налоги и т.д.
Если тот же дизайнер решит, что теперь он сам по себе, то вместе со свободой на его плечи лягут задачи:
Привлечь к себе внимание и объяснить, почему именно к нему стоит обращаться, когда в мире столько дизайнеров.
Превратить заявки в деньги, то есть продать свои услуги.
Выполнить работу и добиться, чтобы клиент ее принял.
Обеспечить необходимую инфраструктуру, которая нужна для самостоятельного ведения дел: от покупки нужного оборудования до уплаты налогов.
Причем, что это самый минимум, поскольку при росте бизнеса в нем появляются люди, которыми нужно управлять, вовремя платить им зарплату и отвечать за результат их труда и т.д.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a5a/1c7/efb/a5a1c7efbe85667a42ae6bd4dd972956.jpg)
Именно поэтому быть самостоятельным, но делать то же самое, что в найме — нереальная задача. Вам придется освоить и роль маркетолога, и продажника, и управленца, и финансиста. А далеко не каждый человек к этому готов. Но это еще не все.
![Любой начинающий предприниматель Любой начинающий предприниматель](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d26/fb3/7da/d26fb37da87def8d1ab6fa965a2a7701.jpg)
Обнуление
Переход из найма в бизнес часто сопровождается обнулением самооценки. В найме можно быть признанным экспертом из Яндекса или Касперского, выступать на конференциях, котироваться в сообществе, но стоит уйти из большого бренда или даже не уйти, а просто начать выступать от собственного имени, как происходят две вещи.
Во-первых, тень большого бренда, которая маячила за вашей спиной, бледнеет. Вы теперь уже не «эксперт Яндекса», а «экс-эксперт Яндекса», эксперт второй свежести. Неприятно осознать, что хотя ваш опыт и экспертность не изменились, после ухода из большой компании вас перестают звать на разные мероприятия и многие привычные двери оказываются закрыты.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cb2/70f/5bd/cb270f5bd811bd675d29c5f9389c63dc.jpg)
Во-вторых, часто в новой роли неуютно именно потому, что возникает необходимость по новому проявляться. Например, раньше вас просто звали выступать на конференцию и требовалось всего лишь сделать хороший доклад. А в новом качестве надо регулярно писать посты, самостоятельно заявлять о себе, лезть под свет софитов и нарываться на обвинения в инфоцыганстве.
Естественно, уверенность в себе от этого жухнет. Возникают переживания: «Куда я лезу? Есть же люди куда меня экспертней, а они сидят тихо. Нужно ли мне это все?». Синдром самозванца расцветает пышным цветом. Предпринимать действия, связанные с маркетингом и продажами, становится все труднее.
Печальный финал
Самое грустное, когда специалист ввязывается в историю с бизнесом и попадает под двойной удар. С одной стороны, ему не хватает новых навыков в маркетинге, продажах и управлении. Он расходует силы попусту, фокусируется не на том и не добивается результатов. С другой стороны, испытывает стыд из-за необходимости продавать, разочаровывается, что все оказалось не так, как представлялось, и усилия не приносят плодов.
Хорошо, если неудачный опыт будет переосмыслен и послужит ступенькой к успеху, но большинство сдается, даже не поняв, что пошло не так
Остается лишь ощущение, что деньги и время были потрачены зря, разочарование в себе и чувство, что «бизнес — не мое».
Возникает вопрос: «Можно ли без резких движений и лишних рисков подготовиться к жизни за пределами корпорации?» Да, можно.
Как обрести самостоятельность
Способ, про который я расскажу, хорошо подходит, если вы хотите оказывать услуги, заняться консалтингом или обучением. Его огромный плюс в том, что он прекрасно совместим с наймом и позволяет оставаться в нем до тех пор, пока вы не будете уверены, что вам по душе самостоятельное плавание (я, кстати, настоятельно рекомендую оставаться в найме до тех пор, пока ваш «доход на стороне» не сравняется с корпоративным).
Дорожная карта выглядит так.
Разбираемся с психологическими барьерами, которые мешают реализовать свой замысел. Понять, что барьеры есть — просто. Вы хотите действовать, но не действуете. Возникает страх: «Ой, как же я начну, ведь мне уже 28 (32, 37, 45) лет», возникают смущение и стыд: «Что обо мне подумают коллеги?», возникают прокрастинация и пустота в голове, когда надо взяться за свой проект.
Тут важно разложить свои страхи по полочкам, поскольку в общей куче они выглядят более угрожающе. Ко мне как-то пришел клиент, который работал в Роскосмосе и рассказал, что уже 2 года делает свой личный проект и никак не может его запустить. Мы поговорили, и оказалось клиенту мешали стыд и ощущение: «Фигней какой-то занимаюсь, кому это может быть нужно».
Когда клиент это осознал, то смог поговорить со своей командой. Оказалось, что ребята испытывали похожие чувства. А лучшее противоядие от стыда — это сделать его видимым и обсудить. Когда команда смогла поговорить, стыд ушел, и в течение месяца ребята запустили проект, который не могли запустить 2 года. Проект оказался успешным и востребованным.
![Отзыв клиента месяц спустя после наставничества Отзыв клиента месяц спустя после наставничества](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/986/02c/b7a/98602cb7a6d185122530d832611dc3b4.jpg)
Формируем предложение. Когда вы разобрались с психологическими затыками, важно не запутаться в действиях. Часто специалисты начинают с того, что хорошо умеют — с самого продукта или услуги. А начинать надо с их презентации.
Опишите, кому вы предлагаете свою услугу, чем ваше предложение отличается от аналогичных, каким будет результат, за счет чего вы его достигните. Начинать с упаковки вашего предложения полезно еще и потому, что вы начинаете яснее видеть, что важно клиентам, а что нет. Иначе есть риск начать делать что-то только потому, что это нравится вам или вы это хорошо умеете, а не потому что это нужно людям.
Кроме того, формируя предложение, вы начинаете прокачивать свои навыки в маркетинге, а это важно для будущего успеха.
![Это одна и та же услуга, но в первом случае предложение сформулировано так, что его никто не купит, а во втором — купят и охотно (из кейса клиента) Это одна и та же услуга, но в первом случае предложение сформулировано так, что его никто не купит, а во втором — купят и охотно (из кейса клиента)](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/95d/7b5/574/95d7b5574b929e18e25159f4e51ef0bc.jpg)
Проверяем, востребовано ли предложение. Когда предложение сформировано, важно понять — будут ли у вас покупать или это лишь ваши фантазии. Как проверить?
Отправиться к потенциальным клиентам и поговорить с ними. Существуют специальные механики для таких опросов, которые помогают одним разговором убить двух зайцев:
Понять, как люди видят свою проблему, как пытались ее решать до вас, какой результат сочтут приемлемым, какие сомнения у них есть в отношении работы с вами.
Выяснить, интересно ли им предложение в том виде, в котором вы его сформулировали, готовы ли они его купить, а если нет, то почему.
Прелесть этих разговоров в том, что, во-первых, вы гораздо лучше начинаете понимать своих клиентов и можете скорректировать свое предложение под их реальные проблемы. Во-вторых, вы оттачиваете навык экспертных продаж, суть которых не в том, чтобы дожимать и орать «налетай, подешевело», а в том, чтобы понять, что нужно клиенту и предложить релевантное решение.
Часто продажи случаются уже на этом этапе даже без доработки вашего предложения, а если не случаются, вы дорабатываете предложение и заходите на второй (третий, четвертый) круг.
![Когда проводишь исследование, а у тебя внезапно покупают Когда проводишь исследование, а у тебя внезапно покупают](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/460/b96/a46/460b96a46fc1cfe8c33e6903700d0959.png)
Проходим весь путь. Когда вы продали ваши услуги, важно оказать их так, чтобы клиент остался доволен. На этом этапе полезно собирать детальную обратную связь от ваших клиентов:
— Что им понравилось в работе с вами?
— Что не понравилось?
— Какими были их ожидания? Насколько они оправдались?
— Что было ценного для клиента?
— Как он описал бы результат, который получил?
— Что можно улучшить?
Зачем все эти вопросы? У вас на это 5 причин:)
Во-первых, ответы на эти вопросы помогают улучшить продукт.
Во-вторых, снизить риск, что ваше предложение создает ожидания, которые не выполняются.
В-третьих, если клиенту не понравилось с вами работать, он сможет высказать вам все, что считает нужным — это снизит негатив с его стороны, а вы сможете улучшить продукт.
В-четвертых, сам по себе факт, что вы собираете обратную связь (если вы делаете это правильно), говорит о том, что вам не наплевать на клиента. Клиенты это ценят и это формирует к вам лояльность.
В-пятых, вы получаете отзывы клиента.
Собственно, если все прошло успешно, поздравляю, вы построили рабочую модель бизнеса в миниатюре. Осталось превратить экспериментальный образец вашего бизнеса в серийное производство, но это отдельный большой этап, о котором в другой раз.
Давайте пообщаемся?
Я с огромным уважением отношусь к людям, которые решаются открыть свое дело, неважно в формате самозанятости или полноценного бизнеса, поэтому если у вас есть такие планы, но вы не знаете, как к ним подступиться, оставьте заявку на бесплатную диагностическую сессию. Я помогу вам наметить пошаговый план для создания дополнительного источника дохода и покажу, как можно за 1 месяц получить первые заявки. Это отличный подарок на Новый год!
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, где я много пишу о том, как идти к своим целям vopreki неблагоприятным обстоятельствам.
Комментарии (18)
Arhammon
24.12.2023 06:33Самый безопасный вариант подготовиться - сходить с кем-нибудь помолчать в углу во время переговоров с клиентом, посидеть у рекламщиков послушать что говорят, попить чаю с бухгалтерией итп.
janvarev
24.12.2023 06:33Справедливости ради, процесс в большом B2B и маленьком, либо B2C - это две разные вещи. В малом бизнесе не нужно по полгода уговаривать клиента, потому что обычно вы ему не продаете за X лямов какую-то штуку, и проводить хитрые проводки через бухгалтерию. Так что все попроще... но и посложнее, потому что входящий поток надо создавать, от этого никуда не деться.
Arhammon
24.12.2023 06:33Про большой B2B мне очень запомнился какой-то семинар Майкрософтов. Попал я туда случайно, я тогда только начинал свою трудовую деятельность и меня отправили как самого бесполезного. Там реально такое ощущение что не софт продают, а агента в ЦРУ вербуют. Но опыт однозначно полезный для будущего бизнесмена.
MAXH0
24.12.2023 06:33не софт продают, а агента в ЦРУ вербуют
Одно другому не мешает [см. Vault 7 ]...
Breathe_the_pressure
24.12.2023 06:33Открывал несколько компаний, скажу попроще, чтобы вы там не говорили, работа на себя даже при большей загрузке, это более перспективно.
Но во-первых, вы идёте туда неподготовленные и с розовыми мечтами. 99% просто выносит естественным отбором. 2. Бизнес должен приносить прибыль, а не обещания. 3. В связи с этим игнорируется план B и план С (а также: поиск, развороты, запасные варианты и комбинаторика).
Dolios
24.12.2023 06:33Есть ряд задач, над которыми вы не можете работать в одиночку и даже впятером. Грубо, вам нравится проектировать небоскрёбы, но, работая на себя, ваш потолок, это дачные домики. И варианта у вас всего 2:
Организовать своё "архитекрурное бюро" с толпой специалистов.
Работать на дядю.
В первом случае, даже если вы где-то и найдёте деньги, вы уже не будете архитектором, вы станете администратором. Это может быть перспективно только в 1 случае: вам всё равно, чем заниматься, лишь бы платили. А может и не быть..
ReadOnlySadUser
24.12.2023 06:33Для меня "работа на себя" оправдана только в одном случае - очень сильно хочется заниматься управлением, а не, соббсно, работой.
sentimentaltrooper
24.12.2023 06:33Я когда-то не стал профессором в университете потому что видел что мой очень успешный научный руководитель (который мне и сватал место) наукой не занимается от слова совсем, он обладает очень сильной фундаментальной базой которой хватает что бы понять работу своих постдоков и PhD и опытом что бы её направлять, но сам он в тему и детали не погружался, а 95% времени занимался поиском финансирования. А меня тогда это вот прям пёрло, и я ушел из академии в индустрию - что бы делать "реальные проекты". Спустя 5+ лет, я стал сначала стал, скажем так CSO, а потом и вовсе тем кого можно назвать CEO (не владельцем) и теперь моей квалификации хватает что бы понимать работу моих инженеров и трансформировать хотелки бизнеса в ТЗ и ответы моей команды в "прибавочную стоимость". И 95% времени я занят поиском финансирования (разговоры с клиентами, отчеты, заявки). У нас есть несколько минорных направлений которые не закрыты пока другими сотрудниками и мне иногда приходится самому проводить хитрые измерения или некоторый анализ, но это объективная недоработка и кадровый голод. А хотел "просто писать код". Ирония жизни. Так почему ж я таки полез в управление и бизнес вообще: а) деньги (куда-то надо расти, как только ты перестаешь грести - тебя сносит течение) б) посмотрев вокруг я понял, что другие управляют плохо (на мой взгляд). А плохо я точно и сам могу, возможно могу лучше. Ну так и зачем нам посредники? Я кстати такую изначальную мотивацию встречал у многих.
Кстати говоря, в определённый момент сгорают мосты. Из условного CSO в обычного инженера через пару лет уже сложно вернуться, ты уже привык "квадратики в презентациях рисовать", а как код писать или какие там особенности проф.софта последних версий - уже и не помнишь. Я тут намедни подстраховывал сотрудника по проекту, симуляции, я на них собаку съел...в 2017м...открываю 2023 версию софта и мем_с_траволтой.жпг.
Nashev
24.12.2023 06:33Вы полезли в эту деятельность в итоге в немалой степени потому, что Вам в жизни подвернулась возможность понаблюдать, как этой деятельностью занимался Ваш очень успешный научный руководитель.
we_know
24.12.2023 06:33уже много лет как думаю и с каждым годом все меньше хочется. Сидишь получаешь 15го числа зарплату и дмаешь "Какой же я молодец " и как там трудно без денег и с рисками.
ilriv
Если уйти на вольные хлеба, придёт понимание что теперь твой начальник - это клиент. Нет принципиальной разницы, продаешь ли ты свой труд через посредника-работодателя или напрямую. И теперь твои мозги выносят не начальники и коллеги как раньше, а бизнес-партнёры, контрагенты, заказчики, сотрудники, налоговая и т.д.
Breathe_the_pressure
Тут только один минус, начальник - это единственный ваш клиент. Поэтому он начинает вам диктовать условия. Но как выход: много начальников, это может сработать.
usego
Так же этот начальник, если на своём месте, выступает в роли shit umbrella. А вот от клиентов всё это полетит напрямую и может хорошо так демотивировать.
Breathe_the_pressure
Да, вы правы, начальники жеж такие. Они ещё и пиццу персональную приносят и одеялко подтыкают. Папаши, не меньше.
zergon321
Вообще да, но зачастую нет, кстати говоря. В итоге получается, что можно работать по найму и иметь ту же жопную боль, что и будучи самозанятым. А основная функция мэнэджера - быть погонщиком и выжимать из работников соки
Abobcum
Существуют "бизнесы" без клиентов, если вам принципиально не нравится общаться с людьми. Или вы можете нанять специалиста по работе с клиентами.
Если на вольных хлебах вы продаёте свой труд, то вас обманывают - вы вовсе не на воле. Принципиальная разница заключается не в продаже, а в инвестиции. Например, вы можете развивать бренд вместо жонглирования алгоритмами на собесах или набрать клиентскую/партнёрскую базу вместо подпивасов из цеха.
zergon321
Первое, кстати, объективно лучше звучит, чем второе =3 Я понял, что невозможно надрочиться так, чтобы стабильно проходить собеседования по своей специальности. А клиентская база может служить ценным товаром и сама по себе