Возможно, вас посещают мысли: «В найме я уже достиг потолка, в задачах уже нет вызова, доход особо не растет. Что дальше? Ведь с возрастом все будет только хуже». Возникают мысли о собственных проектах, но как к ним подступиться — непонятно. Расскажу о неочевидных моментах, с которыми придется столкнуться, если вы решите работать на себя, и о том, как безболезненно уйти из найма.
Почему вас тянет уйти из найма?
Это первый и ключевой вопрос, на который нужно себе честно ответить. Многим идея открыть бизнес кажется романтической. Ведь достаточно написать заявление на увольнение и положить под подушку, как ночью прискачет Аяз Шабутдинов на единороге и подарит миллион долларов. В реальности бизнес — это одновременно и достаточно муторная, и высокорисковая деятельность. Поэтому нужно отдавать себе отчет, что вы хотите от нее получить и чем готовы для этого пожертвовать.
Обычно люди руководствуются следующими мотивами, когда думают перейти из найма в бизнес.
Хочется больше зарабатывать или, как минимум, обеспечить себе стабильный и независимый от конкретной компании источник дохода. Мотив очень понятный. Особенно, если вы понимаете, что карьера развиваться не будет (а инфляция будет!) и дальше путь только вниз. А если уволят, то на аналогичную позицию точно не возьмут, и деградация и тлен наступят еще раньше.
Хочется больше свободы и саморазвития. Надоел круг задач, который приходится регулярно делать и делать по чужим правилам. Хочется самостоятельно принимать решения и брать интересные проекты. Да и вообще ощущение, что ваш потенциал не реализуется — грустное ощущение.
Надоела сама работа. Иногда открытие своего дела связано с надеждой обрести смысл и спастись от профессионального выгорания. Если работа задолбала так, что нет сил на нее смотреть, бизнес может казаться хорошим выходом (но не обязательно им является).
И хотя любой из этих мотивов абсолютно оправдан, далеко не всегда нужно уходить из привычного корпоративного мира. И вот почему.
Неявные убеждения
У каждого из нас есть неосознанные убеждения, которыми мы руководствуемся при достижении целей. Так вот самое проблемное неочевидное убеждение, которое мешает состояться в бизнесе звучит так: «Я хочу делать все то же самое, что делаю в найме, только теперь на своих условиях».
Проблема тут в том, что найм обеспечивает вам все необходимое, чтобы вы могли заниматься своей работой. Например, чтобы дизайнер мог рисовать макеты сайтов клиентам кто-то должен запустить рекламу, обработать заявки, привлечь клиента, купить дизайнеру стол и компьютер, арендовать помещение, посчитать налоги и т.д.
Если тот же дизайнер решит, что теперь он сам по себе, то вместе со свободой на его плечи лягут задачи:
Привлечь к себе внимание и объяснить, почему именно к нему стоит обращаться, когда в мире столько дизайнеров.
Превратить заявки в деньги, то есть продать свои услуги.
Выполнить работу и добиться, чтобы клиент ее принял.
Обеспечить необходимую инфраструктуру, которая нужна для самостоятельного ведения дел: от покупки нужного оборудования до уплаты налогов.
Причем, что это самый минимум, поскольку при росте бизнеса в нем появляются люди, которыми нужно управлять, вовремя платить им зарплату и отвечать за результат их труда и т.д.
Именно поэтому быть самостоятельным, но делать то же самое, что в найме — нереальная задача. Вам придется освоить и роль маркетолога, и продажника, и управленца, и финансиста. А далеко не каждый человек к этому готов. Но это еще не все.
Обнуление
Переход из найма в бизнес часто сопровождается обнулением самооценки. В найме можно быть признанным экспертом из Яндекса или Касперского, выступать на конференциях, котироваться в сообществе, но стоит уйти из большого бренда или даже не уйти, а просто начать выступать от собственного имени, как происходят две вещи.
Во-первых, тень большого бренда, которая маячила за вашей спиной, бледнеет. Вы теперь уже не «эксперт Яндекса», а «экс-эксперт Яндекса», эксперт второй свежести. Неприятно осознать, что хотя ваш опыт и экспертность не изменились, после ухода из большой компании вас перестают звать на разные мероприятия и многие привычные двери оказываются закрыты.
Во-вторых, часто в новой роли неуютно именно потому, что возникает необходимость по новому проявляться. Например, раньше вас просто звали выступать на конференцию и требовалось всего лишь сделать хороший доклад. А в новом качестве надо регулярно писать посты, самостоятельно заявлять о себе, лезть под свет софитов и нарываться на обвинения в инфоцыганстве.
Естественно, уверенность в себе от этого жухнет. Возникают переживания: «Куда я лезу? Есть же люди куда меня экспертней, а они сидят тихо. Нужно ли мне это все?». Синдром самозванца расцветает пышным цветом. Предпринимать действия, связанные с маркетингом и продажами, становится все труднее.
Печальный финал
Самое грустное, когда специалист ввязывается в историю с бизнесом и попадает под двойной удар. С одной стороны, ему не хватает новых навыков в маркетинге, продажах и управлении. Он расходует силы попусту, фокусируется не на том и не добивается результатов. С другой стороны, испытывает стыд из-за необходимости продавать, разочаровывается, что все оказалось не так, как представлялось, и усилия не приносят плодов.
Хорошо, если неудачный опыт будет переосмыслен и послужит ступенькой к успеху, но большинство сдается, даже не поняв, что пошло не так
Остается лишь ощущение, что деньги и время были потрачены зря, разочарование в себе и чувство, что «бизнес — не мое».
Возникает вопрос: «Можно ли без резких движений и лишних рисков подготовиться к жизни за пределами корпорации?» Да, можно.
Как обрести самостоятельность
Способ, про который я расскажу, хорошо подходит, если вы хотите оказывать услуги, заняться консалтингом или обучением. Его огромный плюс в том, что он прекрасно совместим с наймом и позволяет оставаться в нем до тех пор, пока вы не будете уверены, что вам по душе самостоятельное плавание (я, кстати, настоятельно рекомендую оставаться в найме до тех пор, пока ваш «доход на стороне» не сравняется с корпоративным).
Дорожная карта выглядит так.
Разбираемся с психологическими барьерами, которые мешают реализовать свой замысел. Понять, что барьеры есть — просто. Вы хотите действовать, но не действуете. Возникает страх: «Ой, как же я начну, ведь мне уже 28 (32, 37, 45) лет», возникают смущение и стыд: «Что обо мне подумают коллеги?», возникают прокрастинация и пустота в голове, когда надо взяться за свой проект.
Тут важно разложить свои страхи по полочкам, поскольку в общей куче они выглядят более угрожающе. Ко мне как-то пришел клиент, который работал в Роскосмосе и рассказал, что уже 2 года делает свой личный проект и никак не может его запустить. Мы поговорили, и оказалось клиенту мешали стыд и ощущение: «Фигней какой-то занимаюсь, кому это может быть нужно».
Когда клиент это осознал, то смог поговорить со своей командой. Оказалось, что ребята испытывали похожие чувства. А лучшее противоядие от стыда — это сделать его видимым и обсудить. Когда команда смогла поговорить, стыд ушел, и в течение месяца ребята запустили проект, который не могли запустить 2 года. Проект оказался успешным и востребованным.
Формируем предложение. Когда вы разобрались с психологическими затыками, важно не запутаться в действиях. Часто специалисты начинают с того, что хорошо умеют — с самого продукта или услуги. А начинать надо с их презентации.
Опишите, кому вы предлагаете свою услугу, чем ваше предложение отличается от аналогичных, каким будет результат, за счет чего вы его достигните. Начинать с упаковки вашего предложения полезно еще и потому, что вы начинаете яснее видеть, что важно клиентам, а что нет. Иначе есть риск начать делать что-то только потому, что это нравится вам или вы это хорошо умеете, а не потому что это нужно людям.
Кроме того, формируя предложение, вы начинаете прокачивать свои навыки в маркетинге, а это важно для будущего успеха.
Проверяем, востребовано ли предложение. Когда предложение сформировано, важно понять — будут ли у вас покупать или это лишь ваши фантазии. Как проверить?
Отправиться к потенциальным клиентам и поговорить с ними. Существуют специальные механики для таких опросов, которые помогают одним разговором убить двух зайцев:
Понять, как люди видят свою проблему, как пытались ее решать до вас, какой результат сочтут приемлемым, какие сомнения у них есть в отношении работы с вами.
Выяснить, интересно ли им предложение в том виде, в котором вы его сформулировали, готовы ли они его купить, а если нет, то почему.
Прелесть этих разговоров в том, что, во-первых, вы гораздо лучше начинаете понимать своих клиентов и можете скорректировать свое предложение под их реальные проблемы. Во-вторых, вы оттачиваете навык экспертных продаж, суть которых не в том, чтобы дожимать и орать «налетай, подешевело», а в том, чтобы понять, что нужно клиенту и предложить релевантное решение.
Часто продажи случаются уже на этом этапе даже без доработки вашего предложения, а если не случаются, вы дорабатываете предложение и заходите на второй (третий, четвертый) круг.
Проходим весь путь. Когда вы продали ваши услуги, важно оказать их так, чтобы клиент остался доволен. На этом этапе полезно собирать детальную обратную связь от ваших клиентов:
— Что им понравилось в работе с вами?
— Что не понравилось?
— Какими были их ожидания? Насколько они оправдались?
— Что было ценного для клиента?
— Как он описал бы результат, который получил?
— Что можно улучшить?
Зачем все эти вопросы? У вас на это 5 причин:)
Во-первых, ответы на эти вопросы помогают улучшить продукт.
Во-вторых, снизить риск, что ваше предложение создает ожидания, которые не выполняются.
В-третьих, если клиенту не понравилось с вами работать, он сможет высказать вам все, что считает нужным — это снизит негатив с его стороны, а вы сможете улучшить продукт.
В-четвертых, сам по себе факт, что вы собираете обратную связь (если вы делаете это правильно), говорит о том, что вам не наплевать на клиента. Клиенты это ценят и это формирует к вам лояльность.
В-пятых, вы получаете отзывы клиента.
Собственно, если все прошло успешно, поздравляю, вы построили рабочую модель бизнеса в миниатюре. Осталось превратить экспериментальный образец вашего бизнеса в серийное производство, но это отдельный большой этап, о котором в другой раз.
Давайте пообщаемся?
Я с огромным уважением отношусь к людям, которые решаются открыть свое дело, неважно в формате самозанятости или полноценного бизнеса, поэтому если у вас есть такие планы, но вы не знаете, как к ним подступиться, оставьте заявку на бесплатную диагностическую сессию. Я помогу вам наметить пошаговый план для создания дополнительного источника дохода и покажу, как можно за 1 месяц получить первые заявки. Это отличный подарок на Новый год!
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, где я много пишу о том, как идти к своим целям vopreki неблагоприятным обстоятельствам.
Комментарии (18)
Arhammon
24.12.2023 06:33Самый безопасный вариант подготовиться - сходить с кем-нибудь помолчать в углу во время переговоров с клиентом, посидеть у рекламщиков послушать что говорят, попить чаю с бухгалтерией итп.
janvarev
24.12.2023 06:33Справедливости ради, процесс в большом B2B и маленьком, либо B2C - это две разные вещи. В малом бизнесе не нужно по полгода уговаривать клиента, потому что обычно вы ему не продаете за X лямов какую-то штуку, и проводить хитрые проводки через бухгалтерию. Так что все попроще... но и посложнее, потому что входящий поток надо создавать, от этого никуда не деться.
Arhammon
24.12.2023 06:33Про большой B2B мне очень запомнился какой-то семинар Майкрософтов. Попал я туда случайно, я тогда только начинал свою трудовую деятельность и меня отправили как самого бесполезного. Там реально такое ощущение что не софт продают, а агента в ЦРУ вербуют. Но опыт однозначно полезный для будущего бизнесмена.
MAXH0
24.12.2023 06:33не софт продают, а агента в ЦРУ вербуют
Одно другому не мешает [см. Vault 7 ]...
Breathe_the_pressure
24.12.2023 06:33Открывал несколько компаний, скажу попроще, чтобы вы там не говорили, работа на себя даже при большей загрузке, это более перспективно.
Но во-первых, вы идёте туда неподготовленные и с розовыми мечтами. 99% просто выносит естественным отбором. 2. Бизнес должен приносить прибыль, а не обещания. 3. В связи с этим игнорируется план B и план С (а также: поиск, развороты, запасные варианты и комбинаторика).
Dolios
24.12.2023 06:33Есть ряд задач, над которыми вы не можете работать в одиночку и даже впятером. Грубо, вам нравится проектировать небоскрёбы, но, работая на себя, ваш потолок, это дачные домики. И варианта у вас всего 2:
Организовать своё "архитекрурное бюро" с толпой специалистов.
Работать на дядю.
В первом случае, даже если вы где-то и найдёте деньги, вы уже не будете архитектором, вы станете администратором. Это может быть перспективно только в 1 случае: вам всё равно, чем заниматься, лишь бы платили. А может и не быть..
ReadOnlySadUser
24.12.2023 06:33Для меня "работа на себя" оправдана только в одном случае - очень сильно хочется заниматься управлением, а не, соббсно, работой.
sentimentaltrooper
24.12.2023 06:33Я когда-то не стал профессором в университете потому что видел что мой очень успешный научный руководитель (который мне и сватал место) наукой не занимается от слова совсем, он обладает очень сильной фундаментальной базой которой хватает что бы понять работу своих постдоков и PhD и опытом что бы её направлять, но сам он в тему и детали не погружался, а 95% времени занимался поиском финансирования. А меня тогда это вот прям пёрло, и я ушел из академии в индустрию - что бы делать "реальные проекты". Спустя 5+ лет, я стал сначала стал, скажем так CSO, а потом и вовсе тем кого можно назвать CEO (не владельцем) и теперь моей квалификации хватает что бы понимать работу моих инженеров и трансформировать хотелки бизнеса в ТЗ и ответы моей команды в "прибавочную стоимость". И 95% времени я занят поиском финансирования (разговоры с клиентами, отчеты, заявки). У нас есть несколько минорных направлений которые не закрыты пока другими сотрудниками и мне иногда приходится самому проводить хитрые измерения или некоторый анализ, но это объективная недоработка и кадровый голод. А хотел "просто писать код". Ирония жизни. Так почему ж я таки полез в управление и бизнес вообще: а) деньги (куда-то надо расти, как только ты перестаешь грести - тебя сносит течение) б) посмотрев вокруг я понял, что другие управляют плохо (на мой взгляд). А плохо я точно и сам могу, возможно могу лучше. Ну так и зачем нам посредники? Я кстати такую изначальную мотивацию встречал у многих.
Кстати говоря, в определённый момент сгорают мосты. Из условного CSO в обычного инженера через пару лет уже сложно вернуться, ты уже привык "квадратики в презентациях рисовать", а как код писать или какие там особенности проф.софта последних версий - уже и не помнишь. Я тут намедни подстраховывал сотрудника по проекту, симуляции, я на них собаку съел...в 2017м...открываю 2023 версию софта и мем_с_траволтой.жпг.
Nashev
24.12.2023 06:33Вы полезли в эту деятельность в итоге в немалой степени потому, что Вам в жизни подвернулась возможность понаблюдать, как этой деятельностью занимался Ваш очень успешный научный руководитель.
we_know
24.12.2023 06:33уже много лет как думаю и с каждым годом все меньше хочется. Сидишь получаешь 15го числа зарплату и дмаешь "Какой же я молодец " и как там трудно без денег и с рисками.
ilriv
Если уйти на вольные хлеба, придёт понимание что теперь твой начальник - это клиент. Нет принципиальной разницы, продаешь ли ты свой труд через посредника-работодателя или напрямую. И теперь твои мозги выносят не начальники и коллеги как раньше, а бизнес-партнёры, контрагенты, заказчики, сотрудники, налоговая и т.д.
Breathe_the_pressure
Тут только один минус, начальник - это единственный ваш клиент. Поэтому он начинает вам диктовать условия. Но как выход: много начальников, это может сработать.
usego
Так же этот начальник, если на своём месте, выступает в роли shit umbrella. А вот от клиентов всё это полетит напрямую и может хорошо так демотивировать.
Breathe_the_pressure
Да, вы правы, начальники жеж такие. Они ещё и пиццу персональную приносят и одеялко подтыкают. Папаши, не меньше.
zergon321
Вообще да, но зачастую нет, кстати говоря. В итоге получается, что можно работать по найму и иметь ту же жопную боль, что и будучи самозанятым. А основная функция мэнэджера - быть погонщиком и выжимать из работников соки
Abobcum
Существуют "бизнесы" без клиентов, если вам принципиально не нравится общаться с людьми. Или вы можете нанять специалиста по работе с клиентами.
Если на вольных хлебах вы продаёте свой труд, то вас обманывают - вы вовсе не на воле. Принципиальная разница заключается не в продаже, а в инвестиции. Например, вы можете развивать бренд вместо жонглирования алгоритмами на собесах или набрать клиентскую/партнёрскую базу вместо подпивасов из цеха.
zergon321
Первое, кстати, объективно лучше звучит, чем второе =3 Я понял, что невозможно надрочиться так, чтобы стабильно проходить собеседования по своей специальности. А клиентская база может служить ценным товаром и сама по себе