Всем привет! Я Анжелика, работаю ведущим инженером в РСХБ‑Интех. В последнее время все чаще задумываюсь про медийность и важность ее развития для ИТ‑специалистов. Поговорим про это в сегодняшнем материале.

Личный бренд (медийность или узнаваемость) есть у каждого человека — это то, с чем его ассоциируют. Эти термины вошли в обиход, когда специалисты стали осознанно и целенаправленно работать над своим публичным образом для достижения определенных целей. В большинстве случаев личный бренд ассоциируется с экспертом, который ведет блог. Но медийность — это также совокупность всех публикаций, выступлений, подкастов, менторских активностей эксперта и так далее.

Чем может быть полезна узнаваемость?

В наше непростое время новичкам (и не только им) сложно найти работу в индустрии из‑за большой конкуренции. Если у человека есть желание и нужные навыки (например, умение транслировать свои мысли), то отличный способ выделиться — это завести блог, канал, группу в различных социальных сетях, выбрав что‑то по душе. Стоит отметить, что важно так же попасть в «боль» аудитории: не все что интересно вам, будет интересно большому количеству людей, это стоит учитывать, если ваша цель расти в количестве.

О наличии подходящих навыков может говорить несколько признаков, даже если человек никогда прежде человек не писал и не выступал:

  • Смешно шутит и все смеются,

  • Доступно умеет объяснить нужную информацию новичку на работе,

  • Умеет писать различные инструкции просто и понятно,

  • Умеет находить общий язык с людьми.

Медийность для инженера — это:

  • Способ повысить собственную ценность на рынке труда за счет экспертности и возможности дополнительного заработка (например, записать свой курс, открыть школу, заниматься наставничеством);

  • Способ показать себя и свои достижения (для многих важно чего‑то добиться в индустрии и оставить свой след, а не просто работать в зоне своих обязанностей);

  • Возможность нетворкинга и полезных знакомств (получать плюшки — от простых разговоров до поездок на конференции, награждения, членство в жюри и т. д.).

В прошлом году я была свидетелем того, как одному парню прилетел оффер через некоторое время после того, как он завел блог и стал писать посты после просмотра видео уроков по программированию. В них он выражал свои мысли и интересные выводы о сложных задачах. Кому‑то понравились его мысли и подход к решению проблем, так он получил свою первую работу.

Если вы поняли, что хотите развивать себя в медийности, то ваша основная задача — дать о себе знать, рассказать свою историю успеха и о вашем уникальном опыте и вкладе в индустрию.

Быть узнаваемым значит стоить на рынке труда дороже. Человек, который выстроил правильно свой PR-путь, может стоить в разы дороже, если он в медиа-пространстве развивается, как эксперт в своей области.

С чего начать, если ничего не умеешь?

В прошлом материале я писала о важности получения фундаментальных знаний. Это поможет вам не только в поиске хорошего места с желаемыми условиями труда, но и если вы захотите развивать собственную медийность. Учитесь, читайте, получайте новые знания, становитесь экспертом в своей области, пробуйте новые интересные подходы и методы, обзор на которые может быть интересен сообществу, и т. п.. Фундаментальные знания — ваш основной помощник.

Еще один немаловажный момент — учиться правильно держаться на публике. Наверное, вы часто замечаете, что кому‑то легко даются съемки на камеру, и человек выглядит непринужденно, но это не совсем так. В начале всем страшно, и этот этап нужно пройти, перетерпеть и не сдаваться. Ведь даже идеальный ролик не записан с первого раза, и мы не знаем, сколько дублей и попыток было сделано до получения конечного результата. Не только вам страшно, страшно всем. Я знаю ИТ‑блогеров с многотысячной аудиторией, которым, даже несмотря на популярность, до сих пор страшно выходить в эфир.

Что можно делать:

  1. В любом деле важна насмотренность. Посмотрите на специалистов, которые вам импонируют. Как они ведут свои странички, какой список тем интересен их аудитории и откликается ли эта аудитория вам. Может быть у вас на многие темы есть своя точка зрения, это пригодится для составления вашего контент-плана.

  2. Пробуйте. Начните писать на простые темы и постепенно усложняйте. Публикации могут быть размещены на разных площадках, таких как Хабр, vc.ru, личные странички, в телеграм-канале и не только. Прежде чем писать статью, выясните, для какой аудитории вы ее создаете, какие темы сейчас интересны и обсуждаемы в сообществе. На основе этих выводов и вашего опыта составьте список тем. Помните, что также важно правильно выбрать, на каких площадках будет публиковаться статья. От этого зависит стилистика вашего контента.

  3. Если у вас, как у эксперта, имеется уже какая-то популярность, то можно целиться на публикации в СМИ. Важно раскрыть свой профессионализм, ваши решения в качестве специалиста и чем это помогло компании. Говоря о СМИ, не стоит сразу идти к гигантам, возможно, лучше публиковаться в небольших, но профессиональных изданиях. У них обычно не такое большое количество тиражей, но читают их люди из вашей области.

  4. Пробуйте выступать на конференциях и митапах, особенно если такую возможность предоставляют в компании, где вы работаете. Не стоит сразу целиться во что-то глобальное, можно начать и с чего-то небольшого, чтобы разогнать страх выступлений перед публикой. Если ваш работодатель предоставляет возможность продвижения на мероприятия в качестве спикера — обязательно ей воспользуйтесь.

  5. Можно тренироваться и в рабочей среде, например, обучить нового сотрудника писать понятную документацию, выстроить плодотворные отношения с коллегами.

Плюсы и минусы медийности

Развитие в качестве эксперта и спикера может помочь увеличить доход и найти новый, интересный проект. Но если человек больше акцентирует свои усилия на самопрезентации, а не на качестве информации, которую он вещает, это может нести ему репутационный урон.

Возможность дополнительного заработка на блоге, менторстве, и курсах дает финансовую независимость, что может быть негативно воспринято работодателями. Компания может посчитать, что вы будете отвлекаться от своих проектов. Упоминание экспертных статей и собственных обучающих видео на собеседовании дает определенное преимущество, если не уточнять, что они приносят дополнительный доход.

Популярность всегда идет рука об руку с хейтом. Нужно быть готовым к тому, что и родственники, и коллеги, и просто зеваки в интернете будут критиковать вас по совершенно разным причинам, в том числе которые от вас и качества вашего материала могут не зависеть.

Карьера и блогинг — часто несовместимые вещи. Как правило, такие инженеры со временем уходят полностью в медиа‑пространство. Блогеры с аудиторией могут зарабатывать в разы больше практикующего инженера. Также минусы работы в найме — это потолок по зп и график работы. Поэтому стоит изначально понимать, хотите ли вы именно этого или стоит продумать другой вектор развития.

Итоги

Быть или не быть — каждый решает сам. Но не стоит оценивать развитие медийности как волшебную таблетку. Это инструмент, который может помочь достичь результатов при правильном использовании. Важно четко понять свою карьерную стратегию и те моменты, которые вы можете подсветить для более продуктивной работы. Например, работодатель ищет QA, и им надо закрывать потребность по этой части, а не строить DevRel/ блог/ PR‑бренд. То есть наличие личного бренда может быть плюсом, если у компании есть такая потребность.

Также публичность накладывает на вас некоторые ограничения: вы должны контролировать все свои высказывания. Это касается не только вашего личного бренда, но и компании, которую вы представляете. Если ваши статьи базируются на основе работы компании, то стоит отслеживать выносимую информацию, чтобы это не нанесло ущерб организации.

Комментарии (10)


  1. IIopy4uk
    18.03.2024 12:16

    "Медийность" отличается от "репутации" прямо настолько, чтобы нужен был новый термин?


    1. Vasjen
      18.03.2024 12:16
      +7

      Ну вообще это разные вещи. Медийность – про общую узнаваемость, знаем такого, слышали, смотрели и т.д. Его репутация – вообще про другое. Она завялет, что эксперт с опытом в 10 лет, а оказывается самозванец, или пообещал что-то сделать, но не сделал и т.д.


    1. Aquahawk
      18.03.2024 12:16
      +3

      вообще говоря да, очень сильно. Репутацию можно создать через медийность, наоборот - нет. Также медийностью можно изменить репутацию или даже иметь разную репутацию в разных кругах.


  1. Batalmv
    18.03.2024 12:16
    +3

    Мне кажется, личный бренд специалиста - это его нынешние и бывшие коллеги и партнеры. Эти люди знают этого спеца. Могут рекомендовать, или наоборот, не рекомендовать. Причем для этого не надо как-то особенно напрягаться, так как это происходит само собой

    Дальше возникает куча моментов. Например:

    Есть желание написать на техническую тему, но есть NDA, приватная инфа и т.д. И вот и думаеш, а стоит ли? Можно конечно писать о том, что было давно, но не всегда уже интересно. Да и как раз забывается. У меня к примеру совершенно нет желания делиться с миром моими результатами работы именно по этой простой причине

    Есть желание съездить на конференцию. Это полезно и прикольно. Но обычно, если ты уже на соответствующей должности, которая предполагает какие-то выступления - то это как бы пройденный этап. На самом деле вещать толпе незнакомых людей, которым ты ничего не должен и они тебе легче, чем делать тоже самое, зная что те, кто тебя слушают - могут задать важные вопросы, и не всегда они будут приятными. Иногда даже аудитория может "не согласиться" :)

    На конференцию могут и просто отправить. Так тоже иногда бывает :) Тогда приходится вещать, даже если не очень хочется

    Ну вот возьмеме вас. Вот как вам при найме помогут те две статьи, что вы написали? Кроме законного вопроса - а про нас вы тоже будете писать, если мы возьмем вас на работу?


    1. netleon
      18.03.2024 12:16
      +1

      Сами по себе статьи не помогут. На собеседовании поможет навык структурировать свои мысли, который немного подкачался этими статьями.


  1. apayrus
    18.03.2024 12:16

    У меня есть идея вести Ютуб канал про свой программный продукт, но очень туго это идёт :-|


    1. knyazevay
      18.03.2024 12:16
      +1

      Это и правда сложно, особенно соблюдать регулярность. А без регулярности не полетит (


  1. zergon321
    18.03.2024 12:16

    Зачем? Чтобы продавать потом курсы по вкатыванию в IT гоям


  1. Boethiah
    18.03.2024 12:16
    +1

    Работодателям делать нечего, кроме как по соцсетям и блогам бегать, ага. Хорошо составленное резюме, пет-проект, сертификаты (от узнаваемых компаний), сеть из коллег - вот это все увеличивает шанс.


  1. RomanSeleznev
    18.03.2024 12:16

    Иногда просто приходишь к мысли, что хочется поделиться с миром идеями, мыслями и наработками. Хабр, к примеру, так и наполняется статьями.

    Плюс, заметил по себе, что когда пишешь статью, то начинаешь структурировать и иллюстрировать мысли, систематизировать знания и в процессе иногда можешь поймать себя на том, что где-то в отдельных моментах твои знания западают. В итоге, идёшь разбираться с недостающим кусочком пазла и -- профит! -- подрастаешь сам.

    Но вот поможет всё это создать личный бренд, можно ли будет его как-то измерить или материализовать -- не знаю. Идея, что тебе будут присылать офферы хороша, но, боюсь, как бы это не было статистическим выбросом. Если бы кто-то из комментаторов привёл реальные примеры (или примеры обратного), было бы интересно почитать.