Сейчас многому в IT можно обучиться по гайдам, курсам и индийскому ютубу. Но это стало возможно, благодаря усилиям людей в течение последних 70 лет. И люди, о которых мы сейчас расскажем — примеры для подражания в деле пытливости, мотивации и находчивости. Большинство из них с детства испытывали интерес к вычислительной технике еще до появления компьютеров.
Уолтер Питтс
Питтс был ребенком из неблагополучной семьи. И пока его сверстники бегали за девчонками, Питтс предпочитал посидеть в библиотеке. Он уже неплохо выучил греческий язык и латынь, а также логику и математику, когда решил написать профессору математики Лондонского университета, в чем он (профессор) не прав. В ответ тот предложил ему поступить в аспирантуру, но Питтс отказался, поскольку ему было всего 12 лет. Очевидно, такой уникум не мог не наделать шума в мировой науке.
Итогом стала революционная идея человеческого мозга, как компьютера. Это стало базой для развития нейронаук, искусственного интеллекта и кибернетики. Он вместе с другими партнерами проводил исследования потоков сигналов по разветвленным мозговым путям. Питтс предполагал, что человек с рождения имеет несколько почти случайных математических параметров нейронов, которые активируются для определенного алгоритма выполнения разных задач. Сейчас эти параметры трансформировались в веса нейронных сетей, который определяются случайным образом.
Маргарет Гамильтон
В 60-х годах программирования, как научной дисциплины еще не было, а космическая гонка — уже была.
В это время Маргарет Гамильтон получила степень бакалавра математики и философии. Именно так, на стыке двух дисциплин она заинтересовалась программированием: сначала работала в метеорологическом институте, затем над разработкой ПО для ВВС. В 1965 году она возглавила отдел разработки ПО миссии «Аполлон» — полета на Луну.
Тогда программирование выглядело совсем не так, как сейчас: двоичный код печатали на машинке. В итоге получилась стопка папок, ростом с саму Маргарет. Затем двоичный код наносили на перфокарты в виде тысяч отверстий, который затем отправлялись на текстильную фабрику, где через магнитные сердечники пропускали ферритовые кольца. Если провода огибали такое кольцо — это означало ноль, если проходили через него — единицу. Такую прошивку делали на местной текстильной фабрике «маленькие старушки», по‑английски little old lady, что отображено в названии LOL‑память.
По словам самой Гамильтон, она предлагала руководству внедрить систему предупреждения ошибок, но это привело бы к увеличению программ и физических носителей для них. По мнению NASA космонавты не такие глупые, чтобы совершать ошибки. Но именно это и произошло за 3 минуты до посадки модуля на поверхность Луны. И за это время Маргарет и команде удалось решить проблему.
Главный урок, который вынесла Гамильтон — превентивная парадигма, которая предполагает, что нужно обеспечивать такую работу, при которой ошибки просто не допускаются. Позже она внесла этот принцип в основу универсального системного языка USL.
Ричард Фейнман
Знаковый физик‑теоретик тоже был самоучкой! Хоть он и не работал напрямую в IT, они приложил руку к созданию квантового компьютера и нанотехнологий.
Ученый путь развития Фейнмана предопределен его отцом. Он довольно много времени проводил с Ричардом в разговорах об образовании, поиске решений сложных задач и в философских беседах. К 15 годам будущий физик изучил высшую математику по самоучителям, вел скрупулезные записи, разработал оглавление своих заметок. В общем, подготовил структуру будущей базы знаний еще до поступления в колледж.
Фейнман активно прорабатывал квантовую теорию, в итоге предположил, что в последствии квантовый компьютер заменит цифровые суперкомпьютеры в вопросах обработки больших объёмов данных. Кстати, в начале марта Google объявил премию в 5 млн долларов тому, кто предложит практическое применение квантового компьютера, поскольку до сих пор на нем решились только теоретические математические задачи.
Фейнман также известен, как популяризатор науки, лектор и создать теории самообучения. Суть ее в том, чтобы, изучив новый материал, надо объяснить его ребенку. Если ребенка под рукой нет, то сойдет и резиновая уточка — этот персонаж давно присутствует на рабочих столах программистов.
Сергей Алексеевич Лебедев
Основоположник советской школы вычислительной техники. Он был свидетелем создания первых ламповых компьютеров и успел застать быстродействующие супер‑ЭВМ на больших интегральных системах.
После окончания МВТУ им. Баумана, он остается в нем преподавать, и параллельно возглавляет лабораторию электрических путей, работа которой все больше смотрит в сторону систем автоматизированного регулирования. В конце сороковых формируется концепция вычислительной машины, которая проводит операции в двоичной системе, а к шестидесятым электронно‑вычислительные машины не только стали реальностью, но и вышли в серийное производство.
Сергей Лебедев был одним из инициаторов создания Московского физико‑технического института — одного из сильнейших технических вузов мира, и самого его называют основоположником советского компьютеростроения.
А здесь рекламная пауза
Не каждый человек может создать вуз, подобный МФТИ. Однако если научить сотрудников обмениваться и передавать знания — у бизнеса больше шансов совершить подобный прорыв в своей сфере.
17 апреля эксперты из крупных компаний SPLAT Global, ОАК, Инфосистемы Джет и Kamaz Digital поделятся своим опытом: как им удалось создать рабочую систему управления знаниями в компании и мотивировать сотрудников использовать её.
Роберт Эллиот Кан (Боб Кан)
По образованию Боб Кан — инженер‑электрик, а позже он стал развиваться в области философии. Его старший родственник — известный футуролог Герман Кан, много внимания уделял роли ВПК в развитии человечества. Роберт Кан учитывал это в своей работе. В начале 70-х, в условиях, когда код писали на бумаге и прошивали в прямом смысле слова, Кан работал в проекте ARPANET — военном прототипе Интернета. Сам Кан работал над проблемами совместимости различных систем и каналов связи. Вместе с командой он принимал участие в разработке протокола удаленного сетевого обмена, ныне известного как TCP — теперь это один из основных протоколов передачи данных интернета.
В последующем Роберт Эллиот Кан, философ по образованию, перешел к руководству проектом Strategic Computing Program — американской программой создания суперкомпьютера и искусственного интеллекта.
XX век дал возможность получить образование всем, независимо от статуса, пола и достатка. Такой приток мозгов и породил ускорение развития компьютеризации. Большинство людей из нашего списка имели техническое и философское образование, что позволило создавать проекты такого масштаба, которые раньше не могли представить и в смелых мечтах.
Обмен опытом внутри компании приводит к новым интересным разработками и идеям. Мы в Teamly работаем над тем, чтобы каждая компания могла создать практичную и эффективную базу знаний. А затем на основе такой базы создавать внутренние гайды и курсы, чтобы помогать талантливым джунам развиваться.
Как внедрить базу знаний и создать культуру обмена опытом? 17 апреля обсудим на конференции TEAMLY! Эксперты из компаний SPLAT Global, ОАК, Kamaz Digital, Инфосистемы Джет поделятся своим опытом управления знаниями и профитами от него.
Комментарии (7)
unreal_undead2
28.03.2024 05:45+2Если уж Фенймана упомянули - неплохо вспомнить про вычислительный пайплайн на людях в Лос Аламосе и работу над Connection Machine.
victor_1212
28.03.2024 05:45+3Сейчас многому в IT можно обучиться по гайдам, курсам и индийскому ютубу. Но это стало возможно, благодаря усилиям людей в течение последних 70 лет
причем здесь физтех?
статья напоминает сочинение по литературе в таком стиле:
сначала был Пушкин, он был довольно известный поэт, написал "Евгений Онегин", потом был Гоголь, он написал "Вий", потом были Толстой и Достоевский, один написал "Война миров", а второй "Идиот", потом был Горький, он написал "Мать", за рубежом тоже была литература, Шекспир написал "Гамлет", а Бичер Стоу "Хижина дяди Тома",
может быть для современных школьников и нормально, но для habr не годится
CorwinH
28.03.2024 05:45один написал "Война миров"
"Войну миров" написал Герберт Уэллс, а Толстой написал "Войну и мир". ;)
victor_1212
28.03.2024 05:45приятно, что на habr всегда найдутся желающие подправить,
Вы полагаете у меня в голове такая каша, что Уэллс и Толстой перемешались?
Уверяю Вас, что нет :)
FanatPHP
Не в обиду, но от статья куда больше напоминает школьный реферат на скучную тему. Зачем он учительнице - понятно. Зачем он компании TEAMLY - понятно. Зачем он читателям Хабра - непонятно.
На вашем месте я бы вместо этой "беспроигрышной" ретроспективы (ведь все любят научпоп и старенькое!) расписал один из кейсов "внедрения базы знаний и создания культуры обмена опытом". хоть бы и на примере Stack Overflow, который феноменально облажался с этими целями.
vmanerov Автор
А мы уже написали несколько статей на эту тему, только не на примере Stack Overflow)
1. https://habr.com/ru/companies/teamly/articles/752308/
2. https://habr.com/ru/companies/teamly/articles/747474/
3. https://habr.com/ru/companies/teamly/articles/801109/
PereslavlFoto
Или вот другой вариант: можно выкупить права на фотографию Лебедева, а затем разрешить её использование по свободной лицензии. При этом вы будете первой (!) в России компанией, которая задумывается об освобождении культурного наследия СССР.