Вечный вопрос, который терзает предпринимателей: взять готовую ИТ платформу и на ней сделать продукт или разработать все самому? В этой статье подробно расскажу про каждый из путей.

За 20 лет в ИТ я побывал в роли заказчика, аутсорсера и даже собственника готового решения. Поэтому когда в очередной раз услышал вопрос: “Собственная разработка или SaaS?”, решил, что пора расставить все точки над i в статье.

Ситуация

Ко мне пришел предприниматель с запросом разработки мобильного приложения. Он уже пообщался с несколькими подрядчиками и собрал предложения, которые можно свести к двум вариантам:

а) Использовать white label (готовое) решение за 500 т.р. + процент от оборота
б) Разработать собственное приложение в десять раз дороже

Какой вариант выбрать? И какие вопросы стоит задать, чтобы выбрать оптимальный?

Вопрос №1: Какая у компании долгосрочная стратегия?

Традиционно выделяют всего две:

а) Дивидендная. Тогда делается упор на операционную эффективность и скорейший рост прибыли. В этом случае не так важно, будет ли использоваться готовое решение или собственная разработка. Главное, чтобы платформа решала поставленные задачи и помогала бизнесу зарабатывать.

б) Стратегия роста с целью продажи. Тогда основной упор делается на рост стоимости компании для дальнейшей продажи. Тут важно понимать, на что будет смотреть потенциальный покупатель. Чаще всего это: динамика роста, пользовательская база и, главное, активы - материальные и нематериальные.

Чтобы нематериальные активы имели какую-то ценность при продаже, они должны быть в собственности компании и стоять на балансе. Нет собственного ПО на балансе? Извините, но тогда покупать нечего.

Вывод: готовое решение не подходит, если есть планы по продаже компании.

Вопрос №2: Насколько готовое решение соответствует планам?

Давайте поставим себя на место разработчика white label продукта. Как правило основной заработок идет на предоставлении готового решения за абонентскую плату. Хорошо ли, если придет клиент, который будет платить абонентку и дополнительно заказывать платные доработки? На первый взгляд, лучше и быть не может. Но есть нюанс.

Большое количество доработок под одного, пусть даже самого крупного и любимого клиента, неизбежно будет мешать разработке основного коробочного продукта. Это усложнит поддержку, расфокусирует команду и может привести к взаимному недовольству.

Со стороны заказчика ситуация тоже не радужная: получается, что он будет платить за развитие чужого продукта, который не станет его собственностью.

Вывод: если готовое решение соответствует идеалу почти 100% - это отличный выбор. В противном случае есть риск столкнуться с проблемами уже через несколько месяцев.

Вопрос №3: На чем основано видение продукта?

Если продукт еще не столкнулся с реальными пользователями, не стоит сразу вкладываться в полноценную дорогостоящую разработку. Ведь главной задачей будет быстрая и недорогая проверка гипотез с получением обратной связи от пользователей.

Вывод: для проверки гипотез лучше взять готовое, но гибкое решение.

Вопрос №4: Как планируется расставаться с готовым решением?

Важно на берегу убедиться, что вы сможете безболезненно съехать с выбранного решения.

Как минимум, должна быть возможность забрать все ваши данные в удобном формате. Как максимум - копию продукта без права распространять её кому-либо ещё.

Помните историю со Slack? Они ушли из России и попутно заблокировали доступ некоторым компаниям. Многим это парализовало внутреннюю коммуникацию. Ситуация в которой лучше не оказываться.

Вывод: если разработчик готового решения не готов предоставить вам полную выгрузку ваших данных по запросу, лучше обойти его стороной.

Вопрос №5: Вы действительно готовы в это вписываться?

Как-то раз мы сами инициировали разработку небольшого (как тогда казалось) приложения на пару месяцев и 600 т.р. Но суровая реальность и разгулявшийся аппетит умножили сроки и бюджеты в несколько раз.

Если разработчик сказал вам, что на разработку нужно 5 млн., смело умножайте бюджет на два. Ведь в процессе наверняка появятся доработки, а какие-то решения придется пересматривать.

Вывод: если бюджет сильно ограничен, стоит отдать предпочтение готовым решениям. Иначе можно оказаться в середине пути с незавершенным продуктом.

К чему мы пришли по итогу консультации?

Поскольку клиент рассчитывал в дальнейшем продать компанию, стратегически правильно было бы сделать собственное решение. Но в то же время нужно было запуститься быстро и с минимальными затратами. Отсюда просилось противоположное решение: взять что-то готовое.

В итоге пришли к такому плану:

  • Ускорить запуск, взяв за основу готовое решение. На нем получить опыт, протестировать гипотезы, набить шишки.

  • Через пару месяцев после запуска начать прорабатывать ТЗ для собственной разработки. Уже с учетом полученного опыта.

В этой статье расписал основные рекомендации. А в моем канале добавил еще несколько важных пунктов. Кстати, там много полезных постов про управление командой, развитие IT-бизнеса и просто личных историй. Подписывайтесь!

Комментарии (5)


  1. rezsoseres
    16.04.2024 14:12
    +3

    Кажется, что все намного проще. Либо у вас есть 10+ млн рублей на разработку и еще пара миллионов на поддержку, либо нет. Если нет, то вперед искать платформенные решения за 100 000.


  1. hitchTeam
    16.04.2024 14:12
    +2

    Проблема в том, что 90% готовых коробочных решений не предназначены для серьезных высоконагруженных продуктов. Простецское приложение - да. Сложное серьезное решение (еще и безопасное) - нет


    1. Kill_Voice
      16.04.2024 14:12

      Так 90% потребителей таких решений явно и не нужно больше, если вы ларек в подвале у вас никогда и не будет высоких нагрузок. Для тяжелых нагрузок существуют другие коробки за другие деньги


  1. Batalmv
    16.04.2024 14:12
    +1

    Мне кажется, либо автор живет в какой-то своей области (но не пойми в какой), либо выглядит прикольно, но непонятно

    Плюс анализ конечно вроде как глазами бизнеса, но странный

    Начнем с денег

    Использовать white label (готовое) решение за 500 т.р. + процент от оборотаб) Разработать собственное приложение в десять раз дороже

    Ну смотрите, почему нет банального TCO? Ведь получается не все так однозначно.

    Собственное решение еще и требует денег на ресурсы (вы ж где-то хоститься будете) а также как-то надо делать поддержку (фикс багов, мелкие доработки).

    Короче как-то очень поверхностно и ни о чем по сути

    Вывод: готовое решение не подходит, если есть планы по продаже компании.

    Вот тут я не понял. Чтобы купить что-то ненужное, нужно продать что-то ненужное, а у нас денег нет (с) кот матроскин

    Можете мне пояснить, как разработка решения за деньги СЕЙЧАС позволит владельцу компании продать ее сильно дороже? Условно вложен миллион в софт, он даже работает. Что дальше? С чего бы при продаже наличие этого софта увеличит стоимость компании на тот же миллион?

    Мне ближе простая логика, которая работает при продаже машины: ничего перед продажей, кроме явных косяков делать не надо, так как все равно не окупится

    Вывод: если готовое решение соответствует идеалу почти 100% - это отличный выбор. В противном случае есть риск столкнуться с проблемами уже через несколько месяцев.

    Спасибо кэп. Вопрос только в том, а смысл рассматривать тогда готовое решение?

    Вывод: для проверки гипотез лучше взять готовое, но гибкое решение.

    Да вообще лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным :)

    Вывод: если разработчик готового решения не готов предоставить вам полную выгрузку ваших данных по запросу, лучше обойти его стороной.

    Тут согласен, но в примере Slack - а что, кому-то пришло в голову что-то там хранить? :)

    Вывод: если бюджет сильно ограничен, стоит отдать предпочтение готовым решениям. Иначе можно оказаться в середине пути с незавершенным продуктом.

    А если сделать MVP за недорого?

    ---------------------------------------

    В целом мне кажется, проще написать ссылку на телегу и не напрягаться. Технически надо понимать:

    • Свое решение == геморой разработки (это ад для неопытных). Но есть те, кто уже в этом давно и готовы таким заниматься. Без опыта - большие риски.

    • Свое решение - значит баги все твои. А кому и как платить? Если какой-то конторе, которая его делала - они возьмут условно 20% от первоначальной стоимости. Если другим - тоже самое + они попросят денег за то, чтобы принять код. Поэтому не умеешь - не берись

    • Свое решение - надо уметь поставить задачу. А это большая-большая проблема, так как, личное мнение, кладезь непрофессионализма в ИТ именно там, в постановке, product'ах и т.д. Плюс большинство заказчиков думают, что реально знают, что хотят, и на самом деле - большая часть этих идей - дерьмо собаачье

    Также надо понимать, что:

    • Готовое решение - ограниченность, но так как клиентов много - оно технически качественнее на порядок

    • Готовое решение всегда дешевле в начале, особенно чистый SaaS, но чтобы "свое" было дешевле - надо в это уметь

    • Готовое решение имеет комьюнити (если оно популярное) и даже пласт готовых спецов на рынке

    В целом, я бы шел на разработку своего только если:

    • бизнес тупо сцуко уникальный и вот надо именно так, иначе - брать либо готовое либо готовое + кастом

    • есть свой штат аналитиков, разработчиков, devpos - иначе стоимость строить это все с нуля или аутсорсить будет космос

    • заказчик реально верить (с какого неясно, но иногда так бывает), что вот именно то решение, которое они видит в снах выташщит его бизнес на вершину. Тогда конечно, если есть человек с деньгами - надо помочь ему их потратить


  1. Grigorenkovic
    16.04.2024 14:12

    Исходя из своего относительно небольшого опыта, для предпринимателей нужно только готовое "под ключ" решение, потому что опыта, желания, понимания и видения как должно быть и сколько для этого нужно всего сделать, у простого предпринимателя нет, хотя он может заявлять об обратном.