На одном из недавних проектов снова встал вопрос регионального продвижения. Проект уже имел региональный функционал на основе поддоменов. О том что нас не устраивало и как мы нашли win-win способ для поисковиков от Yandex и Google.
Не берусь судить об эффективности этого метода, он был опробован только на одном проекте и хотя это дало необходимые результаты - это не значит что метод сработает и в вашей ситуации.
Разбираемся в существующих подходах
TIP
Вы можете пропускать знакомые вам разделы и сразу перейти к самому важному, однако я вам рекомендую освежить память, а возможно даже узнать что-то новое.
Здесь мы не будем рассматривать все подходы, например, подход с внедрением множества региональных ключевых слов в страницу мы обойдем стороной. Все рассматриваемые способы в этой статье - создают отдельный ресурс под конкретный город или регион.
Также я не хотел здесь глубоко уходить в технические детали, для понимания этого не потребуется. Однако материал содержит код, так что... приступим !
Доменная региональность
Возможно, сейчас это самый популярный подход по региональному продвижению в СНГ. В основном это из-за популярности поисковой системы Yandex, которая предоставляет функционал для определения точного региона домена из своей панели Yandex webmaster. Домены с определенным регионом обладают повышенным приоритетом по гео-зависимым запросам.
Однако есть и минус, в похожем функционале от Google - на выбор есть только регион "Россия", из-за чего подход показывает себя значительно хуже.
Характеристика |
Личный показатель |
---|---|
Простота разработки |
? |
Безопасность от санкций |
? |
Скорость развития домена |
? |
Эффективность в поисковике Яндекс |
? |
Эффективность в поисковике Google |
? |
TIP
Лучше всего подход работает когда ваш разработчик настроил wildcard домен третьего уровня с перенаправлением на один сервер всех*.website.ru
адресов, где название поддомена обрабатывается как переменная для отбора нужных ключей.В своей практике я не раз сталкивался с неправильным способом реализации - когда доменную региональность реализовывали с помощью нескольких веб-серверов, каждый под свой поддомен. Такой подход чаще всего приводит к неоправданным расходом и увеличенному TTM.
Таким образом, создав множество поддоменов или даже уникальных доменов и назначив им региональность, можно ухватить большое количество гео-зависимых запросов почти бесплатно. Возможно вы уже видели сайт с похожими доменами:
spb.website.ru • krasnodar.website.ru • volgograd.website.ru • rostov.website.ru
Здесь я подчеркнул веб-сайты, которые как раз продвигаются этим способом, например Cian. Однако мне повезло и на примерах видно и второй тип регионального продвижения - Avito и realty ya ru используют региональность на основе вложенности.
WARNING
Одного выбора региона не достаточно, ваши поддомены также должны содержать специфичные для региона ключевые слова и информацию. Также стоит использовать разную контактную информация для лучшей обработки лидов.
Региональность на основе вложенности
Вся суть данного способа заключается в создании региональных страниц, а каким образом они будут распределены, уже зависит от конкретной версии.
TIP
Стоит отметить, что эффективность в поисковой системе Яндекс чаще всего себя не оправдывает. За исключением тех случаев, когда вы имеете реальные адреса в регионах и они зарегистрированы в Яндекс справочнике.
Характеристика |
Личный показатель |
---|---|
Простота разработки |
⏰ |
Безопасность от санкций |
? |
Скорость развития домена |
? |
Эффективность в поисковике Яндекс |
❓ |
Эффективность в поисковике Google |
? |
Версия №1 - Регион-директория
Эту версию также называют зеркальным методом, основной идеей является создание зеркальных версий всех маршрутов от главной страницы в региональных директориях. Также необходимо разделить ваши страницы на гео-зависимые и гео-независимые, чтобы потом исключить из индексации зеркальные версии последних. Примерная структура:
/ # Главная страница
/about # Гео-независимые страницы
/products # Гео-зависимые страницы, ключи по городу Москва
├─ /buy-sony-tv
└─ /buy-samsung-phone
/spb
├─ / # Зеркало главной страницы с обновленными региональными ключами
├─ /products # Гео-зависимые страницы, ключи по городу Санкт-Петербург
├─ /about # Закрыто от индексации, чтобы не дублировать контент
│ ├─ /buy-sony-tv
│ └─ /buy-samsung-phone
└─ ...
/krasnodar
├─ / # Зеркало главной страницы с обновленными региональными ключами
├─ /products # Гео-зависимые страницы, ключи по городу Краснодар
├─ /about # Закрыто от индексации, чтобы не дублировать контент
│ ├─ /buy-sony-tv
│ └─ /buy-samsung-phone
└─ ...
WARNING
Тогда как прошлый способ не требовал почти никаких доработок, эта версия в них нуждается:
Стоит добавить функционал выбора города и уточнения текущего у пользователя.
Sitemap.xml должен сам перестраиваться в зависимости от состояния страниц.
Необходимо исключить повторяющиеся гео-независимые страницы из индексации.
Также можно внедрить умные ссылки, чтобы сами подстраивались под регион и не давали пользователю его случайно переключить.
Для лучшей навигации можно внедрить HTML Карту сайта с перечислением всех городов и их внутренних ссылок.
Пример конфига Robots.txt для данного способа:
User-agent: *
Disallow: /city-*/ # Закрываем регионы (позже откроем нужные страницы)
Allow: /*service- # Открываем зеркальные услуги
Allow: /*catalog- # Открываем зеркальные каталоги
Allow: /city-*/ceny # Открываем зеркальный список цен
Disallow: /api # Закрываем служебные страницы
Disallow: /search # Закрываем поиск
Disallow: /*? # Закрываем копии с параметрами
Sitemap: https://website.ru/sitemap.xml
Версия №2 - Регион-страница
Чаще всего эта версия попадается на интернет-барахолках, где пользователи сами выставляют товар на продажу. Так как нет четкого представления о регионах веб-сайта, он приписывается каждому товару по отдельности самим пользователем, а система добавляет его в мета-теги и текста, а иногда и в URL. Примерная структура:
/ # Главная страница
/about # О Веб-сайте / Гео-независимые страницы
/products # Предоставляемые услуги / товары
├─ /buy-sony-tv # Гео-независимый товар
├─ /buy-sony-tv-in-spb # Гео-зависимый товар
├─ /buy-sony-tv-in-krasnodar # Гео-зависимый товар
└─ /buy-item-I1234567S890 # Не ЧПУ
Причем в конечном итоге не так важно используются у вас ЧПУ ссылки или их названия придумали пришельцы, так-как самое главное - внедрить региональный ключ в страницу и придумать уникальный URL адрес.
Наш эксперимент или Гибридный подход
Оба предыдущих подхода действительно хороши, однако, ни один из них не продвигается одинаково хорошо в ПС от Yandex и Google. Меня это не устраивало, и, изучив подробно оба способа, я не нашел ни одной причины не использовать их одновременно.
Однако, по какой-то неведомой мне причине, я не нашел ни одного упоминания данного способа. И тщательно все взвесив - я решил экспериментировать !
В проекте уже использовался доменный метод регионального продвижения, так что оставалось лишь ввести второй способ и настроить правильную индексацию, чтобы не нарушить уникальности контента и избежать санкций от поисковых систем.
Внедряем вложенную региональность
Я решил использовать региональный каталог, так-как мне он показался проще в реализации и дешевле в дальнейшей эксплуатации. В проекте используется компонентно-ориентированный фреймворк SvelteKit, который позволил мне запросто реализовать эту логику.
Таким образом появился каталог /city-*
, который полностью отражал все корневые маршруты. Так, например, страницы /city-spb
и /city-spb/cleaning-service
стали зеркалами главной страницы и страницы услуги чистки соответственно, однако уже использовали ключевые слова города Санкт-Петербург.
Помимо этого, я внедрил Умные ссылки, HTML Карту сайта и обновил sitemap.xml, а также настроил городской выбор на один домен, но об этой рутине как-нибудь в другой раз...
Настраиваем правильную индексацию
Самая главная сложность данного подхода - настройка правильной индексации, так-как ошибившись, мы рискуем потерять уникальность контента, а как следствие - получить санкции от поисковых систем. С моей точки зрения, правильная индексация для данного подхода наступит при:
Закрытых от индексации вложенных регионов Яндексом
Закрытых от индексации поддоменов другими Поисковыми системами
Не запутавшимся во всем этом разработчике
Таким образом, я написал стандартную конфигурацию файла Robots.txt, которая будет работать на основном домене. Благодаря такой конфигурации, я смог добиться исключения из индексации всей логики вложенных регионов для ПС Yandex, а также исключить все вложенные гео-независимые страницы для остальных поисковых систем.
# Robots.txt
# website.ru
# Роботы Яндекса
User-agent: YandexBot
User-agent: Yandex
Disallow: /api
Disallow: /search
Disallow: /*?*
Disallow: /city-*
# Остальные роботы
User-agent: *
Disallow: /city-*/
Allow: /*service-
Allow: /*catalog-
Allow: /city-*/ceny
Disallow: /api
Disallow: /search
Disallow: /*?*
Sitemap: https://website.ru/sitemap.xml
TIP
ДирективаDisallow: /city-*
закрывает все вложенные регионы. Однако, нам такое поведение подходит только для роботов Яндекса. Чтобы исключить только гео-независимые страницы, я также прописываю директивыAllow: /*service-
,Allow: /city-*/prices
,Allow: /*service-
, которые открывают только гео-зависимые страницы для индексации прочими поисковыми роботами.
Но этого не достаточно, также нужно закрыть поддомены от поисковых роботов Google и прочих поисковых систем, чтобы оставить данный способ продвижения для поисковых роботов Яндекса. Таким образом получилась еще одна конфигурация, которая будет доступна со всех поддоменов:
# Robots.txt
# *.website.ru
# (spb.website.ru, krasnodar.website.ru, etc)
User-agent: YandexBot
User-agent: Yandex
Disallow: /api
Disallow: /poisk
Disallow: /*?*
Disallow: */cdn-cgi
Disallow: /gorod-*
User-agent: *
Disallow: /
Sitemap: https://*.website.ru/sitemap.xml
WARNING
Строка
Sitemap: https://*.website.ru/sitemap.xml
из примера содержит невалидный синтаксис и используется только для показательной цели.
Проверяем результаты нашей работы
После 3 месяцев работы данного способа регионального продвижения - мы решили подвести итоги. Для этого мы решили сравнить временные отрезки за Октябрь-Декабрь и Январь-Март. Однако, прежде чем рассмотреть статистику, стоит сказать - в проекте не используется реклама, а также, за этот период мы ввели множество других улучшений, например: семантическую верстку, микроразметку, а также оптимизации разных видов.
Как видно из статистики, количество посетителей из поисковой системы гугла не только сравнялось с посетителями из Яндекса, но и даже обогнало. Такой эффект почти никогда не проявляется при доменном подходе. Однако, также необходимо проверить работоспособность зеркального метода. Для этого мы открыли секцию страниц в разделе эффективности Google Search Console.
Среди первых 15 страниц по популярности, мы нашли 3 региональные. Взяв во внимание этот факт и то, что мы увеличили посещаемость ресурса почти в два раза, можно с уверенностью сказать - мы не только не убили веб-сайт, но и увеличили его эффективность. Эксперимент удался, наша оценка данному подходу:
Характеристика |
Доменный подход |
Зеркальный подход |
Гибридный подход |
---|---|---|---|
Простота разработки |
? |
⏰ |
?+⏰=? |
Безопасность от санкций |
? |
? |
?+?=? |
Скорость развития домена |
? |
? |
?+?=? |
Эффективность в поисковике Яндекс |
? |
❓ |
?+❓=? |
Эффективность в поисковике Google |
? |
? |
?+?=? |
Итоги
Таким образом, у меня удалось обеспечить веб-сервис сразу двумя способами регионального продвижения, благодаря чему я получил хорошие показатели в поисковых системах от Yandex и Google.
Уважаемые читатели! Известно ли вам что-то такое о региональном SEO, о чём мало кто знает? Если так - просим поделиться своим мнением.
mikkedj
У вас интернет-магазин, или какие то услуги, или агрегатор как авито или циан?
sashapop10 Автор
Проект предоставляет услуги вывоза и утилизации.
mikkedj
Ну всё верно, это услуги. Для ИМ региональность не покатит...
sashapop10 Автор
Смотря какой интернет магазин, если в вашей тематике встречаются гео-зависимые высоко-частотники - региональность даст хороший эффект. Вы можете сами это наблюдать на популярных примерах, однако необходима правильная реализация.
mikkedj
гео-зависимых высоко частотных вовсе нет, если мелкие НЧ, для них не думаю что нужны поддомены. Хорошие магазины в выдаче и так по всей России.
sashapop10 Автор
Поддоменны действительно в такой ситуации не будут нужны. Однако в целях конкуренции, можно использовать региональные НЧ - для новых или малопопулярных сайтов с малым рекламным бюджетом это актуально. В таких случаях часто используют вложенный подход.