На одном из недавних проектов снова встал вопрос регионального продвижения. Проект уже имел региональный функционал на основе поддоменов. О том что нас не устраивало и как мы нашли win-win способ для поисковиков от Yandex и Google.

Не берусь судить об эффективности этого метода, он был опробован только на одном проекте и хотя это дало необходимые результаты - это не значит что метод сработает и в вашей ситуации.

Разбираемся в существующих подходах

TIP
Вы можете пропускать знакомые вам разделы и сразу перейти к самому важному, однако я вам рекомендую освежить память, а возможно даже узнать что-то новое.

Здесь мы не будем рассматривать все подходы, например, подход с внедрением множества региональных ключевых слов в страницу мы обойдем стороной. Все рассматриваемые способы в этой статье - создают отдельный ресурс под конкретный город или регион.

Также я не хотел здесь глубоко уходить в технические детали, для понимания этого не потребуется. Однако материал содержит код, так что... приступим !

Доменная региональность

Возможно, сейчас это самый популярный подход по региональному продвижению в СНГ. В основном это из-за популярности поисковой системы Yandex, которая предоставляет функционал для определения точного региона домена из своей панели Yandex webmaster. Домены с определенным регионом обладают повышенным приоритетом по гео-зависимым запросам.

Однако есть и минус, в похожем функционале от Google - на выбор есть только регион "Россия", из-за чего подход показывает себя значительно хуже.

Характеристика

Личный показатель

Простота разработки

?

Безопасность от санкций

?

Скорость развития домена

?

Эффективность в поисковике Яндекс

?

Эффективность в поисковике Google

?

TIP
Лучше всего подход работает когда ваш разработчик настроил wildcard домен третьего уровня с перенаправлением на один сервер всех *.website.ru адресов, где название поддомена обрабатывается как переменная для отбора нужных ключей.

В своей практике я не раз сталкивался с неправильным способом реализации - когда доменную региональность реализовывали с помощью нескольких веб-серверов, каждый под свой поддомен. Такой подход чаще всего приводит к неоправданным расходом и увеличенному TTM.

Таким образом, создав множество поддоменов или даже уникальных доменов и назначив им региональность, можно ухватить большое количество гео-зависимых запросов почти бесплатно. Возможно вы уже видели сайт с похожими доменами:

spb.website.ru • krasnodar.website.ru • volgograd.website.ru • rostov.website.ru

Запрос по региону Краснодар
Запрос по региону Краснодар
Запрос по региону Санкт-Петербург
Запрос по региону Санкт-Петербург

Здесь я подчеркнул веб-сайты, которые как раз продвигаются этим способом, например Cian. Однако мне повезло и на примерах видно и второй тип регионального продвижения - Avito и realty ya ru используют региональность на основе вложенности.

WARNING
Одного выбора региона не достаточно, ваши поддомены также должны содержать специфичные для региона ключевые слова и информацию. Также стоит использовать разную контактную информация для лучшей обработки лидов.

Региональность на основе вложенности

Вся суть данного способа заключается в создании региональных страниц, а каким образом они будут распределены, уже зависит от конкретной версии.

TIP
Стоит отметить, что эффективность в поисковой системе Яндекс чаще всего себя не оправдывает. За исключением тех случаев, когда вы имеете реальные адреса в регионах и они зарегистрированы в Яндекс справочнике.

Характеристика

Личный показатель

Простота разработки

Безопасность от санкций

?

Скорость развития домена

?

Эффективность в поисковике Яндекс

Эффективность в поисковике Google

?

Версия №1 - Регион-директория

Эту версию также называют зеркальным методом, основной идеей является создание зеркальных версий всех маршрутов от главной страницы в региональных директориях. Также необходимо разделить ваши страницы на гео-зависимые и гео-независимые, чтобы потом исключить из индексации зеркальные версии последних. Примерная структура:

/         # Главная страница
/about    # Гео-независимые страницы
/products # Гео-зависимые страницы, ключи по городу Москва
  ├─ /buy-sony-tv
  └─ /buy-samsung-phone
/spb
  ├─ /         # Зеркало главной страницы с обновленными региональными ключами
  ├─ /products # Гео-зависимые страницы, ключи по городу Санкт-Петербург
  ├─ /about    # Закрыто от индексации, чтобы не дублировать контент
  │  ├─ /buy-sony-tv
  │  └─ /buy-samsung-phone
  └─ ...
/krasnodar
  ├─ /         # Зеркало главной страницы с обновленными региональными ключами
  ├─ /products # Гео-зависимые страницы, ключи по городу Краснодар
  ├─ /about    # Закрыто от индексации, чтобы не дублировать контент
  │  ├─ /buy-sony-tv
  │  └─ /buy-samsung-phone
  └─ ...

WARNING
Тогда как прошлый способ не требовал почти никаких доработок, эта версия в них нуждается:

  • Стоит добавить функционал выбора города и уточнения текущего у пользователя.

  • Sitemap.xml должен сам перестраиваться в зависимости от состояния страниц.

  • Необходимо исключить повторяющиеся гео-независимые страницы из индексации.

  • Также можно внедрить умные ссылки, чтобы сами подстраивались под регион и не давали пользователю его случайно переключить.

  • Для лучшей навигации можно внедрить HTML Карту сайта с перечислением всех городов и их внутренних ссылок.

Пример конфига Robots.txt для данного способа:

User-agent: *
Disallow: /city-*/  # Закрываем регионы (позже откроем нужные страницы)
Allow: /*service-   # Открываем зеркальные услуги
Allow: /*catalog-   # Открываем зеркальные каталоги
Allow: /city-*/ceny # Открываем зеркальный список цен
Disallow: /api      # Закрываем служебные страницы
Disallow: /search   # Закрываем поиск
Disallow: /*?       # Закрываем копии с параметрами

Sitemap: https://website.ru/sitemap.xml

Версия №2 - Регион-страница

Чаще всего эта версия попадается на интернет-барахолках, где пользователи сами выставляют товар на продажу. Так как нет четкого представления о регионах веб-сайта, он приписывается каждому товару по отдельности самим пользователем, а система добавляет его в мета-теги и текста, а иногда и в URL. Примерная структура:

/                              # Главная страница
/about                         # О Веб-сайте / Гео-независимые страницы
/products                      # Предоставляемые услуги / товары
  ├─ /buy-sony-tv              # Гео-независимый товар
  ├─ /buy-sony-tv-in-spb       # Гео-зависимый товар
  ├─ /buy-sony-tv-in-krasnodar # Гео-зависимый товар
  └─ /buy-item-I1234567S890    # Не ЧПУ

Причем в конечном итоге не так важно используются у вас ЧПУ ссылки или их названия придумали пришельцы, так-как самое главное - внедрить региональный ключ в страницу и придумать уникальный URL адрес.

Наш эксперимент или Гибридный подход

Оба предыдущих подхода действительно хороши, однако, ни один из них не продвигается одинаково хорошо в ПС от Yandex и Google. Меня это не устраивало, и, изучив подробно оба способа, я не нашел ни одной причины не использовать их одновременно.

Однако, по какой-то неведомой мне причине, я не нашел ни одного упоминания данного способа. И тщательно все взвесив - я решил экспериментировать !

В проекте уже использовался доменный метод регионального продвижения, так что оставалось лишь ввести второй способ и настроить правильную индексацию, чтобы не нарушить уникальности контента и избежать санкций от поисковых систем.

Внедряем вложенную региональность

Я решил использовать региональный каталог, так-как мне он показался проще в реализации и дешевле в дальнейшей эксплуатации. В проекте используется компонентно-ориентированный фреймворк SvelteKit, который позволил мне запросто реализовать эту логику.

Таким образом появился каталог /city-*, который полностью отражал все корневые маршруты. Так, например, страницы /city-spb и /city-spb/cleaning-service стали зеркалами главной страницы и страницы услуги чистки соответственно, однако уже использовали ключевые слова города Санкт-Петербург.

Помимо этого, я внедрил Умные ссылки, HTML Карту сайта и обновил sitemap.xml, а также настроил городской выбор на один домен, но об этой рутине как-нибудь в другой раз...

Настраиваем правильную индексацию

Самая главная сложность данного подхода - настройка правильной индексации, так-как ошибившись, мы рискуем потерять уникальность контента, а как следствие - получить санкции от поисковых систем. С моей точки зрения, правильная индексация для данного подхода наступит при:

  • Закрытых от индексации вложенных регионов Яндексом

  • Закрытых от индексации поддоменов другими Поисковыми системами

  • Не запутавшимся во всем этом разработчике

Таким образом, я написал стандартную конфигурацию файла Robots.txt, которая будет работать на основном домене. Благодаря такой конфигурации, я смог добиться исключения из индексации всей логики вложенных регионов для ПС Yandex, а также исключить все вложенные гео-независимые страницы для остальных поисковых систем.

# Robots.txt
# website.ru

# Роботы Яндекса
User-agent: YandexBot
User-agent: Yandex
Disallow: /api
Disallow: /search
Disallow: /*?*
Disallow: /city-*

# Остальные роботы
User-agent: *
Disallow: /city-*/
Allow: /*service-
Allow: /*catalog-
Allow: /city-*/ceny
Disallow: /api
Disallow: /search
Disallow: /*?*

Sitemap: https://website.ru/sitemap.xml

TIP
Директива Disallow: /city-* закрывает все вложенные регионы. Однако, нам такое поведение подходит только для роботов Яндекса. Чтобы исключить только гео-независимые страницы, я также прописываю директивы Allow: /*service-, Allow: /city-*/prices, Allow: /*service-, которые открывают только гео-зависимые страницы для индексации прочими поисковыми роботами.

Но этого не достаточно, также нужно закрыть поддомены от поисковых роботов Google и прочих поисковых систем, чтобы оставить данный способ продвижения для поисковых роботов Яндекса. Таким образом получилась еще одна конфигурация, которая будет доступна со всех поддоменов:

# Robots.txt
# *.website.ru
# (spb.website.ru, krasnodar.website.ru, etc)

User-agent: YandexBot
User-agent: Yandex
Disallow: /api
Disallow: /poisk
Disallow: /*?*
Disallow: */cdn-cgi
Disallow: /gorod-*

User-agent: *
Disallow: /

Sitemap: https://*.website.ru/sitemap.xml

WARNING

Строка Sitemap: https://*.website.ru/sitemap.xml из примера содержит невалидный синтаксис и используется только для показательной цели.

Проверяем результаты нашей работы

После 3 месяцев работы данного способа регионального продвижения - мы решили подвести итоги. Для этого мы решили сравнить временные отрезки за Октябрь-Декабрь и Январь-Март. Однако, прежде чем рассмотреть статистику, стоит сказать - в проекте не используется реклама, а также, за этот период мы ввели множество других улучшений, например: семантическую верстку, микроразметку, а также оптимизации разных видов.

Октябрь-декабрь
Октябрь-декабрь
Январь-Март
Январь-Март

Как видно из статистики, количество посетителей из поисковой системы гугла не только сравнялось с посетителями из Яндекса, но и даже обогнало. Такой эффект почти никогда не проявляется при доменном подходе. Однако, также необходимо проверить работоспособность зеркального метода. Для этого мы открыли секцию страниц в разделе эффективности Google Search Console.

Google Search Console
Google Search Console

Среди первых 15 страниц по популярности, мы нашли 3 региональные. Взяв во внимание этот факт и то, что мы увеличили посещаемость ресурса почти в два раза, можно с уверенностью сказать - мы не только не убили веб-сайт, но и увеличили его эффективность. Эксперимент удался, наша оценка данному подходу:

Характеристика

Доменный подход

Зеркальный подход

Гибридный подход

Простота разработки

?

?+⏰=?

Безопасность от санкций

?

?

?+?=?

Скорость развития домена

?

?

?+?=?

Эффективность в поисковике Яндекс

?

?+❓=?

Эффективность в поисковике Google

?

?

?+?=?

Итоги

Таким образом, у меня удалось обеспечить веб-сервис сразу двумя способами регионального продвижения, благодаря чему я получил хорошие показатели в поисковых системах от Yandex и Google.

Уважаемые читатели! Известно ли вам что-то такое о региональном SEO, о чём мало кто знает? Если так - просим поделиться своим мнением.

Комментарии (6)


  1. mikkedj
    25.04.2024 13:21

    У вас интернет-магазин, или какие то услуги, или агрегатор как авито или циан?


    1. sashapop10 Автор
      25.04.2024 13:21

      Проект предоставляет услуги вывоза и утилизации.


      1. mikkedj
        25.04.2024 13:21

        Ну всё верно, это услуги. Для ИМ региональность не покатит...


        1. sashapop10 Автор
          25.04.2024 13:21

          Смотря какой интернет магазин, если в вашей тематике встречаются гео-зависимые высоко-частотники - региональность даст хороший эффект. Вы можете сами это наблюдать на популярных примерах, однако необходима правильная реализация.


          1. mikkedj
            25.04.2024 13:21

            гео-зависимых высоко частотных вовсе нет, если мелкие НЧ, для них не думаю что нужны поддомены. Хорошие магазины в выдаче и так по всей России.


            1. sashapop10 Автор
              25.04.2024 13:21

              Поддоменны действительно в такой ситуации не будут нужны. Однако в целях конкуренции, можно использовать региональные НЧ - для новых или малопопулярных сайтов с малым рекламным бюджетом это актуально. В таких случаях часто используют вложенный подход.