Это открывающая статья серии «Как делать что‑то и получать от этого удовольствие». Начать писать эту серию статей меня побудили разговоры с другом на Новый Год. Если эта статья поможет хотя бы 1 человеку, то для меня — это уже успех.

Аннотация

Эта статья предназначена для студентов, но в общем будет полезна каждому человеку. Краткое описание отражено в названии статьи. Основываясь на своем опыте я напишу несколько инструкций, следуя которым, можно использовать большинство возможностей обладания статусом студента. Начиная с того, как организовать учебное/рабочее место, заканчивая инструкциями с бюрократическими лайфхаками.

Жизнь многогранна. Профессиональное развитие важно, но не нужно забывать про жизнь. Я не смогу пояснить за жизнь в тексте, но я уверен, что пока многие ребята сначала ищут лестницы, а потом стараются по ним подниматься, можно показать лифт и помочь нажать на кнопку. Несомненно, тебе придется поспевать за уровнем, на который тебя поднимает лифт, но ты же справишься!

Учебная деятельность

Итак, твоя мечта сбылась, ты стал студентом. Ура! НО, поступить в ВУЗ - это самый легкий этап, как говориться - цветочки. Дальше начинаются ягодки. Ближайшие несколько лет у тебя есть шанс набрать потенциал, используя который ты будешь строить свою дальнейшую жизнь. Их ты можешь потратить на то, чтобы подняться. Сначала ты можешь искать лестницу, в лучшем случае ты найдешь ту самую, что потребует от тебя дополнительных временных и материальных усилий. А возможно ты найдешь (или тебе помогут) лифт, на котором ты благополучно поедешь. Твоей задачей же будет успевать повышать свой уровень.

У тебя есть 4-5 лет - инвестируй их правильно.

Итак, с чего начнем?

В ВУЗе тебя никто не знает. Если ты звезда школы, отличник, красавец и умничка, то в ВУЗе ты просто студент, которого никто не знает.

Если ты школьный растеряха, троечник, то в ВУЗе ты просто студент, которого никто не знает.

Твоя репутация в школе не будет работать в ВУЗе, тебе придется заново нарабатывать ее. А для этого придется учиться с первых дней. Это тот случай, когда старт у всех одинаковый!

Учиться не просто (а кто говорил, что будет легко?). Расслабляться после поступления нельзя. Если ты после поступления расслабился - велик шанс пролететь на первой сессии в конце семестра. Студенческая жизнь сильно отличается от жизни школьника.

Не ждать, что наступит потом. Потом - не существует. Ты начинаешь пахать с первых дней.

Если в школе человека контролирует учитель: каждый урок, каждое домашнее задание проверяются и оцениваются. В ВУЗе же тебя никто контролировать не будет. На 3 месяца ты оказываешься в свободном пространстве, которое соблазняет многих: кажется, что все хорошо, что ты молодец, а в конце семестра оказывается, что ты аутсайдер.

Бально-рейтинговая система

Существующая система довольно спорная, но она дает некоторую страховку тем, кто умеет ею пользоваться.

Что нужно понять: за что начисляются баллы и за что ты можешь получить большой кусок? Систему распределения баллов устанавливает сам преподаватель. В ряде дисциплин приоритет дается на посещения, просто принося свою тушку, ты получаешь баллы. Другие же отдают приоритет на выполнение заданий: тестов, курсовых, лаб.

Как правило, выполнив все, что можно в семестре можно получить 70 баллов, что уже дает тебе удовлетворительно автоматом. До оценки хорошо у тебя остается 4 балла.

  1. путь: Можно попросить доп. задания, которые выполняются дома и после сдаются.

  2. путь: дополнительные академические баллы, о которых я расскажу чуть позже.

  3. путь: идти на экзамен. За экзамен как правило можно получить до 30 баллов (но можно и не получить). В любом случае баллы, набранные за семестр не сгорают.

Внеучебная деятельность

Советы из этого раздела актуальны для студентов 2 курса и старше, но и первокурсники могут мотать на ус. Занятия в ВУЗе очень важны, но кроме них есть много интересного.

НЕ БОЙСЯ! Знай - ты ничего не знаешь. Не бойся ошибаться, дорогу осилит идущий.

Я слушаю умных людей, многие их советы оказываются правильными. И это я понимаю по прошествие времени и получению своего опыта (набиванию шишек). Вот ссылки на некоторые очень интересные интервью или встречи:

  1. Лекция перед учащимися 7-11 классов IT лицея КФУ - YouTube

  2. Алексей Савватеев: учитель, школа и дети /// ЭМПАТИЯ МАНУЧИ - YouTube

  3. Выступление перед студентами ВШЭ - YouTube

Дополнительные курсы, семинары и книги

Дают дополнительные знания, позволяют зарекомендовать себя. Также на курсах можно познакомиться с преподавателями или представителями компаний, которые проводят эти занятия, что потом даст возможность пойти в эти компании на стажировку, практику.

Хоть очные в вузе или в твоем городе, хоть онлайн - подойдут любые. Книги - ну это классика. Присоединяйся к любым таким штукам, ходи, тряси людей, пока у тебя есть на это время. Как уже говорил выше - это мощные социальные лифты.

Конкурсы, конференции, форумы и олимпиады

Дают много профессионального опыта, ценные связи и контакты, опыт коммуникаций с другими людьми, опыт руководства небольшими командами. Также можно познакомиться с крутыми дядьками из крупных и крутых компаний, показать себя, что потом даст работу, стажировку, практику.

Это тема отдельной статьи, но пока кратко. Ты ничего не знаешь. Не нужно этого бояться. Не жди у моря погоды, не жди помощи от преподавателей, не жди одобрения или призыва от института. Начинай участвовать сам. Если боишься, то начни с онлайн мероприятий или региональных мероприятий (если такие есть. В моем регионе, где я учился, таких не было). Лучшее, что ты можешь сделать - это поехать на олимпиаду, конкурс самостоятельно, познакомиться с крутыми людьми, узнать себя, свой уровень относительно других.

Если ты думаешь: «я не знаю как что делать», «нужно готовиться, а я не знаю как» и пр. Поздравляю! Ты и не узнаешь, пока не начнешь делать. Как уже говорил выше, начни. Первый раз ты не победишь, второй - не победишь, третий - не победишь, двадцатый - будешь последний в рейтинге. НО, ты будешь знать свои недостатки, будешь знать, что нужно улучшить, что изучить. С этими конкретными вопросами ты уже можешь подходить к своим преподавателям и просить совета.

Ты можешь спросить: «но как же я буду закрывать дисциплины?», «как отношение преподавателей?». А я тебе объясню. Не могу и не буду говорить за все вузы или всех преподавателей, но:

  • Как правило, твое участие, а особенно победа в каком-нибудь мероприятии, дает кафедре, факультету и в итоге вузу дополнительные очки. Кафедре помимо этого еще престижа отсыпается.

  • Если ты занимаешься исследовательской деятельностью, пишешь статьи - это тоже очки и престиж кафедре. А если ты добавишь преподавателя в соавторы, то сделаешь ему большое одолжение (но тут нужно быть осторожным, если твой преподаватель реально тебе помогает, тратит на тебя время. Или еще лучше добавляет тебя в рабочую группу, то низко кланяйся и благодари.). Это тоже стоит учитывать. (не стоит забывать, что при поступлении в аспирантуру, статьи с соавторами оцениваются ниже, чем твои личные статьи, но всего на 1 балл ?).

Отношение кафедры и вуза вроде понятны. Им выгодно, если ты будешь ездить и участвовать.

Теперь про отношения конкретных преподавателей. По моему опыту, есть много преподавателей, которым не нравятся общественники, которые где-то что-то делают не на свою профессиональную тему, или активисты (в открытую они это тебе не скажут), есть те, кому все равно. Но не нужно забывать одного - ВСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛЮДИ. 

ТЫ можешь подойти к преподавателю и поговорить с ним: так и так, прошел отбор на таком-то конкурсе или форуме, что вы можете мне посоветовать? Можно ли у вас проконсультироваться? Помогите.

После этого преподаватель уже не будет смотреть на тебя, как на злостного прогульщика или активиста-«лентяя»*. Как правило они помогут и подскажут, и даже могут выдать тебе дополнительные баллы за участия в таких мероприятиях.

Но есть такие преподаватели, которые будут тебе срезать баллы за то, что тебя не было по уважительной причине (например, в командировке на форум или конференцию). В таком случае тебя выручат дополнительные академические баллы, которые выдает организационный отдел за твои достижения за семестр. Такие баллы можно тратить на зачетах и экзаменах, но тут нужно помнить следующее:

  • доп. баллы ты можешь заявиться только тогда, когда у тебя есть допуск к сессии (больше 50 баллов, и это очень сильно зависит от политики твоего вуза)

  • по Положению моего вуза (в других может быть по другому, УТОЧНИ) должен зачесть «не менее одного балла». А дальше на усмотрение преподавателя. Опасно.

Тут лучше узнать заранее, переговорить с преподавателем заранее. Все индивидуально.

Хобби, увлечения

Всестороннее развитие личности. Слушать музыку или смотреть кпоп - это не хобби. Хобби - это когда ты сам что-то делаешь (играешь на инструментах, рисуешь, поешь, лепишь, собираешь роботов или дронов). Короче занимаешься чем-то.

Клубы, команды

Учтем, что если твоя профессиональная деятельность связана с общественной деятельностью, то следующий абзац не для тебя, пропускай

Hidden text

Это большой срез студенческой жизни. Очень много ребят выбирают путь общественных, добровольческих объединений или актива института. Мы это уважаем, но, если мы хотим развиваться в профессиональной сфере, то  приоритетом должно быть научное сообщество или клуб по интересам (пишу с точки зрения «физика»). 

Стоит сделать помарку, если твоя профессиональная сфера связана с общественной деятельностью, то актив или профсоюз - это твой путь.

Если такие объединения есть - вступаем и узнаем все, что предлагается. Если же такого объединения нет - ШТОШ, Это очень сложный путь. И есть 2 варианта: или искать сообщества на стороне, или создавать свое сообщество. Можно придерживаться обоих вариантов одновременно.

Работа

В институте студенты обычно делятся на 2 лагеря:

  1. Те, кто не работает

  2. Те, кто работают

Те, кто работают, тоже делиться на 2 лагеря:

  1. работают по направлению будущей профессии

  2. второй лагерь, те, кто идут по пути наименьшего сопротивления и не загружают свой мозг, и просто получают деньги (сторож, курьер). Безусловно, работая в этих сферах можно получить больше, чем стипендия (даже повышенная), но нужно понимать, что совместить непрофессиональную работу и учебу практически невозможно. Как правило, страдает учеба.

Мы имеем 2 однокурсников:

  • Один усиленно учится, возможно получает повышенную стипендию.

  • Другой на учебу забивает, особо не напрягаясь, имеет уровень дохода выше, чем первый. И такая радость может длиться до конца обучения.

Но когда они получают диплом:

  • первый, который учился, имеет возможность получить хорошую работу, даже на старте, на порядок выше + перспективы роста.

  • Тот же, кто забил на учебу и радовался зарплате курьера или сторожа, попадает в просак: проф. навыков нет, базовых знаний нет. Найти работу по специальности такой человек вряд ли сможет. И единственная возможность прокормиться дальше - это пойти снова сторожем или курьером.

Свой путь каждый выбирает сам. Как говорится: «не хочешь шить золотом, бей молотом». Имеющий уши, да услышит.


Те, кто работает, часто работают на мелких подработках или, что еще хуже, забивают на учебу и работаю где-то на полставки или даже на полную ставку.

Это не наш вариант. Очень важно получить базовое образование хорошо. Для этого идеально вообще не работать во время учебы в институте (не переживай, ты не упустишь ничего, если будешь проходить только практики и стажировку). Компаниям выгодно, чтобы ты работал во время учебы, но это не выгодно тебе.

Намного лучше потратить свободное время на повышение своего потенциала: дополнительные курсы, личные или командные проекты, исследовательская работа, подготовка и участие в конкурсах, конференция или форумах. Это даст потенциал, который будет преобразовываться в кинетику.

Во всем есть исключения. Например, если ты пойдешь работать в институт и заниматься исследованиями по своему направлению, или пойдешь в профильный бизнес и будешь работать там.

Итак, правила, которое я для себя вывел:

Если можешь позволить себе позволить первые 2-3 года посвятить исключительно учебе, не работать, то это здорово.

Если ты хорошо освоил базовые дисциплины, неплохо, пойти в компанию и устроиться по специальности на 1/4 ставки (10 часов в неделю). Здесь нужно помнить, что цель этой подработки - не получения дополнительного заработка, а рост в профессиональной сфере.

Время - самый ценный твой ресурс. Не меняй его на зарплату ночного сторожа или курьера.

Учебное/рабочее пространство

На вкус и цвет, все фломастеры разные...

Учебное/рабочее пространство обязано быть удобным и способствовать увеличению эффективности. Не важно где вы, дома или в общаге, обустроить пространство вокруг себя можно.

Сначала нужно определиться с форматом вашей учебы (работы):

  1. Это стационарная учеба (работа) на одном месте (например, дома) без переходов - Один дом, комната, где ты живешь, учишься. Один корпус в институте. Нормально учиться (работать) ты не сможешь вне своей комнаты.

  2. Это мобильная учеба (работа) - ты часто перемещаешься, у тебя много корпусов, между которыми ты переходишь, ты часто ездишь на длительный срок в разные города. Тебе будет удобнее организовать учебное (рабочее) место, которое ты сможешь развернуть в одном пространстве.

В первом варианте упор при распределении средств нужно поставить на обустройство одного своего учебного (рабочего) места в комнате (хороший стол, хороший стул, хороший монитор, клавиатура и мышь).

Во втором варианте упор стоит отдать на мобильные обустройство (безлимитный тариф на интернет и раздачу, хороший ноутбук, хороший повербанк, всякие ништяки и аксессуары)

Про технику:

Так получилось, что первые 3.5 года моей учебы проходили в первом формате и я вкладывался в свое рабочее место. Затем и по сей день я жил и живу в мобильном формате.

При покупке техники исходим из своих возможностей, НО:

  • нужно покупать ультрабуки (любого качества) с ssd и большим аккумулятором. «Игровые ноутбук» для учебы не нужны. Они быстро садятся, шумят и греются. А зачем нам это? (конечно, если ты монтажер или звукорежиссер, то покупай ноут с дискретной видеокарточкой).

  • если ты будешь писать лекции и заметки на бумаге, то тебе нужна хорошая концелярия (ручки, карандаши, текстовыделители, резинки).

Про ведение записей

Вариантов не много:

  • писать все на бумаге (тетради, листах, и тп.) - классический вариант. Плюсы: Ты не ограничен ничем, пиши что хочешь, где хочешь, рисуй что хочешь и как хочешь. Есть минус: писать от руки долго. Поиск по тексту очень долгий. Затруднительное хранение.

  • печатать на ноутбуке. Современный вариант. Плюсы: быстро набираешь текст, быстрый поиск по тексту, легчайшая передача другим или копирование, хранение. Минусы: ничего кроме текста ты набрать не сможешь. Это очень существенный минус

  • печатать на планшете (ноутбуке), имея возможность быстро нарисовать что-нибудь стилусом. Объединяет плюсы классического варианта и современного (бумаги и ноутбук). Минусы: нужна сноровка, очень дорогое решение (ноут/чехол-клавиатура + планшет + стилус + чехол)

Про хранение и систематизацию

В ходе обучения и/или самостоятельных занятий возникает проблема хранения, переноса и систематизации информации.

Я до сих пор вижу людей, которые пользуются флешками, внешними жесткими дисками для переноса/передачи информации - это не гуд.

Не храните яйца в одной корзине. Информацию, особенно важную, необходимо копировать на множество устройств.

Информацию, которой вы часто пользуетесь, удобно хранить в облаке.

Про облака

Облачные хранилища - это лучшее средство хранения информации. Общая структура выглядит так:

<University>/<предметы, практики, другие крупные вещи>/<разделения в предмете: лабы, практики, курсовые, материалы>
Скриншот каталога "University" в облаке
Скриншот каталога "University" в облаке

Все, что связано с вузом должно быть в этой папке в облаке. Далее на каждое свое устройство ты ставишь агента облачного провайдеры. Ура. Теперь на каждом устройстве у тебя есть вся информация из вуза. Можно делиться как файлом, так и ссылкой на него. Найс. Похожим способом можно структурировать информацию не только для ВУЗа, но и в любых других сферах своей жизни.

Про хранение документов

Документы: паспорт, сертификаты, дипломы и все все все… - это очень важно и очень нужно. Чтобы в будущем заполнение какой-нибудь бумажки не вызывали мурашки по коже, а просьба выслать копию паспорта - тремор, нужно заранее подготовиться.

Постоянные и долгие

  1. Ты должен сходить в хорошую типографию и сделать цифровые копии всех документов: паспорт, снилс, инн, полис, страховки, и тп. в цветном и черно-белом варианте. Сохрани эти чувствительные данные в криптоконтейнер, ну, или просто на флешку.

  2. Нужно выбрать свои фотографии высокого качества или сходить в фото-студию. Формат для паспорта, формат для соц.сети, формат для аватарки или печати. Тоже пока сохраняем на флешу.

Периодические

  1. Раз в несколько месяцев можно брать в орг. отделе справку о том, что ты студент и об успеваемости.

  2. Каждый раз, когда тебе дают грамоту, награду, любую бумажку, ее нужно отсканировать в цифровой документ (dpf), либо сфотографировать (нежелательно) и сохранить в облако

Обязательно обзываем файл так, чтобы потом вспомнить к чему относился этот диплом или сертификат. Теперь, когда тебя попросят подготовить пакет документов для гранта, премии, стипендии - у тебя уже все было готово ?.

Структура хранения достижений в облаке
Структура хранения достижений в облаке

Про расписания и календари

Если ты смотрел какие-то видосы, то наверное уже слышал про календари. Но это правда работает.

Причины использовать календарь:

  1. Просто для своего удобства

  2. всегда знаешь и не забываешь свои планы

  3. напоминания о важных событиях

  4. интеграция с другими календарями (дни рождения из контактов, праздники страны, события твоего вуза, внутренний календарь с твоей работы), вариантов много.

Как выглядит одна неделя в календаре
Как выглядит одна неделя в календаре

Имеющий уши, да услышит.

Комментарии (16)


  1. Ikolo92
    24.04.2024 07:03

    Печатная на клавиатуре, не получится ничего набрать, кроме текста

    Пару лет назад искал способ делать конспекты по математике быстро. Здесь же, на Хабре, находил человека, который в latex умудрялся печатать сложные формулы, графику простую, разметку и так далее быстрее, чем говорил его преподаватель, как утверждалось. Я что-то из этого пробовал, понравилось, пусть даже математику быстро позволили перевести в маткад и необходимость в этом пропала. Но штука интересная и реально работает.


    1. JackHBM Автор
      24.04.2024 07:03

      Видел такое, реально удобно! У меня лично до сих пор есть проблема в том, чтобы что-то зарисовать ( какую-то схему или представление чего-то) для визуализации и представления. Но это мои заморочки. Другим может не нужны такие рисунки


    1. BrOleg5
      24.04.2024 07:03

      Тоже практиковал набор лекции в Latex. Вдохновлялся подходом Gilles Castel (вот его блог). Он предлагал рисовать в Inkscape. Для этого Gilles сделал целый менеджер шорткатов (ссылка). Но так как моей основной операционной системой является Windows, это решение нужно адаптировать. Я, к сожалению, так и не взялся за это. Видел только адаптацию под Mac OS.

      Сейчас же, во время учёбы в аспирантуре, я отошёл этого и все записи по исследованию веду в Obsidian. Простой markdown синтаксис, возможность использовать Latex и отсутствие этапа компиляции документа ускоряют работу. Для быстрого набора формул использую плагин Latex Suite (как раз адаптация подхода Gilles Castel'a). А для рисования использую плагин Excalidraw.


      1. Ikolo92
        24.04.2024 07:03

        Мне самому уже не особенно нужнг. Необходимость конспектов в классическом виде отпала на первом курсе, остались в основном заметки по разным темам, храню их в notion, как и всю текущую информацию. И давно уже это ничего, кроме текста и кода


  1. Rayslava
    24.04.2024 07:03
    +2

    Пост звучит, как рассказ для первых курсов, и, пожалуй, полезен для старта, хотел бы я, чтобы мне такой показали в своё время, а вот из опыта старших курсов могу вспомнить то, что вся организация, усердная учёба, и прочая околоучебная деятельность влияют на успехи в сессии процентов на пятнадцать-двадцать, наверное. Остальное — чисто софт-скиллы, которые упомянуты в контексте конференций и статей, но на них внимание не особо заостряется.

    По опыту: стоит примелькаться на своей кафедре, и внимательно следить за происходящим, а во время зачётной сессии лучше вообще жить в университете, я это понял где-то к шестому семестру, и стало сильно проще. Просто постоянно находишься где-то в дельта-окрестности с восьми утра до восьми вечера, и оказывается, что можно внезапно поймать всякие спонтанные приёмы коллоквиумов, найти неожиданные методички к зачётам и экзаменам, встретить народ с потока, который коллективно решает домашки и готовит курсачи. Иногда даже можно случайно получить зачёт по какой-нибудь валеологии, спустив шкаф с шестого этажа. В общем, тот самый «нетворкинг» про который пишут в статьях про ВУЗы, отлично работает, примерно как история в посте про статьи в соавторстве.

    Пожалуй, это лучший урок, который я вынес из всего высшего образования: всё, что ты учишь, знаешь, и умеешь, никому не нужно, если ты не умеешь договариваться. У меня было семь семестров различного матана, а пригодились из него только прямое, да обратное преобразования Фурье, зато неделя зачётной сессии, прожитая в университете в конце третьего курса, помогла напрочь избавиться от хвостов, приобрести знакомства на кафедре, найти будущего дипломного руководителя, и начать работу над дипломом уже с четвёртого курса, сначала — в формате курсовых работ, которые потом превратились в разделы диплома.

    Ну и да, при всём этом реально лучше всего действительно иметь с собой компьютер и все возможные документы чисто на всякий случай, кто его знает, в какой момент пригодится.