Меня зовут Валерий Комягин, я уже 25 лет управляю компанией по заказной разработке цифровых продуктов SVK.Digital.

У нас в компании давно прижилась практика подготовки годичных планов. И не только их подготовки, но и дисциплинированного исполнения.

Я считаю, что планирование — полезный навык. Это касается не только производственной, но и любой деятельности, в которой хочется достигать более быстрого и, главное, стабильного прогресса.

Невозможно просто так взять и научиться проплывать 10 км, если вы не можете пока одолеть и одного бассейна. Но если подготовить адекватный план тренировок, вы сами не заметите, как шаг за шагом придете к нужному результату.

Моя компания непрерывно растет уже много лет. Это легко проверить по открытым источникам данных. Меня попросили поделиться, как устроен процесс годового планирования в нашей компании и у меня снова получился лонгрид, прочитав который вы узнаете:

  • Как составить первоначальный годовой план?

  • Как сделать так, чтобы план постепенно реализовывался?

  • Что такое «сводный план» и как состыковать его с планами подразделений?

  • Что такое «адекватный план»? Как не завышать и не занижать планку?

На этом предлагаю закончить вступление и перейти к практической стороне вопроса. Но сперва, все‑таки...

Немного теории или «вступление»

Перед тем, как перейти к основной теме, давайте определимся с терминами. Что такое планирование вообще?

Если верить Википедии, то ...

Но мне нравится другое определение из того же источника:

Часть 1. Строим планы

Фактически, планирование — это уравнение, решение которого помогает достигнуть того результата, который необходим.

Поэтому перед тем, как перейти к планированию, стоит определиться с тем, на какой итоговый показатель мы хотим повлиять с помощью этого инструмента?

Если речь идет о бизнесе, чаще всего планы строят ради получения прибыли. В нашей компании было так же — мы решали задачу увеличения прибыли и вводили процесс годового планирования ради увеличения именно этого показателя.

Для того, чтобы двинуться дальше, нужно понять, как прибыль создается в компании.

Прибыль — это то, что остается от выручки (счета, которые нам оплатили клиенты) после того, как мы произвели все необходимые расходы (счета, которые мы оплатили нашим сотрудникам и поставщикам, ну и конечно не забыли о налогах). Поэтому первые две метрики в дереве будут такими:

  • Выручка 

  • Расходы

Что влияет на выручку? Давайте разбираться на нашем примере. Наша компания занимается заказной разработкой. В основе нашей бизнес‑модели нормо‑часы специалистов, которые нужно затратить для того, чтобы произвести результат для заказчика. Мы наняли коллектив талантливых инженеров, каждый из которых способен производить в месяц ограниченный объем этих самых нормо‑часов. А значит, прибыль мы можем получить, продавая нормо‑часы заказчикам по той или иной цене.

В итоге, в нашем случае, Выручка «развалится» на следующее дерево метрик:

  • Выручка

    • Отгрузка в нормо‑часах (сумма произведенных для заказчиков работ)

    • Стоимость часа

Отгрузка (то, что мы фактически произведем), в свою очередь, тоже зависит от ряда параметров. Программисты смогут работать только с тем объемом задач, которые выставили им через систему управления специалисты проектного отдела. Если на входе у производства было ноль часов, то не важно, сколько часов программисты могли бы произвести — они не произведут ничего. Давайте добавим и этот параметр в наше уравнение:

  • Бэклог в нормо‑часах (сумма часов всех задач, оплаченных заказчиками и подготовленных руководителями проектов для производства)

Но наша система имеет и свое ограничение сверху. У нас вполне конкретное число специалистов. Они не могут работать круглосуточно. Кроме этого, они регулярно уходят в отпуск и время от времени болеют. Вводим следующий параметр:

  • Максимальная мощность производства в нормо‑часах (сумма часов, которые могут произвести все специалисты компании, чей труд оплачивается заказчиками)

Важно понимать, что этот параметр может и будет изменяться от месяца к месяцу. И будет зависеть не только от числа специалистов, имеющихся в вашем распоряжении, но и от числа рабочих дней в конкретном месяце. Так, наименьшее количество рабочих дней чаще всего в январе и мае из‑за государственных праздников.

Итак, у нас есть максимальная мощность производства, из которой мы можем производить деньги, если проектный отдел будет «нарезать» проекты заказчиков на задачи, ставить их программистам, формируя Бэклог, а те, в свою очередь, будут успешно решать такие задачи, обеспечивая в течение месяца «отгрузку» производства, которую мы и будем продавать заказчикам по определенной Стоимости часа.

Я думаю ход моих рассуждений понятен. Поэтому, чтобы статья не превратилась в книгу, я не буду подробно объяснять, почему мы начали следить за показателями продаж и маркетинга, и другими показателями, а просто перейду к итоговому дереву целей, которое у нас получилось:

Часть 2. Переход от плана к план-факту

Предполагается, что к этому моменту вы собрали красивый план развития компании на полгода или год (мы же помним, что план — это функция от времени, а не просто показатели в статике).

Для примера я подготовил вымышленный план на первые пять месяцев года. Все цифры вымышленные, но в некоторой степени коррелирую с тем, что обычно характерно для моего бизнеса — заказной разработки:

Большинство начинающих планировщиков тут ждет главная западня планирования — планы ... забываются и начинают покрываться слоем пыли. Сперва тонким. Потом слой становится всё толще.

Ближе к концу года мы вдруг вспоминаем о том, что в начале года что‑то планировали, сдуваем пыль с нашего плана и получаем изрядную порцию демотивации. Потому, что до конца года, как правило, остается пара месяцев, а реальность очень (нет не так... ОЧЕНЬ!!!) сильно отличается от плана и (опять же — как правило) не в лучшую сторону.

Этой западни можно избежать с помощью несложного приема. Ваш план развития компании нужно превратить в систему учета. Рядом с графой «план» нужно просто добавить еще одну колонку «факт», в которую вы будете аккуратно записывать те показатели, которые получаются на самом деле. Плановые показатели при этом изменять не следует. Пока не следует. На данном этапе. Позже, мы вернемся к этому моменту.

Табличка из нашего примера в этом случится изменится примерно следующим образом:

Важно записывать ваши результаты регулярно. Ежедневно, еженедельно или ежемесячно — решать только вам. Но квант регулярности должен быть соразмерен кванту планирования. Знаю, умно слишком получилось. Давайте упрощу: если вы планируете на год, лучше актуализировать фактические значения не реже одного раза в месяц. Если планируете месяц — не реже одного раза в неделю.

Да, поначалу демотивация тоже будет. От неё никуда не деться. Но важно не сдаваться и продолжать. На данном шаге ключ к победе — постоянство. Через 3–4 месяца у вас накопится достаточная статистическая база для того, чтобы заняться следующим шагом ...

Часть 3. Валидация и корректировка изначального плана

Наполеоновские планы — то есть такие планы, которые совершенно невозможно реализовать — это плохо. Это демотивирует и вгоняет в депрессию.

«Изичные» планы — то есть такие, которые вы способны выполнить, особенно не напрягаясь — напротив, расхолаживают и приводят к потере профессионального тонуса.

Саша Афанасьев из Нескучных Финансов как‑то поделился со мной «показателем красавчика». В их компании «красавчиком» считается специалист, способный выполнять планы на уровне, не менее 90%, а нормальным считается выполнение плана в диапазоне от 90 до 120%.

Если меньше 90% — возможно план был чрезмерно амбициозен. Если больше 120% — скорее всего план был слишком легким и не двигает всю систему вперед.

План должен быть на пределе, но всё‑таки возможного. И планировщик и специалист должны верить (пусть и с трудом), что план возможно выполнить. Ну, знаете, как в штанге — 10 подходов + еще 1–2 так, чтобы «до отказа»? Вот это и есть адекватный план — такой план проходит нашу «валидацию» (проверку), а значит его можно исполнять дальше.

Если всё‑таки планы слишком трудные или слишком легкие, их следует скорректировать на следующий период с учетом полученного опыта.

Пример из жизни: в прошлом году, наслушавшись модных инфоцыганских лекций я, как владелец компании, бодро запланировал X2 по выручке. Уже к середине года стало понятно, что план мы драматически проваливаем. Поэтому на вторую половину года мы скорректировали план, пессимизировав его ключевые показатели. В итоге мы выполнили новый скорректированный план, но только на 82% — до «показателя красавчика» мы не дотянули 8% пунктов, но все равно показали рекордную выручку за всю историю компании.

Часть 4. Сводный план и декомпозиция на планы подразделений.

Еще одна ловушка в планировании — уходить в слишком глухие дебри, быть перфекционистом и стараться учесть все‑все‑все показатели, которые только могут повлиять на вашу финансовую модель.

С моей точки зрения — это ошибка. Вам стоит построить базовый план, состоящий из достаточного, но все‑таки минимально необходимого набора метрик, которые вы действительно способны быстро собирать и контролировать с учетом размера вашей организации.

У меня есть простой индикатор: актуализация хорошего плана, если он собирается вручную, не должна занимать больше 20–30 минут работы специалиста в неделю. Если больше — упрощайте.

Такой базовый план — это «панель управления», дашборд компании, перечень ключевых метрик, влияющих на ее выручку и прибыль.

В дальнейшем, каждая ключевая метрика должна быть передана в свой отдел или департамент, который должен будет разработать уже собственный более подробный план, как этой метрики достигать.

Так, у нас в сводном плане записаны «Расходы». Но мы не держим там зарплаты всех специалистов или затраты на аренду помещения. Для этого есть финансовый отдел и бухгалтерия. Они получают свой годичный план по удержанию расходов в определенном «коридоре» и уже их задача «развалить» этот интегральный показатель на собственное дерево метрик и, по сути, повторить весь процесс планирования, но уже в масштабе собственного подразделения.

То же сделает HR с планом найма, маркетинг с планом маркетинга и лидогенерации, а производство — с производственным планом.

Вместо заключения

Надеюсь, получилось не слишком заумно и удалось убедить вас в том, что планировать, во‑первых — очень полезно и, во‑вторых, не так уж и сложно.

Если статья понравилась, я буду рад вашим лайкам и репостам — это мотивирует меня писать статьи и на другие темы. Писать статьи, которые никто не ценит и не читает — бесконечно печальное занятие.

А если вам нравится, как я пишу и хочется узнать больше о закулисье управления компанией по заказной разработке цифровых продуктов — приходите в мой телеграм‑канал. Пишу не часто, но стараюсь делать это качественно.

Комментарии (3)


  1. Vilos
    17.05.2024 06:23

    Что-то уж сильно кратенько...только начал вчитываться и впитывать, как бац и статья кончилась...а где же мяцко? Где капекс/опекс, регулярные платежи и внезапные затраты?...короче тема раскрыта не полностью, но на "зачет" потянет, хотелось бы больше.


    1. luckydon Автор
      17.05.2024 06:23

      Ну, капексы и опексы -- это как-то крутовато для туториала )) Но, если действительно интерес к углублению темы будет -- можно написать и более углубленное продолжение. Например, как раз о том, как мы строим дерево статей и как планируем расходы по статьям на год вперед.

      Про фонды и внезапные траты -- это уже совсем, как кажется, верхний уровень. Мне кажется те, кто туда дошел -- они уже во всем разобрались и им такие статьи вряд ли чем-то помогут.


  1. TimKady
    17.05.2024 06:23
    +1

    Спасибо за статью. И хотя она описывает (соглашусь с предыдущими ораторами) весьма поверхностно метод «доморощенного » планирования, на практике это бесконечно много по сравнению ни с чем.

    Вместе с тем хочу сделать несколько замечаний. Они могут быть полезными, как вам и вашей компании, так и помогут избежать ошибок тем, кто будет вдохновлен вашей работой. Надеюсь это не вызовет ни у вас, ни у них раздражения.

    Замечание 1: Можно ли жить без планирования. Конечно можно! И это даже не случай с мухомором (есть его можно, но отравитесь). Так зачем люди планируют? На это етсь три причины.

    Первая — особенности мозга. Примерно 40% населения планеты действуют (на бытовом уровне) только после того, как их мозг спланирует действия на основании опыта. Но нам сейчас это не интересно, просто отметим, что естественным планирование является не для всех.

    Вторая причина — планирование позволяет достичь цели потратив меньшее количество сил (ресурсов). Вполне себе можно научиться плавать, не имея плана тренировок. Просто это займет больше времени.

    Третья причина состоит в том, что достигнуть сложную цель, вам часто приходится достигнуть множество других менее значимых, но критически‑важных, целей. Путь на вершину Эвереста лежит через покорение холма за околицей.

    Замечание 2: Прежде чем назначать годовую прибыль безусловным победителем в войне показателей, всё же стоит сходить к владельцам компании. Вы точно уверены, что прибыль — это то, что они хотят получить по итогам года? Да, я о стратегии! И только члены марксистских кружков считают, что прибыль — исчерпывающий показатель для краткосрочной оценки бизнеса. А что делать с долгосрочными инвестициями, реализация которых требует убытков в текущем году, но с лихвой покрывающихся будущими доходами? И кстати, а что подразумевать под прибылью? То, что под этим подразумевают бухгалтера? Не факт!

    С другой стороны, прибыль (как вы верно указали) это доходы минус расходы (включая налоги). Стремиться в максимизации прибыли — здорово. По началу. Но с определенного момента времени погоня за прибылью приводит к снижению результативности (в широком смысле — способности достигать целей; в узком смысле — качество). Почему? Потому, что это закон природы — повышение эффективности снижает результативность; Результативность требует некоторой ресурсной избыточности (затрат). Вам это точно нужно?

    Короче говоря, до начала планирования не плохо бы ответить на эти вопросы. Хотя бы чтобы в итоге быть менее «демотивированными».

    Замечание 3: Встает резонный вопрос, а что лучше прибыли, если нет стратегии или владельцы все же ходят в марксистский кружок? Во‑первых, отсутствие стратегии — тоже стратегия. Называется она «сохранить всё, как есть». И это имеет право на жизнь. Во‑вторых, для такого случая лучше подходит показатель в виде оценки капитализации. Понятно, что вы не на бирже. Но у вас всегда под рукой может быть простая формула оценки стоимости вашего бизнеса исходя из многолетней практики сделок. Она может и не точна, но проста:

    C=(0,7*A + 3*EBITDA + 0,4*V)/3

    А — стоимость активов (ищем в балансе), EBITDA — ищем в Google, V‑выручка (желательно средняя за три последних года). Почему это лучше?

    Во‑первых, это более сбалансированно, чем просто прибыль. Например, в ИТ эта формула заставляет бухгалтеров капитализировать разработки, на не держать на балансе десяток амортизированных компов. Во‑вторых, величина отклонения (дисперсия) трех составляющих оценки может служить показателем риска компании (вероятность инвестора потерять деньги). Например, если в шей компании есть прибыль и выручка, но нет активов, то это означает, что весь ее капитал формируют компетенции. Другими словами, если в один час уйдут ключевые люди, то бизнесу конец.

    Можно много чем еще дополнить вашу статью. Например, можно раскрыть подвох вашего в подхода — вы опираетесь на системы нормирования, оставляя без внимания, а что делать, если ее нет (нет нормо‑часов). И я думаю, в следующий раз вы не побоитесь представить более глубокий труд на эту тему. Но главная цель — убедить что «планировать, во‑первых — очень полезно», думаю, вами достигнута. Но все же, в планировании не все так просто...

    Успехов!