![](https://habrastorage.org/webt/yr/_f/gi/yr_fgiqgksmy-medg1a0xiw-czy.jpeg)
В прошлой статье мы вспомнили, как и почему в США середины 60-х годов оформился жанр фэнтези — и почему цикл о Конане Роберта Говарда оказал на него как минимум не меньшее влияние, чем «Властелин колец» Толкиена. Именно на почве увлечения «Конанинаной» в 1965 году оформился неформальный клуб писателей с говорящим названием «Гильдия мечников и чародеев Америки» (SAGA). Его ядром стали фанаты и продолжатели Говарда Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер и Джон Джейкс. В 1966-1967-х годах публикация «продолжений» похождений Конана от де Кампа и Картера совпала с ростом популярности трилогии Толкиена и пиком контркультурных настроений среди американской молодёжи. Именно во второй половине 60-х фэнтези из увлечения немногих гиков превратилось в массово популярный у читателей жанр, но это происходило не только стараниями издателей Толкина и продолжателей Говарда.
![](https://habrastorage.org/webt/hk/lu/ao/hkluaouby0s7ttnbcxrt5d5cc1g.jpeg)
Чтобы продолжить наш рассказ, необходимо вспомнить ещё три имени авторов ранних романов в стиле фэнтези: Майкла Муркока, Урсулу ле Гуин и Фрица Лейбера. Без них миры игрового фэнтези не получили бы целого ряда важнейших черт и тропов: антитезы Порядка и Хаоса, которые совсем не тождественны Добру и Злу / Свету и Тьме; идеи мультивселенных, антигероев в центре повествования, команды из четырёх приключенцев, воинов и магов, ну и так далее.
![](https://habrastorage.org/webt/0g/01/0u/0g010u3cto0ib8t1aqmipzdptyg.jpeg)
Майкл Муркок начал свой наиболее известный цикл об Эрике из Мелнибоне в 1961 году. Его протагонист — буквально инверсия классического образа эпического героя вроде Конана, и тем более его облагороженного варианта наподобие Арагорна. Проще всего описать его как своего рода Кащея Бессмертного: очень тощий и седой владыка древней и мрачной империи нечеловеческой расы, интриган и оккультист, альбинос с алыми глазами.
![](https://habrastorage.org/webt/5f/ly/8r/5fly8rfxqovlgop8ugzqwsk8jcw.jpeg)
Элрик весьма жесток и коварен, но большинство его сородичей считают его чрезмерным гуманистом, нарушающим традиционные ценности. Впрочем, ему всё равно покровительствует местное божество Ариох с прекрасными титулами Лорд Хаоса и Герцог Ада. Ещё у Элрика имеется магический меч Буреносец, который обеспечивает владельцу прекрасные боевые качества вне зависимости от комплекции, но имеет милую привычку пожирать души жертв своего клинка.
![](https://habrastorage.org/webt/3w/qs/3b/3wqs3by-1mtr8q37npaicor4iba.jpeg)
Всерьёз истории об Элрике из Мелнибоне будут продолжены Муркоком только в одноимённом романе в 1970 году, но ещё в конце 1950-х годов у него родится концепция мультивселенной: все его романы, кроме разве что ранних экспериментов в области классической НФ, являются происходящими в разных мирах-измерениях одной большой вселенной. Элрик и ещё более дюжины протагонистов из разных миров — воплощения одной и той же сущности: Вечного Воителя
![](https://habrastorage.org/webt/pn/be/mf/pnbemfyf9fzbtyzhctclplosnrw.png)
Вечный Воитель во всех своих формах имеет особый волшебный меч довольно мрачного свойства. Он нередко мрачно рефлексирует по поводу происходящего и своих действий, но обычно оказывается вынужден выполнить задачу воплощения вне зависимости от своего к ней отношения. Происходит это потому, что Вечный Воитель является проявлением фундаментального закона равновесия между Законом (ныне чаще именуемым Порядком) и Хаосом: равно чуждыми всему человеческому фундаментальными полюсами мироздания мультивселенной.
![](https://habrastorage.org/webt/wz/xs/o3/wzxso38agt4c-gzcmexnhjah74k.jpeg)
Если один из полюсов в каком-то мире слишком усиливается, или же баланс мира находится под угрозой по какой-то иной причине — в мире воплощается Вечный Воитель и учиняет перекос посредством своего супермеча, что обычно сопровождается горами трупов и грандиозными разрушениями. К примеру, в первом, программном для мира мультивселенной романе Муркока «Вечный Воитель», житель Земли оказывается попаданцем с радиоактивным супермечом в мире, где люди ведут войну не на жизнь, а на смерть с расой эльфов-элдренов. Поначалу он становится героем людей и успешно громит эльфов, но в итоге ему приходится возглавить уже эльфов… и убить всех человеков в том мире как незапланированных и нарушивших равновесие пришельцев.
![](https://habrastorage.org/webt/kv/am/v2/kvamv27ipckj9cmy-qsfvjkiqwo.jpeg)
Муркока — наряду с Толкином, Говардом, Ле Гуин и Желязны нередко считают «Великой Пятёркой», авторами, которые более всего повлияли на становление жанра фэнтези. Желязны при всей моей любви к его романам для нашей темы не слишком подходит: его мирам, образам и героям как-то совсем не повезло ни с экранизациями, ни с геймификацией, и на миры игрового фэнтези он не повлиял примерно никак. А вот Урсуле Ле Гуин мы обязаны тем, что в фэнтези меча и магии появилась, собственно, оптика магов. Именно у неё колдуны и волшебницы стали не спутниками или врагами протагонистов, а собственно протагонистами.
![](https://habrastorage.org/webt/tm/ib/lf/tmiblfwkfxh0tzts6vzqchdsark.jpeg)
Стоит отметить, что это куда более фундаментальная инновация, чем кажется из нашего искушённого игровыми классами времени. На протяжении буквально тысячелетий герой что эпоса, что сказки, что романа — это подчёркнуто не маг. У него, скорее всего, будет волшебный спутник, волшебный советник, волшебное оружие, волшебный враг, наконец — но он не будет владеть магией сам. Лишь в наиболее архаичных, так называемых шаманских мифах, протагонист-первопредок может пользоваться магией. При этом он обычно будет трикстером, который дурит всех и, хм, любит всё, что шевелится, но в результате периодически оказывается и сам в дураках в самый неподходящий момент.
![](https://habrastorage.org/webt/sj/gs/_p/sjgs_pjgg7skp1bybzngieyoj1i.jpeg)
Герои-волшебники Урсулы Ле Гуин обычно не настолько погружены в архаику, и в целом вполне интеллигентны, но всё же очень хорошо демонстрируют её увлечение древними культурами, знание мифов и легенд разнообразных народов и явное нежелание следовать по стопам мэтров нового жанра. Её миры не только не имеют отношения к Земле — в отличие от Хайбории Говарда и Средиземья Толкиена, которые хотя бы теоретически описывались авторами как давние эпохи то ли нашего, то ли очень похожего на него мира.
![](https://habrastorage.org/webt/qx/rk/bk/qxrkbkhrxlvyqcvptvqacayl1cq.jpeg)
Мир Земноморья даже появился на свет не в результате акта творения в духе авраамических религий, а скорее возник в духе мифов угро-финских или индейских народов: из первозданных вод всплыла некая сущность, которая стала создавать объекты, давая им истинные имена. И изначальной разумной расой этого мира являются могучие и опасные, но при этом весьма разумные, исполненные магией и не обязательно злобные драконы — троп, который унаследовали многие миры литературного и игрового фэнтези, вплоть до современного Тейвата из Genshin Impact. Ранее, следуя европейской традиции, драконы были сугубо злыми, как у Толкина — но Ле Гуин добавила к образу драконов фэнтези очень многое от китайских драконов-лунов.
![](https://habrastorage.org/webt/t1/pu/1c/t1pu1chhyhx3h6tncpluhobury4.jpeg)
Фрица Лейбера часто называют отцом термина «фантастика магии и меча» — он ещё в 1961 году именно так охарактеризовал в переписке с фантастом Майклом Муркоком жанровую принадлежность рассказов и повестей Роберта Говарда о Конане и других, менее известных героях его текстов. Ему не очень нравились тропы эпического фэнтези, где бурлит борьба бобра с ослом, на кону стоит спасение мира и вот это вот всё. И вообще Лейберу больше нравилось свой любимый жанр — фэнтези — стебать. Ну или хотя бы подстёбывать.
![](https://habrastorage.org/webt/fu/_n/29/fu_n29xaqs1-i3mjwseps63nksq.jpeg)
Важнейшим вкладом Фрица Лейбера в развитие жанра фэнтези вообще, и будущего игрового фэнтези в частности, стал цикл рассказов и повестей «Фафхрд и Серый Мышелов». Она повествовала о похождениях северного варвара Фафхрда
![](https://habrastorage.org/webt/bw/cy/yj/bwcyyjon4la635-m098u0yxphk0.jpeg)
Истории о злоключениях циничных и жадных до золота и драгоценностей искателей сокровищ, которые жизнерадостно пропивали найденное и отправлялись за сундуками с лутом дальше, сами пародировали ранние образцы героического фэнтези 30-х. Особенно Роберта Говарда с его Конаном, но это прото-тёмное фэнтези с чёрным юмором и сарказмом вместо пафоса неожиданно неплохо зашло американской прото-гик аудитории конца 60-х годов.
![](https://habrastorage.org/webt/_z/63/ky/_z63kykd2ahei1x80oesypziddg.jpeg)
Ныне сага Лейбера не очень на слуху, особенно в России, но создатели D&D даже сочли нужным делать Лейберу отчисления за вклад в образы «Подземелий и драконов». А Лавкрафт считал начинавшего в 1930-е годы автора фантастических рассказов весьма перспективным писателем. Собственно, Лейбер взял за основу образа Фафхрда себя, а за основу Мышелова — своего ближайшего друга Гарри Фишера, который помог ему с массой идей для цикла.
![](https://habrastorage.org/webt/lp/bn/fj/lpbnfjbir0fkw4rczqjbej6ei3c.jpeg)
И именно Лейбер с Фишером стали создателями первой в истории настольной игры в жанре фэнтези. Задолго до того, как это стало мейнстримом: их первые эксперименты в игродельстве приходятся на… 1930-е годы! О том, как всё вышеописанное в начале 1970-х годов закипело в одном волшебном зелье и породило вселенную Dungeons & Dragons, почему игроков в неё в 80-е обвиняли в сатанизме и как из неё выросли миры компьютерного фэнтези, мы расскажем в следующей части!
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
![](https://habrastorage.org/webt/jx/md/ye/jxmdyendyev6uxwdkpnkdl77zac.png)
Комментарии (11)
Kanut
25.05.2024 14:32Так получилось что именно фэнтэзи для меня началось именно с Муркока. И после этого другое фэнтэзи мне очень долгое время казалось каким-то "ванильно-сладкощавым".
Zara6502
25.05.2024 14:32А я начал с Ле Гуин, Сильверберга, Ван Вогта, а вот Муркок совсем не зашел, не смог его читать, наверное поэтому у меня аллергия и на вархаммер.
unreal_undead2
25.05.2024 14:32Да, Ле Гуин в "Науке и жизни" печатали у нас ещё до того, как фэнтези массово появилось в книжных магазинах и на развалах.
Zara6502
25.05.2024 14:32борьба бобра с ослом
не нравится мне этот вариант. если "добро" и "бобр" гармонируют по замене "д" на "б", то "зло" и "осёл" как-то не звучат. Поэтому "борьба бобра с козлом" как-то более естественна что ли. ИМХО
Angeld
25.05.2024 14:32со злом - со слом - с ослом
Zara6502
25.05.2024 14:32+1я понимаю как строится звучание "со злом" при определенном произношении легко трансформируется в "соз лом" -> "сос лом" что в свою очередь уже перетекает в "с ослом", но добра/бобра это лингвистически кошерная замена, а вот в "осле" нет "зла" совсем. Поэтому только говорить "бобра со слом", если и писать это, то в моей голове это будет читаться как "борьба СЪ ослом" с явно твердым "С" и вся магия фразы разрушается.
ksbes
25.05.2024 14:32+1Было бы интересно почитать исследование отдельно варгеймов.
Насколько я понял (читая воспоминания Джеральда Дарелла о детстве) варгеймы с солдатиками, миниатюрами, костями и т.п. были "нишево распространены" еще в начале 20го веков с явной предысторией в 19-м.
Т.е. когда появилось фэнтези - уже давно существовали настолки с устоявшимися правилами и игровыми механиками. И народ просто придумал новые "карты и юниты". И вместо оловянных "наполеоновских" солдатиков на картонные поля вышли орки и рыцари.
juray
Муркок придумал не только эту звезду, но и изначальный сеттинг Warhammer Fantasy Battles. По задумке, это должен был быть еще один мир его мультивселенной. Но в итоге он продал наработки Games Workshop - а те уже далее начали вносить свои правки. Потом из FB отпочковалось 40K - сеттинг вроде бы отличающийся, но всё же имеющий очень много общего с "родителем", например сама концепция Хаоса и его богов (унаследованная от Муркока).
Metaller
Откуда инфа что он продал наработки? Из интереса погуглил, есть упоминания что они вдохновлялись Муркоком, а в одном месте Муркок даже обвиняет их в воровстве.