Эксперты Практикума часто обсуждают, что им помогает лучше справляться с задачами и особенно сохранять мотивацию и продуктивность на длинной дистанции. Также об этом постоянно спрашивают наши студенты. Мы решили суммировать ответы и увидели, что грамотно расставлять приоритеты в течение рабочего дня не менее важно, чем правильно начинать утро. 

Некоторые привычки звучат очень просто, поэтому мы попросили экспертов их детализировать. Главное — пока не освоены эти обманчиво легкие вещи, не стоит браться за сложные. Поэтому предлагаем начать со списка и самооценки — какие из этих 16 привычек внедрены у вас?

На работе:

1. Учиться с желанием и вне зависимости от возраста, позиции, опыта.
2. Сначала всегда пытаться найти ответ/решение самостоятельно, потом обязательно обращаться к коллегам, начальству. 
3. Ставить себя на место пользователя продукта, который вы делаете.
4. Подмечать проблемы и говорить о них с коллегами и начальством, особенно, если есть решение.
5. Извлекать опыт как из положительных, так и отрицательных ситуаций.
6. Делиться своими знаниями и опытом с другими.
7. Вставать пораньше, чтобы сделать какую-то работу для души (это может быть подработка или контент для блога, например).
8. Делать сложные задачи в начале дня («глотать лягушек» до обеда).
9. Плотно работать в часы своей продуктивности.
10. Записывать всё — задачи, идеи, планы, не пытаться удержать в памяти. 

Глобально:

1. Поддерживать баланс между работой и личной жизнью, чтобы не выгореть.
2. Высыпаться и вообще регулярно качественно отдыхать.
3. Максимально делегировать в быту то, что можно. 
4. В течение дня выделять время на физическую активность (прогулка, спорт, танцы), чтобы дать мозгу расслабиться. 
5. Читать книги, слушать аудиокниги и музыку, чтобы переключиться и отдохнуть.
6. Путешествовать, жить в разных местах, знакомиться с другими людьми, объектами, концепциями, чтобы создавать новые нейронные связи.

Развивать не только hard skills

Зачастую так называемые «гибкие навыки» воспринимаются как средство поладить с командой, однако во многом они помогают экономить время и усилия, эффективнее применять профессиональные знания.

Евгений Бондаренко

автор курса «Веб-разработчик», разработчик в Яндекс Доставке

Для стабильного успеха требуется привычка к постоянному саморазвитию. Не буду приводить цитату Льюиса Кэрролла, что нужно бежать со всех ног, вы сами её знаете, и она, как никакая другая, отлично описывает IT-индустрию. При этом важно умение балансировать между обучением и решением задач бизнеса. 

Также саморазвитие должно включать:

– осознание, когда стоит «говорить ртом» и собирать встречи, а когда решать задачу в переписках разных форматов;

– понимание синергетического эффекта, ведь никто не делает крутые проекты в одиночку;

– получение организационных навыков — составление эффективного рабочего графика, планирование на разных уровнях, декомпозицию задач и их оценку и т. д.

Наблюдать за собой

Чтобы повысить свою продуктивность, нужно разобраться, как вы действуете — в каких условиях лучше, в каких хуже, что тормозит, а что продвигает вперёд. Также пригодится навык приоритизации.  

Алексей Полюсов

наставник на курсе «Алгоритмы и структуры данных», разработчик ПО для медицинских учреждений

Я как бы поменял местами работу и отдых, стараюсь, чтобы отдых проходил без сучка и без задоринки, тогда и работать будет классно. 

  1. Много сплю, хожу гулять каждый день, в выходные стараюсь выехать за город, на природу. Кстати, бросил пить и курить, чтобы не лежать всю субботу с больной головой или не ходить курить по 10 раз в день. 

  2. Все, что важно, но я не могу сделать, отдаю на аутсорс, как, например, доставка еды, продуктов, поход на почту.

  3. Не трачу время на выбор чего-то, просто стараюсь покупать в определенном сегменте. 

  4. Скидываю всё, что не так важно, напоследок.

  5. Сложные задачки наоборот делаю в  начале дня. Некоторые разгоняются долго, пьют кофе, туда-сюда, чиназес, а я начинаю работать сразу утром, чтобы за первый час уже много сделать.

Если внедрять, то всё сразу

Высокоэффективные привычки связаны между собой. Так, чтобы ровно в 19:00 закрыть ноутбук и заняться личной жизнью, нужно с утра правильно распределить усилия и не пытаться сделать всё за один день. В противном случае чувство вины или амбиции помешают отдыхать и восстанавливаться. 

Елена Назаренко

ревьюер на курсе «Системный аналитик», старший системный аналитик в Samokat.tech

Я никогда не ухожу с головой в работу, хотя она мне очень нравится. Думаю, если бы не жесткие рамки, которые я себе осознанно выставляю, могла бы работать 24 на 7. Но на длинной дистанции это однозначно привело бы меня к выгоранию и регулярным визитам к психологу. Поэтому мой рабочий день — строго с 10 до 19. Безусловно, случаются казусы и переработки, но это редкое исключение из общего правила. 

Также стараюсь не мешать рабочие чаты с личными — для них выделена отдельная папка в Telegram, которая в 19 часов отправляется в беззвучный режим. Вечер — это время для совместного досуга с семьей и для саморазвития. В таком режиме главное — грамотно спланировать свой рабочий день, чтобы он прошел максимально эффективно. Тут важно осознать, что ты не всесильный и выполнить абсолютно все задачи за 8 часов невозможно. И это нормально

Помнить о других людях

Речь идёт не только о взаимодействии в команде, когда вы делитесь своими знаниями и опытом с другими, помогаете и принимаете помощь. Высокоэффективный специалист думает о клиентах, конкурентах, мыслит шире, чем просто рабочими задачами.

Валентина Федоринина

ревьюер на курсе «Инженер по тестированию»,  инженер по тестированию в Яндексе

Полезная привычка для IT-специалиста — представлять себя на месте пользователя создаваемого вами продукта: захотелось бы вам самим им пользоваться, было бы вам удобно и приятно? Если нет, то что можно изменить, чтобы продукт стал лучше? Если возникают какие-то идеи, их обязательно нужно донести до коллег и начальства. То же самое, если вы видите какие-то проблемы в процессах/команде и у вас есть предложение, как улучшить эти моменты. 

Далее две хорошие привычки — поддерживать контакт со знакомыми из вашей сферы деятельности, с бывшими коллегами и трезво оценивать рынок и понимать свою цену. И ещё одно замечание насчёт карьерного пути: не стоит метаться между компаниями/командами, не получив в них достаточно опыта, то есть только из-за финансовой составляющей.

Бонус. Та самая магия утра

Наши энергичные коллеги по максимуму используют возможность задать настрой на весь день. У каждого свой лайфхак — прогулка на свежем воздухе, зарядка, урок танцев, словом, нужно уделить время себе, взбодриться, вдохновиться. И вовсе не обязательно за счёт только физической активности. 

Дарья Кулагина

автор и ревьюер на курсе «Бизнес-аналитик», бизнес-аналитик «АЛРОСА ИТ»

Утро начинаю со стакана теплой воды с лимоном — помогает проснуться и приготовиться к делам. Банально, но действенно. Также утром или вечером у меня йога или бассейн, в начале дня это даёт легкость в теле и мыслях, в конце — успокаивает и снижает тревожность. А главное — я встаю пораньше, чтобы заняться контентом для Практикума. К началу рабочего дня на основной работе, в производственной компании, я уже втянулась в процесс и получила удовлетворение. Для меня это — супермотивация проснуться пораньше! Потому что Яндекс Практикум — это для души, а также помогает перекрестно применять знания и опыт. Получается продуктивно.

Бонус 2. Чтобы быть в курсе и в ресурсе

  1. «HBR Guide. Жизненный баланс» — лучше, чем в аннотации и не скажешь: «Эта книга не о том, как все успевать, а о том, как избежать ненужных жертв и сделать свою жизнь осмысленной и наполненной».

  2. Сервис подбора психологов Alter — чтобы научиться лучше понимать себя и других. 

  3. Профильные обсуждения на Reddit — в них много живых мнений и полезных ссылок.

  4. GitHub репозитории — если подписаться на интересующие вас, можно будет оперативно узнавать о новых релизах и проблемах.

  5. «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой — чтобы навести порядок в письменных коммуникациях и лучше доносить свои идеи.

  6. «Не заставляйте меня думать. Веб-юзабилити и здравый смысл» Стивена Круга — книга полезна всем, от разработчиков до менеджеров, если вы устали терять клиентов. 

  7. «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана — классическая книга о сути дизайна с подробными примерами. 


Приглашаем в Яндекс Практикум — попробовать себя в роли автора, наставника или ревьюера, а вместе с этим прокачать софтскилы или найти занятие для души.

Комментарии (16)


  1. OldNileCrocodile
    03.06.2024 07:57
    +4

    Молодая миллиардерша даёт советы о том как она заработала миллиард:
    1. Учиться с желанием и вне зависимости от возраста, позиции, опыта.
    2. Сначала всегда пытаться найти ответ/решение самостоятельно, потом обязательно обращаться к коллегам, начальству.
    3. Ставить себя на место пользователя продукта, который вы делаете.
    4. Подмечать проблемы и говорить о них с коллегами и начальством, особенно, если есть решение.
    5. Извлекать опыт как из положительных, так и отрицательных ситуаций.
    6. Вставать пораньше, чтобы сделать какую-то работу для души (это может быть подработка или контент для блога, например).
    7. Делать сложные задачи в начале дня («глотать лягушек» до обеда).
    8. Плотно работать в часы своей продуктивности.
    9. БЫТЬ ДОЧКОЙ МИЛЛИАРДЕРА.

    Вывод: Развивайте Public Relations (PR). (Хотите друга миллиардера - идите по цепочке).


    1. jehy
      03.06.2024 07:57

      Лестно! Не буду отвечать за других авторов из поста, но лично я - не дочка миллиардера.


  1. nronnie
    03.06.2024 07:57
    +4

    "Автор курса", "наставник на курсе", "ревьюер на курсе", "автор и ревьюер на курсе". Не хватает только "автора и наставника" и "наставника и ревьюера" (курсов). П**дец, в IT вообще IT-шники остались еще? :)))


    1. jehy
      03.06.2024 07:57

      Авторы и наставники обычно на основной работе являются разработчиками, аналитиками, и так далее. Прочитайте целиком серую приписку около фоточки :)


    1. kbnrjlvfrfrfrf
      03.06.2024 07:57
      +4

      П**дец, в IT вообще IT-шники остались еще?

      Вон тот молчаливый дед 40+ в дальнем углу, который всю работу за всю эту успешно-успешную п-добратию на себе вывозит...


  1. AndreySitaev
    03.06.2024 07:57
    +2

    • Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.

    • Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.

    • Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка.

    • Пионеры точны и аккуратны.

    • Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.

    • Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.

    • Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.

    • Пионеры охраняют полезных животных.

    • Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.


    1. IAmAnApplePie
      03.06.2024 07:57

      “Пионеры охраняют полезных животных” особенно порадовало


      1. Vilos
        03.06.2024 07:57
        +1

        так и хочется добавить, "...а крапиву лупят палками" :)


  1. the_Silent
    03.06.2024 07:57
    +2

    "3. Максимально делегировать в быту то, что можно. 

    4. В течение дня выделять время на физическую активность (прогулка, спорт, танцы), чтобы дать мозгу расслабиться.  "

    Если отказаться от одного из этих советов, то второй будет проще выполнить. ;)


    1. jehy
      03.06.2024 07:57

      Да, но нет. Уборка или развоз детей, например, к сожалению, никак не даёт ни нормальной физической активности, ни морального отдыха.


      1. the_Silent
        03.06.2024 07:57
        +1

        Бывают и такие любители физкультуры, что полчаса по пробкам едут два километра до спортзала и полчаса же обратно. И это не шутка. Но тут тоже есть что улучшить...

        Ну и вообще, что за буржуйство, делегировать всё бытовое? Как бы не скатиться в деградацию с таким подходом.

        Мытье полов, к примеру, позволяет потренировать наклоны, приседания, и всякое такое прочее с пользой. Остальная активность тоже не очень много занимает времени, и позволяет немного увеличить активность.


        1. jehy
          03.06.2024 07:57

          Ну и вообще, что за буржуйство, делегировать всё бытовое? Как бы не скатиться в деградацию с таким подходом.

          Не спешите осуждать, очень сильно зависит от количества быта и количества его исполнителей. В некоторых случаях, например, быта такое количество, что если его не делегировать - просто времени на работу не останется :) Уже не говорю о том, что хочется ещё, чтобы время было и с детьми пообщаться, и ещё успеть пожить немного.


          1. the_Silent
            03.06.2024 07:57

            Это либо хозяйство в деревне, либо огромная квартира/дом? Кстати, если покупать квартиру/дом поменьше площадью, то сэкономленные деньги позволят работать меньше и больше времени уделять семье.


            1. jehy
              03.06.2024 07:57

              Всё проще - например, это двое детей, которыми занимается один родитель.


  1. bojanovskiida
    03.06.2024 07:57
    +1

    2. Сначала всегда пытаться найти ответ/решение самостоятельно, потом обязательно обращаться к коллегам, начальству.

    На самом деле очень полезное правило, сильно помогает развиваться. Правда сформулировал я его маленько по другому для младших сотрудников в свое время: "Ты перед тем как спрашивать идешь, хотя бы полчаса сам то подумай, сделай усилие..."


    1. jehy
      03.06.2024 07:57

      Да, хорошее замечание! Важно как поковырять самому, так и понять, когда ты встал намертво, и пойти за советом.