![Опус СУПЕРТАНК и его автор Опус СУПЕРТАНК и его автор](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8bd/9bf/c85/8bd9bfc85671a0f4c6e55afe1d29b40c.jpg)
В комментариях к предыдущей части дневника подсказали хорошую идею – расписать a цифрах математику краудкомпании: сколько собрали, сколько спонсоров, налоги, затраты на логистику и прочее.
Подготовка к производству тиража
До запуска сбора средств у меня уже были готовы макеты игры: коробка, правила, игровое поле, тайлы и жетоны.
![Первый макет правил Первый макет правил](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5d6/80b/863/5d680b863cfd7ffb5febeb10fba2455c.png)
![Первый макет правил Первый макет правил](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dbb/058/da6/dbb058da60a75e125bbea63e3ba2b529.png)
![Вариант задней стороны коробки с игрой Вариант задней стороны коробки с игрой](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/546/5b9/3b5/5465b93b547fe057e6aeab20c1812e42.png)
Были заключен договор омпанией Woodbit на производство деревянных танчиков и кубиков с цветной печатью.
![Фото с производства деревянных танчиков и кубиков Фото с производства деревянных танчиков и кубиков](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b76/ec5/91c/b76ec591c3016636ab951b3570598d7d.jpeg)
![Фото с производства деревянных танчиков и кубиков Фото с производства деревянных танчиков и кубиков](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/912/f02/29f/912f0229fe5e34831816a6c3c4b08bcd.jpeg)
![Фото с производства деревянных танчиков и кубиков Фото с производства деревянных танчиков и кубиков](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/350/fa3/4aa/350fa34aa15372ba54f5b4c6607f7827.jpeg)
Так же у меня был заключен договор на производство фирменных мешочков с логотипом.
Также у меня были 3D модели пластиковых танчиков, который я сделал сам в простом онлайновом редакторе, который позволяет сделать 3D модель из кубиков и через знакомство в моей страйкбольной команде я нашел отличную студию Lenin Solutions из Санкт-Петербурга, которая специализируется на 3D-печати. Они не только доработали модели пластиковых фишек, но взялись их напечатать.
![3D-модель пластикового танчика в редакторе 3D-модель пластикового танчика в редакторе](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0ae/1f1/a14/0ae1f1a1426dacd237b2fd212a91b3aa.png)
![Пластиковые танчики Пластиковые танчики](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cfa/c62/69a/cfac6269a3b57a078720b7be48f352a9.jpeg)
![Фото с производства пластиковых танчиков Фото с производства пластиковых танчиков](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/da4/b98/0dd/da4b980ddcf5fe044c34d787261a84a9.jpg)
![Фото с производства пластиковых танчиков Фото с производства пластиковых танчиков](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c66/058/e0d/c66058e0d2092649a8d812bc7c86a6ee.jpg)
Так же у меня было несколько расчетов стоимости печати, вырубки и сборки компонентов из бумаги и картона.
![Предпечатный лист с картами Предпечатный лист с картами](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a53/246/299/a532462993dff56994de24428bb24ebf.jpg)
Давно уже не секрет, и о чем писала Мосигра в своем блоге на Хабре, что в издательском бизнесе себестоимость должна составлять примерно 25% от розничной цены настольной игры. Стабильно 50% от розничной цены заберет себе ритейл, 25% от розничной цены я зарабатываю если ставлю игру напрямую в розничные магазины или 10-15% если работаю с маркетплейсами или оптовыми посредниками. Так как изначально я планировал запустить минимальный тираж в 1000 штук, то цена на полке при таком тираже получалась 3990 руб. Это недешево для довольной простой семейной игры.
Большой удачей было, что к моему проекту присоединилось издательство Экономикус и предложило профинансировать увеличение тиража чтобы снизить себестоимость производства. Благодаря этому нам удалось снизить розничную цену игры до адекватных 1990 руб.
Также издательство полностью переделало дизайн и верстку правил игры. И именно этот макет ушел в печать.
![Новый макет правил, который ушел в печать Новый макет правил, который ушел в печать](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d68/06f/441/d6806f4417b01a3f553cebba0eba76f8.jpg)
![Новый макет правил, который ушел в печать Новый макет правил, который ушел в печать](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/338/6ef/ba2/3386efba2970a21409b1fa8a9183e59b.jpg)
![Задняя сторона коробки с игрой Задняя сторона коробки с игрой](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f91/431/812/f91431812738307d1e58d720830ff3bf.jpg)
И ход конем была краудкомпания в ходе которой я продавал игру по 1490 рублей и зарабатывал 75% от этой цены с каждой проданной.
![Страница карудкампании на сайте CrowdRepublic Страница карудкампании на сайте CrowdRepublic](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7cc/1bd/38c/7cc1bd38c20dfcb2afe46dae6d8bf294.png)
Подготовка материалов для краудкомпании и промо
Одним из важных материалов для подготовки к краудкомпании был двухминутный анимированный трейлер настольной игры. Бюджет на создание и озвучку составил около 30 000 рублей. Сложно судить насколько это дорого или нет, но из достаточно небольшого количества материалов и контента по игре ребятам удалось сделать полноценный двухминутный трейлер игры с анимацией и кратким описанием правил.
Дизайн и верстка описания игры для странички крауда нам дизайнер на фрилансе за 3500 руб. Задание было оформить страничку в общем дизайне компонентов и правил игры.
![Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/210/61c/bbf/21061cbbf140a634c3aac4060b21e677.jpg)
![Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c7d/9fd/0a2/c7d9fd0a20247ae9876addf1b1f6ac78.jpg)
![Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9f3/643/34f/9f364334f0c286dd1ff0364ca6d12f17.jpg)
![Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0b6/d07/c7c/0b6d07c7cd820616f944fc4b15bed7c4.jpg)
![Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/430/80a/b12/43080ab1239a0f04dc7fe55cec848e10.jpg)
![Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dfc/ec8/ded/dfcec8ded5d29d9fe8b8ed60559896f0.jpg)
![Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0fa/14a/c52/0fa14ac527988ff734ac3514b2697021.jpg)
Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов нам делал уже дизайнер издательства Экономикус. Как оказалось, сейчас уже не нужно ждать готовую игру, что ее сфотографировать, а картинки для сайтов делают прямо из макетов, поэтому презентовать покупателям то, как будет выглядеть продукт можно до его фактического производства.
![Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2d3/e3e/575/2d3e3e575f6aa390a813a6b8bffa0ce1.jpg)
![Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fe2/4b2/b8d/fe24b2b8d3a3c82955e71a57d486777d.jpg)
![Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ab2/dc1/ff4/ab2dc1ff4ac2aa067fe609753ef40c2f.jpg)
Краудкомпания
Для сбора средств мы выбрали площадку CrowdRepublic, т.к. это площадка специализируется на гиковской аудитории и настольных играх, а также я сам тружусь в издательством холдинге Hobby World, частью которого эта платформа и является.
Естественно, до начала создания страницы я изучил также платформу Boomstarter, создал там черновик страницы.
![Черновик страницы игры на Boomstarter Черновик страницы игры на Boomstarter](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a1d/007/a98/a1d007a980903ee8715c19c9cf768b5a.png)
Эти платформы во много схожи, поэтому проблем с созданием странички не было и я собрал ее из тех материалов что у меня были: видео, иллюстрации и макеты, а также иллюстрации, созданные дизайнером специально для странички краудкомпании.
Одной из инструментов привлечения спонсоров является механика Сверцелей. При выполнение определенных условий, например достижения некой суммы сборов, количества спонсоров и прочее для спонсоров открываются какие-то новые плюшки-бонусы. Я не сдал выдумывать и поставил Сверхцелями достижение определенной суммы сборов в деньгах. В особо экзотических вариантах Сверхцели могут быть совершенно любые, например, количество лайков под определенным постом и прочее. Как оказалось в дальнейшем я, конечно, завысил свои ожидания по сборам, поэтому пришлось переобуваться в прыжке и снижать Сверхцели, т.к. изначально было задумано, чтобы все они были достигнуты и на это был заложен бюджет.
Кампания стартовала в конце марта 2023 года и должна была проходить в течении месяца. Как раз в это же время мы сдали макеты в производство и примерно через месяц тираж уже должен быть у нас на складе.
Первыми двумя Сверхцелями кампаниями было достижение 50 000 и 100 000 рублей сборов. Причем это уже были сниженные цели, т.к. на пятый день кампании уже стала понятна динамика сборов, стало возможным прогнозировать реальные суммы сборов и мы уменьшили Сверхцели до реально достижимым значениям.
Первые две Сверхцели были цифровые - анимированный стикерпаки для Telegram.
![Сверхцели на странице краудкампании Сверхцели на странице краудкампании](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ffd/432/a7a/ffd432a7af15c30855302c554c5b20dc.png)
После достижения двух первых Сверхцелей мы выложили ссылки на скачивание этих стекерпаков в нашем сообществе в ВК. Сейчас любой может скачать их по ссылкам:
https://t.me/addstickers/SUPERTANK_GENERALS
https://t.me/addstickers/SUPERTANKS
Эти стикерпаки сделал один из наших художников, анимировав спрайты танков и персонажей из игры. Плюс мы эти анимации использовали для создания видеотрейлера игры.
![Анимация танка Анимация танка](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ba9/75e/6c7/ba975e6c7368d0b8f47692b3a27af0d8.gif)
![Анимация персонажей Анимация персонажей](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a64/532/a0c/a64532a0ca7793765da7b50c9ec6813a.gif)
![Анимация персонажей Анимация персонажей](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c92/b4b/81d/c92b4b81dae9da7609831b4c3b1f7ea9.gif)
![Анимация персонажей Анимация персонажей](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3dc/12d/c3a/3dc12dc3ad4568c876c32345d758a3ca.gif)
Следующими сверхцелями были Наклейка и открытка с артом из игры и 2 стикерпака. Такой небольшой эксклюзивный мерч по игре для участников предзаказа.
Нам не было известно сколько в итоге нам понадобиться комплектов этого мерча, но ближе к концу компании стало понятно сколько нас примерно поддержит бэкеров и мы сделали макеты в обычной типографии и заказали тираж с небольшим запасом.
![Стикерпак №1 Стикерпак №1](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/41d/b5d/df2/41db5ddf23fb6146c9284067d4f3bc9e.png)
![Стикерпак №2 Стикерпак №2](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/582/20c/9dc/58220c9dc6557d04d034ced73a841660.png)
![Открытка Открытка](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cf9/4ab/aaf/cf94abaafca9a799cb1a98ef575c3391.png)
![Наклейка Наклейка](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/09d/264/511/09d264511a950e70f264023218ea7c8c.png)
Также одним специальных лотов был комплект из настольной игры и набора пластиковых танчиков, который на предзаказе стоил 1990 рублей. Этих комплектов пластиковых танчиков у нас было изготовлено всего примерно 40 комплектов. Из-за мало тиража, который пришлось делать с помощью 3D-печати, частично ручной сборки, дефицита и стоимости смолы нужного цвета их себестоимость получилась около 700 рублей за комплект. То есть в рамках краудкомпании я отгружал эти пластиковые танчики в минус 200 рублей за каждый комплект, просто чтобы хотя бы частично отбить их производство и смолу. Оправдываю такую расточительность исключительно полученным опытом в ходе их создания – это действительно было сложно и интересно. И дорого, конечно.
![Пластиковые танчики Пластиковые танчики](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9f1/f46/f1c/9f1f46f1ccd642e1aeb830519250e8fb.jpeg)
Самое забавное, что именно этот лот с пластиковыми танчиками по более высокой цене, чем просто игра разлетелся буквально за первые 5 дней кампании.
Также в ходе кампании я запустил рекламу ВК, которая вела на страничку краудкомпании. По затратам было что-то около 1000 рублей в день, то есть за всю рекламную компанию на ВК я потратил около 30 000 рублей.
Плюс я активно предлагал посты о проходящей кампании в тематические паблики по темам ретро-гейминга, пабликам о настольных играх и ностальгических сообществам, посвященным 80 - 90-ым годам. Где-то это было бесплатно, где за какие-то символические деньги.
Естественно я продолжал раз в неделю выкладывать новые статьи о ходе разработки игры в сообществе ВК проекта, на DTF, Pikabu и, что самое приятное, Хабре.
Оплату доставки я полностью переложил на спонсоров, отправляя посылки наложенным платежом на расчетную сумму доставки.
Также все участники краудкомпании получили в комплекте фирменный мешочек с логотипом игры, которых у меня было заказано 1000 штук под изначально планируемый тираж.
Финансовый итог краудкомпании (примерно)
За месяц краудкомпании мне удалось собрать 233 440 рублей. Было продано 113 обычных игр и 33 в комплекте с пластиковыми танчиками.
Из них себестоимость игр составила примерно:
133х (примерно 500 руб.) = 66 500 руб.
33х(примерно 500+200 руб.)=23 100 руб.
Промоматериалы и реклама:
Видеотрейлер = 30 000 руб.
Дизайнер = 3 500 руб.
Стикеры и открытка = 10 000 руб.
Реклама ВК = 30 000 руб.
Прочие расходы:
Комиссия площадки: 23 340 руб.
Налог 8% от выручки: 18 675,2 руб. (Автоматическая упрощенная система налогообложения, нововведение с 2022 года).
Итого чистый ПРОФИТ краудкампании = 28 664 рублей
Вывод
![Счастливый автор проекта Счастливый автор проекта](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2c9/50d/3fa/2c950d3fae65128b6255bbc787afdc18.jpg)
Было весело всем этим заниматься. Самому искать людей, писать ТЗ, самому рисовать арт, общаться с производственными площадками, моделировать в 3D. Даже юрлицо и банковский счет открывать было интересно.
Сейчас я, конечно, многое сделал по-другому. Например, я круто переплатил налогов, а мог бы снизить их если выбрал вариант Доходы минус Расходы. Чуть больше возни с отчетностью, но плюс в живых деньгах.
Как говорит мой издатель, без которого все было бы гораздо дороже и сложнее: «Если в чем-то не разбираешься фраза "я в этом вообще ничего пока не понимаю" означает, что тебе надо умножить все расходы на 2, а вероятность успеха поделить на 10».
Но в любом случае я очень доволен тем какой получилось игра, потому что она получилась именно такой как ее и представлял изначально. Нет ничего, что я хотел бы в ней изменить или о чем-то сожалел. Плюс я получил огромный опыт и если раньше я смотрел на издательский бизнес только со стороны простого оптового менеджера, то теперь представляю эту кухню изнутри на уровне творческого процесса создания продукта и вывода его на рынок.
Telegram-канал проекта СУПЕРТАНК
Другие части дневника разработки на Хабре:
Часть 1. О переносе механик компьютерной игры в настольную
Часть 2. О референсах визуального стиля игры
Часть 3. О том как мы перерисовывали оригинальный арт игры
Часть 4. Про нехитрые детские развлечения 90-х
Часть 5. О пиксель-арте и визуальном стиле игры
Часть 6. Про перенос механик оригинальной игры в настольную. 1 часть
Часть 7. Про перенос механик оригинальной игры в настольную. 2 часть
Часть 8. Про Генералов в настольной игре
Часть 9. Про разработку фишек танчиков
Часть 10. Про то как играть в настольную игру
Часть 12. Про архив рабочих прототипов
Часть 13. Апдейт дневника разработки настольной игры СУПЕРТАНК (VK пост)
Часть 14. Про краудфандинг настольной игры СУПЕРТАНК
Полезные ссылки
Battle city с графикой из настольной игры СУПЕРТАНК (HD Pack for Mesen)