Скриншот одного из билдов графического мода для Battle City
Скриншот одного из билдов графического мода для Battle City

В свое время для меня стало открытие существование эмуляторов – приложений, которые позволяют запустить на компьютере образы игр от приставок и играть прямо как на старенькой консоли. Эмуляторы дали вторую жизнь старым играм с приставок 3-го и 4-го поколения (8-ми и 16-ти битных приставок) и многим другим платформам. Благодаря им стала доступна огромная библиотека ретроигр, которых за прошедшее время создавалось очень много.

Помимо этого, современные эмуляторы имеют еще ряд отличных функций: игра по сети, различные графические фильтры, поддержка джойстиков, аппаратное ускорение, возможность сохраняться во время игры, читкоды, запуск образов от разных консолей в одном эмуляторе, библиотеки игр прямо внутри эмулятора и пр.

Так же эмуляторы дают прекрасную возможность запустить игры для редких приставок, типа NEOGEO, 3DO и пр., которые официально не продавались в России и вряд ли вам когда-либо удастся поиграть на оригиналах этих консолей. Еще круче, что эмуляторы дают запускать игры для старых аркадных автоматов типа MAME, игры для ZX Spectrum или, например, Аtari 2600.

Эмулятор-монстр типа RetroАrch позволяет запускать образы игр даже на базе Android и благодаря этому ваш телефон превращается в портативную ретроконсоль.

Эмулятор-комбайн RetroArch
Эмулятор-комбайн RetroArch

А современные джойстики для мобильных телефонов типа Gamesir делают погружение еще более полным. Я, например, так и не смог привыкнуть играть, нажимая на дисплей, а с джойстиком все заиграло новыми красками.

Джойстик для мобильных телефонов GameSir
Джойстик для мобильных телефонов GameSir

Нет ничего удивительно, в том, что сейчас стал очень популярен ретрогейминг и аудитория ретрогеймеров активно растет. Кто-то собирает и коллекционирует старые консоли и картриджи к ним. Стоимость редких экземпляров картриджей иногда составляет несколько тысяч долларов. Кто-то устанавливает рекорды по скоростному прохождению культовых игр прошлого.

Очень популярны блогеры и стримеры типа Kinaman, Pixel_Devil или Коля Coulthard, которые активно развивают тему ретрогейминга – делают обзоры на любимые игры детства, проводят многочасовые стримы-марафоны по прохождению ретроигр, обзоры девайсов и пр.

Отдельные сообщества делают хаки и моды для старых игр. Кто-то проводит турниры по культовой NHL 94 или серии спортивных игр NEKKETSU.

Анонс турнира по Goal 3
Анонс турнира по Goal 3

Для меня лично эмуляторы дали возможность реализовать детские мечты. Мне удалось поиграть в редкие игры, о существовании которых я мог знать только по кратким описания в черно-белом печатном каталоге игр, который наверняка в детстве был у каждого обладателя приставок Dendy или Sega. Такое окно в целый мир видеоигр, из которого мы по сумрачным описаниям и черно-белым картинкам пытались разглядеть и понять, что представляют из себя те или иные игры и мечтали поиграть в каждую из них. И уж тем более заоблачным было желание поиграть в игры для Super Nintendo, типа Donkey Kong Country или Mortal Kombat.

Каталоги с описания игр для Dendy и Sega
Каталоги с описания игр для Dendy и Sega

Возвращаясь к игре Battle City, хочется заметить, что это довольно старенькая игра и она очень простая в графическом плане. Когда я открыл для себя эмуляторы, я стал искать были ли у этой игры другие версии на более продвинутых в графическом плане консолях. И того, что удалось найти это было продолжение Battle City под названием Tank Force для аркадных автоматов.

Игра Tank Force для игровых автоматов
Игра Tank Force для игровых автоматов
Игра Tank Force для игровых автоматов
Игра Tank Force для игровых автоматов

И хотя в игру было добавлено много новых игровых механик, типа битв с боссами, возможности играть вчетвером, разные типы врагов, новые виды бонусов, то в графическом плане плане она меня совсем не впечатлила, даже несмотря на графическую мощь аркадных автоматов.

Изучал я и другие аналоги Battle City, коих в интернете великое множество от домашних поделок начинающих программистов, до специального режима в World of Tanks аля с графикой из оригинальной Battle City.

Игра аля Battle City
Игра аля Battle City
World of Tanks с графикой аля Battle City
World of Tanks с графикой аля Battle City

Так я пришел к тому, что я хочу свой Battle City с покером и куртизанками в плане графики. Т.к. навыками программирования я не обладаю совсем, то начал с того, что мне казалось наиболее понятным и простым – с редизайна графики. Для этого пришлось изучить кучу референсов и туториалов по пиксель арту затем, чтобы своими руками получить результат такой как я себе представлял. Спрайты из игры должны были выглядеть как если бы Battle City вышла на 16-ти битной консоли типа Sega Mega Drive II или Super Nintendo. Параллельно с этим я занялся разработкой настольной игры по мотивам Battle City, т.к. реализовать видеоигру с измененной графикой я вообще не представлял как, а использовать новые спрайты для оформления настольной игры по мотивам «танчиков» выглядело хорошей идеей, чтобы реализовать свои амбиции и заодно получить обратную связь от сообщества.

Про разработку настолки я уже рассказывал в предыдущих частях дневника. Теперь мне хочется рассказать о том, как мне все таки удалось реализовать графический мод для Battle City и прийти к тому, что стало возможным запустить старые добрые ламповые «танчики» с новой 16-ти битной графикой.

Однажды, во время поиска референсов для пиксельного рерайта оригинальной Battle City я наткнулся на один пост на форуме, где пиксель-арт художник из Чили выложил графический мод для Battle City. Он перерисовал в игре спрайты танков, взрывов, ландшафтов и фоны игрового поля. Интересно все это анимировал.

Эмулятор приставок Mesen позволял довольно просто заменить спрайты в игре не влезая в код образа игры. В итоге получилась Battle City, но с новой графикой. Художник не менял разрешение спрайтов в игре, но все равно выглядела новая Battle City очень круто. Настолько, что я с большим трудом нашел и связался с этим чилийским художником и спросил можно ли мне использовать его спрайты как референс для оформления моей настольной игры на что он дружелюбно согласился.

Оригинальный Battle City
Оригинальный Battle City
С заменной графикой от Imkrut
С заменной графикой от Imkrut

Когда настольная игра была уже выпущена, я стал изучать возможности эмулятора Mesen. Информации было не очень много. Несколько ознакомительных видео на YouTube плюс короткий вики-мануал от разработчиков как заменить с помощью эмулятора графику и звук в играх.

Оказалось, что редизайн Battle City был не единственным графическим модом для игры. Были графические моды для Super Mario Bros, Castlevania и Rock Man. Очень симпатичный мод для Ice Climber.

Ice Climber Remastered by imkrut
Ice Climber Remastered by imkrut

Причем функционал эмулятора Mesen позволяет не только увеличивать разрешение спрайтов и играх, но и добавлять новые анимации, например сделать движение персонажей в игре более плавным.

Для человека не очень сведующем в программировании сам процесс замены графики был не очень сложным. Эмулятор позволяет в специальном режиме вытащить из игры все спрайты в уже подготовленном для изменению виде - спрайтлистов.

Базовый spritesheet от imkrut
Базовый spritesheet от imkrut
Замененный Spritesheet для Battle City
Замененный Spritesheet для Battle City

Дальше остается только заменить графику в этих спрайтлистах и немного пошаманить с текстовым файлом в котором сохраняется код, считывая который, эмулятор Mesen заменяет спрайты в игре. Если совсем сильно упороться, то можно добавить новые анимации или изменить не только спрайты, но и фоны в играх.

Текстовый файл с кодом для считывания замены спрайтов
Текстовый файл с кодом для считывания замены спрайтов

Вся графика у меня уже была нарисована, осталось только ее заменить и добавить в игру. В итоге у меня получилось два HD Pack. Один для оригинального рома Battle City. Другой для китайского хака TANK 1990.

В моде для Battle City, т.к. там конечное количество уровней (35) я сделал фоны в виде пустыни. А на отдельных уровнях на фоны я добавил реки, мосты и перерисовал лед, чтобы игровое поле не было сформировано из монотонных тайлов.

В моде для китайского хака TANK 1990 я сделал фон в виде лужайки с цветами. К сожалению, создавать отдельный фон для каждого уровня с водой и льдом невозможно, т.к. в роме 28 версий игры и в каждой свой уникальный набор уровней. Поэтому тут ограничился одним фоном для всех версий игры. Плюс режим Construction дает возможность создать довольно симпатичный свой уровень.

Следующий шаг напрашивается – создать отдельное приложение, чтобы не заморачиваться с установкой и настройкой эмулятора и HD Pack для него. Но пока мой издатель отговорил от этого шага, т.к. кодить игру это откровенно недешевый процесс и я плохо понимаю как монетизировать эту историю. Но если есть желающие сделать игру с моей графикой – то я буду рад принять участие в разработке если есть потребность в моих навыках.

Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями!

Сообщество проекта СУПЕРТАНК

Telegram-канал проекта СУПЕРТАНК

Другие части дневника разработки на Хабре:

Часть 1. О переносе механик компьютерной игры в настольную

Часть 2. О референсах визуального стиля игры

Часть 3. О том как мы перерисовывали оригинальный арт игры

Часть 4. Про нехитрые детские развлечения 90-х

Часть 5. О пиксель-арте и визуальном стиле игры

Часть 6. Про перенос механик оригинальной игры в настольную. 1 часть

Часть 7. Про перенос механик оригинальной игры в настольную. 2 часть

Часть 8. Про Генералов в настольной игре

Часть 9. Про разработку фишек танчиков

Часть 10. Про то как играть в настольную игру

Часть 11. Про референсы

Часть 12. Про архив рабочих прототипов

Часть 13. Апдейт дневника разработки настольной игры СУПЕРТАНК (VK пост)

Часть 14. Про краудфандинг настольной игры СУПЕРТАНК

Часть 15. Про краудфандинг проекта в цифрах

Полезные ссылки

Battle city с 16-битной графикой (HD Pack for Mesen)

Настольная игра СУПЕРТАНК на Ozon

Настольная игра СУПЕРТАНК наWildberries

Комментарии (8)


  1. Zara6502
    06.07.2024 05:18
    +1

    А современные джойстики для мобильных телефонов типа Gamesir делают погружение еще более полным

    ну не знаю, нужно себя не любить чтобы играть на мелком экране приглядываясь что там такое происходит. я в 80-х играл на 25" ТВ и не знаю откуда бы появиться желанию в 2024 играться на 6.5" экране.

    ну и касательно геймпадов, я не амбидекстр, а все геймпады для левшей - где уж тут взяться погружению...


    1. qiper
      06.07.2024 05:18
      +1

      Это потому что крестовина слева? Никогда правши не жаловались


      1. Zara6502
        06.07.2024 05:18

        я думаю те кто играет с детства просто другое и не видели, поэтому в каком-то смысле есть задатки амбидекстера у них, я первый геймпад такой раскладки в руки взял почти в 30 и для меня это боль, сейчас немного приловчился играть в простые игры, например Graveyard Keeper, где ошибки не играют роли или где просто нужно персонажем бежать, например Zelda the Breath of Wild, но когда бой - то всё, приплыли. Такая же проблема с прицеливанием геймпадом, левая рука просто не имеет той мелкой моторики что требуется, плюс стики под большой палец - это огромная ошибка, у него мало степеней свободы, в частности влево-вниз практически невозможно точно двигать стик. Условно если взять стик в левую руку и в правую, то левой я не смогу писать прописью, а правой смогу. Левой будут практически ровные прямоугольные линии, а правой - овальные радиусные, по аналогии с письмом левой и правой рукой.


        1. qiper
          06.07.2024 05:18
          +1

          Не, я про 2D игры, 3D на геймпаде такое себе по определению


  1. ALapinskas
    06.07.2024 05:18
    +1

    Тоже как-то подумывал сделать форк battle city, но увидев сколько их уже в магазине, передумал)


  1. smt_one
    06.07.2024 05:18

    Надо доделать свой порт под DOS VGA на ассемблере и написать о том, как он сделан на Хабр...


  1. Gerodot
    06.07.2024 05:18

    А что за приложение на втором скрине? Это точно ретроарч?


    1. Pradd1984 Автор
      06.07.2024 05:18

      Какой-то из билдов.