Отельеры постоянно ищут новые способы привлечь гостей, и умные функции — весьма интересный вариант. В конце 2022 года мы посетили отель «Вертикаль», в котором можно было управлять кондиционером и светом через фирменное приложение. Затем мы остановились в Волгограде и в отеле «Южный» попробовали управлять шторами и несколькими группами светильников через приложение или панель, посмотрели сценарии, но всегда хочется большего.
Теперь наше внимание привлек отель, который интегрировал платформу Яндекса. Апарт-отель «Винтерфелл Стрешнево» занимает весь 23 этаж ЖК «Левел Стрешнево». Мы посетили гостиницу на этапе черновой отделки, а также остановились на пару ночей после открытия. Апарт-отель заработал с июня, читатели могут снять номер и оценить преимущества умной гостиницы самостоятельно напрямую на сайте или через популярные системы бронирования.
Поскольку сеть «Винтерфелл» специализируется на недорогом размещении, то и гостиница должна быть не только умной, но и в меру бюджетной (по меркам Москвы). В ней доступны одно- и двухкомнатные апартаменты, каждый с санузлом и мини-кухней.
Интегратор Tecolux Engineering выбрал интересный подход: на этапе проекта он описал отельеру возможности экономии ресурсов при помощи умных функций, так что и отельер получает определенные преимущества, о чем мы еще поговорим.
Мы на собственном опыте поделимся впечатлениями об умных функциях. Действительно ли подобный номер дает ощутимые преимущества? Или все же здесь больше маркетинг?
Дополнительные фото
Умные функции для гостей
В каждом номере установлена колонка Яндекса с Алисой. Главная фишка — гость может активировать свою Алису, не сбивая служебную учетную запись, то есть отельный аккаунт по-прежнему обеспечивает доступ к умным функциям номера, а гостевой — к фильмам и музыке пользователя. Через Алису можно включать/выключать свет в разных комнатах и санузле, выставлять желаемую температуру воздуха, включить режим «Не беспокоить», попросить разбудить в нужное время. Жаль, что шторы в номере установлены без приводов.
Процесс активации своей учетной записи Яндекса простой: достаточно отсканировать QR-код на буклете, перейти по ссылке. Затем нужно спросить у Алисы код активации и ввести его на смартфоне в поле по открывшейся ссылке. Также будет работать голосовое управление функциями номера, приведенными выше. Для удобства все функции и команды распечатаны на буклете, так что разберутся те пользователи, которые ранее с Алисой не общались. Конечно, потребуется учетная запись Яндекса – если у вас ее нет, то нужно будет создать.
Начнем с хорошего: голосовое управление работает отлично. Лежа на кровати можно выключить весь свет вечером, а утром включить. Я люблю спать в холоде, в июне на улице жара, поэтому попросил Алису установить кондиционер на 18 градусов. Еще попросил разбудить меня в 8 утра, будильник сработал четко. Затем я, также голосом, поднял температуру кондиционера до 20 градусов и пошел в душ. Когда уходил из номера, то сказал Алисе выключить кондиционеры и свет.
Еще одна полезная функция — не беспокоить. У каждого номера есть табличка с подсветкой. Красный цвет означает, что гостя не стоит беспокоить, зеленый — номер заселен, синий — номер не заселен. Достаточно сказать Алисе, чтобы она включила режим «Не беспокоить», после чего табличка загорается красным и отключается звонок в номер, чтобы вас никто не потревожил.
Алиса понимает таймер: команды «Алиса, выключи свет через 5 минут» или «Алиса, выключи кондиционер через час» оказались весьма полезны перед сном. В номерах убираются ежедневно, но для непредвиденных событий есть команда «Алиса, требуется уборка», администратору придет уведомление.
Но есть пара нареканий. Без пользовательской учетной записи голосовое управление работать не будет. Почему Яндексу не хватает служебной учетки — решительно не понятно.
Алиса умеет включать телевизор, но только если он поставляется с Bluetooth-пультом. Поскольку гостиница бюджетная, то были закуплены телевизоры с ИК-пультом, и Алиса здесь бессильна. Возможно, в будущем установят телевизоры, которые Алиса понимает.
Отель открылся совсем недавно, но с колонкой уже был неприятный инцидент, когда гости включили ее на полную громкость после полуночи, мешая спать соседям. Шумоизоляция в номерах хорошая, но музыка все равно пробивалась. После обращения в поддержку Яндекс выставила максимальную громкость колонок в отеле на 50%. Хотя более грамотным было бы решение с ограничением громкости по времени. Например, с 23 вечера до 7 утра.
Освещение
Все освещение в номере светодиодное и недиммируемое. В двухкомнатном номере насчитывается 10 групп освещения, которые коммутируются модулями реле WB-MR6C v.2. Во всех комнатах и санузле установлены датчики движения. В санузле датчик включает свет при обнаружении движения и выключает через 30 минут после последнего движения. В комнатах свет выключается через час после последнего детектирования движения. То есть если гость ушел из номера и забыл выключить свет, ничего страшного нет, он погаснет через час.
Конечно, свет можно включать и обычными клавишами. В двухкомнатном номере Алиса понимает, в каком помещении нужно включить свет (гостиная или спальня).
Климат и вентиляция
В зонах прихожей, ванной и кухни установлен электрический теплый пол. Гость может регулировать температуру на настенном термостате и сделать ее максимально комфортной. При заселении пол включается через реле, при выселении отключается. Гость может выбирать желаемую температуру на термостате.
Рядом с кондиционером в каждой комнате установлены датчики 1-wire, подключенные к WB-MIR. Они измеряют температуру в номере. В отопительный сезон кондиционеры всегда выключены, помещение нагревается радиаторами с термоэлектрическими приводами. Пользователь может выбирать температуру уставки голосом через Алису.
Вне отопительного сезона гости могут пользоваться кондиционерами для охлаждения номера. Для управления в каждый установлен ИК-передатчик WB-MIR. Удобнее всего управлять кондиционерами голосом через Алису, но пульты ДУ тоже есть.
В санузле установлена вытяжка, вентилятор можно включить клавишей на стене или голосовой командой. После включения вентилятор вытяжки автоматически выключится через 10 минут, если в санузле нет движения.
Дополнительные фото
Управление инженерными системами номера
Модулей автоматизации сравнительно немного: в каждом номере установлен очень компактный щит с контроллером Wiren Board 7. Его дополняют два-три модуля реле WB-MR6C v.2 (в зависимости от количества комнат).
К модулям реле подключены:
потолочное освещение прихожей, ванной, гостиная (две зоны), спальни (три зоны: два бра и потолок);
освещение барной стойки на кухне;
подсветка фартука кухни (светодиодная лента 24 В);
теплый пол в прихожей, ванной и кухне;
вытяжной вентилятор в ванной;
полотенцесушитель в ванной;
электротермические приводы радиаторов отопления в зале и спальне.
Модуль дискретных входов WB-MCM8 принимает сигналы от датчиков движения в прихожей, спальне, санузле, гостиной. Также к нему подключены датчики протечки под радиаторами в гостиной и спальне. Один или два модуля WB-MIR управляют кондиционерами через ИК-канал. Рядом с кондиционерами установлены датчики температуры 1-wire.
На этапе реализации системы пришла идея перед входной дверью у каждого номера установить табличку с номером с возможностью изменения цвета подсветки и кнопкой звонка. Цвет указывает на статус номера: свободен, заселен или выбран режим «Не беспокоить». Модуль управления подсветкой табличек WB-LED разместили в компактном щитке над дверью за подвесным потолком. Эти модули подключены к основному контроллеру Wiren Board в щите автоматизации этажа.
На каждый гостевой номер разработан свой проект для удобства монтажа и дальнейшего обслуживания. Несколько схем и чертежей в качестве примера приведены под катом.
Дополнительные фото
В чем выгода для отельеров
Интегратор заинтересовал владельца отеля тем, что с помощью умных функций номеров можно экономить энергоресурсы.
История
С интегратором отельер уже работал раньше над контролем доступа к стиральным машинам в бюджетных отелях. Там использовался Raspberry Pi с оболочкой Sprut.Hub и стиком Zigbee. Стиральная машина подключалась через умные розетки Zigbee. Клиент оплачивал стирку, розетка включалась на определенное время, по энергопотреблению отслеживался цикл и по окончанию стирки розетка отключалась. Но опыт с Raspberry Pi был признан неудачным из-за низкой надежности решения. Как правило, карта памяти даже профессионального класса рано или поздно «отваливается», ее нужно заменять, а это трата времени и ресурсов.
В умной гостинице перешли на более надежные контроллеры автоматизации Wiren Board 7, которые интегрировали с системой управления отелем PMS (через HTTPS и свой API). Цель была простая: если номер не заселен, то он должен расходовать минимум ресурсов.
К сожалению, интегратор подключился к проекту сравнительно поздно, когда электрику уже проложили. Пришлось все срочно переделывать. Щит автоматизации установили непосредственно над силовым щитом, в итоге удалось переделать проводку и проложить слаботочку. Но над монтажом кабелей в некоторых комнатах пришлось «попотеть». Если делать хорошо изначально, то все можно было бы свести в один щит.
Перейдем к программному обеспечению. Сценарии автоматизации написали в среде визуального программирования Node-RED. Интеграцию с Алисой сделали через мост в Sprut.Hub.
Незадолго до прибытия клиента (если в системе бронирования указано время) или по прибытию выставляется статус «заселен». Номер переводится из экономного режима в обычный, то есть подогревается до комфортной температуры зимой или охлаждается летом. Учет тепла и электроэнергии в каждом номере ведется отдельно, поэтому эффект от экономии будет сразу же виден.
С помощью датчиков движения в каждом помещении можно определить, есть кто-то в номере или нет, — и после определенного периода отсутствия движения система отключает свет. Теплые полы, полотенцесушитель и кондиционеры решили по таймеру не отключать, чтобы соблюсти баланс между экономией и комфортом.
Когда клиент выезжает, номер переводится в состояние «не заселен». Включается режим экономии: зимой температура уставки понижается до минимальной. Летом отключаются кондиционеры. В любой сезон отключается теплый пол, полотенцесушитель, вентилятор вытяжки и свет.
В зонах с радиаторами есть датчики протечки (один на два окна/радиатора). Датчики подключены на вход WB-MCM8, как и датчики движения. При срабатывании датчика протечки администратор получает уведомление.
На ресепшн сотрудники работают с веб-интерфейсом для мониторинга и управления перечисленными функциями.
Дополнительные фото
Заключение
Приятно видеть, что отели становятся все умнее. Мы познакомились в номере с Алисой — голосовое управление светом и кондиционерами произвело хорошее впечатление. Удобно попросить Алису разбудить гостя в нужное время или выставить статус «Не беспокоить». Не все пока идеально, но Яндекс рано или поздно «допилит» отельную платформу.
В данном случае интегратор заинтересовал отельера с точки зрения экономии ресурсов, когда все ненужное отключается. Отельер видит преимущества и готов взять на себя дополнительные расходы на автоматизацию.
При этом в качестве бонуса он получает умные функции, повышающие привлекательность номеров. Добавление остальных функций ограничивается только желанием отельера. Жаль, что на приводах штор сэкономили, вид из номеров очень красивый.
А вам приходилось жить в умных отелях? Какие функции были полезными, а какие - нет? Пишите в комментариях.
Комментарии (6)
sanek1d
25.06.2024 07:28+1Отличная статья! А как это реализовано?
Когда клиент выезжает, номер переводится в состояние «не заселен».
dibo99
25.06.2024 07:28+2Спасибо за отзыв!
Сделана интеграция с отельной PMS, получаем статусы "чекин", "чекаут" при заезде/выезде гостя и к ним привязываются автоматизации.
DGN
А если на радиатор повесить мокрую одежду, датчик сработает? Уборку надо разделить на уборка срочная и уборка в отсутствие, в неком интервале. Громкость телевизоров и Алис не должна превышать возможности шумоизоляции, кто-то отсыпается после джетлага, это отель.
dibo99
Да, датчик протечки сработает, если образуется лужица воды под ним.
Обычно с одежды вода не стекает, когда вешают сушить, так что, не должен.