В МКД (многоквартирном доме) есть подземная парковка, при отрицательных температурах возникает наледь. Для борьбы с ней пандус на въезде подогревают. Раньше подогрев включали/отключали вручную и часто перегревали. Расходы на электроэнергию составляли около 30 тысяч рублей в месяц.

Два года назад делали ремонт, полностью заменили асфальт и решили сделать автоматизацию. Разделили пандус на восемь зон: четыре на въезд и четыре на выезд, — в каждую установили свой греющий кабель. Мощность на систему подогрева была ограничена, поэтому сделали попеременное включение зон. Одновременно работают три зоны, затем они выключаются, включаются следующие и так по кругу. Но у зон въезда есть приоритет включения над зонами выезда, поскольку автомобили наносят снег и лед. Зоны с высоким приоритетам включаются за определенный промежуток времени чаще, чем зоны с низким приоритетом. Для включения зон используют силовые реле SSR-40, которые подключены к модулю дискретных выходов WBIO-DO-SSR-8.

У модуля WBIO-DO-SSR-8 на выходе оптореле, которые управляют силовыми твердотельными реле SSR-40 DA. Из-за  отказа от механических коммутирующих устройств система может спокойно работать с любыми, даже короткими, циклами переключения зон и регулировать мощность подогрева в пределах одной зоны, включая и выключая нагрузку с необходимой скважностью, без оглядки на риск сокращения срока службы коммутационных приборов. Кроме того, твердотельные реле абсолютно бесшумны.

Пандус разделен на восемь зон подогрева
Пандус разделен на восемь зон подогрева
Пандус при въезде в паркинг
Пандус при въезде в паркинг
Дополнительные фото
Пандус при въезде в паркинг
Пандус при въезде в паркинг
Пандус при въезде в паркинг
Пандус при въезде в паркинг

На каждую из зон установлены датчики температуры 1-Wire, подключенные к контроллеру Wiren Board. Показания температуры используются для контроля подогрева. Подогрев работает только при уличной температуре в диапазоне от -3 до +3 °C. При этом зона отключается, когда асфальт нагреется до температуры +2 °C. Основная идея подогрева пандуса в том, чтобы встретить понижение температуры при переходе через 0 °C сухим асфальтом. Если лежит снег и снижается  температура, то его все равно нужно убирать, а не растапливать. Начнем топить — под слоем снега будет образовываться наледь.

Система подогрева подключена к облаку мониторинга Green Signal, в котором всегда видно ее состояние. В зимние месяцы расход электроэнергии удалось уменьшить до 8 тысяч рублей в месяц, общая экономия за зиму составила порядка 100 тысяч рублей. Причем систему теперь не нужно выключать даже летом — просто подогрев не включается, поскольку температура выше рабочего диапазона.

Схема подключения зон подогрева пандуса
Схема подключения зон подогрева пандуса
Дополнительные фото
Контроллер автоматизации Wiren Board и модуль реле WBIO-DO-SSR-8 в щите управления обогревом пандуса
Контроллер автоматизации Wiren Board и модуль реле WBIO-DO-SSR-8 в щите управления обогревом пандуса
Силовые твердотельные реле SSR-40
Силовые твердотельные реле SSR-40

Заключение

На простом примере мы рассказали, как с помощью автоматизации подогрева пандуса можно сэкономить весьма существенные суммы — в итоге она окупила себя буквально за год. 

А что думаете о подобном примере вы? Есть ли случаи из вашей практики, когда автоматизация привела к заметной экономии или, наоборот, увеличила расходы? Пишите в комментариях.

Комментарии (13)


  1. garageman
    27.06.2024 11:59

    Интересно, а если накроется датчик температуры - как его менять? Или сразу резервные на самом деле есть?


    1. Magleo
      27.06.2024 11:59

      На пандусе есть расред.коробки для соединения датчиков и подводящего кабеля. Сами датчики находятся близко к поверхности асфальта. Также можно укладывать их в каналы для удобной замены - качеству работы это не повредит


    1. Magleo
      27.06.2024 11:59

      На пандусе есть расред.коробки для соединения датчиков и подводящего кабеля. Сами датчики находятся близко к поверхности асфальта. Также можно укладывать их в каналы для удобной замены - качеству работы это не повредит


  1. AVKinc
    27.06.2024 11:59
    +1

    Довольно странно использовать 1-Wire датчики. Pt100 гораздо логичнее.


    1. Magleo
      27.06.2024 11:59
      +1

      На борту WirenBoard уже есть 1-Wire. Для подключения 9 датчиков Pt100 понадобился бы еще один измерительный блок


  1. Clevelus
    27.06.2024 11:59
    +4

    Бесшумность - очень важно преимущество для паркинга )) 

    Почему 1-Wire датчики, а не Pt100 (или любой резистивный)?

    Почему только по одному датчику на зону?

    Почему не используются датчики влажности (ведь если мокро и мороз ... то подогрев никак нельзя отключать, даже если +2 пока на датчике ...)? И как определяется "сухой асфальт"? Если он сухой и большой минус, то зачем подогрев включать?

    Почему нет датчика температуры (и влажности) воздуха (на въезде хотя бы)?

    Зачем использовать облако, когда нужна HMI панель прямо тут и сейчас, и по ней нужно в режиме реального времени видеть, что нужно идти убирать снег (и не только).

    А вообще, очень хороший пример автоматизации. В таком несложном виде уже окупает себя и делает полезное дело, очень полезное. Молодцы.


    1. garageman
      27.06.2024 11:59
      +1

      А кому нужно смотреть в физическую панель глазами? Ну то есть сделать наверняка можно - но для кого?


      1. Clevelus
        27.06.2024 11:59

        Локальная панель:

        • контроль работы (что происходит)

        • "обучение", особенно на начальном этапе (сухо давно уже, снега нет, а оно все греет и расходует энергию)

        • принудительное включение системы (оно не греет, а пошел мокрый снег/дождь и на улице минус 5)

        • вывести текущую погоду (хотя бы с Яндекса), ее же учитывать в алгоритмах


    1. Magleo
      27.06.2024 11:59
      +1

      На борту WirenBoard уже есть 1-Wire
      Асфальт - инертная к теплу масса
      Если опуститься ниже +1 - опять включится - но, если асфальт сухой - это буде происходить относительно редко при стабильной температуре воздуха (в диапазоне около 0) - если асфальт мокрый, то много энергии уходит на испарение воды и асфальт остывает гораздо быстрее - включение происходит чаще - саморегуляция лучше, проще, чем "анализ".
      Облако нужно для контроля со стороны инженера - система абсолютно автономна. Для ручного режима обогрева есть классический физический переключатель "автомат-выкл-ручное". Но он в реальности не используется.


  1. sshmakov
    27.06.2024 11:59

    @Kallyanbl4 обратите внимание, 8 тысяч против ваших восемнадцати https://habr.com/ru/companies/wirenboard/articles/793790/

    А всё потому, что датчик температуры есть.


    1. Kallyanbl4
      27.06.2024 11:59

      Мои задумки и технологии бессильны против датчика температуры. Жаль он на снег не срабатывает, но как показывают сухие факты: у них 8 тыс, а значит мои идеи ничего не стоят


      1. sshmakov
        27.06.2024 11:59

        Я думаю, что ваша идея брать прогноз вполне здравая, но датчик температуры, встроенный в поверхность, поможет не тратить на нагрев больше, чем необходимо.


  1. Kallyanbl4
    27.06.2024 11:59

    Датчик температуры не покажет снег. Если с ноября по март температура будет ниже +3 (а оно так и будет) то ваш датчик заставит работать обогрев 100% времени.

    Напомню, что предложенная мной схема срабатывает только если зафиксировано выпадание осадков в виде снега