В МКД (многоквартирном доме) есть подземная парковка, при отрицательных температурах возникает наледь. Для борьбы с ней пандус на въезде подогревают. Раньше подогрев включали/отключали вручную и часто перегревали. Расходы на электроэнергию составляли около 30 тысяч рублей в месяц.
Два года назад делали ремонт, полностью заменили асфальт и решили сделать автоматизацию. Разделили пандус на восемь зон: четыре на въезд и четыре на выезд, — в каждую установили свой греющий кабель. Мощность на систему подогрева была ограничена, поэтому сделали попеременное включение зон. Одновременно работают три зоны, затем они выключаются, включаются следующие и так по кругу. Но у зон въезда есть приоритет включения над зонами выезда, поскольку автомобили наносят снег и лед. Зоны с высоким приоритетам включаются за определенный промежуток времени чаще, чем зоны с низким приоритетом. Для включения зон используют силовые реле SSR-40, которые подключены к модулю дискретных выходов WBIO-DO-SSR-8.
У модуля WBIO-DO-SSR-8 на выходе оптореле, которые управляют силовыми твердотельными реле SSR-40 DA. Из-за отказа от механических коммутирующих устройств система может спокойно работать с любыми, даже короткими, циклами переключения зон и регулировать мощность подогрева в пределах одной зоны, включая и выключая нагрузку с необходимой скважностью, без оглядки на риск сокращения срока службы коммутационных приборов. Кроме того, твердотельные реле абсолютно бесшумны.
Дополнительные фото
На каждую из зон установлены датчики температуры 1-Wire, подключенные к контроллеру Wiren Board. Показания температуры используются для контроля подогрева. Подогрев работает только при уличной температуре в диапазоне от -3 до +3 °C. При этом зона отключается, когда асфальт нагреется до температуры +2 °C. Основная идея подогрева пандуса в том, чтобы встретить понижение температуры при переходе через 0 °C сухим асфальтом. Если лежит снег и снижается температура, то его все равно нужно убирать, а не растапливать. Начнем топить — под слоем снега будет образовываться наледь.
Система подогрева подключена к облаку мониторинга Green Signal, в котором всегда видно ее состояние. В зимние месяцы расход электроэнергии удалось уменьшить до 8 тысяч рублей в месяц, общая экономия за зиму составила порядка 100 тысяч рублей. Причем систему теперь не нужно выключать даже летом — просто подогрев не включается, поскольку температура выше рабочего диапазона.
Дополнительные фото
Заключение
На простом примере мы рассказали, как с помощью автоматизации подогрева пандуса можно сэкономить весьма существенные суммы — в итоге она окупила себя буквально за год.
А что думаете о подобном примере вы? Есть ли случаи из вашей практики, когда автоматизация привела к заметной экономии или, наоборот, увеличила расходы? Пишите в комментариях.
Комментарии (13)
Clevelus
27.06.2024 11:59+4Бесшумность - очень важно преимущество для паркинга ))
Почему 1-Wire датчики, а не Pt100 (или любой резистивный)?
Почему только по одному датчику на зону?
Почему не используются датчики влажности (ведь если мокро и мороз ... то подогрев никак нельзя отключать, даже если +2 пока на датчике ...)? И как определяется "сухой асфальт"? Если он сухой и большой минус, то зачем подогрев включать?
Почему нет датчика температуры (и влажности) воздуха (на въезде хотя бы)?
Зачем использовать облако, когда нужна HMI панель прямо тут и сейчас, и по ней нужно в режиме реального времени видеть, что нужно идти убирать снег (и не только).
А вообще, очень хороший пример автоматизации. В таком несложном виде уже окупает себя и делает полезное дело, очень полезное. Молодцы.
garageman
27.06.2024 11:59+1А кому нужно смотреть в физическую панель глазами? Ну то есть сделать наверняка можно - но для кого?
Clevelus
27.06.2024 11:59Локальная панель:
контроль работы (что происходит)
"обучение", особенно на начальном этапе (сухо давно уже, снега нет, а оно все греет и расходует энергию)
принудительное включение системы (оно не греет, а пошел мокрый снег/дождь и на улице минус 5)
вывести текущую погоду (хотя бы с Яндекса), ее же учитывать в алгоритмах
Magleo
27.06.2024 11:59+1На борту WirenBoard уже есть 1-Wire
Асфальт - инертная к теплу масса
Если опуститься ниже +1 - опять включится - но, если асфальт сухой - это буде происходить относительно редко при стабильной температуре воздуха (в диапазоне около 0) - если асфальт мокрый, то много энергии уходит на испарение воды и асфальт остывает гораздо быстрее - включение происходит чаще - саморегуляция лучше, проще, чем "анализ".
Облако нужно для контроля со стороны инженера - система абсолютно автономна. Для ручного режима обогрева есть классический физический переключатель "автомат-выкл-ручное". Но он в реальности не используется.
sshmakov
27.06.2024 11:59@Kallyanbl4 обратите внимание, 8 тысяч против ваших восемнадцати https://habr.com/ru/companies/wirenboard/articles/793790/
А всё потому, что датчик температуры есть.
Kallyanbl4
27.06.2024 11:59Мои задумки и технологии бессильны против датчика температуры. Жаль он на снег не срабатывает, но как показывают сухие факты: у них 8 тыс, а значит мои идеи ничего не стоят
sshmakov
27.06.2024 11:59Я думаю, что ваша идея брать прогноз вполне здравая, но датчик температуры, встроенный в поверхность, поможет не тратить на нагрев больше, чем необходимо.
Kallyanbl4
27.06.2024 11:59Датчик температуры не покажет снег. Если с ноября по март температура будет ниже +3 (а оно так и будет) то ваш датчик заставит работать обогрев 100% времени.
Напомню, что предложенная мной схема срабатывает только если зафиксировано выпадание осадков в виде снега
garageman
Интересно, а если накроется датчик температуры - как его менять? Или сразу резервные на самом деле есть?
Magleo
На пандусе есть расред.коробки для соединения датчиков и подводящего кабеля. Сами датчики находятся близко к поверхности асфальта. Также можно укладывать их в каналы для удобной замены - качеству работы это не повредит
Magleo
На пандусе есть расред.коробки для соединения датчиков и подводящего кабеля. Сами датчики находятся близко к поверхности асфальта. Также можно укладывать их в каналы для удобной замены - качеству работы это не повредит