Практика нужна во всем, и коммуникационные навыки - не исключение, развивать их можно без отрыва от карьеры и работы в компании, тут нам поможет жизненный опыт. Я расскажу, как его использовать, начиная от собеседования и по ходу развития в компании.

Привет, Хабр! Меня зовут Даша, я из компании Lofty и часто вижу у разных людей карьерный ступор или проблемы, которых можно было бы избежать. Что делать, если работаешь хорошо, но зарплата сама собой не поднимается, руководитель тебя не замечает, а книжки и бесчисленные статьи про софт скиллы не помогают? Именно в этот момент, на сцену выходит наш бесценный жизненный опыт, а как его нарабатывать и применять внутри компании, я расскажу в этой статье вперемешку с примерами из фильма «Кадры».

Я работаю менеджером по внутренним коммуникациям в IT компании, что явно «кричит» о моей экстравертности и предрасположенности к софтам, поэтому в работе легко нахожу язык с сотрудниками, чувствую боли и потребности собеседника, вникаю в ситуацию со стороны и умею договариваться. Как этому научилась? Никак, я так чувствую) Но все же почему просто уметь правильно общаться — это очень важно в наше время (и прибыльно)? 

Источник: Расклады/Пикабу

В IT компании работают пока еще люди, а не искусственный интеллект, а значит живое общение все еще важно!

Собеседование — это стресс для любого человека, а для интроверта — это пытка, но чем больше вы тренируете этот навык, тем будет проще с каждым разом проходить это испытание.

Уже в данном моменте нужно уметь «понравиться» собеседнику, а именно рекрутеру, человеку, который напрямую влияет на дальнейший ход событий. Вы собеседуетесь на техническую специальность, но не смогли войти в скайп? Уже минус в карму, вы же технарь. Но даже такой косяк может уйти на задний план, если у вас есть харизма. Примером, но в то же время антипримером, может служить отрывок интервью из фильма «Кадры». Два кандидата, в прошлом сейлзы, хотят испытать удачу и пробиться на стажировку в Гугл, не имея при этом опыта в айти, зато имея фальшивое резюме, и (спойлер) они проходят собеседование. Вы скажете, да это же кино, в реальности такого быть не может. Но к большому удивлению, в реальности есть такие кейсы. 

А вот наши герои Билли и Ник, потерявшие работу из-за современных технологий и теперь стремящиеся покорить самую большую интернет-сеть
А вот наши герои Билли и Ник, потерявшие работу из-за современных технологий и теперь стремящиеся покорить самую большую интернет-сеть

Сейчас многие IT-компании берут курс на «взращивание» специалистов, для них главное рвение и желание учиться, вкладываться в работу и развиваться. Конечно, в фильме ситуация утрированная, но это возможно. Например, мы в «Lofty.» часто берем специалистов «на вырост», делимся с ними экспертизой, опытом и вкладываемся в развитие. Так, мы недавно взяли трех айти специалистов на стажировку после обучения в Рroduct Star, начинаем сотрудничать с Яндекс.Практикум, а на карьерных сайтах выкладываем вакансии для джунов. Однако на харизму надейся, а сам не плошай, к собеседованию нужно заранее подготовиться, почитать о компании и подробно изучить вакансию. На данном этапе нужно научиться внимательно слушать, задавать правильные вопросы и согласовывать зарплату — это тоже софт скиллы, которые прокачиваются исключительно на практике.

Совет: проходите как можно больше собеседований, не бойтесь подавать резюме на «не вашего уровня» вакансию, а после не забывайте запрашивать у hr развернутую обратную связь. Помните: соглашаясь на низкие оклады из-за неуверенности в своих силах, вы понижаете рынок зарплат. Вы всё сможете!

Гладкая адаптация начинается с открытой коммуникации с коллегами

Адаптация — этап приспособления к системе компании, это тяжелее собеседования, но правильная коммуникация поможет вам пережить этот период успешно.

Итак, идем дальше: вы смогли пройти собеседование, допустим, у вас был релевантный опыт и потрясающее резюме, казалось бы, получили работу (ура!), но это только начало. Впереди вас ждет адаптация… В среднем, срок адаптации сотрудника совпадает с периодом испыталки, и составляет 3 месяца. Это самое тяжелое время: новый коллектив, задачи, рабочее место, налаживание контакта с руководителем и коллегами. Все это стресс для любого, даже хорошо подготовленного организма.

Возвращаемся к фильму, и как же поступают наши герои? Стараются познакомиться с новыми «коллегами». Не всегда получается гладко, но вот в чем их «суперсила» (читай как софтскилл): не опускать руки в новом коллективе при отказах и неудачах, искать «своих» людей в большой корпорации.

В «Lofty.» мы заметили, что из‑за кратного роста, у нас появились проблемы в коммуникациях между сотрудниками, зачастую у новичков‑интровертов так и не получается обрести друзей на работе, потихоньку растет уровень обособленности в офисе, а некоторые «старички» в компании оплакивают былую «ламповость» и иногда не могут наладить контакт с новыми коллегами в самом начале. Поэтому, мы сейчас активно работаем над проектами наставничества, прорабатываем велком тренинги и приглашаем новичков участвовать в наших внутренних коммьюнити. Сейчас особой популярность у нас пользуются «English Speaking Club» и кибертурниры, а летом мы проводим масштабный Summer Camp. 

Фото со встречи Speaking Club
Фото со встречи Speaking Club

Наша сила и основа — это люди, их знания, навыки и таланты. Если в компании нет системы адаптации и наставничества, приходится самостоятельно налаживать контакт, учиться знакомиться и обмениваться информацией. Можно начать с коллеги за соседним столом или попросить своего hr познакомить тебя с командой, сходить вместе на обед или попить кофе. Первая пара недель — показатель того, насколько вы с компанией (коллективом) подходите друг другу, поэтому нужно постараться максимально понять свои задачи и цели, а этого можно достигнуть только посредством разговора с руководителем. Соберите волю в кулак, пропишите заранее вопросы и дерзайте!

Совет: попросите у руководителя встречу 1:1, если она не стоит по умолчанию в календаре, расспросите о его ожиданиях к вам, а чтобы обрести друзей не стесняйтесь приглашать коллег на кофе или обед, посещайте корпоративные мероприятия после работы: настолки (настойки), кибертурниры, разговорные/книжные клубы и так далее.

«Исследуйте, общайтесь, участвуйте»! В период ассимиляции создается основа для вашего будущего в этой компании.

Ассимиляция, полное погружение в среду и культуру компании, проходит плавнее предыдущих этапов, но тут главное — не забывать держать руку на пульсе и не расслабляться.

Вот уже испытательный срок позади, теперь наступает эра ассимиляции, которая длится примерно год. Тот период, когда вы уже «свой», но все еще о вас мало что известно, и самое время это исправить. Сидеть и молча прокачивать харды — это хорошо, но намного лучше подойти к руководителю и узнать о дальнейшем развитии в компании. Возможно, в компании есть DevRel, который поможет вам начать писать статьи или вы можете узнать о запланированных конференциях у руководителя и поучаствовать в них, поинтересоваться у hr о новых проектах, может там пригодятся ваши навыки. Кстати, статьи — прекрасная возможность поделиться своим опытом, рассказать о своей работе, структурировать знания и повысить свою узнаваемость как в компании, так и за ее пределами. Не бойтесь узнавать о том, как поднять свою зарплату, когда можно пройти Performance Review и обновить пул задач и целей на следующие полгода/год.

К сожалению, в фильме «Кадры» мы не увидим наших героев в эру ассимиляции, а второй части не ожидается, поэтому нам остается только предположить, что эти смельчаки придумают еще не один крутой проект и будут помогать адаптироваться новым сотрудникам.

Совет: не сидите на «нагретом месте», начинайте выходить из зоны комфорта, пишите статьи, повышайте свое знание о компании и свою ценность, начинайте находить единомышленников, стройте свои сообщества внутри компании и не бойтесь говорить о повышении.

Накапливайте и используйте свой жизненный опыт здесь и сейчас, не откладывайте его как бабушкин сервиз «на потом».

Подводя итог, повторю в одном абзаце основную мысль статьи. Для меня софты — это не тот скилл, который мы можем получить из книжек и статей, это жизненный опыт, который мы нарабатываем на протяжении всей жизни. Когда общаетесь с коллегами, друзьями, семьей, ходите совместно в бар, на квизы, изучаете опыт других людей и делитесь своим. Можно быть гением, но никто не узнает о вашей гениальности, если вы о ней правильно не расскажете. Начинайте с малого, делитесь своими мыслями с коллегами, а потом, кто знает, может вам понравится, и вы попробуете себя в роли спикера на конференции.

Обмениваться опытом и обзаводиться знакомствами заложено в нас еще с древних времен, это было важно для выживания, даже когда люди не умели говорить. А сейчас мы заново учимся использовать эти поведенческие привычки, адаптируя под наш век. Поэтому помните, в вас уже все это заложено, стоит лишь начать укреплять эти скиллы на практике.

Дорогие читатели, расскажите, а вам тяжело дается общение с коллегами и уделяете ли вы время для прокачки этого навыка?

Комментарии (3)


  1. mavlapet
    03.07.2024 07:19

    Надо офис компании снимать в комплексе, в котором есть бар. И там будет общение во весь рост)


    1. p_rovich Автор
      03.07.2024 07:19

      У нас сейчас проходит Lofty Summer Camp: каждую неделю ребята собираются и ходят вместе куда-нибудь, в том числе в туры по барам))


      1. Nicks_TechSupport
        03.07.2024 07:19

        Речь то, чтобы бар был внутри компании и оплачивался ею же.
        А после работы в бар я могу и так сходить когда хочется и с кем хочется.