Привет, Хабр!

Балансировка планов в 1С:ERP — одна из основных задач, с которой сталкиваются многие предприятия, которые хотят оптимизировать свои процессы производства и управления ресурсами.

Рассмотрим наиболее хорошие подходы в процессе планирования с помощью функционала 1С:ERP.

Основные подходы к планированию в 1С:ERP

Объемно-календарное планирование MRP и MRP II

MRP, Material Requirements Planning и MRP II, Manufacturing Resource Planning — основные методы, применяемыми в системе 1С:ERP для планирования материальных и производственных ресурсов.

  1. MRP

    • Смысл MRP в том, чтобы обеспечить своевременную поставку материалов и комплектующих для производства.

    • Принципы работы:

      • Расчет потребности в материалах на основании производственного плана.

      • Определение количества и сроков поставок для обеспечения непрерывного производства.

      • Учёт текущих остатков на складах и запланированных поступлений.

    • В 1С:ERP осуществляется через формирование планов закупок и производства на основе данных ресурсных спецификаций и производственных заданий.

  2. MRP II

    • Тут уже цель в том, чтобы расширить возможности стандартного MRP, включив планирование всех производственных ресурсов.

    • Принципы работы:

      • Интеграция планирования материалов с планированием трудовых и производственных мощностей.

      • Учет финансовых аспектов и бюджетирование.

      • Включение в планирование управленческих решений и стратегий.

    • В 1С:ERP реализуется через создание комплексных планов, учитывающих загрузку оборудования, рабочую силу, финансовые ресурсы и другие производственные ресурсы.

Виды планов

В системе 1С:ERP виды планов делятся на исходные и производные.

  1. Исходные планы:

    • Формируют потребности предприятия в материалах и ресурсах.

    • Основываются на прогнозах продаж, производственных заданиях и ресурсных спецификациях.

    • Примеры: планы продаж, планы производства или те же планы закупок.

  2. Производные планы:

    • Создаются на основе исходных планов и служат для обеспечения их выполнения.

    • Рассчитываются с учетом текущих остатков, запланированных поступлений и производственных возможностей.

    • Примеры: планы поставок, планы загрузки оборудования и планы использования рабочей силы.

Модели планирования

Предусмотрены различные модели планирования.

  1. Планирование по формуле:

    • Использует мат. формулы для расчета потребностей в материалах и ресурсах.

    • Позволяет учитывать сложные зависимости и корректировать планы в реальном времени.

  2. Планирование по источникам данных:

    • Основано на использовании данных из различных источников, например: прогнозы продаж, исторические данные и текущие заказы.

    • Позволяет учитывать изменения спроса и корректировать планы в зависимости от текущей ситуации.

  3. Объемно‑календарное планирование:

    • Включает в себя планирование объемов производства и календарных сроков выполнения заказов.

    • Позволяет оптимизировать загрузку производственных мощностей и сократить сроки выполнения заказов.

Инструменты балансировки планов в 1С:ERP

Рабочие центры и подразделения

В 1С:ERP рабочие центры представляют собой группы оборудования, которые могут выполнять определенные технологические операции.

  1. Рабочих центры:

    • Рабочие центры могут быть настроены для выполнения различных видов работ, с помощью чего приходит мысль о том, что можно распределять нагрузку в зависимости от текущих производственных потребностей.

    • Параметры настройки:

      • Параллельная загрузка: возможность параллельного выполнения операций на нескольких рабочих центрах.

      • Скорость выполнения: установка относительной скорости выполнения работ на разных центрах.

      • Стоимость операций: указание стоимости выполнения операций на конкретном оборудовании.

  2. Производственные подразделения:

    • Подразделения являются основными элементами орг. структуры предприятия, и каждое подразделение может содержать несколько рабочих центров.

    • Настройка подразделений:

      • График работы: настройка сменности и рабочего времени для подразделений.

      • Интервалы планирования: установка квантов времени для оценки доступности рабочих центров.

      • Опережающее планирование: возможность заносить данные о доступности ресурсов заранее для точного планирования.

Сценарии и корректировка плановых потребностей

  1. Сценарии планирования:

    • Сценарии позволяют создавать различные планы на основе различных предположений и условий.

    • Примеры сценариев:

      • Оптимистический сценарий: планирование на основе максимальных возможных производственных показателей.

      • Пессимистический сценарий: учет минимальных возможных ресурсов и мощностей.

    • Настройка сценариев включает определение целей, выбор исходных данных и определение методов расчета.

  2. Корректировка плановых потребностей:

    • В процессе планирования часто возникает необходимость корректировки планов для учета изменений в потребностях и ресурсах.

    • Инструменты корректировки:

      • Документ «Корректировка плановых потребностей»: позволяет вносить изменения в планы на основе текущих данных о потребностях и возможностях.

      • Методы корректировки:

        • Уменьшение потребности: уменьшение запланированного объема производства или закупок.

        • Замена номенклатуры: замена одного материала или ресурса на другой в случае дефицита.

Пример применения

Рассмотрим пример производственного предприятия, занимающегося выпуском сложной продукции, такой как металлоконструкции.

Шаг 1: настройка рабочих центров

  1. Создание рабочих центров:

    • Переходим в раздел «Производство» и выбераем «Рабочие центры».

    • Нажимаем «Создать» и заполняем следующие поля:

      • Наименование: например, «Цех лазерной резки».

      • Тип оборудования: лазерные станки.

      • Параллельная загрузка: указываем количество станков, работающих параллельно.

      • Скорость выполнения: задаем скорость выполнения операций, например, 5 метров реза в минуту.

      • Стоимость операций: указываем стоимость работы на данном оборудовании.

  2. Настраиваем параметры рабочих центров:

    • В каждом рабочем центре задаем график работы (например, сменный график).

    • Устанавливаем интервалы планирования, например, 30 минут.

    • Определяем периоды опережающего занесения данных, чтобы учитывать организационные изменения заблаговременно.

Шаг 2: настройка производственных подразделений

  1. Создание производственных подразделений:

    • В разделе «Производство» выбираем «Подразделения».

    • Нажимаем «Создать» и заполняем следующие поля:

      • Наименование: например, «Цех сборки».

      • График работы: устанавливаем график работы подразделения, например, две смены.

      • Виды рабочих центров: указываем, какие рабочие центры входят в состав подразделения.

  2. Определение параметров подразделений:

    • Задаем интервал планирования для подразделения, например, 1 час.

    • Устанавливаем возможность использования операций для детального управления этапами производства на уровне подразделения.

Шаг 3: настройка сценариев планирования

  1. Создание сценариев планирования:

    • В разделе «Планирование» выбираем «Сценарии».

    • Нажимаем «Создать сценарий» и заполняем следующие поля:

      • Наименование: например, «Оптимистический сценарий».

      • Цели: максимум производительности и минимальные сроки выполнения заказов.

      • Исходные данные: используем исторические данные о производительности и текущие заказы.

  2. Настройка параметров сценариев:

    • Определяем методы расчета потребностей, например, планирование по формуле.

    • Установите приоритеты планирования, например, приоритет срочных заказов.

Шаг 4: корректировка плановых потребностей

  1. Используем документ «Корректировка плановых потребностей»:

    • В разделе «Планирование» выбираем «Корректировка плановых потребностей».

    • Нажимаем «Создать» и заполняем следующие поля:

      • Наименование документа: например, «Корректировка июль 2024».

      • Изменения потребностей: указываем, какие материалы нужно уменьшить или заменить.

      • Округление объемов: задаем параметры округления объемов до оптимальных партий.

  2. Примеры корректировки:

    • Если в производстве наблюдается дефицит определенного материала, заменяем его на аналогичный.

    • Уменьшаем объемы производства в случае изменения заказов или увеличьте при поступлении новых заказов.


Освоить проектный анализ и моделирование бизнес‑процессов в системе 1С можно под руководством экспертов области на онлайн‑курсе «Бизнес‑аналитик 1С» в Отус.

Комментарии (3)


  1. GrigoriyKova
    19.07.2024 18:39

    Распечатаю и повешу на стене в офисе!


  1. Dynasaur
    19.07.2024 18:39

    Вообще-то концепция ERP выросла из MRP II, которая выросла из MRP. То есть, если 1С настоящая ERP, то она по определению в себя включает все функции MRP II и MRP. И то, что вы расписали справедливо для любой настоящей ERP, плюс много чего ещё должно быть. И в статье про балансировку планов в ERP я ожидал узнать про балансировку планов Сбыта Производства, Снабжения, Финансов и прочих (Ремонтов, Персонала). А так же по уровням планирования - от стратегического до графикования. Но в статье какие-то обрывки и не понятно - это всё, что есть в 1С, или просто вы надёргали случайных кусочков?


  1. Alex_Chicot
    19.07.2024 18:39

    Ключевой подход в 1С - вы должны перестроить все свои процессы и использовать наши термины. Потому что наш процесс верен и не изменяем! А все ваши хотелки - это от лукавого, гибкости быть не должно!

    Отдельная речь про нагрузку - на каких показателях споткнется.

    А в целом - статья в духе последних веяний. Приходят люди из каких-то фирм и рассказывают базовые вещи. Просто чтоб засветиться и поставить галочку.