Совсем недавно мы публиковали статью «Япония, наконец, победила дискеты: flawless victory спустя несколько лет борьбы». Но оказывается, до всемирного отказа от флоппи-дисков еще далеко.

Немецкие фрегаты с момента ввода в эксплуатацию работают на 8-дюймовых дискетах. От этих очень экзотичных носителей зависит многое. Корабли не смогут выполнять свои прямые функции, если у команды не окажется подобной дискеты. Как так-то?

8-дюймовые дискеты и немецкий флот из 90-х


С момента спуска корабля Brandenburg F123 на воду в середине 90-х годов дискеты на борту служат для хранения и передачи данных между различными системами корабля, а также для обновления программного обеспечения и загрузки диагностической информации. Эти носители стали частью систем сбора данных (DAQ), которые изначально проектировались и разрабатывались вместе с фрегатами.

Надежные и проверенные временем дискеты могли работать в условиях влажности, коррозии, соли, колебания температур, вибраций и ударов о волны, электромагнитных помех, которые создают различные системы связи и навигации. Не каждое оборудование способно работать на протяжении десятилетий, не требуя частого обслуживания.


Источник.

Системы сбора данных и управления на Brandenburg F123 были изначально спроектированы для работы с 8-дюймовыми дискетами. Даже с появлением более совершенных систем хранения ВМС Германии не спешили с модернизацией кораблей. Обновления требовали немалых инвестиций и выводили бы фрегаты из эксплуатации минимум на год. Поскольку в модернизацию входит не только замена аппаратного обеспечения, но также перепрограммирование систем, тестовый период и переобучение персонала.

Зачем нужна модернизация носителей данных


Тут вроде и все понятно, но лучше напомнить, в чем проблема с раритетными носителями информации, тем более настолько экзотическими.

  • Низкая емкость хранения данных, которая не превышает 1,2 MБ.
  • Дискеты и запасные части к приводам все сложнее найти, так как производство таких носителей прекращено. А значит, возникают проблемы с обслуживанием дискет.
  • Скорость чтения и записи данных на 8-дюймовые дискеты значительно ниже по сравнению с современными накопителями. Типичная скорость передачи данных дискет составляет 250–500 Кбит/с, а время доступа — 500–600 мс.
  • Дискеты очень чувствительны к таким физическим повреждениям, как царапины, загрязнение и механические деформации. Не говоря уже о сильном магнитном поле.
  • Использование дискет усложняет интеграцию современных технологий и систем с высокими стандартов хранения и передачи данных.

Эти недостатки существенны для выполнении оперативных процессов на борту фрегатов. Например, они способны замедлить процессы обмена данными. А при необходимости быстрого реагирования минусы использования 8-дюймовых дискет перевешивают плюсы. Увеличиваются не только риски потери данных, но и сбои в работе всех систем на Brandenburg F123.


Дискеты решили убрать


Фрегаты будут заменять устаревшие носители на более современную бортовую систему. Но немцы все же решили не интегрировать что-то совершенно новое, а поставить современные эмуляторы. Уже известно, что процесс модернизации начнется с 1 октября 2024 года и продлится до 31 июля 2025 года. Новая технология полностью совместима с уже существующим ПО и оборудованием.

Работы по реализации плана модернизации возьмет на себя шведская компания Saab с почти 100-летней историей. Она основана в 1937 году и специализируется на оборонных и гражданских продуктах. Saab разрабатывает и поставляет разнообразные системы и решения для авиации, наземных и морских сил, включая радары, системы управления огнем, подводные технологии и системы электронного наблюдения.

Старые системы будут заменены на NAND флеш-память, а внедрение этой технологии может достигать €70 млн за корабль. Фрегаты класса F123 будут оставаться на службе вплоть до 2031 года, так что к тому времени и эта технология может устареть.

Ситуация в других странах


Не только ВМС Германии столкнулись с необходимостью модернизации систем хранения данных. Как мы уже писали, с июня 2024 года правительство Японии больше не использует дискеты. Министру цифровых технологий Таро Коно удалось обратить внимание руководства страны на проблему в 2022 году.

Многие отрасли продолжают использовать устаревшие технологии. Например, метрополитен Сан-Франциско (Muni Metro) будет использовать 5,25-дюймовые дискеты до 2030 года. Поэтому система автоматического управления поездами в Muni Metro продолжает ежедневно зависеть от трех древних дискет. ​

Еще одним примером является компания Chuck E. Cheese, которая использует дискеты для управления своими аниматронными персонажами. Профессиональные вышивальщики также сохраняют вышивальные схемы с помощью дискет. Старые машины не поддерживают современные носители данных, поэтому у работников нет другого выхода.

Дискеты останутся в работе во многих системах в течение многих лет. Но, конечно, с каждым годом их все меньше, так что через 3-5-10 лет они уйдут в небытие навсегда. Жаль, конечно, но что поделать.

Читайте также


Комментарии (113)


  1. Vitaly48
    20.07.2024 08:31
    +8

    У нас кстати ВМФ тоже использует дискеты во всю, сам лично видел


    1. triplebanana
      20.07.2024 08:31
      +8

      Ха, ВМФ. А современные самолеты на дискетах не хотите? Обновление ПО для всяких fligh computers, загрузка аэронавигационных баз данных и много чего другого.. Все на дискетах, самолеты 3-5 летней давности выпуска. И это - самый передовой Airbus. Legacy - оно такое..


      1. Dick_from_mountain
        20.07.2024 08:31
        +15

        Это же кошмар как ненадёжно. Любой, кто пользовался дискетами в 90-х, нулевых, скажет что дискеты это отстой. До сих пор помню эти звуки, когда дисковод пытается считать размагниченные или плохие сектора. Как можно это в оборонке использовать?


        1. geher
          20.07.2024 08:31
          +22

          Хорошая качественная дискета, хранимая в защищенном от электромагнитных полей в специальном боксе и используемая в качественном хорошем дисководе вполне надежна и служит годами. Проверено реальной практикой их использования в конце 80-х начале 90-х. Другой вопрос, что качественное хорошее еще найди.

          Как-то уже в конце 201х понадобилось прочитать драйвер с дискеты, записанной еще в те древние времена, когда драйвера к оборудованию поставлялись на дискете. Прекрасно считалась однако.


          1. Wesha
            20.07.2024 08:31
            +10

            Недавно прочитал свой архив дискет, записанный в 1990-х. Хранились в простой картонной коробке. 95% пятидюймовых и 100% трёхдюймовых прочитались без проблем


            1. Lordzero
              20.07.2024 08:31
              +5

              В 2000-2001 годах уже было нормой что в новой пачке дискет 2-3шт из 10 битые


              1. Wesha
                20.07.2024 08:31
                +11

                Во-первых, я сказал — архив , а не "свежая пачка". То есть дискеты, с которыми работали. Которые, естественно, не битые были.

                Во-вторых, при тогдашней цене дискет за битые дискеты мог оказаться битым продавец.


              1. askharitonov
                20.07.2024 08:31

                Видимо дискеты и дисководы тогда прекращали производить производители, которые могут обеспечить достойное качество, и на рынке остались те, кто давал большой процент брака? Просто похожая ситуация, как мне кажется, и с CD и DVD — по личному впечатлению, брака больше, чем раньше.


                1. muxa_ru
                  20.07.2024 08:31

                  Если смотреть на характеристики разной техники, то при смене поколений наблюдается следующее явление.

                  Как только появляется что-то хоть сколь либо технически новое - туда уходят дорогие и качественные производители. Там хайтек и большая маржа.

                  Старое автоматически становится дешёвым и не интересным для дорогих производителей и в той шине ОСТАТСЯ те дешёвые и некачественные, которые там всё время были.

                  Не исключено, что со временем они просто теряют навыки разработки и производства, потому что все качественные разработчики переквалифицировались или просто ушли на пенсию.

                  Но явление выглядит универсальным.


              1. Javian
                20.07.2024 08:31

                Дисководы уже стали делать дешевле. Один читает всё, второй после записи не может прочитать.


          1. BoyanBr
            20.07.2024 08:31
            +2

            Все-таки обычно проблемы были не из-за дискет, а из-за приводов. Попадет пылинка на головке и потом вместо дискеты у тебя грампластинка. Конечно, с удешевлением дискет они стали хуже. Например у меня 360- и 720-KB 5,25" дискеты были довольно долговечными, а вот 1,2-MB уже были заметно хуже. Кстати, вначале для PC использовал дискеты для Apple II, и прекрасно работали.

            Но все-же я бы не рискнул сейчас попробовать прочитать дискету с чем-то ценным, потому что обычно дисковод будет слишком грязным, а чистить его нечем (когда-то чистил ватоѝ на палочке, но это было возможно на 5,25" устройствах, 3,5" для этого уже надо было немного разобрать).


            1. vadimr
              20.07.2024 08:31

              Дискет-то для Apple II специальных не было. У Apple II был просто свой способ записи на универсальные дискеты, которые по сути представляют собой просто круглый кусок магнитного материала в конверте.

              Если совсем занудствовать, то Apple II писал на одну сторону и мог бы использовать односторонние дискеты, но таковых я никогда в жизни не встречал и не слышал об их реальном использовании, хотя теоретически они существовали.


            1. Wesha
              20.07.2024 08:31

              Попадет пылинка на головке и потом вместо дискеты у тебя грампластинка.

              Там ещё веселее было. Какой-то армянский завод умудрился выпустить дискеты, на которых почему-то был тонкий слой чего-то вязкого (возможно, воска — химанализ не проводили-с). Головка, естественно, это вязкое на себя собирала и в результате царапала не только ту дискету, но ещё и парочку, которые вставляли в дисковод после "заражённой" (пока с матами не разбирали привод и не протирали головки спиртом, смывая ту гадость). После пары попыток те дискеты было запрещено даже близко к машинам подносить под страхом смертной казни отлучения от ВЦ навечно.


              1. Javian
                20.07.2024 08:31
                +2

                Лейтенант Сергеев извлек жесткий диск из корпуса компьютера, открыл верхнюю крышку и смазал зеркальную поверхность жидкой смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74...


          1. Frosterus
            20.07.2024 08:31

            На сколько я знаю, те же японцы заного изобрели магнитную ленту и касеты нового формата. На систем хранения данных. Целевой потребитель банки. Но в плане долготы надёжности хранения. Пожалуй лазерные диски круче всех. До 100 лет. Хотя оно и не удивительно, по сути это же аналоговый носитель. Лично я пришёл к выводу, что любую технологию могут ещё 100 раз пересмотреть, что развитие в сторону высокой плотности везде будет надёжно.


            1. Bagatur
              20.07.2024 08:31
              +7

              В смысле - "японцы изобрели по-новой"? Системы резервного хранения данных на магнитной ленте никто и не забывал. Выпускаются до сих пор, с годами только увеличивая ёмкость и быстродействие. И с чего - именно "японцы"? Кроме японской Fujitsu ленточные библиотеки производят отнюдь не японские Dell, IBM и HP...


            1. xsevenbeta
              20.07.2024 08:31

              А мне всегда было интересно, почему многие CD/DVD переставали читаться через несколько лет (даже записанные на низких скоростях, как это рекомендовали).


          1. mutabor
            20.07.2024 08:31

            «Служит годами»… аргумент -)


        1. randomsimplenumber
          20.07.2024 08:31
          +2

          В 9х дискеты были пристойного качества. А в 200х, похоже, начали отдавать производство в страны, где рабочая сила дешевле.


          1. Prion
            20.07.2024 08:31
            +1

            Да причем рабочая сила? Главное тех.процесс и отбраковка. Айфоны сейчас тоже в Китае делают.


            1. MadeByFather
              20.07.2024 08:31
              +1

              Вы мыслите категориями 20-летней давности про Китай.


              1. Prion
                20.07.2024 08:31

                А кроме голословных утверждений будут какие то обоснования, что сейчас Китай ничего качественного не выпускает?


          1. vanxant
            20.07.2024 08:31

            В 9х дискеты были пристойного качества.

            ага, особенно болгарские и индийские:)


          1. xsevenbeta
            20.07.2024 08:31

            Так ещё плотность больше стала. С теми же 360 и 720кб проблем было значительно меньше. Ещё есть вариант, что в 200х вы уже покупали какие-то старые запасы.


      1. Zenitchik
        20.07.2024 08:31
        +3

        Мне рассказывали (из первых рук), как "Протону" (не на самой ракете, конечно, а там где "ключ на старт") перед стартом меняли сдохшую дисткету (3,5) на резервную. И акт о выходе носителя из строя составляли.


      1. ipswitch
        20.07.2024 08:31
        +5

        https://lx-photos.livejournal.com/201071.html

        Уже есть и флеш-загрузчик в качестве альтернативы. И дисковод в современных самолётах не ставится:

        https://lx-photos.livejournal.com/226692.html

        Приходится внешний брать.


  1. slog2
    20.07.2024 08:31
    +10

    "Проблема" решается примерно за 10 минут. Откручивается 4 винта, вынимается флоповод и на его место ставится эмулятор с флэшкой.


    1. yoz
      20.07.2024 08:31
      +40

      А до того надо 100500 миллионов евро и 5 лет на согласование-тестирования-сертификацию. Что бы этот эмулятор не сдох от работы РЛС, от попадания снаряда с ЭМИ, и еще от кучи других потенциально возможных ситуаций на военной технике.


      1. 40kTons
        20.07.2024 08:31
        +8

        А дискеты-то выдержат снаряды с ЭМИ, ведь в статье то как раз сказано, что

        Дискеты очень чувствительны к таким физическим повреждениям, как царапины, загрязнение и механические деформации. Не говоря уже о сильном магнитном поле.

        Если ни эмуляторы, ни дискеты не выдержат, то какая разница


        1. geher
          20.07.2024 08:31
          +22

          Если ни эмуляторы, ни дискеты не выдержат, то какая разница

          Но есть нюанс. Дискеты сертифицированы, а эмуляторы нет. А сертификация - это всегда долго и дорого.


          1. Lordzero
            20.07.2024 08:31
            +1

            Думаю, дело не столько в сертификации дискет, сколько в том что там все остальное железо образца начала 80х, соответственно потому и дискеты используют 8дюймов


            1. FrankNStein
              20.07.2024 08:31
              +3

              И есть нюансы с софтом того времени.

              Привязка исполнения программы к тактовой частоте компьютера, требующая программного троттлинга на более шустром оборудовании, умение современных процессоров выявлять и обходить такие "бессмысленные" операции и тем самым делающие "замедлялки" неработоспособными и тд.

              Помним же, что в те древние времена программисты были еще и инженерами, и иногда находили очень нетривиальные решения, чтобы вместить софтину в доступные 48к оперативной памяти, вместо того, чтобы просто потребовать у пользователя установить железо пожелезнее.


            1. geher
              20.07.2024 08:31
              +1

              При желании можно сделать и эмулятор 8" дисковода. И даже при очень малом тираже он будет стоить не миллионы долларов.


        1. yoz
          20.07.2024 08:31
          +3

          Надежные и проверенные временем дискеты могли работать в условиях влажности, коррозии, соли, колебания температур, вибраций и ударов о волны, электромагнитных помех, которые создают различные системы связи и навигации. Не каждое оборудование способно работать на протяжении десятилетий, не требуя частого обслуживания.

          Вот цитата из начала статьи. Ну и они работают таки с 80-х годов, иначе бы что-то переделали.


      1. SquareRootOfZero
        20.07.2024 08:31
        +5

        А ещё до этого надо составить спецификации на тестовых овец и обратиться в отдел закупки жвачных животных.


    1. blik13
      20.07.2024 08:31
      +2

      Это всего лишь заключительный этап. А до того нужно протолкнуть это решение через военное ведомство(доказать что это вообще нужно и это будет безопасно), получить финансирование, получить всякие разные одобрения военных ведомств на конкретный образец железа и ПО. А вояки скорее всего захотят ещё что-нибудь сделать за один заход.


    1. gbeam
      20.07.2024 08:31
      +17

      @"Проблема" решается примерно за 10 минут. 

      Это же армия :) Вспомним ситуацию с БПЛА -- до начала все того, что нельзя называть, генералы смотрели на всякие Mavic-и как солдат на вошь. Mavic же не выдерживает прямого попадания ядерной бомбы, неизвестно может ли храниться 100 лет под открытым небом, и стоит почему-то подозрительно мало. Так и здесь -- это же целый фрегат, и четыре болта плюс эмулятор с Aliexpress военные никак не поймут -- только тысячи человеко-часов работы сертифицированных на допуск к гостайне специалистов и миллионы евро.


      1. Vanyaby648
        20.07.2024 08:31
        +2

        Проблема возможно в том что китайский шпионский эмулятор не подойдёт. Он должен быть сделан в Германии или хотя бы в стране нато ха-ха



    1. foxyrus
      20.07.2024 08:31

      А потом спец софт не сможет записать\считать со спец (скрытых) секторов и привет.


  1. zbot
    20.07.2024 08:31
    +1

    а каким боком использование дискет мешает эксплуатации корабля?


    1. whickma
      20.07.2024 08:31
      +3

      | In December 2018, the German Navy refused to commission the first of its new Baden-Württemberg class Type 125 after it failed sea trials. The decision was due in part to what were described as “unresolved hardware and software integration problems”.


      1. zbot
        20.07.2024 08:31

        дисковод дискету не прочитал или 8 дюймовую не смогли засунуть в 3.5 дюймовый дисковод?


  1. Yami-no-Ryuu
    20.07.2024 08:31
    +7

    Опять отрыжка ЧатГПТ? Смешались в кучу....


  1. gbeam
    20.07.2024 08:31
    +7

    @Но немцы все же решили ... поставить современные эмуляторы. Старые системы будут заменены на NAND флеш-память, а внедрение этой технологии может достигать €70 млн за корабль.

    Эмулятор дискеты по 70 миллионов евро за штуку это от души.


    1. kinall
      20.07.2024 08:31
      +1

      Думаю, это с учётом оклада всей команды на время замены.


    1. Zenitchik
      20.07.2024 08:31
      +4

      Поскольку в модернизацию входит не только замена аппаратного обеспечения, но также перепрограммирование систем, тестовый период и переобучение персонала.

      Вы же помните про "деревянные части танка"? Учить весь экипаж, какой стороной и в какое место флешку засовывать, и как визуально отличить флешку от дискеты - это, надо полагать, адский труд.


      1. Wesha
        20.07.2024 08:31

        Вы же помните про "деревянные части танка"?

        Вот вы тут ржОте,
        а между прочим...
        а между прочим...


        1. dartraiden
          20.07.2024 08:31

          Но это же не часть танка, это просто бревно таскают с собой.

          С тем же успехом можно назвать частью танка солдата, который решил прокатиться на броне.


          1. Insane11
            20.07.2024 08:31

            Органический противокумулятивный экран.


            1. Zenitchik
              20.07.2024 08:31

              Это часть системы самовытягивания.


          1. geher
            20.07.2024 08:31
            +2

            В некоторых старых танках такое бревно было штатной деталью.


          1. BugM
            20.07.2024 08:31
            +2

            Вообще часть. И довольно нужная: https://youtu.be/V0qo08J-g6g?si=U5glJUJw-2y2j2cZ

            За копейки решили довольно большую проблему для климата средней полосы.


    1. tuobraun
      20.07.2024 08:31

      А говорят только у нас коррупция в военном секторе)))


  1. Zenitchik
    20.07.2024 08:31
    +3

    А кое-где до сих пор и перфокарты встречаются. Не всегда и не везде передаваемая информация имеет большой объём. Иногда выгодна возможность хранить носитель в одной папке с документами, и по окончании срока хранения - сжигать вместе с ними.


    1. s60
      20.07.2024 08:31
      +2

      узор в ткацких станках вроде ...


    1. funnycar
      20.07.2024 08:31
      +1

      Так шифровальная аппаратура наверняка до сих пор с одноразовыми ключами на перфолентах.


      1. Zenitchik
        20.07.2024 08:31
        +1

        И система опознавания свой-чужой.


  1. cahbeua
    20.07.2024 08:31
    +12

    Этот бойан гуляет годами, примерно с тех самых пор как дискеты заменили диски... То в медицине, то в жд\метро в разных странах. И всегда в коментах или даже иногда в самой статье решение найдено - эмулятор и сертификация. особо пришибленные начинают рассуждать на счёт выживаемости этого самого эмулятора в случае падения астероида, захвата пришельцами или уборщицы тёти Гали, которая будет протирать контакты в серверной царской водкой...

    Если бы кто то был заинтересован всё б уже давно работало как нужно. Просто нет этого самого интереса. А это значит лишь одно - проблема высосана даже не из пальца и озвучивается сильно нагнетая краски.


    1. Zenitchik
      20.07.2024 08:31
      +2

      А проблема ровно одна: нет причин заменять дискеты на что-то другое, если бы не растущая стоимость обслуживание устаревшего оборудования.


  1. SquareRootOfZero
    20.07.2024 08:31
    +1

    То есть, у японцев - это ещё был более-менее продвинутый вариант?


    1. Zenitchik
      20.07.2024 08:31
      +4

      У японцев - на гражданке, а у немцев - в армии (флоте). В армии всё гораздо более дубовое.


      1. vvzvlad
        20.07.2024 08:31
        +2

        Чтож у японцев в армии тогда...


        1. Insane11
          20.07.2024 08:31
          +2

          Очевидно, счётные палочки. Поэтому IT подразделение совмещено со столовой.


          1. Hemml
            20.07.2024 08:31
            +5

            вы думаете, это шутка? :)


        1. Zenitchik
          20.07.2024 08:31

          У японцев нет армии.


          1. Wesha
            20.07.2024 08:31

            1. Zenitchik
              20.07.2024 08:31

              Близко к этому.


          1. muxa_ru
            20.07.2024 08:31

            А почему мы не можем назвать вооружённые силы Японии словом "армия" ?


  1. oleg_rico
    20.07.2024 08:31
    +5

    Насколько же некоторые вещи консервативны. Значок сохранения практически во всех программах до сих пор выглядит как дискета.

    А если копнуть чуть глубже, то железнодорожный переезд до сих пор обозначается знаком, где изображён паровоз...


    1. Wesha
      20.07.2024 08:31

      железнодорожный переезд до сих пор обозначается знаком, где изображён паровоз...

      А что бы вы хотели чтоб там висело?


      1. Vanyaby648
        20.07.2024 08:31
        +3

        Верните паровозы мы уже соскучились. КПД не так важен


        1. Wesha
          20.07.2024 08:31
          +1

          Верните паровозы, мы уже соскучились.

          Слушаю и повинуюсь, мой повелитель!


        1. Zenitchik
          20.07.2024 08:31

          Я слышал, что все машинисты с помощниками должны пройти какую-то небольшую практику на паровозе. Это связано с тем, что паровоз - очень сложен в эксплуатации, после него личный состав может освоить уже всё что угодно.


          1. BugM
            20.07.2024 08:31

            Где вы столько паровозов возьмете? Их осталось прям единичные экземпляры в эксплуатации. На всяких туристических маршрутах для любителей.

            Про смысл и говорить нечего. Машинист должен уметь рулить электровозом с кучей электроники и правильно работать со всей автоматикой, а не за котлом следить.


            1. Zenitchik
              20.07.2024 08:31

              "Столько" - это сколько? Достаточно пары штук на регион, чтобы по очереди всех на них командировать. В Красногорске один, кажется, маневровым служит.

              Впрочем, корова не моя - слышал от железнодорожников. Может и неправда.


              1. BugM
                20.07.2024 08:31

                Маневровый паровоз в эксплуатации около Москвы? Дайте деталей. Сгоняю пофоткать его. Прикольно же.

                Вы сотни насчитали. Да еще и распределенных по стране. Это прям много.


                1. Wesha
                  20.07.2024 08:31

                  паровоз в эксплуатации около Москвы? Дайте деталей.

                  #comment_27069374


                  1. BugM
                    20.07.2024 08:31

                    Это обычный туристический. На таком я катался. Рекомендую всем любящим клевые железки. Только маршрут лучше подальше. Околомосковкие на минуты так себе. В регионах есть на пару часов. Это то что надо чтобы хватило.

                    Выше писали про работающий маневровый. Ну там вагоны с углем по станции и около таскает.


                    1. Wesha
                      20.07.2024 08:31

                      Маневромым служит один — да и то "кажется". А практику можно и на туристическом проходить.


                    1. randomsimplenumber
                      20.07.2024 08:31

                      Только маршрут лучше подальше.

                      А какая разница, что именно тянет поезд во время движения? Мне кажется, если после посадки паровоз отцеплять, и прицеплять тепловоз, а сразу после прибытия на станцию менять обратно, чтобы туристы пофоткались - никто и не заметит.

                      :D

                      работающий маневровый.

                      К паровозу нужно инфраструктуру содержать. Водокачку с водоподготовкой, Ремонт, обслуживание... Как минимум 2 смены специалистов содержать - иначе не будет ни больничных ни отпусков.. Странное решение


                      1. Wesha
                        20.07.2024 08:31

                        никто и не заметит.

                        Клубы дыма, пролетающие мимо окон — никто не заметит?


          1. AlexSpirit
            20.07.2024 08:31

            Для желающих пройти практику. Час отборного олдскульного технопрона наивысшего качества. Крайне советую, расслабляет и просвещает.


        1. muxa_ru
          20.07.2024 08:31

          Это называется "паропоршневой двигатель" и он вполне себе актуален. :)


  1. Zamix80
    20.07.2024 08:31

    Как ни говорите - эмулятор это костыль, почему бы не перейти на что-нибудь другое, какой прок от эмулятора, может кто нибудь пояснить, ведь надо лишь всего перенести данные в машину, формат же носителя уже не важен или это чтобы сохранялась какая-то обратная совместимость просто запаковананных образов под форматы дискет или преемственность ?


    1. morijndael
      20.07.2024 08:31
      +3

      Чтобы не переделывать весь бортовой компьютер ради этого


      1. Wesha
        20.07.2024 08:31

        Чтобы не переделывать весь бортовой компьютер ради этого

        Эмуляторы — для слабаков!


      1. geher
        20.07.2024 08:31
        +1

        Не просто переделывать, но и сертифицировать то, что получилось.


  1. ifap
    20.07.2024 08:31

    С момента спуска корабля Brandenburg F123 на воду в середине 90-х

    <...>

    Обновления требовали немалых инвестиций и выводили бы фрегаты из эксплуатации минимум на год.

    Т.е. с середины 90-х фрегаты этого проекта так ни разу и не ставили в доки? Ну-ну...


  1. Sergej71
    20.07.2024 08:31
    +10

    В книге «Акулы из стали»Овечкина ,где автор рассказывает о своей службе в дивизии атомных подводных лодок ,с баллистическими ракетами ,в 90 е годы .Упоминается полетное задание межконтинентальным ракетам на перфокартах.Это все в открытом доступе ,в официально изданной в России книге .Если что .

    А вообще ,кто хоть раз видел стойки и шкафы ,на боевых кораблях ,тот поймет ,что модернизация радиоэлектронного вооружения ,там ,возможна только во время среднего ремонта минимум .

    Это когда срезают куски палубы,переборки , кабельные трассы и потрошат .По другому шкафы не вытащить ,шины не развести ,питание на подать .

    То есть раз в 20 лет.


    1. KirpaPuto
      20.07.2024 08:31


    1. Zenitchik
      20.07.2024 08:31

      Не удивлён. Прелесть перфокарт в том, что их можно хранить принести в папке вместе с другими секретными документами, а потом сжечь вместе с другими секретными документами.


      1. Ds02006
        20.07.2024 08:31

        Дискету, описанную в статье, тоже можно порезать и сжечь.


        1. Wesha
          20.07.2024 08:31

          Но её нельзя порвать и съесть!


  1. CitizenOfDreams
    20.07.2024 08:31
    +5

    Я, конечно, сейчас спалю свой возраст, но на "картинке для привлечения внимания" какой-то гибрид 8-дюймовой и 5-дюймовой дискеты.


    1. commanderxo
      20.07.2024 08:31
      +15

      Вряд ли автор статьи служит матросом на немецком фрегате, а в других местах восьмидюймовые диски встретишь нечасто. Уже в начале 80-х они считались устаревшими, так что даже MS DOS их не поддерживает (загрузиться сможет, но отформатировать на 77 дорожек средствами лишь ОС не получится). Поэтому сделали рисунок, правильно расположив отверстие сенсора начала дорожки, но с неверными пропорциями щели для считывающей головки (срисовали с 5.25).


    1. Wesha
      20.07.2024 08:31
      +6

      Это обычная пятидюймовка, на которой кто-то прифотошопил цифирки 8" (и индексное отверстие переместил, да.)


  1. Daddy_Cool
    20.07.2024 08:31

    Охо-хо... единственный раз в жизни когда я видел такую дискету (8")... это было в компьютерном классе бауманского института, и дискета висела прибитая гвоздем к колонне, типа так будет с каждым... кто принесет на дискете игру и будет играть.


  1. sim31r
    20.07.2024 08:31
    +1

    Может и смысла модернизировать нет, так как корабли отработают свой срок и пойдут на утилизацию в ближайшее время. Вот как на видео показано, отработали срок, страховка подорожала и своим ходом на утилизацию, грустная картина.


  1. muxa_ru
    20.07.2024 08:31

    Ох уж это старое оборудование, не поддерживающее не возможность беспроводного подключения и ни автоматического обновления обнаруженных багов.


  1. kest70
    20.07.2024 08:31

    По-моему ещё метро где-то в штатах тоже на дискетах работает


  1. Panzerschrek
    20.07.2024 08:31

    А есть информация, какие там конкретно системы стоят на кораблях? Какой там функционал?
    Насколько он критичен для боеготовности?

    Помнится, ещё во Второй Мировой Войне корабли без всяких дискет прекрасно воевали, а некоторые даже наводили пушки при помощи механических аналоговых компьютеров. Могут ли более современные корабли такое, в случае, если из-за устаревания или сбоя их компьютеры окирпичатся?


    1. Denev
      20.07.2024 08:31
      +2

      Если во времена сражения на Хэмптонском рейде (1862) или битвы при Лиссе (1866), где противники друг друга иногда таранили будто в битве при Саламине, еще можно было наводить пушки на глаз, то уже ко временам мировых войн, когда дальность стрельбы главного калибра линкоров стала ограничена дальностью горизонта, огнем управляли централизованно, а индивидуальное наведение крупных орудий стало резервным вариантом и скорее, вообще, жестом отчаяния. Так, например, после того как на линкоре "Бисмарк" был разбит носовой дальномерный пост точность его ответного огня сильно упала, хотя в данном случае это было уже не важно, так как раньше "Бисмарк" получил торпедное попадание, которое повредило рули и фактически лишило корабль управления.


  1. saipr
    20.07.2024 08:31
    +4

    С 8-ми дюймовыми дискетами мне довелось поработать в Советском Союзе в 80-годы на ЕС ЭВМ-10007:

    Сейчас комплект этих дискет стоит в музее.


    1. Viacheslav01
      20.07.2024 08:31

      У меня лежит на полочке)
      8 дюймовая впечатляет, хотя текущее поколение и 3 впечатялет не меньше.


  1. Voffka39
    20.07.2024 08:31
    +8

    Звучит как копирайтерская утка.

    Надежные и проверенные временем дискеты могли работать в условиях влажности, коррозии, соли, колебания температур, вибраций и ударов о волны, электромагнитных помех, которые создают различные системы связи и навигации. 

    Это дискета-то? Серьезно?

    И дале сам же автор:

    Дискеты очень чувствительны к таким физическим повреждениям, как царапины, загрязнение и механические деформации. Не говоря уже о сильном магнитном поле.

    Браво!


    1. Voffka39
      20.07.2024 08:31

      Автор мне ответил минусом в карму. Понятно, в общем, каков тут ресурс - копирайтеская пульпа для школоты. Пойду я отсюда.


  1. n0where3an
    20.07.2024 08:31
    +2

    Я не понимаю: неужели никому не пришло в голову сделать устройство которое будет иметь аппаратный интерфейс 3" / 5" дисковода - и даже его габариты, а с мордв принимать флешки ? И за те же 70*10^6 $ можно наладить производство этих девайсов и потом продавать их везде. И тупо поменять потом оно на другое ?!


    1. vorphalack
      20.07.2024 08:31
      +3

      сертификаты, сертификаты. флот и авиация, особенно военные, это такое место, где у тебя могут попросить бумажку на пакетик, в котором ты этот самый адаптер принесешь устанавливать.

      а так - да, пожалуйста, FDD/SCSI эмуляторов со входами USB или SD продается много.


      1. isden
        20.07.2024 08:31
        +2

        Нет, тут лучше не то чтобы FDD/SCSI эмулятор, который вставляется в сервер. Сам сервер не трогается. В отверстие для дискеты вставляется некая шайтан-машина, которая ведет себя как дискета, но на самом деле не дискета.


        1. vorphalack
          20.07.2024 08:31
          +3

          если в крации™, то мы получим сильно менее надежную дискету.


        1. CitizenOfDreams
          20.07.2024 08:31
          +1

          В отверстие для дискеты вставляется некая шайтан-машина, которая ведет себя как дискета, но на самом деле не дискета.

          Это уже было в Симпсонах у Sony. Адаптер с их ужасной Memory Stick на дискету. Вот только я уже не помню, он стопроцентно эмулировал дискету, или ему требовался специальный драйвер? Скорее второе, учитывая состояние электроники в те времена.

          Hidden text

          Ыщтн


          1. Wesha
            20.07.2024 08:31

            Кстати, спешите купить, пока есть в наличии.

            Руководство.