Совсем недавно мы публиковали статью «Япония, наконец, победила дискеты: flawless victory спустя несколько лет борьбы». Но оказывается, до всемирного отказа от флоппи-дисков еще далеко.
Немецкие фрегаты с момента ввода в эксплуатацию работают на 8-дюймовых дискетах. От этих очень экзотичных носителей зависит многое. Корабли не смогут выполнять свои прямые функции, если у команды не окажется подобной дискеты. Как так-то?
8-дюймовые дискеты и немецкий флот из 90-х
С момента спуска корабля Brandenburg F123 на воду в середине 90-х годов дискеты на борту служат для хранения и передачи данных между различными системами корабля, а также для обновления программного обеспечения и загрузки диагностической информации. Эти носители стали частью систем сбора данных (DAQ), которые изначально проектировались и разрабатывались вместе с фрегатами.
Надежные и проверенные временем дискеты могли работать в условиях влажности, коррозии, соли, колебания температур, вибраций и ударов о волны, электромагнитных помех, которые создают различные системы связи и навигации. Не каждое оборудование способно работать на протяжении десятилетий, не требуя частого обслуживания.
Источник.
Системы сбора данных и управления на Brandenburg F123 были изначально спроектированы для работы с 8-дюймовыми дискетами. Даже с появлением более совершенных систем хранения ВМС Германии не спешили с модернизацией кораблей. Обновления требовали немалых инвестиций и выводили бы фрегаты из эксплуатации минимум на год. Поскольку в модернизацию входит не только замена аппаратного обеспечения, но также перепрограммирование систем, тестовый период и переобучение персонала.
Зачем нужна модернизация носителей данных
Тут вроде и все понятно, но лучше напомнить, в чем проблема с раритетными носителями информации, тем более настолько экзотическими.
- Низкая емкость хранения данных, которая не превышает 1,2 MБ.
- Дискеты и запасные части к приводам все сложнее найти, так как производство таких носителей прекращено. А значит, возникают проблемы с обслуживанием дискет.
- Скорость чтения и записи данных на 8-дюймовые дискеты значительно ниже по сравнению с современными накопителями. Типичная скорость передачи данных дискет составляет 250–500 Кбит/с, а время доступа — 500–600 мс.
- Дискеты очень чувствительны к таким физическим повреждениям, как царапины, загрязнение и механические деформации. Не говоря уже о сильном магнитном поле.
- Использование дискет усложняет интеграцию современных технологий и систем с высокими стандартов хранения и передачи данных.
Эти недостатки существенны для выполнении оперативных процессов на борту фрегатов. Например, они способны замедлить процессы обмена данными. А при необходимости быстрого реагирования минусы использования 8-дюймовых дискет перевешивают плюсы. Увеличиваются не только риски потери данных, но и сбои в работе всех систем на Brandenburg F123.
Дискеты решили убрать
Фрегаты будут заменять устаревшие носители на более современную бортовую систему. Но немцы все же решили не интегрировать что-то совершенно новое, а поставить современные эмуляторы. Уже известно, что процесс модернизации начнется с 1 октября 2024 года и продлится до 31 июля 2025 года. Новая технология полностью совместима с уже существующим ПО и оборудованием.
Работы по реализации плана модернизации возьмет на себя шведская компания Saab с почти 100-летней историей. Она основана в 1937 году и специализируется на оборонных и гражданских продуктах. Saab разрабатывает и поставляет разнообразные системы и решения для авиации, наземных и морских сил, включая радары, системы управления огнем, подводные технологии и системы электронного наблюдения.
Старые системы будут заменены на NAND флеш-память, а внедрение этой технологии может достигать €70 млн за корабль. Фрегаты класса F123 будут оставаться на службе вплоть до 2031 года, так что к тому времени и эта технология может устареть.
Ситуация в других странах
Не только ВМС Германии столкнулись с необходимостью модернизации систем хранения данных. Как мы уже писали, с июня 2024 года правительство Японии больше не использует дискеты. Министру цифровых технологий Таро Коно удалось обратить внимание руководства страны на проблему в 2022 году.
Многие отрасли продолжают использовать устаревшие технологии. Например, метрополитен Сан-Франциско (Muni Metro) будет использовать 5,25-дюймовые дискеты до 2030 года. Поэтому система автоматического управления поездами в Muni Metro продолжает ежедневно зависеть от трех древних дискет.
Еще одним примером является компания Chuck E. Cheese, которая использует дискеты для управления своими аниматронными персонажами. Профессиональные вышивальщики также сохраняют вышивальные схемы с помощью дискет. Старые машины не поддерживают современные носители данных, поэтому у работников нет другого выхода.
Дискеты останутся в работе во многих системах в течение многих лет. Но, конечно, с каждым годом их все меньше, так что через 3-5-10 лет они уйдут в небытие навсегда. Жаль, конечно, но что поделать.
Читайте также
Комментарии (180)
slog2
20.07.2024 08:31+14"Проблема" решается примерно за 10 минут. Откручивается 4 винта, вынимается флоповод и на его место ставится эмулятор с флэшкой.
yoz
20.07.2024 08:31+50А до того надо 100500 миллионов евро и 5 лет на согласование-тестирования-сертификацию. Что бы этот эмулятор не сдох от работы РЛС, от попадания снаряда с ЭМИ, и еще от кучи других потенциально возможных ситуаций на военной технике.
40kTons
20.07.2024 08:31+9А дискеты-то выдержат снаряды с ЭМИ, ведь в статье то как раз сказано, что
Дискеты очень чувствительны к таким физическим повреждениям, как царапины, загрязнение и механические деформации. Не говоря уже о сильном магнитном поле.
Если ни эмуляторы, ни дискеты не выдержат, то какая разница
geher
20.07.2024 08:31+27Если ни эмуляторы, ни дискеты не выдержат, то какая разница
Но есть нюанс. Дискеты сертифицированы, а эмуляторы нет. А сертификация - это всегда долго и дорого.
Lordzero
20.07.2024 08:31+2Думаю, дело не столько в сертификации дискет, сколько в том что там все остальное железо образца начала 80х, соответственно потому и дискеты используют 8дюймов
FrankNStein
20.07.2024 08:31+7И есть нюансы с софтом того времени.
Привязка исполнения программы к тактовой частоте компьютера, требующая программного троттлинга на более шустром оборудовании, умение современных процессоров выявлять и обходить такие "бессмысленные" операции и тем самым делающие "замедлялки" неработоспособными и тд.
Помним же, что в те древние времена программисты были еще и инженерами, и иногда находили очень нетривиальные решения, чтобы вместить софтину в доступные 48к оперативной памяти, вместо того, чтобы просто потребовать у пользователя установить железо пожелезнее.
yoz
20.07.2024 08:31+4Надежные и проверенные временем дискеты могли работать в условиях влажности, коррозии, соли, колебания температур, вибраций и ударов о волны, электромагнитных помех, которые создают различные системы связи и навигации. Не каждое оборудование способно работать на протяжении десятилетий, не требуя частого обслуживания.
Вот цитата из начала статьи. Ну и они работают таки с 80-х годов, иначе бы что-то переделали.
SquareRootOfZero
20.07.2024 08:31+6А ещё до этого надо составить спецификации на тестовых овец и обратиться в отдел закупки жвачных животных.
blik13
20.07.2024 08:31+4Это всего лишь заключительный этап. А до того нужно протолкнуть это решение через военное ведомство(доказать что это вообще нужно и это будет безопасно), получить финансирование, получить всякие разные одобрения военных ведомств на конкретный образец железа и ПО. А вояки скорее всего захотят ещё что-нибудь сделать за один заход.
gbeam
20.07.2024 08:31+25@"Проблема" решается примерно за 10 минут.
Это же армия :) Вспомним ситуацию с БПЛА -- до начала все того, что нельзя называть, генералы смотрели на всякие Mavic-и как солдат на вошь. Mavic же не выдерживает прямого попадания ядерной бомбы, неизвестно может ли храниться 100 лет под открытым небом, и стоит почему-то подозрительно мало. Так и здесь -- это же целый фрегат, и четыре болта плюс эмулятор с Aliexpress военные никак не поймут -- только тысячи человеко-часов работы сертифицированных на допуск к гостайне специалистов и миллионы евро.Vanyaby648
20.07.2024 08:31+2Проблема возможно в том что китайский шпионский эмулятор не подойдёт. Он должен быть сделан в Германии или хотя бы в стране нато ха-ха
venanen
20.07.2024 08:31При этом этот эмулятор совсем не подходит военной технике еще вот по какой причине - он не сделан из стали и не весит полтонны. Все, что весит меньше, чем полтонны в армии не приживается - ненадежно, и сломать могут. И болты шлицевые обязательно иметь.
P.S. Как сейчас помню радиостанцию размером с комнату, с панелями из толстенной стали, в общем, вес - это надежность. И при этом полное отсутствие защиты от переполюсовки, и вместо режимов выбора - гнезда и проводки. Не так воткнул - пред сгорел.
foxyrus
20.07.2024 08:31А потом спец софт не сможет записать\считать со спец (скрытых) секторов и привет.
zbot
20.07.2024 08:31+2а каким боком использование дискет мешает эксплуатации корабля?
whickma
20.07.2024 08:31+4| In December 2018, the German Navy refused to commission the first of its new Baden-Württemberg class Type 125 after it failed sea trials. The decision was due in part to what were described as “unresolved hardware and software integration problems”.
zbot
20.07.2024 08:31дисковод дискету не прочитал или 8 дюймовую не смогли засунуть в 3.5 дюймовый дисковод?
gbeam
20.07.2024 08:31+10@Но немцы все же решили ... поставить современные эмуляторы. Старые системы будут заменены на NAND флеш-память, а внедрение этой технологии может достигать €70 млн за корабль.
Эмулятор дискеты по 70 миллионов евро за штуку это от души.Zenitchik
20.07.2024 08:31+5Поскольку в модернизацию входит не только замена аппаратного обеспечения, но также перепрограммирование систем, тестовый период и переобучение персонала.
Вы же помните про "деревянные части танка"? Учить весь экипаж, какой стороной и в какое место флешку засовывать, и как визуально отличить флешку от дискеты - это, надо полагать, адский труд.
Wesha
20.07.2024 08:31Вы же помните про "деревянные части танка"?
Вот вы тут ржОте,
dartraiden
20.07.2024 08:31+1Но это же не часть танка, это просто бревно таскают с собой.
С тем же успехом можно назвать частью танка солдата, который решил прокатиться на броне.
geher
20.07.2024 08:31+3В некоторых старых танках такое бревно было штатной деталью.
Iwanowsky
20.07.2024 08:31Вплоть до Т-90 бревно самовытаскивания является штатным элементом на танке. Тот же Т-14 Армата пока что не воевал особо в полевых условиях (немножко только издали пострелял); но как только, так найдутся и способы крепления бревен на броне (точно также, как в условиях СВО на технику стали устанавливать навесы от FPV-дронов и кумулятивных боеприпасов). Это на западных танках не предусмотрено бревен, т.к. там обычно присутствует хорошая сеть качественных дорог; но в условиях войны на территории России обзавестись бревнами им бы в любом случае пришлось (вон как на Украине западные танки успешно застряют в грязи). Так что бревно (или аналоги типа бруса) хоть и кажется анахронизмом на бронетехнике, но очень для нее необходимо.
Wesha
20.07.2024 08:31+1Это на западных танках не предусмотрено бревен, т.к. там обычно присутствует хорошая сеть качественных дорог; но в условиях войны на территории России обзавестись бревнами им бы в любом случае пришлось (вон как на Украине западные танки успешно застряют в грязи). Так что бревно (или аналоги типа бруса) хоть и кажется анахронизмом на бронетехнике, но очень для нее необходимо.
На западных танках это было бы не бревно, а какое-нибудь Self Exctrating Mud Traction Assistant (SEMTA) из хромированного титана, всего за каких-то несчастных пять миллионов долларов.
P.S. И не надо мне тут "просто ты не любишь Америку" — я, сцуко, тут живу, I've seen things you people wouldn't believe, вроде мешочка втулок за $90.000.
Zenitchik
20.07.2024 08:31Т-90 тоже на парадах брёвна не возили. А по-боевому, небось, и Т-14 с бревном.
venanen
20.07.2024 08:31Это на западных танках не предусмотрено бревен, т.к. там обычно присутствует хорошая сеть качественных дорог
Хренов тот танк, которому сеть хороших дорог нужна. Просто другие методы применяют, хотя круче бревна в полевых условиях сложно что-то придумать.
Zenitchik
20.07.2024 08:31+5А кое-где до сих пор и перфокарты встречаются. Не всегда и не везде передаваемая информация имеет большой объём. Иногда выгодна возможность хранить носитель в одной папке с документами, и по окончании срока хранения - сжигать вместе с ними.
s60
20.07.2024 08:31+4узор в ткацких станках вроде ...
Vsevo10d
20.07.2024 08:31+1Хм, а что - идея. Шифровальные блокноты в виде гобеленов, в средневековье. Бежавший бастард мечтает свергнуть узурпатора и общается с подпольем через крестьянку-ткачиху, которая шьет и пересылает в подарок невинного вида кружевные салфетки. Достойно фантастического рассказа.
venanen
20.07.2024 08:31Потом ткачиха понимает, что можно найти вторую ткачиху, и два ткацких станка соединить, а данные передавать цветами нитей. Так слово за слово, нашли еще ткачиху-маршрутизатор, протянули шерсть по глобусу и вуаля - изобрели интернет. Титры.
Сцена после титров - сэр Де Альтман в подвале замка пытается собрать перцептрон из шерсти и дьявольски хохочет.
Конец фильма.
cahbeua
20.07.2024 08:31+18Этот бойан гуляет годами, примерно с тех самых пор как дискеты заменили диски... То в медицине, то в жд\метро в разных странах. И всегда в коментах или даже иногда в самой статье решение найдено - эмулятор и сертификация. особо пришибленные начинают рассуждать на счёт выживаемости этого самого эмулятора в случае падения астероида, захвата пришельцами или уборщицы тёти Гали, которая будет протирать контакты в серверной царской водкой...
Если бы кто то был заинтересован всё б уже давно работало как нужно. Просто нет этого самого интереса. А это значит лишь одно - проблема высосана даже не из пальца и озвучивается сильно нагнетая краски.
Zenitchik
20.07.2024 08:31+3А проблема ровно одна: нет причин заменять дискеты на что-то другое, если бы не растущая стоимость обслуживание устаревшего оборудования.
SquareRootOfZero
20.07.2024 08:31+2То есть, у японцев - это ещё был более-менее продвинутый вариант?
oleg_rico
20.07.2024 08:31+7Насколько же некоторые вещи консервативны. Значок сохранения практически во всех программах до сих пор выглядит как дискета.
А если копнуть чуть глубже, то железнодорожный переезд до сих пор обозначается знаком, где изображён паровоз...
Wesha
20.07.2024 08:31железнодорожный переезд до сих пор обозначается знаком, где изображён паровоз...
Vanyaby648
20.07.2024 08:31+4Верните паровозы мы уже соскучились. КПД не так важен
Zenitchik
20.07.2024 08:31Я слышал, что все машинисты с помощниками должны пройти какую-то небольшую практику на паровозе. Это связано с тем, что паровоз - очень сложен в эксплуатации, после него личный состав может освоить уже всё что угодно.
BugM
20.07.2024 08:31Где вы столько паровозов возьмете? Их осталось прям единичные экземпляры в эксплуатации. На всяких туристических маршрутах для любителей.
Про смысл и говорить нечего. Машинист должен уметь рулить электровозом с кучей электроники и правильно работать со всей автоматикой, а не за котлом следить.
Zenitchik
20.07.2024 08:31"Столько" - это сколько? Достаточно пары штук на регион, чтобы по очереди всех на них командировать. В Красногорске один, кажется, маневровым служит.
Впрочем, корова не моя - слышал от железнодорожников. Может и неправда.
BugM
20.07.2024 08:31+1Маневровый паровоз в эксплуатации около Москвы? Дайте деталей. Сгоняю пофоткать его. Прикольно же.
Вы сотни насчитали. Да еще и распределенных по стране. Это прям много.
Wesha
20.07.2024 08:31паровоз в эксплуатации около Москвы? Дайте деталей.
BugM
20.07.2024 08:31Это обычный туристический. На таком я катался. Рекомендую всем любящим клевые железки. Только маршрут лучше подальше. Околомосковкие на минуты так себе. В регионах есть на пару часов. Это то что надо чтобы хватило.
Выше писали про работающий маневровый. Ну там вагоны с углем по станции и около таскает.
Wesha
20.07.2024 08:31+1Маневромым служит один — да и то "кажется". А практику можно и на туристическом проходить.
randomsimplenumber
20.07.2024 08:31+1Только маршрут лучше подальше.
А какая разница, что именно тянет поезд во время движения? Мне кажется, если после посадки паровоз отцеплять, и прицеплять тепловоз, а сразу после прибытия на станцию менять обратно, чтобы туристы пофоткались - никто и не заметит.
:D
работающий маневровый.
К паровозу нужно инфраструктуру содержать. Водокачку с водоподготовкой, Ремонт, обслуживание... Как минимум 2 смены специалистов содержать - иначе не будет ни больничных ни отпусков.. Странное решение
kuzzdra
20.07.2024 08:31Клубы дыма, пролетающие мимо окон
Вся фишка в этом? Электровоз так не умеет, да..
randomsimplenumber
20.07.2024 08:31Хороший машинист, и аттракционы интересные. 5 звезд, рекомендую. :)
Zenitchik
20.07.2024 08:31Станция Красногорская. Систематически там его вижу. Не похоже, чтобы он возил туристов или что-то такое. Скорее всего, чисто, для практики, о которой я писал. Ну и маневрировать, чтобы не зря катался.
А сотен я не считал. Я просто предположил, что если у нас есть - почему бы и в других местах не быть. Тем более, что от железнодорожников слышал, что их зачем-то хранят и практику на них проходят.
Moog_Prodigy
20.07.2024 08:31Хранят их затем, чтобы в условиях постапокалипсиса возить всякие интересные вагоны. Мобрезерв.
Wesha
20.07.2024 08:31Более того, в условиях постапокалипсиса топливо можно легко раздобыть в ближайшей рощице.
AlexSpirit
20.07.2024 08:31+1Для желающих пройти практику. Час отборного олдскульного технопрона наивысшего качества. Крайне советую, расслабляет и просвещает.
Zamix80
20.07.2024 08:31Как ни говорите - эмулятор это костыль, почему бы не перейти на что-нибудь другое, какой прок от эмулятора, может кто нибудь пояснить, ведь надо лишь всего перенести данные в машину, формат же носителя уже не важен или это чтобы сохранялась какая-то обратная совместимость просто запаковананных образов под форматы дискет или преемственность ?
morijndael
20.07.2024 08:31+6Чтобы не переделывать весь бортовой компьютер ради этого
Wesha
20.07.2024 08:31Чтобы не переделывать весь бортовой компьютер ради этого
Эмуляторы — для слабаков!
ifap
20.07.2024 08:31+1С момента спуска корабля Brandenburg F123 на воду в середине 90-х
<...>
Обновления требовали немалых инвестиций и выводили бы фрегаты из эксплуатации минимум на год.
Т.е. с середины 90-х фрегаты этого проекта так ни разу и не ставили в доки? Ну-ну...
Sergej71
20.07.2024 08:31+15В книге «Акулы из стали»Овечкина ,где автор рассказывает о своей службе в дивизии атомных подводных лодок ,с баллистическими ракетами ,в 90 е годы .Упоминается полетное задание межконтинентальным ракетам на перфокартах.Это все в открытом доступе ,в официально изданной в России книге .Если что .
А вообще ,кто хоть раз видел стойки и шкафы ,на боевых кораблях ,тот поймет ,что модернизация радиоэлектронного вооружения ,там ,возможна только во время среднего ремонта минимум .
Это когда срезают куски палубы,переборки , кабельные трассы и потрошат .По другому шкафы не вытащить ,шины не развести ,питание на подать .
То есть раз в 20 лет.
aso
20.07.2024 08:31А вообще ,кто хоть раз видел стойки и шкафы ,на боевых кораблях ,тот поймет ,что модернизация радиоэлектронного вооружения ,там ,возможна только во время среднего ремонта минимум .
Это когда срезают куски палубы,переборки , кабельные трассы и потрошат .По другому шкафы не вытащить ,шины не развести ,питание на подать .
То есть раз в 20 лет.
Ни за что не поверю, что дисководы, т.е. дивайсы, предназначенные для вставки в них носителей информации "со стороны лицевой морды" - устанавливаются так, что бы их было невозможна их замена без подобных извращений.
Более того, я не представляю себе электронные блоки, которые могут эксплуатироваться в течении 20 лет без регламентных работ, обслуживания и замены.
А в габариты 8" дисковода - можно столько запихнуть...
Zenitchik
20.07.2024 08:31А в габариты 8" дисковода - можно столько запихнуть...
Свинца. Чтобы масса оставалась в установленных пределах )))
Wesha
20.07.2024 08:31Свинца. Чтобы масса оставалась в установленных пределах )))
Вот Вы тут ржОте, а тем временем в замке у Шефа...
Grey83
20.07.2024 08:31Допустим свинцом компенсировали разницу в весе корпуса.
Если взять α-титан (у него плотность выше) с плотностью 4505 кг/м³ и дюраль с плотностью 2500 кг/м³ (согласно википедии плотность может быть от 2500 до 2800), то получится что дюралевый корпус должен был весить 187кг.
Если β-титан с плотностью 4320 кг/м³ и дюраль с плотностью 2800 кг/м³, то - 276кг.
Плюс те самые 150кг свинца.
Т.е. весь корпус со свинцовымгрузиломутяжелителем должна была весить от 337 до 426кг.Вот только полный вес спускаемого аппарата у "союзов" из байки был от 2802 до 3000кг.
Что туда ещё на 2,5т запихали помимо свинца? =)
Однако форма, размеры и компоновка спускаемого аппарата уже была рассчитана на титановый, а не на дюралевый корпус. При использовании более тяжелого дюралевого корпуса
Так он же должен быть наоборот легче, если было рассчитано на более тяжёлый титан.
Zenitchik
20.07.2024 08:31Вы правы в принципе, но ошиблись во вводных для расчёта. Считать надо не равный объём, а равнопрочную конструкцию. Дюралевая будет толще, чем титановая. Хотя, всё равно легче.
Grey83
20.07.2024 08:31Ну я считаю, что должны были быть поправки на прочность, но там с какого-то перепугу пишется, что конструкция рассчитывалась изначально под титан, а делалась из дюраля.
В общем эта хохма из разряда "историй о которых нельзя промолчать".
Рассчитывалось и делалось там под один и тот же материал.
Zenitchik
20.07.2024 08:31Ерунда какая-то. С чего бы дюралевый корпус был тяжелее титанового? При условии равнопрочности, алюминиевые изделия толще титановых, но всё равно легче. Титан - не для экономии массы используют, а для расширения диапазона рабочих температур. (это у меня профильные предметы были, если что)
CitizenOfDreams
20.07.2024 08:31+5Я, конечно, сейчас спалю свой возраст, но на "картинке для привлечения внимания" какой-то гибрид 8-дюймовой и 5-дюймовой дискеты.
commanderxo
20.07.2024 08:31+21Вряд ли автор статьи служит матросом на немецком фрегате, а в других местах восьмидюймовые диски встретишь нечасто. Уже в начале 80-х они считались устаревшими, так что даже MS DOS их не поддерживает (загрузиться сможет, но отформатировать на 77 дорожек средствами лишь ОС не получится). Поэтому сделали рисунок, правильно расположив отверстие сенсора начала дорожки, но с неверными пропорциями щели для считывающей головки (срисовали с 5.25).
Wesha
20.07.2024 08:31+7Это обычная пятидюймовка, на которой кто-то прифотошопил цифирки 8" (и индексное отверстие переместил, да.)
Daddy_Cool
20.07.2024 08:31+1Охо-хо... единственный раз в жизни когда я видел такую дискету (8")... это было в компьютерном классе бауманского института, и дискета висела прибитая гвоздем к колонне, типа так будет с каждым... кто принесет на дискете игру и будет играть.
sim31r
20.07.2024 08:31+1Может и смысла модернизировать нет, так как корабли отработают свой срок и пойдут на утилизацию в ближайшее время. Вот как на видео показано, отработали срок, страховка подорожала и своим ходом на утилизацию, грустная картина.
muxa_ru
20.07.2024 08:31Ох уж это старое оборудование, не поддерживающее не возможность беспроводного подключения и ни автоматического обновления обнаруженных багов.
Panzerschrek
20.07.2024 08:31А есть информация, какие там конкретно системы стоят на кораблях? Какой там функционал?
Насколько он критичен для боеготовности?
Помнится, ещё во Второй Мировой Войне корабли без всяких дискет прекрасно воевали, а некоторые даже наводили пушки при помощи механических аналоговых компьютеров. Могут ли более современные корабли такое, в случае, если из-за устаревания или сбоя их компьютеры окирпичатся?Denev
20.07.2024 08:31+2Если во времена сражения на Хэмптонском рейде (1862) или битвы при Лиссе (1866), где противники друг друга иногда таранили будто в битве при Саламине, еще можно было наводить пушки на глаз, то уже ко временам мировых войн, когда дальность стрельбы главного калибра линкоров стала ограничена дальностью горизонта, огнем управляли централизованно, а индивидуальное наведение крупных орудий стало резервным вариантом и скорее, вообще, жестом отчаяния. Так, например, после того как на линкоре "Бисмарк" был разбит носовой дальномерный пост точность его ответного огня сильно упала, хотя в данном случае это было уже не важно, так как раньше "Бисмарк" получил торпедное попадание, которое повредило рули и фактически лишило корабль управления.
FlashHaos
20.07.2024 08:31Начнем с того, что во вторую мировую не было особенно никакой радиотехнической части. И реактивной артиллерии не было особенно никакой. И координации действий между отдельными кораблями было значительно меньше; а ведь именно переход от действий отдельных боевых единиц к групповым тактическим и даже стратегическим действиям - это очень важное изменение.
И экипажи на кораблях были в разы больше.
ksbes
20.07.2024 08:31+1Начнем с того, что во вторую мировую не было особенно никакой радиотехнической части.
Вы мировые войны не спутали? Во вторую мировую на кораблях уже и радары появились и, даже, радиовзрыватели в снарядах. А уж радиосвязь - была у всех родов войск и на кораблях и подавно и много.
Могут ли более современные корабли такое, в случае, если из-за устаревания или сбоя их компьютеры окирпичатся?
Некоторые пушки - да, некоторые - нет. Главное - точно не сможет пускать ракеты. А корабль без ракет сейчас не нужен.
muxa_ru
20.07.2024 08:31+1И координации действий между отдельными кораблями было значительно меньше; а ведь именно переход от действий отдельных боевых единиц к групповым тактическим и даже стратегическим действиям - это очень важное изменение.
Совместные действия не требуют радиосвязи.
Парусники шли в боль кильватерной колонной.
Zenitchik
20.07.2024 08:31+1Но радиосвязь повысила уровень координации.
Дала возможность быстрой передачи любого приказа. До этого: либо быстро, либо любого.
saipr
20.07.2024 08:31+3С 8-ми дюймовыми дискетами мне довелось поработать в Советском Союзе в 80-годы на ЕС ЭВМ-10007:
Сейчас комплект этих дискет стоит в музее.
Viacheslav01
20.07.2024 08:31+1У меня лежит на полочке)
8 дюймовая впечатляет, хотя текущее поколение и 3 впечатялет не меньше.
Voffka39
20.07.2024 08:31+11Звучит как копирайтерская утка.
Надежные и проверенные временем дискеты могли работать в условиях влажности, коррозии, соли, колебания температур, вибраций и ударов о волны, электромагнитных помех, которые создают различные системы связи и навигации.
Это дискета-то? Серьезно?
И дале сам же автор:
Дискеты очень чувствительны к таким физическим повреждениям, как царапины, загрязнение и механические деформации. Не говоря уже о сильном магнитном поле.
Браво!
Voffka39
20.07.2024 08:31+1Автор мне ответил минусом в карму. Понятно, в общем, каков тут ресурс - копирайтеская пульпа для школоты. Пойду я отсюда.
n0where3an
20.07.2024 08:31+2Я не понимаю: неужели никому не пришло в голову сделать устройство которое будет иметь аппаратный интерфейс 3" / 5" дисковода - и даже его габариты, а с мордв принимать флешки ? И за те же 70*10^6 $ можно наладить производство этих девайсов и потом продавать их везде. И тупо поменять потом оно на другое ?!
vorphalack
20.07.2024 08:31+6сертификаты, сертификаты. флот и авиация, особенно военные, это такое место, где у тебя могут попросить бумажку на пакетик, в котором ты этот самый адаптер принесешь устанавливать.
а так - да, пожалуйста, FDD/SCSI эмуляторов со входами USB или SD продается много.isden
20.07.2024 08:31+2Нет, тут лучше не то чтобы FDD/SCSI эмулятор, который вставляется в сервер. Сам сервер не трогается. В отверстие для дискеты вставляется некая шайтан-машина, которая ведет себя как дискета, но на самом деле не дискета.
vorphalack
20.07.2024 08:31+4если в крации™, то мы получим сильно менее надежную дискету.
Vsevo10d
20.07.2024 08:31в крации™
Сильно менее надежную, но все-таки...
Hidden text
... надежную?
vorphalack
20.07.2024 08:31+1дискета будет образчиком надежности по сравнению с таким электромеханическим шайтаном.
CitizenOfDreams
20.07.2024 08:31+3В отверстие для дискеты вставляется некая шайтан-машина, которая ведет себя как дискета, но на самом деле не дискета.
Это уже было
в Симпсонаху Sony. Адаптер с их ужасной Memory Stick на дискету. Вот только я уже не помню, он стопроцентно эмулировал дискету, или ему требовался специальный драйвер? Скорее второе, учитывая состояние электроники в те времена.Hidden text
Ыщтн
Wesha
20.07.2024 08:31Кстати, спешите купить, пока есть в наличии.
Grey83
20.07.2024 08:31А стики идут в комплекте? Я что-то их не видел в продаже лет так 10 примерно.
В 2010 году, с увеличением популярности карт памяти формата Secure Digital, Sony начала использовать формат SD в своих продуктах — данный факт ознаменовал собой проигрыш корпорации в войне форматов в данной сфере.
Galperin_Mark
20.07.2024 08:31В одной и той же статье противоречивая информация. Сначала пишется, что:
Надежные и проверенные временем дискеты могли работать в условиях влажности, коррозии, соли, колебания температур, вибраций и ударов о волны, электромагнитных помех, которые создают различные системы связи и навигации. Не каждое оборудование способно работать на протяжении десятилетий, не требуя частого обслуживания.
Затем чуть ниже сообщается "Зачем нужна модернизация носителей данных":
Дискеты очень чувствительны к таким физическим повреждениям, как царапины, загрязнение и механические деформации. Не говоря уже о сильном магнитном поле.
Нестыковочка. Подразумеваю, что дискеты крайне чувствительны к электромагнитным помехам.
ksbes
20.07.2024 08:31Электромагнитные помехи и сильные магнитные поля - это совсем, совсем не одно и то же!
klirichek
20.07.2024 08:31+1В редакции одной газеты всё ещё в деле обычные трёхдюймовки. Со старым-старым компьютером до-пентиумных времён, который журналисты используют как печатную машинку. А на дискетах потом переносят материалы верстальщикам. Особый переполох однажды причинил один из этих древних компьютеров, который отказался загружаться. По банальной, но уже порядком забытой причине - дискете в дисководе (она в порядке загрузки как первый)
sergey-b
20.07.2024 08:31Помню в каком-то отчете НАСА о работе первых марсоходов рассказывалось, как у них что-то в центре управления навернулось, и нужно было передать данные в резервный центр в Австралии так чтобы успеть попасть во временное окно. И тут оказалось, что для этого нужны дискеты.
VicIamQuick
20.07.2024 08:31+1Если что-то работает хорошо, нет смысла его менять.
Капитан Очевидность-Слоупок.
Vitaly48
У нас кстати ВМФ тоже использует дискеты во всю, сам лично видел
triplebanana
Ха, ВМФ. А современные самолеты на дискетах не хотите? Обновление ПО для всяких fligh computers, загрузка аэронавигационных баз данных и много чего другого.. Все на дискетах, самолеты 3-5 летней давности выпуска. И это - самый передовой Airbus. Legacy - оно такое..
Dick_from_mountain
Это же кошмар как ненадёжно. Любой, кто пользовался дискетами в 90-х, нулевых, скажет что дискеты это отстой. До сих пор помню эти звуки, когда дисковод пытается считать размагниченные или плохие сектора. Как можно это в оборонке использовать?
geher
Хорошая качественная дискета, хранимая в защищенном от электромагнитных полей в специальном боксе и используемая в качественном хорошем дисководе вполне надежна и служит годами. Проверено реальной практикой их использования в конце 80-х начале 90-х. Другой вопрос, что качественное хорошее еще найди.
Как-то уже в конце 201х понадобилось прочитать драйвер с дискеты, записанной еще в те древние времена, когда драйвера к оборудованию поставлялись на дискете. Прекрасно считалась однако.
Wesha
Недавно прочитал свой архив дискет, записанный в 1990-х. Хранились в простой картонной коробке. 95% пятидюймовых и 100% трёхдюймовых прочитались без проблем
Lordzero
В 2000-2001 годах уже было нормой что в новой пачке дискет 2-3шт из 10 битые
Wesha
Во-первых, я сказал — архив , а не "свежая пачка". То есть дискеты, с которыми работали. Которые, естественно, не битые были.
Во-вторых, при тогдашней цене дискет за битые дискеты мог оказаться битым продавец.
askharitonov
Видимо дискеты и дисководы тогда прекращали производить производители, которые могут обеспечить достойное качество, и на рынке остались те, кто давал большой процент брака? Просто похожая ситуация, как мне кажется, и с CD и DVD — по личному впечатлению, брака больше, чем раньше.
muxa_ru
Если смотреть на характеристики разной техники, то при смене поколений наблюдается следующее явление.
Как только появляется что-то хоть сколь либо технически новое - туда уходят дорогие и качественные производители. Там хайтек и большая маржа.
Старое автоматически становится дешёвым и не интересным для дорогих производителей и в той шине ОСТАТСЯ те дешёвые и некачественные, которые там всё время были.
Не исключено, что со временем они просто теряют навыки разработки и производства, потому что все качественные разработчики переквалифицировались или просто ушли на пенсию.
Но явление выглядит универсальным.
Javian
Дисководы уже стали делать дешевле. Один читает всё, второй после записи не может прочитать.
BoyanBr
Все-таки обычно проблемы были не из-за дискет, а из-за приводов. Попадет пылинка на головке и потом вместо дискеты у тебя грампластинка. Конечно, с удешевлением дискет они стали хуже. Например у меня 360- и 720-KB 5,25" дискеты были довольно долговечными, а вот 1,2-MB уже были заметно хуже. Кстати, вначале для PC использовал дискеты для Apple II, и прекрасно работали.
Но все-же я бы не рискнул сейчас попробовать прочитать дискету с чем-то ценным, потому что обычно дисковод будет слишком грязным, а чистить его нечем (когда-то чистил ватоѝ на палочке, но это было возможно на 5,25" устройствах, 3,5" для этого уже надо было немного разобрать).
vadimr
Дискет-то для Apple II специальных не было. У Apple II был просто свой способ записи на универсальные дискеты, которые по сути представляют собой просто круглый кусок магнитного материала в конверте.
Если совсем занудствовать, то Apple II писал на одну сторону и мог бы использовать односторонние дискеты, но таковых я никогда в жизни не встречал и не слышал об их реальном использовании, хотя теоретически они существовали.
Wesha
Там ещё веселее было. Какой-то армянский завод умудрился выпустить дискеты, на которых почему-то был тонкий слой чего-то вязкого (возможно, воска — химанализ не проводили-с). Головка, естественно, это вязкое на себя собирала и в результате царапала не только ту дискету, но ещё и парочку, которые вставляли в дисковод после "заражённой" (пока
с матамине разбирали привод и не протирали головки спиртом, смывая ту гадость). После пары попыток те дискеты было запрещено даже близко к машинам подносить под страхомсмертной казниотлучения от ВЦ навечно.Javian
DanilinS
Чистящая 3.5" дискета тебе в помощь. Типа такой:
https://ireland.apollo.olxcdn.com/v1/files/a9nc5j7nq4me1-UA/image;s=644x461
Frosterus
На сколько я знаю, те же японцы заного изобрели магнитную ленту и касеты нового формата. На систем хранения данных. Целевой потребитель банки. Но в плане долготы надёжности хранения. Пожалуй лазерные диски круче всех. До 100 лет. Хотя оно и не удивительно, по сути это же аналоговый носитель. Лично я пришёл к выводу, что любую технологию могут ещё 100 раз пересмотреть, что развитие в сторону высокой плотности везде будет надёжно.
Bagatur
В смысле - "японцы изобрели по-новой"? Системы резервного хранения данных на магнитной ленте никто и не забывал. Выпускаются до сих пор, с годами только увеличивая ёмкость и быстродействие. И с чего - именно "японцы"? Кроме японской Fujitsu ленточные библиотеки производят отнюдь не японские Dell, IBM и HP...
xsevenbeta
А мне всегда было интересно, почему многие CD/DVD переставали читаться через несколько лет (даже записанные на низких скоростях, как это рекомендовали).
yppro
Насколько я знаю, деградирует пластик, мутнеет прозрачный слой
askharitonov
Сталкивался с ситуацией, когда зеркальный слой просто слезал с дисков. То есть, возможно, что причиной того, что диски не читаются, может быть подобное разрушение слоя материала, где хранятся данные, пусть даже и в меньших размерах.
yppro
Насколько помню, зеркальный слой зажат между двумя другими. Не вполне понятно, как он может облезть. Нижний прозрачный слой несёт инфу. Если он тускнеет, то есть, меняется его прозрачность, то диск не читается. Не настаиваю, так как не являюсь экспертом по дискам
askharitonov
Если я правильно представляю ситуацию, то информация на обычных перезаписываемых CD и DVD носителях находится на зеркальном слое, который сверху защищён дополнительным покрытием, а прозрачный слой информации не содержит. Соответственно повреждения с прозрачной стороны не так опасны для данных, как повреждения с обратной стороны, в первом случае иногда их можно зашлифовать (видел, как шлифовали диск зубной пастой), а, если повреждён слой с данными, то они будут потеряны.
Wesha
Не обязательно — "Партия это предусмотрела, товарищи". Биты одного байта разбросаны по диску на достаточно большом расстоянии, плюс снабжены кодами коррекции ошибок, что позволяет восстановить данные, повреждённые из-за царапины.
Zenitchik
А ещё они дублированы. Каждый бит - это четыре точки на диске.
Wesha
Там всё ещё сложнее — код Рида-Соломона, вот это вот всё...
yppro
askharitonov
Я же написал «перезаписываемых» :-) Точнее говоря, это вроде касается и однократно записываемых дисков. Но не штампованных — там, если я правильно представляю технологию, дорожки с данными изготавливаются на прозрачной части болванки (с той стороны, где покрытие). У однократно записываемых дисков прожигается слой с красителем, а у перезаписываемых есть слой материала, который переходит в аморфное или кристаллическое состояние, что обеспечивает разные оптические свойства разных участков.
Grey83
Там второй защитный слой у многих записываемых/перезаписываемых был просто слоем лака/краски.
У меня так несколько дисков посыпалось когда-то давно. Только не помню это CD или DVD были.
kuzzdra
Алюминий окисляется. Вода из атмосферы, диффузия.. Слой тонкий, ему много не надо.
sergey-b
Компакт-диски - самый ненадежный носитель. После 5 лет хранения у меня не прочитался ни один.
mutabor
«Служит годами»… аргумент -)
randomsimplenumber
В 9х дискеты были пристойного качества. А в 200х, похоже, начали отдавать производство в страны, где рабочая сила дешевле.
Prion
Да причем рабочая сила? Главное тех.процесс и отбраковка. Айфоны сейчас тоже в Китае делают.
MadeByFather
Вы мыслите категориями 20-летней давности про Китай.
Prion
А кроме голословных утверждений будут какие то обоснования, что сейчас Китай ничего качественного не выпускает?
vanxant
ага, особенно болгарские и индийские:)
xsevenbeta
Так ещё плотность больше стала. С теми же 360 и 720кб проблем было значительно меньше. Ещё есть вариант, что в 200х вы уже покупали какие-то старые запасы.
Zenitchik
Мне рассказывали (из первых рук), как "Протону" (не на самой ракете, конечно, а там где "ключ на старт") перед стартом меняли сдохшую дисткету (3,5) на резервную. И акт о выходе носителя из строя составляли.
ipswitch
https://lx-photos.livejournal.com/201071.html
Уже есть и флеш-загрузчик в качестве альтернативы. И дисковод в современных самолётах не ставится:
https://lx-photos.livejournal.com/226692.html
Приходится внешний брать.
FlashHaos
Я бы сказал, что дискеты - это еще довольно современное решение. На многих кораблях технологии семидесятых заморожены в развитии (служил на ныне подводном крейсере Москва, насмотрелся всякого).