Сегодня мы можем позволить себе веб-страницы, весящие больше, чем оригинальный DOOM, и объём вычислений для их рендера, которого хватило бы для взлома Энигмы. В век технологического изобилия уже не так ценишь байты и флопсы. Единственный по-настоящему ценный ресурс — это люди, и современные разработчики готовы биться за этот ресурс, как Джон Кармак бился за каждый такт процессора.

30 мая прошла конференция X5 Future Night, где более сорока спикеров рассказывали о передовых технологиях ритейла, помогающих привлечь и удержать покупателя, максимизировать его удовлетворение и свою выгоду. Запись всей конференции можно посмотреть на досуге, а в этой статье хотим подсветить несколько технологий, которыми X5 Tech особенно гордится:

  1. CVM — генерация взаимовыгодных персональных предложений покупателям.

  2. Платформа со множеством игр, где игроки получают баллы, которые тратят в реальных магазинах.

  3. Nexus WMS — единая система управления складами, заточенная под будущую роботизацию.

  4. Механизм, считающий, насколько эффективны окажутся промоакции. Пока что точность предсказаний — 70%, однако и это не предел.

CVM: персональные предложения клиентам и не только

Роман Кондрашкин

Руководитель направления «Развитие каналов коммуникаций», домен «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» Х5 Tech

CVM расшифровывается как Customer Value Management — управление ценностью клиента. Но мы предпочитаем значение Customer Value Maximization — максимизация выгоды для клиентов, поставщиков и торговой сети. Звучит цинично, но поверьте — выгода взаимна. Ведь как убедить клиента приходить чаще и тратить больше? Способ один: радовать его сильнее.

Загвоздка в том, что разных клиентов не порадуешь одним и тем же: например, вегану безразличны скидки и предложения в мясном отделе. Поэтому мы делаем скидки во всех отделах, и это становится невыгодно: куча продуктов постоянно продаётся дешевле (иногда ниже себестоимости) просто так, не привлекая никакую конкретную аудиторию.

А наша CVM-платформа позволяет не плодить скидки промышленным методом, а предлагать каждому покупателю именно то, что должно ему понравиться. Вот как мы это делаем:

  1. Сначала анализируем аудиторию. Делим её на сегменты по признакам — полу, дате последней покупки и т. д. Либо используем модель для подбора аудитории.

  2. Подбираем и настраиваем механики для покупателей. Зачастую для этого тоже используем аналитические модели.

  3. Отсекаем всех, кто не разрешил себя уведомлять: контактная политика свята. 

  4. Рассылаем уведомления об акциях: скидки, баллы за покупки и всё такое. Из новинок по этой части — горящие баллы («Успей потратить»), промокоды и выгодные предложения на сочетающиеся товары, например, чипсы к пиву. 

«О, — говорит клиент, — это мы берём».

За привычной фразой стоит гигантская работа людей и техники. Начну с цифр: 

  • 7 технологических команд:

    1. сегментация,

    2. данные, 

    3. A/B-тестирование эффектов,

    4. модели,

    5. отчётность, 

    6. риалтайм-маркетинг,

    7. работа с поставщиками;

  • 80+ специалистов;

  • 30+ проверок качества данных;

  • 190 индивидуальных признаков каждого покупателя;

  • 70+ миллионов покупателей.

 Платформа состоит из большого количества модулей, каждый из которых необходим для запуска кампании. 

Бэк модуля Campaigner написан на Java. Фронт — React + библиотека Redux. Оркестрирует процессами Camunda. 

По аналитической части: 

  • модели — Python, Airflow, MLflow, JupyterHub;

  • отчётность — Qlik Sense, SuperSet;

  • базы данных — Hadoop/Hive, Greenplum/Postgres, ClickHouse.

В мобильном приложении мы сделали раздел «Специально для вас» на базе сервиса OfferHub, который, в свою очередь, построен на Python, Airflow c локальной базой PostgreSQL. Данные для него мы берём из корпоративного хранилища.

Ключевую информацию выводим на дашборды. Оцениваем эффективность пилотируемых гипотез и экономические показатели, продумываем каждую коммуникацию, смотрим на поведение клиентов — и никогда ничего не делаем вслепую. И конечно, постоянно разрабатываем новые механики и модели персонализации контента, иначе на очередном витке технологий не впишемся в рынок.

Впрочем, пока мы впереди всех. И это не фигура речи: у нас уникальная разработка. На российском рынке буквально нет похожего комплексного продукта. Неудивительно, что за последние полгода наше решение CVM получило целый пакет наград.

Но всё-таки для меня главная награда — счастливые менеджеры X5, которым больше не надо составлять вручную бесконечные акции на скумбрию :)

Геймификация: собственная игровая платформа

Сергей Садиков

Руководитель ключевых проектов, домен «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» Х5 Tech

У торговой сети «Пятёрочка» есть мобильное приложение — если вы вдруг не знали. И мы добавляли туда игры — казуальные, но интересные. Клиенты ходили в магазины, так как это давало больше игровых попыток, — классическая ритейл-геймификация.

Много времени уходило на создание в разных играх похожих элементов. Мы подумали: а что, если не переделывать их каждый раз? И разработали универсальные сервисы.

Впоследствии мы пошли дальше и объединили эти сервисы в общую игровую платформу. Добавили туда базовые детали (например, обмен баллов, выдачу призов) и использовали во всех играх, где они нужны. Так и старые игры экономят ресурсы, и новые проще собирать. Да и — что скрывать — починенный баг чинится везде разом.

По стеку:

  • фронтенд на React и WebAssembly Unity;

  • бэкенд на Python;

  • брокеры очереди Kafka; 

  • базы данных PostgreSQL. 

В продуктовой команде примерно 20 человек: продактов, менеджеров, системных аналитиков и архитекторов.

Чтобы разработать игру, мы учитываем два критерия:

  1. какая задача у бизнеса (грубо говоря, какую акцию надо поддержать игрой);

  2. во что будут играть пользователи — то есть какие механики им нравятся.

Следующий этап — геймдизайн. Если на текущей архитектуре не выходит — добавляем новые сервисы. И придумываем призы, соответствующие нужной акции. Например, дополнительная игровая попытка за каждые 600 ₽ в чеке, — обычно даём всего три попытки в день.

Прелесть в том, что логика взаимодействия с другими сервисами Х5 Group уже заложена в архитектуру. Но мы всё равно обсуждаем детали с командами платформы и с ребятами, которые пишут код на Unity. 

Во время загрузки игры платформа автоматически проверяет её хеш — вдруг кто-нибудь подменил код. Не хотелось бы, чтобы в официальное приложение попал скам.

 Игры в основном короткие и открываются на время сезонных рекламных акций — примерно на 5–6 недель. Механизм прост: проходи игру получай призы, спецпредложения и промокоды на покупку/доставку используй, пока акция в силе. 

Кстати, игры работают в комбо с CVM: если разрешить уведомления об акциях, можно получить дополнительную игровую попытку. Также попытки продаются за баллы лояльности: если человек не собирался тратить эти баллы в магазине, то будет рад их использовать в игре.

Разумеется, по акциям с играми мы строим отчётную аналитику и видим, насколько каждая из них учащает покупки в магазине. 

Основная сложность — жёсткие сроки запуска. Акция начинается в определённый день, реклама на ТВ уже закуплена, Новый год ради нас тоже не сдвинут — оттягивать нельзя никогда. Так что разработка идёт впритык, да и на тестирование остаются считанные недели. Но пока мы ни разу не опоздали. А когда чувствуем, что время поджимает, усиливаем команду тестировщиков коллегами из других отделов. 

Зато наша работа востребована. Например, каждый день приходит сто тысяч новых игроков. Или вот в игре, посвящённой 25-летию «Пятёрочки», было более трёх миллионов уникальных посетителей. Это мотивирует.

Nexus WMS — единый менеджмент складов

Екатерина Водяницкая

Директор проектов, домен «Цепочки поставок» Х5 Tech

Заяна Мучкаева

Руководитель направления «Складские операции», домен «Цепочки поставок» Х5 Tech

До 2022 года в нашей компании существовало целых две WMS — Warehouse Management System, системы управления складами. Одна из них была от иностранного вендора, с закрытым ядром и внешней командой разработки. И вторая WMS — платформа, которая развивалась в компании уже 20 лет.

И если в использовании первой системы мы столкнулись с уходом вендора с российского рынка, то вторая уже просто устарела и не могла развиваться требуемыми для бизнеса темпами, поддерживать новые интеграции и сервисы, а также новые типы маркировки, тогда как законы требуют соблюдать маркировку в последних её итерациях.

Мы провели исследование рынка подобных систем. Оказалось, заменить обе WMS нечем: российские компании не предлагают ничего подходящего нам, а зарубежные из России ушли. Да и если бы остались — закон требовал отказаться от их услуг уже к 2025 году.

Тогда мы приняли решение разрабатывать свою складскую систему — Nexus.

За основу был взят опыт двух текущих WMS — их непосредственный функционал уже работал в сетях и имел бэклог на дальнейшее развитие. Параллельно мы решили провести реинжиниринг всех текущих бизнес-процессов на распределительных центрах двух торговых сетей — чтобы настроить общую логику процессов за один раз.

Во время разработки системы мы постоянно искали, что улучшить на каждом этапе приёмки, маршрутизации, резервирования, загрузки и работы с документами. Само собой, выпустили новый интерфейс — с оптимальными формами и без лишних действий. Например, добавили динамическое веерное размещение волнового пополнения. Сотрудники отдела комплектации отмечают, что запуск процессов ускорился в шесть раз, а резервирование и комплектация — в четыре. Получилось улучшить кубинг — плотность заполнения грузовых машин. За это отвечают целых три организационных алгоритма. Загрузку удалось оптимизировать на 18%.

В течение 20 месяцев мы сделали это и даже больше: подготовили свою WMS к будущим технологическим прорывам. По конструкции наша платформа — событийно-управляемая модель, она построена на открытой модульной сервисной архитектуре. Так мы можем добавлять новые компоненты без ограничений и настраивать уникальные процессы для каждого распределительного центра при необходимости. В ближайших планах — создание автоматизированных складов с роботами, и чтобы контролировать их — нам достаточно добавлять к разработанной WMS новые модули управления роботизацией.

Благодаря такому подходу и архитектуре мы сохранили не только модель данных, но и все интеграции старых WMS, чтобы максимально быстро вписать новую систему в текущий IT-ландшафт, не прерывая работу. Под капотом — Java, React, ELK и месседж-брокер Kafka; новые модули добавляем с помощью Camunda. Развернули всё это в Kubernetes. Из грядущих нововведений на повестке дня у нас упомянутая роботизация складов — к ней мы готовы хоть сейчас.

Другой тренд ритейла (и не только) — ML-модели и ИИ. Например, мы планируем настроить инвентаризацию с помощью компьютерного зрения. Ещё хотим запустить автоподсказки сотрудникам, как проще выполнять рутинные задачи: модель может посоветовать передвигаться по более оптимальным траекториям, а то и вообще скинуть часть дел на роботов.

Сейчас мы устанавливаем Nexus WMS во все распределительные центры торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Если точнее — сначала мы учим сотрудников определённого склада пользоваться платформой, параллельно IT-команда готовит инфраструктуру, устанавливает и разворачивает систему, далее одна из шести бизнес-команд завершает внедрение: проводит обучение сотрудников «в полях», помогает с адаптацией, проверяет работоспособность, контролирует показатели процессов и передаёт систему дальше на поддержку.

«Платформа Промо»: управление скидками

Вячеслав Буровцев

Руководитель направления «Единая платформа Промо», домен «Развитие, финансы и некоммерческие закупки торговых сетей» Х5 Tech

Промо — это те самые жёлтые скидочные ценники. Ранее категорийные менеджеры выставляли скидки, не понимая, насколько вырастет выручка: не было аналитики. Следовательно, подойдя с умом, можно было улучшить результат. И под умом я имею в виду современный цифровой инструмент.

Инструментом стала наша «Платформа Промо». Точнее — сочетанием двух инструментов: Trade Promotion Management и Trade Promotion Optimization. По-русски — управление скидками и улучшение скидок.

«Промо» показывает, что будет с выручкой, если ввести промоакцию. Можно выбрать любой магазин X5, выставить там некую скидку на некий товар на некий период — и увидеть, как изменится при этом розничный товарооборот и коммерческая маржа. Прогноз также учитывает инкрементальные скрытые эффекты: как промо на одну позицию повлияет на всю товарную категорию.

С такими данными категорийный менеджер способен, не покидая систему, выставить самые выгодные скидки (и другие параметры) на оптимальные сроки. 

Мы используем обученную модель спроса, которая учитывает более 300 факторов. Так, в ней есть периоды, вроде школьных каникул или длинных выходных, и даже погода — тепло, холод, дождь, ветер. Стоит ли говорить, что с программой работать гораздо быстрее и эффективнее! Тесты показывают преимущество машинного обучения из раза в раз.

Новый подход не только эффективнее, но и проще. Мы без труда запускаем промоакции и можем проанализировать на дашбордах платформы любое промо, а также расчёт инкрементальных эффектов. Например, можно посмотреть, продажи каких товаров каннибализировала конкретная скидка — насколько меньше стали покупать товары-аналоги в рублях, штуках, марже.

Важная фишка, над которой мы работаем, — динамическое ценообразование. Пока что платформа только подсказывает, какая цена принесёт максимальную прибыль. Мы же планируем, чтобы система выставляла оптимальные промоцены автоматически, а сотрудники лишь корректировали их, если надо. 

Платформа предназначена для всех торговых сетей X5. У каждой сети магазинов есть свой веб-интерфейс с нужными функциями, но микросервисы под ним одни и те же. Такой подход позволяет нам динамично распределять ресурсы команды. Скажем, задача у «Перекрёстка» приоритетная — и мы фокусируемся на ней, не теряя общий прогресс: всё равно результат улучшит всю систему. 

По той же причине подход увеличивает прибыль. Мы создали разработку для «Пятёрочки» — следовательно, сэкономили бюджет на аналогичный проект для другой торговой сети. Не нужно нанимать новых сотрудников — просто переносим задачи внутри платформы и усиливаем команду дополнительными разработчиками.

Что касается методологий — у нас нечто среднее между LeSS и Nexus. Внутри платформы есть две группы разработки — Discovery и Delivery. Первая ставит задачи, приоритизирует их и анализирует. А Delivery занимается разработкой — и тоже делится надвое.

Первая группа разработки — Data Science — анализирует большие данные и работает по канбану. Ребята на Python рассчитывают инкрементальные эффекты, формирующие дашборды. Пайплайн работает на стороне кластера Hadoop — с чековыми данными из «Пятёрочки» и «Перекрёстка». Также дата-сайентисты вычисляют эффективность «Промо» и решают математические задачи на расчёт рентабельности.

Вторая группа разработки — What If — работает по скраму и занимается интерфейсом. What If — название веб-модуля, где действуют пользователи, то есть сотрудники коммерческого департамента X5: категорийные менеджеры, специалисты категории и менеджеры промо. Они выбирают товары для промоакций и оценивают результаты (благодаря тому, что у нас есть интеграция с моделями прогнозирования спроса). Потом пользователи выставляют цены и скидки, запрашивают прогноз продаж — и по нему корректируют параметры. А затем отправляют результаты в следующую систему, где формируется само рекламное мероприятие. И данные этого мероприятия уходят на кассы нужных магазинов.

Инструменты What If: 

  • фронтенд на React;

  • бэкенд на Java;

  • микросервисная архитектура, собственная база PostgreSQL;

  • Airflow для задач ETL; 

  • данные берём из Data Lake (Hive) и из внутреннего корпоративного хранилища EDW (Enterprise Data Warehouse).

Как правильно организованная компания рождает успешные технопродукты

Секрет в том, что наши IT-специалисты — не просто исполнители. В Х5 Tech есть дирекция по технологическому развитию бизнеса, она состоит из подразделений — доменов. Всего у нас их девять, за каждым закреплено то или иное бизнес-направление (например, логистика, финансы, маркетинг, управление персоналом и др.). Задача этой дирекции — выстраивать взаимодействие между X5 Tech, торговыми сетями («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик») и бизнес-единицами компании (Х5 Transport, Х5 Digital, «Много лосося» и др.), тем самым помогая им создавать продукты, проекты и технологические инициативы.

Технический директор (СТО — Chief Technical Officer) того или иного домена выступает для бизнеса в роли проводника в бескрайнем мире технологий и IT-решений. Техдир знает, куда идти и как развивать бизнес с точки зрения IT. А также CTO помогает устранять препятствия на пути к цели — для этого у него есть огромная команда IT-специалистов из Х5 Tech.

То есть СТО в нашем понимании — это IT-бизнес-партнёр. Каждое направление бизнеса через своего CTO взаимодействует со всеми остальными мощностями Х5 Tech. 

Домен, которым управляет CTO, состоит из руководителей направлений, руководителей проектов, технических владельцев продуктов, аналитиков и других. Айтишники постоянно изучают технологии, предлагают, как их применить, и прикидывают, сколько это будет стоить.

К сожалению, именно цена зачастую ограничивает самые любопытные нововведения. К счастью — даже дорогие новинки со временем доказывают свою эффективность. 

Характерный пример — электронные ценники. Они весьма перспективны: ставишь один раз — больше не надо печатать бумажки с цифрами и аббревиатурами БЗМЖ. А ещё за счёт электронных ценников мы экономим время персонала. Снизив трудоёмкость смены ценников вручную даже на 10%, мы получаем 5% сэкономленного времени персонала. Так что скоро в наших магазинах их станет ещё больше.

Если вам интересно, чем ещё может удивить современный высокотехнологичный ритейл, — смотрите запись конференции, а заодно подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе самых интересных новостей в этой области.

Сегодня мы можем позволить себе веб-страницы, весящие больше, чем оригинальный DOOM, и объём вычислений для их рендера, которого хватило бы для взлома Энигмы. В век технологического изобилия уже не так ценишь байты и флопсы. Единственный по-настоящему ценный ресурс — это люди, и современные разработчики готовы биться за этот ресурс, как Джон Кармак бился за каждый такт процессора.

30 мая прошла конференция X5 Future Night, где более сорока спикеров рассказывали о передовых технологиях ритейла, помогающих привлечь и удержать покупателя, максимизировать его удовлетворение и свою выгоду. Запись всей конференции можно посмотреть на досуге, а в этой статье хотим подсветить несколько технологий, которыми X5 Tech особенно гордится:

  1. CVM — генерация взаимовыгодных персональных предложений покупателям.

  2. Платформа со множеством игр, где игроки получают баллы, которые тратят в реальных магазинах.

  3. Nexus WMS — единая система управления складами, заточенная под будущую роботизацию.

  4. Механизм, считающий, насколько эффективны окажутся промоакции. Пока что точность предсказаний — 70%, однако и это не предел.

CVM: персональные предложения клиентам и не только

Роман Кондрашкин

Руководитель направления «Развитие каналов коммуникаций», домен «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» Х5 Tech

CVM расшифровывается как Customer Value Management — управление ценностью клиента. Но мы предпочитаем значение Customer Value Maximization — максимизация выгоды для клиентов, поставщиков и торговой сети. Звучит цинично, но поверьте — выгода взаимна. Ведь как убедить клиента приходить чаще и тратить больше? Способ один: радовать его сильнее.

Загвоздка в том, что разных клиентов не порадуешь одним и тем же: например, вегану безразличны скидки и предложения в мясном отделе. Поэтому мы делаем скидки во всех отделах, и это становится невыгодно: куча продуктов постоянно продаётся дешевле (иногда ниже себестоимости) просто так, не привлекая никакую конкретную аудиторию.

А наша CVM-платформа позволяет не плодить скидки промышленным методом, а предлагать каждому покупателю именно то, что должно ему понравиться. Вот как мы это делаем:

  1. Сначала анализируем аудиторию. Делим её на сегменты по признакам — полу, дате последней покупки и т. д. Либо используем модель для подбора аудитории.

  2. Подбираем и настраиваем механики для покупателей. Зачастую для этого тоже используем аналитические модели.

  3. Отсекаем всех, кто не разрешил себя уведомлять: контактная политика свята. 

  4. Рассылаем уведомления об акциях: скидки, баллы за покупки и всё такое. Из новинок по этой части — горящие баллы («Успей потратить»), промокоды и выгодные предложения на сочетающиеся товары, например, чипсы к пиву. 

«О, — говорит клиент, — это мы берём».

За привычной фразой стоит гигантская работа людей и техники. Начну с цифр: 

  • 7 технологических команд:

    1. сегментация,

    2. данные, 

    3. A/B-тестирование эффектов,

    4. модели,

    5. отчётность, 

    6. риалтайм-маркетинг,

    7. работа с поставщиками;

  • 80+ специалистов;

  • 30+ проверок качества данных;

  • 190 индивидуальных признаков каждого покупателя;

  • 70+ миллионов покупателей.

 Платформа состоит из большого количества модулей, каждый из которых необходим для запуска кампании. 

Бэк модуля Campaigner написан на Java. Фронт — React + библиотека Redux. Оркестрирует процессами Camunda. 

По аналитической части: 

  • модели — Python, Airflow, MLflow, JupyterHub;

  • отчётность — Qlik Sense, SuperSet;

  • базы данных — Hadoop/Hive, Greenplum/Postgres, ClickHouse.

В мобильном приложении мы сделали раздел «Специально для вас» на базе сервиса OfferHub, который, в свою очередь, построен на Python, Airflow c локальной базой PostgreSQL. Данные для него мы берём из корпоративного хранилища.

Ключевую информацию выводим на дашборды. Оцениваем эффективность пилотируемых гипотез и экономические показатели, продумываем каждую коммуникацию, смотрим на поведение клиентов — и никогда ничего не делаем вслепую. И конечно, постоянно разрабатываем новые механики и модели персонализации контента, иначе на очередном витке технологий не впишемся в рынок.

Впрочем, пока мы впереди всех. И это не фигура речи: у нас уникальная разработка. На российском рынке буквально нет похожего комплексного продукта. Неудивительно, что за последние полгода наше решение CVM получило целый пакет наград.

Но всё-таки для меня главная награда — счастливые менеджеры X5, которым больше не надо составлять вручную бесконечные акции на скумбрию :)

Геймификация: собственная игровая платформа

Сергей Садиков

Руководитель ключевых проектов, домен «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» Х5 Tech

У торговой сети «Пятёрочка» есть мобильное приложение — если вы вдруг не знали. И мы добавляли туда игры — казуальные, но интересные. Клиенты ходили в магазины, так как это давало больше игровых попыток, — классическая ритейл-геймификация.

Много времени уходило на создание в разных играх похожих элементов. Мы подумали: а что, если не переделывать их каждый раз? И разработали универсальные сервисы.

Впоследствии мы пошли дальше и объединили эти сервисы в общую игровую платформу. Добавили туда базовые детали (например, обмен баллов, выдачу призов) и использовали во всех играх, где они нужны. Так и старые игры экономят ресурсы, и новые проще собирать. Да и — что скрывать — починенный баг чинится везде разом.

По стеку:

  • фронтенд на React и WebAssembly Unity;

  • бэкенд на Python;

  • брокеры очереди Kafka; 

  • базы данных PostgreSQL. 

В продуктовой команде примерно 20 человек: продактов, менеджеров, системных аналитиков и архитекторов.

Чтобы разработать игру, мы учитываем два критерия:

  1. какая задача у бизнеса (грубо говоря, какую акцию надо поддержать игрой);

  2. во что будут играть пользователи — то есть какие механики им нравятся.

Следующий этап — геймдизайн. Если на текущей архитектуре не выходит — добавляем новые сервисы. И придумываем призы, соответствующие нужной акции. Например, дополнительная игровая попытка за каждые 600 ₽ в чеке, — обычно даём всего три попытки в день.

Прелесть в том, что логика взаимодействия с другими сервисами Х5 Group уже заложена в архитектуру. Но мы всё равно обсуждаем детали с командами платформы и с ребятами, которые пишут код на Unity. 

Во время загрузки игры платформа автоматически проверяет её хеш — вдруг кто-нибудь подменил код. Не хотелось бы, чтобы в официальное приложение попал скам.

 Игры в основном короткие и открываются на время сезонных рекламных акций — примерно на 5–6 недель. Механизм прост: проходи игру получай призы, спецпредложения и промокоды на покупку/доставку используй, пока акция в силе. 

Кстати, игры работают в комбо с CVM: если разрешить уведомления об акциях, можно получить дополнительную игровую попытку. Также попытки продаются за баллы лояльности: если человек не собирался тратить эти баллы в магазине, то будет рад их использовать в игре.

Разумеется, по акциям с играми мы строим отчётную аналитику и видим, насколько каждая из них учащает покупки в магазине. 

Основная сложность — жёсткие сроки запуска. Акция начинается в определённый день, реклама на ТВ уже закуплена, Новый год ради нас тоже не сдвинут — оттягивать нельзя никогда. Так что разработка идёт впритык, да и на тестирование остаются считанные недели. Но пока мы ни разу не опоздали. А когда чувствуем, что время поджимает, усиливаем команду тестировщиков коллегами из других отделов. 

Зато наша работа востребована. Например, каждый день приходит сто тысяч новых игроков. Или вот в игре, посвящённой 25-летию «Пятёрочки», было более трёх миллионов уникальных посетителей. Это мотивирует.

Nexus WMS — единый менеджмент складов

Екатерина Водяницкая

Директор проектов, домен «Цепочки поставок» Х5 Tech

Заяна Мучкаева

Руководитель направления «Складские операции», домен «Цепочки поставок» Х5 Tech

До 2022 года в нашей компании существовало целых две WMS — Warehouse Management System, системы управления складами. Одна из них была от иностранного вендора, с закрытым ядром и внешней командой разработки. И вторая WMS — платформа, которая развивалась в компании уже 20 лет.

И если в использовании первой системы мы столкнулись с уходом вендора с российского рынка, то вторая уже просто устарела и не могла развиваться требуемыми для бизнеса темпами, поддерживать новые интеграции и сервисы, а также новые типы маркировки, тогда как законы требуют соблюдать маркировку в последних её итерациях.

Мы провели исследование рынка подобных систем. Оказалось, заменить обе WMS нечем: российские компании не предлагают ничего подходящего нам, а зарубежные из России ушли. Да и если бы остались — закон требовал отказаться от их услуг уже к 2025 году.

Тогда мы приняли решение разрабатывать свою складскую систему — Nexus.

За основу был взят опыт двух текущих WMS — их непосредственный функционал уже работал в сетях и имел бэклог на дальнейшее развитие. Параллельно мы решили провести реинжиниринг всех текущих бизнес-процессов на распределительных центрах двух торговых сетей — чтобы настроить общую логику процессов за один раз.

Во время разработки системы мы постоянно искали, что улучшить на каждом этапе приёмки, маршрутизации, резервирования, загрузки и работы с документами. Само собой, выпустили новый интерфейс — с оптимальными формами и без лишних действий. Например, добавили динамическое веерное размещение волнового пополнения. Сотрудники отдела комплектации отмечают, что запуск процессов ускорился в шесть раз, а резервирование и комплектация — в четыре. Получилось улучшить кубинг — плотность заполнения грузовых машин. За это отвечают целых три организационных алгоритма. Загрузку удалось оптимизировать на 18%.

В течение 20 месяцев мы сделали это и даже больше: подготовили свою WMS к будущим технологическим прорывам. По конструкции наша платформа — событийно-управляемая модель, она построена на открытой модульной сервисной архитектуре. Так мы можем добавлять новые компоненты без ограничений и настраивать уникальные процессы для каждого распределительного центра при необходимости. В ближайших планах — создание автоматизированных складов с роботами, и чтобы контролировать их — нам достаточно добавлять к разработанной WMS новые модули управления роботизацией.

Благодаря такому подходу и архитектуре мы сохранили не только модель данных, но и все интеграции старых WMS, чтобы максимально быстро вписать новую систему в текущий IT-ландшафт, не прерывая работу. Под капотом — Java, React, ELK и месседж-брокер Kafka; новые модули добавляем с помощью Camunda. Развернули всё это в Kubernetes. Из грядущих нововведений на повестке дня у нас упомянутая роботизация складов — к ней мы готовы хоть сейчас.

Другой тренд ритейла (и не только) — ML-модели и ИИ. Например, мы планируем настроить инвентаризацию с помощью компьютерного зрения. Ещё хотим запустить автоподсказки сотрудникам, как проще выполнять рутинные задачи: модель может посоветовать передвигаться по более оптимальным траекториям, а то и вообще скинуть часть дел на роботов.

Сейчас мы устанавливаем Nexus WMS во все распределительные центры торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Если точнее — сначала мы учим сотрудников определённого склада пользоваться платформой, параллельно IT-команда готовит инфраструктуру, устанавливает и разворачивает систему, далее одна из шести бизнес-команд завершает внедрение: проводит обучение сотрудников «в полях», помогает с адаптацией, проверяет работоспособность, контролирует показатели процессов и передаёт систему дальше на поддержку.

«Платформа Промо»: управление скидками

Вячеслав Буровцев

Руководитель направления «Единая платформа Промо», домен «Развитие, финансы и некоммерческие закупки торговых сетей» Х5 Tech

Промо — это те самые жёлтые скидочные ценники. Ранее категорийные менеджеры выставляли скидки, не понимая, насколько вырастет выручка: не было аналитики. Следовательно, подойдя с умом, можно было улучшить результат. И под умом я имею в виду современный цифровой инструмент.

Инструментом стала наша «Платформа Промо». Точнее — сочетанием двух инструментов: Trade Promotion Management и Trade Promotion Optimization. По-русски — управление скидками и улучшение скидок.

«Промо» показывает, что будет с выручкой, если ввести промоакцию. Можно выбрать любой магазин X5, выставить там некую скидку на некий товар на некий период — и увидеть, как изменится при этом розничный товарооборот и коммерческая маржа. Прогноз также учитывает инкрементальные скрытые эффекты: как промо на одну позицию повлияет на всю товарную категорию.

С такими данными категорийный менеджер способен, не покидая систему, выставить самые выгодные скидки (и другие параметры) на оптимальные сроки. 

Мы используем обученную модель спроса, которая учитывает более 300 факторов. Так, в ней есть периоды, вроде школьных каникул или длинных выходных, и даже погода — тепло, холод, дождь, ветер. Стоит ли говорить, что с программой работать гораздо быстрее и эффективнее! Тесты показывают преимущество машинного обучения из раза в раз.

Новый подход не только эффективнее, но и проще. Мы без труда запускаем промоакции и можем проанализировать на дашбордах платформы любое промо, а также расчёт инкрементальных эффектов. Например, можно посмотреть, продажи каких товаров каннибализировала конкретная скидка — насколько меньше стали покупать товары-аналоги в рублях, штуках, марже.

Важная фишка, над которой мы работаем, — динамическое ценообразование. Пока что платформа только подсказывает, какая цена принесёт максимальную прибыль. Мы же планируем, чтобы система выставляла оптимальные промоцены автоматически, а сотрудники лишь корректировали их, если надо. 

Платформа предназначена для всех торговых сетей X5. У каждой сети магазинов есть свой веб-интерфейс с нужными функциями, но микросервисы под ним одни и те же. Такой подход позволяет нам динамично распределять ресурсы команды. Скажем, задача у «Перекрёстка» приоритетная — и мы фокусируемся на ней, не теряя общий прогресс: всё равно результат улучшит всю систему. 

По той же причине подход увеличивает прибыль. Мы создали разработку для «Пятёрочки» — следовательно, сэкономили бюджет на аналогичный проект для другой торговой сети. Не нужно нанимать новых сотрудников — просто переносим задачи внутри платформы и усиливаем команду дополнительными разработчиками.

Что касается методологий — у нас нечто среднее между LeSS и Nexus. Внутри платформы есть две группы разработки — Discovery и Delivery. Первая ставит задачи, приоритизирует их и анализирует. А Delivery занимается разработкой — и тоже делится надвое.

Первая группа разработки — Data Science — анализирует большие данные и работает по канбану. Ребята на Python рассчитывают инкрементальные эффекты, формирующие дашборды. Пайплайн работает на стороне кластера Hadoop — с чековыми данными из «Пятёрочки» и «Перекрёстка». Также дата-сайентисты вычисляют эффективность «Промо» и решают математические задачи на расчёт рентабельности.

Вторая группа разработки — What If — работает по скраму и занимается интерфейсом. What If — название веб-модуля, где действуют пользователи, то есть сотрудники коммерческого департамента X5: категорийные менеджеры, специалисты категории и менеджеры промо. Они выбирают товары для промоакций и оценивают результаты (благодаря тому, что у нас есть интеграция с моделями прогнозирования спроса). Потом пользователи выставляют цены и скидки, запрашивают прогноз продаж — и по нему корректируют параметры. А затем отправляют результаты в следующую систему, где формируется само рекламное мероприятие. И данные этого мероприятия уходят на кассы нужных магазинов.

Инструменты What If: 

  • фронтенд на React;

  • бэкенд на Java;

  • микросервисная архитектура, собственная база PostgreSQL;

  • Airflow для задач ETL; 

  • данные берём из Data Lake (Hive) и из внутреннего корпоративного хранилища EDW (Enterprise Data Warehouse).

Как правильно организованная компания рождает успешные технопродукты

Секрет в том, что наши IT-специалисты — не просто исполнители. В Х5 Tech есть дирекция по технологическому развитию бизнеса, она состоит из подразделений — доменов. Всего у нас их девять, за каждым закреплено то или иное бизнес-направление (например, логистика, финансы, маркетинг, управление персоналом и др.). Задача этой дирекции — выстраивать взаимодействие между X5 Tech, торговыми сетями («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик») и бизнес-единицами компании (Х5 Transport, Х5 Digital, «Много лосося» и др.), тем самым помогая им создавать продукты, проекты и технологические инициативы.

Технический директор (СТО — Chief Technical Officer) того или иного домена выступает для бизнеса в роли проводника в бескрайнем мире технологий и IT-решений. Техдир знает, куда идти и как развивать бизнес с точки зрения IT. А также CTO помогает устранять препятствия на пути к цели — для этого у него есть огромная команда IT-специалистов из Х5 Tech.

То есть СТО в нашем понимании — это IT-бизнес-партнёр. Каждое направление бизнеса через своего CTO взаимодействует со всеми остальными мощностями Х5 Tech. 

Домен, которым управляет CTO, состоит из руководителей направлений, руководителей проектов, технических владельцев продуктов, аналитиков и других. Айтишники постоянно изучают технологии, предлагают, как их применить, и прикидывают, сколько это будет стоить.

К сожалению, именно цена зачастую ограничивает самые любопытные нововведения. К счастью — даже дорогие новинки со временем доказывают свою эффективность. 

Характерный пример — электронные ценники. Они весьма перспективны: ставишь один раз — больше не надо печатать бумажки с цифрами и аббревиатурами БЗМЖ. А ещё за счёт электронных ценников мы экономим время персонала. Снизив трудоёмкость смены ценников вручную даже на 10%, мы получаем 5% сэкономленного времени персонала. Так что скоро в наших магазинах их станет ещё больше.

Если вам интересно, чем ещё может удивить современный высокотехнологичный ритейл, — смотрите запись конференции, а заодно подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе самых интересных новостей в этой области.

Комментарии (0)