Подозреваю, что многие здешние читатели начинали своё знакомство с компьютерно-вычислительной техникой вовсе не с планшета, смартфона, ПК или какой-нибудь Денди, а с самого обычного микрокалькулятора. Не инженерного и не программируемого. Плюс, минус, равно.
Конечно, многие всю жизнь вполне успешно пользуются основными функциями этих устройств чисто интуитивно, но возможно не знают про некоторые другие. И тем более мало кто задумывается, как вообще сформировался подобный, понятный без всяких инструкций, дружественный к человеку интерфейс, и почему те или иные клавиши оказались обозначены именно таким образом.
Бывшие однажды чудом техники, сегодня калькуляторы в формате отдельных устройств играют всё меньшую роль в нашей жизни. И пока вычисления как процесс не успели превратиться в диалог с чат-ботом, давайте вспомним, как пользоваться обычным калькулятором, чтобы не разучиться считать самостоятельно.
▍ Настольный вычислитель
Уже прикидываете, насколько же низко пал Хабр, чтобы выбирать подобные темы для статей? Попробуйте задействовать в своих расчётах первый в мире карманный микрокалькулятор с дисплеем на сжиженных кристаллах, Sharp EL-805 выпуска 1973 года, или же его клон, по совместительству первый советский карманный микрокалькулятор Электроника Б3-04 выпуска 1974 года.
Sharp EL-805 и его злой брат-близнец
Это предложение призвано напомнить вам очевидную, но так легко ускользающую истину, что привычные вещи не всегда были такими, какие они есть сейчас. И однажды в истории случился момент, когда была придумана даже такая простейшая и привычная вещь, как кнопка «равно» на клавиатуре калькулятора. А до этого приходилось как-то справляться без неё.
Но всё же начнём сначала. Не будем возвращаться к истокам слишком глубоко, опустим длительную историю стремления человечества к созданию счётной машины, со всеми её шестерёнками, колёсиками и ручками. Отметим лишь момент появления нажимающихся клавиш на механических счётных устройствах в 1887 году, так как он был критичным для формирования современного способа взаимодействия с подобными приборами.
ANITA Mark VIII
Более подходящей нам точкой отсчёта станет создание первой в мире полностью электронной настольной счётной машины, тёплой ламповой (190 ламп и 1 транзистор) британской ANITA, вышедшей сразу в двух немного различающихся версиях, Mark VII и VIII, в 1961 году.
Так как это было первое в мире подобное устройство, и никто ещё не знал, какими должны быть электронные счётные машины, пользовательский интерфейс слегка отличался от того, к чему мы привыкли сегодня. Он гораздо больше похож на старый кассовый аппарат, и это неудивительно, ведь калькулятор проектировался как аналог механических устройств того же производителя.
Интерфейс этого чуда техники состоит из основного цифрового поля операнда, состоящего из десяти столбцов по девять кнопок, дополнительного столбца множителя из десяти кнопок, двенадцати маленьких кнопочек десятичной точки под основным цифровым полем, четырёх командных переключателей, и ещё нескольких дополнительных кнопок.
Интерфейс ANITA Mark VIII
Кнопки основного цифрового поля вводят цифру от 0 до 9 в один из десяти разрядов операнда. То есть каждому разряду соответствует по 10 кнопок. Причём эти кнопки не простые, а с электромагнитной фиксацией: в режиме сложения и вычитания они просто нажимаются и отпускаются, а в режиме деления и умножения залипают после нажатия до получения результата.
Для установки десятичной точки нажимаются соответствующие маленькие кнопочки между разрядами, или специальная кнопка, указывающая на отсутствие десятичной точки.
Четыре переключателя слева внизу устанавливают режим счёта: сложение, вычитание, умножение или деление. Это клавиши с фиксацией, машина всегда остаётся в выбранном режиме, пока не будет выбран другой.
Чтобы сложить или вычесть числа, нужно выбрать переключателем соответствующий режим, после чего можно вводить нужные значения. Изменения на табло происходят моментально по мере набора цифр, что совершенно не соответствует нашим нынешним привычкам. Например, если вам нужно сложить 128 и 32, нужно:
- Включить режим сложения.
- Нажать крайнюю правую клавишу десятичной точки, чтобы работать с целыми числами.
- Набрать на клавиатуре цифры первого числа. Порядок набора разрядов и начальный разряд не имеют значения. Иначе говоря, нужно нажать в каком-то столбце 1, правее него 2, и потом ещё правее 8, и сделать это можно в любом порядке. Кнопки отщёлкиваются после их нажатия.
- Набрать на клавиатуре таким же образом 32. Цифры меняются сразу же в момент нажатия.
- Можно продолжить серию сложений, вводя таким же образом любые последующие слагаемые.
Если при вводе второго числа набрать сначала 3, получится промежуточный результат 158, а потом нажатие двойки в последнем разряде изменит его на 160. Если набрать сначала 2, получится промежуточный результат 130, а потом нажатие тройки изменит его на 160.
Умножение и деление выполняются совершенно иначе. Я не буду пересказывать весьма объёмную инструкцию, описывающие все возможные способы работы с машиной, и продемонстрирую местные обычаи на примере процедуры простейшего умножения двух чисел:
- Включить режим умножения.
- Ввести множимое в основном поле цифр, начиная с крайнего левого столбца, при необходимости используя в нужный момент соответствующую столбцу десятичную точку. Нажатые клавиши при этом залипают.
- Ввести множитель в столбце множителя по одной цифре, начиная со старшего разряда, нажимая в нужный момент его десятичную точку. Результат на табло меняется по мере ввода цифр множителя.
Для деления процедура похожа, но имеет отличие. Делимое вводится таким же образом, как и множимое. Делитель вводится кнопками множителя. После этого кнопкой десятичной точки множителя выставляется нужная десятичная точка делителя. Для получения результата нужно нажать кнопку 0 в столбце множителя, машина призадумается и выдаст результат.
Такая хитроумная система, хотя и вряд ли является интуитивно понятной, позволяет выполнять все базовые операции и некоторые полезные в реальной жизни вычислительные трюки, часть из которых осталась доступна и в современных калькуляторах, а некоторые исчезли. Например, перемножение ряда чисел на общий множитель (константу).
Также в этой машине предусмотрена совершенно чудесная функция: сверка результата. Для этого предусмотрена особая кнопка и ряд процедур, различающихся для разных типов вычислений. Процедура для сложения и вычитания применима и в наши дни: в конце сложения или вычитания переходим в противоположный ему режим (вычитания или сложения) и вводим всю серию чисел заново, получая в итоге 0.
▍ Меньше кнопок
Как вы понимаете, сделать микрокалькулятор из прибора, подобного ANITA Mark VIII, было бы затруднительно не только по причине огромного количества ламп внутри, но и из-за такого весьма многокнопочного интерфейса.
Помимо грандиозных успехов в микроэлектронике, которые не заставили себя долго ждать, для миниатюризации требовалось создать более простую и компактную систему пользовательского ввода, и по возможности более удобную. Это было необходимо сделать и для удешевления, а следовательно и массового внедрения этих машин.
В 1965 году появляется настольный калькулятор Toshiba BC-1411 «Toscal». Всё ещё большой, но теперь уже на холодных и бездушных транзисторах (286 штук), хотя и с тёплыми ламповыми газоразрядными индикаторами. Его клавиатура содержит значительно меньше клавиш, и на первый взгляд напоминает клавиатуры современных калькуляторов. Если сильно не присматриваться.
Реклама Toshiba BC-1411
Цифры тут вводятся привычным способом, последовательным нажатием цифровых клавиш и клавиши десятичной точки. Некоторые сложности возникают с действиями: отдельная кнопка равенства не предусмотрена, она совмещена со сложением.
Эта машина, как и многие другие современные ей, используют иную логику работы, о которой я расскажу более подробно чуть позже. В случае с этой машиной всё довольно похоже на современный способ работы, только вместо отдельной кнопки равенства для получения результата вычитания, умножения и деления после ввода второго числа нужно нажимать «плюс-равно».
В остальном же работа с калькулятором уже гораздо ближе к современным представлениям. Такие обозначения клавиш сохранились и по сей день, а логика работы применялась во многих последующих калькуляторах ещё добрый десяток лет.
Отдельного внимания заслуживает блок кнопок слева. В этом калькуляторе реализован регистр памяти, возможно впервые, а может быть среди первых. Так или иначе, к этому времени никаких общепринятых обозначений и устоявшихся процедур для работы с памятью предусмотрено не было, и инженеры изобретали как могли.
- Клавиша M (Memory) копирует текущий результат в регистр памяти.
- Клавиша AM (Add Memory) на самом деле не клавиша, а переключатель: когда он включён, результаты умножения и деления прибавляются к значению в регистре памяти и сохраняются там.
- Клавиша R (Read) копирует значение из регистра памяти в текущий результат.
Очистка регистра памяти конструкцией не предусмотрена. Зато предусмотрен режим работы с процентами. Это тоже переключатель. Когда он активен, второй операнд в операциях деления и умножения автоматически делится на 100 перед вычислением результата.
Помимо кнопок, у BC-1411 есть переключатель с позициями 0, 3 и 6. Дело в том, что эта машина имеет фиксированную точность вычислений, а переключатель устанавливает количество разрядов после запятой. Почему японцы выбрали именно такие значения, история умалчивает. Прочие же страны в своих разработках при необходимости внедрения фиксированной разрядности предпочитали вариант 0, 2 и 4 — так удобнее считать деньги.
▍ Почти в кармане
Всего несколько лет понадобилось лучшим умам человечества, и уже в 1967 году в недрах американской Texas Instruments родился первый почти карманный, весом всего один килограмм, калькулятор на интегральных микросхемах, Cal-Tech.
Этот аппарат был способен к стандартным четырём действиям с плавающей точкой и не имел никаких других функций. Кнопочный интерфейс сделал очередной небольшой шажок и стал ещё больше похож на современный интерфейс.
Один из прототипов Cal-Tech
Почти никаких странностей, не считая не совсем понятных клавиш C, E и P. За отсутствием в природе мануала их назначение мне неизвестно, как и точная процедура проведения вычислений, реализованная в железе или хотя бы предполагаемая.
Cal-Tech так и остался в формате нескольких прототипов, так как был довольно-таки большим и отображал результат счёта не на дисплее, а на бумажной ленте с помощью встроенного термопринтера. Но в 1970 году на его основе был создан японский Canon Pocketronic. Хотя его дизайн был улучшен, а вес уменьшен, необычное решение с бумажной лентой сохранилось.
Canon Pocketronic
Как ни странно, но в серийном калькуляторе только что оптимизированный интерфейс снова сделал шаг в сторону. Кнопок стало побольше, предыдущие три непонятные кнопки исчезли, зато появились не совсем обычные обозначения: C, CI, и «равно» с ромбиком: это одно из первых появлений самостоятельной кнопки получения результата, но действует она пока ещё немного иначе.
Первые две кнопки — сброс и отмена ошибочно введённого значения, последняя — собственно получение результата. Процедура счёта интуитивно понятна и очень похожа на современную: просто вводятся цифры и арифметические операции, как если бы они записывались на бумаге. При этом они, включая знаки операций, печатаются на ленте.
Нажатие клавиши с ромбиком предположительно печатает знак равенства и результат. Впрочем, инструкция предлагает перед получением равенства в сложениях и вычитаниях нажимать кнопку сложения или вычитания ещё раз.
▍ Арифметическая логика
Пока Cal-Tech пытался добраться до рынка, в 1969 году успевает появиться уже довольно компактный, хотя всё ещё настольный, японский калькулятор QT-8D Micro Compet производства Sharp. В его интерфейсе также наблюдаются довольно значительные флуктуации, но за исключением некоторых занимательных особенностей, он реализует и многие из привычных ныне решений.
Sharp QT-8D
Среди этих решений:
- Восьмиразрядный дисплей, но 16-разрядный регистр счёта. Вручную можно ввести 8 разрядов.
- Если результат превышает разрядность дисплея, отображается его старшая часть, остальные разряды теряются.
- Если целая часть дробного числа больше разрядности дисплея, положение десятичной точки сохраняется и учитывается в последующих операциях.
- Для отрицательных результатов отображается минус в старшем разряде.
- Если при выполнении операции превышена разрядность счёта (получилось больше 16 разрядов), ввод прекращается и загораются все десятичные точки до нажатия кнопки сброса. Это аналог буквы E в современных калькуляторах.
Необычной особенностью QT-8D является отсутствие обнуления счётного регистра при включении: показывается не 0, а случайное число, и требуется вручную сделать обнуление. При этом кнопка сброса работает как отмена неправильного ввода, то есть аналогично кнопке CE на современных калькуляторах. Для полного сброса нужно нажимать кнопку C дважды.
Вычисления здесь выполняются всё ещё не интуитивно понятно, способ их выполнения отличается от привычного современного. Здесь реализована так называемая (в литературе тех лет) «арифметическая» логика.
Есть три клавиши: «плюс-равно», «минус-равно» и «умножить-делить». Нажатие «плюс-равно» и «минус-равно» действует как сложение и вычитание, сразу же выдающее результат. Отдельной кнопки для получения результата не предусмотрено.
Например, для сложения 100 и 500 нужно ввести:
- Сброс, сброс (на дисплее 0).
- 100.
- «плюс-равно» (складывает 0 и 100, на дисплее 100).
- 500.
- «плюс-равно» (складывает 100 и 500, на дисплее 600).
Однако, для вычитания 100 из 500 нужно ввести:
- Сброс, сброс (на дисплее 0).
- 500.
- «плюс-равно» (складывает 0 и 500, на дисплее 500).
- 100.
- «минус-равно» (вычитает 100 из 500, на дисплее 400).
Для деления, умножения используется несколько иная процедура. Например, умножить 12 на 7:
- Сброс, сброс.
- 12.
- «умножить-делить».
- 7.
- «плюс-равно».
Для деления 12 на 7 в конце нужно нажать «минус-равно» вместо «плюс-равно».
Такая же логика работы с небольшими вариациями свойственна многим калькуляторам тех лет, в том числе и упомянутым в самом начале статьи Sharp EL-805 и Электронике Б3-04.
▍ Всегда с тобой
Ещё через несколько лет, в 1971 году, наконец-то появляется первый действительно карманный калькулятор: японский Busicom «Handy» LE-120A. Он построен на специализированной интегральной микросхеме, содержащей 2100 транзисторов, обладает 12-разрядным светодиодным сегментным индикатором. Как и у QT-8D, на клавиатуре всё ещё есть некоторые рудименты, но теперь их меньше, а пользовательский опыт очень близок к современному.
Busicom Handy-LE
Здесь мы снова видим кнопку «плюс-равно», а также загадочный переключатель: 0, 2, 4. Логика работы этой кнопки и переключателя аналогичны BC-1411: эта модель калькулятора тоже имеет фиксированную точность вычислений: целые числа, два или четыре разряда после запятой. Два разряда после запятой оказались более востребованы для применения в реальном мире, чем три у Toshiba: например, для счёта центов или копеек, и японцы учли эти соображения.
Таким образом, в начале 1970-х годов способ управления микрокалькуляторами почти устаканился. Остался последний шажок: отдельная клавиша равенства и современная схема обозначений, и у нас получится современная, так называемая «алгебраическая» логика работы: как вычисление проговаривается вслух, так оно и набирается на клавишах. Например, «два плюс три равно».
Трудно сказать, где впервые появились все эти признаки. В 1971 году на рынке уже было представлено несколько таких калькуляторов, но ещё несколько лет выходили и модели с арифметической логикой и другими, более сложными схемами управления. Потребовалось время, чтобы расставить всё по местам, и какое управление наиболее удобно для конечных пользователей.
TI-2500 первой версии
Вероятно, на роль флагмана популяризации «алгебраической» логики в интерфейсе стоит назначить Texas Instruments 2500 «Datamath» 1972 года, так как именно он оказался первым весьма успешным калькулятором такого типа. Опередившие его в деле выделения отдельной клавиши равенства более ранние коллеги, например, германский Walther ETR3, далеко не так хорошо известны миру.
Впрочем, первая версия Datamath всё ещё имела странность: кнопка CE/D вместо заменившей её во второй ревизии привычной CE. Дело в том, что в первой ревизии отображаемый на дисплее результат исчезал через 15 секунд после последней операции, остаётся светиться только первая цифра. Нажатие CE/D возвращает последние показания на дисплей.
▍ Исторический сдвиг
Далее история развивается слишком стремительно и вскоре уводит нас от предмета интереса:
- Уже в 1968 году появляется первый программируемый калькулятор, Hewlett-Packard HP-9100A. Пока он ещё транзисторный и настольный, больше похожий на компьютер.
- В 1972 году выходит первый карманный инженерный (научный) калькулятор HP-35, а в 1974 конкурирующий продукт от Texas Instruments, SR-50.
- В 1974 году возникает первый карманный программируемый калькулятор Hewlett-Packard HP-65.
- В 1984 году выходит в свет первый электронный органайзер, Psion Organizer 1. Позже эти устройства примут форму более привычных записных книжек Casio, если кто-то ещё помнит про такой формат устройств.
- В 1985 году на рынок прибывает первый графический калькулятор Casio FX-7000G.
Ну а потом пошло-попёрло: ноутбуки, субноутбуки, коммуникаторы, КПК, мобильные телефоны и так далее. Эту историю вы уже наверняка знаете.
Общие черты этого процесса можно обозначить как стремительный рост количества клавиш, потом введение двойного и тройного назначения клавиш, а потом появление цвета и тачскринов.
HP-9100A
На этом моменте часть устройств пошла в сторону отказа от клавиш вовсе и введения многофункциональности, где калькулятор является лишь одной небольшой функцией из множества, а классические клавишные калькуляторы вернулись к своей наиболее оптимальной простой форме родом из 1980-х годов. Программируемые, научные и графические калькуляторы частично вошли в симбиоз и закуклились в своей особой образовательной нише. Из новинок в этой довольно консервативной области случилось разве что появление специализированных устройств для бухгалтерского учёта, с соответствующими дополнительными функциями.
Из всех этих событий можно отметить момент введения в интерфейсы калькуляторов клавиш двойной функциональности. Во многих ранних микрокалькуляторах сами кнопки не имели надписей, вместо этого их обозначения нанесены на корпус. Позже нормой стали обозначения на самих кнопках, но не на корпусе. Так или иначе, каждая кнопка всегда выполняла одно действие, максимум два похожих при повторном нажатии (включение и сброс, отмена ввода и сброс).
HP-35, SR-50A, HP-65
И большой и сложный HP-9100A, и маленькие продвинутые HP-35 вместе с SR-50 придерживались этой схемы — одна кнопка, одна функция. А вот маленький и сложный HP-65 уже имеет до четырёх функций на одной кнопке: основное, указанное на лицевой части кнопки, второе, указанное синим цветом на скошенной части кнопки, и третье, нанесённое жёлтым цветом на корпусе.
Активируются альтернативные функции кнопок не так, как регистр («шифт») на печатной машинке или компьютере — не одновременным нажатием, а последовательностью: сначала однократно нажимается одна из трёх кнопок: жёлтых f и f⁻¹ или синей кнопки g, а потом кнопка с нужной функцией.
Странная кнопка f⁻¹ обозначает инверсию вызываемой функции, и применяется к некоторым функциям: последовательность нажатий f и 4 вызывает функцию синуса, а f⁻¹ и 4 вызывает функцию инверсного синуса. В последующих калькуляторах такая необычная схема доступа к инверсным функциям уже не встречалась.
Клавиатура HP-65
Не берусь утверждать, что это самая первая реализация подобной схемы, однако довольно ранняя и выразительная. Впоследствии она легла в основу управления всеми инженерными, программируемыми и графическими калькуляторами.
Другим встречающимся ныне способом доступа к вторичным функциям кнопок является долгое удержание. Признаком этого является указание наличия второй функции при отсутствии кнопки, подобной F или MODE.
▍ Кнопки классические
Узнав, как мы докатились до жизни такой, давайте разберёмся, что обозначают буквы и значки на кнопках более-менее современных калькуляторов.
Удивительно, но обозначения всех основных операций устоялись в самом начале, и найти какую-нибудь модель, отклоняющуюся от этой схемы, очень непросто.
Клавиши простейшего современного калькулятора
Плюс и минус, будучи максимально классическими операциями, всюду обозначаются одинаково, за отсутствием альтернатив.
В отличие от них, операция умножения исторически имела несколько различных обозначений. В современном мире чаще всего можно встретить точку (в печати) или звёздочку (на компьютерах). Точка была введена в оборот Лейбницем в 1698 году, чтобы не путать знак умножения с иксом. На калькуляторах же выбрано максимально классическое обозначение — косой крестик, появившийся в 1631 году.
Знак деления также имел несколько вариантов. Для калькуляторов был выбран более современный (1651) значок, чем его аналоги в лице двоеточия и косой черты. По научному он называется «обелюс» и символизирует традиционное изображение дроби: точка сверху — делимое, черта, точка снизу — делитель.
Таким образом мы получаем стандартный набор клавиш, имеющих прямое отношение к арифметике:
0..9 | Ввод операндов |
. | Ввод десятичной точки в текущей позиции |
+ | Операция сложения |
- | Операция вычитания |
÷ | Операция деления |
× | Операция умножения |
± | Изменение знака. Эту клавишу можно нажать в любой момент, то есть можно сначала ввести число, а потом сделать его отрицательным |
= | Получение результата предыдущей операции |
% | Процент |
√ | Корень |
Чаще всего на калькуляторах можно встретить следующие клавиши:
ON | Включение. Выключение обычно автоматическое через некоторое время |
C AC |
Clear, All Clear, полное обнуление |
CE | Clear Entry, отмена ввода текущего значения. Иногда может называться просто C, тогда на клавиатуре присутствует и AC |
CE/C CI/C |
Совмещённая кнопка отмены ввода и сброса, первое нажатие отменяет ввод, второе обнуляет всё |
ON/C | Совмещённая кнопка сброса и включения |
M+ | Сложить регистр памяти с текущим значением. Результат помещается в регистр без отображения на дисплее |
M- | Вычесть текущее значение из регистра памяти |
MRE MR |
Memory Recall, извлечение значения из регистра памяти |
MC CM |
Clear Memory, очистка регистра памяти |
MRC | Memory Recall/Clear, совмещённая функция извлечения значения и очистки регистра памяти. Первое нажатие извлекает значение из регистра, повторное очищает память |
▍ Кнопки советские
У Союза нерушимых был свой особый путь. Как и клавиши клавиатур советских ЭВМ, загадочные обозначения на кнопках советских калькуляторов нередко навевают мысли о пульте управления атомным реактором и опасности необдуманных нажатий. Страшно, очень страшно. Но мы узнаем, что это такое.
Особых обозначений, касающихся совершенно обычных калькуляторов, было изобретено немало. При этом мне не попадалось источника, где эти сокращения были бы расшифрованы. Всюду в инструкциях описывается действие клавиши общими словами. Иногда встречается странная терминология, например, «гашение» числа, а не сброс (но клавиша обозначается С).
Клавиатура калькулятора «Электроника МК44»
За исключением основных клавиш, обозначения которых совпадают с зарубежными образцами, на советских калькуляторах можно встретить следующие обозначения:
С | Сброс, аналогично AC |
СК | Отмена ввода, аналогично CE. Вероятно, обозначает «сброс клавиатуры» |
К | Операции с константой, например, серии умножений на одно и то же число. Сначала нажимается клавиша К, вводится константа, выбирается арифметическая операция для неё. Далее можно многократно вводить второй операнд, нажимая += для получения нового результата |
/-/ | Признак отрицательного числа |
1/x | Вычисление обратной величины. Регулярное присутствие этой клавиши является занятной особенностей именно советских калькуляторов |
П+ | Сложить регистр памяти с текущим значением, аналогично М+ |
П- | Вычесть текущее значение из регистра памяти, аналогично M- |
СП | Стирание памяти, обнуление регистра, аналогично CM |
ИП | Извлечение из памяти, аналогично MR |
↔ | Обмен местами регистра памяти и значения на дисплее |
X→П | Копирование значения с дисплея в регистр памяти |
П→X | Копирование содержимого регистра памяти на дисплей |
В калькуляторе МК-59, ориентированном на экономическо-бухгалтерские вычисления, также предусмотрены другие дополнительные функции:
РФЕ | Установка режима работы с фиксированной запятой (2 или 4 разряда) |
РЕЖ | Установка обычного режима работы, с плавающей запятой |
Σ+ | Автоматическое накопление в регистре памяти суммы всех показаний дисплея |
▍ Кнопки бухгалтера
Относительно новым словом в мире калькуляторов являются специализированные модели для бухучёта, получившие довольно широкое распространение на протяжении 2000-х годов. Эти устройства являются прямым развитием обычных калькуляторов.
Клавиатура современного бухгалтерского калькулятора
На них нет никаких кнопок двойного назначения и синусов-косинусов, но есть немало новых интересных, порой довольно загадочных кнопок: для использования дополнительного регистра памяти, расчёта налогов, и тому подобного. Помимо кнопок, дисплей снабжён набором дополнительных иконок, нужных для отображения истории вычислений и разнообразных режимов.
Дополнительные символы на дисплее
Все эти новые функции уже не особо-то интуитивно понятны. Найти для них инструкцию не так-то просто, и обычно эти инструкции даже не пытаются что-то объяснить. Поэтому нижеследующий краткий обзор наиболее часто встречающихся сейчас функций имеет шанс быть даже практически полезным.
ON/AC ON/CA ON/CE |
Совмещённые кнопки включения и полного сброса либо коррекции ввода. Первое нажатие включает калькулятор, последующие выполняют функцию |
ON/C-CE | Совмещённая кнопка включения, коррекции ввода и полного сброса. Первое нажатие включает калькулятор, второе выполняет коррекцию ввода, следующее полный сброс |
00→0 ▶ → |
Стирание последнего введённого разряда числа, как стирание последней буквы в текстовом редакторе |
00 000 |
Быстрый ввод двух и трёх нулей сразу |
GT | Grand Total, показывает сумму всех значений, появлявшихся при нажатии кнопки «равно» с момента включения или с предыдущего обнуления. Повторное нажатие обнуляет итог |
SET RATE |
Установка ставки налога для операций TAX+ и TAX-. Обычно ставка устанавливается нажатием AC, вводом значения, SET, TAX+ (иногда над кнопкой TAX+ есть надпись STORE). Просмотр предыдущего значения выполняется по нажатию SET, TAX- (RECALL). Иногда клавиша SET является вторичной функцией кнопки, например %, и вызывается длительным её удержанием. |
TAX+ TAX- |
Работа с налогами. Когда налоговые ставки заданы, нажатие соответствующей кнопки прибавит или вычтет установленный процент к текущему отображаемому на дисплее значению |
EX | Обмен местами операндов. Полезно в случае, если они случайно введены не в том порядке. Например, введено 12345 делить на 98765, а нужно было наоборот. Нажатие этой клавиши обменяет местами операнды и сразу выдаст новый результат |
EX M/EX |
Также может быть функцией конвертации валют. В этом случае на клавиатуре будут присутствовать кнопки с названиями C1, C2, C3, C4 — отдельные, либо нажимаемые с клавишей MODE. Это достаточно нетривиальная операция с разной процедурой выполнения, и к тому же редко встречающаяся, поэтому пытаться объяснить её я не буду |
MU MarkUp |
Расчёт наценки и скидки. На самом деле эта кнопка выполняет четыре разные операции в зависимости от выбранной арифметической операции или знака процента:
|
CM RM М+= М-= |
Работа с регистром памяти, то же самое, что и M+, M- |
RM/CM I M+=II M-=II |
Работа со вторым регистром памяти |
Store Recall |
Запоминание значений в дополнительные регистры памяти. В отличие от M+ и M- при запоминании не выполняется никаких арифметических операций. Дополнительных регистров может быть десять или двадцать штук. Доступ к ним может быть такой: нажимается Store или Recall, потом кнопка с номером регистра для первого набора из десяти регистров, или точка и кнопка с номером для второго набора. Но не всегда эти кнопки имеют отношение к памяти: иногда это просто напоминалка про установку и вызов из памяти значения TAX |
Auto Replay Auto Review |
Автоматическое пролистывание цепочки вычислений. Шаги будут переключаться на дисплее самостоятельно примерно раз в пару секунд |
Check→ Check ← (или вверх и вниз) |
Проверка ввода в прямом и обратном порядке. Нажатие Check→ вызовет первый операнд в цепочке, потом второй, третий, и так до конца. Check← будет делать то же самое, но с конца к началу |
Correct | Коррекция операнда в цепочке. Можно выбрать один из операндов, нажать клавишу Correct, ввести новое значение (способ ввода может различаться), и последующие вычисления в цепочке будут автоматически пересчитаны |
Correct 00→0 | Просто совмещённая кнопка Correct и 00→0 |
Помимо дополнительных клавиш, на бухгалтерских калькуляторах часто присутствуют переключатели выбора точности вычислений и режима округления, подобные ранним моделям конца 1960-х годов. Только теперь это уже не технологическое ограничение, а полезная для практических задач функция. Среди режимов округления могут присутствовать округление вверх, вниз, и в ближайшую сторону.
▍ Как считать
Прежде чем закончить, наконец, экзекуцию, давайте же вспомним, как считать на этих наших микрокалькуляторах. К слову, ещё в мои школьные годы этому была посвящена пара страниц в учебнике математики, где упоминались тогда уже древние советские калькуляторы. Есть такие страницы и в более современных учебниках.
Страница учебника математики для 3 класса, 2012 год
В современных калькуляторах повсеместно используется простая, интуитивно понятная схема управления и стандартный набор операций. При этом процедура унифицирована для всех операций, не нужно запоминать отличия сложения от деления.
Скорее всего, даже столкнувшись с калькулятором впервые, зная основы арифметики, вы справитесь с его использованием без всяких подсказок — просто набирая нужные вам математические выражения так, как они проговариваются вслух. Нужно, однако, учитывать, что в калькуляторах не предусмотрена система алгебраических приоритетов, все операции выполняются строго последовательно.
Для начала вычислений нужно включить калькулятор клавишей ON или очистить результат предыдущих вычислений клавишей C или AC. Теперь, когда дисплей показывает 0, можно вводить первый операнд, поочерёдно нажимая соответствующие кнопки прямо так, как пишется или проговаривается нужное число, от старшего разряда к младшему. Помимо цифровых клавиш 0..9 можно использовать кнопку десятичной точки, а также кнопку отрицательного числа.
Далее можно нажать одну из кнопок нужной арифметической операции. Результат на экране пока не изменится. Теперь можно вводить второй операнд.
Если при вводе операнда допущена ошибка, можно нажать клавишу CE. Текущий ввод обнулится, но первый операнд и операция сохранятся. Сейчас можно передумать и ввести другой операнд. Однако, выбрать другую операцию уже нельзя.
Для получения результата можно нажать либо клавишу равенства, либо клавишу следующей арифметической операции, которую нужно будет выполнить с этим результатом. После нажатия того или другого появится текущий результат.
Многократное нажатие равенства повторяет предыдущую операцию. Уверен, многие баловались с этой особенностью калькуляторов в детстве, вводя + 1, чтобы получить растущий с каждым нажатием = счётчик. У этой особенности есть и практическая польза. Например, с её помощью можно осуществить возведение 3 в 5-ую степень: 3 * 3 = = = =.
Помимо базовой арифметики, у всех современных калькуляторов стандартно предусмотрены клавиша процента и корня, а также работа с одной ячейкой памяти.
Уж не знаю, зачем всем так сильно нужен этот корень в повседневной жизни, но с ним всё просто: при нажатии клавиши будет извлечён корень из числа, которое в данный момент отображается на экране.
Много сомнений вызывает логика работы кнопки %. На самом деле всё просто: вводится число, операция, число процентов, клавиша процента. Например, 125 + 3 %, к числу 125 будет прибавлено 3 процента от 125. Результат 128.75. Или нужно узнать, сколько будет 18 процентов от 50: 50 * 18 %, результат 9.
Операции с памятью в наше время чаще всего представлены кнопкой совмещённого извлечения регистра памяти и его очистки (MRC), а также кнопкой прибавления текущего результата к содержимому памяти (M+) или вычитания результата из содержимого в памяти (M-). Первое нажатие MRC вызывает хранящееся в регистре памяти значения на экран, а повторное — очищает регистр.
Кнопки памяти могут быть полезны не только в накоплении итога, но и в чуть более сложных вычислениях. Например, корень 3 во второй степени плюс 4 во второй степени:
3 * 3 M+ 4 * 4 M+ MRC корень
В ранних калькуляторах особое внимание уделялось операциям с последовательностями чисел: серии последовательных умножений или делений, а также умножению и делению на константу: первый операнд задаётся однократно, далее вводится серия вторых операндов. В большинстве современных простых калькуляторов последняя возможность утрачена, но она сохранилась в бухгалтерских вариантах и в научных моделях.
И немного «еггогологии». Другая любимая многими забава из детства — заставить калькулятор показать сообщение об ошибке. Это происходит, когда переполняется разрядность вычислений, в современных калькуляторах обычно равная целому числу с разрядностью, совпадающему с количеством цифр, помещающихся на дисплее.
Заветная буковка E
Достаточно набрать максимум девяток плюс 1, нажать равно, и увидеть заветную буковку E в углу экрана. На что стоит обратить внимание — в этом режиме калькулятор таки покажет результат, но с потерей последнего знака и отделяя новый старший разряд точкой. Если же в разрядность не умещается дробное число, вместо ухода в ошибку калькулятор будет постепенно отбрасывать младшие разряды.
В некоторых калькуляторах нажатие кнопки C после ухода в ошибку вместо сброса приводит к пропаданию буквы E и даёт возможность продолжить вычисления с текущими показаниями. Но такая особенность встречается нечасто.
▍ Заключение
Я намеренно избегал обсуждения инженерных, программируемых и графических калькуляторов, потому что всё это — целые отдельные миры со своей историей и традицией. А значит, и потенциальная тема для будущих рассказов.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (63)
NickDoom
06.08.2024 13:34+1Кстати, микрокалькулятор с клавишами «×÷», «+=» и «-=» у меня где-то валяется… вроде даже живой… или чуть не так там было… но да, суть такая. В зависимости от типа «равно» выбирается одна функция или другая. Сэкономили клавишу и, подозреваю, целый бит разрядности, которого ей как раз не хватает (а может, и нет).
CBET_TbMbI
06.08.2024 13:34+6Двустрочные рулят. Ещё лет 20-30 назад полюбил именно их. Видеть всю введённую формулу, возможность её откорректировать сильно упрощает проверку. А ещё в них есть скобки, что тоже бывает бесценно.
Mike-M
06.08.2024 13:34+1Плюсую. В свое время даже пользовался софтовым аналогом: https://www.hexelon.com/en
NickDoom
06.08.2024 13:34Ощущение, что в калькуляторе должен быть маленький эксельчик, иначе он постоянно будет там или там «жать в плечах» :-/
MountainGoat
06.08.2024 13:34+3Забыли картонные калькуляторы. Они умели складывать, вычитать, и умножать на однозначное число, а состояли при этом из нескольких полос картона и всё.
vesowoma
06.08.2024 13:34+5Интересная статья, но резануло глаз
Попробуйте задействовать в своих расчётах первый в мире карманный микрокалькулятор с дисплеем на сжиженных кристаллах,
Общеупотребительное название технологии - на жидких кристаллах (или жидкокристаллических). А
speshuric
06.08.2024 13:34+5Мне больше резануло "вызывает функцию инверсного синуса". Не то чтобы это неправильно, но привычнее называть эту функцию арксинусом. Инверсными обычно называют функции обратные к гиперболическим, потому что приставка "арк" (угол, дуга) становится некорректной.
И удивило, что в статье не упомянуты Б3-34, МК-61, МК-52 - это же классика позднесоветского троллинга одноклассников и однокурсников:
Дай калькулятор посчитать.
Возьми, но ты на нём не посчитаешь.
С чего бы! Ой... а где "равно"?
shiru8bit Автор
06.08.2024 13:34+4Как я сказал в конце статьи, ПМК - это свой отдельный мир. У меня есть и МК-52, и МК-61, и МК-85, и некоторые зарубежные модели, и графические TI-8x. Посмотрю, как зайдёт эта статья, возможно напишу и про них.
unreal_undead2
06.08.2024 13:34Однако обратная польская запись была и в инженерных (в том числе и на упомянутом в статье HP 35) и в простых арифметических (скажем, Rasa), странно что про неё ничего не сказали.
raygor
06.08.2024 13:34+512345679 х 9 = 111111111 - тест калькулятора на исправность.
Отец в молодости занимался их ремонтом, рассказал про эту фишку.
По-быстрому проверяется исправность нажатия каждой цифровой кнопки (кроме 8) + правильность работы логики.MJerry
06.08.2024 13:34+8-12345679 * 72 = -88888888E -- включает все числовые сегменты на экране, знак "минус" и "Е" как результат переполнения (если экран 8-разрядный; если разрядов больше, то первое число дополняется справа цифрами 01234...).
Yak52
06.08.2024 13:34+1А ведь в хороших калькуляторах были еще один или больше скрытых разрядов и тогда, например, 1/7=0.14285714 - 0.14285714 показывало не ноль а, 2.8e-9
shiru8bit Автор
06.08.2024 13:34Кстати да. Я помнил, что когда-то видел такое. Но ни на одном из десятка калькуляторов под рукой этого нет, и я уже начал думать, а не причудилось ли.
unreal_undead2
06.08.2024 13:34+1Помню, что в "Науке и Жизни" про это писали, но не помню, про какую модель. В моём Б3-34 такого не было.
dephonica
06.08.2024 13:34+3На калькуляторах с восьмиразрядным дисплеем вот так: 98765432 / 0.444 * 555 = 12345678 (E)
Mike-M
06.08.2024 13:34Хм, на моем восьмиразряднике после операции деления возникает ошибка переполнения, после которой выполнить умножение невозможно.
dephonica
06.08.2024 13:34Точно, за давностью лет подзабыл промежуточное нажатие "CE" после деления.
Mike-M
06.08.2024 13:34Это как?
dephonica
06.08.2024 13:34В прямом смысле, нажатие кнопки CE или однократное нажатие C/CE, в зависимости от клавиатуры калькулятора, после операции деления, после чего операция умножения. Не нашел ни одного восьмиразрядного калькулятора онлайн чтобы записать точное значения на экране после деления, поэтому заменил его на 'xxxxxxxx':
98765432 / 0.444 = xxxxxxxx (E)
CE (или C/CE один раз) - сбрасывает признак переполнения E
* 555 =
12345678
iShrimp
06.08.2024 13:34+13А сколько книг было посвящено технике работы с микрокалькулятором (обычным, не программируемым), разным приёмам и трюкам, числовым фокусам.
Из того что приходит на ум:
При многократном нажатии клавиши = большинство калькуляторов используют повторно для сложения, вычитания и деления второй операнд, а для умножения - первый.
Это помогает вычислять различные функции и ряды. Например, кубический корень из x:
x * 1 = √ √ = √ √ = √ √ ..., повторять до сходимости.
Экспонента exp(x):
1 M+ * x M+ * x / 2 M+ * x / 3 M+ * x / 4 M+ ... повторять до обнуления числа на дисплее, в регистре памяти будет значение exp(x).
Так же с помощью рядов Тейлора можно вычислять синус, косинус и множество других функций, но есть неудобство - если у МК всего 1 регистр памяти, то аргумент нужно постоянно вводить с клавиатуры для каждого члена ряда.
Впрочем, для математических функций чаще использовались бумажные таблицы Брадиса, созданные ещё для ручных вычислений.
Был ряд практических советов, которые в наше время уже кажутся банальными. Например, чтобы избежать потери точности, избегайте вычитания близких чисел. При сложении или вычитании многих чисел нужно начинать с наименьших по модулю, а заканчивать наибольшими по модулю.
Из математических фокусов (работает на 12-разрядном калькуляторе):
252525 1/х 1/х; 969696 1/х 1/х; 808080 1/х 1/х.
Javian
06.08.2024 13:34+1Не успели в СССР книг напечатать - только во второй половине 1980-х микрокалькуляторы стали массово доступны:
И появились в семьях инженеров и учителей
Old_paranoid
06.08.2024 13:34+3Были замечательные книги "С микрокалькулятором в руках" (пишут, что 1980 год первое издание на русском языке) и "С микрокалькулятором повсюду" (1988 год) - такая у меня была в детстве, и где-то хранится до сих пор.
"С микрокалькулятором повсюду" - обложку наверное многие вспомнят.
Клавиатура калькулятора «Электроника МК44»
Как вспомню эти вечнозалипающие и вечнозаедающие кнопки, так вздрогну. Механика была не на высоте.
sse
06.08.2024 13:34+2Квадратный корень это быстрый приблизительный способ прикинуть порядок потребных ресурсов - скажем, человеко-часов. Пример: скажем, у вас есть условная оценка проекта от аналитика в 2 человеко-года или 24 человеко-месяца - это (берем корень) 5 человек * 5 месяцев. Пример очень игрушечный, но суть понятна, надеюсь
voldemar_d
06.08.2024 13:34+6А в реальности срок надо умножать на пи.
Mike-M
06.08.2024 13:34...И не забывать закон старины Брукса: добавление новых членов команды задерживает окончание проекта.
sse
06.08.2024 13:34Точная цитата иная: добавление сотрудников к запаздывающему проекту заставит его запаздывать еще больше.
Ссылаться на Брукса как на аргумент в иных проектных диспозициях это, как минимум, лукавство
voldemar_d
06.08.2024 13:34+2Были еще калькуляторы в наручных часах. Когда-то считалось невероятной крутостью. Но считать на таком, даже нажимая кнопки спичкой, замучаешься.
Mike-M
06.08.2024 13:34+1Именно с этого начал свои лекции по БРЭА Рем Геннадиевич Варламов — автор множества книг и мой преподаватель в университете:
«Современный уровень развития технологий позволяет разместить сложнейший инженерный калькулятор в корпусе обычных наручных часов. Проблема не в технологиях, а в эргономике».
BenGunn
06.08.2024 13:34+1В рабочих задачах использую МК52 и даже использую в нем программы забитые в память. Это оказалось очень удобно.
voldemar_d
06.08.2024 13:34+1Помню, в журнале "Наука и жизнь" была программа, позволяющая на экране такого калькулятора показать целый "мультфильм". Память забивалась на все 105 ячеек, но больше ничего не помню - ни номер журнала, ни сюжета мультфильма, хотя в нем даже какие-то персонажи были.
uaggster
06.08.2024 13:34+3Мультфильм? Там игры, ДИНАМИЧЕСКИЕ (!!!) можно было программировать.
Абсолютно не шутка. Именно игры, типа "Посадки на Луну", и именно динамические.
На экране мелькали цифры (Показатель скорости), положение в пространстве, в виде ---.---- вот такой картинки на индикаторах, а управление двигателем производилось переключением рычажка градусы-грады-радианы
Еще раз: не пошагово, а ДИНАМИЧЕСКИ.
:-)))
unreal_undead2
06.08.2024 13:34+2Причём грады в среднем положении работали и на Б3-34, хотя в документации писали только про радианы и градусы.
vvbob
06.08.2024 13:34+2Посмотрел на эти старые калькуляторы и прямо флешбеки пошли..
Я "зашел в IT" через калькуляторы, впрочем, я тогда и слов-то таких не знал ( IT).Сестре старшей подарили инженерный калькулятор в честь поступления в ВУЗ, а мне "по наследству" достался ее бывший, попроще. Сначала я просто с ним игрался, потом стало интересно и я прочитал книжку про вычисления на калькуляторе (да, были тогда и такие книжки). Там было много разных трюков описано, принципы работы, много было посвящено точности вычислений, было описание программируемых МК (которые я так и не "пощупал"), и в самом конце книги несколько глав было про ЭВМ! Рисунки клавиатур, описание назначения кнопок, введение в Бейсик, коротенькие программки для вычислений.. Я этим так увлекся, что исписал разными программами толстую тетрадь. Компьютера у меня не было, тогда это была очень редкая и дорогая штука для простых людей.
Потому уже, накопил денег и купил первый свой компьютер - клон Спектрума, радости было.. У меня в более взрослом возрасте столько эмоций не вызывала даже покупка нового автомобиля. Тогда это просто сказкой казалось - свой, собственный компьютер!!!
Сразу же бросился переносить программы с тетрадки в компьютер, а потом переписывать их на пленку (накопитель был один - кассетный магнитофон). Игры меня тогда не сильно интересовали, мне было интересно всякие алгоритмы реализовывать!
Потом пробовал писать на Си, на ассемблере, и так игрался пока сначала компьютер не сломался, а потом в армию уехал.. но это совсем другая история..
sfrolov
06.08.2024 13:34+1Так как же пользоваться калькулятором? Вот человек придёт в эту статью со своим калькулятором узнать, что делает в его калькуляторе кнопка MU (Markup). Научится он ей пользоваться?
vvbob
06.08.2024 13:34+4Лучше всего почитать инструкцию к калькулятору :)
Не знаю как сейчас, а раньше к калькулятора прилагалась довольно исчерпывающая инструкция.
axe_chita
06.08.2024 13:34+3Не знаю как сейчас, а раньше к калькулятора прилагалась довольно исчерпывающая инструкция.
Причем с подробной принципиальной схемой
shiru8bit Автор
06.08.2024 13:34К сожалению, инструкции к современным калькуляторам, тем, которые легко купить на каждом углу, даже не пытаются ничего объяснить. Узнать что-то про кнопки можно, найдя, с какой японской модели китайцы срисовали очередную поделку, и отыскав инструкцию от оригинала, по возможности от более раннего варианта.
vvbob
06.08.2024 13:34+1Да, в наше время с инструкциями вообще беда, как правило. В лучшем случае прилагают к изделию крохотную брошюрку в которой десяток другой языков, и напечатано все таким микроскопическим текстом, что даже человек с отличным зрением вынужден разглядывать его с лупой.
А чаще инструкцию и вовсе не прилагают, дают ссылку на сайт, хорошо если прямую, бывает что еще и поискать надо свою.
shiru8bit Автор
06.08.2024 13:34Сергей, я понимаю, что вы главнейший эксперт в теме, без шуток, но вы же понимаете - нельзя обьять необъятное. Что смог, то написал. В современных инструкциях, как вы знаете, написано ещё меньше.
Kassatsier
06.08.2024 13:34+2Флешбеки из детства. В детстве самым крутым устройством у нас был инженерный калькулятор отца.
Alti27
06.08.2024 13:34+2Из «нестандартных» калькуляторов вспомнился Электроника Б3-21. Первый советский программируемый калькулятор.
Внешне, на первый взгляд, ничего особенного. Да и по функционалу, если в дебри не лезть, тоже. Если не нюанс,- а именно ввод данных в формате «польская инверсная запись».
И, да, кнопки «=» там нет. Зато есть кнопка «↑».
Работает это так: допустим нужно вычислить: 1+2 = 3...
Для этого нужно сделать: 1 ↑ 2 +
После «+» на экране высвечивается ответ...
Собственно, и на большинстве обычных калькуляторов вместо «=» можно нажимать «+»...
Ну, и немного совсем, уж, ретро. Вполне современный вид имели клавиатуры и некоторых поздних механических калькуляторов. Такие аппараты были уже довольно компактными. Размерами, вполне сопоставимыми с транзисторными. Имели вполне привычный вывод на экран, а также бумажную ленту и вполне калькуляторную клавиатуру.
Единственным отличием были клавиши «ромб»(подитог) и «звёздочка» (итог). Такие же клавиши были и на первых электронных калькуляторах.
jar_ohty
06.08.2024 13:34+4Б3-21 был далеко не первым советским программируемым калькулятором. Первый карманный, и родоначальник всей серии Б3-21-Б3-34, имевшей общую архитектуру на основе регистрового кольца с включенными в его разрыв обработчиками.
А настольные программируемые калькуляторы у нас были до Б3-21. Так, Искра-123 пошла в производство с 1973 года, Искра-124 - с 1975, а Б3-21 с 77. Б3-21 опередил и 15-ВСМ-5, прародитель Д3-28.
Mike-M
06.08.2024 13:34+1можно осуществить возведение 3 в 5 степень: 3 * 3 = = = = =.
Для получения правильного ответа (3^5 = 243) нужно нажать клавишу "=" не 5 раз, а 4 раза. Во всяком случае, так работает калькулятор в Windows 10 и мой древний Sharp, выпущенный в 199Х году )
По поводу ошибки переполнения, тот же Sharp показывает "1.0000000e".
dimaaannn
06.08.2024 13:34+1Сразу вспоминается, как в школе нам запрещали пользоваться калькуляторами вообще. Потому что "вот не будет у тебя калькулятора, что ты будешь делать"
vvzvlad
06.08.2024 13:34+1Упущен большой-большой кусок истории с RPN-калькуляторами. Это, по сути, стековая машина — когда нажатие enter записывает значение в стек, а кнопки операций выполняют операцию с двумя последними значениями стека. Говорят, гораздо удобнее и меньше нажатий кнопок.
shiru8bit Автор
06.08.2024 13:34+1Я намеренно избегал обсуждения инженерных, программируемых и графических калькуляторов, потому что всё это — целые отдельные миры со своей историей и традицией. А значит, и потенциальная тема для будущих рассказов.
Судя по тому, что у читаталей есть на это запрос - придётся писать. К слову, подобная стековая машина встроена в ПЗУ на ZX Spectrum, и она весьма гибкая, так как содержит тернарные операции - можно даже писать какой-никакой код с логикой прямо в стеке калькулятора. И на подобной же стековой машине с RPN я давеча делал звуковой синтезатор EVALUA. Может быть тоже как-нибудь напишу про этот проект.
vvbob
06.08.2024 13:34К слову, подобная стековая машина встроена в ПЗУ на ZX Spectrum
Вот это прямо очень интересно..
bakkarti
06.08.2024 13:34Интересно, я почему-то всегда считал, что MR расшифровывается как Memory Read.
RumataEstora
18% * 50 = 18 * 50% = 9