image

Признайтесь: даже если вы и не фотограф, но в игре есть красивые виды, всё же хочется порой их заснять. О том, почему фото-режим в играх важен, расскажу в этом материале.

А ещё я пообщался с Disco — виртуальным фотографом, снимки которой стали популярны в русскоязычном комьюнити (интервью с ней вы найдёте внутри).

Возьмите с полки диски с вашими любимыми играми и вспомните, как раньше вы выбирали эти самые игры. Мы смотрели не только на красивую обложку — мы переворачивали коробку, читали описание и, конечно же, смотрели на скриншоты. Красивые скриншоты, которые не имеют интерфейсов, да ещё и с необычных ракурсов сняты! Возможно, кто-то скажет, что это не очень честно по отношению к игроку, но на самом-то деле, именно такие кадры и привлекают покупателей.

Скриншоты, которые продают: эпичные взрывы, постановка кадра — прямо хочется поиграть!

Конечно, такие скриншоты в большинстве случаев постановочны. Делаются они через девелоперские билды игры, не предназначенные для простых смертных. В таких билдах помимо возможности отладки определённых элементов геймплея можно отключать HUD, свободно двигать камеру и, возможно, даже включать-отключать отображение определённых объектов или персонажей на экране. Правда, рядовому пользователю не приходило в голову мысли делать подобные кадры — раньше делиться ими не с кем было. Да и негде особо. Конечно, особо пытливые игроки находили читы, которые отключали интерфейс и включали свободную камеру — вполне себе вариант сделать красивые кадры.

В 2004 году, на пике популярности PS2, выходит Gran Turismo 4. Автосимулятор, который поражал своей графикой — детализированные модели машин, поддержка разрешения 1080i (хоть и не во всех регионах, да и, по сути, это был апскейл из 480p), а главное, в контексте этого материала — первый известный фоторежим. Для доступа к нему нужно было сохранить повтор заезда, и в режиме повтора можно было снимать свою машину с разных ракурсов, а потом сохранять на USB-флешку.

Gran Turismo 4, автор — Семён Костин

Tourist Trophy, автор — Семён Костин

Всё то же самое было и в другом симуляторе от создателей GT, Tourist Trophy (там уже были мотогонки). Удивительно, но даже сейчас, многие годы спустя, кадры из этого фото-режима выглядят весьма приятно. Все последующие игры серии (кроме, разве что, версии для PSP и GT5 Prologue) имели возможность делать красивые скриншоты. Если сильно постараться — можно даже сделать кадры, где будут хорошо видны салоны автомобилей.

На самом деле, это был довольно смелый поступок для тех лет. Означал он лишь одно — создатели игры были полностью уверены в качестве графики. Многие годы спустя, никто так и не додумался сделать такой же режим в других играх, притом что технологии двигались вперёд семимильными шагами. Оригинальный Crysis 2007 года ДО СИХ ПОР выглядит великолепно. Ну, кроме Turn 10 Studio, которые занимались серией Forza. Уже в Forza Motorsport 2, вышедшей для Xbox 360 в 2007, можно было делать красивые снимки любимых автомобилей. Правда, в отличие от Gran Turismo 4, снимки в первую очередь нужно было загружать на сайт игры, а уже потом скачивать оттуда. Для этого нужен был Xbox Live Gold, который не у каждого имелся. И всё же, Forza опередила Gran Turismo: в том же 2007 вышел лишь тизер к пятой части японского автосимулятора. Да, всё верно — Sony продавали демку игры, которая выйдет лишь через три года, да ещё и по фуллпрайсу. И ведь покупали! Правда, никакого фото-режима в ней не было.

Наверное, у каждого, кто занимается виртуальной фотографией, возникал вопрос — а почему всё же именно автосимуляторы получали в первую очередь фоторежим? Как мне кажется, ответ будет банален: в автосимуляторах все полигоны уходили на детализацию автомобилей. Потому и не удивительно, что уже в четвёртой части Gran Turismo была возможность делать красивые кадры и сохранять их себе. А с ростом мощностей консолей, увеличивалось и количество тех самых полигонов — фоторежим в каждой новой части Forza напрашивался сам собой.

В руках талантливого виртуального фотографа, можно даже кадр в стиле Silent Hill 2 сделать в Forza Horizon 5. Автор — Disco

Forza Horizon 5. Автор — Disco

Forza Horizon 5. Автор — Disco

Но всё же, первенство в нише игр с фоторежимом Sony была лучше всех. В 2010 году вышла Gran Turismo 5 — игра невероятных масштабов, в которой было огромное количество ивентов, крайне живучий онлайн и более тысячи автомобилей. Просто рай для автолюбителя! Polyphony Digital сделали всё то, что всё это время делали Turn 10 — только намного лучше. Но не только в гонках стали делать фото-режим. В 2012 вышла Dead or Alive 5, в которой появился заветный режим. Появился он и в шестой части.

Gran Turismo 5, автор — Семён Костин

Потихоньку подходило время нового поколения консолей, производители которых обещали очередной скачок технологий. Тогда в это действительно верилось, и PS4 с Xbox One ждали все. И да, рывок случился: Новые эксклюзивы Sony демонстрировали настоящий некст-ген, и, конечно, скриншоты так и хочется делать. Для этого в новом Dualshock 4 вместо кнопки Select имеется Share. Первой игрой с фоторежимом на PS4 стала InFamous: Second Son.

InFamous: Second Son, автор — Disco

Десять лет назад простенький фото-режим в динамичном экшене дал хороший пример всем остальным разработчикам. Постепенно этот режим стал появляться всё в большем количестве актуальных игр. Любой современный AAA-тайтл просто обязан иметь фотомод. Современные геймпады имеют отдельную кнопку для того, чтобы делиться скриншотами и короткими роликами — да даже Switch её имеет. Правда, в двух последних крупных «Зельдах», Breath of the Wild и Tears of the Kingdom фото-режима так и не появилось.

Игра способна выдавать хорошую картинку, но вот нормального фотомода в ней нет

Причём в обоих играх есть квест для получения функции камеры, и это выглядит, как настоящее издевательство над теми, кто хочет делать красивые кадры в играх — а в «Зельдах» есть, что снимать. Единственный способ хоть как-то делать адекватные скриншоты — отключая интерфейс, но лайфбар всё равно остаётся. А вот в Astral Chain есть фотомод — хоть и открывается он не сразу, а спустя довольно продолжительное обучение. Настроек в нём мало, да и графика в игре довольно скромная — но в этом тоже есть своя атмосфера.
Astral Chain: даже при столь простой на сегодняшний день графике, благодаря дизайну игра выглядит здорово
image

image

image

Конечно, может возникнуть вопрос — а зачем вообще нужен фотомод? Ведь им не все пользуются. Причин несколько, но на мой субьективный взгляд, главная — это хороший маркетинг. Помните, о чём я писал в самом начале? Так вот, если раньше мы смотрели на скриншоты, сделанные командой разработчиков с помощью дебаг-утилит, то сейчас, листая ленты соцсетей, постоянно видим скриншоты из новых игр, сделанные простыми игроками. И это работает! Разработчики прекрасно понимают, что если сделать хотя бы простенький фотомод, то будут люди, которые воспользуются этим режимом. Ну а те, кто воспользовался — конечно же, будут делиться скриншотами в соцсетях.

Один мой знакомый просто не может без ачивок. Мол, ну раз их нет — как кто-то узнает, что я игру проходил? А вот благодаря возможности делать красивые кадры, можно дать возможность продемонстрировать свой опыт прохождения той или иной игры. Конечно, можно делать скриншоты в любой игре — но ведь с отдельным режимом красивее получится!

В Cyberpunk 2077 с её открытым миром, есть что поснимать. Даже после прохождения, постоянно хочется возвращаться в Найт-Сити, чтобы сделать классных кадров. Лично я люблю делать портреты и местную архитектуру. В игре очень грамотно расставлен свет, кадры получаются весьма атмосферные даже без рейтрейсинга.
Cyberpunk 2077
image

image

image

image

image

image

image

image

Однако далеко не все игры, даже довольно масштабные, имеют инструментарий для создания красивых кадров. Dead Island 2, находившаяся в производственном аду, получила интересный геймплей на десятки часов. А вот возможности запечатлеть зомби в естественной среде обитания — не дали. И зря! Ведь возможность реализовать такую возможность имеется у Unreal Engine 4. Но что делать, если разработчики таки не добавили такой возможности, а игроку кажется, что игра достойна красивых кадров? Использовать сторонний софт! Unreal Engine Unlocker существует как для четвёртой, так и для пятой версии движка. «Анлокер» работает на фоне — часть команд можно забиндить на клавиатуру, а основное управление камерой удобнее осуществлять, конечно же, с геймпада. При этом, можно настраивать всё, что есть у любой фотокамеры — выдержку, диафрагму, iso, ну и конечно, скрыть интерфейс. Можно даже дополнительные источники света выставлять — есть всё для виртуальной фотографии.
Dead Island 2: кадры сделаны при помощи UUU
image

image

image
Industria: очень короткая, но атмосферная игра, лишённая фотомода
image

image

image

Некоторые игры имеют поддержку Nvidia Ansel — утилиты, позволяющей делать красивые, высокодетализированные кадры в высоком разрешении. Правда, не во всех играх. Тем не менее, инструмент сам по себе интересный: кадры в третьем «Ведьмаке» (да и не только в нём) получаются просто прекрасные!

image

Со старыми играми всё сложнее. Очень сильно помогают читы, которые отключают интерфейс, останавливают время и NPC, включают режим полёта. Не во всех играх так можно, а в консольных — и подавно. Если сильно хочется поэксперементировать со скриншотами консольных тайтлов, можно попробовать девелоперские билды, которые наиболее близки к релизным версиям. Такие версии игр обычно обитают на сайтах, вроде Hidden Palace. Скриншоты придётся делать либо на реальной консоли через карту захвата, либо через эмулятор. Правда, далеко не все такие сборки будут работать на оригинальном железе — порой эмулятор будет предпочтительнее.

В сети есть сборка American McGee Alice с уже встроенным фотомодом, сделанным фанатами. Работает кривовато, но хотя бы даёт возможность делать хорошие скриншоты без интерфейса.
Скриншоты из American McGee Alice
image

image

image

Особняком стоят игры серии Grand Theft Auto: начиная с San Andreas, у игрока имеется полноценная камера, которая стала прародителем фотомода. Причём в сети есть сообщества, в которых люди делятся эстетически красивыми низкополигональными снимками из этой игры.
Кадры под спойлером взяты из группы CJ photographer в ВК
image

image

image

На PS3 и Xbox 360 можно делать скриншоты в играх — если консоль имеет кастомную прошивку. Правда, на PS3 получится сделать не в каждой игре нормально скриншот (при нажатии на кнопку PS игра переходит в меню паузы, не давая сделать нормальный кадр), а вот на Xbox 360 при помощи плагинов можно повесить функцию скриншота на комбинацию кнопок на геймпаде. Да, на PS3 тоже есть похожий плагин, но работает там всё плохо.

И поскольку фотомода в старых играх нет, то пользуйтесь лайфхаками: отключайте интерфейс в меню, если это возможно (ну или максимально возможно: мелочи можно зафотошопить). Оружие — убираем, субтитры отключаем. Свободной камеры у нас нет, поэтому пользуемся возможностью куда-нибудь запрыгнуть или присесть. В гоночных играх, где есть режим повтора — используйте его, чтобы делать красивые кадры из заезда.

На PS Vita скриншоты могут работать не во всех играх, но это ограничение обходится плагином FreeScreenshots — он ещё и водяной знак с копирайтами убирает. А вот на Nintendo 3DS возможности делать скриншоты нет. Решается эта проблема кастомной прошивкой Luma — с ней даже в играх DS можно делать! Но учтите, что разрешение будет родным, низким.
В Ridge Racer 6 на Xbox 360 в режиме повтора нет интерфейса, а значит можно ловить хорошие кадры...
image

image

image
да и в Ridge Racer 7 на PS3 тоже есть такая возможность
image

image

image
В Condemned 2 часть геймплея без HUD, поэтому есть возможность делать нормальные кадры (эти сняты на PS3)
image

image

image
А это первая Last of Us для PS3: игра выжимает все соки из консоли 2006 года, поэтому даже кадры с неё выглядят красиво
image

image

image

Фоторежим — и правда не обязательная фича, с одной стороны. Но её наличие позволяет заходить в ту игру, которую уже прошёл — просто чтобы сделать несколько красивых кадров. Даже не самая лучшая игра, обладающая таким режимом, может привлечь внимание творческих людей. Например, Forspoken, которая на деле оказалась довольно сомнительным проектом, даёт возможность делать хорошие кадры, в том числе и во время боёв (а они тут очень зрелищные!).
Forspoken: много частиц, из-за которых кадры выглядят крайне эффектно
image

image

image

image

Вот так, благодаря игрокам, делающим красивые кадры, может подстёгиваться интерес к не самым лучшим играм. Так что с другой стороны, фича важная, в том числе и для пиара. А ещё с помощью этого режима можно было реализовать свои фотографические амбиции во времена ковида на локдауне. Именно так и поступила Disco, которая делает запоминающиеся кадры в играх. Решил немного вопросов ей позадавать о том, как она пришла к виртуальной фотографии. Все скриншоты в тексте далее сделаны самой Disco.

Привет! Расскажи, с чего началось твоё увлечение виртуальной фотографией, и какой была первая игра с фотомодом для тебя?

— Я начала снимать в 2020 в самом начале ковида. Случайно увидела в сети фотоработы Петри Левалахти (Petri Levälahti) — очень известного виртуального фотографа — и обалдела от красоты и креативности его снимков. Тогда делать было особо нечего, все по домам сидели, так что начала понемногу тренироваться, пробовать что-то снимать для себя. Первыми играми были Forza Horizon 4 и Control — в этих играх очень простые фотомоды, в которых даже новичку легко освоиться. Дальше снимала в любых проектах, где был фоторежим. Параллельно читала, слушала, смотрела лекции по композиции и работе с кадром.

Forza Horison 4

Control

Сейчас в твоих соцсетях есть кадры из самых разных игр — от Genshin Impact, которая есть на смартфонах у многих подростков, до крайне нишевой и малоизвестной Sword and Fairy. Сильно ли влияет наличие фото-режима на выбор новой игры для прохождения? И бывает ли такое, что игра не сильно нравится, но вот зайти и поснимать местные виды — хочется?

Genshin Impact

Sword and Fairy: Together Forever

— Есть проекты, которые я беру именно поиграть, потому что они мне нравятся, к примеру, Alan Wake 2 или Hogwarts Legacy, у которых на релизе не было фотомода. Но наличие фоторежима — важный фактор для игр, которые меня не особо привлекают. Я снимаю только на консолях, а там нельзя использовать сторонние инструменты как на ПК, поэтому если в проекте есть фотомод, он мне уже немного интересен. Бывает, что в процессе съёмки такая игра начинает нравиться, это круто на самом деле, иногда открываешь для себя неожиданные проекты. Ту же Sword and fairy я скачала только из-за наличия фотомода, но внезапно влюбилась в игру.

Alan Wake 2

Hogwarts Legacy

А есть ещё какие-то проекты, которые также внезапно полюбились из-за фотомода?

Spider-Man и Gotham Knights. Игры, которые я вообще не собиралась проходить, но зарешал фотомод и они мне в результате понравились. Пару дней назад взяла Stellar Blade, в ней фоторежим должен появиться в августе, и играю с большим удовольствием, хотя демка мне совсем не нравилась :)

Spider-Man: Miles Morales

Gotham Knights

Кстати, а какая платформа предпочтительнее — где проще делиться новыми кадрами?

— Лучше всего снимать на ПК — там есть программы, с помощью которых можно делать скрины в играх, где нет фоторежима, вроде Ansel. А ещё можно графические моды накатить, свет поставить, костюмы сменить или вообще героя. Консольные фотографы полностью зависят от разработчиков: нет фоторежима или он плохо сделан — скриншотов не будет.

А если говорить про консоли?

— Плойка и бокс вообще не отличаются, так что выбрать можно любую. Перекинуть скриншоты в соцсети напрямую нельзя, приходится скидывать на флешку, потом на ПК, и уже оттуда выкладывать в сеть. На боксе, правда можно перекинуть в One Drive, но он очень быстро забивается и приходится что-то удалять.

Расскажи, как проходит процесс съёмки? Пользуешься ли ты какими-то референсами? На создание каких кадров ушло больше всего времени?

— Стараюсь заранее обозначить для себя, что конкретно сегодня я буду снимать: тему, жанр, чтобы сэкономить время и не тратить время на поиск идеи. К примеру, сегодня снимаю только портреты или пейзажи, или хочу снять сет в стиле детективного триллера. Осматриваю локацию, изучаю анимации персонажей, потом приступаю к съёмке. Стараюсь сделать несколько дублей скрина с разных ракурсов и на разных крупностях, так проще отобрать лучший снимок. Для референсов использую Pinterest: набираю 20 работ на какую-нибудь тему, к примеру, «чёрно-белые снимки Нью-Йорка» и пересматриваю их, чтобы понять, как работал фотограф над снимком, на что обращал внимание, как расставил акценты. А потом иду в тот же Spider-man 2 и снимаю город в ч/б так, как я его вижу. Ну и, конечно, альбомы фотографов и артбуки по играм собираю.

Marvel's Spider-Man 2

Они очень вдохновляют, развивают насмотренность и чувство композиции.
Мне сложно сказать, над какими снимками я сидела больше всего, но есть работы, которые переснимаю время от времени, когда начинаю видеть в них свои ошибки в цветокоре, композиции и так далее. Много времени уходит на конкурсные работы, но по большей части потому, что их нельзя редактировать в Photoshop и Lightroom, а с первого раза попасть в нужные цвета и экспозицию мне ещё сложно, сижу, переснимаю по 5 раз.

Ghostwire: Tokyo

Твои работы нередко попадают в разные подборки, а порой и вовсе разработчики их публикуют отдельными постами. Это сильно мотивирует тебя к новым работам? Что вообще служит вдохновением и мотивацией (ну, помимо тех же подборок на Pinterest)?

— Публикации и посты разработчиков невероятно мотивируют и заставляют не сомневаться в себе и продолжать этим заниматься. Это очень важно поначалу, когда я только начала заниматься скриншотами и вечно то времени не было, то нужный снимок не получался, то просто накатывало «я хуже всех». Когда видишь, что твои снимки оценивают сами создатели игры, всё это мгновенно вылетает из головы. Со временем поняла, что мне нравится процесс съёмки: разглядывать окружение, изучать, как двигаются персонажи, какие у них есть эмоции и анимации. Это тоже здорово мотивирует снимать дальше, смотришь на игру под другим углом, находишь детали, которые только в фотомоде можно увидеть. Думаю, что одна из основных сил, которые меня двигают сейчас в этом хобби то, что я стала меньше фокусироваться на результате, и больше кайфовать от процесса съёмки.

image


image

Периодически вижу фотографии, которые ты снимаешь. Подписчики шутят то про то, какой классный фотомод, то про классный RTX — настолько хорошо поставлены кадры. До игр занималась ли съёмками, или же опыт фотомодов помог?

— Помог опыт фотомодов: до того, как начала заниматься виртуальной фотографией, снимала в реале очень мало и для себя. А сейчас даже фотоаппарат иногда достаю. Это хороший приём, чтобы глаз не замыливался: если долго снимаешь какую-то игру, рано или поздно впадаешь в ступор, не знаешь с какой стороны к ней ещё подойти. Фотосъёмка помогает этот блок убрать, немножко перезагрузить мозг. Ну и просто приятно погулять где-то, посмотреть на что-то необычное, красивое.
Усадьба Кусково
image

image

image
А можешь посоветовать что-то тем, кто хочет попробовать себя в виртуальной фотографии? Может, какую-нибудь литературу, как подбирать референсы, с какой игры лучше начать?

— Начните с любимой игры (или хотя бы с той, которая нравится, и в которой есть фоторежим). Подумайте, что вам в ней больше всего приглянулось, что бы вы сняли: классную экшен-сцену или красивый пейзаж? Попробуйте пофотографировать для себя, проанализировать, что у вас получается лучше всего. Не грызите себя, если сразу не выходит снять то, что хочется, это нормально. Для прокачки навыков для начала достаточно смотреть ролики по композиции и фотографии, их полно на ютубе. Я смотрела всё, что находила по теме. Дальше можно переходить к книгам.

Мне очень нравятся книги, которые написал Пётр Фисун, они рассказывают обо всём, что нужно знать новичку. Можно почитать «Фотография как…» Лапина, это очень серьёзная и глубокая работа.

image

Ещё есть классная книга Тома Шроппеля «Базовый курс: операторское искусство». Не смотрите на название, она отлично объясняет работу с кадром, причём наглядно, с хорошими, забавными иллюстрациями. Ну и советую смотреть побольше хорошего кино и сериалов с красивой картинкой. Из последнего мне очень понравился «Рипли», операторская работа просто шедевральная.

image

Спасибо большое за ответы! Думаю, кто-то, да захочет себя попробовать в этом искусстве. Ну и самое главное: где читателю найти твои работы?

— Спасибо тебе за интервью, было очень круто! Меня и мои скриншоты можно найти в Telegram @discomode или в Твиттере, там мой ник Discophotomode.

P.S. Снимки, чьё авторство не указано в подписи, принадлежат мне.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (2)


  1. AlexB17
    09.08.2024 09:18

    Как знал, что без Марии Disco photomode не обойтись в этом вопросе, спасибо за статью )


    1. Guren302 Автор
      09.08.2024 09:18

      Да, она талантище. Кадры из Форцы под Сайлент хилл - прямо в сердечко (SH просто обожаю).