Спокойно, топоров, убийств и займов тут не будет. А вот студенты будут - как учащиеся, так и бывшие.
Давайте я немного расскажу о себе.
Влада, немного за сорок, трое детей. Проработала больше двадцати лет в маркетинге в сфере FMSG, сменила с 2022 род деятельности на HR в IT.
Выбрала узкий сегмент, не популярный в то до COVIDное время, а именно работу с молодежью - подростками, студентами.
В процессе работы с молодежью я прошла путь от полного отрицания и нежелания работать с джунами до «давай нам еще студента такого же как Вася». От того, что на практику никто не желает видеть студента, до графика, кому сколько в отдел надо молодежи У меня даже есть статистика работы с молодежью. Показывать ее не могу, но она говорит о том, что действительно это рабочая стратегия. Студент у нас нынче замотивированный, прошаренный, где трава зеленее в курсе, и выбирает себе осознано работу. Оговорюсь, что вот Вуз он выбирает не всегда осознанно, поэтому и из гуманитарных учебных заведений попадаются технари, но это скорее исключение. Как правило, это все же технические вузы. Но вот направление на старте уже мало кто угадывает, поэтому между учебой и желаемой рабочей деятельностью возникает разрыв, который он преодолевает самостоятельно и с помощью работодателя.
За время работы с молодежью я собрала большую копилку историй, как отдельно про студентов, так и про процессы под капотом HR. Ими хочу поделиться с вами в этом блоге. Причем, буду рассматривать процессы с разных сторон. И со стороны молодого специалиста, и со стороны компании, которая хочет привлечь его на работу.
Сразу оговорюсь: вся информация - это моя личная точка зрения, не имеющая отношения к компании, в которой я в настоящее время работаю.
***
Недавно посещала так сказать с рабочим визитом сразу два мероприятия - летний Хабрасеминар (довольно полезный для тех, кто пишет на ресурс) и Круглый стол работодателей в МГТУ им. Баумана.
Казалось бы, какая тут связь, ну кроме метро Бауманская, где проводились оба мероприятия?
И там, и там ходили вокруг одной и той же темы - что привлекает, что удерживает на работе сотрудников, и в целом какова она - движущая сила их эффективности.
Томить не буду: как проверенные рабочими темпами сотрудники в области ИТ, так и молодые начинающие специалисты хотят получать эндорфин от своей работы – удовлетворение от выполненных задач и драйв в процессе. В то время как получение материальных благ уже больше не штырит. Это скорее спортивный интерес, плюс должно быть не стыдно сказать о своем доходе окружению.
Эндорфины вырабатываются главным образом в ответ на активность или другой вид положительной стимуляции. Они влияют на настроение, повышают чувство удовлетворения и счастья, уменьшают ощущения боли и стресса. Банальный пример: в обратной связи после работы в каникулы, один из подростков 15 лет сказал: «Мне бы побольше коротких и понятных задач на работе. Вот я принес кому то кофе или документы и мне хорошо. Я сделал, что от меня просили, и получил одобрение своей деятельности - я счастлив».
То, что смог проанализировать ребенок, не так часто может честно сформулировать себе взрослый сотрудник. А по сути процессы сходные.
Положительная обратная связь – ключевой момент работы не только с молодежью. Хотя говорить спасибо, хвалить, замечать хорошо сделанную работу не принято, считается, что и так зарплату платят, чего тут хороводы водить.
***
Давайте определимся, о чем вам было бы интересно почитать. Мне кажется, начать можно было бы со следующих мыслей.
Для студентов:
- Что делает резюме уникальным, кто его читает. Как ИИ уже работают сами с собой - одни пишут резюме, другие его читают и отбирают. Осталось ли место человеческому вниманию и стоит ли напрягаться и писать резюме самому или заказать?
- Как мах эффективно и проверено студенту найти работу, алгоритмы действий. На что смотрят HR и ИИ при отборе резюме. Как обойти HR при отборе на желаемую вакансию и почему это часто эффективно и сокращает время поиска работы.
- Что можно сделать самому, если в процессе адаптации в компании есть ощущение, что тебя бросили, за ручку никто не водит, а вокруг все непонятно и страшно?
- Списки литературы по личностному росту, мотивации, типам компаний и тд.
Для компаний:
- Процесс привлечения студентов на работу в компанию: что делать куда бежать. Где искать узких специалистов, которых как выяснилось на рынке нет
- Адаптация. Первые и последующие шаги молодых специалистов в компании.
- Организация внутреннего обмена опытом среди инженеров. Участие во внешних конференциях: почему они это делают и в чем смысл данного действа.
- Почему уходят стажеры из компании? Провальные стажировки и почему это положительные истории - как это положительно влияет на всех участников.[K3]
Таких идей у меня в запасах много.
PS. Начать делиться историями меня побудил как раз Хабрасеминар. Спасибо Кириллу Анастину за его презентацию и предложении прогуляться в туфлях на каблуках на два размера меньше. Выступление было крайне информативным с полезным советом в конце относительно того, как мотивировать ИТ-специалистов выступать на конференциях и писать статьи. Я сама давно думала начать писать, но именно его метафоры побудили к действию.
Комментарии (18)
nerudo
29.08.2024 04:32+2Кем вы видите себя через пять лет? Почему вы выбрали именно эту работу? Какую пользу вы можете принести компании?
onets
29.08.2024 04:32В коментах как всегда начали язвить про hr. Не осуждаю, сам сталкивался. Но если подумать…
Я как технический специалист - на собеседованиях не умею грамотно залазить в душу к человеку, помимо разве нескольких вопросов по софт скилам. Но совместимость людей в команде - тоже немаловажный вопрос.
Поэтому работа hr отдела (один из пунктов) мне видится следующим образом - психологический портрет текущих сотрудников и совместимость с потенциальными кандидатами.
Вот хотелось бы почитать как это можно обеспечить.
NikolayTheSquid
29.08.2024 04:32совместимость людей в команде - тоже немаловажный вопрос
Давайте без лживых клише. Совместимость людей в команде тех. специалистов - маловажный вопрос.
onets
29.08.2024 04:32Не стоит меня обвинять в лживых клише. Если вы с этим не сталкивались - это не значит что этого не существует.
Assa99habr
29.08.2024 04:32Как вы пишите у вас большой исследовательский опыт в области взаимодействия компаний и молодых специалистов. Влада, у меня вопрос, может он покажется странным, но все же. . Зачем компании ищут молодых специалистов и зачем устраивают стажировки?
jackchickadee
29.08.2024 04:32+1Зачем компании ищут молодых специалистов
затем что старый опытный персонал считается зашкваренным
(на самом деле - знает в чем его интерес и следует своему интересу в первую очередь).и зачем устраивают стажировки?
чтобы найти таких молодых специалистов, которым можно
прокомпостировать мозги копроративными ценностями.
молодые специалисты со временем обязательно испортятся, но это будет потом.
peterzh
29.08.2024 04:32Влада, просто вам совет, вы пишите просто статью, не спрашивая, что интересно в комментариях.
заголовок у вас цепляет, пИшите вы легко, ну так и выкладывайте статьи, а там поймете по интересу аудитории, что работает, а что нет :)
Иначе не сработает. Да и не забывайте, аудитория Хабра - строгая)) вас вон уже захейтили немного в каментах. Это нормально :)
VladaZueva Автор
29.08.2024 04:32Ух! Все прочитала, перевариваю. Самое простое про "кто ты через пять лет") А я не знаю. Есть планы, но в нашей системе хаоса они не стоят и ломаного гроша.
То, чем занимаюсь сейчас, мне приносит удовольствие и драйв. Студенты для меня как дети и я искренне радуюсь их успехам и карьере. И неудачи растраивают, но они же и новый виток их развития. Они очень искренние даже когда врут))))
Но я так же честно и спокойно увольняю.Эндорфин вырабатывается. Так что, как ни крути, я счастливый человек)
JeleznayaMysh
29.08.2024 04:32Кстати что за мода пошла "ты!"кать с порога?
Hr может меня совершенно не знать. Я к ней на вы, она она такая "у нас принято на ты". Мало ли что у вас (тебя) принято, я к тебе на вы, в чем проблема проявить взаимное уважение? Почему об этом забывают? Уважение нужно специалистам, а не чтобы "штырило".
jackchickadee
29.08.2024 04:32Я к ней на вы, она она такая "у нас принято на ты"
предполагаю это вопрос о власти. кто здесь главный тот и устанавливает правила в т.ч. "ты" или "вы".
jackchickadee
на память не надеемся, поэтому записываем:
современные ХРщицы не стесняются употреблять наркоманский жаргон.
минимизировать расходы на з.п. тоже не стесняются.
что из этого хуже ?
где они всему этому учатся ?
какие из этого следствия, полезные для делового общения с ХРщицами ?
bb17
Изнутри - хаэрщица должна позвонить по телефону (или написать) зачитать выданный ей текст и пригласить на интервью. Оформить бумажечки о приёме, переводе.
Снаружи - хаэрщице нужно задать вопрос, кто будет на интервью, кроме неё?
Hramoff
ну мы же не на переговорах или собесе находимся, тут люди общаются в свободной форме
jackchickadee
поэтому я и написал "деловое общение". свободно общаются с ХРщицами совсем другие люди.
peterzh
да ладно вам :)
я вот с другой стороны работаю, я руководитель производства и Эйчар иногда явно советуют кандидатам просить зп повыше, когда они имеют %% от зп привлекаемого кандидата :)