Этот пост в оригинале (eng) https://www.setproduct.com/blog/dark-side-of-figmas-updates
Глава 1: В какой‑то момент всё пошло не так
Смотря недавнюю конференцию CONFIG24, я не мог избавиться от неприятного зуда.
Чем сильнее зуд одолевал меня, тем больше приходило осознание – приоритеты Figma сместились с улучшения сервиса на увеличение прибыли.
Я неустанно задавал вопросы:
Что произошло с Figma, которую мы все так горячо любили?
Почему в приоритете деньги, а не список фич от пользователей, которые мы просим?
И если Фигма - ФСЁ, то что это сулит дизайн-инструментам в будущем?
Провал сделки с Adobe, похоже, стал переломным моментом.
Фокус Figma на создании функций с использованием искусственного интеллекта для увеличения количества пользователей - крутой поворот от первоначальной концепции сервиса.
Не подумайте, я не против использования искусственного интеллекта, но больш усилий, похоже, затрачивается на что-то "модное", но не особо нужное.
Функция автоматического переименования слоев была изюминкой Figma, но ее недостаточно, чтобы компенсировать недостаток внимания к запросам пользователей.
Глава 2: Обновили интерфейс, но зачем?
Новый интерфейс вызывает ощущение путаницы.
Пытаясь избавиться от лишнего, Figma усложнила выполнение простых задач.
Ключевые функции спрятаны, и для выполнения того, что раньше заняло бы один клик, теперь потребуется два - три. Новый интерфейс, похоже, был создан для любителей, а не для опытных пользователей или профессиональных дизайнеров, которые были преданы Figma.
А что если они пытаются привлечь более широкую аудиторию, в ущерб тем, кто работает со сложными дизайн-системами?
И в своем разочаровании я не одинок.
Многие пользователи жаловались на плавающие белые панели и панель инструментов, которые сливаются с фреймами и затрудняют процесс работы. Figma, кажется, забыли, что это основные инструменты дизайнеров.
Обновленный дизайн не привнес улучшений, зато ухудшил процесс работы.
Глава 3: Так ли нужен ИИ внутри Фигмы?
При нынешнем положении дел функции искусственного интеллекта в Figma - хайповы, но бесполезны. Даже тестировщики в них не уверены.
Очевидно, что Figma пытается сделать все, чтобы широкая аудитория самостоятельно справлялась со своими задачами без привлечения дизайнеров.
А что по поводу дизайнеров, которые годами оттачивают свое мастерство?
Действительно ли нам нужен искусственный интеллект для выполнения нашей работы?
Похоже, что Figma пытается стать вторым Canva, понижая планку, только исключая простоту использования последнего. В данном случае функции искусственного интеллекта бесполезны, так как всё приходится "допиливать".
Один пользователь отметил, что функциональность искусственного интеллекта нисколько не ускорила его рабочий процесс, а лишь усложнила его.
Другой пользователь отметил, что функции искусственного интеллекта бесполезны даже для создания элементарных сценариев, хотя их априори может создать любой дизайнер.
Итак, почему Figma тратит свое время и ресурсы на то, что бесполезно?
Глава 4: Четыре главных недостатка
Новый пользовательский интерфейс и функции искусственного интеллекта - лишь верхушка айсберга.
Я основательно прошерстил сабреддит про Фигму и выяснил, что при работе дизайнеры сталкиваются с четырьмя основными проблемами:
Плавающие панели: они занимают слишком много места и затрудняют использование линейки и направляющих. Пока не свернёте панель – постоянное раздражение гарантировано.
Плавающая тулбар: она сливается с фреймами, и ею крайне трудно пользоваться. Многие дизайнеры просили переместить ее вверх или вниз, но Figma их пожелание проигнорировала.
Нелогичность тулбара: Figma переместила все полезные функции на правую панель и добавила их в "Дополнительные действия". Они что, умышленно закапывают все самые ходовые функции?
Вложенные инстансы свернуты по умолчанию: это моя личная боль. Мне приходится вручную открывать каждый аккордеон для каждого инстанса, который мне нужно настроить. Жрёт уйму времени и бесит.
Глава 5: Выводы
Провал Figma - это классический пример технокапитализма.
Figma ставит в приоритет получение прибыли, а не улучшение своих характеристик для удобства пользователей. Первые годы они набирали базу дизайнеров, а теперь принялись их расчехлять.
Новый интерфейс и функции искусственного интеллекта - это всего лишь привлекательная маска, за которой скрывается ряд функциональных недостатков, усложняющих процесс работы.
Итак, какие альтернативы?
Penpot - один из вариантов, но у него все еще есть ряд своих недостатков.
Sketch - другая опция, но тоже, к сожалению, не идеальная.
Pixso - клон Фигмы из Китая
Может быть, пришло время для нового игрока, который сможет выйти на рынок и изменить его?
Как отметил один Reddit-пользователь:
"На самом деле, мне все равно, чем занимается Figma. Это их дело. Но как только появится программное обеспечение получше, я выберу его".
А на мой канал "Полезное Дизайнеру" cейчас подпишись ?
Комментарии (10)
Eve6767
30.08.2024 14:47+1Я видимо попала в контрольную фокус-группу и пока не вижу никаких изменений. Хотя коллеги массово жалуются
FlyerCrash
30.08.2024 14:47+2Есть же ещё Pixso, это китайская копия Figma. У них подписка вдвое дешевле, есть возможность приобрести пожизненную лицензию, включающую обновления. Ещё есть русский язык. От Figma в чем то отстаёт, но в целом это копия. Десктопной приложение тоже есть.
dmbarsukov
30.08.2024 14:47С пожизненной лицензией все непросто. Что будете делать, если они через год пойдут тем же путем, что и фигма? Если они закроют доступ для пользователей другой страны по любой неудобной причине?
notalent
30.08.2024 14:47+1Стойкое ощущение натягивания совы на глобус. Я получил обновление сразу после конференции. За последние полтора года с любым рабочим сценарием в Figma я стал справляться в 2 раза быстрее, чем раньше.
И это всё заслуга именно следующих обновлений:
1. Переменные. Экономят мне просто какое то неприличное количество времени.
2. Прокачаный Auto Layout. Я делаю респонсив дизайн в Figma примерно с 2019 года и я не понимаю как можно делать дизайн иначе.
3. Прототипирование и анимации. Использую для тестирования любых флоу. Незаменимая вещь, которую ещё больше усовершенствовали.
4. Мульти-редактирование. Я работаю со сложными дизайн системами и это одно из лучших обновлений за последние пару лет.
5. Dev Mode. Есть куда расти, но опять же, наличие аннотаций и playground максимально упростили взаимодействие с разработчиками. Про коллаборативный аспект Figma даже комментировать нет смысла. Всё по щелчку пальцев.
6. Figma Slides. Уже использую больше месяца и больше никогда не вернусь в Google Slides.
7. Для кого то, возможно, FigJam, просто я привык к Miro.
8. И ещё огромное количество небольших функций, которые сделали практически любой сценарий простейшим. Например немного изменили процесс публикации. Поменяли флоу добавления дизайн системы в проект. Массовое переименование слоёв. Wrap Elements. Секции. И ещё куча всего.
Касаемо тулбара. Если фрейм в центре экрана, то из центра удобнее опустить мышь вниз, а не тянуться в левый верхний угол. Это элементарно. Лично для меня тулбар слева наверху был всегда неудобным. К тому же, кто пользуется тулбаром в 2024? Есть одинарные горячие клавиши. Если вы профессионал, пора бы выучить.
Плавающие элементы интерфейса абсолютно никак не повлияли на мою повседневную работу. Сколько там отступ от края? 16 или 24 пикселя? Из за этого весь сыр бор? К тому же, теперь можно менять ширину инспектора справа, это ведь достаточно удобно.
Когда Figma сделала релиз Auto Layouts в 2019, 7 из 10 дизайнеров жаловались на то, что это ограничивает их работу и замедляет их процесс.
Если вы не поддерживаете порядок в ваших проектах. Вы должны, но не работаете с дизайн системами. Вы не называете слои и неправильно настраиваете мастер компоненты. Вы зациклились на быстром прототипировании и у вас нет времени или желания работать правильно, то да, вам следует начать искать что то вместо Figma. Я всегда слышу одни и те же жалобы от дизайнеров, которые не хотят и никогда не будут работать в чистоте и порядке.
Если вы думаете о масштабируемости ваших проектов. Вы разобрались как работают переменные и всячески их используете. Вы используете атомарный дизайн в ваших мастер компонентах. Вы делаете респонсив дизайн из всего, к чему прикоснетесь. Если у вас всё начинается с Frame, а не с Rectangle, то поздравляю, вы дизайнер, который работает с Figma правильно.
Из минусов: абсолютная путаница с планами и разграничением прав в проекте. При добавлении нового члена команды, ему автоматически приписывают FigJam за дополнительные деньги (можно отключить, но можно и случайно не заметить). Трансфер проекта заказчику тоже боль. Однако, это всё точно не тянет на целую статью.
Как оригинальный автор мог назвать эту статью "Фиаско Figma" - для меня всё ещё остаётся загадкой.
moreover
30.08.2024 14:47+1Плавающие панели это и правда сомнительно, я до сих пор не могу привыкнуть что при вытягивании элемента за край экрана, надо тянуть его не до края моей рабочей области, а ещё пикселей 400 под панелью. Неудобно ощущается. Можно понять конечно, надо было выдержать общую стилистику, рабочая область уменьшается несущественно, но это изменение ради красоты (и то можно оспорить), а не ради фунциональности. Если вернут панели от края экрана - я буду рад. Плавающий тулбар внизу может и с такими панелями существовать.
В остальном согласен, даже генеративный ИИ можно точечно использовать для ускорения работы. Rewrite this, к примеру, прекрасно подходит для рандомизации данных в таблице. Есть свои ограничения: если выделить всю таблицу с разнообразными данными, работать будет либо плохо, либо не будет совсем, но шаг точно в правильном направлении.
Perfecti-ist
30.08.2024 14:47+1Прикол в том, что рабочая область не уменьшилась. Прежде, чем делать это своим основным аргументом, стоило проверить, так ли это. Я проверил
FlyerCrash
30.08.2024 14:47Автор писал ещё про то, что вместо улучшений, которые в фигме действительно важны и востребованы (особенно для крупных проектов), они пилят новый интерфейс, который никто не просил. Приведу пример. Больше года назад выпустили variables, допили до состояния 1.0, но не сделали ни массового переименования переменных, ни фильтрации этих самых переменных, ни массовой замены значений переменных. Иными словами в интерфейсе нет никаких, даже примитивных средств автоматизации работы с ними. Если у вас в дизайн системе только примитивы и семантика, это не страшно. А что если у вас полный набор компонентных токенов, в котором 7-10 тыс переменных. Как с ними работать, если даже ветки переменных нельзя как слои сворачивать или раскрывать не по одной, а несколько разом. Нет возможности замены группы переменных в компоненте. Интерфейсно это неюзабельно без сторонних решений. И таких примеров неудобств в фигме много, но они не решаются, некоторые даже годами.
the_homeless_god
30.08.2024 14:47+1Всем рекомендую попробовать опен сорсный Penpot, развертывется в контейнере очень быстро, по функциям все удовлетворяет, использую для пет проектов
sedyh
Слышали про Lunacy?
Особенности:
+ Очень похожий интерфейс
+ Возможность бесплатной работы локально, помимо облака.
+ Нативные приложения под Desktop, включая Linux.
- Из общих стилей только палитра, без чисел и эффектов.
- Разработчики отказались от поддержки плагинов в пользу нативных фич.
- Булевы операции плохо работают с фигурами.
- Иногда ломается экспорт в svg.
- Пока что нет экспорта во flexbox.