Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон 152-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ, уведомление, направляемое в Роскомнадзор должно содержать:
До недавнего времени данное требование не дублировалось ни в Административном регламенте Роскомнадзора, ни в формах соответствующих Уведомлений (их две — для подачи в бумажном и в электронном виде — и как ни странно они различны). Но поскольку закон-есть-закон (изменения 152-ФЗ, требующие указывать местонахождение БД с ПДн вступили в силу этим летом), то логично, что Роскомнадзор требовал с операторов указывать эти данные в уведомлении. И естественно это вызывало трудности у операторов, поскольку на вопрос что и где нужно указывать ответить никто не мог.
Но все меняется и Минсвязи выпустило Приказ от 28 августа 2015 г. N 315 (ссылки в pdf, текстовом виде).
Согласно Приказу вносятся изменения в Административный регламент — пункты 46 (данные, вносимые в реестр) и 54 (данные, указываемые в Уведомлении) дополняются следующим:
Соответственно меняется и форма Уведомления (она приведена в приложении к Приказу). И вот тут начинается интересное.
Напомним, что согласно текущей редакции 152-ФЗ:
То есть Уведомление:
И если мы посмотрим на бумажную форму Уведомления, то добавился абзац, в котором нужно указать страну, адрес местонахождения базы данных, наименование информационной системы (базы данных).
Кстати, если посмотреть в текст 152-ФЗ, то информационная система персональных данных это:
Даже не говоря о том, что персональные данные могут быть не только в составе баз данных — баз данных может быть множество (и это логично), но вот указать согласно форме уведомления нужно одну. Почему так? Загадко.
Но перейдем к электронной форме Уведомления.
После трансграничной передачи данных идет раздел, описывающий сведения о базе данных. Но это по заголовку. А по тексту требуется описать адрес ЦОДа! Сразу вопрос — все перешли в облака? Что писать, если ЦОД не используется?
Заполним форму
Несмотря на предложение выбрать из справочника — никакого справочника нет. Данные вводятся вручную
Если не указать явно, что используется собственный ЦОД, то появляется запрос на указание данных о владельце ЦОДа:
Естественно ничего подобного по Административному регламенту не требуется:
Еще одно отличие электронной формы от бумажной — возможность (необходимость?) указания всех баз данных (ЦОДов в формулировке электронного Уведомления), которые есть в организации. Ни в вышеупомянутом Приказе (и в утвержденной им формой уведомления), ни в законе подобного требования нет.
Помимо общей информации, требуемой в бумажной форме, здесь нужно указывать куда больше сведений и каждой базе данных — причем согласно форме одна база соответствует одной ИС
Требуется ли в связи со вступлением в силу этих уведомлений направлять уведомление? Согласно Закону:
То есть Закон четко говорит, что уведомлять не нужно. Согласно закону по новой форме нужно подавать данные только тем операторам, которые будут отправлять свое первое уведомление после 1-го декабря 2015-го года (дата вступления в силу изменений в Уведомлении) или на крайний случай и тем, кто отправляет уведомления после вступления в силу изменений в Законе.
Но это формально. По факту традиционно все будет решаться позицией на местах — и прецеденты уже имеются.
И последнее. О собственно базах данных. Что это такое — определения нет. Но есть позиция Роскомнадзора
(подробнее тут). То есть под понятие базы данных попадет любой упорядоченный список данных — хоть в текстовом файле. Соответственно заполняя электронное уведомление нужно указать все места расположения всех упорядоченных массивов информации. Для всех офисов, ЦОДов и субподрядчиков. Благо пока не требуют указывать адреса личных (BYOD!) и домашних компьютеров.
Подведем итоги:
10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;
До недавнего времени данное требование не дублировалось ни в Административном регламенте Роскомнадзора, ни в формах соответствующих Уведомлений (их две — для подачи в бумажном и в электронном виде — и как ни странно они различны). Но поскольку закон-есть-закон (изменения 152-ФЗ, требующие указывать местонахождение БД с ПДн вступили в силу этим летом), то логично, что Роскомнадзор требовал с операторов указывать эти данные в уведомлении. И естественно это вызывало трудности у операторов, поскольку на вопрос что и где нужно указывать ответить никто не мог.
Но все меняется и Минсвязи выпустило Приказ от 28 августа 2015 г. N 315 (ссылки в pdf, текстовом виде).
Согласно Приказу вносятся изменения в Административный регламент — пункты 46 (данные, вносимые в реестр) и 54 (данные, указываемые в Уведомлении) дополняются следующим:
Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации.
Соответственно меняется и форма Уведомления (она приведена в приложении к Приказу). И вот тут начинается интересное.
Напомним, что согласно текущей редакции 152-ФЗ:
3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения:
Уведомление должно содержать следующие сведения:
1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
2) цель обработки персональных данных;
3) категории персональных данных;
4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
5) правовое основание обработки персональных данных;
6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;
7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
8) дата начала обработки персональных данных;
9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;
10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;
То есть Уведомление:
- может направляться либо в бумажном, либо в электронном виде;
- закон не делает разницы по составу предоставляемой информации между обоими вариантами.
И если мы посмотрим на бумажную форму Уведомления, то добавился абзац, в котором нужно указать страну, адрес местонахождения базы данных, наименование информационной системы (базы данных).
Кстати, если посмотреть в текст 152-ФЗ, то информационная система персональных данных это:
совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Даже не говоря о том, что персональные данные могут быть не только в составе баз данных — баз данных может быть множество (и это логично), но вот указать согласно форме уведомления нужно одну. Почему так? Загадко.
Но перейдем к электронной форме Уведомления.
После трансграничной передачи данных идет раздел, описывающий сведения о базе данных. Но это по заголовку. А по тексту требуется описать адрес ЦОДа! Сразу вопрос — все перешли в облака? Что писать, если ЦОД не используется?
Заполним форму
Несмотря на предложение выбрать из справочника — никакого справочника нет. Данные вводятся вручную
Если не указать явно, что используется собственный ЦОД, то появляется запрос на указание данных о владельце ЦОДа:
Естественно ничего подобного по Административному регламенту не требуется:
46. В Реестр вносятся следующие сведения:
46.1. Регистрационный номер.
46.2. Наименование (фамилия, имя, отчество), адрес Оператора.
46.3. Адреса филиалов (представительств) Оператора (при наличии).
46.4. Дата направления Уведомления.
46.5. Цель обработки персональных данных.
46.6. Категории персональных данных.
46.7. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются.
46.8. Правовое основание обработки персональных данных.
46.9. Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых Оператором способов обработки персональных данных.
46.10. Описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств.
46.11. Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты.
46.12. Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки.
46.12.1. Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации
46.13. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.
46.14. Дата начала обработки персональных данных.
46.15. Срок или условие прекращения обработки персональных данных.
Еще одно отличие электронной формы от бумажной — возможность (необходимость?) указания всех баз данных (ЦОДов в формулировке электронного Уведомления), которые есть в организации. Ни в вышеупомянутом Приказе (и в утвержденной им формой уведомления), ни в законе подобного требования нет.
Помимо общей информации, требуемой в бумажной форме, здесь нужно указывать куда больше сведений и каждой базе данных — причем согласно форме одна база соответствует одной ИС
Требуется ли в связи со вступлением в силу этих уведомлений направлять уведомление? Согласно Закону:
7. В случае изменения сведений (ранее поданных в Роскомнадзор)… а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.
То есть Закон четко говорит, что уведомлять не нужно. Согласно закону по новой форме нужно подавать данные только тем операторам, которые будут отправлять свое первое уведомление после 1-го декабря 2015-го года (дата вступления в силу изменений в Уведомлении) или на крайний случай и тем, кто отправляет уведомления после вступления в силу изменений в Законе.
Но это формально. По факту традиционно все будет решаться позицией на местах — и прецеденты уже имеются.
Начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Жданов А.П. прямо и четко сказал, что они (это управление и отдел в частности) считают, что ч. 7 ст. 22 152-ФЗ распространяется и на ситуацию с добавление в ч. 3 ст 22 новый пунктов вообще и расположении БД в частности. Т.е. они при проверках будут считать нарушение не подачу Информационного письма о внесении изменений…
И последнее. О собственно базах данных. Что это такое — определения нет. Но есть позиция Роскомнадзора
(подробнее тут). То есть под понятие базы данных попадет любой упорядоченный список данных — хоть в текстовом файле. Соответственно заполняя электронное уведомление нужно указать все места расположения всех упорядоченных массивов информации. Для всех офисов, ЦОДов и субподрядчиков. Благо пока не требуют указывать адреса личных (BYOD!) и домашних компьютеров.
Подведем итоги:
- Уведомления бумажное и электронное существенно отличаются.
- Согласно 152-ФЗ персональные данные могут быть только в составе баз данных.
- Что есть база данных — определения нет, но скорее всего толковаться будет как неким образом упорядоченная информация, сохраненная в электронном виде.
- Указывать нужно места хранения только баз данных для граждан РФ. В принципе понятно, откуда взялось это требование — оно родилось на волне требований о переносе мест обработки персональных данных в Россию. Но войдя в закон — оно стало выглядеть странно — мы не заинтересованы в защите данных граждан и подданных иных стран? Отсюда же кстати возникли и базы данных — борьба шла за перенос из зарубежных ЦОДов. Но опять же войдя в закон это стало источником странностей.
- Не определено, что есть месторасположение. С какой точностью нужно указывать согласно закону — с точностью до страны или дома? Лично мне не понятно, зачем государству знать все места расположения всех персональных данных (да — согласно букве закона — с точностью до последнего мобильного на любой момент времени, если на нем хранится упорядоченная информация).
cyber-security
Какая-то мощная организация — контролируют и суицид и перс.данные и зелёный горошек!!!