Даже в пять или шесть лет ребенка можно заинтересовать написанием кода и начать учить программированию. Но тема спорная: кто-то скажет, что дошкольный возраст – это слишком рано, что в это время дополнительное обучение нужно направлять в другое русло. Однако есть вполне детские вводные языки и среды: Scratch Junior, Kodu и др. О них и поговорим.

В первую очередь еще раз отметим: курсы программирования для детей 5 лет и старше – спорный вариант обучения. Но здесь нет правил и строгих ограничений: пока одни дошкольники успешно осваивают основы кодинга на занятиях с профессиональными педагогами и радуются достижениям вместе с родителями, другие демонстрируют успехи в чем-то еще, скажем, в музыке, спорте, рукоделии, танцах и не только.

Спешим уточнить, что мы считаем, что важнее отталкиваться от интересов ребенка. Но иногда заинтересованность в чем-либо нужно развивать. Если, скажем, дошкольник любит проводить время за компьютером и играть в игры, это увлечение можно направить в правильное русло: рассказать, что он сам может научиться разработке. Здесь ключевой момент, как нам кажется, сводится к тому, чтобы не давить на ребенка и заставлять его делать что-то субъективно полезное, а поддержать основой интерес и развить его благодаря дополнительным занятиям.

Мы в школе Pixel обучаем детей программированию с 5 лет. В этом материале разберемся, какие среды и программы подойдут детям в этом возрасте и почему они могут быть полезны.

Польза программирования для детей 5–6 лет

Ребенок создает игру в Scratch Junior
Ребенок создает игру в Scratch Junior

Мы уже неоднократно писали о том, чем полезно погружение в основы кодинга для детей, поэтому коротко обозначим важные моменты. Это:

  • Развитие мышления. Писать код – значит активно мыслить, даже если дело касается вводных языков вроде Scratch и Scratch Junior: сопоставление, сравнение, понимание и использование ярких блоков в визуальных программах активизирует мыслительные процессы, ускоряет их и положительно влияет на интеллектуальное развитие. Мышление ребенка по мере занятий становится все более гибким, разносторонним. При этом не играет роли, как он учится: самостоятельно или под руководством грамотного педагога; 

  • Воспитание внимательности. Даже визуальный код – это относительно сложная последовательность блочных команд. Их неправильное использование и сочетание вызывает ошибки: программа, будь то игра или анимация, перестает работать. Ребенок, заинтересованный в получении результата, скажем, собственного игрового проекта, будет с охотой разбираться, что именно не так. Это станет основой развития внимательности, что пригодится в школе, дома и в жизни в целом: способность видеть важные детали и выделять их на фоне чего-то несущественного – большой плюс; 

  • Формирование прочного фундамента дальнейшего обучения. Если ребенок увлекся темой и решил, что хочет связать свою жизнь с IT, нужно поддержать его и помочь двигаться в нужном направлении. А знания и навыки, полученные при самообучении или на уроках с преподавателем, станут основой успешного освоения сложных текстовых языков и сред, предназначенных для разработки и написания кода. 

Конечно, можно смотреть на процесс только с точки зрения «сухого» кодинга и считать, что курсы – бесполезное дело, особенно в дошкольные годы. Но на занятиях, в том числе при условии самообучения, дети развиваются в целом: улучшаются их мыслительные процессы, развивается внимательность, появляется интерес к технологиям. Никто не говорит о том, что дошкольник, освоивший азы кодинга, обязательно станет программистом, хотя определенные образовательные и карьерные перспективы вполне могут стать четкими. 

Еще хотим отметить, что вводные языки и среды, рассмотренные нами и представленные в подборке, интересуют и увлекают детей: тот же Scratch помогает быстро увидеть и оценить результат, обычно достигаемый без усилий. Это стимул и мотив, а также основа формирования установки, что писать код – это здорово.

Перед тем как перейти к подборке направлений, еще раз подчеркнем: дошкольник, учащийся писать код, развивается во всех направлениях. Даже если ему не захочется связывать жизнь с IT, полученные навыки точно пригодятся в будущем: в школьном обучении, в домашних делах и досуге, в жизни в целом.

4 увлекательных направления, которые подойдут для обучения детей 5 и 6 лет программированию

Рассказываем о четырех примечательных направлениях, заслуживающих внимания, если:

  • Ребенок интересуется компьютером и играми, а родителям хочется показать ему, что это может быть не только развлечением и способом досуга, но и полезным занятием;

  • Дошкольник демонстрирует интерес по отношению к разработке игр, пусть пока и на шатком уровне.

А еще будем предлагать способы, которые помогут заинтересовать детей представленными направлениями.

1. Scratch Junior

Кому подойдет: ребятам от 5 лет.

Это визуальный язык, программировать на котором нужно с помощью простых ярких команд в виде блоков: писать текстовые конструкции, читать и тщательно перепроверять их не нужно. По этой причине дошкольный возраст – подходящее время для знакомства со средой Scratch Junior и ее возможностями. Сразу отметим, что Jr – это инструмент для знакомства с кодингом на вводном уровне: графическая среда подойдет для погружения в основы на ярких и увлекательных примерах.

Плюс представленного языка – бесплатность и доступность: платить за использование не нужно, предусмотрены версии программы даже для устройств на Android и iOS. А еще отметим, что сложные операторы и конструкции отсутствуют, что заметно упрощает знакомство со средой и понимание основных принципов написания кода.

В Scratch Junior можно:

  • Создавать игры, виртуальные предметы и собственных персонажей;

  • Программировать игровые объекты и события;

  • Писать визуальный код с нуля или редактировать готовые проекты;

  • Работать со звуком, анимацией, инструментами для графического редактирования и не только.

Как заинтересовать ребенка: попробуйте рассказать ему о том, что в Scratch Jr можно не только играть, но и делать собственные игры. Вместе посмотрите бесплатные обучающие ролики и обязательно помогите дошкольнику разобраться. А если все получится и ребенку понравится, рассмотрите вариант обучения на курсах: это поможет лучше разобраться в визуальном программировании.

2. Kodu Game Lab

Кому подойдет: ребятам от 5-6 лет.

Отметим, что вводные направления, реализуемые современными частными школами онлайн и офлайн на курсах программирования для детей 5–6 лет, нередко основаны на сочетании Scratch Jr и Kodu Game Lab. Так делаем и мы в Pixel. Выбор в пользу сочетания не случаен, вполне оправдан: язык Jr буквально подготавливает ребенка к работе с инструментами Kodu – платформы, разработанной Microsoft специально для маленьких детей. Это приложение – хорошая основа первых шагов в IT, даже если пользователь – дошкольник или младший школьник без опыта в написании кода.

Kodu часто рассматривается как визуальный конструктор, где реализованы принципы, аналогичные Scratch: для кодинга и создания простых игровых программ нужно использовать визуальные блочные команды.

Плюс, как и в первом случае, сводится к реализации игровой формы обучения: благодаря этому даже непоседливый ребенок дошкольного возраста, увлекающийся геймингом, сможет примерить роль разработчика и прийти к пониманию, что компьютер – не только средство развлечения, но и инструмент для творчества в виде разработки простых игр.

Как увлечь ребенка Kodu? Все так же, как и в случае с первым направлением: нужно рассказать о возможностях среды и о том, что с ее помощью можно стать разработчиком простых игр, а также приблизиться к пониманию основ профессионального «взрослого» программирования. Если ребенок заинтересуется, предложите ему обучающие видео. С ними изучать Kodu будет интереснее и увлекательнее.

3. Scratch

Кому подойдет: дошкольникам от 6 лет.

Среда «Скретч» небезосновательно считается и называется старшим братом уже рассмотренной версии Jr. Одноименный язык разработан медиалабораторией Массачусетского технологического института специально для начинающих детей. Среда Scratch несколько усложнена: предполагается, что знакомство с ней – второй шаг в направлении освоения основ программирования. Но стартовать может даже новичок: достаточно заинтересованности и увлеченности. 

Из плюсов хотим отметить приятный и интуитивно понятный дизайн программы, простоту и наличие инструментов, с помощью которых можно:

  • Погрузиться в кодинг, познакомиться с его базовыми принципами, скажем, с логикой, четкостью последовательностей, а также с функциями и упрощенными вариантами текстовых конструкций, используемых в более сложных языках;

  • Научиться создавать собственные игровые миры, мультфильмы и анимацию.

Подчеркнем, что Scratch не сделает ребенка программистом: работа в среде лишь помогает закладывать основы дальнейшего обучения. Это станет существенным плюсом, если ребенка увлечет тема разработки с помощью кода. Мы уверены, что так и произойдет: простота, наглядность, яркие блоки, готовые примеры и возможность быстро получить результат – все это стимулирует, мотивирует ребенка и повышает увлеченность процессом.

Вот что можно сделать, чтобы заинтересовать дошкольника:

  • Вместе просмотреть видеоуроки и обучающие ролики о создании игр на Scratch 3.0, повторить действия за преподавателями и попытаться выполнить первые проекты самостоятельно;

  • Рассказать ребенку о перспективах направления и подчеркнуть, что в Scratch можно создавать интересные игры и играть в них.

4. TinkerCAD и Construct

Кому подойдет: ребятам от 6 лет.

TinkerCAD – это программа, предназначенная для трехмерного моделирования. Разработчик реализовал решения, подходящие детям: учиться работать с базовыми инструментами будет просто. Вы можете сказать, что 3Д-модели никак не связаны с кодом, и отчасти это правда. Но в TinkerCAD дети, помимо прочего, занимаются:

  • Схемотехникой;

  • Блочным программированием.

Это делает среду многоплановой с точки зрения дополнительного обучения дошкольников.

Мы в школе программирования Pixel для детей 6 лет и старше считаем, что образовательные возможности и потенциал TinkerCAD лучше раскрываются в связке с Construct 3 – игровым движком. С его помощью можно:

  • Писать код;

  • Создавать собственные игровые миры и выбирать, а также редактировать готовые предметы, объекты, персонажей;

  • Добавлять реалистичную физику в проекты.

А еще Construct 3 можно использовать в веб-версии и на мобильном телефоне, что упрощает знакомство с базовыми инструментами среды.

Чтобы заинтересовать ребенка, попробуйте:

  • Найти и вместе посмотреть обучающие видеоуроки, текстовые инструкции и туториалы;

  • Поработать в представленных средах самостоятельно.

Обучение в среде TinkerCAD
Обучение в среде TinkerCAD

Если все получится, а у дошкольника появится живой интерес, рассмотрите возможность записи на обучающие курсы: они помогут ребенку лучше разобраться в основах и вывести навыки моделирования и кодинга на качественно новый уровень. Это станет прочным фундаментом дальнейшего обучения и знакомства с текстовыми языками, продвинутыми программами для моделирования, скажем, Blender. 

А теперь хотим рассказать о развивающих приложениях и увлекательных играх, которые станут полезными для каждого ребенка, желающего учиться программировать. Работать с ними новичок сможет самостоятельно: даже помощь родителей не потребуется. 

Приложения и игры, которые помогут дошкольнику погрузиться в основы программирования

Увлекательные приложения и простые развивающие игры подойдут, если принято решение учиться основам самостоятельно. Они не дадут ценных знаний и продвинутых навыков, но помогут разобраться в азах и прийти к пониманию базовых принципов программирования.

Вот какие варианты приложений и игр мы предлагаем:

  • Lightbot. Это интересная головоломка с элементами программирования. Она предназначена специально для начинающих детей, делающих первые шаги в IT. Ребенку предстоит управлять мультяшным роботом и проходить один уровень за другим, решая занимательные задачи;

  • Среду «ПиктоМир». Она разработана специально по заказу РАН (Российская академия наук) и предназначена для систематического погружения дошкольников и младших школьников в написание кода. Среда подойдет даже при условии, что ребенок еще не умеет писать и читать: разработчики реализовали решения, напоминающие Scratch Jr;

  • Tynker. Эта среда, разработанная специально для новичков: она учит детей блочному программированию. Подробно о Tynker говорить не будем, потому что базовые принципы аналогичны решениям, воплощенным в Scratch, в том числе в версии Jr;

  • SpriteBox. Это простая и увлекательная среда, предназначенная для обучения программированию начинающих детей от пяти-семи лет в игровой форме. Если выбрать ее, ребенку предстоит самостоятельно работать с первыми текстовыми командами, чтобы управлять игровыми мирами и персонажами.

Так, малышам, осваивающим программирование в 6 лет, могут помочь не только сложные среды и обучающие видеоролики, но и простые развивающие приложения и игры. Однако часто не обойтись без помощи грамотного педагога: на детских курсах разбираются ошибки и их причины, подготавливаются основы выполнения самостоятельных проектов, воспитываются навыки, ценные с точки зрения программирования. 

Но выбор пути дополнительного обучения – задача ребенка и его родителей, при решении которой мы еще раз рекомендуем отталкиваться от детских интересов и увлечений. Попытка надавить и заставить заниматься дошкольника чем-то, что ему не нравится, станет фатальной ошибкой: вовлечение в навязанное направление часто становится невозможным. Написание кода – не исключение. По этой причине стоит исходить именно из увлечений и интересов ребенка дошкольного возраста. 

А в завершение хотим задать провокационный вопрос: как вы считаете, стоит ли учить дошкольников написанию кода? Почему именно, если да, каковы аргументы против, если нет? 

Мы думаем, что при условии увлеченности ребенка дополнительная учеба в одном из рассмотренных направлений станет хорошим вариантом, но понимаем, что вы можете рассуждать и считать иначе. Поэтому делитесь личным опытом и мнениями: мы учтем их и постараемся стать лучше.

Комментарии (12)


  1. MAXH0
    16.09.2024 03:24
    +2

    Горшочек, не вари!


    1. degistration
      16.09.2024 03:24

      детям есть чем заняться


  1. randomsimplenumber
    16.09.2024 03:24
    +5

    Ребенок в этом возрасте читать-писать не очень, а вы ему предлагаете писать код..


    1. MAXH0
      16.09.2024 03:24
      +2

      Тот же Коду вполне можно использовать, там все основано на картинках и объектах. НО... Вот тут возникает вопрос, на который у меня нет ответа - ЗАЧЕМ. Привить любовь к компьютерам? Так детей и так за уши не оттащить от компьютеров. Научить чему-то? Сомнительно. Лет в 10 дети начнут переход с наглядно-образного мышления шестилеток к вербальному и мало что останется. Единственная причина заниматься подобным - платежеспособный спрос со стороны родителей, которые хотят учить своих программистов от горшка.

      ИМХО в этом возрасте надо развивать у детей мелкую моторику: лепка, плетение, оригами. И обычное рисование, музыка, танцы.


    1. pink0D
      16.09.2024 03:24

      Вы вероятно еще не видели что такое ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) и что там от детей 5-6 лет ожидается


      1. Snakecatcher
        16.09.2024 03:24

        На практике вроде не требуют что-то необычного. У меня четверо детей - и не сталкивался с какими-то странными требованиями.


      1. MAXH0
        16.09.2024 03:24

        Во ФГОС прописано, что ИКТ в ДО - это вспомогательный вид деятельности и САНПИН не отменяет. А санпин говорит, что за компьютером - 20 минут в сутки.


    1. Snakecatcher
      16.09.2024 03:24

      Софья Зубкова, видимо не очень понимает в воспитании детей. А вот кушать самой хочется, и пытается толкнуть фигню в красивой обложке.

      Не удивлюсь, что в их школе нет людей с педагогическим образованием, или грамотного психолога.


      1. MAXH0
        16.09.2024 03:24

        Давайте не переводить на личности. То что человек не постеснялся выйти под реальным именем - не повод его хейтить.

        Да. Решение не однозначное. НО оно вполне приемлемо. И даже в прокрустово ложе САНПИН можно втиснуть. Просто, лично для меня, целесообразность под вопросом.


  1. jimmy_moore
    16.09.2024 03:24

    Вы оказываете "медвежью услугу". Программирование это про умение излагать свои мысли с помощью специальных техничсеких средств, но для этого надо уметь это делать на своем родном языке. Некоторые взрослые люди, решив заскачить в IT, узнают, что у них сложности с ясным изложением своих мыслей. Понятно, что есть спрос у родителей на это магическое явление, в умах которых оно выглядит модным и богатым. Теперь вопрос. Для чего вы написали эту статью на Хабре? Неужели вы хотите здесь найти потенциальных клиентов?


    1. Snakecatcher
      16.09.2024 03:24

      Да, вы правы. На волне бешенной популярности IT (кнопочку нажал - пачку баксов заработал) ТС пытается протолкнуть свою школу, продать услуги, при этом не понимая вообще о развитии детей.


  1. engin
    16.09.2024 03:24

    Даже в пять или шесть лет ребенка можно заинтересовать написанием кода и начать учить программированию. Но ...

    Но это всего лишь со стороны ребенка будет попытка в подражании взрослым, по сравнению с тем когда ребенок в таком возрасте увлекается шахматами и поверьте, дает ему это в разы больше навыков. Что же касается кодирования, это выглядит к примеру как маленькая девочка, накладывает на лицо макияж, и влезает в мамины туфли. Само по себе программирование ради программирования никакой пользы не дает ни ребенку ни взрослому. У кодирования должны быть конечные цели, а не написание скрипта. Ребенок скорей на шахматах научится строить алгоритмы, развивать память и логическое мышление, нежели скрипт для сайта или машинки с перемещением по линии, ну ни на грамм не затягивает с его ракурса мышления...
    Разве что дать большим дядькам с тетками заработать и остыть надолго, если не на всегда к дальнейшему продвижению.