Моя последняя публикация на Хабре вышла довольно давно, так что скажу ещё раз, что я работаю в Политехническом музее и отвечаю в нём за научную достоверность. У моей должности есть конкретное название, но оно слишком длинное и к тому же регулярно меняется. Основная сфера моих интересов — история вычислительной техники
Музей, как вы наверняка знаете, всё ещё находится на реконструкции, но работу свою не останавливает. Даже будучи закрытым, он продолжает пополнять свои коллекции новыми предметами и старается не пропадать с радаров, проводя разные лекции, мастер-классы и временные выставки.
Последние несколько лет были богаты на юбилеи. В конце 2022 года мы отмечали 120-летие со дня рождения отца-основателя отечественной вычислительной техники Сергея Лебедева, а в мае 2023-го — столетие другого генерального конструктора, Михаила Карцева. И одновременно исполнилось 40 лет «Агату» — одному из первых советских ПК и первому в нашей стране компьютеру, ориентированному на нужды школьного образования. К этому двойному юбилею было решено приурочить небольшую выставку в стенах музейного фондохранилища, о котором я рассказывал несколько лет назад.
Мне предложили стать научным куратором новой выставки — и в этом тексте я хочу рассказать, что работа над ней дала музею, сообществу и мне лично. Будет много текста и много редких фотографий, так что
В Политехническом музее хранится личный фонд М.А. Карцева и несколько предметов, связанных с его разработками в области больших (или, как говорил сам конструктор, «солидных») ЭВМ. Есть у нас и «Агаты», в том числе редкий предсерийный образец в непривычном вишнёвом цвете.
Опытный «Агат-4», ок. 1984
Серийный «Агат-7», 1987
Но ограничиться только своими фондами было бы скучновато, поэтому мы обратились в главную организацию, имеющую отношение к наследию М.А. Карцева, — НИИ вычислительных комплексов, который конструктор возглавлял до своей смерти в 1983 году.
Портрет М.А. Карцева в кабинете директора НИИВК
Если Институт точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) в своё время не проявил интереса к нашей выставке про С.А. Лебедева, в НИИВК идею выставки охотно поддержали и пригласили нас к себе в гости.
Делегацию музея встретил директор, и по итогам беседы в наше распоряжение предоставили практически все предметы и документы, имеющие отношение к разработкам Карцева — за исключением тех, с которых до сих пор не снят гриф секретности.
Вообще у НИИВК есть (или, во всяком случае, был) свой музей. Но организация это закрытая, просто так с улицы туда не попасть, и не похоже, чтобы за последние годы там побывало много посетителей.
А посмотреть там есть на что: мемориальные вещи, винтажные стенды с выполненными от руки подписями, и буквально горы фотографий и документов вперемешку с деталями от компьютеров.
Чтобы выбрать, какие предметы мы возьмём на выставку, нужно было всё сфотографировать и составить хотя бы черновую опись. Вообще к этой работе научные сотрудники нашего музея уже подступались ранее, к 90-летнему юбилею Карцева. Но и тогда, если судить по её фотографиям, музей НИИВК был в довольно запущенном состоянии.
Возможно, именно поэтому не привлекла особого внимания оранжево-вишнёвая клавиатура (а на самом деле совсем не клавиатура), едва выглядывающая из-под большого матричного принтера.
Фотофиксация 2013 года
Но в этот раз принтер был отставлен в сторону, а под ним обнаружилось непонятное устройство с вроде бы «агатовской» клавиатурой, но совсем непривычной формой корпуса.
Молодые сотрудники НИИВК не могли ничего сказать об этой вещи, поэтому мы стали активно копаться в коробках с документацией. Результат не заставил себя ждать: довольно скоро нам в руки попала брошюра с контурами очень похожего устройства и неожиданной подписью «Агат-3».
Поясню для тех, кто никогда особо не интересовался историей этого отечественного ПК. Серийно производились модели «Агат-7» и «Агат-9». Опытная партия примерно из 100 машин была выпущена под названием «Агат-4» (до наших дней дошло два экземпляра). А вот про «Агат-3» не было известно ничего, кроме того, что вроде бы на самых ранних этапах разработки такая модификация планировалась к выпуску.
Следом мы обнаружили рекламный буклет, датированный маем 1982 года. Он ничего не прояснил насчёт найденного корпуса, но пролил свет на то, как в НИИВК представляли себе линейку «Агатов» в самом начале разработки этого проекта.
Предполагалось, что самая простая модель, больше похожая на программируемый калькулятор, на второй год серийного производства будет стоить 450 рублей, средняя — 800, а старшая — 1100 рублей.
Наивная компьютерная графика из буклета (интересная сама по себе, учитывая год её создания) должна была наглядно проиллюстрировать сферы применения будущих «Агатов».
Три счастливых пользователя «Агатов» образца 1982 г.
Этим человечкам не хватает четвёртого — в военной форме. Есть информация, что «Агаты» поначалу предлагались и в качестве терминалов для специализированной ЭВМ М-13 (разработки всё того же НИИВК), однако не пошли в серию из-за импортного процессора. Но в целом позиционирование понятно: образование, медицина, народное хозяйство. В полной мере удалось реализовать только первую часть задумки, хотя отдельные шаги по внедрению «Агатов» в двух других сферах тоже имели место. Правда, с поправкой на то, что это были уже «Агаты-4» и более поздние.
А вот «Агата-1» и «Агата-2» никто никогда в глаза не видел, да и найденный «Агат-3» имеет иные габариты и форму, нежели описано в буклете. Видимо, внешний облик компьютера, как и его планируемое предназначение, быстро менялись по мере разработки и подготовки к серийному выпуску. Так или иначе, на данный момент мы с большой долей уверенности можем утверждать, что найденный корпус условного «Агата-3» — это самый ранний предмет, относящийся к этой серии советских ПК.
К сожалению, это именно корпус: платы внутри не оказалось, хотя крепления под неё были сделаны.
Рядом в музее стоял чёрно-белый телевизор Standard WT431 производства ГДР. То, насколько хорошо плавные обводы его корпуса совпадают с контурами углубления на «Агате-3», практически не оставляет сомнений, что именно этот телевизор должен был выступать в качестве монитора.
Но любопытные находки на этом не закончились. Помимо «Агата», который был, обнаружился «Агат», который мог быть. Ранее мне доводилось видеть только изображение дизайн-проекта ПК, выполненного в Московском художественно-промышленном училище:
С поправками на некоторое упрощение и удешевление, примерно таким реальный «Агат» (во всяком случае, «Агат-4») и получился. Но в запасниках НИИВК нашёлся и совсем уж фантастический проект!
«Агат» — гость из будущего
Не знаю, как вам, а мне кажется, что именно такими должны быть компьютеры в мире «Сто лет тому вперёд». Шарообразные устройства на переднем плане — видимо, то, что потом превратилось в агатовские пульты-манипуляторы:
И тем контрастнее на фоне этой невероятной «летающей тарелки» выглядит следующая находка — фото, судя по всему, одного из самых ранних прототипов реального «Агата»:
Увы, снимок не датирован, так что нельзя точно сказать, как он соотносится с буклетом, где описаны три модели. Основатель сайта agatcomp.ru Игорь Филатов предполагает, что это должен был быть «Агат-2». В общем, эта тема ещё ждёт своего исследователя.
Конечно же, мы запросили все найденные предметы и материалы на выставку.
Перед их размещением в экспозиции была проведена подготовительная работа, чтобы предметы смотрелись презентабельно. Реставраторы оперативно удалили следы клея и пыли, не повредив пластмассу и красочный слой.
Посетители Открытой коллекции Политехнического музея получили возможность своими глазами рассмотреть наши находки и сравнить опытную модель «Агата» с серийной.
И хотя запускать историческую технику в стенах фондохранилища запрещено, мы нашли компромиссный вариант, позволивший нашим гостям не смотреть в выключенные мониторы. Автор популярного эмулятора «Агатов» Олег Одинцов разрешил нам использовать свою разработку на выставке, да ещё и специально модифицировал её, чтобы корректно работали все программы, которые мы хотели показать.
А я на досуге нарисовал недостающие иконки размером 64×64 пикс. и создал по отдельной виртуальной машине под каждую программу, чтобы экскурсоводы могли запускать их, просто кликая на ярлыки.
Окно настроенного эмулятора
Скриншоты некоторых игр для «Агата»
Большой популярностью пользовался симулятор работы на токарном станке. Коллектив разработчиков (Сергей Шарапов, Сергей Павлов, Сергей Навроцкий) всё сделал с большим вниманием к мелочам: резцы при работе нагреваются, а если отрезать часть заготовки, та с анимацией упадёт вниз. И, как и реальность, игра не прощает ошибок: если сточить хоть немного больше, чем нужно, деталь отправится в брак, а токарь-растяпа должен будет начать работу заново.
Зато сколько удовлетворения, когда она наконец получилась как нужно!
Совместно с дизайнерами музея были разработаны информационные стенды, помогающие понять место «Агатов» в отечественной и мировой истории вычислительной техники. А на вопросы, которые всё-таки оставались, отвечали наши экскурсоводы.
«Агат-3» стал героем телепередач и газетных публикаций.
Съёмка репортажа для телеканала НТВ
Номер газеты «Юго-восточный курьер»
Сообщество энтузиастов, собирающих всё, что связано с историей «Агатов», тоже не осталось внакладе: мы передали им фотографии найденной техники и сканы оригинальных фотошаблонов печатных плат, также хранившихся в музее НИИВК. Теперь их можно использовать для исследований и создания реплик.
Уже упомянутый Олег Одинцов ведёт проект по воссозданию плат для «Агатов», в том числе опираясь на присланные нами материалы. Пример
Я же за время работы над выставкой узнал об одном из первых в стране ПК больше, чем за всю предыдущую жизнь. Теперь, даже если меня разбудить ночью, я скажу, сколько контактов в разъёме для агатовских плат расширения — потому что запомнил тяжкие взгляды дизайнеров, которых я просил воспроизвести это в оформлении стендов :)
Ранняя версия. На самом деле контактов должно быть 30
Мне хотелось, чтобы на выставке было уделено внимание не только главному, но и мелочам. И пусть подавляющее большинство людей не обратят на это внимание — даже если найдётся один, кто заметит, значит, всё было сделано не зря.
В следующей статье я расскажу о том, как шла работа над второй половиной выставки, посвящённой большим ЭВМ Михаила Карцева. Там тоже не обошлось без интересных находок, курьёзов и неожиданных сложностей.
***
Внимательный читатель вспомнит, что в заголовке статьи упоминались два неизвестных советских компьютера. Можно предположить, что под вторым я имел в виду один из более ранних прототипов «Агата», но нет: в богатом фотоархиве НИИВК мы нашли снимок ещё одной машины, про которую не известно вообще ничего.
Скупая подпись гласит, что это «персональная ЭВМ на базе микропроцессора КР580ВМ80А». Я не стал включать это фото в основной текст статьи, потому что мне просто нечего к этому добавить. Если вы хоть что-то знаете об этом компьютере — напишите, пожалуйста!
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩
Читайте также:
- ➤ Загрузочный 4G-модем, сёрфим в OS-невидимке Tails
- ➤ Первые способы защиты компьютерных игр от пиратства
- ➤ История планшетных компьютеров. От древних времен до конца двадцатого века
- ➤ Грааль номер три. Обзор необычного ноутбука-трансформера IBM Thinkpad TransNote
- ➤ Как победить вампира-социопата, не приходя в сознание, или Еще раз о современной научной фантастике
Комментарии (64)
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17+15Пожалуйста, опубликуйте эту статью по свободной лицензии, чтобы её можно было применять в развитии свободного программного обеспечения и свободного контента.
Именно свободные лицензии позволяют неограниченному кругу лиц использовать ваши тексты и изображения в своей ежедневной работе.
Спасибо!
Javian
18.09.2024 15:17+3Читаешь, читаешь и вдруг на следующей фото не можешь понять, что за разъем на фото...
Внезапное фото
tormozedison
18.09.2024 15:17+3Меж тем, на Мурмуляторе пока нет Агата, ведётся ли какая-нибудь движуха в этом направлении?
chernish2
18.09.2024 15:17+6А почему нельзя включать экспонаты? Какой тогда смысл вообще в мертвых древних компьютерах?
Kilmez
18.09.2024 15:17+9Характеристики деталей со временем изменились и включение без проверки может в лучшем случае привезти просто к невключению, в худшем к бабаху и выходу из строя. А замен деталей уже можно и не найти.
vvbob
18.09.2024 15:17+6Они и новые особой надежностью не могли похвалиться, сейчас включение без подготовки это совсем уж лотерея, электролитические конденсаторы со временем теряют свои характеристики, бывает что протекают, портят дорожки.. Если включить старое устройство без осмотра, контроля и ограничения по току, то можно сжечь что-либо на плате. А учитывая что многие детали уже "в природе не повторяются", это будет очень болезненная утрата.
BootSector Автор
18.09.2024 15:17+8Здесь ключевые слова «нельзя включать в стенах фондохранилища». Если бы выставка проходила на отдельной площадке, с этим было бы проще. Но в фондохранилище условия особые. Там хранится музейный фонд стоимостью миллиарды рублей, поддерживается особый температурный и влажностный режим, проводится строгий контроль на входе и выходе. Считайте, что это то же самое, что запасники Эрмитажа или Третьяковки. Далеко не во всех музеях в принципе можно попасть в фонды.
И, конечно, внутри фондохранилища разрешено подключать к сети только сертифицированное оборудование, имеющее сертификаты пожаробезопасности. Эксплуатировать там электронику 40-летней давности, которая может полыхнуть в любой момент, было бы крайне опрометчиво.
Вот когда музей вернётся в основное здание, там уже возможностей будет больше. Но и в этом случае опасения за сохранность исторической электроники остаются. Поэтому наиболее ценные предметы, включённые в основной музейный фонд, рекомендовано всё же не запускать. Для включения и демонстрации есть дубликаты, которые относятся к научно-вспомогательному фонду.
sintech
18.09.2024 15:17+2А когда вернется? Есть свежая информация?
Спасибо за статью.
BootSector Автор
18.09.2024 15:17+2Мы надеемся на 2025 год. Более свежей информации я от руководства не слышал.
strvv
18.09.2024 15:17+3Перед тем как их включить - надо провести полноценную ревизию аппаратной части, прозвонить на коротыши, обрывы, окисления от конденсаторов, заменить их... (и тут как раз вылазит сакраментальное НО... это уже не реальный экспонат, а реставрированный, зачастую не совпадающий). Более того, полупроводники. - Диффузия коварна! (с)Менделеев.
Проще, надежнее создать новодел, на основе экспоната.
tormozedison
18.09.2024 15:17+2То, что в одном экземпляре, включать нельзя. Если в каком-нибудь музее что-нибудь включено, можно пользоваться, и так далее, это объекты массового производства. С предсерийными, редкими и подобными экземплярами так не делают.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Как же объяснить тот факт, что в музее ВВС в Монино есть редкий экземпляр самолёта Ту-144, который включают и используют? Сейчас в мире сохранилось всего 6 (в России) и 1 (в Германии) экземпляров трёх разных вариантов, поэтому все они редкие.
Wolframium13
18.09.2024 15:17+3редкий экземпляр самолёта Ту-144, который включают и используют
Включить и использовать самолёт, это взлететь на нём. А там что делают? Бортовое освещение включают? На самом деле это тоже опасно, когда там проверяли состояние проводки, контактов, изоляции?
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Вы сами определяете удобное вам значение слов. Поэтому ваши слова означают не то, что принято у людей и в словарях. Поэтому вам нельзя возразить.
Вы правы! Никто не включает и не использует самолёты на поверхности земли. Все самолёты на аэродромах стоят выключенные и бесполезные. Но потом выходит генерал, щёлкает пальцами и выключенные, бесполезные самолёты неожиданно взлетают. Ура генералу!
tormozedison
18.09.2024 15:17Причём, если сдохнет любая деталь, снятая с производства, причём, старых экземпляров больше не сохранилось ни одного, ставить новодел нельзя - нарушится аутентичность.
Да, даже если это просто кабель.
Хотя ЭВМ «Урал» в Политехническом, вроде, доводили до рабочего состояния и включали. Лампы нужные точно сохранились старые в нужных количествах. Кабели прямо точно такие же и соотв. лет выпуска - не уверен.
BootSector Автор
18.09.2024 15:17Не совсем так. В пульт «Урала» интегрировали современную плату с контроллером, которая эмулировала работу ЭВМ и зажигала нужные индикаторные лампочки. До реконструкции в историческом здании проводили демонстрации, всё выглядело вполне аутентично. Но на самом деле на лампы подавали только накал, чтобы они немного светились, а работал эмулятор. Не скажу точно, когда «Урал» в последний раз работал на родных схемах, предположу, что где-то в 1980-х. Ну и плюс стоит учитывать, что за прошедшие годы требования к обращению с музейными предметами (особенно памятниками науки и техники, к которым относится «Урал») стали строже.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Ой, не всегда! Если раньше для фотографирования предмета рядом должен был стоять электрик, то сегодня, по новым правилам учёта и хранения, фотографировать предметы уже можно без электрика.
Tomasina
18.09.2024 15:17+1Любая электроника больше всего не любит процессы включения.
Javian
18.09.2024 15:17+2Была в школьной физике качественная задача: Посмотрев телепередачу школьник выключил телевизор. В следующий раз телевизор не включился. Когда сломался телевизор и почему?
Насколько я помню ответ, то телевизор сломался в момент выключения. Объяснялось индукционными токами в трансформаторах.tormozedison
18.09.2024 15:17+1Током зарядки конденсаторов фильтров выбило диодные мосты. Их там два, один выпрямитель даёт +150 В (ПТК, тракт ПЧ), второй +250 (остальное).
Kilmez
18.09.2024 15:17+1А как обстоят дела с сохранением бумажной документации, руководств, распечаток программ к компьютерам? Это как то собирается и сохраняется?
BootSector Автор
18.09.2024 15:17Да, если вместе с предметом нам поступает документация, мы её тоже сохраняем и изучаем. У нас есть тысячи единиц документального фонда, фонда изобразительных источников, в том числе руководства, паспорта, схемы, распечатки, листинги. Проблема в том, что зачастую это утрачено уже задолго до передачи вещи в музей.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Причём если в Политехническом музее есть руководство на компьютер ДВК, то все остальные владельцы такого же руководства уже не могут распространять его фотокопии (например, через веб-сайт) без разрешения музея. Именно так записано в Законе о музейном фонде.
tormozedison
18.09.2024 15:17+3Такого там нет.
Если в музее стоит мотоколяска СЗД, то музей может устанавливать дополнительные ограничения на распространение её фотографий, сделанных посетителями. Музейное право действует в дополнение к авторскому (фотографа непосредственно).
Если у кого-то на даче есть ещё одна мотоколяска СЗД, условия распространения её фотографий может задавать только фотограф. Эти фотографии будут объектами только авторского права, но не музейного.
Если в двух музеях стоят разные мотоколяски СЗД, один музей может устанавливать одни доп. ограничения на распространение соотв. фотографий, другой - другие, без какого-либо взаимного влияния. Иначе каждому музею пришлось бы судорожно проверять, нет ли таких же экспонатов во всех остальных музеях, и если есть, то кто заполучил первым.
В случае с руководством к ДВК, лежащем у вас дома, для его распространения договариваться нужно только с его составителями, и больше ни с кем. В случае с точно таким же руководством, но лежащем в музее - дополнительно ещё и с музеем.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17В том-то и дело, что мотоколяски в музеях одинаковые. И руководства на ДВК везде одинаковые.
Вы правильно делаете вывод о том, что музеи проверяют, нет ли таких же экспонатов в других музеях, и принимают специальные меры для того, чтобы такие же экспонаты нигде не появились. Например, если музей 1 передаёт копию изображения в музей 2, то музей 1 примет такие меры:
заключит договор, по которому музей 2 не имеет права никому показывать эту копию,
заключит договор, по которому музей 2 не имеет права копировать эту копию,
укажет в договоре, что при нарушении будет ответственность в 50 000 рублей,
вместе с договором передаст копию изображения шириной 1000 точек в формате JPEG.
Если не принять таких мер, то второй музей будет наживаться за счёт первого, что недопустимо. Рассказываю вам всё это, потому что видел такое много раз.
Wolframium13
18.09.2024 15:17Тогда как автомузеи мира существуют? Какой-нибудь Жук только где не стоит. А оружейные музеи, условный МП-40 красуется во всех околоWWII музеях в мире.
Nansch
18.09.2024 15:17Ну так это не переданный из другого музея по договору Жук, а добытый своими силами, грубо говоря, пожертвованный, выкупленный, и т.п.
Wolframium13
18.09.2024 15:17+1Так и мы говорим не про инструкции к компам в музее, а такие ж дома у владельцев
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Инструкций дома у владельцев являются такими же, как инструкции в музеях.
Изображения домашних инструкций будут такими же, как изображения инструкций в музеях.
Использовать изображения музейных предметов можно только с разрешения дирекций музеев. Подробнее: федеральный закон о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, от 24 апреля 1996 года, № 54-ФЗ.
Wolframium13
18.09.2024 15:17Ну так это не копия инструкции из музея, это копия моего личного экземпляра инструкции. Понимаю, если я пришёл, в музее отсканил, побежал распространять, но я отсканил свою инструкцию, которая не является музейным экспонатом и н входит ни в запасники ни в экспозицию..
Nansch
18.09.2024 15:17Всё у вас в порядке значит! Результат вашего труда по созданию экземпляра инструкции пренадлежит вам. А результат труда музея - музею. Распространяйте смело! А музей старался, тратил бюджеты на создание фотоматериалов к экспозиции, это труд музея, его типа нельзя заимствовать для целей извлечения выгоды.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Ну так результат-то совершенно одинаковый. Получились одинаковые копии одинаковых предметов.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Автомузеи мира — находятся в других странах, где музей не может запрещать другим людям тиражировать и распространять изображения музейных предметов.
В России у музеев есть огромная власть, которая дана им для того, чтобы выжимать деньги из физлиц и юрлиц.
Wolframium13
18.09.2024 15:17Ну так в России тоже не один автомузей. А музеев ВоВ в каждом втором городе.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Предположим, что вы пришли в музей в Самаре и сделали там изображение предмета. Например, вы нарисовали его. Однако такой же предмет оказался в музее в Перми — и теперь второй музей имеет законную причину для претензий. Ведь на вашем рисунке воспроизведено изображение музейного предмета.
Подчеркну, что в законе идёт речь не о фотографиях, а об изображениях.
Nansch
18.09.2024 15:17Посетитель создал изображение музейного предмета и имеет все права на это изображение как автор. На предмет не имеет, ну так и предмет остаётся у музея. Тут никаких претензий быть не может. А если они есть, то такое надо пресекать.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17А вот в законе написано, что права на использование такого изображения принадлежат музею. Тут вы, конечно, пока ещё с законом не познакомились.
Nansch
18.09.2024 15:17Я знаю эти законы и не все они справедливы. Закон позволяет поступить более менее правильно не задумываясь. Взрослый ответственный человек не может руководствоваться законом как истиной в последней инстанции.
tormozedison
18.09.2024 15:17Точно знаю музей, где присутствует как минимум один экземпляр троллейбуса ЗиУ-9. При этом в кино в огромных количествах сняты другие экземпляры троллейбусов ЗиУ-9. И никакие музеи на киношников не наезжают, пока те снимают не конкретные экземпляры, стоящие в музеях, а любые другие.
Или вот
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Кварц-306&imageExists=null
Ни один музей не принял меры, чтобы точно такой же экспонат не появился в остальных.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Закон запрещает не предметы, а использование изображений предметов.
tormozedison
18.09.2024 15:17Да, но изображений конкретных предметов, находящихся в музеях, а не изображений точно таких же предметов, находящихся в других местах.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Слова «конкретных предметов» в законе нету.
Там говорится так: «воспроизведений музейных предметов», «производство... продукции... с изображений музейных предметов».
Таким образом, если с помощью своего собственного предмета вы воспроизвели музейный предмет или выпустили на Хабре статью с изображением музейного предмета (такого же, как ваш), то закон это всё запрещает.
tormozedison
18.09.2024 15:17То есть, я правильно понимаю - все изображения троллейбусов ЗиУ-9 из всех фильмов безжалостно вырезаем? Или, всё же, закон прочитан слегка искажённо?
Или вот, выше я пример привёл про несколько одинаковых телевизоров «Кварц-306» в разных музеях. Получается, каждый из музеев, чтобы разместить изображение собственного экземпляра телевизора в Госкаталоге, должен получить разрешение ото всех остальных музеев, где они тоже имеются?
Полагаю, что в отношении неуникальных вещей, выпущенных миллионами экземпляров, это "дышло" в такую сторону не разворачивали никогда. Вот если одинаковых экземпляров всего-то штук пять-десять - возможно.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Вы задали несколько вопросов, поэтому отвечу по каждому.
Да, если музеи будут судиться, придётся вырезать. Для примера смотрите суд Эрмитажа против Йоц. Там одна фирма наняла художника, который срисовал карандашом часть эрмитажной картины. Эрмитаж потребовал уничтожить все копии рисунка, суд поддержал требование.
Чтобы поместить изображение в Госкаталоге, не надо ничьего разрешения, потому что это — особое исключение. Задумав Госкаталог, министерство позволило себе брать изображения у музеев. Потом, создавая Госкаталог, министерство приказало музеям отдать туда изображения.
Но в музеях-то не дураки сидят! Они поняли, что министерство хочет их обмануть, и поэтому загружают в Госкаталог только испорченные изображения. На одном поставят свою эмблему, на другом уменьшат размер, на третьем ухудшат качество, на четвёртом сделают ксерокопию вместо фотографии. Музеи уже нашли очень много способов, чтобы не позволить министерству пользоваться изображениями своих предметов.
Вы совершенно правы, говоря, что это дышло каждый музей может развернуть куда угодно. Были бы деньги на судебных юристов. В этом смысле наше законодательство очень опасное.
tormozedison
18.09.2024 15:17+1Эрмитажная картина - не предмет массового производства, и срисован был фрагмент именно того экземпляра, который в Эрмитаже.
«Музей может» и «музей будет» - не одно и то же. И тот музей, в котором стоит ЗиУ-9, наезжать на киношников просто не будет. Захотели бы - давно наехали, музейное право существует не первое десятилетие. Думаю, с руководством по ДВК случай как раз второй, т.к. это предмет массового производства. И для получения разрешения искать надо его составителей, а не у музея разрешение получать. Потому что в данном случае музей не «будет», даже если «может».
Как быть с новоделами? Наверняка в каком-нибудь музее лежит транзистор КТ814 конца семидесятых. А сейчас в магазинах имеются точно такие же, но новодельные. И разумеется, на сайтах магазинов выложены их фотографии. Опять же, музей теоретически «может», но в случае именно с предметом массового производства - не «будет».
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Эрмитаж тоже долго терпел. Но потом понадобилось так много денег, что терпеть они уже не смогли.
tormozedison
18.09.2024 15:17И ещё нашёл.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/18bda5f8624e149693f3546fdf94dcf70f7c9bda/
«Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций»
Получается, если авторское право регулирует и некоммерческое использование, и коммерческое, то музейное - только коммерческое. И если вы собираетесь выкладывать сканы руководства к ДВК в некоммерческих целях, авторское право действует, а музейное - нет, и ни с кем, кроме авторов руководства, договариваться не придётся.
PereslavlFoto
18.09.2024 15:17Я не могу вспомнить ни одного случая, когда серьёзное промышленное предприятие будет заниматься некоммерческим использованием. Прошу подсказать пример. Особенно интересно, как этот пример согласуется с уставом предприятия, где сказано, что по уставу целью предприятия является прибыль.
Предположим, что мы с вами собрались выкладывать сканы руководства к ДВК в некоммерческих целях. Значит, мы должны обеспечить, чтобы это руководство находилось на веб-сайте в течение сколько-нибудь долгого времени, хотя бы сорок-пятьдесят лет. Значит, надо заплатить за веб-сайт в течение всего этого времени. Без доменного имени это никто не разыщет, а значит, надо всё это время платить за доменное имя. Это огромные расходы. А значит, весь проект мгновенно превращается в коммерческий, нацеленный на получение прибыли для поддержания проекта. Ведь если нету прибыли, то и платить за всё это — будет попросту нечем.
Вы мне возразите: а вот Иван Иванович, он взял свои собственные деньги и заплатил!
Да, это верно. Коммерческий Иван Иванович взял из своей прибыли и заплатил за свой коммерческий хостинговый проект.
И снова вы возразите: стоп, стоп, он никому ничего не платил!
Да, это тоже верно. Я сам знаю случай, когда крупный сайт много десятков лет работает в интернете, а за него никто не платит. Провайдер не требует денег за интернет и электричество, команда сайта не требует денег за работу, продавец сервера не потребовал денег за сервер, и даже программы там бесплатные. Всё это правда, такое иногда бывает.
Просто... это бывает очень и очень редко, и может в любой момент сломаться и остановить работу. Именно поэтому ни одно серьёзное промышленное предприятие не занимается некоммерческой работой.
muxa_ru
18.09.2024 15:17+3Я не могу вспомнить ни одного случая
А что со случаями, когда музей кому-то запретил распространять сканы книжки аналогичной той, которая есть у них в фондах?
Wolframium13
18.09.2024 15:17+1фирма наняла художника, который срисовал карандашом часть эрмитажной картины. Эрмитаж потребовал уничтожить все копии рисунка, суд поддержал требование
Это всё понятно, он воспроизводил музейный экспонат, но есть ли прецеденты, когда художник срисовал дома в гараже свою 21 Волгу, а автомузей Тулы подал на него в суд, потому что у них есть Волга? Воспроизведение предмета похожего на музейный.
Или как Эрмитаж, Третьяковка и Русский музей делят изображение Чёрного квадрата Малевича? В каждом висит по штуке.
vvbob
18.09.2024 15:17+4У меня первый год информатики в школе был как раз на Агатах, на второй поставили новые клоны ПС, какие-то Искры, конечно по сравнению с Агатами они были как новенький Мерседес по сравнению с Запорожцем.
Запах характерный до сих пор помню. Постоянная забота тогда была - подобрать загрузочную дискету, которая не битая и с которой можно комп запустить, как-то не с каждой это получалось. В целом даже не сильно и запомнил что там на них делал, у меня уже был свой Спектрум, и он мне был интереснее - на нем и игр было много и его бейсик встроенный я тогда уже неплохо освоил. Вот новые Искры - это было другое дело..
tormozedison
18.09.2024 15:17+1Там был Агат-7. У Агатов-9 контроллер дисковода на другом принципе, с ним дискеты изнашиваются медленнее и читаются лучше.
Искры были 1030.
garageman
18.09.2024 15:17+3А знаете почему до сих пор разработки Карцева "под грифом"? Есть отличнй цикл статей "Рождение советской ПРО" автора Sperry (Алексей Еременко), вот прямо рекомендую. Читаешь - и погружаешься в историю.
muxa_ru
18.09.2024 15:17+1Пожалуйста, не делайте так больше, а то это выглядит как ссылка и хочется кликнуть. :)
BootSector Автор
18.09.2024 15:17+3Такое оформление — не моя инициатива, но я попробую учесть ваше пожелание!
Zamix80
спасибо