Сам я работаю в музее с 2019 года. Сразу оговорюсь, что моя деятельность не связана напрямую с экспонатами из коллекции. Но так или иначе в наших фондах я бывал не раз — и по делу, и просто как посетитель. Фотографий у меня получилось много, и вряд ли стоит пытаться вместить их все в один пост. Поэтому сегодня у нас — скорее знакомство с коллекцией. Итак, поехали!
Чтобы увидеть экспонаты Политехнического музея, нужно отправиться на территорию бывшего завода АЗЛК — сегодня это технополис «Москва». Именно там находится музейное фондохранилище, святая святых. Тем не менее, попасть туда могут не только сотрудники: в рамках проекта «Открытая коллекция» экспонаты доступны для просмотра всем желающим. Разумеется, по предварительной записи и в сопровождении музейного хранителя, но хорошо, что в принципе есть такая возможность: в большинстве других музеев людей со стороны в запасники вообще не пускают.
Изнутри здание технополиса прежде всего поражает своими размерами. Там даже есть свои улицы и переулки, а работники перемещаются на электросамокатах.
Первое, что видит посетитель «Открытой коллекции», это шкафы. Раньше они использовались просто как мебель для хранения и демонстрации экспонатов, но со временем уже сами превратились в экспонаты.
То же произошло и с масштабными моделями. На момент создания они отражали современное положение дел, но с годами приобрели ещё и историческую ценность. Теперь они отвечают не на вопрос «как это есть», а на вопрос «как это было».
Большая часть экспонатов по-прежнему хранится в деревянных ящиках, что делает фондохранилище похожим на склад реликвий из «Индианы Джонса».
Фото с сайта музея
Но самые важные и любимые публикой артефакты извлечены из упаковок и выставлены на стеллажах.
Вы наверняка заметили, что к каждому экспонату прикреплена бирка. При переезде коллекции из исторического здания всё постарались максимально автоматизировать. Каждый экспонат получил этикетку с номером, описанием и штрих-кодом, после чего был сфотографирован, бережно упакован, перевезён и посчитан по прибытии.
Часть экспонатов, как вы уже знаете, уехала не в фондохранилище, а на выставку «Россия делает сама» на ВДНХ. В процессе было сделано несколько комичных кадров.
Когда припарковал свою бомбу в неположенном месте
Ни одного экспоната при переезде не потеряли, зато нашли несколько ранее неучтённых. На 2019 год в фондах музея насчитывалось 235 174 предмета. Сейчас их уже больше, поскольку пополнение коллекций продолжается. Музей принимает в дар, а при необходимости — и покупает новые экспонаты. И если от двадцатой по счёту пишущей машинки «Ятрань» он, скорее всего, вежливо откажется, то более редкие вещи примет с благодарностью. Последнее такое поступление было не далее месяца назад.
Часто спрашивают, какой экспонат Политехнического музея значится под номером 1. Ответ довольно неожиданный: это слиток чугуна. Первый экспонат — не значит важнейший или старейший: в 30-е годы коллекция была реорганизована по отраслевому принципу, и первые номера получили экспонаты, связанные с металлургией. Так что этой отливке нет и ста лет.
Если же смотреть по ценности и уникальности, то первый экспонат — пожалуй, знаменитый «Руссо-Балт», старейший из сохранившихся автомобилей российской постройки.
Машина с удивительной судьбой — свыше 30 лет находилась в эксплуатации, затем попала на Горьковскую киностудию, чудом не была уничтожена по время съёмок фильма о Гражданской войне, и наконец в 1966 году в весьма плачевном состоянии поступила в коллекцию музея.
Компиляция фотографий из книги Л. М. Шугурова «Погоня за Руссо-Балтом». Изображение с сайта www.drive2.ru
О «Русско-Балтийском» написано много хороших статей, и нет смысла здесь их пересказывать. Расскажу лишь об одной детали.
Крышку радиатора украшает двуглавый орёл, но вы не встретите его на более ранних фотографиях автомобиля. Понятное дело, что в советское время (а машина была на ходу до 1942 года) никто бы не стал разъезжать с символом царской власти, так что оригинальный орёл был давно утерян. И только в 2016 году энтузиасты случайно нашли на аукционе такую же фигурку, которую нынешний владелец считал навершием для знамени или чем-то в этом роде. Так машина стала ещё немного ближе к оригиналу.
Если какого-то старинного автомобиля в Политехническом музее нет живьём, там наверняка отыщется его модель. Например, АМО-Ф15 — как считается, первый советский грузовик. С детства помню: «Полуторка АМО — всем машинам мама!».
Масштабных моделей в музее вообще очень много, и одна интереснее другой. Некоторые из них поступили в фонды ещё с Политехнической выставки 1872 года. Это было грандиозное событие, которое собрало свыше 12 тысяч участников из разных стран и почти 750 тысяч зрителей. Выставку подробно осматривал даже император Александр II.
Публике демонстрировалась готовая продукция, различные машины, а в тех случаях, когда объект экспонирования был слишком велик, — его точные уменьшенные копии. Вот одна из них — действующая модель маслобойного завода с паровым приводом. Тогда это было последнее слово науки и техники, а сейчас — чистой воды стимпанк. Но как сделана, а?
Модель можно рассмотреть получше на профессиональном фото.
Конечно, я не мог пройти и мимо стеллажа со звуковой техникой. Бытовые модели мне хорошо знакомы, а некоторые даже есть в моей личной коллекции. А вот необычное устройство в сером корпусе, похожее на проигрыватель пластинок, — на самом деле магнитофон МАГ-Д1, не кассетный и не катушечный, а дисковый. Такие использовались для записи сигналов азбуки Морзе в служебных целях. Длительность записи не превышала 5 минут.
Рядом выставлены ещё более раритетные устройства для звукозаписи и воспроизведения — фонографы. Фонограф считается примером «запоздавшего изобретения»: принципиально ничто не мешало ему появиться ещё во времена расцвета античной цивилизации — конструктивно он точно не сложнее, чем знаменитый Антикитерский механизм. Увы, эта идея не пришла в голову древним мастерам, так что мы никогда не услышим голосов Аристотеля и Александра Македонского. Кстати, «Разрушители легенд» проверяли гипотезу о том, не могло ли пение древних гончаров случайно записаться на горшках, которые они лепили на гончарном круге. Спойлер: гипотеза не подтвердилась.
А вот — один из ранних ламповых радиоприёмников, модель 1929 года. Он ещё не имеет собственного громкоговорителя и рассчитан на использование в паре с наушниками, как детекторные приёмники. Но благодаря лампам он отличается от них более высокой чувствительностью и избирательностью, да и звук на выходе получается заметно громче.
Вторая моя любовь — это вычислительная техника. Она в коллекции музея представлена очень широко, так что ей одной можно было бы посвятить десяток постов. Но кратко пробежимся по тому, что сейчас выставлено в витринах.
Разнообразные ручные приспособления, в первую очередь для сложения и вычитания. Деревянные русские счёты кое-где можно было застать в использовании даже в XXI веке.
Суммирующие машины первой половины XX века. Такие машины называют полноклавишными, поскольку в них на каждый разряд числа приходится полный набор клавиш со всеми возможными значениями. При определённом умении на них можно было набирать многозначные числа одним движением руки.
Машины, в которых числа набирались последовательно (как на современных калькуляторах), называли десятиклавишными. Вот несколько таких машин, дополненных печатающим устройством. Это предшественники портативных терминалов с чековым принтером.
Арифмометр «Оригинал Динамо» — скорее всего, довоенного выпуска. По своим возможностям полностью идентичен более известному «Феликсу», но имеет отличия в дизайне. Вы только посмотрите на эту ручку в форме буквы μ!
Механических и электрических счётных машинок в музее ещё очень много, но все они выполняют одиночные арифметические действия. Давайте теперь взглянем на машины, с которых началась автоматизированная обработка данных. Это ещё не компьютеры, как можно было бы подумать. Вот этот изящный деревянный шкаф со множеством циферблатов — знаменитый табулятор Германа Холлерита, от которого в конечном счёте ведёт свою историю «голубой гигант» IBM. Хотя в 1889 году, когда появился первый подобный аппарат, этого названия ещё не существовало.
Машина из коллекции музея применялась в ходе первой всероссийской переписи населения 1897 года. Данные наносились на перфокарты при помощи ручного перфоратора, который виден на переднем плане. А вот подсчёт результатов производился уже автоматически благодаря системе контактов и электромагнитных реле. В итоге стало известно, что империю населяют 125 680 682 жителя, а городов-миллионников в ней всего два — Санкт-Петербург и Москва (именно в таком порядке).
В коллекции музея есть немало другой техники для работы с перфокартами.
Суммирующие, сортирующие, репродуцирующие и расшифровочные машины в 1920-е — 1950-е годы позволяли значительно ускорить обработку информации. В компьютерах перфокарты «прописались» уже позднее. Упоминания о перфорационной технике можно встретить даже в художественной литературе. Так, в романе «Уловка-22» рассказывается, что рядовому по имени Майор Майор (папа у него был тот ещё шутник) машина IBM по ошибке присвоила звание майора.
Ну и раз уж упомянули компьютеры, то мы просто обязаны увидеть хотя бы один из них. Встречайте «Урал-1» — первую из серийно выпускавшихся советских ЭВМ и одновременно старейшую из сохранившихся до наших дней. Конкретно этот экземпляр выпущен в 1959 году. Увы, от более ранних разработок — М-1, МЭСМ, БЭСМ — остались лишь небольшие фрагменты.
Несмотря на размеры, по меркам тех лет «Урал» относится к классу малых ЭВМ. Процессор машины содержит всего 838 радиоламп — в основном двойных триодов 6Н8С. Такие до сих пор применяются энтузиастами при конструировании ламповых усилителей звука.
Программы и данные для машины записывалась на перфорированную ленту, в качестве которой применялась обычная киноплёнка: практично и экономично. Лента прокручивалась со скоростью 1,4 м/с и позволяла считывать до 4500 чисел в минуту.
Любопытно, что к идее использовать киноплёнку в качестве перфоленты ещё за 15 лет до «Урала» пришёл Конрад Цузе — создатель одного из первых компьютеров, Z3.
Внизу (так и хочется сказать «у подножия», учитывая монументальность ЭВМ и её название) стоит запоминающее устройство на основе магнитного барабана. В каком-то смысле это дедушка современных жёстких дисков, только запись в нём ведётся не на плоскость, а на боковую поверхность.
Но если в современных компьютерах магнитные жёсткие диски используются для долговременного хранения данных, то в «Урале» магнитный барабан выступал в качестве оперативной памяти. В те годы это было довольно распространённым решением для малых ЭВМ, от которых не требовалась максимальная производительность. Барабан ёмкостью 1024 36-разрядных слова вращался со скоростью 6000 об/мин и обеспечивал среднее время доступа 8 мс (это на один-два порядка больше, чем у более дорогой памяти — скажем, на ртутных линиях задержки). Но даже выполняя всего 100 операций с фиксированной запятой в секунду, один «Урал» мог заменить целый зал счетоводов с арифмометрами.
Кстати, в СМИ можно встретить информацию, что «Урал-1» в Политехе восстановлен до рабочего состояния. Это не совсем так: ламповые «мозги» машины не запускали уже много десятилетий. Но в 2007 году студенты Дмитрий Соловьев и Михаил Гляненко разработали функциональный аналог процессора ЭВМ на основе современной микросхемы программируемой логики, а также необходимый набор средств сопряжения с периферией. Всё это они подключили к пульту ЭВМ, благодаря чему стало возможным демонстрировать её работу с использованием оригинальных органов управления и индикаторных лампочек.
***
На этом пока предлагаю остановиться. Если пост покажется вам интересным, я выпущу продолжение, где покажу другие редкие образцы вычислительной техники, а также мотоциклы, автомобили, модели промышленных установок и многое другое. А ещё у меня есть кадры из реконструируемого исторического здания, из Политехнической библиотеки и из реставрационных мастерских — поверьте, там тоже есть на что посмотреть!
С уважением к вам и любовью к старым железкам, Алексей Бутырин aka BootSector.
Комментарии (75)
Dymsel
06.09.2021 12:23+9Спасибо за статью.
Очень жду, когда Политех снова откроет свои двери после реставрации. А она уже почти!
crawlingroof
06.09.2021 12:33Лет 30 назад, когда покупал кассеты для спектрума, машины не было, экскаватор помню.
PereslavlFoto
06.09.2021 12:47+2Ваши снимки помечены как «Открытая коллекция». Станете ли вы публиковать их по открытой лицензии? Или, что ещё лучше, по свободной открытой лицензии?
BootSector Автор
06.09.2021 13:26+2Добрый день! Я не большой специалист в вопросах лицензирования, так что в случае чего вы меня поправьте. Если суть свободной открытой лицензии состоит в том, что любой может сохранять и распространять мои фотографии, а также создавать на их основе новые произведения — то да, я ничего не имею против. При условии, что и производный продукт будет распространяться на таких же условиях. А если мои фотографии, скажем, начнут продавать от имени третьих лиц на фотобанках, это уже будет нарушением такой лицензии. Верно?
allter
06.09.2021 13:57Что бы запретить продажу на фотобанках надо добавить NC- запрет коммерческого использования
RiseOfDeath
06.09.2021 15:04Судя по всему вам подойдет «CC BY-NC» или «CC BY-NC-SA» creativecommons.org/about/cclicenses
Впрочем вам никто не запретит распространять под какой угодно «своей» лицензией с какими угодно (не ничтожными с т.з. закона) условиями, но Creative Commons широко практикуемая и понятная многим штука.PereslavlFoto
07.09.2021 01:28RiseOfDeath Нет, что вы! Некоммерческая не подходит. ОНА НЕСВОБОДНАЯ, она ведь не позволяет свободно создавать новые коммерческие произведения.
allter Речь не о запрете продажи. Речь о запрете продажи исходных фотографий от имени третьих лиц, то есть о сохранении авторства. А вот когда третье лицо превратит эту фотографию в рельеф или мозаику, сделает фотографию рельефа или мозаики, будет продавать такие фотографии — это и есть создание и использование производных работ.
Другой пример: когда третье лицо поместит фотографию на книжной обложке и будет продавать книгу — это будет создание и использование производных работ.
Главная проблема в том, что запрет коммерческого использования означает запрет любого использования. Фабрики, заводы, предприятия и организации умеют только коммерческое использование, таковы их уставы.
Для того, чтобы сохранить производные работы «на таких же условиях», есть ровно одна лицензия:
creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.ruallter
07.09.2021 20:51Но вы же понимаете, что если не запрещать коммерческое использование, возьмут вашу фотку, "творчески" пройдутся какими-нибудь простыми фильтрами, таким образом создав производную работу, а затем спокойно смогут продавать на фотобанке или где угодно... Ну, где-нибудь мелким шрифтом там напишут, что работа основана на такой-то.
PereslavlFoto
07.09.2021 20:54Именно на этом и основано всё свободное программное обеспечение, весь GNU/Linux, весь свободный контент и вся википедия — весь копилефт.
Именно так и следует поступать, чтобы развивать свободу.
Потому что без этого никакое предприятие не сможет использовать фотографии.allter
07.09.2021 21:09Я против полного копилефта ничего не имею - наоборот, поддерживаю. Но в оригинальном комментарии я только отвечал BootSector.
Стоит отметить, что копилефт без запрета коммерческого использования приводит к тому, что на маркетах (например, Play market) есть по несколько штук форков популярных свободных проектов, от монетизации которых оригинальные авторы/проекты ничего не имеют.
Также стоит отметить, что, например, для свободной документации даже FSF придумала отдельный вид лицензии - с неизменяемыми секциями. Т.к. в противном случае можно было бы создать производную работу, где оригинальная дока была бы полностью извращена. :)PereslavlFoto
07.09.2021 21:16Копилефт означает разрешение коммерческого использования. Если запретить коммерческое использование, это будет никакой не копилефт.
Производная работа, где оригинальная дока полностью извращена, не является производной. Это уже новая работа.allter
07.09.2021 21:26Кажется, мы совсем отошли от темы текущей статьи.
copyleft не накладывает ограничений на ограничения, которые могут или не могут быть в правах на использование.
Например, "GNU Free Documentation License (GNU FDL or simply GFDL) is a copyleft license" .
Понятно, что запрет на коммерческое использование очень сильно ограничивает, но я бы не говорил, что CC-BY-NC-SA - это не копилефт.
Anhal
06.09.2021 13:29+1Спасибо за статью - отличная, продолжайте!
Когда, в свое время, я был в этом музее, одна из эмоций (помимо восторга, удивления и восхищения) - это некоторое сожаление и раздражение из-за того, что приходится многое осматривать поверхностно, на бегу. Начинаешь смотреть основательно, а потом, когда понимаешь, сколько там залов и экспонатов, приходится ускоряться и уже галопом по европам...
А ведь там каждый экспонат тянет на отдельную статью, типа этой. У каждой вещи своя история. Так что пишите, а потом, рядом с экспонатами, ставьте QR-коды со ссылками на эти хорошие статьи) Что-то особенно заинтересовало -> сфоткал -> дома почитал.
Кстати, QR-код как экспонат тоже можно выставить - это уже явление. На одной полочке со штрих-кодом.
Vsevo10d
06.09.2021 13:36+3Большое спасибо. Политехнический музей частично определил мой выбор высшего образования.
Жду его открытия, обещали декабрь 2020 даже, насколько я помню.
BootSector Автор
06.09.2021 13:51+2Отрадно слышать. Прогноз насчёт открытия в декабре 2020-го, конечно, был слишком оптимистическим. Более реальной датой сейчас видится декабрь 2022 года.
ZekaVasch
06.09.2021 13:51+7Один раз до реконструкции удалось зайти в музей. (В прошлый раз мне было 5 лет и был ссср, захотелось вспомнить .) Удивил как раз отдел с ретро вычислительной техникой на чердаке. Мне даже показалось, что туда никто не ходит. И то что я туда зашел это прям событие.
Технику я поглядел, не все смог понять, но самым интересным я там нашел смотрителя. Относительно молодая женщина ходила из одного помещения в другое не останавливаясь. Она вела себя как , например лисица в клетке зоопарка . Бегая вдоль клетки целый день. Вот и она накручивпла километры из угла одной комнаты в угол другой.
Я решил провести эксперимент. А что если встать на пути. И немного постоял в дверном проеме. Она изменила маршрут и начала свои прогулки через другую дверь. Все так же из одного угла в другой во второй комнате.
Ладно, а что если занять угол ? Конечную точку её маршрута.
Пошел встал в угол. Я видел её злой взгляд и то как она не находила себе места. Хватала себя за руки.
Мне стало немного страшно и я прекратил свои эксперименты. И мне стало страшно за человека который там ходит в этих 2х комнатах среди табуляторов и счетчиков перфокарт.
Scorpey
06.09.2021 14:07Побывал однажды в политехе на практических занятиях для школьников по электротехнике.
Такое занятие я никогда не забуду!
agalakhov
06.09.2021 14:07Что за консоль на самой первой фотографии в правом нижнем углу?
BootSector Автор
06.09.2021 14:42+1Вот для неё, к сожалению, не сфотографировал этикетку. На шильдике указан индекс 3П11М67. Если очень любопытно, могу спросить у хранителя коллекции.
agalakhov
06.09.2021 14:59Было бы очень интересно, спасибо!
BootSector Автор
07.09.2021 13:32+3Получил ответ. Это пульт от БЦВК (бортового цифрового вычислительного комплекса) «Аргон-16». Комплекс выпускался с 1974 года, устанавливался на космических кораблях и орбитальных станциях, в том числе на «Мире».
Houdini44
06.09.2021 14:20Жаль, что в новом Политехе почти не будет самой техники.
osipov_dv
06.09.2021 18:37В смысле? Разве туда не вернут старую экспозицию?
PereslavlFoto
07.09.2021 01:31+2Есть опасения, что там будет слишком много проекций, интерактивных экранов, иммерсивных экспозиций.
BootSector Автор
07.09.2021 11:45Проекции и интерактивные экраны действительно создаются (в том числе и при моём активном участии), и их действительно будет много.
PereslavlFoto
07.09.2021 18:18+4Отсюда есть опасение, что интерактивная экспозиция → иммерсивная экспозиция → инвазивная экспозиция.
Проще говоря, мы боимся, что вместо работающих экспонатов нам предложат модели, а вместо моделей нам предложат монитор и экран.
Чем, собственно, плохи мониторы и экраны? Их главная проблема в том, что они уже стоят перед нами. Мы не желаем идти в музей ради монитора. Мы хотим увидеть в музее то, чего не бывает в домашних условиях. Мы хотим увидеть подлинные памятники развития технологий.
Конечно, огромный экскаватор в зале не покажешь. Поэтому макет экскаватора здесь очень, очень уместен. Этот макет делает громадную машину соразмерной нам, позволяет окинуть её взглядом, рассмотреть и понять. Ещё лучше, если бы этот макет двигался. (Вы же помните, как двигался макет прокатного стана? И помните, что его нельзя было включать?) У макетов есть своё полезное место в музее.
Но мониторы, экраны и проекции… Я пишу вам при помощи монитора. Я читаю ваши ответы на экране. Мне незачем идти в музей, чтобы увидеть собственный стол.
И хуже того. Мониторы, экраны и проекции ставят перед нами вопрос: почему они только в музее? Почему всё это я могу увидеть только в музее? Почему электронные модели нельзя запустить на своём компьютере? Почему 3D-схему нельзя поместить на своём сайте? Почему оцифрованную фотографию на мониторе нельзя перенести в свою газету?
Когда музей был насыщен реальными вещами и макетами, мы очень хорошо понимали, чем музей отличается от всего остального мира. Если же музей станет двигаться в сторону компьютерной презентации, перед нами ежедневно будет вставать грубый, тяжёлый вопрос:
— Почему только здесь?
— Почему только на этом экране?
— Почему не везде и всюду?hhba
08.09.2021 12:53Мы хотим увидеть подлинные памятники развития технологий
Блестящее замечание, я сам так сформулировать не смог. Причем важно не только то, что они подлинные, но и то, что они уникальные.
PereslavlFoto
07.09.2021 18:19Кроме того, уместно обсудить ещё одну сторону «проекций, интерактивных экранов, иммерсивных экспозиций».
1) Я пришёл в ваш музей и сфотографировал автомобиль ГАЗ-А. Это моя фотография. Я помещаю её в википедии и публикую по свободной лицензии Creative Commons BY-SA. Все могут распоряжаться моим снимком. Уровень отчуждения нулевой.
2) Я пришёл в ваш музей и хочу сфотографировать модель автобуса ЗИЛ-118. Теоретически такая возможность есть, я могу нажать на кнопку фотокамеры. Возникнет фотография, права на которую будут принадлежать не мне, а музею. Потому что музей — автор этой модели. Как автор, музей не позволяет мне делать фотокопии с неё и не позволяет распоряжаться этими фотокопиями. Но я хотя бы могу показать этот снимок друзьям с экрана фотокамеры. Уровень отчуждения ограниченный.
3) Я пришёл в музей и увидел проецированную модель прокатного стана, или экран с изображением устройства, или монитор с показом физического опыта. Этого я даже не смогу сфотографировать. Во 2 пункте музей позволял мне физический поступок, однако не позволял юридического поступка. Теперь же музей делает невозможным даже физический поступок. Уровень отчуждения самый полный.
И тут возникает очень неудобный вопрос. Зачем музей, который ничего не меняет в моей жизни? Зачем музей, который требует для каждого поступка покупать особенное разрешение? Зачем музей, который нельзя ни к чему применить?
PereslavlFoto
07.09.2021 18:19+1Впрочем, это я рассуждал как посетитель. Теперь я надену шапочку и стану рассуждать как преподаватель, который привёл десять студентов в Политехнический музей. Я надеюсь рассказать им об истории того дела, которое преподавал им на лекциях и семинарах. Но уже в кассе мне сказали, что я обязан молчать. Иначе я буду мешать проекциям, экранам и мониторам.
Зачем нужна такая реформа, если в результате мы получим одну только кассу, которая предлагает всего лишь покупать билеты?BootSector Автор
07.09.2021 23:27+1Простите, я не понял, история «в кассе мне сказали молчать» — это ваше моделирование гипотетической ситуации, или реально что-то подобное было? В любом случае скажу, что это абсолютно нереалистичный сценарий для того Политеха, который мы делаем. Я бы даже сказал, обратный тому, что должно быть. Одна из главных идей, которые мы всюду постулируем, это идея разговора на равных. Понятно, что это лишь идеал, к которому мы стремимся, и абсолютно равным он вряд ли будет. Но это точно отказ от менторского тона, и уж тем более — от затыкания ртов.
Аргумент насчёт экранов, которым нельзя мешать, видится мне несколько наивным. Всё-таки музей проектируют не совсем безумцы. Никто не станет размещать в одном зале двадцать бубнилок, которые будут мешать друг другу и посетителям. Далеко не у всех объясняющих материалов есть звук, а часть тех, где он есть, предусматривает использование наушников. Проводится акустическое зонирование, чтобы звук из разных источников не накладывался. Где необходимо, будут использоваться системы типа «аудиодуш». Плюс любой из материалов со звуком воспроизводится лишь по запросу и всегда может быть поставлен на паузу.
Наконец, в каждой экспозиции будут сотрудники, что-то среднее между смотрителем и экскурсоводом, задача которых — помогать посетителям лучше понять увиденное, приглашать их к диалогу, отвечать на их вопросы. Разумеется, их работа была бы невозможной, если бы мы следовали концепции «делаем музей экранов, не надо мешать экранам!».
По поводу того, что вы написали выше, мне тоже есть что ответить, но это уже завтра.PereslavlFoto
07.09.2021 23:39Было. Мой друг, преподаватель одного из московских вузов, пытался водить своих студентов по музею. Это было ещё до реконструкции. Один раз ему удалось, а на второй раз ему запретили, так он и бросил водить студентов.
Он метрологию преподаёт, так что история средств измерений для него была отличным приёмом для введения знаний в студенческие головы.
Хорошо, что этот подход остался в прошлом! Авось в новом Политехе преподаватели смогут устраивать семинары, водя студентов из зала в зал.
В целом я не писал вам про вас. Я обобщал случаи из разных музеев. И вот в разных музеях я видел, как в одном зале у каждой витрины есть бубнилка, которая автоматически включается при приближении человека.
Про медиаторов вы очень хорошо пишете. Мы же привыкли, что смотритель не имеет права говорить: во-первых, потому что он следит, а во-вторых, потому что он не сдал экзамен как экскурсовод. Здесь всё задумано прекрасно. Но вот что смущает: когда в зале 1 смотритель, ему всё-таки трудно следить за 10 посетителями. Точно так же и медиатор, столкнувшись с 10 вопрошателями, будет чувствовать себя несколько неловко. Когда у вас появится практический опыт в этом деле — мы, сотрудники других музеев, будем благодарны за поучение.
Пойду поставлю вам плюс.
dontsov
06.09.2021 14:25+4Офигенно! Жду продолжения!
p.s. То чувство, когда родной Политехнический музей настолько музей, что даже шкафы для экспонатов стали экспонатами =)
expdxx
06.09.2021 18:49Большое спасибо за материал! Очень скучаю по политеху (для меня это именно политехнический музей), надеюсь, скоро он вновь распахнет свои двери!
alexey_c
06.09.2021 20:11К сожалению, наш музей не видел, но, вспоминая стамбульский, представляю себе полноту ощущений.
Как передать им экспонат, если вдруг где-то завалялось что-то интересное?
tormozedison
07.09.2021 12:30Администрация музея разрешает залазить в экспонаты эндоскопом через вентиляционные отверстия? Если разрешает, сможете в эту штуковину залезть?
polymus.ru/ru/museum/fonds/stock/pristavka-tsvetnaya-televizionnaya-elektron-ts-ptst-23-statsionarnaya-pro-117231BootSector Автор
07.09.2021 13:13Честно говоря, звучит как очень малореальный сценарий. Я даже не знаю, извлечена ли эта вещь из упаковки. Может быть, если её будут готовить к выставке, и она попадёт в реставрационные мастерские, тогда удастся заглянуть внутрь. Но когда это будет, сказать очень сложно. Предложу разве что написать запрос на почту музея. Может быть, вам пойдут навстречу. info@polytech.one
Dimsml
08.09.2021 17:29А вас интересует конкретно устройство этой приставки или вообще принцип работы в целом?
tormozedison
08.09.2021 18:42Принцип мне известен.
archive.radio.ru/web/1971/07/016
w.labguysworld.com/TinyTriniscope_001.htm
Интересует, как реализовано в данной конкретной железке.
dlinyj
07.09.2021 12:51+1Спасибо за восхитительный пост. Я обожаю этот музей, даже когда квартировался на ВДНХ, водил туда сына.
Мой последний поход даже был запечатлён. Вот мой отчёт. У меня даже сердце чаще биться начинает, когда смотрю эти экспонаты. Очень вдохновлял меня.BootSector Автор
07.09.2021 13:15+3О, этот макет экскаватора! Впервые я его увидел лет в пять, и он сразу меня впечатлил своими размерами. Причём сначала я подумал, что это он в натуральную величину! Когда же я увидел, что это модель, и внутри видны кресла операторов высотой с палец, то обалдел ещё больше)
dlinyj
07.09.2021 16:44Да, меня там же потрясали модели Белаза. Отец, когда мне говорил, что колёса выше человеческого роста.
hhba
07.09.2021 15:28-1К сожалению прежнего Политеха уже не будет. Вместо него строят какое-то позорище. Хорошо, что хотя бы не в точности такое, которое планировали вначале, по японскому проекту.
BootSector Автор
07.09.2021 16:17+1Такие заявления требуют аргументации. Что в новом архитектурном проекте кажется вам позорным? И, если что, музей по-прежнему реконструируется в соответствии с идеями Дзюньи Исигами.
Highlander
07.09.2021 16:26А в новой концепции музея есть место старым экспонатам, всей классике, так сказать?
В том числе и из этого вашего прекрасного, не побоюсь этого слова, поста.
hhba
07.09.2021 16:45+1музей по-прежнему реконструируется в соответствии с идеями Дзюньи Исигами
Вот именно, в соответствии с идеями, но не в точности по тому проекту, который он представлял, насколько я помню события десятилетней давности. Многие глупости были изъяты еще до начала строительства, победитель даже возражал.
Что в новом архитектурном проекте кажется вам позорным?
Уточню - архитектурный проект был просто убогим. Позорным же я считаю общий подход (который конечно тоже часть проекта, но де-факто он был принят еще до конкурса) - тут у нас будут дворики, здесь интерактивные экраны, там говорящая голограмма. Вместо хорошего камерного музея, из которого люди выходили другими, будет очередной рофл, инклюзивщина, "интересно для всех возрастов", "наука - это просто!", и так далее. И я лет пять назад на экспозиции "Россия делает сама" на ВДНХ уже сформировал свое впечатление о том, что в итоге будет в Политехе. Вот прямо от самого входа и до самого выхода. Вот прямо от интерактивной схемы клистрона (той самой, где вода и голос смешивались, и превращались в радиоволны), до интерактивного аттракциона "Взорви ядерную бомбу" (с крипи-записью Васильевой на заднем плане). Руку от лица оторвал только ближе к метро...
Позвольте поинтересоваться кстати - вы, видимо, имеете отношение к этому вот всему?
BootSector Автор
07.09.2021 17:21+1Что-то всё в одну кучу смешалось.
Исигами десять лет назад и не предоставлял проекта такой степени проработанности, по которому можно было бы что-то прямо в точности строить. Если я не путаю, тогда это были вообще очень грубые карандашные наброски. Тем не менее, почти всё, что было им предложено, реализуется или будет реализовано. Раскрытие нижнего этажа? Есть. Сквозной проход под зданием и новое прогулочное пространство? Есть. Амфитеатр под открытым небом — есть. Прозрачная кровля над внутренними дворами — тоже есть. Причём выглядит всё очень прилично. Я сам достаточно въедливый и внимательный к деталям человек, но из того, что я видел на стройке, мне ничего не показалось примитивным или плохо сделанным. Да и от простых горожан я не раз слышал, каким красивым становится здание после реконструкции.
Насчёт наполнения тоже аргументация, мягко говоря, странная. В инклюзивности как таковой нет ничего плохого, да и экспонатов таких запланировано немного. Слова «Интересно для всех возрастов» (опять же оговорюсь, что не вижу в этом никакой проблемы) можно отнести только к музею в целом, где будет несколько экспозиций, рассчитанных на разных посетителей. Скажем, часть экспозиции, над которой работаю я, рассчитана на возраст 12+. Для маленьких детей будут отдельные пространства, более игровые, с менее сложным контентом. Хотя при желании никто не мешает им вместе с родителями посетить и «взрослые» выставки. Что же касается «Наука — это просто!», то такой ерунды никто никогда не заявлял. Специально перечитал наши документы по концепции — там даже близко нет похожих формулировок. Наоборот, мы везде говорим о сложности научной картины мира и красоте, которая скрывается в этой сложности. Короче, вы сами придумали себе идею и сами над ней посмеялись. Чудесно, но какое отношение это имеет к реальности — непонятно.
Насчёт последнего вопроса — нужно уточнить, что имеется в виду под «этим вот всем». К вашим фейспалмам я отношения точно не имею. О том, что я сотрудник музея, написано во втором абзаце поста. Выставку «Россия делает сама» я не делал, её закончили задолго до того, как я пришёл в музей. При этом из ваших слов совершенно непонятно, почему из старого музея люди (аж курсивом) выходили другими, а, скажем, с этой выставки — не выходили. Могли бы ради любопытства почитать, какие восторженные отзывы посетители оставляли в книге и как потом пересказывали, насколько их впечатлило увиденное. Но это, наверное, какие-то не такие посетители, раз их мнение не совпадает с вашим.
Замечу, что выставку «Россия делает сама» по сегодняшним критериям нельзя назвать выдающейся. Сегодня многое бы сделали по-другому. Но на момент появления в 2014 году ничего сравнимого в России не было. Где ещё, например, можно было не только узнать, что такое голограммы и как они работают, но ещё и сделать их самому?В общем, я так и не понял, почему вы заранее невзлюбили то, что не только не видели, но и, как выяснилось, неправильно себе представляете. Пока больше похоже просто на то, что раньше было лучше, потому что трава была зеленей.
hhba
07.09.2021 18:02Сквозной проход под зданием и новое прогулочное пространство? Есть
Значит я в самом деле плохо осведомлен. Это осталось....
от простых горожан я не раз слышал, каким красивым становится здание после реконструкции
какие восторженные отзывы посетители оставляли в книге и как потом пересказывали, насколько их впечатлило увиденное
на момент появления в 2014 году ничего сравнимого в России не было
Ну да ну да, "а нам все понравилось".
Или вот еще как раньше бывало - "по многочисленным просьбам трудящихся".
Вы мне вот скажите, только серьезно - вы тоже считаете, что клистрон именно так работает? Или это не очень важно, музей же "...в доступной форме для широких народных масс..."? Вот лично вы эту несущественную мелочь как ощущаете? Сможете теперь спать? Ок, это было до вас, но вот эти вот слова про "аналоговнет", написали лично вы.
я сотрудник музея
Будучи либералом, надеюсь, что вы имеете возможность высказывать свое искреннее мнение. Будучи гражданином, испытываю ужас, если оно и в самом деле искреннее.
Пока больше похоже просто на то, что раньше было лучше, потому что трава была зеленей
Непобедимый сарказм этой фразы не скрывает того факта, что некоторые вещи и в самом деле раньше были лучше. Почти все коммерческое ушло вперед (или умерло), почти все общественное/государственное в зависимости от интеллектуального уровня общества и уровня общественного контроля претерпело самые разные метаморфозы. Поэтому не стоит безудержно обобщать.
dlinyj
07.09.2021 18:10Жаль, что такой хороший пост, и такие чудесные тенденции омрачает мнение человека, который просто видит мир в чёрном свете.
За себя скажу, я видел экспозицию на ВДНХ от Политехнического музея, там много интерактивности — она меня потрясла. Потрясла детей — это по настоящему круто. И я, как любитель старого музея, вижу именно такое развитие и это верный путь.hhba
07.09.2021 18:41+2Жаль, что такой хороший пост, и такие чудесные тенденции омрачает мнение человека, который просто видит мир в чёрном свете
Эм, а почему мне тогда понравилась новая экспозиция на космическую тему на ВДНХ? Потому, что она хорошая, или найдете еще какое-то магическое объяснение?
dlinyj
09.09.2021 16:24Не пойму почему вы в какую-то плоскость уводите тему. Ваша фраза:
Вместо хорошего камерного музея, из которого люди выходили другими, будет очередной рофл, инклюзивщина, «интересно для всех возрастов», «наука — это просто!»,
Я отвечаю, что был пример новой экспозиции музея на ВДНХ, так сказать проба пера, она была великолепная, и если это была «демоверсия», то тенденция очень верная и крутая, детей от туда увести не мог.
И в данном случае, жизнь показывает, что это действие верное.
maxwolf
07.09.2021 23:44+1Извините за оффтопик… а Вы были в музее истории космонавтики в Калуге? Как он Вам?
P.S. Это я пытаюсь нащупать референсную точку в Вашем споре с hhba — сам недавно побывал в museum.computer и понял, что концептуально он мне гораздо ближе, чем космомузей и даже, наверное, чем компьютерный раздел старого ПолитехаPereslavlFoto
08.09.2021 01:11В Калуге очень хороший музей на крепком уровне 1990 года. Образец для многих музеев, которые остановились на уровне 1960 года.
semennikov
08.09.2021 00:04+3Урал-1 - машина которая вызывает у меня ностальгию... Я закончил 239 школу в 1974 г. и нас учили программировать как раз на ней. Запись программ на кинопленке с заклеиванием лишних отверстий и пробивкой недостающих... Да, были люди в наше время! Помнится преподаватель на первом занятии сказал - в этой машине собраны все недостатки всех существующих и будущих машин, справитесь с ней - справитесь и с любой другой. Ну, до сих пор справляюсь :-))
BootSector Автор
13.09.2021 12:32Замечательная история! Я спрошу хранителей, есть ли у нас в фондах какие-либо записи по опыту применения этой ЭВМ в школе. Если их не окажется, вы не откажетесь рассказать о ваших воспоминаниях чуть подробнее?
lamer84
12.09.2021 16:36А Пумы (в смысле роботы РМ-01) со шкафчиками "Сфера - 36" ещё планируется в экспозиции? Видел их на ВДНХ, 2 штуки рядом стояли, но относительно давно, лет пять назад. Они вообще живые?
BootSector Автор
13.09.2021 12:29Не могу дать вам точного ответа, поскольку не отвечаю за эту часть экспозиции. Но, судя по тому, что мне известно, после реконструкции в историческом здании их не будет. На них можно будет посмотреть в Открытой коллекции.
andreykour
17.09.2021 19:06а робот Сепулька там был, он куда делся?
BootSector Автор
17.09.2021 19:07+1Робот на месте, как раз недавно прошёл реставрацию. Он — один из символов Политеха, куда он денется)
PereslavlFoto
17.09.2021 19:50И вот что совершенно уже шокирует: да, это символ Политеха, и да, он широко известен. Но свободной фотографии этого робота в Википедии до сих пор нет.
Kopilov
https://www.youtube.com/watch?v=oiUdGJK8rpo
ОКА 4401 — полноклавишная машина, которую многие из нас застали