
Москвичам здание института известно как «дом с ухом» — по форме скульптурной композиции на фасаде, символизирующей ленту Мёбиуса. Сейчас вид на ЦЭМИ загораживают жилая высотка и АЗС, но когда-то на их месте был бассейн с фонтанами, вода в котором не остывала даже ночью. Дело в том, что бассейн, так любимый местными мальчишками, был устроен не для красоты, а для охлаждения вычислительных машин института.

В коллаже использовано фото пользователя aznazn с сайта pastvu.com
Бассейна больше нет, а габариты компьютеров уменьшились настолько, что теперь мощь нескольких тысяч советских ЭВМ каждый носит у себя в кармане. Большинство из этих «динозавров» давным-давно утилизированы или разграблены, и тем удивительнее, что эта участь миновала нашу сегодняшнюю героиню. Причём она ценна не только самим фактом своего существования, но и тем, что напрямую поучаствовала в реализации важнейшего проекта, результатами которого мы продолжаем пользоваться и сегодня. Но обо всём по порядку, и начнём мы с краткой истории института.
❯ Не всё идёт по плану
Как вы прекрасно знаете, экономика Советского Союза была плановой. Непосредственное управление и контроль осуществлял Госплан СССР, но его решениям была необходима научная база. В 1958 году под руководством академика Василия Сергеевича Немчинова была создана лаборатория экономико-математических методов, которая занималась исследованиями в области эконометрики, прикладной статистики и математического моделирования. Именно на базе этой лаборатории в 1963 году был создан Центральный экономико-математический институт.
Первое время он размещался в одном из зданий Академии наук на Ленинском проспекте, но установить там вычислительные машины было невозможно. Решение оказалось неожиданным: институту передали только что построенное здание на улице Бутлерова, которое изначально задумывалось как школьное (в дальнейшем это была школа №115). В самом просторном из помещений смонтировали ЭВМ «Урал-14». Так спортивный зал школы стал машинным.

Инженер М.Д. Ильменский за пультом «Урала-14»
Конечно, это был временный выход, и уже в 1966 году началось проектирование специального здания для ЦЭМИ. В соответствии с архитектурным стилем тех лет им должен был стать модернистский небоскрёб из стекла и бетона с минимумом украшений и максимумом функциональности. Предполагалось, что у ЦЭМИ будет один из самых мощных в СССР вычислительных центров, который займёт большую часть площадей. Легко заметить, что здание, построенное по проекту Леонида Павлова, состоит из двух неравных объёмов: один — для людей, другой — для

Центральный экономико-математический институт АН СССР, 1980. Фото с сайта wikimapia.org
Но скорость развития вычислительной техники сыграла с архитекторами злую шутку. К моменту достройки здания, которая затянулась до конца 1970-х, габариты ЭВМ существенно уменьшились, и им уже не требовалось столько места. Часть просторных залов, отведённых под компьютеры, пришлось переделать под аудитории и кабинеты, которые к тому же оказалось сложно отапливать из-за огромной площади окон.
❯ Единая система
«Урал-14» в новый корпус ЦЭМИ уже не переехал. Вместо него в институте установили более современную ЭВМ — ЕС 1022, выпускавшуюся минским заводом им. Г.К. Орджоникидзе. Эта машина, самая массовая в Единой системе, имела среднее быстродействие 80 тыс. операций в секунду. Скоро ей на смену пришла ЭВМ следующего поколения — ЕС 1060. В ней впервые для серии появилась поддержка виртуальной памяти, вычислений с двойной точностью и автоматического повторения команд при сбоях. В качестве периферийного оборудования с ней поставлялись одни из самых современных на тот момент ленточных накопителей ЕС 5612М1 и сдвоенные жёсткие диски ЕС 5067.02 на 200 мегабайт (типичным объёмом дискового пакета для ЕС ЭВМ тогда скорее было 29 Мб). Эта техника в дальнейшем перешла «по наследству» к основной героине нашего рассказа — ЕС 1055М.

Накопители на магнитной ленте ЕС 5612М1
❯ Гость из Германии
Историки компьютерной техники говорят, что ЕС 1055М — самая «несоветская» из советских ЭВМ. Основные узлы машины были разработаны в ГДР отделением фирмы Robotron из г. Карл-Маркс-Штадта (ныне Хемниц), накопители и другая периферия производились в Болгарии. Но общая архитектура системы была спроектирована с участием советских специалистов.

ЕС 1055М в Технологическом музее в Дрездене
Производительность центрального процессора ЭВМ составляла 450–600 тыс. операций в секунду, ёмкость оперативной памяти — 1–2 Мб, а общая пропускная способность системы ввода-вывода — до 5 Мб/с. По меркам своего времени машина считалась достаточно быстрой, но всё же уступала по заявленным характеристикам ЕС 1060 (до 1 млн операций в секунду). Видимо, определяющей оказалась немецкая надёжность: по воспоминаниям сотрудников, хотя предыдущая машина считала быстро и могла за пару часов перещёлкать все накопившиеся задачки, потом она нередко вставала на недельный ремонт, а ЕС 1055М работала без сбоев.

Характерный двойной дисплей позволяет безошибочно отличить ЕС 1055М от других ЭВМ Единой системы
Управление ЕС 1055М велось с пульта ЕС 7069, оснащённого двумя электронно-лучевыми дисплеями. Интересно, что в пульт был встроен дисковод для дискет — не привычных нам 3,5-дюймовых, конечно, а 8-дюймовых, размером с грампластинку.

После передачи мы попробуем прочитать содержимое дискет
Для взаимодействия с ЭВМ в диалоговом режиме использовались терминалы ЕС 7927.01M, внешне похожие на персональные компьютеры.
❯ Машины и люди
ЕС 1055М проработала до начала XXI века, когда моральное устаревание и небезызвестная «ошибка 2000 года», сильно затронувшая системное ПО, сделали её дальнейшую эксплуатацию и модернизацию нецелесообразной. ЭВМ легко могла постигнуть судьба тысяч её сестёр, которые были списаны и утилизированы — не в последнюю очередь потому, что содержали в себе большое количество цветных и драгоценных металлов.
Как ни парадоксально, но безденежье девяностых, которое могло погубить машину, в каком-то смысле её же и спасло. Огромный компьютер стоял на девятом этаже здания, и при монтаже некоторые его узлы загружали через окна при помощи подъёмного крана.
На то, чтобы аккуратно демонтировать и вывезти ЭВМ, не повредив современные компьютерные системы ЦЭМИ (а он продолжал оставаться одним из опорных узлов межинститутской сети и вести экономические расчёты), потребовались бы значительные средства, которых не было. В итоге машину решили оставить как есть, просто отключив от питания, а современное оборудование разместили рядом с историческими шкафами и стойками.
Естественно, огромную роль сыграло и неравнодушие сотрудников. Главное сокровище ЦЭМИ — не сама раритетная ЭВМ, а люди, которые с ней работали. С середины 1960-х и по настоящее время отдел экономической информатики ЦЭМИ возглавляет кандидат технических наук, старший научный сотрудник, бывший зам. директора по научной работе Михаил Дмитриевич Ильменский — тот самый, которого вы ранее видели на фото с «Уралом-14».

В ходе общения он рассказал нам с коллегами огромное количество интересных фактов о работе института в советское время — думаю, об этом стоит сделать отдельный пост.
Непосредственно функционирование компьютеров и сетевых систем института более 40 лет поддерживают сотрудники отдела — Нина Григорьевна Ляпичева, Людмила Ивановна Герасимова и Людмила Вячеславовна Степанова.

Дежурная смена Отдела вычислительной техники ЦЭМИ, середина 1980-х годов. На заднем плане — ещё ЕС 1060.
❯ Вещь с историей
ЕС 1055М из ЦЭМИ не только использовалась для решения математических и планово-экономических задач, но и сыграла большую роль в развитии российских компьютерных сетей и в конечном счёте — интернета. В 1991 году ЭВМ была оснащена дополнительным блоком — процессором телеобработки данных ЕС 8375, разработанным в Казани. Это был первый в нашей стране промышленный образец телекоммуникационного оборудования.

На основе ЕС 1055М с процессором ЕС 8375 был поднят узел сети SUEARN — советского сегмента Европейской сети академических исследований. Через модемы и выделенные телефонные линии было установлено сетевое соединение ЦЭМИ с Институтом органической химии (ИОХ). В дальнейшем на базе ЦЭМИ, ИОХ и Института космических исследований (ИКИ) была создана сеть из трёх постоянно функционирующих узлов интернета, которая в числе первых вошла в состав Рунета (доменная зона .ru).
В середине 90-х поддержка доступа в интернет была переведена на мейнфрейм IBM 9370, но ЕС 1055М оставалась в качестве резервной. И только в 2000 году ЭВМ была окончательно заменена более современным оборудованием фирмы Sun Microsystems.
❯ Не потерять и не сломать

Пульт ЕС 7069 в процессе демонтажа
Передача столь крупной и сложной техники — операция, требующая тщательной подготовки. Прежде всего необходимо зафиксировать, как именно были размещены блоки ЭВМ и как они соединялись друг с другом. Затем нужно их правильно отключить — сделать это не так просто, поскольку основные кабельные соединения выполнены под фальшполом. Это был стандартный приём для машинных залов ЭВМ: на монолитный бетонный пол устанавливалась система стоек, а уже на них укладывался второй уровень пола из дюралюминиевых плиток размером 50×50 см.
Подготовку к перевозке блоков ЕС 1055М мы начали вдвоём с реставратором Максимом Тулузаковым. Он — прекрасный профессионал своего дела, ну а мне пригодился мой опыт восстановления ретротехники.
Даже такая вроде бы простая операция, как отключение и частичная разборка пульта управления ЭВМ, потребовала более пяти часов. Ещё столько же ушло на процессор телеобработки ЕС 8375.

Старые компьютеры не были рассчитаны на быструю сборку и разборку: как правило, после поставки ЭВМ бригада специалистов с завода-изготовителя выполняла монтаж и пусконаладочные работы в течение нескольких недель, а то и месяцев. Теперь нам нужно было выполнить обратную операцию, попутно помечая все отсоединяемые провода и кабели и фиксируя процесс разборки на фото. Это позволит сохранить блоки ЭВМ в максимально аутентичном виде и не исключает, что когда-то их вновь можно будет запустить в работу.

В годы разработки ЕС ЭВМ идея о том, что компьютер можно будет убрать в рюкзак или спрятать в карман, казалась научной фантастикой. Один только накопитель на магнитной ленте ЕС 5612М1 крупнее, чем средний холодильник, а таких в машине четыре. Жёсткие диски ЭВМ весят под 400 кг каждый — суммарно их восемь, плюс на каждые четыре приходится стойка контроллера аналогичного размера.

Накопитель на жёстких магнитных дисках ЕС 5067.02 со снятыми крышками. Монтаж выполнен навивкой
А как перевезти всё это в фондохранилище? Подъёмный кран к окнам ЦЭМИ уже никто не подгонит — нужно действовать аккуратнее, чтобы не мешать работе института. Эту задачу музей будет решать совместно с инженерной службой ЦЭМИ.
Перевозка будет осуществляться в несколько этапов. Ожидайте новой информации о судьбе ЕС 1055М и других интереснейших образцов вычислительной техники!
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev↩

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.
Комментарии (16)
amvasiljev
17.05.2025 08:19Была машина еще на Кошкина (каширка). В школе ходил туда изучать фортран на УПК.
BootSector Автор
17.05.2025 08:19А в какие годы это было? И известно ли что-то о дальнейшей судьбе ЭВМ?
Javian
17.05.2025 08:19Удивляет в этой истории - как это руководство не сдало ЭВМ в 2000-е на драгметаллы. А просто хранило ЭВМ, занимая помещение.
xxxgoes
17.05.2025 08:19Это же не коммерческая контора. В госучреждении списание чего-либо дорогостоящего это адский квест на месяцы в лучшем случае. А тут еще и официальное содержание + особый институт + (вероятно) первый отдел + франкенштейн с з/ч от других машин с неясным бухгалтерским статусом.
Бюррократическая лень матответственного совместно со строгим недопуском расхищения творят чудеса
ru_vlad
17.05.2025 08:19Полностью согласен. Там есть такая штука как "формуляр" и в ней написано сколь драг металлов содержится, при наличии данного что либо списать просто так не получится. Например если есть золото или платина, утилизацией занимается госхран (раньше точно). Так что списать проблема, а вот передать другой конторе можно.
BootSector Автор
17.05.2025 08:19Всё так. Даже сейчас мы сталкиваемся с трудностями из-за того, что части одной и той же машины имеют разный статус, т.к. какие-то из них числились на балансе, а какие-то — нет. Официальная передача предмета от организации к организации, да ещё и в случае, когда обе из них — бюджетные, это тот ещё квест. А в данном случае всё осложняется ещё и огромным сроком, прошедшим с момента принятия на баланс, за который успели смениться не только почти все причастные сотрудники, но ещё и законы, документы и форма государственного устройства)
medvedd
17.05.2025 08:19Государственность не помешала списать все большие машины в ВЦ СО АН — три БЭСМ-6, несколько ЕС (не помню какие, одна точно 1066).
xxxgoes
17.05.2025 08:19Сложность != невозможность.
Плюс вполне вероятно что там машины как-то или кому-то мешали, нужна была площадь. А тут площадей много.
degor
17.05.2025 08:19Замечу, что бассейн на фото принадлежит ИНИОН, а бассейн ЦЭМИ был ближе к зданию и на его месте сейчас действительно жилая многоэтажка.
И на грани веков бассейн и фонтаны в нем еще работали.
Vsevo10d
17.05.2025 08:19Хотел сначала с вами яростно не согласиться, а теперь понял, что это я ступил и за ЦЭМИ принял здание НИИ системных исследований РАН, которое через Нахимовский, за Институтом Океанологии. Оно тоже теперь среди многоэтажек, вдоль неуютного проезда, в котором полгода простояла моя "Шкода" с порванным сцеплением. Настоящего ЦЭМИ удивительным образом не помню, хотя в школьные годы тусил на Новочеремушкинской и во взрослом возрасте много там ездил. А бассейн ИНИОНа видел заполненным водой, возможно и фонтаны еще работали где-то в начале нулевых. Вообще как-то вся жизнь удивительно связана с ЮЗАО. Как будто кармический квест получил на исследование локации и посещение как можно большего количества тамошних НИИ.
SIISII
17.05.2025 08:19А если её ещё и завести удастся... Правда, подозреваю, без создания эмуляторов дисков обойтись не удастся: найти кучу исправных пакетов, кучу запасных деталей (прежде всего головок) для приводов, а ещё и спецов, которые смогут их привести к годное для использования состояние...
PereslavlFoto
17.05.2025 08:19Чтобы вы лучше понимали всю катастрофу, приведу цитату из закона.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Федеральный закон. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года. Статья 36.
В силу этого закона все фотографии в вашей статье краденые. Вы могли не допустить этого. Вы могли остановить это. Вы могли обеспечить право свободно фотографировать и воспроизводить. Однако вы предпочли защищать не интересы народа, а интересы одного музея.
PereslavlFoto
17.05.2025 08:19К возможности написать эти строки мы шли более десяти лет. Теперь уже решено: фонды крупнейшего научно-технического музея страны скоро пополнятся узлами вычислительной машины ЕС 1055М
Скажите, пожалуйста, почему вы решили пополнить именно закрытые запретом фонды музея, а не свободно лицензированные фонды википедии? В чём ценность музейного запрета и, обратно, в чём вред от свободной лицензии?
TsarS
А Политехнический музей вообще открыт/закрыт/открыт частично?
BootSector Автор
Основное здание всё ещё на реконструкции, но музей как организация работает — в том числе, как видите, пополняет свои фонды. Увидеть предметы пока можно в Открытой коллекции в технополисе «Москва».