В любой стране существуют периоды истории, которые обрели в глазах современности особый романтический флёр — ковбойский Дикий Запад в Штатах, Викторианская Англия, Ренессанс в Италии (и не только в ней)… У Японии тоже есть такие излюбленные времена — и даже несколько. В эпоху Хэйан — расцвет древней аристократии и «высокой» культуры, бурная на события Эпоха воюющих провинций, период Эдо, где набрала силу городская культура… Такие временные отрезки в истории часто делают местом действия игр, фильмов, аниме и книг, вокруг них строится культура фанатов, которые коллекционируют сувениры, связанные с любимым периодом, учат его историю, имеют любимчиков среди известных личностей того времени и проводят свои мероприятия. В этой статье мы поговорим про эпоху Тайсё.
Эпоха Тайсё (1912-1926 гг.) — короткий, но очень любимый японцами период. Особую культуру, которая сформировалась в те года, японцы называют «романтизм Тайсё», и в последнее время в современной Японии предметы искусства, связанные с Тайсё, пользуются большим спросом и вызывают живой интерес не только у коллекционеров. Но прежде, чем говорить о культуре Тайсё и её влиянии на современную историю, рассмотрим исторический фон, на базе которого эта культура развивалась.
В эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.), предшествующую Тайсё, Япония встала на путь модернизации и вестернизации, чтобы оказаться в одном ряду с западными державами. Это был весьма стремительный процесс, когда традиционная, старая Япония, которую мы видим на гравюрах укиё-э, начала преображаться прямо на глазах. Изменения касались всех сфер жизни людей. Новое правительство и политический курс, огромное количество новинок в области технологий, новые веяния в искусстве, связанные с восхищением Западом, реформы образования и сословной системы… Продолжать можно очень долго.
Эпоха Тайсё стала периодом расцвета «новой Японии». Обрело силу поколение, получившее новое образование, а политики старой школы начали уходить в отставку и сдавать свои позиции. Дала свои плоды индустриализация — Япония одержала победу в Японо-китайской и Русско-японской войнах и встала в ряд с крупными западными державами того времени. Страну покрыла сеть железных дорог, сформировалась автомобильная промышленность, электрифицировались города. Кроме того, в этот период окрепли идеи индивидуализма и личной свободы, эмансипации женщин, преодоления неравенства и другие новые идеалы. Рост экономики привёл к появлению нового слоя состоятельных людей — уже не выходцев из аристократии, но тех, кто сделал себе имя самостоятельно и сколотил состояние практически с нуля. Общее благосостояние общества заметно возросло.
С другой стороны, с эпохой Тайсё связана страшная трагедия — именно в то время произошло Великое землетрясение Канто (1 сентября 1923 года), которое сопровождало огромное количеством жертв и разрушений. Кроме того, новые идеи личной свободы, в том числе свободы любви, сталкивались с моральными устоями старого времени, что порой приводило к трагедиям вплоть до самоубийств (особенно среди интеллигенции). Рост городов и активные перемещения людей через границу ухудшили эпидемиологическую ситуацию в стране, а одновременно с расцветом экономики обострялись социальные противоречия, связанные с положением рабочего класса и перераспределением ресурсов внутри страны. В незавидном положении оказались корейцы, относительно недавно ставшие японскими подданными. Их жестко дискриминировали, несколько раз вспыхивали кровавые погромы. Так, после землетрясения в Канто последовала расправа над корейцами, которую официальные власти старались не замечать.
Воодушевление и подъём, связанные с успехом Японии на поприще индустриализации и идеями свободы мысли, и одновременно — потерянность и упадок при столкновении с жестокой реальностью (стихийными бедствиями, ростом неравенства в обществе). Восторженное подражание Западу в сочетании с ещё сильным влиянием традиционной японской культуры. Либерализация политики и одновременно — возрастающее количество радикально настроенных общественных организаций и тайных обществ. Множество противоречий сформировали неповторимую культуру Тайсё: яркую, пышную и одновремённо с тем окутанную флёром печали и тревоги. Именно её японцы и зовут «Тайсё роман» — романтизм Тайсё. В чём же он проявлялся?
Именно в эпоху Тайсё во многом сформировалась современная японская кухня. Картофельные крокеты «короккэ», отбивные во фритюре «тонкацу», японская вариация индийского кари «карэ райсу», омлет с начинкой из риса с овощами «омурайсу»… Сейчас эти блюда готовят в японских семьях, подают в столовых и семейных ресторанах, продают в виде полуфабрикатов. Они прочно вошли в японский быт — настолько, что заграницей их готовят в японских ресторанах, хотя изначально эти блюда, наоборот, были японской адаптацией западной кухни. Тогда же в моду вошли западные лакомства типа мороженого, шоколада, печенья, карамели и сладкой газировки. К слову, важную роль в этом сыграли русские эмигранты, создавшие успешный бизнес. Но это уже тема для отдельной статьи.
Ещё одним ярким символом эпох Мэйдзи и Тайсё стала новая архитектура — тогда сформировался самобытный архитектурный стиль «гиёфу», характеризующийся переплетением японских и западных мотивов. Часто такое подражание принимало оригинальные формы – например, можно встретить в Японии пышные европейские здания с колоннами… из дерева, выкрашенного под камень.
То же самое касается интерьеров — состоятельные люди обустраивали свои дома в западном стиле, с парадными лестницами, витражами и деревянной обшивкой, однако не забывали оставить и «японский уголок» с привычными сердцу татами и раздвижными дверьми. Огромным шиком считались обои с рисунком и паркет. Конечно, обычные люди такой роскоши себе позволить не могли, но с удовольствием подражали элитам — покупали мебель европейского типа, украшали своё жильё по-новому.
Урбанизация и развитие технологий, а также реформы образования сыграли большую роль в эмансипации женщин. К эпохе Тайсё выросло поколение девушек, получивших образование в созданных правительством Мэйдзи женских школах и колледжах, и их уже не устраивала роль «хорошей жены и доброй матери», как диктовали старые японские обычаи. К тому же новое время открывало новые возможности.
Женщины начали работать в городах — официантками, сотрудницами универмагов, наборщицами, кондукторами и так далее. Выбор профессий всё ещё был ограничен, однако это куда больше, чем предлагалось японкам прошлых эпох, и позволяло получить относительную самостоятельность. Немного легче женщинам стало пробиться в творческие профессии — если в эпоху Эдо женщины-писательницы или художницы казались чем-то из разряда небылиц, то в эпохи Мэйдзи и Тайсё они уже не просто появлялись, но даже завоёвывали популярность.
Но, наверное, самым ярким проявлением самобытности эпохи Тайсё стала новая мода, которой до сих пор восхищаются и вдохновляются японцы. К десятым-двадцатым годам западные веяния в моде успели окончательно укорениться, но и традиционная японская одежда не ушла в прошлое окончательно, что привело к появлению уникальных сочетаний элементов гардероба из разных культур. К тому же развитие промышленности сделало нарядную одежду более доступной для простых горожан, а новые технологии создания и окрашивания ткани дали простор для фантазии модным дизайнерам — теперь куда проще и дешевле было массово производить ткань с интересными и яркими принтами.
Мужчины эпохи Тайсё уже носили европейские костюмы и пальто, но в основном на выход, в повседневности же многие продолжали ходить в традиционной одежде. Для эпохи Тайсё характерно сочетание мужского кимоно и верхней накидки-хаори с европейскими шляпами и ботинками, тростью, карманными часами с цепочкой… Большой популярностью пользовалось пальто-инвернесс.
Женская мода не отставала от мужской — на смену традиционным расцветкам кимоно с сезонными узорами пришли более современные и необычные принты и яркие расцветки. Кимоно сочетали с европейскими зонтиками, туфлями, косами, лентами в волосах. Вошли в моду чулки. Школьницам и студенткам полюбились хакама — широкие свободные брюки, которые раньше носили в основном мужчины (вдобавок современные хакама укоротили и сочетали с плотными колготками). Они оказались куда удобнее для городской жизни, чем стесняющие движения полы кимоно. Юные девушки в тёмно-красных хакама с высоким поясом, надетых на тонкое кимоно, в ботинках и с лентами в косах — яркий и узнаваемый образ эпохи Тайсё.
Женщины из высших кругов и также горожанки посмелее переходили на полностью европейскую одежду. Появились так называемые «модерн гёрл» и «модерн бой» — молодёжь нового времени, этакая городская богема. Модерн гёрл работали и читали современные книги, коротко стригли волосы, носили европейские платья и круглые шляпки, курили трубки. Модерн бой щеголяли в костюмах-тройках и блистали знанием западного этикета. Модная молодёжь слушала джаз, ходила на танцевальные вечера и воспевала свободную любовь, что казалось немыслимо для старой Японии.
Конечно, стремительные изменения в общественной жизни, урбанизация, развитие технологий и повышение общего благосостояния подтолкнули и развитие искусства. В эпохи Мэйдзи и Тайсё творило множество известнейших японских писателей, это время стало настоящим золотым веком японской литературы. Появлялись новые жанры и литературные школы и сообщества, активно переводилась зарубежная литература. К тому же новые технологии печати позволяли широко тиражировать произведения, а стоить книги стали меньше.
Не менее известны и художники того времени. Тут надо отметить, что в Японии всегда существовало довольно чёткое деление искусства на «высокое» и «массовое». И высоким искусством в эпоху Тайсё считались картины маслом в западном стиле. Однако массовое искусство того времени, впитавшее влияние западного модерна, оказалось ярче и интереснее — именно оно осталось в веках и до сих пор вызывает интерес. Прекрасные, утончённые, нарядные, но несколько отстранённо-печальные юноши и девушки с иллюстраций того времени как нельзя лучше отражают концепт «романтизма Тайсё». Многие современные японские художники творят с оглядкой на творцов начала XX века — например, очень востребованный иллюстратор Хироми Мацуо. Ниже можно взглянуть на её иллюстрации на тему моды эпохи Тайсё.
Стремительное развитие технологий печати в Японии XIX-начала XX веков привело к появлению множества издательств, печатающих бесконечные газеты, журналы, художественные книги, альбомы… А вот фотографии хоть уже и были, но распространялись медленнее, поэтому в основном всё это богатство иллюстрировалось, и молодые талантливые художники сполна получили возможность применить свои способности. Оглядываясь одновременно и на японскую традиционную живопись, и на модное западное искусство, японские творцы создали яркий и самобытный стиль японского модерна. Они рисовали иллюстрации и обложки для книг и журналов, рекламные постеры, создавали дизайн для канцелярии и упаковки товаров… Стилистикой Тайсё до сих пор вдохновляются художники в современном графическом дизайне, и именно тогда создавались многие известные бренды.
Вообще всевозможные журналы с иллюстрациями популярных художников сыграли большую роль в формировании моды Тайсё. Ведь именно они рассказывали людям, как правильно носить европейскую одежду и одевать в неё детей, как обустраивать свои дома в западном стиле, как готовить новые блюда, где искать самую современную косметику, какую музыку слушают в мире и какие книги читают… В этих же журналах публиковались новые литературные произведения и эссе известных писателей того времени, с которыми непременно нужно было познакомиться светскому человеку. А ещё посредством журналов развивалась девичья культура «сёдзё», ведь появилось немало журналов, направленных на аудиторию юных девушек тринадцати-шестнадцати лет.
Короткая, полная противоречий, эпоха Тайсё пользуется в современной Японии спросом. Например, именно в это время происходит действие чрезвычайно популярных сейчас манги и аниме «Истребитель демонов». Про эпоху Тайсё снимают сериалы, пишут книги, в музеях проводятся выставки, посвящённые этому периоду, графические дизайнеры создают «ностальгические» товары в соответствующей стилистике, а молодёжь увлечённо фотографируется в образах, созданных по мотивам моды Тайсё.
Некоторые проводят параллели между «романтизмом Тайсё» и минувшей не так давно эпохой Хэйсэй (1989-2019 гг.), ведь и для неё характерно противоречие внешнего благополучия и надежд, связанные с развитием технологий, и одновременно — тревога людей перед будущим, порождённая неспокойной ситуацией в мире и угрозой стихийных бедствий. Возможно, современные японцы всё чаще оглядываются на эпоху Тайсё, потому что чувствуют определённую общность с людьми того времени.
И, напоследок — прекрасное музыкальное видео от известной японской группы Yoasobi, повествующее о современном юноше, который переписывается с девушкой из эпохи Тайсё. Он отчаянно пытается предупредить её о грядущем землетрясении Канто, однако связь прерывается… Пока девушка не присылает ему последнее письмо о том, что она пережила катастрофу и будет жить дальше, чтобы увидеть будущее, о котором он ей рассказывает. В видео много символов, связанных с эпохой Тайсё и тем самым «романтизмом Тайсё» в представлении современных японцев.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале
Автор статьи: Полина Гуленок
DresvyannikovDE
Как вы считаете, какие элементы романтизма эпохи Тайсё оказали наибольшее влияние на современную японскую культуру, и можно ли наблюдать их проявления в современной поп-культуре Японии?
sokolovps
Вроде как, статья на этот вопрос и отвечает. Вспомним аниме, например. Та эпоха прям хорошо представлена. Включая экранизации классики тех лет. Тот же Акутагава.