Автор: основатель кадрового агентства «Личный рекрутер» Андрей Браткин

Кажется, в наш век цифр и графиков, нет ничего круче, чем внедрение KPI. А если бы вы знали, сколько бизнесов на этом споткнулось... Да-да, внедрение системы ключевых показателей эффективности (KPI) — это та самая тропа, по которой прошли многие компании, лишь бы найти себя в выгодной позиции на рынке. Однако реальность такова: внедрение KPI может привести к потере лучших сотрудников. Давайте разберемся, как этого избежать и как сохранить баланс между эффективностью и удержанием ключевых кадров.

Почему внедрение KPI приводит к потере сотрудников?

  • Хронический стресс. Постоянное слежение за показателями превращает офис в место, где даже кофеварка нервничает.

  • Сопротивление изменениям. Люди не особо любят, когда их мир меняется. Особенно, когда это касается работы.

  • Сложности адаптации. Процесс перехода на новую систему может быть настолько сложным, что даже ваш лучший сотрудник захочет уехать в Тибет.

  • Влияние на корпоративную культуру. Изменения могут подорвать тот душевный микроклимат, который компания строила годами.

  • Демотивация. Если система KPI выстроена криво — ждать позитивного отзыва не стоит. Наверное, каждому из нас приходилось видеть коллегу, опустившего руки.

Как не потерять сотрудников при внедрении KPI

  • Грамотная коммуникация. Главное — говорите! Объясните, зачем вам этот KPI, какие горные вершины вы планируете покорить. Людям нужно понимать, что будет дальше. Открытые встречи, где каждый может выставить свои опасения и задать вопросы — залог успешного старта.

  • Постепенное внедрение. Помните поговорку про больших слонов и маленькие кусочки? Вот и здесь также. Попробуйте пилотный проект в отдельном отделе. Посмотрите, что получилось или не получилось, и только потом масштабируйте.Отзывы? Важны как никогда.

  • Обучение и поддержка. Никто не рождается с умением считать KPI во сне. Обучите своих сотрудников. Дайте им все инструменты, которые нужны. Создайте группу поддержки, которая будет решать возникающие вопросы.

  • Индивидуальный подход. Каждый сотрудник уникален. Возможно, рутинная работа в бухгалтерии оказалась бы сложной для творческого отдела маркетинга. Разработайте KPI, учитывая специфику разных позиций. И не забудьте персональный подход к тем, чью работу сложно выразить в цифрах.

  • Баланс методов оценки. KPI — это не серебряная пуля для решения всех проблем. Сочетайте его с другими методами оценки, уделяйте внимание качественным показателям.

  • Регулярный пересмотр. Система KPI не должна быть раз и навсегда «вылизанной». Регулярно пересматривайте и корректируйте её, если какие-то показатели не работают или демотивируют ваших сотрудников.

Хотите сохранить команду и избежать текучки при внедрении KPI? Узнайте больше на нашем сайте! Кажется, в наш век цифр и графиков, нет ничего круче, чем внедрение KPI.-2

Психологические аспекты внедрения KPI

Страх, несправедливость, потеря автономии — вот три кита психологических проблем при внедрении новой системы.

  • Страх неудачи. Сотрудники боятся, что не достигнут цели. Адекватная обратная связь поможет снизить этот страх.

  • Справедливость. Убедитесь, что система KPI воспринимается как справедливая.

  • Автономия. Дайте сотрудникам возможность участвовать в постановке целей. Пусть они чувствуют, что их мнение имеет значение.

Роль HR в сохранении сотрудников

HR-ы — ваши маги и волшебники. Именно они:

  • Анализируют потребности и готовность организации к внедрению KPI.

  • Разрабатывают программу коммуникации и обучения.

  • Мониторят настроения в коллективе.

  • Работают с менеджерами, чтобы система KPI учитывала специфику разных отделов.

  • Организуют регулярную обратную связь.

Технические аспекты

  • Используйте удобные инструменты для отслеживания KPI, которые не превратят сотрудников в айтишников.

  • Автоматизируйте сбор данных, где возможно.

  • Обеспечьте доступность информации для всех сотрудников.

Хотите сохранить команду и избежать текучки при внедрении KPI? Узнайте больше на нашем сайте! Кажется, в наш век цифр и графиков, нет ничего круче, чем внедрение KPI.-3

Интеграция с корпоративной культурой

  • Свяжите KPI с ценностями компании.

  • Поощряйте командную работу.

  • Создайте культуру развития вокруг системы KPI.

Мотивация и признание

  • Разработайте систему награждений.

  • Не ограничивайтесь финансовыми стимулами.

  • Признавайте успехи сотрудников публично.

Обратная связь и корректировка

  • Проводите встречи для обсуждения прогресса.

  • Будьте открыты к предложениям по улучшению системы.

  • Корректируйте нереалистичные KPI.

Развитие лидерских качеств менеджеров

  • Обучите менеджеров работе с KPI.

  • Развивайте навыки коучинга.

  • Поощряйте успешных лидеров.

Технологии на службе KPI

  • Внедряйте системы автоматизированного трекинга.

  • Используйте дашборды.

  • Применяйте предиктивную аналитику.

Баланс между контролем и доверием

  • Дайте сотрудникам автономию.

  • Фокусируйтесь на результатах.

  • Поощряйте инициативу.

Заключение

Внедрение системы KPI не должно превращаться в квест на выживание. Помните: главная цель KPI — это развитие и повышение эффективности, а не контроль. Создайте культуру, где KPI станет инструментом для роста, и вы не только не потеряете сотрудников, но и укрепите их мотивацию и лояльность.

Так что берем кисть, краски и вперед рисовать красивое будущее вашей компании с помощью правильных KPI!

Комментарии (8)


  1. achekalin
    24.09.2024 08:33
    +11

    Главное — говорите! Объясните, зачем вам этот KPI, какие горные вершины вы планируете покорить.

    Т.е. "говорить остальным людям, зависящим от вас финасово, зачем вам этот KPI", я верно читаю?

    Хотя выше приведены возражения и опасения сотрудников, и вариант "говорить" особо не снимает их - все же отлично понимают, что контроля станет больше, и прежняя жизнь изменится.

    Я к тому, что надо говорить о вопросах людей, а не целях рук-ва, и, да, автоматически увеличивать доходы всех сотрудников, а не только тех, кто перевыполнит KPI. В конце-концов, люди приходили на работу в компанию без KPI, и з/п была именно с этим учётом. Появится KPI - нервов и обязанностей станет больше, и это должно быть компенсировано. Премии для перевыполняющих - это уже само собой, но логика "вы тут лентяи, я собрался вывести компанию в лидеры, а вы тут обленились" - тут никакое говорение не поможет, тем более, что Вы пишете речь не об обсуждении с трудовым коллективом, а просто об извещении их (решение-то принято!) о новых условиях труда.

    Да, худших условиях, о чем выше в посте и указано.


  1. OldFisher
    24.09.2024 08:33
    +9

    Хотите иметь эффективность - не внедряйте KPI, всё просто же. Закон Гудхарта не обманешь: "правильные" индикаторы, которые якобы не вызовут его срабатывание - миф и сказки.

    KPI предназначены не для "внедрения" и не для "достижения", а для диагностики проблем, и как следствие нужны только тому, чьей обязанностью является их выявление и решение.


  1. clx
    24.09.2024 08:33
    +12

    Я думал сейчас открою статью а там одно слово: "никак".


  1. Iustinianus
    24.09.2024 08:33
    +8

    Пулеметчик безостановочно лупил длинными очередями в небо... "Зачем?" - "А, не обращай внимания, у него KPI по гильзам считается".

    Pardonne moi, не помню из какой юморески цитата.


  1. kneaded
    24.09.2024 08:33
    +3

    Я, как data engineer, вообще не понимаю этот KPI. Что в моем случае измерять? Просрочку задач? Так бывает сами бизнес пользователи долго проверяют то, что я им сделал. Или источник данных (поставщик) ещё не готов выдавать данные к сроку, указанные в задаче jira.

    Лично я сильно негативно отношусь к KPI и вызывает дикое желание покинуть компанию, если её будут насильно внедрять. Говорю чисто по моему личному опыту, лично по моей специфике работы


  1. economist75
    24.09.2024 08:33

    Противопоставлять "эффективность" и KPI не всегда правильно.

    Например, еще недавно лучшим способом максимизации дохода от действующего бизнеса был "разогрев" компании (рост нематериальных активов) для выхода на IPO и продажи "пузыря", забив на жизненный цикл продукта и тектонику конкуренции. И здесь KPI-и, заточенные именно на повышение стоимости фирмы, были эффективными (уж точно лучше чем пустые призывы и разбрасывание денег с вертолета/на корпоративе).


  1. atues
    24.09.2024 08:33
    +5

    Типичная история: прилетает баг из дремучего легаси проекта. Редко, но случается. Надо чинить. Чтобы починить надо влезть в древние исходники (хорошо, если они все в наличии; бывает, что часть исходников утеряна), пару-тройку недель поизучать их, чтобы хоть приблизительно понять - откель зараза просочилась. Еще неделю - на исправление. Если исправление невозможно (скажем, баг зависит от других модулей, до которых добраться невозможно), то попытка перенаправить вызов на костыль, который отработает вместо бага. Возможно, и этот способ не сработает. Придется искать и пробовать дальше. В лучшем случае месяц работы программиста коту под известно какое место. А тут времечко оценки KPI. Спрашивают программиста "что делал?". Отвечает программист "баг чинил". Возмущение "ах ты пес, да там дел на пару часов". Нервы помотают. Разок-другой-третий, а потом программист находит новую работу. Начинаются танцы с бубном: "мы команда", "добавляем зарплату" и т.п. Только поздно: человеку уже с прибором и на команду и на зарплату.


  1. StupidityIncarnate
    24.09.2024 08:33
    +2

    KPI должен быть не в абстрактных задача/час, а выдаваться на всю команду (разрабы+аналитики+тестеры+эксплуатация) в виде проектных целей. А высшее руководство должно согласовать поставленные задачи и дать добро на их исполнение и со своей стороны обеспечить выплату премий.

    Например:

    1) Спроектировать и реализовать сложную, но хлебную интеграцию с Х проектом - 40%

    2) Добиться как минимум двукратного ускорения выполнения бизнес-логики в узком месте - 30%

    3) Прод громко падал не чаще одного раза за календарный год - 15% (если упало и было быстро поднято - не считается)

    4) Внедрение нового крупного сервиса - 15%

    В сумме по всем пунктам KPI может быть 100% и в зависимости от достигнутого процента к дате дедлайна из бюджета выделяются средства (каждому сотруднику выплатятся его оклад-два)