ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с основателем производства верхней одежды И. Фроловым.
По образованию я программист. Если быть точным – оператор ЭВМ. До 2007 года я работал в техподдержке, был сисадмином, внедрял базы данных в арбитражных судах.
Уже тогда мне хотелось работать над продуктом, который существует в реальности, до которого можно дотянуться и пощупать рукой. Возможно, причина в воспитании. В детстве я всегда жил в домах, которые отец строил своими руками.
Сначала я закупал мех в зверохозяйствах, ателье шили шубы, а я продавал. В 2011 году я понял, что у меха нет перспектив: люди моего поколения были нацелены на практичные вещи, а люди прошлого поколения, для кого мерило успеха было машина, дача и шуба, – старели. И действительно мех продавался до 2013-го, а потом, как отрезало. А я начал думать, что делать дальше.
Оставалось 2 варианта:
1. Ты едешь в Китай, и у тебя в потном кулачке миллион. Покупаешь какого-то барахла на 500 000 ₽, еще на 500 000 ₽ запускаешь рекламу, и понеслась торговля.
2. Или почти на миллион делаешь продукт, за который тебе не стыдно, а на рекламу остается недостаточно, и пытаешься исхитриться.
Я постарался найти золотую середину и открыл производство верхней одежды.
Пока занимался мехом, я много работал с курточниками, они заказывали меховые опушки, и через них я видел, как работает эта сфера. Сейчас мы шьем куртки, которые носят в Якутске и Оймяко́не в минус 50, а производство приносит порядка 2 млн ₽ оборота в месяц.
Почему куртки?
Я для себя понял, если работаешь с молодежью, надо крутиться в этой тусовке. А еще им нужен бренд. Они готовы купить на Апрашке паленый Абибас или Найс.
То есть вариант продать молодежи качественную, но никому не известную куртку, не пройдет. И я решил работать на взрослую аудиторию. В моем детстве не было разных брендов: была вещь наша и импортная.
Дальше встал вопрос: что шить? Вариант с модными вещами отпадал сразу, я и близко не стоял с модой и фэшн.
В моде я полный ноль, а делать из себя вид, как это принято в индустрии, я не хотел. 50-летние мужики, которые шарфики намотают на шею, и ходят по выставкам, по мне, это колхоз на выезде.
Я почитал биографии мировых модельеров. Там человек приходит после школы к суперизвестному модельеру, до 40 лет носит ему кофе, после 40 его пускают к швейной машинке, и в 70 он становится известным модельером. Понял, что это не мой путь.
Разработка курток с нуля
Я начал смотреть классические куртки, парки. Стал исходить из того, что я хочу носить сам. А это просто качественные куртки без рюшечек и замочков.
И хоть программистом я не работал уже больше 4 лет, инженерный подход у меня все еще оставался. Его я и использовал, чтобы разработать продукт.
1. Проанализировал потребителя
Тогда был популярен Живой Журнал, и я был подписан на путешественников, которые много фотографируют. Я стал им писать:
– Вы много путешествуете, на что мне ориентироваться?
– Мне нужна куртка, чтобы 5 часов я шел по тундре и не вспотел. А когда мне нужно 5 часов неподвижно стоять и ловить свет для фотографии, я бы в ней не замерз.
2. Использовал инженерный подход
Я послушал фотографа из ЖЖ и нашел инженерное решение. Я спроектировал классическую прямую парку, которая не соприкасается с телом, потому что она не приталенная. Все излишки тепла уходят вниз, и ты не потеешь.
Но когда нужно остановиться я продумал ветрозащитную юбку. По краю она сделана силиконовой обработкой, поэтому даже в утепленных штанах из полиэстера юбка не двигается, а цепляется за него.
Второй задачу, которую я ставил, была надежность. Ткань стал использовать как для спецодежды. В спецификации к ней написано, что это маслодержащая ткань, устойчивая к физическим воздействиям.
На улице машины чистят стекла, а эта взвесь попадает в воздух и садится на одежду. Куртку стирают, и она идет разводами, потому что эта среда плохо воздействует на краску куртки и на ткань, а когда ткань изначально под это заточена, таких проблем нет.
Мне говорят, у вас ткань грубоватая на спецодежду похожа, я отвечаю, что это не баг, а фича. Когда вы вымажете рукав в мазуте, сможете отстирать.
3. Протестировал минимально жизнеспособную куртку
Начал тестировать на живых людях, и инженерный/логический подход сработал. Я подарил куртки гонщикам на собачьих упряжках с одной просьбой:
– Убейте мне эти куртки, пожалуйста.
Но парни закинули куртки в промышленные стиральные машинки, и все отстиралось. Вещь получилась не модная, а практичная. А обычно либо спецодежда, либо сваливаются в фэшн.
4. Запустил серийное производство
Первый опыт своего производства был не очень. Я слишком много внимания уделял продукту и мало продажам, в результате производственные расходы есть, а продаж нет. Чтобы не погрязнуть в долгах, производство пришлось закрыть.
Спустя несколько лет пришли люди, которые меня знали, и предложили поучаствовать в бизнесе деньгами, в обмен на долю прибыли.
В середине ноября 2021-го года я зашел в абсолютно пустое помещение, даже жалюзи на окнах не было.
На 1-м этаже упаковываем и храним;
На 2-м этаже – швейный цех;
На 3-м этаже – раскройный цех и немного склады.
Товарный знак (100 000 ₽) – полезная штука, потому что время от времени я встречаю группы в соцсетях или страницы на сайте, с упоминаем моих брендов. Чаще всего это делается, чтобы перехватывать трафик с запросами по названию курток.
А без этой штуки не заключить новый договор на вывоз мусора.
Всего в производство на старте вложили 3 млн, в течение пары лет докупили еще примерно на 1 млн. Например, нам долго отшивали шевроны, и в итоге мы купили свою вышивальную машину.
Себестоимость куртки
Себестоимость 1 куртки будет зависеть от объема. Если шьем 500 шт., то она может составить порядка 6 200 ₽. А если шьем 20 шт., то может легко выйти и 8 200 ₽.
Это если говорить о нашем ассортименте, а вот когда ты шьешь одежду для сторонних заказчиков на контракте, наценка от себестоимости может составить и 15% и 10%, и даже 0%, то есть можем шить и просто чтобы платить зарплаты, аренду и коммуналку.
А, например, модель куртки для экстремальных условиях Крайнего Севера, вроде той, что поехала Федору Конюхову, обходится порядка в 11 850 ₽.
Как искать клиентов производству верхней одежды?
Подарки путешественникам и экстремалам
О подгонах курток, гонщикам собачьих упряжек писали в ЖЖ, и обо мне узнавали.
Условия дружеские: я давал одежду, они мне – снимки.
Люди гуглили и видели суровых бородатых мужиков на собачьих упряжках в моих парках.
Несколько людей были в Оймяконе и у меня заказали люди, которые водят там экскурсии. Так пошли продажи.
Продвижение в поисковиках (SEO)
Первый свой сайт я делал с подрядчиками, и когда я на себе испытал весь ужас работы с веб-студией, я плюнул, и с нуля разработал свою платформу и сайт, как мне нужно.
Сейчас все работы по сайту делаем сами. Только пишут копирайтеры.
Разговоры приносят заказы
Я никогда не покупал курсы или бизнес-клубы, а приходил к опытным людям за советом, и они в большинстве случаев все раскладывали по полочкам и помогали.
Есть стереотип об интровертности программистов, но я всегда любил поговорить, и это приносило и клиентов, и знающих партнеров. Мой знакомый, например, еще более агрессивно использовал этот навык.
…Я люблю, когда после аукционов меховщики собираются отмечать в ресторанах. Все заказывают себе виски, водку, а беру себе бокал вина. И когда все тепленькие начинается работа.
– Вот ты песца тогда продал большую партию, ты кому это продал?
– Так это Красноярские ребята из ООО “Сугроб”.
– А за сколько?
– Так, за 570 000 ₽, представляешь 300% маржи!
– За это и выпьем!
А после пьянки идешь к Красноярским ребятам прямиком в ООО “Сугроб” и предлагаешь купить такого же песца, но дешевле.
Умения говорить помогало продавать вещи, даже если не мог показать готовый образец, еще со времен торговли мехом я продавал, просто показывая шкурку и говоря, что из вот этого мы сошьем шубу.
Контрактные заказы
Пока я разрабатывал свой ассортимент, мы брали контрактные заказы у больших компаний.
Это не очень выгодно (наценка до 15%), но позволяло окупать расходы на период разработки. Иногда на таких заказов производство только окупало свои расходы и ничего не зарабатывало сверху.
Но это было полезно, потому что от брендов приходили технологи и мы многому у них научились. Сейчас наш ассортимент почти весь готов, но контрактных немного осталось. В целом зарабатывать на контрактных заказах на нашем объеме нереально, думаю, для этого нужны мощности в несколько раз выше.
Маркетплейсы
Я пробовал продавать на маркетплейсах. Скажу без всяких оговорок, сейчас маркетплейсы предназначены для продажи самого дешевого барахла. К примеру, я шью еще и футболки, и ткань на них начинается от 300 ₽.
А если брать по минимуму, ее себестоимость с работой будет около 500 ₽. Как производитель мы можем продать оптом за 700 ₽ и около 1 000 ₽ в розницу.
Но если за 1 000 футболку я продам, например, на Яндекс.маркете, 500 ₽ отдам маркетплейсу. То есть торговля при такой цене будет в ноль. Но на маркетплейсах много предложений за 1 000 и дешевле, а это реально только при плохих материалах и максимально дешевой работе. Большинство и идет туда не за качеством, а за ценой.
Думаю, на них в итоге останутся те, кто продает дешевый товар соответствующего качества и продавцы подделок под известные бренды. Кстати, подделок, исходя из количества запросов на их пошив, по моему мнению, примерно 95%, хотя возможно, я ошибаюсь и их там все 100%.
Понимаю, как это работает, не только потому, что продавал сам, но и потому, что к нам часто приходили селлеры, чтобы отшить заказы на маркетплейсы.
– Нам нужна куртка за 3 000 ₽.
– У меня 3 000 – это только материалы.
– А нам бы подешевле.
А с дешевым материалом много возни. То он скручивается, то сыпется, не выиграешь ни в чем.
Если у тебя условно бесплатная работа, например, в Бангладеш у тебя дети за 1$ в месяц работают, то такая заниженная себестоимость может окупиться. Знаю, у больших брендов это работает так:
Бренд размещает заказ на якобы солидной фабрике в Бангладеш, но по факту все это шьется на маленьких фабриках по всей стране, где реально дети 12-14 лет шьют за копейки, отсюда низкая себестоимость.
На этического плана вопросы кому-то плевать, но есть и вопросы практического плана: эти материалы не выдерживают никакой нагрузки, сыпятся, или могут быть опасны, потому что непонятно, чем они покрашены. От футболки, покрашенной ядовитой тканью можно огрести в лучшем случае аллергию.
Реклама Яндекс
По Яндекс.директу сложно посчитать цену продажи, часто сегодня показал рекламу, а человек купил через 2 месяца. Я условно понимаю, что трачу 150 000 ₽ на рекламу, и продаю на 400 000 курток, тогда это нормально. Пока еще крутим рекламу и заказы идут.
Но есть проблема скликивания. Думаю 400 ₽ из 1 000 ₽ это – скликивание ботов и конкурентов. Я общался с девушкой, и она рассказала, как в одной крупной компании, она должна была 2 часа в день тратить на скликивание рекламы конкурентов.
Часто, когда заканчиваются деньги на кабинете, реклама продолжает крутиться, потому что Яндекс тоже пытается вычислять ботов и иногда возвращает деньги за скликивание.
Интернет-магазин
В итоге я пришел к тому, что выгоднее всего строить свою розницу через интернет. Сейчас у меня 12% возвратов, причем в одежде 30% – это приемлемый вариант.
В среднем продаю 2 млн ₽. И это по большей части розничные продажи.
Расходы производства верхней одежды
Я посчитаю расходы производства на среднем хорошем месяце и обороте в 2 млн ₽, которые поступили в кассу.
Сотрудники – 900 000 ₽/месяц
Сначала я нанимал молодежь с улицы, они принесли около 500 000 ₽ убытков. Неровные швы, складки на ткани, — изделия было не спасти. Есть проблема, что испытательный срок швеи стараются, а потом начинают халявить – знают, что по ТК их трудно уволить.
Потом искал по знакомым. Молодежь уже не беру. Швеи старшего поколения по-другому воспитаны, им может быть стыдно за работу.
Зарплата швей выходит порядка 40 000 ₽, мое производство в городе Великий Новгород. На работе не задерживаются, на выходных не выходят. Наиболее результативные сотрудники могут получать и 60-80 000 ₽.
Спустя 10 лет на производстве понимаешь, что зарплата, конечно, должна быть адекватной, но, помимо этого, людям важно, чтобы с ними по-человечески общались.
Когда начальник катается на большой черной машине и орет на подчиненных, даже если он хорошо платит, не убережет от текучки.
Зарплата у нас не совсем сдельная. Швея, которая весь месяц шьет одну модель, и швея, которая полмесяца шьет одну модель, а полмесяца другую, это 2 разные скорости пошива. Иногда швея шьет что-то экспериментальное, и на 1 изделие может уйти целый день, это мы тоже учитываем.
Поэтому не привязываемся четко к количеству выработки. Каждый день в табель записывают, кто что сшил. А в конце месяца я смотрю по выработке.
В целом, систему мотивации подбивали довольно долго, с одной стороны, тебе нужно попадать в рентабельность, с другой стороны, зарплата должна быть справедливой и нужно быть в рынке. Если куртка для розницы, там наценка 100% и можно заплатить швее больше. Но если это контрактный заказ, где наценка 5-10%, то уже сильно не разгуляешься.
Работники бывает попадаются пьющие, уходили после аванса или зарплаты в запой. В этом случае мы расстаемся, а иногда пьющих удается на старте распознать по внешнему виду.
Коммуналка – 30 000 ₽/месяц
Летом меньше, зимой побольше, все это за здание в три этажа, сами швейные машинки много электричества не тратят.
Налоги – 120 000 ₽/месяц
Когда я брал меховую шкурку за 1 500 ₽ и продавал за 1 800 ₽, то работал по системе упрощенка доходы-расходы. Но в этом случае вырастают расходы на бухгалтерию, потому что нужно каждую бумажку собирать, а налоговая может что-то из расхода не принять и приходится пободаться, чтобы не заплатить лишнего, а все это нагрузка на бухгалтерию.
Сейчас работаем по упрощенке доходы (6%).
Всего при обороте в 2 млн, ₽ наше производство тратит порядка 1,5 млн ₽.
Сколько зарабатывает производство верхней одежды?
Прибыль нашего производства около 500 000 ₽, но это значение, конечно, скачет от месяца к месяцу. Обычно в сезон мы зарабатываем, в несезон – докладываем свои деньги. Постоянно нужно то какую-то машинку докупить, то какое-то оборудование.
Еще на старте договорились, что всю прибыль вкладываем. Хочется сделать его максимально оснащенным.
Первоначальные вложения еще не возвращали. Помимо оборудования, еще около 2 млн лежит в запасах ткани и где-то 1,5 млн ₽ в запасах готовой продукции.
Зарплату себе не платим. У меня и у инвесторов есть свои источники доходов. Например, я делаю сайты.
Когда я сделал сайт себе, ко мне стали обращаться знакомые и тоже просили разработать. Поэтому живу я на деньги за услуги по разработке сайтов, и этот доход позволяет не забирать деньги с производства верхней одежды.
Если бывают кассовые разрывы, можем прокредитоваться за счет своих денег из другого бизнеса. А потом при необходимости вернуть.
Выводы
Бизнес-тренеры бесполезны
Мне приходит куча предложений помочь сделать мой бизнес более успешным, конечно, не бесплатно. В тех редких случаях, когда я вынужден общаться с ними, я убеждаюсь в том, что на самом деле большинство бизнес-тренеров ничего не знают о реальном деле.
Действительно стоящую информацию я получал совершенно бесплатно. Лучший способ образовываться – это просто общаться с другими предпринимателями, внимательно их слушать и задавать вопросы. Порой истории неуспеха бывают намного полезнее историй успеха. Тем более что составляющие успеха – это время и случай, так что взять и просто повторить чей-то опыт невозможно.
Иногда нужно отдыхать
Хорошо быть предпринимателем, можешь делать что хочешь, например, могу позволить себе поработать на выходных. Но иногда все-таки полезно остановиться, что бы не случилось вот так.
Барыги бесполезны
Иногда работаешь с людьми, а они прям барыги. Причем деньги часто у них есть. Присылают нам образец, а у меня технолог говорит: мне стыдно было бы такое сшить, говорить, что я это шила.
Но им плевать, главное – маленькая себестоимость. Как только эти люди получили деньги, все, что произошло с тобой и их курткой не интересует.
Они сегодня продают куртки, завтра тапочки, послезавтра спиннеры.
В магазинах привыкли покупать барахло в Китае, но сейчас стало дорого, и они идут к производствам, вроде нашего и пытаются то же самое получить здесь, чтобы им из самого дешевого материала отшили, лишь бы с низкой себестоимостью.
А с Китаем работают только крупные продавцы. Они звонят китайцам, говорят: у нас есть 50 млн $. Под такой заказ восточные партнеры открывают банк. Деньги из нового банка отправляют еще по нескольким банкам, так очищают эти деньги от русского духа. Очищенные деньги идут в официальный банк, а тот первый банк уже закрывается.
А если ты придешь купить курток на 1 млн, никто эту суету разводить не будет, они посмотрят на тебя как на нищеброда. И в итоге небольшие идут к нам. И бренды просят, сшейте нам за 500 ₽, мы говорим минимально адекватное качество – 1 500 ₽.
Но они продают магазинам и маркетплейсам, и те их отжимают по ценам, с себестоимость изделия в 1 500 ₽ они просто не смогут ничего заработать.
Поэтому я для себя понял, что не нужны ни магазины, ни маркетплейсы, ни барыги-посредники, продажи только напрямую потребителю через интернет.
Думаю, все производители должны прийти к очищению от посредников. Именно производители. Не бренд, потому что бренд – это просто вывеска и дизайнер, а шьют они, как правило, у кого-то.
4. Не надо переживать за конкурентов
Меня многие спрашивают: а что шьют твои конкуренты? А я и не знаю, и искренне не понимаю, что мне это даст.
Я знаю людей, которые знают про своих конкурентов все, вплоть на ком женились, на чем ездят, с кем развелись. Но, мне кажется, это уже одержимость. Если следить за этим, непонятно, когда работать.
Не стоит напрягаться при виде клиентов-срочников
Пишет мне человек в начале апреля и спрашивает, успеем ли мы сшить для них сотню брендированных жилетов к 15 мая. Я отвечаю, что да, успеем. Человек отвечает "хорошо" и исчезает. Потом появляется пятого мая и пишет, ну все, мы готовы разместить заказ, жилеты нам нужны, как я и писал, пятнадцатого мая.
Приходится включать воспитателя детского сада и выдохнув рассказывать, что небо синее, трава – зеленая, а производство не может бросить свои текущие заказы и начать шить то, что не запланировало.
Критикуют – применяй
С одной стороны – это же твой любимый дорогой продукт и хочется сразу в ответ на критику накинуться со словами:
А ты-то кто такой?!
Если говорят куртки твоей не носил, но вижу, что это мусор, тогда говорить особо не о чем, но если покупатель потратил время, вник в суть вопроса и приводит конкретные замечания — это, как правило, очень ценно.
Не храните деньги в сберегательной кассе!
В начале 2015 года, когда уже шел переезд, закрылся «Судостроительный банк», где у меня лежало около 500 000 ₽, заработанных за зиму 2014/2015. Деньги были потеряны. Пришлось начинать фактически с нуля. С поставщиками пришлось договариваться о поставках материалов под честное слово. Остальное пришлось занять у знакомых. Эти долги отдавал по графику больше года.
Теперь живу по принципу: “Каждый вечер на расчетном счету должен быть ноль”.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателем производства верхней одежды “Rivernord" Игорем Фроловым.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Каждую неделю – новая история на основе интервью с предпринимателем.
Вы прочитаете: как я зарабатывал 13 млн в год на любителях пассивного дохода, как я склеил картон и продал на маркетплейсах на 50 млн в год, почему мой таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как я делаю и продаю камни на маркетплейсах на 1,35 млн в месяц, почему умирает производство пельменей в провинции, и как на меня трудится 1 000 работников, хотя они думают, что работают на себя и др. истории.
Комментарии (70)
alexhu
30.09.2024 14:54+2Теперь живу по принципу: “Каждый вечер на расчетном счету должен быть ноль”.
А куда ж теперь девать деньги? как их гонять между счетами для оплаты контрагентов, и вообще, как объяснять происхождение денег каждый день?
RoasterToaster
30.09.2024 14:54+2Федор - легенда. Очень удачное фото заполучил товарищ.
Я слышал про какой то селлаграмм в западных интернетах, как альтернатива маркетплейсам. Может у нас оно уже актуально?
beho1der
30.09.2024 14:54+2Сайт открылся реактивно,респект!
orthoxerox
30.09.2024 14:54Действительно, очень быстрый сайт, но мне не очень нравится, как представлен ассортимент. На других сайтах меня бесит, что одна модель в разных цветах - это разные плитки, но тут я зашёл в летние куртки, увидел четыре куртки разных цветов и не сразу понял, что это не одна куртка в разных цветах.
anayks
30.09.2024 14:54+6а производство приносит порядка 2 млн ₽ оборота в месяц.
Оборотка - это очень круто, её можно иметь хоть 300 млнов, а прибыль иметь нулевую... Или даже минуса.
Поэтому, автор, прошу начинать сразу с прибыли. Какое бы ни было крутое дело, бизнес - это про прибыль. Потому что прибыль - это прямой заработок предпринимателя, его "зарплата" за его труд.
Далее я в статье естественно прочитал уже почти в самом конце, но кликбейт с обороткой - не то, что хочется видеть. Спасибо за понимание.
sfinks7
30.09.2024 14:54+1Но есть проблема скликивания. Думаю 400 ₽ из 1 000 ₽ это – скликивание ботов и конкурентов. Я общался с девушкой, и она рассказала, как в одной крупной компании, она должна была 2 часа в день тратить на скликивание рекламы конкурентов.
Как-то странно что они с одного айпи или с прокси не определят регулярно повторяющиеся клики. Эо легко по идеи.
seregina_alya
30.09.2024 14:54+1Мб с таких тупых и возвращается. Тот, кто такую активность придумал, вполне может не разбираться
seregina_alya
30.09.2024 14:54Классная статья, спасибо большое
Пойду себе куртку посмотрю, что ли. Мб понравится
Zifix
30.09.2024 14:54+4А после пьянки идешь к Красноярским ребятам прямиком в ООО “Сугроб” и предлагаешь купить такого же песца, но дешевле.
Выглядит как-то не очень этично.
K0styan
30.09.2024 14:54+2Здесь самое место той самой цитате про то, на что пойдёт капиталист ради 100/200/300% прибыли ;-)
voldemar_d
30.09.2024 14:54Есть такая пословица "Деньги любят тишину". Видимо, не все про неё знают. Я так понимаю, никто же их не заставляет откровенничать.
Tinkz
30.09.2024 14:54+3сорян разочарую, но ветрозащитную "юбку" на куртке давно придумали до вас
ifrolov2
30.09.2024 14:54+5Я не изобретал ветрозащитную "юбку", в статье вольный пересказ моих слов, вероятно неправильно было понято, юбку до меня изобрели, я просто рассказал, как она работает
voldemar_d
30.09.2024 14:54Можете объяснить, каким образом "лишнее тепло" уходит вниз? Я думал, тёплый воздух вверх поднимается.
ADDA16
30.09.2024 14:54+1Изменение объёма, при всяких телодвижениях. Наклонился - верхний слой прислонился к телу - тёплый воздух частично выдавился через нижнюю юбку. Распрямился - в освободившийся объём засосало холодный забортный воздух. Эдакая вентиляция, в умеренных масштабах, заодно и отвод влаги/пара. Объёмы воздуха в процессе этого вдоха-выдоха - регулируются утяжкой юбки.
sgrb
30.09.2024 14:54+1а потом начинают халявить – знают, что по ТК их трудно уволить.
Вот тут не понятно - у швеи же работа довольно понятная, требования к качеству достаточно просто формализуемы, почему нельзя уволить за неисполнение трудовых обязанностей?
ifrolov2
30.09.2024 14:54+4Тут опять же немного вольный пересказ моих слов, но по факту очень трудно уволить человека, у меня сейчас есть швея которая на больничном с июня, скорее всего просто его покупает, получает больничные и еще где-то работает, я даже зная это ничего с этим не могу поделать
dkfbm
30.09.2024 14:54+1Мне нужна куртка, чтобы 5 часов я шел по тундре и не вспотел. А когда мне нужно 5 часов неподвижно стоять и ловить свет для фотографии, я бы в ней не замерз.
При всём уважении, это так не работает:
Я из ЖЖ и нашел инженерное решение. Я спроектировал классическую прямую парку, которая не соприкасается с телом, потому что она не приталенная. Все излишки тепла уходят вниз, и ты не потеешь.
При длительной работе в тепле (куртка ведь для тепла, правда?) человек неизбежно потеет. А влажная одежда столь же неизбежно начинает пропускать холод. Никакие "излишки" вниз не уйдут - ну или из под такой куртки будет просто выдувать всё тепло - это в условия Сибири-то. Поэтому одежда, отвечающая исходным критериям, должна обеспечивать одновременно и непродуваемость, и эффективный отвод влаги - а это мембрана, причём для условий типа тяжёлой работы в тундре - весьма высокотехнологичная, и обязательно в сочетании с правильно подобранными нижними слоями одежды. Увы, в описываемых куртках её нет - никакой. Поэтому и цены относительно невысокие - с высококачественной мембраной было бы раза в два, а то и в три дороже.
ifrolov2
30.09.2024 14:54+1Мембрана для зимней одежды не работает, мембрана в этом случае препятствует быстрому выводу влаги и замерзает, я собирал отзывы, по поводу мембраны, она нужна чтобы не пускать дождь внутрь и выводить при этом влагу, но она барьер, без нее влага выходит быстрее, для зимней одежды мембрана лишняя.
dkfbm
30.09.2024 14:54+5Мембрана для зимней одежды не работает, мембрана в этом случае препятствует быстрому выводу влаги и замерзает, я собирал отзывы
Только по отзывам судите? Я, видите ли, давненько занимаюсь горными лыжами - и смею заверить по личному опыту, что куртки без хорошей мембраны для этого непригодны. Ну то есть, надеть-то можно, но удовольствия не получишь: моментально взмокнешь и как результат, начнёшь мёрзнуть. А в статье речь хоть и не о спорте, но о весьма интенсивной работе на морозе - попробуйте-ка те самые 5 часов по тундре протопать. Требования весьма схожие. И уж кстати, ни разу не только сам не сталкивался, но даже и не слышал о замёрзшей мембране - люди в многодневные ски-туры с ночёвками на снегу ходят, и ничего - прекрасно она работает в таких условиях.
она нужна чтобы не пускать дождь внутрь и выводить при этом влагу, но она барьер, без нее влага выходит быстрее, для зимней одежды мембрана лишняя.
Если голым ходить, то влага вообще не скапливается - но никто же не пойдёт голым в тундру. Там ветер, снег, дождь - всё, что угодно может быть, и всё это требует хорошей изоляции от внешней среды. Мембрана, разумеется, компромисс - между непромокаемой и непродуваемой резиной и насквозь дышащим шерстяным свитером. Но компромисс очень разумный.
anka007
30.09.2024 14:54Горные лыжи - это активная физнагрузка при легком морозце. Разница -10 и -20 существенная. Плюс это редко даже 5 часов "работы", пару часов покатаются и отдыхать в помещение. Под нагрузкой (нахождение в рабочем диапазоне условий) мембрана хороша весьма ограниченое время, а потом
превращается в тыквуперестает работать. Это весьма неожиданное свойство, но оно есть на практике. Так что мембрана выбор цивилизации, за её пределами лучше классические материалы.UranusExplorer
30.09.2024 14:54Горные лыжи - это активная физнагрузка при легком морозце. Разница -10 и -20 существенная.
Это вы, наверное, на Урале не бывали. Там на горнолыжках и в -20, и в -25 люди активно катаются.
voldemar_d
30.09.2024 14:54Простите, но это уже близко к одержимости. Имхо, при морозе ниже -15 на горных лыжах кататься уже никакого удовольствия. Приходится укутывать даже лицо.
UranusExplorer
30.09.2024 14:54Никак нет, вопрос привычки.
Если нет шквалистого ветра и низкая влажность, то это может быть вполне даже нормально по комфорту.
voldemar_d
30.09.2024 14:54А может и не быть. Мне друзья рассказывали, как один в -15 катался без проблем, а другой себе всё лицо чуть не отморозил. И да, в горах без ветра - это не всегда бывает. А при высокой влажности ещё и лед намерзает, даже хорошие лыжи срываются на склонах.
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1Шерегеш, Кировск, Урал, Манжерок. У нас много горнолыжных курортов, где -30 это нормальная погода. Не все подъемники, правда, в такую работают. Главное лицо закрыть, иначе на ветру можно обморожение заработать очень быстро. Зато виды красивые :)
voldemar_d
30.09.2024 14:54Был я в Шерегеше не раз. Не всегда там -30 - нормальная погода. И да, в -25 там обычно подъемники не включают. На сильном ветре такой мороз - небезопасно для жизни.
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1Из тех раз, что я был - каждый раз -20 и ниже по нескольку дней минимум было. Подъемники только сверху закрывают. Низы обычно работают. На моей памяти только пару раз вообще всё закрывали. И несколько раз работало только два самых нижних. Кроме сотоны, этот работает всегда. А так да, без защиты лица в последний раз на ветру я там кожу отморозил сильно в первый день. Пришлось придумывать, чем замотать и мазаться специальным кремом. За неделю где-то отпустило.
voldemar_d
30.09.2024 14:54Ради одних низов туда зачем ехать вообще? Отметиться "я покатался в Геше"?
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1Вообще любая поездка в горы - это всегда рандом. С таким же успехом вы можете приехать куда угодно. В поляну никогда не приезжали, когда после снегопада там начинался дождь и смывало весь снег, например? Зачем тогда туда ехать? Мне вот вообще везёт на проблемы с погодой. Видимо надо дома сидеть...
voldemar_d
30.09.2024 14:54+1Про поляну я только слышал. В том числе про то, как люди, чтобы сэкономить, еще в июне ски-пасс покупают. Потом приезжают не то после январских каникул, не то в феврале, чтобы подешевле было, а там уже и правда лужи и снега почти нет.
Можно, наверное, так ездить. А можно в более предсказуемое время. В том же Геше март еще ни разу не подводил.
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1В поляне больше чем на несколько дней погоду гарантировать невозможно. Даже в Геше попадал -20, через пару дней оттепель с таянием снега и -20 ещё через пару дней. Остальное - банальное везение.
dkfbm
30.09.2024 14:54+2Горные лыжи - это активная физнагрузка при легком морозце. Разница -10 и -20 существенная.
Видимо, Вы не очень хорошо себе представляете, какой бывает погода в горах. Мне как-то случилось кататься в -32 ‐ и мембрана вполне справлялась. Особенно прикольно в сочетании с сильным ветром.
Плюс это редко даже 5 часов "работы", пару часов покатаются и отдыхать в помещение
Если речь о категориях горнопляжников и горнофляжников, то да. Но они чаще всего не выбором мембраны озабочены, а количеством меховых хвостиков и стразиков на куртке - не о них речь. Мы говорим о сценарии, близко соответствующему заявленному: не вспотеть при интенсивной работе, а потом не замёрзнуть в перерыве. В случае с горнолыжкой это когда впахиваешь на спуске, а потом поднимаешься наверх в продуваемом со всех сторон кресле подъёмника.
voldemar_d
30.09.2024 14:54Много ещё, помимо Вас, катались на той горе в -32? И в чем кайф в таких условиях кататься? Просто чтобы сказать себе "я так могу"?
Впрочем, если Вы профессиональный спортсмен, тогда понятно. Но таких людей точно не 90% среди любителей горных лыж.
dkfbm
30.09.2024 14:54+2Много ещё, помимо Вас, катались на той горе в -32?
Порядочно, как обычно.
И в чем кайф в таких условиях кататься?
Нет плохой погоды, есть неподходящая одежда (с). Как раз по теме статьи - будучи правильно одетым, значимого дискомфорта не испытываешь даже в таких условиях.
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1Но таких людей точно не 90% среди любителей горных лыж.
Среди любителей горных лыж изрядная часть даже в горах не бывала. Так что это не показатель :)
И в чем кайф в таких условиях кататься?
В нормальной одежде кататься не проблема совершенно. Это вам говорю как человек, который в обычной жизни в +10 надевает перчатки. В -25 катал часа по 4 без перерыва в специально купленном на такую погоду комбезе без проблем. Но тут надо учитывать, что -25 в Москве и -25 в Шерегеше или Кировске это две большие разницы.
И добавьте сюда, что не все могут просто слетать на выходные покататься. Если вы пол года собирались в горы и в ваш отпуск ударил мороз (вот как раз в прошлую поездку так попал, температура была всё время от -20 до -32) - то либо просрать отпуск, либо катать. И катают. Очереди только слегка поменьше :)
Вот как-то так. Там -20 с чем-то. Скорость ветра тоже можно прикинуть. Склоны не пустуют
voldemar_d
30.09.2024 14:54Если вы пол года собирались в горы и в ваш отпуск ударил мороз
Имхо, вот это и есть основная причина катания в таких условиях, а не удовольствие.
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1Для кого эти условия не преемлемы - сидят дома ;) Ещё раз - с нормальной одеждой это не проблема. При катании согреваешься вполне неплохо. Подмерзаешь только в очереди на канатку или на кресле во время подъёма. Единственное - забыл добавить, что у меня ещё химические грелки в ботинках были. Вот там по другому никак.
voldemar_d
30.09.2024 14:54Можно сидеть дома, дождаться марта и кататься там с большим удовольствием.
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1Можно много чего. Мы сейчас о возможности катания в мороз или о возможности не катания?
voldemar_d
30.09.2024 14:54Вот как-то так. Там -20 с чем-то.
Вот смотрю я на эту картинку и вспоминаю, как в Геше ехал вверх на подъемнике, и в это время началась пурга. Когда с верха съезжали, видимость была уже метров 10. Холодно не было, но все с горы не ехали, а сползали. Ну можно и так кататься, наверное.
Пусть каждый сам для себя решает, что ему нужно или можно. Я ни на чем не настаиваю.
DrZlodberg
30.09.2024 14:54+1Видимо вы никогда в большие горы не ездили. Попасть в облако на спуске - обычное дело. Видмость там такая, что иногда лыж не видно. Опять таки для Поляны, например, обычное дело. Я там как-то пару раз вылетал с трассы не заметив её края. Благо в сугроб оба раза.
В итоге вывод какой? Не ездить в горы, если ты не живёшь рядом и не можешь подстроиться под хорошую погоду? Я предпочитаю не зависеть от неё. Со временем понимаешь, что погода не главное. Удовольствие можно получить в любую, если правильно подготовиться.
Как-то так. На спуске было весело. И подготовиться к этому невозможно. Облака могут прийти внезапно и быстро.
ADDA16
30.09.2024 14:54+3давненько занимаюсь горными лыжами - и смею заверить по личному опыту, что куртки без хорошей мембраны для этого непригодны.
А теперь смотрим на рабочую одежду и военную. Иногда мембраны присутствуют, но в ограниченном количестве и не сплошняком по изделию. Но редко, за ненадобностью. И такая одежда позволяет сутками находиться в самых лютых условиях, в отличие от спортивного шмота любой дисциплины.
dkfbm
30.09.2024 14:54+2А теперь смотрим на рабочую одежду и военную. Иногда мембраны присутствуют, но в ограниченном количестве и не сплошняком по изделию. Но редко, за ненадобностью
Я не спец по военному шмоту, да и по рабочему не очень. Но думаю, причина вовсе не в ненадобности, а в стоимости и в особенностях эксплуатации. Выдерживающий длительное пребывание в окопах мембранный экип для бойца обошёлся бы $3-5К, и вряд ли военное руководство настолько озабочено тем, чтобы солдат не потел.
В качественной рабочей спецодежде мембраны в последнее время частое явление, хоть и не самые продвинутые - опять же, в силу запредельной стоимости.
Я исходил из заявленных требований: сначала 5 часов бегом по тундре и не вспотеть, потом 5 часов там же, на морозе без движения и не замёрзнуть. И для этого достаточно сшить куртку, неплотно прилегающую к телу? Камон.
ADDA16
30.09.2024 14:54Всё верно. Нафига обзаводиться шмотом по 3-5k$, если можно взять 5-10 комплектов, на эту сумму, с аналогичными эксплуатационными характеристиками и не париться, когда в очередной раз комплект умирает в полевых условиях. Хоть каждый день переодевайся. А так - у вояк проблем с деньгами нет.
То же самое и с рабочей одёжкой. Но тут есть не вполне объяснимый казус - самыми практичными и комфортными оказываются именно самые примитивные и дешёвые модели. Всем хороши, кроме заведомо паршивого дизайна.. ну на это пофигу, на дорожных работах при -25°C. )
dkfbm
30.09.2024 14:54Хоть каждый день переодевайся.
В полевых условиях (что в тундре, что на войне) крайне важны вес и объём. Никто не потащит с собой ни 5, ни 10 комплектов одежды - в чём ушёл, в том и вернулся. Поэтому походники очень тщательно подходят к выбору одежды.
самыми практичными и комфортными оказываются именно самые примитивные и дешёвые модели. Всем хороши, кроме заведомо паршивого дизайна..
Вот опять не соглашусь, пардон. Что меня поражает как раз - так это то, насколько сложно купить куртку, сделанную из качественных материалов, и при этом хорошо выглядящую и удобную. И наоборот - например, в прошлом году купил себе зимнюю куртку типа тех, о которых статья. Всё супер (кстати, описываемые куртки мне тоже по дизайну/функционалу очень нравятся), одна беда - непромокаемая ткань безо всяких мембран, в результате потеешь в ней даже особо не напрягаясь, достаточно чуток пройтись в хорошем темпе. Но недорого, да.
ADDA16
30.09.2024 14:54сложно купить куртку, сделанную из качественных материалов, и при этом хорошо выглядящую и удобную.
Согласен. Либо внешний вид солидный, но промерзаешь в ней через полчаса, либо классический лагерный фофан, но зато хоть в Антарктиду. Между ними ничего нет.
непромокаемая ткань безо всяких мембран, в результате потеешь
Даю наводку - обычный брезент. Есть и с утеплением хорошим или сочетать облегчёнку и несколько самостоятельных внутренних слоёв, от термобелья до дутиков - в продаже. Классика жанра - "Горка". Удобство, неубиваемость.
daggert
30.09.2024 14:54+1Я как страйкболист имею возможность пощупать военную одежду оригинальную почти всех войск, от израиля до США. Мембрана в тех или иных видах сейчас один из основных материалов для верхнего слоя.
Например у США, чью форму я прямо сейчас мою после игры, это гортекс, который зимой накрывается только белым халатом или курткой для арктики, а остальные 5 слоев - стандартные отводы воды. Погуглите про ecwcs.
ECWCS lvl 6
The level six pants and jacket are designed for non-freezing temperatures in sedentary scenarios. Their dual-layer, seam-sealed GORE-TEX fabric offers elite weather protection. To prevent overheating, this outer layer shouldn't be worn during strenuous activity. Level six is issued directly by the Army and is not available for public purchase.
ADDA16
30.09.2024 14:54Каждую модель надо, всё таки, ещё и по климатической категории отбирать. Обычно на -15°C и на -25°C - категории разные. Ну и смотреть, проверять в реальных полевых условиях.
Вот Глок всем прекрасен, замечательный инструмент, но именно в полевых условиях живучесть у него мизерная. Для таких реалий бери Стечкин. Это так, по аналогии.
daggert
30.09.2024 14:54Армия оперирует слоями. Нужно теплее? Одевай еще один слой. Нужно холоднее? Снимай. тут все продумано и никто не будет выдавать бойцу несколько комплектов на разную погоду, тогда как днем в том-же афганистане может быть +20 и ты активен, а ночью +2 и ты в охранении.
ADDA16
30.09.2024 14:54Всё верно - слоями из комплекта. Но при порче части комплекта - выдаётся новый комплект, а остатки старого на списание.
Вопрос-то, изначальный, был просто про стоимость полного комплекта.
daggert
30.09.2024 14:54Ну не совсем. Я отвечал более на фразу
Выдерживающий длительное пребывание в окопах мембранный экип для бойца обошёлся бы $3-5К, и вряд ли военное руководство настолько озабочено тем, чтобы солдат не потел.
Что касается выдачи комплекта… нет. Выдается часть униформы через запрос снабжения. По крайней мере так у Рейнджеров США и Французском Иностранном Легионе, с кем я общаюсь.
ADDA16
30.09.2024 14:54Ну может быть, где-то там, у пендосов. В РФ чуть иначе.
Да и откуда мысли про окопы? Не первая мировая, позиционной армейки нет давно. Даже обвес категорически разный для всяких подразделений.
То же и на гражданке наблюдаем - рабочая одежда, но спецовки у врачей, автослесарей и аэродромных техников - разные.
ifrolov2
30.09.2024 14:54+1По поводу Гортекса, несколько лет назад я связвался с ними, на предмет того, чтобы покупать их ткань с мембранной, на что получил ответ, что нельзя так просто у них купить ткань, надо пройти кучу проверок, чтобы соответствовать определенным требованиям, только тогда они продадут тебе ткань, так я понял, что процентов девяносто Гортекса на нашем рынке - это просто подделка. Есть неплохая мембрана от других производителей, но она стоит очень дорого, я считал, еще до 22-го года, что ветровка, которая из полиэстера с пропиткой, которая у меня в рознице 5000, из качественной мембраны будет стоить 15000 - это значительно дорого и продать такую ветровку будет сложно. Большинство мембраны на нашем рынке, это, если упростить, полиэтиленовая пленка которую приклеивают на ткань, она конечно влагу не пропускает, но и совсем не "дышит".
В общем, если делать все по уму с мембранной, стоить она будет дорого, ее преимущество в обычной жизни над качественной тканью без мембраны минимально, поэтому практического смысла шить из нее пока нет.
aborouhin
30.09.2024 14:54+2Судя по рассказу, куртки должны конкурировать за ЦА какого-нибудь Canada Goose. При этом они в 6 раз дешевле. И тут же разговоры о том, что многим покупателям и это дорого. Выглядит как попытка
угнаться за двумя зайцамипопасть во все сегменты рынка сразу. Не проще ли было сразу сфокусироваться на премиальной нише пусть с меньшими объёмами, но высокой маржой, если качество товара позволяет?P.S. Вот и на сайте. Сначала про качество и удобство и прочие приятные частному покупателю вещи, а потом раз - "мы готовы брендировать свою одежду для Ваших рабочих". И сразу как-то расхотелось себе любимому рабочую спецодежду покупать :)
K0styan
30.09.2024 14:54Премиальной нише нужен бренд. Его выстроить можно, но это долго и дорого. Мало дать куртку Конюхову - надо заплатить десяткам медиаканалов, чтобы они не забыли упомянуть, что это за куртка у Конюхова.
Не то, чтобы нереально, но "сразу" на таком фокусироваться не стоит.
aborouhin
30.09.2024 14:54+4Ну по крайней мере, IMHO, стоило бы разделить потребительскую линейку (где Конюхов, стильно-модно-удобно и т.п.) и корпоративную (где бригада бурильщиков в одинаковых куртках с логотипом на спине). Первую можно вытягивать в премиум, можно не вытягивать, но когда всё в кучу - см. выше, в глазах потребителя недорогая практичная и модная куртка магическим образом превращается в спецовку за оверпрайс, хотя и продукт, и цена остались те же :)
ifrolov2
30.09.2024 14:54Я когда разрабатывал куртки сформулировал для себя, что я буду делать доступные, функциональные, качественные вещи с классическим дизайном, по сути в каком то смысле это такая же практичная одежда, что и спецодежда, но которую можно носить каждый день. Я попытался скрестить спецодежду с кэжуал. И как я увидел, спрос на такую одежду есть, я не конкурирую с модными брендами, с Канадой Гус или Монклером, вы можете носить эти куртки время от времени, но каждый день будете надевать мою, потому что она практичней и не менее удобна.
ADDA16
30.09.2024 14:54Но есть проблема скликивания. Думаю 400 ₽ из 1 000 ₽ это – скликивание ботов и конкурентов. Я общался с девушкой, и она рассказала, как в одной крупной компании, она должна была 2 часа в день тратить на скликивание рекламы конкурентов.
Скликивают вручную?
Ну что за дичь? Не проще ли просто запустить AdNauseam? Он и конкурентов промолотит и всех остальных, со скоростью бешеного верблюда.
ifrolov2
30.09.2024 14:54Там контора была попроще, боролись с конкурентами, как умели ))
ADDA16
30.09.2024 14:54Так Аднаусеам это же примитив, простецкое расширение.
ifrolov2
30.09.2024 14:54я тоже про него не слышал, у некоторых людей смутное представление о том, как все работает, поэтому думают, если скликивать это сработает, но меня смутило в этой истории то, что вместо того, чтобы трать время на свой бизнес, они тратят его, чтобы подпортить бизнес конкурентов
sergeyol
30.09.2024 14:54+2Хорошая история, но в тоже время на biz360 есть статья «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur. Это ведь про тот-же бренд?
BadDancer
30.09.2024 14:54Статья на biz360 - это про этот абзац (бренд Nordwestfur):
"Первый опыт своего производства был не очень. Я слишком много внимания уделял продукту и мало продажам, в результате производственные расходы есть, а продаж нет. Чтобы не погрязнуть в долгах, производство пришлось закрыть."
А статья на хабре - "спустя несколько лет" (бренд RiverNord)sergeyol
30.09.2024 14:54А, понятно, спасибо. Просто на автомате стал искать дополнительную информацию, история и главный герой понравились, захотелось больше фактов и слов).
mclander
Ну, за хорошие куртки!
voldemar_d
Это тот самый способ, как распознать пьющего работника?