Если вы задолбались тратить время на то, чтобы придумать, кому показывать рекламу – у меня для вас хорошие новости. Однажды я тоже задолбалась и взяла все СММ-кейсы, которые существовали на тот момент на рынке. Выписала вопросы по поиску ЦА. Отсортировала, почистила от дублей, доработала. И получила классный алгоритм из 9 вопросов: прогоняешь любую нишу через них и гарантированно находишь все возможные идеи сегментов ЦА. В том числе и нестандартные.

Задача из творческой превратилась в инженерную.

Творчество — это, конечно, хорошо. Но с ним всегда есть шанс упустить крутую идею из виду. А инженерный подход позволяет охватить все возможные варианты за короткий срок и эффективно расходовать рекламный бюджет.

Разберу работу алгоритма на примере

Давайте представим, что мы продаём одежду для беременных и разберем эту аудиторию по ходу статьи. На примере будет понятнее :)

  • 1. Пол, возраст, ГЕО ваших будущих клиентов

Тут все просто: женщины, 16-45 лет. ГЕО не важно.

  • 2. Какие виды товаров или услуг нужны вашим клиентам?

Этот вопрос помогает понять, на каких конкурентов можно настраивать рекламу.

В нашем воображаемом магазине мы продаём только одежду. Поэтому и ответ будет очевиден. Но если бы у нас был магазин детских товаров, то этот вопрос помог бы вытащить кучу сегментов ЦА:

  • Магазины игрушек

  • Детская мебель

  • Специальное детское питание

Так будет с каждым вопросом. В какой-то нише любой вопрос может оказаться бесполезным и даже глупым. А где-то этот же вопрос сразу поможет найти кучу идей.

Это делает алгоритм универсальным.

  • 3. Какими ещё товарами или услугами интересуется клиент?

Этот вопрос как раз помогает найти косвенных конкурентов в случае, если предыдущий не помог.

Это как раз наша ситуация. Какие ещё товары или услуги нужны беременным, кроме одежды?

  • Специализированные витамины

  • Подушки для беременных

  • Курсы по родам, специальная литература для беременных и кормящих

  • Роддома, сумки в роддом

  • Спорт для беременных (ЛФК, йога и т.д.)

  • Бандажи

  • Беременные фотосессии

  • Товары для новорожденных (слинги, конверты на выписку и т.д.)

В общем, тут прямо кладезь идей для настройки рекламы. Причём, их можно ещё и по триместрам примерно сегментировать.

  • 4. Кто точно НЕ купит вашу услугу?

Этот вопрос нужен для исключения ЦА. У меня есть хороший пример в тему. Эксперт по банкротству физических лиц заколебался искать ЦА. А потом подумал: «Да моя ЦА — вся УФА». Настроился на всех людей с нужным ГЕО, исключив обеспеченную аудиторию. И получил самые дешевые заявки из возможных.

Лайфхак: если у вас очень широкая ниша, настраивайте рекламу на всех, исключив тех, кто точно не ЦА.

Если возможности рекламного кабинета это позволяют, конечно.

В нашем случае нужно будет подумать о том, как исключить родивших. И ещё, вероятно, одежду не будут покупать полные дамы. Наверняка, их гардероб позволяет классно одеваться будучи беременными.

  • 5. От чего (кого) фанатеет ваш будущий клиент?

У блогеров полно аудитории. Этот вопрос поможет понять, где ваша ЦА, а ещё идей для закупки рекламы подкинет.

Например, беременные могут фанатеть от блогерш, популяризирующих мягкие роды.

Иногда этот вопрос помогает понять, какие посылы стоит использовать в рекламном объявлении. Например, можно просто предлагать купить торты на заказ. А можно предложить купить кондитерское изделие в стиле My Little Pony фанатам очаровательных поняшек (Или что там молодежь сейчас смотрит?) Впрочем, с тортами больше поможет следующий вопрос.

  • 6. В какой ситуации клиент воспользуется вашими услугами?

Вопрос важен в тех нишах, где товар одновременно нужен всем и никому: цветы, доставка суши, антиколлекторские услуги, салоны красоты, тортики.

Вот для того же маникюрного салона непонятно, как искать ЦА. Вроде как красивые ногти нужны практически всем женщинам и некоторым не ленивым мужчинам. А когда начинаешь думать про ситуацию, сразу получаешь кучу идей:

  • В салоне проходит акция

  • Торжественное событие (свадьба, выпускной и т.д.)

  • Профессия человека предполагает необходимость в красивом маникюре (те же рукодельницы, которые ведут свой блог)

  • И т.д. (В конце статьи будет пример анализа салона красоты)

Иногда этот вопрос помогает лучше понять боли и желания ЦА. В нашем примере получится именно так. Беременные покупают одежду где-то ближе к третьему триместру. А триггером для покупки часто становится какая-то эмоция: желание показать всем красивый живот. Или, наоборот, скрыть. Ещё это может быть поиск комфорта, необходимость себя порадовать и т.д.

  • 7. Благодаря каким увлечениям клиент воспользуется услугами?

Вопрос, разбивающий на сегменты аудиторию тех ниш, где один товар нужен людям с разными увлечениями. Обучение ораторскому мастерству, шейкеры, наушники и т.д.

Например, спортивная одежда нужна:

  • велосипедистам

  • бегунам

  • бодибилдерам

  • и т.д.

Я так однажды кучу дешевых заявок на спортивную одежду собрала только благодаря этому вопросу.

В нашем случае вопрос даёт куда меньше идей. Кому нужна одежда для беременных? Им самим, ну или их родственникам, чтобы сделать подарок. И то не факт, что они просто так захотят что-то дарить. Тут повод нужен. В общем, переходим к следующему вопросу.

  • 8. Что должно быть у человека, чтобы он мог быть вашим клиентом?

Вопрос зачастую бесполезный. Но очень помогает в нишах, где услуги связаны с ремонтом, обслуживанием или улучшением уже имеющихся вещей.

Например, чтобы использовать автомойку, человек должен иметь автомобиль ( тут можно разбить сегменты ЦА по маркам). А потенциальный клиент клиники гуглит какие-то тревожные симптомы.

В нашем случае всё очевидно. Нужна беременность. Вопрос не даёт ничего нового.

  • 9. Какие проблемы (задачи) решает ваша услуга?

Вопрос, разбивающий аудиторию на сегменты в тех нишах, где один товар решает несколько задач. Этот вопрос дополняет и лучше раскрывает 7 вопрос. Часто после него специалисты возвращаются и дописывают новые идеи.

Вот те же наушники помогают:

  • изучать английский

  • медитировать

  • смотреть фильмы, никому не мешая

  • слушать аудиокниги и убираться одновременно

  • и т.д.

А в нашей ситуации вопрос снова не дал ничего нового. Но это и неважно, потому что уже появилась куча идей для поиска ЦА.

Пример работы алгоритма в других нишах

Я подготовила заполненные брифы с примерами анализа других ниш, чтобы вам было понятней, как работать с разными типами ЦА.

Как видите, ничего сложного. Хотя, думаю, один важный нюанс стоит прояснить.

Где искать ответы на эти вопросы?

Идеально уточнить в отделе продаж или у владельца бизнеса. Часто трафик-мастер сам может дать ответы, так как уже работал с похожей аудиторией.

Теперь точно всё :)

Если этот материал оказался полезным, то вам и мой ТГ-канал понравится :) Подписывайтесь.

Комментарии (1)


  1. TaisShovel
    08.10.2024 21:04

    Те самые простые истины, про которые часто забывают.

    Спасибо, что напомнили!