Привет Хабр! Это продолжение истории о развитии «Культуры работы с данными». Первая статья была о том, как данный термин вообще появился в России. Итак, у нас есть план продаж идея, как сделать использование аналитики в компании массовым, тем самым увеличив охват и глубину использования аналитических инструментов в компании (и мы все знаем, что это за «аналитический инструмент»), остается проверить эту идею на практике.

Очевидно чир, самый простой способ — это узнать у наших текущих заказчиков, у которых уже были достаточно крупные инсталляции, не нужна ли им тысяча — другая лицензий бесплатно? Ну, там, туда — сюда раздать, потестировать... вдруг что‑то да приживется? Кстати, первый, кто сообразил что это «золотая жила», и даже пытался нам самим это рассказать — был Иван Черницын, Начальник управления аналитических решений, технологий больших данных и искусственного интеллекта Дирекции региональных продаж ПАО «Газпром нефть» — большое ему за это Спасибо: он много рассказывал на конференциях про использование Qlik внутри «Газпром нефти», в частности — про работу с большими инсталляциями. Это нам помогло и с другими заказчиками, но больше ни один «нефтяник» на Qlik даже не взглянул, наоборот, видя насколько успешно стало использование данного инструмента и слыша «все все увидели, стало все открыто, все говорим на одном языке» — все остальные бегали от нас, как от огня.

Несмотря на то, что Qlik — очень недешевый сыр в мышеловке инструмент, и получить его бесплатно — это была прям мечта, отзывы клиентов быстро приземлили нас на землю: «Родные, мы бы и не против, но как нам обучить такую ораву? Так же и будет лежать на полке!»

«Ага!!!» — взвился я — «А что я вам про бесплатное обучение и веб‑каталог учебных курсов говорил?»
«Так мы же сами обучение продавали» — был мне ответ. «Да и продукт так быстро меняется, что нет смысла записывать тренинги — очень быстро устареет» — поддерживали технические специалисты, и в этом было разумное зерно — продукт действительно быстро менялся, догоняя по функционалу «старшего брата» Qlikview.

В итоге, прежде чем предлагать инструмент бесплатно всем и каждому, было решено подготовиться и сделать Марафон Qlik Sense — серию бесплатных уроков по продукту, от самых основ — что из себя представляет продукт, как установить, основы интерфейса, как работать с продуктом — до сложных расчетных форм в визуализациях, загрузке данных и построении сложных моделей данных, благо, все это было доступно в рамках одного продукта. На полноценный «Марафон» в 42 урока денег у нас не хватило, так что это был «полумарафон» с 21 уроком, но этого хватило — уже потом наши заказчики стали просто брать его за основу и разрабатывать свои собственные «Марафоны» — с собственными наборами данных, близких их сотрудникам по специфике, понятными бизнес‑задачами, и большим количеством уроков. Реализацию проекта вел Андрей Демидов, у которого уже был похожий опыт с Tableau, и маркетинг Qlik в лице Марины Пайвиной.

Итак, Марафон‑«Кликафон» вышел в свет 20 марта 2019, и у нас появился прекрасный ответ на вопрос «А где мы возьмем специалистов?» — да просто попросите ваших специалистов пройти бесплатное обучение на сайте, всего 3 недели по 1,5–2 часа в день — и у вас будет собственный специалист. В бой, его, может, и рановато, но падаваном на внедрении вполне может быть, а там обучиться за месяц — и в разработку его!

И, да — мы воспользовались рассылками на данное бесплатное обучение, дополнив его лозунгом «Сделаем Аналитику Доступной Каждому!», а в приглашении — рассказали, что «Культура работы с данными» должна быть у всех, и что «Культурные люди» получают «немного больше». Это был хороший ход, так как любопытные заинтересовались, «А сколько вообще получают BI‑аналитики», что резко повысило интерес как к обучению, так и к продукту. А так как любопытство — это профпригодность в BI, то мы получили дополнительную качественную аудиторию, помимо просто специалистов, которые сами хотели изучить новый инструмент или которых «заставили».

До создания комьюнити было еще полтора года... До понятия «Гражданских Аналитиков» — больше двух.

С даты его создания на Кликофон зашло больше десяти тысяч человек. Хотя большинство, конечно, отваливалось после первых нескольких уроков, который выучили только как пользоваться продуктом — фильтры там поставить и в Excel экспорт сделать, данный курс завершило несколько тысяч специалистов: компании‑интеграторы активно пользовались данным инструментом, чтобы обучить стажеров, так как специалистов по BI вечно не хватает и они на вес золота, а компании‑заказчики — тоже обучали своих специалистов и стажеров.

С 2019 года прошло уже 5 лет. И на него периодически снова заходят. Продукт, конечно, с тех пор изменился, но не настолько кардинально, что бы курс устарел: он до сих пор актуален. Хотя, увы, сам продукт стал неактуален в РФ. Но это уже произошло не по зависящим от нас причинам.

Комментарии (0)