Известно, что инструкция — это документ, который обычно читают в двух случаях: когда нечего читать или когда уже всё сломано. Сегодня я хочу рассказать вам про инструкцию, которую читают в третьем случае: когда нужно что-нибудь написать. Это — руководство по стилю.
Так обычно называется документ, в котором содержится набор правил и стандартов написания и оформления текстов. Руководство по стилю нужно для того, чтобы поддержать стилистическое и оформительское единообразие всех текстов, статей или документов, которые авторы пишут для определённой организации.
Своё руководство по стилю есть у всех крупных информационных агентств и издательств. Крупные IT-компании рано или поздно также обзаводятся собственным стилистическим справочником. Существуют и широко распространённые руководства по стилю, на основе которых создаются более узкие стандарты. Например, Chicago Manual of Style, известный у авторов англоязычных текстов.
Мне приходилось писать тексты в разных стилях, для разных изданий и организаций. Везде были свои правила и особенности оформления. Зачастую эти правила были полностью противоположными. Например, в одних изданиях трепетно любят букву «ё», а в других её безжалостно вычищают из текстов глобальным поиском и заменой. По-разному относятся к наличию пробела между числом и символом '%'. По-разному оформляют списки и таблицы.
В общем, у всех свои заморочки. Для автора главное — ничего не перепутать. Всегда держать в голове регистр правил, которые нужно соблюдать при оформлении данного конкретного текста. И вовремя переключать эти регистры: вчера — это НИОКР по ГОСТу, сегодня — это статья для научно-популярного журнала, а завтра — это справочник по базе данных.
В какой-то момент я осознал что в моей библиотеке регистров правил полностью сформировалась ещё одна, особая запись. Это набор правил, который я использую по умолчанию — когда нет никаких других правил и стандартов. Я сформулировал и записал все эти правила в виде списка. Получилось моё собственное небольшое руководство по стилю. В этой статье я хочу поделиться с вами частью этого руководства — про оформление текста.
1. Тире и кавычки. В своих текстах я всегда использую длинное тире '—' и кавычки «». Ещё есть второй вид кавычек „“ — для случаев, когда нужно разместить кавычки внутри кавычек. Я настолько привык к этим символам, что не задумываясь использую их даже в переписке в мессенджерах. Этих символов нет на стандартной клавиатуре, но мне помогает замечательная типографская раскладка клавиатуры Ильи Бирмана.
2. Разные чёрточки. Чаще всего я использую дефис и тире, но на самом деле горизонтальных чёрточек гораздо больше. Вот мой джентльменский набор:
'-' дефис;
'–' среднее тире (en dash), используется для разделения чисел в диапазонах;
'—' длинное тире (em dash), используется в предложениях и диалогах;
'−' минус (minus), отличается от дефиса (!).
3. Неразрывный пробел (no-break space). Есть такой символ с кодом 160. Он отличается от обыкновенного пробела тем, что любой уважающий себя текстовый редактор не допускает на нём перенос строки. Неразрывным пробелом я чаще всего отделяю:
число от единицы измерения или описывающего слова (48 попугаев);
инициалы от фамилии (О. Бендер);
сокращение от названия (о. Кипр).
Разных пробелов на самом деле гораздо больше, но я обычно использую только два: обычный и неразрывный. А перед знаком '%' я предпочитаю пробел не ставить: «Он выложился на 110%».
UPD: Оказалось, что некоторые редакторы, включая Google Docs, могут самовольно заменять неразрывные пробелы на обычные. Вышло очень забавно, будем знать! Поправил пробелы в тексте.
4. Списки. Я использую два классических вида списков:
Нумерованный — если важен порядок строк в списке. Например, последовательность действий.
Ненумерованный — если порядок строк не важен. Например, простое перечисление предметов.
Также у меня есть два правила пунктуации:
Если строка списка начинается с прописной буквы, то в конце я ставлю точку.
Если строка списка начинается со строчной буквы, то в конце я ставлю точку с запятой.
Если в строке списка должно быть несколько предложений, то это всегда первый вариант.
5. Буква «ё». Тут всё просто — я давний и преданный фанат буквы «ё». Стараюсь писать её во всех своих текстах. Тут со мной солидарны и некоторые издательства и редакции. Например, коллектив любимого журнала «Наука и жизнь».
6. Активный залог лучше пассивного. Я уже писал о том, насколько вреден страдательный залог в технической документации и других текстах («Кто на ком стоял?» Про страдательный залог в технической документации). Иногда читаешь текст и теряешься в догадках: о чём вообще там идёт речь. Поэтому я всегда стараюсь чётко указывать объект и субъект действия. И это касается не только технических текстов.
Эпиграф к следующему правилу:
— Люблю обращать на себя внимание посредством выделения.
— ...Ты, наверное, хотел сказать, что любишь выделяться?
7. Выделение текста. Я стараюсь не злоупотреблять выделением текста. Всё хорошо в меру. Обычно я использую выделение в следующих случаях:
полужирный — подзаголовки пунктов в списке, названия элементов интерфейса;
курсив — цитаты, новые термины;
подчёркивание — только для гиперссылок и больше ни для чего;
зачёркивание — для приколов: написал → зачеркнул → написал новый вариант.
8. Таблицы. Признаюсь вам, что я стараюсь избегать таблиц и использую их только в случае крайней необходимости. Таблицы очень сложно отформатировать так, чтобы они пристойно отображались на всём многообразии устройств и во всех выходных форматах. Во многих случаях таблицу можно заменить на простой многоуровневый список. Я часто так и делаю. Но, конечно, бывает, что без таблиц не обойтись. Для этих случаев у меня есть следующее правило.
9. Выравнивание в столбцах. Если я всё же рисую таблицу, то применяю следующие правила выравнивания текста:
В заголовке — по центру.
В столбцах с цифрами — по центру.
В столбцах с текстом — всегда по левому краю.
В столбцах с денежными суммами — иногда по правому краю.
Я никогда не использую выравнивание по ширине. В узких ячейках таблицы гигантские неравномерные пробелы между прилипшими к границам словами выглядят очень некрасиво.
10. Выбор стиля. Любой текст можно написать по-разному: формально и точно или ярко и занимательно. Всё зависит от целей текста и от аудитории, для которой он предназначен. Прежде чем писать текст, я стараюсь определить для себя, зачем я его пишу и кто его будет читать. И уже в зависимости от аудитории применяю тот или иной стиль.
Кстати, я считаю, что знаменитый инфостиль — это всего лишь один из вариантов, далеко не единственный. Нельзя писать все тексты, опираясь только на рекомендации «Главреда». В этой методике есть много чего хорошего: Ильяхову удалось собрать из других источников и объединить разные толковые и полезные советы. Но бездумно применять его всегда и везде — это неправильно.
Инфостиль хорошо подходит для рекламных, маркетинговых («продающих») текстов, для объявлений и листовок. Но если использовать его для технических и тем более научных текстов, то ничего хорошего не выйдет. Да и для развлекательных или публицистических статей он не годится. Тексты, написанные полностью по «Главреду», читать очень тяжело.
Все эти правила, конечно, не догма. Иногда я от них отступаю и пишу кое-как и второпях. (А видели бы вы, какой у меня почерк!) Но всегда приятно, когда на выходе получается красивый, понятный, хорошо отформатированный текст. Даже если это просто сообщение в мессенджере.
Комментарии (23)
easimonenko
10.11.2024 16:52От подчёркивания лучше отказаться совсем (для ссылок подойдёт выделение цветом).
Ещё стоит отказаться от наклонного и курсивного шрифтов, а также от бледных шрифтов на любом фоне.
Всё это вызывает трудности при чтении у людей с проблемами со зрением.
DaneSoul
10.11.2024 16:52От подчёркивания лучше отказаться совсем (для ссылок подойдёт выделение цветом).
Из-за любителей "дизайнить" все и вся теперь еще попробуй угадай, какой цвет у ссылки на данном конкретном сайте. Кроме того, текст еще можно распечатывать, как правило на ч/б принтере, и удачи догадаться потом что там в принципе были ссылки (понятно что с листа ими не воспользоваться, но то что они там были, в дальнейшем тоже может быть существенной информацией).
makushevkm
10.11.2024 16:52Ёмкий и удивительно лаконичный стайлгайд, очень круто! Заявляю авторитетно, как обладатель такого же значка Технотекста :)
Немного не хватило примеров по п.10, какие стили есть у вас в арсенале для разных жанров текста и чем они отличаются?
P.S. Это та самая печатная машинка из лего?!
stranger777
10.11.2024 16:52Хорошо неразрывным пробелом склеивать слова с частицами и предлогами, это сильно облегчает чтение, правильно ставит акцент восприятия. Разница сильно видна, когда много скриншотов и не меньше коротких — строки на три-четыре — абзацев. Типограф, который это делает.
Krasnoarmeec
10.11.2024 16:52За букву "ё" - отдельный плюс.
К сожалению, онлайн редакторы текста, например Хабровский, до сих пор не могут в блочное выравнивание текста.
Exosphere
10.11.2024 16:52Не постесняюсь сказать, что всегда с удовольствием читаю ваши статьи! За такой гайд - отдельное спасибо. Буду делиться ссылкой с пользователями :-)
DaneSoul
10.11.2024 16:52Во многих случаях таблицу можно заменить на простой многоуровневый список.
И воспринимать потом информацию из таких многоуровневых списков намного сложней чем из таблицы! Всегда если есть возможность форматирую данные именно в табличном виде.
GeorgeTudosi
10.11.2024 16:52Вы пишете о двух разных вещах: о типографике и собственно о стилистике. И то, и другое — хорошо и правильно.
Использую почти такой же набор правил, с небольшими отклонениями от вашего:
— выравнивание по ширине не использую вообще нигде, а не только в таблицах (за исключением типографских макетов, в которых можно поиграть в трекинг и переносы, да и то не всегда);
— числа в таблицах, где это практически возможно, выравниваю по десятичной точке;
— вместо буллитов — тире, как здесь.Если так будут делать все (не обязательно в точности так, но последовательно применяя любой разумный набор правил), мир станет немного лучше. Спасибо! :)
KEugene
10.11.2024 16:52Мне кажется, выравнивать числа по центру - не очень хорошая идея. Конечно, если речь идет про целые, однозначные величины, то никаких проблем. Но если числа больше, тем более, с десятичными знаками и разных порядков, то такая информация воспринимается очень тяжело.
konst90
10.11.2024 16:52Есть такое. В таблицах читаемость чисел повышает моноширинный шрифт (Calibri вполне подходит) и фиксированное число знаков. Получается вот так:
Картинка
engine9
10.11.2024 16:52Ну, вы больше о типографике, а не о стиле повествования. Который непросто формализовать.
ts347
10.11.2024 16:52Хорошие правила. У меня есть еще одно, которое использую на сайтах, если нужно написать ФИО человека.
Например, у нас есть Петров Иван Александрович. На узком экране или при «удачном» переносе строки получается:
Петров Иван
Александрович
Некрасиво. Мы можем добавить неразрывный пробел между именем и отчеством, но тогда на очень узком экране, куда не помещается «Иван Александрович», отчество обрежется или вызовет горизонтальный скролл, хотя могло бы перенестись. В общем, я делаю так:
Петров <span style="display:inline-block">Иван Александрович</span>
И получаю три хороших варианта при разной ширине экрана:
Петров Иван Александрович
Петров
Иван Александрович
Петров
Иван
Александрович
Возможно, есть лучший способ достичь этого...
smart_alex
10.11.2024 16:52Хорошо, но мало - ещё существует множество нюансов написания текстов.
Ждём расширенную версию.
igrishaev
10.11.2024 16:52Все в кучу: типографика, оформление, стиль. Ни одного примера. Зачем вообще писать статьи без примеров?
chnav
10.11.2024 16:52У нас в ОСМ было бодание по поводу тире и кавычек. Победили любители пихать русскую типографику в (британскую) базу данных. На аргумент "разносортица затрудняет поиск" ответ в лучших традициях опенорса - "напиши свою программу".
PeterFukuyama
10.11.2024 16:52Этих символов нет на стандартной клавиатуре, но мне помогает замечательная типографская раскладка клавиатуры Ильи Бирмана.
Еще можно использовать compose key.
lu_lita
10.11.2024 16:52спасибо за статью, периодически большинством пользуюсь до сих пор, но приятно снова вспомнить и взять в работу)
vesowoma
Для тех кто использует подчеркивание для выделения простого текста кроме как на бумаге, в аду будет отдельный котел. Как и для тех кто вместо обозначения градуса (ALT+0176) использует '0' или 'о' в верхнем регистре (надстрочный знак).
chnav
У олдфагов ALT-248