Известно, что инструкция — это документ, который обычно читают в двух случаях: когда нечего читать или когда уже всё сломано. Сегодня я хочу рассказать вам про инструкцию, которую читают в третьем случае: когда нужно что-нибудь написать. Это — руководство по стилю.

Так обычно называется документ, в котором содержится набор правил и стандартов написания и оформления текстов. Руководство по стилю нужно для того, чтобы поддержать стилистическое и оформительское единообразие всех текстов, статей или документов, которые авторы пишут для определённой организации.

Своё руководство по стилю есть у всех крупных информационных агентств и издательств. Крупные IT-компании рано или поздно также обзаводятся собственным стилистическим справочником. Существуют и широко распространённые руководства по стилю, на основе которых создаются более узкие стандарты. Например, Chicago Manual of Style, известный у авторов англоязычных текстов.

Мне приходилось писать тексты в разных стилях, для разных изданий и организаций. Везде были свои правила и особенности оформления. Зачастую эти правила были полностью противоположными. Например, в одних изданиях трепетно любят букву «ё», а в других её безжалостно вычищают из текстов глобальным поиском и заменой. По-разному относятся к наличию пробела между числом и символом '%'. По-разному оформляют списки и таблицы.

В общем, у всех свои заморочки. Для автора главное — ничего не перепутать. Всегда держать в голове регистр правил, которые нужно соблюдать при оформлении данного конкретного текста. И вовремя переключать эти регистры: вчера — это НИОКР по ГОСТу, сегодня — это статья для научно-популярного журнала, а завтра — это справочник по базе данных.

В какой-то момент я осознал что в моей библиотеке регистров правил полностью сформировалась ещё одна, особая запись. Это набор правил, который я использую по умолчанию — когда нет никаких других правил и стандартов. Я сформулировал и записал все эти правила в виде списка. Получилось моё собственное небольшое руководство по стилю. В этой статье я хочу поделиться с вами частью этого руководства — про оформление текста.

1. Тире и кавычки. В своих текстах я всегда использую длинное тире '—' и кавычки «». Ещё есть второй вид кавычек „“ — для случаев, когда нужно разместить кавычки внутри кавычек. Я настолько привык к этим символам, что не задумываясь использую их даже в переписке в мессенджерах. Этих символов нет на стандартной клавиатуре, но мне помогает замечательная типографская раскладка клавиатуры Ильи Бирмана.

2. Разные чёрточки. Чаще всего я использую дефис и тире, но на самом деле горизонтальных чёрточек гораздо больше. Вот мой джентльменский набор:

  • '-' дефис;

  • '–' среднее тире (en dash), используется для разделения чисел в диапазонах;

  • '—' длинное тире (em dash), используется в предложениях и диалогах;

  • '−' минус (minus), отличается от дефиса (!).

3. Неразрывный пробел (no-break space). Есть такой символ с кодом 160. Он отличается от обыкновенного пробела тем, что любой уважающий себя текстовый редактор не допускает на нём перенос строки. Неразрывным пробелом я чаще всего отделяю:

  • число от единицы измерения или описывающего слова (48 попугаев);

  • инициалы от фамилии (О. Бендер);

  • сокращение от названия (о. Кипр).

Разных пробелов на самом деле гораздо больше, но я обычно использую только два: обычный и неразрывный. А перед знаком '%' я предпочитаю пробел не ставить: «Он выложился на 110%».

UPD: Оказалось, что некоторые редакторы, включая Google Docs, могут самовольно заменять неразрывные пробелы на обычные. Вышло очень забавно, будем знать! Поправил пробелы в тексте.

4. Списки. Я использую два классических вида списков:

  • Нумерованный — если важен порядок строк в списке. Например, последовательность действий.

  • Ненумерованный — если порядок строк не важен. Например, простое перечисление предметов.

Также у меня есть два правила пунктуации:

  • Если строка списка начинается с прописной буквы, то в конце я ставлю точку.

  • Если строка списка начинается со строчной буквы, то в конце я ставлю точку с запятой.

Если в строке списка должно быть несколько предложений, то это всегда первый вариант.

5. Буква «ё». Тут всё просто — я давний и преданный фанат буквы «ё». Стараюсь писать её во всех своих текстах. Тут со мной солидарны и некоторые издательства и редакции. Например, коллектив любимого журнала «Наука и жизнь».

6. Активный залог лучше пассивного. Я уже писал о том, насколько вреден страдательный залог в технической документации и других текстах («Кто на ком стоял?» Про страдательный залог в технической документации). Иногда читаешь текст и теряешься в догадках: о чём вообще там идёт речь. Поэтому я всегда стараюсь чётко указывать объект и субъект действия. И это касается не только технических текстов.

Эпиграф к следующему правилу:

— Люблю обращать на себя внимание посредством выделения.
— ...Ты, наверное, хотел сказать, что любишь выделяться?

7. Выделение текста. Я стараюсь не злоупотреблять выделением текста. Всё хорошо в меру. Обычно я использую выделение в следующих случаях:

  • полужирный — подзаголовки пунктов в списке, названия элементов интерфейса;

  • курсив — цитаты, новые термины;

  • подчёркивание — только для гиперссылок и больше ни для чего;

  • зачёркивание — для приколов: написал → зачеркнул → написал новый вариант.

8. Таблицы. Признаюсь вам, что я стараюсь избегать таблиц и использую их только в случае крайней необходимости. Таблицы очень сложно отформатировать так, чтобы они пристойно отображались на всём многообразии устройств и во всех выходных форматах. Во многих случаях таблицу можно заменить на простой многоуровневый список. Я часто так и делаю. Но, конечно, бывает, что без таблиц не обойтись. Для этих случаев у меня есть следующее правило.

9. Выравнивание в столбцах. Если я всё же рисую таблицу, то применяю следующие правила выравнивания текста:

  • В заголовке — по центру.

  • В столбцах с цифрами — по центру.

  • В столбцах с текстом — всегда по левому краю.

  • В столбцах с денежными суммами — иногда по правому краю.

Я никогда не использую выравнивание по ширине. В узких ячейках таблицы гигантские неравномерные пробелы между прилипшими к границам словами выглядят очень некрасиво.

10. Выбор стиля. Любой текст можно написать по-разному: формально и точно или ярко и занимательно. Всё зависит от целей текста и от аудитории, для которой он предназначен. Прежде чем писать текст, я стараюсь определить для себя, зачем я его пишу и кто его будет читать. И уже в зависимости от аудитории применяю тот или иной стиль.

Кстати, я считаю, что знаменитый инфостиль — это всего лишь один из вариантов, далеко не единственный. Нельзя писать все тексты, опираясь только на рекомендации «Главреда». В этой методике есть много чего хорошего: Ильяхову удалось собрать из других источников и объединить разные толковые и полезные советы. Но бездумно применять его всегда и везде — это неправильно.

Инфостиль хорошо подходит для рекламных, маркетинговых («продающих») текстов, для объявлений и листовок. Но если использовать его для технических и тем более научных текстов, то ничего хорошего не выйдет. Да и для развлекательных или публицистических статей он не годится. Тексты, написанные полностью по «Главреду», читать очень тяжело.

Все эти правила, конечно, не догма. Иногда я от них отступаю и пишу кое-как и второпях. (А видели бы вы, какой у меня почерк!) Но всегда приятно, когда на выходе получается красивый, понятный, хорошо отформатированный текст. Даже если это просто сообщение в мессенджере.

Комментарии (23)


  1. vesowoma
    10.11.2024 16:52

    подчёркивание — только для гиперссылок и больше ни для чего;

    Для тех кто использует подчеркивание для выделения простого текста кроме как на бумаге, в аду будет отдельный котел. Как и для тех кто вместо обозначения градуса (ALT+0176) использует '0' или 'о' в верхнем регистре (надстрочный знак).


    1. chnav
      10.11.2024 16:52

      У олдфагов ALT-248


  1. easimonenko
    10.11.2024 16:52

    От подчёркивания лучше отказаться совсем (для ссылок подойдёт выделение цветом).

    Ещё стоит отказаться от наклонного и курсивного шрифтов, а также от бледных шрифтов на любом фоне.

    Всё это вызывает трудности при чтении у людей с проблемами со зрением.


    1. DaneSoul
      10.11.2024 16:52

      От подчёркивания лучше отказаться совсем (для ссылок подойдёт выделение цветом).

      Из-за любителей "дизайнить" все и вся теперь еще попробуй угадай, какой цвет у ссылки на данном конкретном сайте. Кроме того, текст еще можно распечатывать, как правило на ч/б принтере, и удачи догадаться потом что там в принципе были ссылки (понятно что с листа ими не воспользоваться, но то что они там были, в дальнейшем тоже может быть существенной информацией).


  1. makushevkm
    10.11.2024 16:52

    Ёмкий и удивительно лаконичный стайлгайд, очень круто! Заявляю авторитетно, как обладатель такого же значка Технотекста :)

    Немного не хватило примеров по п.10, какие стили есть у вас в арсенале для разных жанров текста и чем они отличаются?

    P.S. Это та самая печатная машинка из лего?!


  1. stranger777
    10.11.2024 16:52

    Хорошо неразрывным пробелом склеивать слова с частицами и предлогами, это сильно облегчает чтение, правильно ставит акцент восприятия. Разница сильно видна, когда много скриншотов и не меньше коротких — строки на три-четыре — абзацев. Типограф, который это делает.


  1. Krasnoarmeec
    10.11.2024 16:52

    За букву "ё" - отдельный плюс.

    К сожалению, онлайн редакторы текста, например Хабровский, до сих пор не могут в блочное выравнивание текста.


  1. DrMefistO
    10.11.2024 16:52

    Очень иронично.


    1. VADemon
      10.11.2024 16:52

      UPD: Оказалось, что некоторые редакторы, включая Google Docs, могут самовольно заменять неразрывные пробелы на обычные. Вышло очень забавно, будем знать! Поправил пробелы в тексте.

      За этими пробелами -- глаз, да глаз.


  1. Exosphere
    10.11.2024 16:52

    Не постесняюсь сказать, что всегда с удовольствием читаю ваши статьи! За такой гайд - отдельное спасибо. Буду делиться ссылкой с пользователями :-)


  1. DaneSoul
    10.11.2024 16:52

    Во многих случаях таблицу можно заменить на простой многоуровневый список.

    И воспринимать потом информацию из таких многоуровневых списков намного сложней чем из таблицы! Всегда если есть возможность форматирую данные именно в табличном виде.


  1. GeorgeTudosi
    10.11.2024 16:52

    Вы пишете о двух разных вещах: о типографике и собственно о стилистике. И то, и другое — хорошо и правильно.

    Использую почти такой же набор правил, с небольшими отклонениями от вашего:

    — выравнивание по ширине не использую вообще нигде, а не только в таблицах (за исключением типографских макетов, в которых можно поиграть в трекинг и переносы, да и то не всегда);
    — числа в таблицах, где это практически возможно, выравниваю по десятичной точке;
    — вместо буллитов — тире, как здесь.

    Если так будут делать все (не обязательно в точности так, но последовательно применяя любой разумный набор правил), мир станет немного лучше. Спасибо! :)


  1. KEugene
    10.11.2024 16:52

    Мне кажется, выравнивать числа по центру - не очень хорошая идея. Конечно, если речь идет про целые, однозначные величины, то никаких проблем. Но если числа больше, тем более, с десятичными знаками и разных порядков, то такая информация воспринимается очень тяжело.


    1. konst90
      10.11.2024 16:52

      Есть такое. В таблицах читаемость чисел повышает моноширинный шрифт (Calibri вполне подходит) и фиксированное число знаков. Получается вот так:

      Картинка


  1. engine9
    10.11.2024 16:52

    Ну, вы больше о типографике, а не о стиле повествования. Который непросто формализовать.


  1. ts347
    10.11.2024 16:52

    Хорошие правила. У меня есть еще одно, которое использую на сайтах, если нужно написать ФИО человека.

    Например, у нас есть Петров Иван Александрович. На узком экране или при «удачном» переносе строки получается:

    Петров Иван

    Александрович

    Некрасиво. Мы можем добавить неразрывный пробел между именем и отчеством, но тогда на очень узком экране, куда не помещается «Иван Александрович», отчество обрежется или вызовет горизонтальный скролл, хотя могло бы перенестись. В общем, я делаю так:

    Петров <span style="display:inline-block">Иван Александрович</span>

    И получаю три хороших варианта при разной ширине экрана:

    Петров Иван Александрович

    Петров

    Иван Александрович

    Петров

    Иван

    Александрович

    Возможно, есть лучший способ достичь этого...


  1. gazkom
    10.11.2024 16:52

    Сколько надо иметь уверенности в себе, чтобы считать себя умнее всего российского книгопечатания за 200 лет (это про букву ё везде).


    1. gazkom
      10.11.2024 16:52

      Умников то еще больше, я смотрю


  1. smart_alex
    10.11.2024 16:52

    Хорошо, но мало - ещё существует множество нюансов написания текстов.

    Ждём расширенную версию.


  1. igrishaev
    10.11.2024 16:52

    Все в кучу: типографика, оформление, стиль. Ни одного примера. Зачем вообще писать статьи без примеров?


  1. chnav
    10.11.2024 16:52

    У нас в ОСМ было бодание по поводу тире и кавычек. Победили любители пихать русскую типографику в (британскую) базу данных. На аргумент "разносортица затрудняет поиск" ответ в лучших традициях опенорса - "напиши свою программу".


  1. PeterFukuyama
    10.11.2024 16:52

    Этих символов нет на стандартной клавиатуре, но мне помогает замечательная типографская раскладка клавиатуры Ильи Бирмана.

    Еще можно использовать compose key.


  1. lu_lita
    10.11.2024 16:52

    спасибо за статью, периодически большинством пользуюсь до сих пор, но приятно снова вспомнить и взять в работу)