На российском рынке инженерного оборудования для дата-центров происходит перераспределение долей. Как активные пользователи инженерных систем в свете развития сети ЦОДов, мы постоянно ищем новых партнеров, способных предложить решения взамен ушедшим. Недавнее взаимодействие с российским поставщиком ИБП подсветило присущие рынку проблемные моменты, о них и расскажем.

На старт, внимание!

Мы меняли ИБП на площадке в Москве. Устройства одного из западных лидеров рынка были закуплены и поступили к нам после событий февраля 2022 г. Вендор официальное присутствие в РФ свернул, и мы отказались от инсталляции, так как риски перевешивали потенциальные преимущества.

Первым делом рассмотрели вариант пойти к уже известному по работе на площадке в Санкт-Петербурге китайскому вендору модульных ИБП и предложить trade in в зачёт стоимости нового оборудования. Однако китайская компания от такой схемы отказалась.

Мы нашли альтернативу – бренд, развивающий производство на основе китайских комплектующих на заводе в России. Он принял условия trade in, его ИБП также выполнены в модульном формате. Более того, мы знали, что вендор ещё ни разу не поставлял свои решения в коммерческие дата-центры. То есть мы для них стали пилотным проектом в целом сегменте рынка.

«Наверное, компания проявит все лучшие стороны, ведь первое впечатление и эффект «сарафанного радио» – превыше всего в таких ситуациях!» – предполагали мы.

Казалось бы, что могло пойти не так? Оказалось – примерно всё.

Монтаж почти не виден

Сюрпризы начались с этапа монтажа. Стандартная практика на рынке – покупка ИБП идёт с комплексом работ, включая монтаж и запуск. Однако у вендора монтаж в комплект не входил: мы привлекли подрядчика, который выявил в процессе внедрения критичный дефект.

Обнаружилось несоответствие по классу прочности у болтов для крепления стойки с ИБП в шкафу с оборудованием– всего 4.8 вместо необходимых 8.8. Любой перегрев, использование кабелей большого сечения и другие моменты создавали бы потенциально аварийную ситуацию. ИБП мог просто отвалиться от точек крепления.

Также у стойки с ИБП не было регулировочных болтов по высоте и по наклону, как не было у неё и роликов, чтобы можно было плавно закатить юнит в шкаф. Пол в ЦОДе не идеально ровный, поэтому пришлось подкладывать под стойку почти что в буквальном смысле слова костыли.

Бывает, работаем дальше.

Дальше – не лучше

Потребовалось докупить дополнительный силовой модуль – блок наращивания мощности ИБП, в данном случае с шагом в 25 кВт. Стали сравнивать цены и выяснили, что по какой-то причине аналогичные модули, но 50 кВт, у конкурентов стоят всего на 25% дороже. Хорошо. Мы смирились с таким ценообразованием и докупили модуль.

Запрашиваем документацию на него. Поскольку у наших дата-центров отличная репутация по uptime (бесперебойная работа без инцидентов и аварий), то мы подходим к этой составляющей крайне тщательно. На каждый модуль ИБП в нашем ЦОДе мы требуем сертификацию – стандартный Factory test report, подтверждающий тестирования модуля под расчетной максимальной нагрузкой, а также сверх этого уровня.

Электропитание – важнейший элемент работы ЦОДа, на волю случая оставлять здесь нельзя вообще ничего. Ситуацию как-то спасало бы наличие возможности самотестирования по bypass-каналу. Но её не было, как и требуемой сертификации.

Вместо неё – зеленая наклейка «ОТК». Ни параметров тестирования, ни видов тестов, ничего. «Поверьте на слово, наши ИБП не падают, они очень качественные!»

В сфере ИБП в РФ есть ГОСТ, достаточно выполнить его требования, чтобы сразу облегчить рыночную жизнь своему продукту в таком сегменте, как коммерческие ЦОДы с их повышенными требованиями. Увы: «Мы работаем по ТУ!»

Не user friendly

«Не может же быть всё так плохо. Наверняка было за что зацепиться – может, у этих ИБП прекрасный пользовательский интерфейс, современный и удобный?» Опять мимо.

Меню контрольной панели ИБП неудобное, интуитивно в нем непонятно примерно всё. Иконки, навигация, размер экрана – всё не так. Доступ «под капот» системы даже в рутинном объеме (например, поменять настройки для смены модуля) – есть исключительно после получения пароля «от производителя». А конфигурирует его сервисный инженер на стороне вендора по запросу.

То есть, единого пароля, который выдается пользователю ИБП раз и навсегда, просто нет. Нельзя просто взять и поменять настройки своего устройства без одобрения вендора!

Также очень странная система индикации событий. Классика предполагает «светофор»: зеленый сигнал – нормальный режим, желтый – предупреждение в случае событий, красный – авария, инцидент. Но здесь на передней панели ИБП лишь диодная мнемосхема с одним индикатором красного цвета. Он либо горит и символизирует собой всё, что угодно, либо не горит и не символизирует ничего.

Невозможно получить и полную карту событий. Состояние автоматов, токи, КПД как соотношение активной и доступной мощностей, состояние каждого отдельного модуля – ничего не отследить. Как финальный штрих: невероятно маленький сенсорный экран, где в нужные иконки и строки пальцем попадет не каждый.

Нужен стилус. «Но его у нас нет и не будет! Не нравится дисплей – делайте выносной экран. Только сами». Ну, ладно. Мы все ещё не сдаемся и хотим с ними поработать, поэтому продолжаем.

Может, хотя бы поддержка?

Множество недостатков на уровне «железа» и ПО может нивелировать качественная техподдержка. Если к вам в ЦОД оперативно приедет квалифицированный инженер вендора, это закрывает большой объём проблем.

Нам предложили три варианта поддержки на выбор. Первая включает только осмотр ИБП и снятие ошибок, вторая – плюс тестирование батарей, третья – первые две опции вместе плюс нагрузочные модули и глубокое тестирование всей ИБП.

По стоимости третья опция – единственная адекватная и интересная нам – оказалась в 2 раза выше, чем аналоги по рынку. Как так, почему? Ни обоснования, ни скидки. Тогда попросили прописать SLA, чтобы получить хоть какие-то ориентиры по реалистичному реагированию вендора на инцидент. Ответ: «Сделаем. За дополнительные деньги!»

Всё, приехали! SLA – ключевой параметр взаимодействия контрагентов в отрасли. Основная метрика надёжности партнеров и подрядчиков. Если её не могут гарантировать по умолчанию, значит возможна компрометация уже нашего SLA для клиентов.

На этом диалог подошел к концу. Представление о техподдержке 24х7х365 у вендора полностью отсутствует и вызывает недоумение. Расписание работы сервисной службы – «с 9:30 до 18:00». Если инцидент произошёл в 18:30 – ждите до 9:30 следующего дня.

Стандартная практика в отрасли – звонок и выезд в течение 4 часов на бесплатную диагностику. Дальнейшие условия могут варьироваться от вендора к вендору, но это железный стандарт.

К чему все это

Рынок сегодня открыт. Проявляй себя, забирай нишу: немало примеров того, как абсолютно неизвестные еще вчера компании уже обслуживают крупнейших клиентов. Почему? Во главе угла – качество оборудования, без него никуда. Но только на нём далеко не уедешь.

«Упаковка» в виде сопровождения, консультаций, обучения персонала заказчиков (его здесь тоже не оказалось в нужном виде), сбор фидбека, дорожная карта развития продукта, удобный интерфейс управления – всё это сегодня составляет 50% успеха решений.

Все новые вендоры (и многие старые) грешат недочётами, но если есть культура общения и обработки обратной связи, то всё можно доработать, устранить, привести в соответствие. Клиентоориентированность решает.

А по факту сегодня мы видим тренд: бизнес вкладывается в русификацию китайского продукта – производство в РФ из китайских узлов продвигается как бренд, который годится для использования в госструктурах, тендерах по ФЗ и т.д.

***

До 2022 года дилерские модели были открытые, доступные. Те же китайские продукты продавались множеством компаний в РФ, цены разнились, схемы поддержки тоже – «рынок потребителя». Сегодня те же бренды обосабливаются, замыкают цикл сопровождения и поддержки на себе и начинают «выкручивать руки» пользователям. 

Но большие бренды в этом сегменте всё ещё в сильной позиции – рука на пульсе, кто-то так и не ушёл, кто-то присутствует по параллельным схемам. Они собирают обратную связь, оптимизируют продукты и рынок так просто не отдадут. Новички с приведенным выше подходом могут претендовать только на low cost ниши.

Тот, кто создаст полноценный жизненный цикл продукта, учтёт сервисные моменты, обеспечит комплектующие, наладит общение с клиентами, SLA, сможет претендовать на место под солнцем.

Кто слишком поверит в себя и продолжит крутить руки клиентам – вылетит с рынка пулей. В коммерческих ЦОДах ни одно ответственное лицо не рискнёт брать на себя такие риски, да ещё с учётом предлагаемого ценника. Если только это будут некритичные участки ИТ-ландшафта, узлы связи и другая второстепенная инфраструктура в корпоративной серверной.

Кстати, почему-то вендоры, которые позиционируют себя как подлинный «Made in China (Taiwan)», ведут себя на нашем рынке максимально гибко. И контраст этот настолько разителен, что его невозможно не заметить.

А вы работали с российскими вендорами для ЦОД?

Андрей Чеснов, руководитель ЦОД Linx Datacenter в Санкт-Петербурге

Комментарии (12)


  1. Roman_shvbsk
    18.12.2024 11:13

    Требования к классу прочности болтов в серверной стойке действительно где то нормативно закреплены? Никогда бы не пришло в голову обратить внимание. Точно не "за уши притянуто"?


    1. Linx Автор
      18.12.2024 11:13

      В данном случае речь идет не о серверной стойке, а об источнике бесперебойного питания и кабельных линиях, подключаемых к нему.